Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский Государственный Университет им. С. Торайгырова
Кафедра журналистики
Лекционный комплекс
По дисциплине «История казахской журналистики»
Для студентов специальности 5В050400 Журналистика
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № «__» от «____» 201 2г.
Зав. Кафедрой __________Алдабергенов К.М.
Составитель ___________ к.э.н Омаров М.М
Павлодар
1. Исторические и социальные предпосылки возникновения печати в Казахстане. Дожурналистские формы творчества.
Журналистика любой страны развивается по определенным законам, зависящим от законов развития общества. Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Управляющее участие журналистики проявляется как характер воздействия на деятельность иных социальных институтов, на сознание и поведение массовой аудитории. Учитывая, что управление подразумевает, естественно, осуществление власти, то именно этим и определяется принципиальное место журналистики в общественной жизни.
История общественной мысли и письменной литературы Казахстана второй половины 19 века ознаменовалась таким важным явлением как зарождение и оформление казахской публицистики под воздействием требований народной жизни, национальной действительности, под идейным влиянием революционно-демократического движения. В дореволюционном Казахстане развитие печати началось вследствие царской политики российского колониализма. Конечно, нельзя утверждать, что не будь этого исторического фактора, не возник бы институт журналистики в дореволюционном Казахстане. Деятельность казахских просветителей не дает нам право допускать подобные высказывания. Публицистическое наследие родоначальников казахской журналистики велико. Просветительское творчество Абая, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина явилось предвестником скорого наступления новых явлений в жизни казахского общества, продолжателями которых стали духовные лидеры казахской интеллигенции. Журналистика страны – это своего рода летопись, историческая память. Появление национальной прессы – заслуга передовых сынов казахского народа.
При изучении курса знание истории печатных органов, умение анализировать тексты, ознакомление с историей развития журналистики дает возможность получения глубокого и всестороннего представления о значимости и необходимости духовного, творческого, исторического наследия казахской журналистики в современности. Эпохальные изменения в обществе, рост и развитие национального самосознания связаны с истоками становления и развития казахстанской журналистики.
Формы пражурналистской деятельности как формы общественной коммуникации возникли еще в древности. Потребность в обмене информацией стала составной частью всей жизни людей. Информационное общение стало мощным фактором воздействия на людей, особенно в сфере общественного мнения, которое становилось главной духовно-организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.
Культура казахского народа имела прямую преемственность с культурой прошлых эпох, с ее лучшими традициями и обычаями. Способами накопления, обработки, подачи и распространения информации в степи стало устное народное творчество. Деятельность акынов и жырау охватывала самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранние жанры и их художественную ценность. Вместе с этим, благодаря своему таланту и авторитету среди народа, их деятельность являлась могучей идеологической силой, оказывавшей большое влияние на общественное сознание людей. Следует отметить, что в 18 веке в устном народном творчестве Казахстана все явственнее отражалась борьба казахского народа против угнетателей и усиливающейся феодальной эксплуатации. Зачатки публицистики выражались в фольклорной форме. Небезызвестный «узун-кулак» - «длинное ухо» явился прообразом «информационной службы». Героический эпос, сказки, пословицы, поговорки, исторические песни – все это следует считать источником первоначального становления и развития публицистических форм творчества. Немаловажен в этом плане тот факт, что в основе эпических произведений, эпосов, героических рассказов всегда лежал реальный факт, даже если устные произведения видоизменялись и перестраивались. Фольклорные образцы, рожденные в 18 веке, характеризуют духовную жизнь народа того периода, образцы народной литературы убеждают в мудрости народа, удивляют его умением давать безошибочную оценку историческим событиям. Многие из поэтов и акынов были смелыми воинами, сражавшимися за независимость своего народа, родного края. Их произведения звучали не только как лучшие образцы народной литературы, но и как призыв к национальному самоопределению, к подъему духовного и культурного уровня, задачи, о которых никогда не забывала казахская интеллигенция.
2. Журналистское наследие казахских просветителей.
Распад патриархально-феодальных отношений в Казахстане во второй половине 19 века, развитие капиталистических отношений имело значительное влияние на развитие общественного мнения. Основоположниками национальной журналистики, ее первыми талантливыми мастерами, подлинными трибунами народных чаяний выступили казахские просветители Чокан Валиханов (1835-1865), Ибрай Алтынсарин (1841-1889), Абай Кунанбаев (1845-1904). Просветительская деятельность передовых интеллектуалов казахской общественности выступила как фактор формирования национального самосознания. Понимание исторической необходимости привело к использованию такого оружия, как публицистическое слово, для защиты интересов народа, угнетенного феодально-байскими порядками и царскими колонизаторами, для его социально-политического просвещения, для последовательной борьбы за будущее. В силу социальных и исторических обстоятельств первые казахские просветители использовали такие формы публицистических выступлений, которые являлись в то время единственно возможными. Характерными чертами публицистики Чокана Валиханова являлись его рассуждения в научных статьях, дневниках, официальных записках, путевых очерках. Именно жанр очерка раскрыл яркий публицистический талант и просветительский дар молодого казахского ученого. Широко известная «Записка о судебной реформе» иллюстрирует позицию автора как человека, смело вторгающегося в общественно-политическую жизнь. А его эпистолярное наследие позволяет судить, как глубоко волновали автора идеи реформаторства, проявлявшиеся в его взглядах, изложенных в переписке с демократической интеллигенцией, ведущими журналистами России. Ибрай Алтынсарин с удивительным мастерством придавал публицистическую окраску своим этнографическим публикациям. Его труд, известный как «Киргизская хрестоматия» играл роль своеобразного журнала общественно-политического и культурного характера. Деятельность Ибрая Алтынсарина охватывала самые разные стороны общественной жизни. Свои взгляды он высказывал на страницах газеты «Оренбургский листок» (1880-1883), где публиковал статьи, корреспонденции и обзоры, анализирующие различные стороны общественной жизни. Велико значение наследия Абая в истории казахской демократической печати. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали гуманистические идеи поэтов и ученых Востока, что нашло свое отражение в трудах по истории, педагогики и праву. В своем творчестве Абай часто обращался к вопросу о роли науки и искусства в духовной жизни общества, о роли труда и образования. Мастерство его знаменитого философско-этического произведения «Слова назидания», сохраняющего до сих пор актуальность своей проблематики раскрывает всю силу публицистического мастерства автора, все богатство его политической мысли. Наряду со своим научным, историческим значением, труды первых казахских просветителей не утратили своей публицистической значимости и в дни современности.
3.Первые казахстанские газеты. Официальные газеты на казахском языке.
Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами, проводимыми в России. Начался активный процесс колонизации. Чтобы придать ему систематический и целенаправленный характер правительство России решило создать на новых землях административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Земли Казахстана были объявлены государственной собственностью Российской империи. Со второй половины 19 века в Казахстан стал активно проникать российский капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Царизм был заинтересован в исследовании полезных ископаемых, этнографии, внутренней социально-политической, экономической жизни местных жителей с тем, чтобы успешней проводить политику ассимиляции. Выразителем интересов царской России призвана была стать периодическая печать. С 1870 года в течение сорока восьми лет в Ташкенте выходила газета «Туркестанские ведомости»- официальный орган Туркестанского генерал- губернаторства. Целью этой газеты, по рекомендательному замечанию Туркестанского генерал- губернатора К.П. фон Кауфмана было изучение края. Хотя основной тематикой при этом являлось утверждение господствующей власти, газета являла собой пример активного слияния двух направлений структуры журналистики. Выполняя поставленные перед ней идеологическую и пропагандистскую функции, газета в то же время положила начало становлению периодической печати Казахстана непосредственно как средству массовой информации. Политические структуры всегда использовали «властные полномочия» СМИ, лежащие в сфере духовно- идеологической, в сфере влияния. Будучи неофициальной, власть журналистики всегда осуществляет проникающее давление на все области жизни, и с экономической, и с политической стороны. Характер духовного влияния таков, что он неизменно проявляется, скрыто или явно, в сознании и поведении людей. Таким образом, утверждая становление собственной власти и действуя в собственных целях, царизм не мог опустить тот факт, что мнение и интересы коренного населения не могут быть скрыты полностью собственническим подходом. При этом следует отметить, что изданию периодической печати на казахском языке придавалось особенное значение, так как необходимо было сформировать определенное мнение местного населения, не владеющего в большинстве своем русским языком, необходимое для успешного проведения собственной политики. Первой казахскоязычной газетой была «Туркестан уалаятынын газеты», выходившая с 1870 по 1882 годы. Это издание было приложением к «Туркестанским ведомостям» и выходило четыре раза в неделю. Два выпуска издавались на казахском языке, два - на узбекском языке. Появление журналистики на родном языке, бесспорно, важная веха в культурном наследии страны. Хотя газета была также призвана выражать интересы царизма, однако на ее страницах в большинстве своем появляются статьи, корреспонденции, заметки о социально- политических проблемах казахского общества, о литературе, искусстве коренных жителей Казахстана. Эти традиции продолжила «Дала уалаятынын газеты» - приложение к «Акмолинским областным ведомостям», печатавшаяся в Оренбурге с 1888 по 1902 годы. На русском языке она выходила под названием «Киргизская степная газета». В разное время ее подписывали редакторы И. Козлов, К. Михайлов, Г. Абаза. Приложение на казахском языке бессменно редактировали старший переводчик канцелярии генерал-губернатора Е. Аблайханов и Д. Султангазин. Весьма интересна была подборка материалов. В одном из номеров была напечатана статья, где звучали слова благодарности и восхваления «белому царю», преподнесшему «степному народу» замечательный подарок - газету. Незамысловатым языком была дана характеристика такому явлению, как возникновение печати в крае. Рядом с фельетоном о «разбойнике» Кенесары Касымове, где вновь приносилась благодарность царским войскам, избавившим от «этого бандита» народ, печатались очерки об истории края, хроники, легенды устного народного творчества, вопросы образования, вопросы становления промышленности и развития края. В официальном отделе публиковались распоряжения, указы царского правительства, местного руководства. В неофициальном отделе были представлены статьи, информационные заметки о внутренней жизни казахов. Большое количество материалов было посвящено литературным произведениям писателей, акынов. На ее страницах впервые выступили видные казахские поэты- просветители, публицисты А. Диваев, М.Ж. Копеев, К. Бабажанов и др. На страницах этих газет рассматривались вопросы внутренней и внешней политики, торговли, проблемы оседания коренного населения, просвещения в русле русификации, положение женщины в обществе, активно освещались вопросы административного устройства, колонизаторская доктрина. В 1879 году в Оренбурге был создан газетный стол областного управления и стал выходить его официальный орган. В качестве приложения на казахском языке к этой газете, начиная с 1895 года, в течение 15 лет выходила газета «Торгай» («Тургайская газета»)
Следует отметить тот факт, что в становлении казахской интеллигенции большую роль сыграли российские учебные заведения. В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане важную роль сыграли научные общества и культурно- просветительские учреждения. Кроме того, присоединение Казахстана к России повлияло и на развитие образования. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. При этом женское образование развивалось слабо. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году в Иргизе было открыто первое женское училище. С целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии в казахский край стали приезжать ученые, путешественники. Труды В. Даля, П. Семенова - Тянь-Шанского, В. Радлова, В. Вельяминова- Зернова внесли неоценимый вклад в изучение края. Целые газетные полосы были отданы выступлениям Г. Потанина, Н. Ядринцева. Все это привносило свой вклад в развитие журналистики не только как выразителя определенных политизированных интересов, но и как института, выполняющего культуроформирующие функции.
4. Печать в годы революции 1905 – 1907 гг.
Во второй половине 19 века подъем российского освободительного движения привел к увеличению притока ссыльных революционеров, принявшего массовый характер, в Западную Сибирь и Казахстан. В определенной степени это явилось историческим фактором, обусловившим развитие общественно- политической жизни в степном крае. Народовольцы, являвшиеся представителями практически всех российских очагов, охваченных пламенем освободительной борьбы, попав в национальные районы, не прекращали своей борьбы, направленной против царизма. Возможно, власти предполагали, что камнем преткновения станет язык и совершенно другие обычаи и условия проживания. Однако казахский народ, имея многовековую культуру, имеющий яркое представление о том, что значит освободительное движение, вырастивший на своих просторах известных просветителе, мудрецов и народных героев, не мог не откликнуться на их деятельность. Сосланные народовольцы, невзирая на притеснение местных властей и полицейский надзор, организовывали в городах Казахстана подпольные кружки, которые распространяли среди местных жителей свои программы и идеи. По их инициативе открывались публичные библиотеки в гг. Верном, Семипалатинске, Омске, создавались научные общества в главных центрах ссылки - в Акмолинской и Семипалатинской областях, развивалось просветительство, оказывалось влияние на становление периодической печати в крае. Создаваемые фонды книг и периодических изданий обогащали культурную и общественную жизнь. Многие материалы «Ведомств», издаваемых в областных центрах, готовились политическими ссыльными, что имело большое значение для развития местной печати. Конечно, под надзором властей невозможно было проводить политику собственных идей, из-за которых и происходили ссылки, но опубликованные труды по истории, культуре, экономике Казахстана оказывали свое прогрессивное значение для развития края и не потеряли своего научного значения и по сей день. Вполне естественно, что такая полезная деятельность, вызывала уважение и доверие со стороны местных представителей, росла их дружба и взаимосвязь с политическими ссыльными, которые активно изучали язык и обычаи местного народа. Их совместная деятельность была направлена на подготовку условий для борьбы за национальное и социальное освобождение. Творческое содружество казахских и русских представителей заложило демократические основы в развитие казахской общественной мысли. Представители русской демократической и революционной деятельности в противовес царским колонизаторам способствовали развитию тесных дружеских отношений между народами. В борьбе за переустройство общества революционные народники большое внимание уделяли нелегальной и легальной печати. Они часто являлись организаторами и участниками периодических изданий. Много статей и материалов печаталось в «Тургайской газете» (1895-1910), в «Туркестанских ведомостях», газете «Оренбургский листок», где сотрудничал И. Алтынсарин, имевший доверительные отношения со многими ссыльными переселенцами, Деятельностью народовольцев была основана Омская газета «Степной край». Их материалы на казахскую тематику печатались в российских изданиях «Восточное обозрение», «Астраханский вестник». Все это имело свои последствия и в какой-то мере подготовило почву для возможности возникновения в Казахстане партийной большевистской печати, так как пробуждение классового и национального самосознания, вовлечение трудящихся масс в освободительную борьбу против царизма играли важную роль в приобщении к социал-демократическому движению передовых представителей края.
Подъем революционного движения, создание групп российской социал-демократической рабочей партии во многих городах Казахстана сопровождались значительным усилением печатной агитации и пропаганды. Стали издаваться листовки, брошюры, нелегальные газеты. В Казахстане распространялись ленинские газеты 1905 г. «Вперед» и «Пролетарий», выходившие в Женеве, петербургская «Новая жизнь», в которой публиковались корреспонденции о положении местного населения. О том, как далеко простиралось влияние большевистских изданий, свидетельствуют денежные сборы, проводимые в пользу газеты «Социал-демократ» - центрального органа РСДРП. В 1905-1907 годах усилилось распространение марксизма. Основной формой агитации и пропаганды были листовки, распространявшиеся особенно широко. В сентябре 1905 года в одном из административных центров края Ташкенте выходила нелегальная большевистская газета «Рабочий». В южных районах распространялись нелегальные газеты Ташкентской группы РСДРП «Рабочий и солдатский листок», «Правда» (1906).
В северных областях пользовались популярностью листовки и брошюры Сибирского союза РСДРП, Омского, Томского и других партийных комитетов. С обострением социально-политической жизни общества появляются первые марксистские издания. Распространялись листовки-прокламации с выражением антиколониального настроения населения. Газеты становились вестниками нового направления в общественно - политической жизни казахского общества. Основой деятельности периодических изданий этого периода становится идеологическая работа, которая превратит печать впоследствии в мощное идейное оружие партии. Ленинская «Искра» станет центром консолидации и политического воспитания партийных сил, сплочения их в партию нового типа, усиления политической активности масс национальных окраин. Марксистская литература, большевистские газеты в силу проводимой идеологической, пропагандистской работы, сыграли огромную роль в развитии революционного движения, упрочении и становлении Советской власти в Казахстане. Газеты «Красный Урал», «Коммунар», «Мир труда», «Степная правда» и другие первые издания казахстанской большевистской печати становятся пропагандистами и агитаторами, курирующими партийную организацию края. При этом большевистская партия осознавала, что для организации всенародной борьбы необходимо создание национальной печати, которая бы стала проводником идей в трудящиеся массы. Таким изданием в Казахстане стала легальная большевистская газета «Урал», издававшаяся на татарском языке с января по апрель 1907 года в г. Оренбурге, и на чьих страницах публиковались яркие материалы М. Дулатова. Всего вышел 31 номер газеты, редактором являлся талантливый публицист Хусаин Ямашев. Основной тематикой было последовательное отстаивание и обоснование взглядов большевистской партии на задачи революционного движения, на аграрный и национальный вопросы, на политику царизма, на выборы во вторую государственную думу. Газета считала своей обязанностью оказывать помощь социал-демократическим организациям и группам в подготовке революционных выступлений трудящихся казахов совместно с русскими рабочими и беднейшими крестьянами. Газета поддерживала протесты коренного населения против изъятия земель царским правительством. Этой теме было посвящено опубликованное на ее страницах «Открытое письмо казахов русскому народу», подписанное «Уполномоченные казахи». Наряду с газетой «Урал» в 1907 году предприняли попытку издания независимые казахские газеты «Казахская газета», была издана в Троицке под руководством Хайма Шумлих Сосновского, и «Серке», вышла в Петербурге как приложение к издаваемой на татарском языке газете «Ульфат». Редактором ее был Х. Ибраимов. Обе газеты открыто писали о колонизаторской политике царизма, «Казахская газета» объявила против нее политическую борьбу, а газета «Серке» в первом номере опубликовала революционную статью М. Дулатова, направленную против политики правительства, что послужило поводом к закрытию газет после первых же выпусков. Несмотря на непродолжительность своей деятельности, и хотя в первых материалах прослеживалась революционно агитационная направленность, появление этих газет свидетельствует о политической активности казахской интеллигенции. Особенная роль в становлении партийной идеологической прессы в Казахстане принадлежит издававшимся также в 1907 году легальному еженедельнику «Трудовая жизнь» - первому профсоюзному печатному органу в Казахстане, четыре номера его были выпущены в г. Семипалатинске, и первой ежедневной легальной газете большевиков «Степная жизнь», три номера которой вышли в Петропавловске. На содержании «Трудовой жизни» сказалась борьба, которую вели большевики с меньшевиками. Порой материалы еженедельника находились в явном противоречии друг с другом по характеру и направленности, но газета призывала рабочих решительно защищать свои интересы и не идти на соглашения с капиталистами. Газета «Степная жизнь» отличалась умелым подбором и размещением материала, его политической заостренностью. Редактором являлся В.В. Куйбышев, для агитации против царского правительства редакция использовала сообщения о репрессиях против забастовщиков и профсоюзов, использовала заметки из буржуазных газет о политической жизни страны. Особый и интерес к ней демократического читателя был вызван, в частности, тем, что газета появилась в тот момент, когда в административном центре Акмолинской области Омске и других городах Западной Сибири открытая большевистская печать была уничтожена. Несмотря на невозможность издания печатных органов из-за применяемого правительством полицейского террора, местные партийные организации не прекращали выпуска нелегальных листовок. В них освещалась внутренняя и внешняя политика царизма и разъяснялись способы революционной борьбы в условиях реакции.
5. Казахстанская печать в годы нового революционного подъема 1910-1914 гг.
Кроме того, в этот период все большее распространение в городах и селах Казахстана получают легальные российские большевистские газеты, из всех дооктябрьских большевистских газет с 1912 по 1914 годы наиболее прочные связи с Казахстаном имела общественно-политическая газета «Правда». Постоянным корреспондентом газеты являлся Ж. Болганбаев из Семипалатинской области, публиковавший материалы, посвященные проблемам родного края. Подписчики газеты жили в разных городах Казахстана и присылали в редакцию денежные пожертвования. «Правда», как и другие издания, решительно осуждала переселенческую политику царизма, публиковала материалы о жизни казахских крестьян и русских поселенцев, освещала положение трудящихся, их борьбу с властью, вопросы классовой солидарности. Кроме того, большевистская печать пропагандировала среди местного населения партийную национальную политику, так как вряд ли без проработки такого вопроса было возможно становление и распространение идей, необходимых для успешного проведения этапов революционной борьбы.
Первый казахский общественно-политический журнал «Айкап» открыл новую страницу в истории казахской журналистики. Издавался он в Троицке с 1911 по 1915 годы. Издателем и редактором был талантливый журналист, педагог М. Сералин. В этом журнале впервые стал публиковаться К. Кеменгеров. Публицистами и корреспондентами журнала были С. Торайгыров, С. Сейфуллин, С. Кубеев, С. Дунентаев, Б. Майлин, М. Жолдыбаев, Ж. Сейдалин Б. Бекжанов и другие. Огромна роль журнала в развитии казахской общественной мысли, литературы и публицистики на основе просветительских традиций. В журнале давалась полная история участия казахских депутатов в работе мусульманских фракций, освещалась работа Государственной Думы, печатались статьи о произволе царской власти, о внутренней и внешней политике. Хотя у М. Сералина не было специального журналистского образования, он горячо взялся за новое дело, используя свой богатый жизненный опыт, зная положения своего народа. Это был одаренный от природы человек, глубокого аналитического ума, имевший свой взгляд на все события, происходившие в обществе, и обладавший несомненным литературным талантом. Первая поэма Сералина «Гулькашима» была издана в Оренбурге в 1903 году. В 1905 году он участвовал в подпольной работе кустанайских большевиков, твердо веря в учение марксизма. В те времена существовали две основные группы интеллигенции. Первая состояла из сторонников панисламизма, воспитанная на религиозных учениях, вторая была из числа тех интеллигентов, которые понимали законы развития общества, звали народ к культуре и образованию, их с большей степенью можно было отнести к демократам-просветителям. Главную причину политической и экономической отсталости они видели в кочевом образе жизни, и впервые во весь голос заговорил об этом на страницах своего журнала М. Сералин. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство народа угнетало души первых просветителей. Казахская интеллигенция поняла, что можно добиться цели путем создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Дискуссии по вопросам просвещения, религии, социальной и политической обстановке, ведущиеся среди казахской интеллигенции находили отражение на страницах печати, в полемике, ведшейся журналом и газетой «Казах». Этим и ценна журналистика. Как истинный журналист, М. Сералин это прекрасно понимал. Дело не в том, кто победит, а кто окажется проигравшим, а в том, что таким образом в печати высвечивались злободневные проблемы. То, что М. Сералин сумел организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений, свидетельствует о нем, как об умелом редакторе. Сам журнал являлся высококачественным изданием того времени. Содержание и тематика каждого материала были глубоко продуманы. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» - письма читателей. Материалы о земле, съездах, выборах и др. были расположены на 4-6 страницах. Материалам под рубриками «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах можно было прочитать зарубежные новости, рецензии. В журнале публиковались материалы из всех уголков Казахстана. У него были постоянные корреспонденты в Шымкенте, Кокшетау, Актюбинске, Семипалатинске, Таразе, Костанае, Астраханской губернии и других населенных пунктах. Полиграфическое оформление журнала было исполнено на высоком уровне. Ответственным секретарем журнала в 1911-1912 годах работал А. Галимов, в 1913-1914 годах - С. Торайгыров. Своя печать становилась действительно рупором, гласом народа. Хотя культурные ценности занимали особенное место в деятельности демократической печати, и газета «Казах» и журнал «Айкап» стали выразителем различных идейно- политических мнений и течений среди национальной интеллигенции и стали наиболее яркими представителями демократической печати Казахстана начала 20 века. Также в зарождении казахской демократической прессы сыграла достаточно большую роль газета «Казахстан». Она издавалась с марта 1911 г. После выхода 4-х номеров редакция была вынуждена приостановить выпуск газеты по материальным причинам. В январе 1913 г. выпуск издания возобновился и осуществлялся до июня 1913 г. Газета выходила сначала в Урде, а затем в Уральске и также являлась органом прогрессивной интеллигенции. Редактировал ее Е. Буйрин. Газета ознакомила читателей с Ленскими событиями, писала о формах стачечной борьбы рабочих. На ее страницах широко освещались вопросы актуальных проблем казахской общественной, экономической и культурной жизни. Много материалов было посвящено научным исследованиям, культуре русского народа, языку и литературе. Направление газеты можно было охарактеризовать как общедемократическое и просветительское. Авторами и публицистами газеты являлись Г. Карашев, Б. Каратаев, С. Менедешев. Кроме этой, по существу, ведущей казахской прессы, достаточно большой интерес представляли и другие издания того времени.
Годы реакции сказались на партийной печати. Большевики края не создали в этот период ни одного значительного периодического печатного органа. Однако в любом случае нельзя было оставлять незакрытой брешь в идеологической работе, основной силой которой являлось печатное слово. Основной формой агитации и пропаганды становились листовки и брошюры, возникали нелегальные газеты, распространялись легальные и нелегальные большевистские издания, выходившие в России. Печать продолжала выполнять функции идеологического оружия, которому суждено было стать основополагающим в последующем развитии партийной прессы Казахстана.
Достарыңызбен бөлісу: |