Обязательная литература по курсы истории средневековой философии. Источники:
-
Библия. Бытие. Исход. 1-3. Евангелие от Матфея. 4-7. От Иоанна.
-
Толкование о душе.//Хосроев А.Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991. С.205-214.
-
Цельс. Правдивое слово. //Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С.293-99.
-
Тертуллиан. Против Гермогена.// Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С.130-45.
-
Ориген. О началах. Самара, 1993. С. 161-81.
-
Василий Великий. Беседы на шестоднев.//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийский ч.1. М., 1845, репринт 1991. С. 1-20.
-
Григорий Нисский. Об устроении человека. Спб. 1995. С. 9-38.
-
Августин А. Исповедь. М., 1991 кн. 7, гл. 9 (177-178); кн. 10, гл. 11-16 (с. 247-252); кн. 11, гл. 12-31 (с. 290-308).
-
Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990. Комментарий к Порфирию (с.64-65). О Троице (с.145-157). О предикации трех Лиц (с.158-160). Гебдомады (сю161-166).
-
Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 227-231.
-
Пселл М. Богословские сочинения. СПб, 1998. Догматическое богословие (с. 67-87).
-
Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. Монологион. Гл. 20-38 (с. 65-89), Просологион. Гл. 2-4 (с.128-130).
-
Дамиани П. О божественном всемогуществе.//Ансельм Кентерберийский. ук. соч. гл. 11 (с. 380-83).
-
Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995. Логика для начинающих (с. 86-97). Теология "Высшего Блага" кн. 1, гл. 1-5 (с. 133-140).Этика, или Познай самого себя. Кн. 1(с. 246-250). Диалог между Философом, Иудеем и Христианином (с. 403-411).
-
Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души - к богу. М., 1993. Гл.5 (с.123-37, билингва).
-
Фома Аквинский. О сущем и сущности. Историко-философский ежегодник, М., 1988. С. 230-252.
-
Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995 (161-180).
-
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1912. Репр. 1991. О вечном рождении (с.11-21). О сокровеннейшей глубине (с.22-26).
-
Суарес Фр. Фрагмент 31 Метафизического рассуждения. Verbum. Вып. 1 СПб, 1999. С. 126-138.
История философии Средних веков и Возрождения
Учебное пособие Составители: О.Э.Душин, А.Г.Погоняйло
Курс предназначен для студентов философского факультета, включает 19 тем по истории философии Средних веков и Возрождения, список источников и литературы, а также планы семинарских занятий. Программа составлена с большой степенью детализации рассматриваемых тем и вопросов, касающихся не только истории философии, но и общекультурной проблематики. В зависимости от отведенного на изучение курса времени и уровня подготовленности аудитории она может быть легко сокращена.
Часть I. История философии Средних веков
Тема 1. Введение в курс средневековой философии.
а)Исторические формы философии.
Какой бы период или эпоху истории философской мысли мы ни брались изучать, нам приходится обратиться к началу и снова задать себе вопрос, которым мы уже не однажды задавались: а что же такое философия? Метафизика, - сказал М.Хайдеггер, (а в данном случае понятия "философия" и "метафизика" не различаются) - это предельное вопрошание, охватывающее своими вопросами совокупное целое сущего и спрашивающее о нем так, что сам спрашивающий оказывается под вопросом. Это одно из самых точных и понятных определений философии, им мы и воспользуемся. В философии спрашивается о совокупном целом сущего, стало быть, обо всем что ни есть, и даже о том, чего нет/ почему его нет/ и что значит "быть" или "не быть", и потому это ПРЕДЕЛЬНОЕ вопрошание, т. е. всегда балансирующее на грани мыслимого: это ум, обнимающий все-все, естественно, свойственным ему - уму - способом, - МЫСЛЯ САМОГО СЕБЯ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ. Мы ощущаем, чувствуем, сознае-м/ воспринимаем, мыслим все то, что мы ощущаем, чувствуем, сознаем, вопринимаем, мыслим, а также иногда отдаем себе отчет в том, что все это воспринимаем и мислим именно мы. Каждый из вас может проделать такой опыт самосознания. В этом опыте мы некоторым образом дистанцируемся от самих себя сознающих и воспринимающих что-то и сознаем само соз-навание. Это и называется рефлексией, обращением мысли на саму себя. В рефлексии ум сам себя разумеет. Ум - это само-собой-разу-меющееся.
Ум - само-собой-разумеющееся в разных смыслах. Во-первых, опыт рефлексии убеждает нас в том, что ум ВСЕГДА УЖЕ ЕСТЬ, когда мы что-то ощущаем, понимаем, воспринимаем. Поначалу может показаться, что это не так: мы сперва что-то различаем в мире - ведь то, что мы различаем (ощущаем, чувствуем, мыслим...) существует не потому, что мы это различаем - и только потом мы "отдаем себе отчет" в том, что мы что-то различаем: сознаем сознание. Однако, различив нечто, мы ТЕМ САМЫМ УЖЕ незаметным для себя образом собрали мир в ЦЕЛОЕ, вовсе не став при этом абсолютными его наблюдателями и даже вообще не зная, цел ли он. Воспринимать что-то, чувствовать, понимать и ПОСТУПАТЬ (т. е. "вести себя", - как собачку водят на поводке, так мы ведем сами себя, тогда мы - самоведомые, а если нет, то "нас водят", и, как правило,, "за нос") мы можем только в целом мире, собирая его в целое именно нашими различениями, чувствованиями, поступками. В этом заключен некоторый парадокс: мир собирается в целое нашими различениями в мире. Но этот парадокс - наша исходная и конечная жизненная ситуация, положение неких сущих, знающих о том, что они есть,"а также ЗАДАЮЩИХСЯ вопросом о том, что значит "существовать", "быть". И задающихся этим вопросом изнутри бытия. Вопрос, казалось бы, -бессмысленный. Ибо окончательного ответа на него не получить.' Но в том то и дело, что этот задаваемый нами вопрос задает нас самих как специфический род сущих, способных спросить о смысле существования. Только так - вопросительно - мы и охватываем своими вопросами совокупное целое сущего, когда занимаемся философией, не обязательно будучи профессиональными философами, но просто разумными животными,'т. е. животными, знающими о том, что они существуют.
Поэтому ум всегда уже есть в том смысле, что когда мы о чем-то спрашиваем, а точнее, нам спрашивается, ведь это наши вопросы нас задают, то любой наш вопрос очерчивает некую перспективу, встраивает нас в горизонт совокупного целого сущего. Только внутри этого горизонта мы можем что-то различать, что-то понимать и чем-то быть. Этот "умный горизонт" - само собой разумеющееся условие всякого разумения. Он всегда уже есть, как Анакси-менов "воздух", который "не явлен взору", пока "однородно-усреднен", - естественная среда понимания.
Во-вторых, ум - само-собой разумеющееся в смысле спонтанности, стихийности понимания. Прямым усилием понять что-то ничего не поймешь, нужны обходные маневры или какие-то тектонические сдвиги под нашими ногами ^атмосферные изменения), все то, что делает заметной не замечавшуюся ранее - в силу ее естественности (воздух, которым мы дышим, земля, по которой мы ходим) - среду понимания. Само-собой-разумеющееся перестает быть таковым и требует понимания. Но если понимание случается, то оно происходит САМО СОБОЙ: мы оказываемся в неком "умном месте", собираемся там все, кто что-то различил, например, нарисованную рожицу, или понял, например, почему умножение на ноль любой величины дает ноль. Иначе говоря, мы можем понять только то, что каким-то неведомым для нас образом "и так знаем".
В-третьих, ум - само-собой-разумеющееся в смысле рефлексии, обращения ума на самого себя, сознания сознавания.
Так вот, исторические формы философии это различные ОБРАЗЫ УМА, образа, строго говоря, не имеющего. Мы можем понять, как представляли себе ум разные эпохи - античность, средневековье, Новое время - соответственно, становясь "эпохами", совершая эпохе (редукцию мира к уму), только если мы УЖЕ поняли, что такое ум. Ум как безобразная - не имеющая образа - метафизическая граница физического (при которой физическое вполне может быть беспредельным) всегда уже есть. Всякое понимание начинается с... понимания. Все фундаментальные определения (определения начал) тавтологичны, например, ум это ум. А есть А (это формула первоначала, выведенная Аристотелем, формула ума). Поняв, что такое безобразный ум как само-собой-разумеющееся, мы сможем различить его "образы" - исторические формы философии, ее эпохи, ибо мы их пережили, оставили позади. Но мы не вправе начинать "с эпох" и ими объяснять понимание. Это значит поставить телегу впереди лошади.
Итак, образы ума, соответствующие перечисленным эпохам: аристотелевская "осуществленность" (энергия, энтелехия), томистская "актуальность", картезианская в своей основе "действительность представления". Коль скоро наш предмет - история средневековой философии, мы займемся преимущественно "актуальностью", постараемся выяснить, откуда она взялась и во что преобразилась.
Литература:
Отсылаем к списку литературы, рекомендованной составителями методического пособия по изучению истории античной философии - История античной философии. Часть 1. Введение. СПбГУ, кафедра Истории философии. СПб., 1998. С. 12-14. Особенно важно перечитать следующие труды: 1. Хайдеггер М., Время картины мира. // М.Хайдеггер. Время и Бытие. М., 1993. 2. Хайдеггер М., Основные понятия метафизики. Там же, с. 327-345.
б) Идея "среднего возраста" и отношение к средневековью в европейской традиции. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Проблемы периодизации. Источники по средневековой философии.
Литература общего характера по истории философии и культуре Средних Веков:
-
Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
-
Бицилли П.М., Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.
-
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
-
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в история западноевропейской средневековой философии. Тб., 1981.
-
Жильсон Э. Разум и откровение в Средние Века. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
-
История философии. Запад - Россия - Восток. Книга первая. Ч. 2. История средневековой философии. М., 1995.
-
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1, М., 1962. Средние века.
-
Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.
-
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
-
Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984. Вторая половина VII - XII в. М., 1989. XIII - первая половина XV в. М., 1991.
-
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
-
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
-
Мифы народов мира. Т. 1,2 М., 1992.
-
Памятники средневековой латинской литературы 10-12 вв. М., 1972.
-
Рассел Б. История западной философии Ч.1, М., 1993.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.2 Средневековье. СПб, 1994.
-
Рус Я. Средневековая философия. История философии в кратком изложении. М., 1991.
-
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
-
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
-
Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993, 1995.
-
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
-
Штекль А. История средневековой философии. М., 1912. СПб, 1996.
Тема II. Предпосылки формирования средневековой философии.
Средневековая мысль складывается как синтез двух традиций - "Афин" и "Иерусалима", из которых первая представляет собой именно философскую традицию, т.е. выросший на греческой почве культ созерцания - теории - как усмотрения сущностей (ответ на вопрос о сущности есть ответ на вопрос "Что это такое (есть)?"). Здесь-то и зарождается так называемая "созерцательная установка", преодоления которой чает постклассическая рациональность в лице того же Хайдеггера, например. Ведь спрашивая о чем-то "Что это?", мы тем самым отстраняемся от того, о чем спрашиваем, и указываем на него - "это". При этом "это" определяется как "что именно оно есть в своей сущности". Полная формула сущности - "Это (есть) то-то" (Аристотелевские первая и вторая сущность). Формула сущности это ФОРМА определения,"в которую НЕОБХОДИМО укладываетс-я любая "речь о сущности" независимо от того, знает о ней говорящий или нет. А сосредоточение внимания именно на форме речи, на способах предикации сущего, - это тоже созерцательная установка (по отношению к речам). Обнаруживаемая таким образом необходимость характеризуется как необходимость логико-теоретическая, представляющая собой логику определения. "Логика" этой логики проста: мы можем определить "это" как "то-то", только если "это" тождественно самому себе, если А есть А. А есть А - это Аристотелев ум-перводвижитель, основание всякого определения и метафизическая граница физического. Более тщательная разработка этой логики, синтезирующая арис-тотелизм с платонизмом, дает известную неоплатоническую конструкцию - единое, ум/ душа, множество вещей, собственно, логику актуальной бесконечности, или схватывания умом совокупного целого сущего. При этом соответствующие логические ступени все более он-тологизируются, т. е. каждый высший уровень оказывается более "действительным" (бытийным, энергийным) в сравнении с низшими. Таков итог разработки античного "образа ума", или метафизика, преобразившаяся в онто-тео-логику.
Что же касается второй традиции - "Иерусалима", то это принципиально не философия, а традиция монотеистического креациониз-ма, воплощенная в библейском повествовании, и ядром ее являются заповеди/ отвечающие не на теоретический вопрос о сущности, но на сугубо практические вопросы - Как быть?. Что делать?. Как и всякая богооткровенная религия она признает абсолютный авторитет своего "текста" - Священного Писания, истолкование которого и становится одной из главный форм мыслительной деятельности. Религия, как известно, это прежде всего РИТУАЛ,, священнодействие, т. е. опять же практика, а не теория. Вот почему в течение всего средневековья философия так и осталась служанкой богословия, при этом не нужно забывать, что и богословие тоже выступало слугой, охранителем ритуального священнодействия: оно отторгало как еретические его неправильные истолкования.
С самого начала (т. е. еще дохристианский) синтез "Афин" и "Иерусалима" был чем-то внутренне противоречивым. Когда победившее христианство стало изъясняться на философском языке своего времени, оно, с одной стороны, произвело онтологиче.скую революцию, поставив во главу угла действие, а не созерцание: и творение мира и обращение (самопожертвование) человека к Богу и Бога к человеку суть поступки. Ведущей темой патристики оказывается, во-первых, свобода как источник зла (но несвободного обращения Богу не нужно), во-вторых, реабилитация тела и материи (материя сама по себе этически нейтральна). Однако, с другой стороны, оно пытается приспособить к своим нуждам традиционную онто-тео-логику - продукт созерцательной установки. Неоплатоническое "священноначалие" (иерархия) становится христианским, претерпевая кое-какие изменения.
Меж тем, античности хорошо была известна и отодвинутая ею на второй план "практическая" необходимость. Науки о действии и производстве были противопоставлены Аристотелем теоретическим дисциплинам именно как требующие (необходимо требующие) решений, поступков, коль скоро "сделанное и решенное - одно и то же". Тем не менее, ни патристика, ни тем более схоластика, отведя философии роль служанки, так и не сделали ее "философией поступка".
Греческая "литература" и ближневосточная "словесность". Смысл ритуала. Суд и Судия. Мистика и аскеза. Ветхозаветная традиция. Монотеистический креационизм. Платоновско-аристотелевское учение о сущности сущего. Экклесиаст: "выслушаем сущность всего". Дохристианский синтез "Афин" и "Иерусалима". Септацгинта. Филон Александрийский (ок. 20 днэ - 54). Принципы экзегетики.
Новый Завет и радикальная "неразумность" христианства. Ветхий Завет в свете Нового. Иудеохристианство и павлинистская экклесиология. Сущность и задачи догматического богословия.
Источники:
-
Библия. Бытия. Исход. 1-3. Экклесиаст. Евангелие от Матфея. 4-7, от Иоанна. 1, 1-18.
-
Аристотель. Категории. Гл. 5.
Литература
-
Аверинцев С.С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность". С.С. Аверинцев. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1966. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок материи в мировоззрении раннего средневековья. (Общие замечания).В сб.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266-285.
-
Амусин И.Д. Кумранская община.
-
Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия). В сб.: Человек и культура. М., 1990. С. 5-54.
-
Кураев А.В. О вере и знании - без антиномий. ВФ, 1992, 7, с.45-63.
-
Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Постижение versus понимание. Труды по знаковым системам. XXIII. Тарту. 1989. С. 3-17.
-
Топоров В.Н. Ещё раз о др. гр. sofia: происхождение слова и его внутренний смысл. Структура текста-80. М., 1981.
-
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7-60. Топоров В.Н. Спор или дружба? Эквинокс. М., 1991, с. 91-162. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. Структура текста-81. Тезисы симпозиума. М., 1981, с.53-58.
-
Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990.
Тема III. Доникейская патристика.
Понятие о патристике. Патристика и патрология. Периодизация. Грекоязычная и латиноязычная апологетика: представители, задачи, обсуждаемые вопросы. Два отношения к языческой мудрости. Тертуллиан (ок. 160 - после 220): учёный спор с философией.
Размежевание христианства и "лжеименного знания". Гностики. Общий смысл гностических учений. Учёное происхождение гностицизма как явления массового сознания; гностики и пифагорейцы. Мифологизация и сакрализация категорий.
Античные критики христианства. Кельс (2в.), Порфирий (ок.233-304), Юлиан Отступник (331-363).
Источники:
-
Сочинение св. Иринея (пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900).
-
Сочинения древних христианских апологетов (Татиан, св. Феофил Антиохийский), пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1895.
-
Тертуллиан. О прескрипции против еретиков. Против Гермогена. О плоти Христа. О зрелищах. К.С.Ф.Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.
-
Хосроев А.Л. Александрийское христианство. (По рукописям, найденным в Наг-Хаммади). СПб. 1991. (тексты).
-
Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. М., 1994. (На перекрестке путей': ранние апокрифы. С. 51-152).
-
Цельс. Правдивое слово. 4.11. А.Б.Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
Литература:
1. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.
2. Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград. 1993.
3. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви, Париж, 1926, М.,1994.
4. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Сб. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976, с.17-64.
5. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.
Тема IV. Александрийское христианство.
Традиции александрийской экзегетики. Александрия и Антио-хия - "мировые города", где христиане стали "христианами", членами "партии" Христа. Гонения. Христианский гнозис Климента Александрийского (сер11в.~ 216).
Ориген (ок.185-263 или 264). Жизнь и труды. Катехитическое училище в Александрии. "О началах", история книги, задачи, композиция. Ориген о свободе воли. Двойственность позиции Оригена: необходимость творения. Апокатастасис и возвращение к циклическому времени мифа. Оригенизм. Ориген и каппадокийцы.
Источники:
-
Климент Александрийский. Педагог. М., 1996.
-
Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
-
Ориген. О началах. Самара. 1993.
Литература:
1. Мейендорф И. Ук. соч.
2. Карсавин Л.П. Ук. соч.
3. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб.. 1966.
Тема V. Восточная патристика IV -- V веков.
Говоря о патристике - учениях отцов церкви - следует помнить о "практической" доминанте их мышления, выразившейся в том, что всякая онтология начинается для них со свободного поступка ничем не обусловленного творения мира Богом и с обусловленного благодатью и жертвой Сына Божьего, но все равно свободного обращения в христианство. Как уже было сказано, этот онтологический переворот не мог быть адекватно осмыслен в традиционной философской терминологии, однако, за неимением другой именно в ней и осмыслялся, - отсюда и смысловые сдвиги привычных понятий в контексте тринитарных и христологических споров, и парадоксальные формулировки Халкидонского вероопределения.
С этой доминантой связан также своеобразный историзм христианского мышления, особенно заметный там, где влияние греческой философии было меньшим, - в Сирии и других "буферных" государствах, а также в силу особенностей римской культуры, - в западной части империи.
Никейский собор и арианство. Афанасий Великий (ок.293-373): природа (сущность) и воля. Новоникейцы. Тринитарное богословие. Неоплатонизм и христианство.
"Шестоднев" Василия Великого (ок.330-379) и аристотелевская классификация наук. Апофатическое богословие Григория Богослова (ок.330-390), антропология Григория Нисского (ок.335-394).
Феномен монашества. Антоний Великий (ок.250- ок.355). Роль каппа-докийцев в вовлечении монашества в сферу церковного влияния. Ки-новия -- отшельничество вместе. Пахомий Великий (ум. в 348г.).
Тринитарные и христологические споры IV -- V веков, основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство) и принципы их отторжения. Халкидонское вероопределение (451г.).
Источники:
-
Творения иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа александрийского. В собр. "Творения свв. отцов", 1851-1854.
-
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4.1. Беседы на Шестоднев. Репр. М., 1991.
-
Творения св. Григория Богослова. В 6 т. М., 1843-1846.
-
Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.,, 1995.
Литература:
1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, СПб., 1907-18.
2. Карташев А.В. Вселенские соборы, Париж, 1963.
3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви.
Догматическое богословие. Мистическое богословие. Киев, 1991, с
95-335.
4-Мейендорф И. Ук. соч.
5. Попов И.В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904.
6. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931. Репр. М., 1992.
7. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад. 1914. Репр. М., 1995.
8. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -- 1054г.)
9. Тальберг Н. История Христианской Церкви. Москва - Нью-Йорк, л991.
Тема VI. Латинская патристика IV -- V веков.
Для западной традиции фигура А.Августина является ключевой. Богословие Августина - переработка античного наследия и неоплатонизма в духе христианского историзма, представленная выдающимся ритором как протокольная запись личного обращения ("Исповедь"). 'Если на Востоке учение о личности было в первую очередь учением о личности Богочеловека, то Августин иллюстрирует божественное триединство единством "бытия" как памяти о том, что было, "знания" как представления о том, что есть, и "любви" как желании того, что будет, (еззе, поззе,уе11е) в человеческой душе,'"сосредоточенной" и "растягивающейся" одновременно. Сосредоточиваясь, душа постигает время (одновременно возвышаясь над ним) как единство трех: настоящего прошедшего (память), настоящего, настоящего (непосредственное созерцание), настоящего будущего (стремление, любовь), оказываясь "образом Божиим" во всяком человеке. При этом, если кто и усомнится в том, что он существует, то это сомнение лишь доказывает его существование; равным образом, нельзя усомниться в том, что мы знаем, что мы существуем, как нельзя усомниться и в том, что мы любим то, что мы любим. Такой акцент на личном переживании богооткровенных истин и безусловное подчинение личной воли божественной, а свободы выбора - благодати сделали Августина родоначальником целой традиции - августинианства -в схоластике, а также беспрекословным авторитетом для всех: мистиков и логиков, традиционалистов и реформаторов, ортодоксальных католиков и протестантов. Бонавентура превратит его учение в схоластический "итинерарий" онтологических ступеней, Кампанелла на той же основе будет разрабатывать проект новой религии, а Декарт согласится с тем, что его сод11:о в принципе повторяет мысль святого отца.
Иларий Пиктавийский (ок.315-368), перевод греческой тринитарной терминологии. Деятельность Мария Викторина Африканского (обр. ок. 355г.). Иероним Стридонский (между 340 и 350-420), автор Вульгаты. Амвросий Медиоланский (ок. 340-397). Личность и учение А.Августина (354-430). Манихейство, спор с Пелагием, выступления против донатистов. Трактат о свободе воле. Августин и неоплатонизм. Учение Августина о душе и самопознании. Вопрос о времени. История как история обращения -- персонального ("Исповедь") и всемирного ("О граде Божием"). Юриспруденция, риторика и богословие. Августин и западное христианство.
Источники:
-
Творения блаженного Августина, епископа иппонийского. Киев. 1905-1912.
-
Августин А. Исповедь. М., 1991.
-
Пелагий. Послание к Деметриаде. В кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987, с. 594-635.
Литература:
1. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
2. Карсавин Л.П. Августин и наша эпоха // Символ. 1992. 28, с.233-344.
3. Попов И.В. Личность и учение бл. Августина. Сергиев Посад. 1917.
4. Трубецкой Е.Н. Религиозный идеал западного христианства в V веке. 4.1. Миросозерцание бл. Августина. М., 1892.
5. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина. о соотношении времени и вечности. ИФЕ-86, с. 35-47.
6. Погоняйло А.Г. Когито и пайдейа. Вестник СП.у-та, серия 6,вып.2, СПб., 1994, с. 11-19.
Тема VII. Поздняя патристика.
На рубеже V - VI вв. главная фигура на Западе - Боэций, на Востоке в начале VI века появляются трактаты Псевдо-Дионисия, ставшие одинаково авторитетными как для восточного, так и для западного христианства. Боэций, в число отцов церкви не входящий, в своих богословских трактатах фактически задал образец позднейшего схоластического теоретизирования, окончательно отрегулировав его словарь.
Творчество Максима Исповедника, его позиция в споре с моно-фелитами определили основные черты православной теории личности. Благодаря переводам Эриугены, его сочинения ("Вопросоответы к Фа-лассию" и "Амбигва к Иоанну"), как и трактаты св. Дионисия, получили известность на Западе.
Иконоборческая смута и победа иконопочитания, принципы которого были сформулированы Иоанном Дамаскиным, предопределили особенности византийского богословия как богословия иконы - "зримой метафизики", нашедшей наиболее полное выражение в системе обратной перпективы.
Особенности восточного и западного монашества. Бенедикт Нурсий-ский (кон. V - 543г.).
Клерикализация церкви (отделение духовенства от мирян). Порядок "держателей авторитета" как система метафизических мест (сущностей, причин или субстанций - "начальства и силы"). Псевдо-Дионисий Ареопагит о церковной и небесной иерархии. История Ареопагитик. Состав. Неоплатонизм псевдо-Дионисия. Катафатическое и апо-фатическое богословие.
Боэций (480-526) и Кассиодор (р. между 480 и 490, ум.в 570) трансляторы ученой традиции. Компилятивный характер позднеантич-ной учености. Боэций об универсалиях. "Утешение философией", жанр и идеи. Определение вечности.
Деятельность Григория! Великого (ок.540-604). "Патримоний св. Петра", принцип зегуиз зегуогит Ое1.
Исидор Севильский (570-636) и его "Этимологии", Беда Достопочтенный (ум. 735)
Продолжение христологических споров. Стремление к- компромиссу с монофизитами, "моноэнергизм" патриарха Сергия как перетолкование аристотелевской епегде1а, монофелитство. Максим . Исповедник (580-662), жизнь и труды. Смысл учения о двух волях.
Иоанн Дамаскин (ок.675-749), тип схоласта, кодификатора ученой традиции. "Источник знания". Иконоборчество и иконопочитание. История спора об иконах. Защита иконопочитания Дамаскиным. Фео-дрр Студит (759-826) и патриарх Никифор. Богословие иконы.
Источники:
1. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993.
2. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. ИФЕ-90. М., 1991, с.227-231.
3. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев. 1991.
4. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.,1990.
5. Максим Исповедник. Мистагогия. Творения, кн.1, М., 1993, с.154-184.
6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.- Ростов на Дону, 1992.
7. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. Сергиев Посад. 1993.
Литература:
1. Флоровский Г.В. Восточные отцы V -- VIII веков. Париж, 1933. 2-е изд., М., 1992.
2. Лосский Вл., ук. соч., с.95-259.
3. Уколова В.И. "Последний римлянин" Боэций. М., 1987.
4. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
5. Флоренский П.А. Обратная перспектива. П.А.Флоренский. Соч., т.2, М., 1990, с. 39-106.
6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
7. Бычков^ В.В. Малая'история византийской эстетики. К^ев, 1991.
8. Успенский Б.А. Семиотика иконы. В кн. Б.А.Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.
Тема VIII. Начало схоластики на Западе.
Понятие схоластики. Образ и образование. Особенности культурной ситуации на Востоке и на Западе. Роль ирландского монашества. "Каролингское возрождение". Деятельность Алкуина.
Дары Михаила II Людовику Благочестивому (827г.). Иоанн Скот Эриугена (ок. 810- ок.877) и его трактат "О разделении природы". Влияние платонизма. Основные идеи.
Источник:
Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М.,1970.
Литература:
1. Штекль А. Ук. соч. и другие указанные учебники по истории философии Средних веков.
2. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898.
Тема IX. Арабская и еврейская схоластика (Общий обзор).
Особенности формирования арабской культуры. Быстрота завоевания и использование существующей "инфраструктуры". Священный текст и алгоритм. Коран и метафизика Аристотеля. Влияние христиан-монофи-зитов. Первые арабские философы: ал Кинди и ал Фараби. Опровержение философов. Суфизм. Метафизика Авиценны (980-1037). Реальное различие сущности и существования. Принцип индивидуации. Авер-роэс (1126-1198): культ Аристотеля. Примат философии и вечность мира. Единство ума.
Авицеброн (Ибн Гебироль, 1021-1050 или 70) и его "Источник жизни". Богословие Маймонида (1135-1204). Расхождения с Авиценной
Книга о причинах. Влияние арабов на европейскую схоластику. Пути контактов. Толедская "школа" переводчиков.
Источники:
-
Коран.
-
Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980.
-
Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
-
Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1990.
-
Ибн Рушд. Опровержение опровержения. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.
-
Маймснид М. Путеводитель колеблющихся. Григорян С.Н. Из истории Средней Азии и Ирана (УИ-ХИ вв.). М., 1960.
-
Рабби Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Таргум. Вып. 2.., М., 1991.
-
Рамбам (Маймонид). Избранное. Иерусалим. 1990.
-
Маймонид. Главы из книги "Путеводитель заблудших" в Антологии мировой философии. М., 1969.
-
Ибн Араби. Геммы мудрости.
-
Смирнов А.В. Великий шейх суфизма; Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993.
-
Книга о причинах. ИФЕ-90, М.,1991, с. 188-210.
Литература:
1. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
2. Соколов В.В., ук соч. и др. указанные учебные пособия по истории философии.
Тема X. Византийские авторы IX -- XII веков.
Эпоха Фотия (ок. 820- ок. 897г.). "Библиотека". "Мистагогия". Начало догматического спора о Filioque. История вопроса. Просветительская деятельность Кирилла-Константина (826 или 827-869) и Мефодия (р. до 820-855). Оживление мистических настроений в конце Х -- нач. XI веков. Симеон Благоговейный (ум. 986) и .Симеон Новый Богослов (949-1022). Секулярные тенденции сер. XI века. Иоанн Мавропод. Михаил Псе лл (1018-после 1096 или 97): "Многоразличная *наука". Иоанн Ита»л (втор. пол. XI века) и его конфликт с ортодоксией по поводу платоновских идей. Выступление Николая Мефонского (ум.ок. 1165) против Сотириха Пантевгена.
Литература:
1. Культура Византии. Ук. соч.
2. Мейендорф И. Ук. соч.
Тема XI. Западноевропейская схоластика XI -- XII веков.
"Ручной" характер средневековой культуры и перемены в системе ценностных ориентации на христианском Западе Х11-Х111 веков. Подъем Х-ХШ вв. и обращение к миру земному. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов: превращение монаха в воина. Средневековый антисемитизм.
Диалектики и антидиалектики. Ансельм Кентерберийский (1033-1109), монах, политик, богослов. Его жизнь и сочинения. История П-Иодие. Онтологический аргумент Ансельма. Судьба-онтологического доказательства в истории философии. Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд. (Григорий VII, папа в 1073-1085).
Спор об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бер-нар Шартрский, ум. между 1124 и ИЗО, и Гилберт Порретанский, 1076-1154). Петр Абеляр (1079-1142), его учителя (Росцелин, 1050-1122, и Гильом из Шампо, 1070-1121) и позиция в вопросе об универсалиях. Концептуализм. Метод ^иаез1:^о. Схоластика как культура образования. Восточное учительство и европейское преподавание дисциплин. Школы и университеты. Аббат Сюжер и его аббатство. Мистика Бернара Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Вик-торские мистики. Иоахим Флорский (ок.1132-1201), содержание и судьба его учения.
Источники:
1. Памятники средневековой латинской литературы Х-Х11 веков. М., 1972.
2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.
3. Дамиани П. О божественном всемогуществе. Там же.
4. Абеляр П. Диалектика. Вопросы философии. 1992, 3, с.161-178.
5. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
6. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.
7. Бернар Клервоский. О благодати и св. воле. Средние века. Вып.45, М./ 19 , с.265-303.
8. Бернар Клервоский. О трех чинах церковных. 311еп1:1ит. СПб., 1991, с.147-148.
9. Отрывки из сочинений Гуго Сен-Викторского, Абеляра, Бернарда Клервоского и др. см. История эстетики, цит.
Литература:
1. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в Х11-Х111 веках преимущественно в Италии. Пг. 1915.
2. Ле Гофф Ж. С небес на землю.. "Одиссей". М., 1991, с.25-47.
3. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.
4. Купреева И.В. Ансельм Кентерберийский. В кн. Ансельм Кентерберийский . Сочинения. Цит. 5. Брук К. Возрождение XII века. Богословие в культуре средневековья. Цит.
6. Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен Дени. Там же.
7. Неретина С.С. Абеляр и -Петрарка: пути самопознания личности. Вопросы философии. 1992, 3., с. 134.
8. Федотов Г.П. Абеляр. // Г.П.Федотов. Собр. соч. в 12т. Т.1. М., 1996. С..185-274.
9. Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском. "Одиссей", 1989, с.77-97.
9. Гуревич А.Я. Популярное богословие и народная религиозность Средних веков. Из истории культуры Средних веков... Цит., с. 65-91. (О "Светильнике" Гонория Августодунского, перв. пол. XII в.)
Тема XII. Высокая схоластика.
Учения св. Бонавентуры и св. Фомы рассматриваются более детально как в силу их авторитетности, так и потому, что они стали своебразной кульминацией каждое: августинианства, воспринятого францисканским монашеством, и христианского аристотелизма у доминиканцев. Аналогия сущего, по Фоме, это христианский парафраз аналогии сущего, по Аристотелю, которая у Стагирита была ничем иным, как разъяснением того обстоятельства, что "сущее сказывается многозначно", и , стало быть, ни сущее ни единое не являются наиболее общим родом. Фома, при помощи т. н. "реального различия' сущности и существования вводит в аристотелизм принцип творения, выстраивая соответствующую иерархию сущих. Томистская ас^иаИ/Ьаз , восходящая к Аристотелевой "энергии" (осуществленности), отличается от последней тем, что приписывается запредельному личному Богу-творцу, сообщающему бытие твари и тем самым поддерживающему ее над пропастью небытия.
Могущество папства при Иннокентии III (1198-1216) Император Фридрих II, его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Нищенствующие ордена: францисканцы и доминиканцы. Реформы Людовика IX Святого (1226-1270): "парламенты". Куртуазная культура в ХЫ-ХШ вв.
Усвоение аристотелизма в схоластике. Полемика по этому вопросу. Запреты на преподавание физики и метафизики Аристотеля. Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест (1175-1253) и Роджер Бэкон (ок.1214-1294). Средневековый эмпиризм (натурализм) и его принципиальное отличие от новоевропейской науки.
Альберт Великий (1193 или ок.1206-1280) богослов и комментатор Аристотеля, разграничение богословия и философии, практического знания и умозрения. Учение о трояком существовании универсалий.
Францисканцы и августинизм в схоластике; Дж.Ф.Бонавентура (1221-1274), доктина 111ит1па1:1о и традиционная метафизика света. Экземпларизм. Бытие как путь, три части,, шесть ступеней.
Фома Аквинский (1225-1274). Жизнь, сочинения. Богословие и философия. Понятие "бытия" у Фомы Аквинского как завершение преобразования аристотелевской епегде1а в средневековую асТ:иа111:аз. Сущность и сущее. Чистый акт, бытие как творение. Принцип апа1од1а еп1:1з. Душа -- форма тела. Невозможность прямого познания сущности и пять косвенных доказательств существования Бога. Этика и политика в богословии Аквината. Система рациональной теологии. То-мизм в истории и в современном мире.
Латинские аверроисты. Письмо Эгидия Альберту (1270). Сигер Бра-бантский (1240-1284). Обвинения С.Тампье. Осуждение томизма Иоанном Пеккамом (1284 и 1286гг.)
Логика в XIII веке. Петр -Испанец(1226-1277). Логическая машина Раймунда Луллия (1235-1315). Его миссионерская деятельность и поэтическое творчество. Полемика с теорией двойной истины.
Источники:
1. Жизнеописания трубадуров. М., 1993.
2. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.
3. Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. М.,1993.
4. Фома Аквинский. О сущем и сущности. ИФЕ-88, М., 1988, с.230-252.
5. Фома Аквинский. Из произведений (Пер.С.С.Аверинцева). Символ.) Париж. Июль 1995, 33, с. 185-212.
6. Фома Аквинский. Отрывок из "Суммы теологии" в кн. Ю.Боргош.^у Фома Аквинский. М., 1972, 1975.
7. Фома Аквинский. О началах природы.// Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.
Литература:
1. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.
2. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. "Одиссей", М.,- 1990, с. 90-96.
3. Гайденко П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского. В сб.: Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.
4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии. Античность как тип культуры. М., 1988, с. 284-307.
5. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // ВФ. 1994, 1.
6. Натадзе Н.Р. Фома Аквинский против Хайдеггера. // ВФ. 1971, 6.
7. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. Символ. Париж, 1995. Цит., с. 7-184.
Тема XIII. Поздняя схоластика.
Период поздней схоластики стал периодом ее самороспуска. Таившееся в ней противоречие между практической доминантой вероучения и отвлеченно-созерцательной установкой, выработанной традиционной метафизикой, с ее пониманием истины как СООТВЕТСТВИЯ ума (умственного образа) и вещи рано или поздно должно было разрушить изнутри сложившееся понимание сущего как онтологической лестницы (универсальной иерархии сущих). Если Бог волен творить или не творить мир и творить его каким угодно, то конечный разум по определению не в состоянии выработать универсально значимую науку о мироустройстве. Размышления о несоизмеримости конечного и бесконечного ума и утрата мыслящим субъектом определенного места "прописки" на той или иной ступени онтологической лестницы ставят его перед необходимостью "каждый раз начинать с самого начала", вырабатывая некую технику УДОСТОВЕРЕНИЯ собственных представлений о бытии и собственного места в нем. Начинается новая эпоха - время "картины мира", или прямой перспективы. Переходный период - период возрожденческого "разнообразия".
Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII, опора короля на генеральные штаты (1302г.) с участием третьего сословия. "Авиньонское пленение" пап.
Полемика с томизмом (Матвей Акваспарта). Метафизика Генриха Ген-тского. "Практический" характер теологии и принцип "однозначности бытия" Дунса Скота (1226-1308). Метафизика Дунса Скота -- завершение схоластики. Принцип индивидуации: haecceitas. Формальное различие. Интуитивное и отвлеченное познание. Вопрос о свободе воли.
Номинализм Оккама (ок.1300-1349). "Бритва Оккама" и распад классической схоластики. Оккам политический философ. Оккам и Марси-лий Падуанский (ок.1280-ок.1343) .
Идеи обновления в немецкой мистике Х111-Х1У веков. Мейстер Экхарт (ум. в 1329) Иоанн Таулер, Генрих Сузо и Иоанн Рейсбрук.
Источники:
1. Дуне Скот И. Оксфордское сочинение (фрагмент) // Антропологи- Одическая. проблематика в западной философии. М., 1991.
2. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения.М., 1991.
Литература:
1. Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: к характеристике августинианства второй половины XIII -- начала XIV веков. Средние века. М., вып. 51, 1988, с. 94-115.
2. Стяжкин Н.И., Талышлы С.М. К характеристике философии Дунса Скота. Философские науки, 6, 1975, с. 75-86.
3. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
4. Черняков А.Г. Учение Суареса о сущности и существовании в ин-терпретации Мартина Хайдеггера // УегЬит. Вып.,1. СПб., 1999. С.25-43.
Тема XIV. Византийская мысль в XIV --- первой половине XV вв.
Византийский психазм. Варлаам Калабрийский, его прения с константинопольскими учеными (Никифор Григора) и переговоры с папскими легатами (1334-35). "Аподиктические трактаты" Григория Паламы (ок. 1296-1359), возражения Варлааму. Варлаам об исихазме. Триады св. Григория в защиту священнобезмолствующих. Собор-синод 1341 года о природе Фаворского света. Варлаам и Петрарка. Паламис-тское богословие, спор с Григорием Акиндином: "энергии" и "сущность" ("действия разнообразны, а сущность проста"). Догматическая реформа Паламы и собор 1347г. Оппозиция Никифора Григоры. Собор 1351г. "Нераздельное различие". Критика паламизма Прохором Кидонисом, переводчиком Фомы Аквинского на греческий (собор 1368г.) и обоснование паламизма через сто лет другим византийским томистом, патриархом Геннадием (Георгием) Схоларием (ок. 1405- ок. 1468).
Византийский платоник Георг Гемист Плифон и его почитание на Западе в кругах итальянских гуманистов.
Источники:
-
Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.
-
Георгий Гемист Плифон. Трактаты "Законы", "О добродетелях" // И.П.Медведев. Византийский гуманизм Х1У-ХУ вв., СПб., 1997.
Литература:
-
Монах Василий (Кривошеий). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Seminarium Kondakovianum, vol. VIII, Praha, 1936.
-
Мейендорф И. Ук. соч.
-
Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св., Григория Паламы. Св.Григорий Палама. Ук. соч., с.344-381.
-
Хоружий С.С. Работы: Идея всеединства от Гераклита до Бахтина; Проблема личности в православии: мистика исихазма и, метафизика всеединства; Исихазм и история.
-
С. С. Хоружий. После перерыва. Пути русской философии. Учебное пособие. СПб. 1994.
-
Медведев И.П. ук.соч.
Часть II. Философия эпохи Возрождения.
Тема XV. Общее представление об эпохе
"Эпоха" и "эпохэ" -- ретроспектива (взгляд итальянских гуманистов из золотого XV века на собственное темное прошлое, "мрачное средневековье", средний возраст. Крушение иерархии "метафизических мест" (держателей авторитета), расчет на себя (гуманисты о достоинстве человека), "выравнивание" хронотопа. Смысл ренессан-сного "разнообразия".
Постепенное движение от иконы к картине (мир становится "картиной", но еще не стал). Измерение вещей бесконечностью - точкой на горизонте. Прямая перспектива. Чимабуэ (1240-1300) и Джотто (1276-1336). Данте (1265-1321) и Джотто. Джотто и культ Франциска Ассизского. Лавры Петрарки (1304-1374). Итальянские гуманисты Х1У-ХУ веков: К.Салютати (1331-1406), Л.Бруни (ок. 1374-1444), Л.Балла (1407-1457).
Источники:
1. Данте А. Божественная комедия.
2. Данте А. Малые произведения. М., 1968.
3. Петрарка Ф. Избранное. М., 1974.
4. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.
5. История эстетики. Памятники... Цит., раздел Возрождение.
6. Эстетика Ренессанса. Сост В.П.Шестаков. Т.1, 2. М., 1981.
7. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб., 1992.
8. Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
9. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.
Литература:
1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
2. Бибихин В. В. Замысел будущего человечества у Данте. Silentium. СПб., 1991, с. 167-181.
3. Рабинович Е.Г. Статья в кн. Ф.Петрарка. Африка. СПб., 1993.
4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
5. Сергеев К.А. Ренессансные основания антоопоцентризма.
6. Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-15 вв. СПб, 1997.
Тема XVI. Николай Кузанский: бесконечное как мера.
Н.Кузанский ('1401-1464) и традиция апофатического богословия. Устранение чиноначалия с помощью актуальной бесконечности. Все-центризм: Бог везде и надо всем... Ученое неведение Н.Кузанского как метафизическое основание новоевропейской механики (механики Галилея).
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. М., 1980. Литература: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. (ХУЫ-ХУШвв.) : М., 1987, главы 1 и 2.
Тема XVII. Ренессансный платонизм, аристотелизм, натурфилософия и магия.
Платоновская академия М.Фичино (1433-1499). Дж.Пико делла Миран-дола (1463-1494). Любовная философия: Л.Эбрео (между 1460 и 1463-между 1520 и 1535) и Фр.Патрици (1529-1597)'.
Аристотелики Возрождения: Э.Барбаро (1454-1493); "аверроисты" и "александрийцы", П.Помпонацци (Перетто, 1462-1524): рациональный порядок мира.
Магическая натурфилософия и ее принцип - всеобщее сочувствование как трансформация мифологический представлений о микро- и макро-космическом параллелизме. Ученые и маги Возрождения: И. Рейхлин (1455-1522), К.Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), Дж.Фракасторо (1483-1533), Дж.Кардано (1501-1571), Дж.Б.Ла Порта (1535-1615).
Учение о природе "из естественных оснований" Б.Телезио (Козентинец, 1509-1588) Героический энтузиазм Дж. Бруно (Ноланец, 1548-1600). Бруно: религия природы. Метафизика Т.Кампанеллы (1568-1639) -- реформированное августинианство.
Источники: 1. Эстетика Ренессанса. Ук. соч. . 2. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. 3. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953.
Литература: Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
Тема XVIII. Гуманизм, Реформация и Контрреформация.
"Разнообразие" в этике и политике. Игровой характер гуманистической культуры: "культура общения культур" и убийственная серьезность проповеди Савонаролы. Идеал придворного Кастильоне (1478-1529). Макиавелли (1467-1527) и макиавеллизм. Бытовые типы Возрождения.
Охота на ведьм. Деятельность инквизиции. Инквизиционный процесс как форма исследования и прототип новоевропейского научного эксперимента .
Эразм Роттердамский (1466-1536) и М.Лютер (1483-1546), требование реформы, спор о свободе воли и.предопределении. Принцип зо1а 11о,е (спасение только верой). Идея прав личности, вытекающая из невозможности добровольного рабства на земле, в свою очередь обусловленной провиденциальным предопределением. Меа си1ра: избегание добра и принятие зла, бессмысленность добрых дел. От монастырской аскезы к мирской. Призвание и профессия. У.Цвингли (1^84-1531) и Ж.Кальвин (1509-1564). Протестанская этика и дух капитализма.
Гуманисты и скептики. Критика аристотелевой логики: Петр Рамус (1515-1572), Л.Вивес (1492-1540). Ф.Рабле и П.Аретино (1534): непристойность как лекарство от идейности. Скептицизм М.Монтеня (1533-1592).
Источники:
-
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М./ 1982.
-
Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Саранск, 1991. . 3. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.
-
Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526гг. Харьков, 1992.
-
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.
-
Аретино П. Рассуждения Нанны и Антонии. СПб., 1995.
-
Монтень .М. Опыты. Т. 1-3; М., 1992.
Литература:
1. Баткин Л.М. На пути к понятию личности: Кастильоне о "грации". Культура Возрождения и общество. М., 1986, с.86-95.
2. Горфункель А.Х. "Молот ведьм" -- средневековье или Возрождение? "Культура Возрождения и общество. М., 1986, с. 162-171.
3. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.II. М., 1996. Раздел 1, глава 3.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
5. *Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. Бахтин как философ. М., 1992, с. 7-19.
6. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. От мифа к литературе. М., 1993, с. 341-345.
7. Душин О.Э. Между средневековьем и Новым временем: Лютер и номинализм // Verbum, цит. С. 80 - 86.
Тема XIX. Утопия и наука.
От открытия мира в живописи -- "наука живописи" Леонардо (1452-1519) к географическим (физическим, астрономическим и т.д.) открытиям. Открытие Старого света с помощью открытого Нового. Темы "Бури" Шекспира. Калибан и Ариэль. Экзотика и утопия. Два проекта колонизации: протестанский и католический.
Галилеи (1564-1642): новоевропейская механика и Николай Кузан-ский. Принципиально "утопический" характер доказательного знания. Новоевропейская наука как наука кажимости. От ренессансного "разнообразия" к новоевропейскому "однообразию", или к миру прямой перспективы. Галилеи и Декарт.
Источники:
1. Леонардо. Книга о живописи. Эстетика Ренессанса. Цит., с. 355-371.
2. Мор Т. Утопия. М., 1978.
3. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1978.
4. Галилеи Г. Избранные труды. В 2-х т., М., 1964.
5.. Галилеи Г. Пробирных дел мастер. М., 1987.
Литература:
-
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Цит., гл 2.
-
Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998.
Достарыңызбен бөлісу: |