Махотина Светлана Владиславовна, г. Минск, Республика Беларусь
К 400-летию со дня смерти Акбара Великого
«Бирбал – первый советник падишаха Акбара»
Величие и простота жизненных путей императора Джелаладдина Акбара и его остроумного советника Бирбала глубоко запечатлелись в сердцах народов Индии. Бесконечные истории о них полны искренней любви, восточного юмора и глубокого смысла.
В 2000 году минским издательством «Лотаць» была выпущена книга «Путь к Мудрости: Акбар и Бирбал». Идея книги принадлежала его директору Владимиру Лобачу, а я из глубокого уважения к великому просветителю и объединителю Индии императору Акбару стала составителем книги.
На основании самых различных источников я старалась дать максимально широкое представление о жизненном пути двух великих людей, стремившихся к объединению Индии и благоденствию ее народов. Помимо детального описания реалий той эпохи и биографии императора и его главного советника, в книге показаны две стороны их жизни: внутренняя, сокровенная, — показанная на основании притч об Акбаре и Бирбале из «Криптограмм Востока» и «Учения Живой Этики», принадлежащих перу Е.И. Рерих, а также внешняя сторона — многочисленные рассказы простых людей, бережно передававшиеся из поколение в поколение, собранные из различных источников. Самой большой наградой для меня после выхода книги «Путь к Мудрости: Акбар и Бирбал» стала благодарность наших педагогов-историков и школьных психологов, которые, как оказалось, активно используют ее на своих уроках.
Акбар Великий сумел собрать вокруг себя множество достойнейших, талантливейших людей — индусов и мусульман. Почему же именно индус Бирбал, человек совсем не знатного происхождения, стал его первым советником? В одной из притч Акбар так отвечает на вопросы ревнивых придворных: «Мой первый советник должен обладать незаурядными качествами. Он должен быть умным, наблюдательным, ловким, сообразительным. Кто из вас с этой точки зрения мог бы заменить Бирбала?..» Мудрый Бирбал умел находить неожиданное решение в самых сложных обстоятельствах. Вот один из примеров его находчивости. Однажды придворные решили подшутить над главным советником и в ответ на вопрос Бирбала «Знаете ли вы, что я хочу сказать?» хором сказали:
— Нет. Не знаем.
— Ну, тогда мне не о чем с вами и толковать, — засмеялся Бирбал.
— Да знают они, они знают… — решил исправить положение Акбар.
— А если знают, тогда зачем я буду говорить об этом?
Тогда часть придворных стали кричать «Знаем!», а другая часть — «Не знаем!»
— Очень хорошо! — обрадовался Бирбал. — Тогда пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает. («Знаете ли вы?»)
Падишах безгранично доверял своему советнику. Не случайно Бирбал оказался единственным мужчиной, для которого Акбар приказал выстроить рядом со своим дворцом и покоями своих жен в своей временной столице Фатехпур-Сикри отдельный изящный дворец.
К сожалению, точных данных о жизни Бирбала нет. Однако имя его окружено множеством легенд и преданий. Предположительно его настоящее имя было Махеш-дас. Считается, что родился он в бедной брахманской семье в городе Тикванпур округа Канпур. Даты его жизни – приблизительно 1528–1583 гг. По разным версиям, он успел послужить при дворах разных раджей, где проявились его необыкновенные способности и ум, был странствующим певцом, торговцем, а в начале 60-х годов попал ко двору самого императора Индии. Своей находчивостью, остроумием и мудростью он покорил Акбара, и тот наградил его богатством, пожаловал множество титулов и необыкновенно приблизил к себе.
Бирбал же был одним из тех немногих, кто понял исключительность личности Акбара и стал действительно преданным помощником и другом падишаха, разделив с ним бремя заботы о народном благе. Доверяя ему самые ответственные поручения, Акбар высоко ценил честность Бирбала, его находчивость, острый ум, позволявший видеть самые неожиданные ракурсы обычных явлений, и необычайное чувство юмора.
В одном из рассказов сохранилось описание Бирбала: «Росту он не высокого и не низкого, не толстый и не худой, кожа совсем черная. Лоб у него выпуклый, ясный, лицо в оспинах. ...В беседе искусен («Колодец женится»).
Живя по соседству с Бирбалом в вышеупомянутом Фатехпур-Сикри, Акбар подолгу вел с ним доверительные беседы, в любое время дня и ночи вызывал Бирбала для обсуждения самых сложных философских и государственных проблем. Акбар нетерпелив, горяч — он хочет немедленно получить полный ответ на свои вопросы, народ отмечает его справедливость и щедрость. Бирбал, старший по возрасту, более осмотрителен, терпелив, расчетлив, получив задание, он тщательно готовит «плацдарм» для его наилучшего выполнения. И все-таки великий правитель и его советник, различаясь по темпераменту, положению в обществе, вероисповеданию, тем не менее похожи в чем-то более существенном. Оба они умеют ценить красоту и радость жизни, хотя их дружеская пикировка часто ставит Бирбала на грань жизни и смерти. Обоим претят придворные интриги, высокомерие и ложь, оба с удовольствием беседуют с простыми людьми и стараются понять их и помочь им, оба верны своему слову и, находясь на вершинах власти, воспринимают ее прежде всего как жертву, как высочайшую ответственность за жизни доверенных им людей.
Ничто человеческое им не чуждо, и порой между друзьями возникают недоразумения и ссоры, иногда падишах даже удаляет Бирбала в изгнание, но и тогда нить их духовной связи не прерывается: какое-то время они как бы следуют «параллельным курсом», а затем встреча становится еще более радостной и насыщенной полученным каждым новым опытом (это то, что в древности называли «расходиться для обновления аур»).
Во все времена говорить правду даже самым просвещенным правителям было нелегко, и для советников это была своего рода жертва и определенная земная миссия. Еще Конфуций, беседуя с царями, должен был всегда держать наготове колесницу для бегства от их гнева, и в то же время для великого правителя честный, дальновидный и объективный советник — большая редкость и удача.
Акбара и Бирбала связывала настоящая мужская дружба, и даже нечто большее: они были одновременно учителями и учениками друг друга, используя любую жизненную ситуацию, чтобы чему-то научиться самим и научить других. Акбар обладал редким даром распознавания людей и умением обращаться с ними соответственно их сознанию. Поразительно терпеливо относится правитель к своим придворным, стараясь прежде всего убедить каждого из них, будь то вельможа, военачальник или евнух, а не навязать свою точку зрения. Таким же образом он часто поступает и с Бирбалом, но иногда в разговоре с ним падишах более категоричен и суров, поскольку признает его равным себе по силе духа, знает, что он выдержит такое обращение, и таким образом обучает на его примере более слабых. Прежде всего это заметно в ситуациях с философскими вопросами, которые Акбар задает всем своим придворным, незаметно испытывая их находчивость и тренируя ум, но, как всегда, самым глубоким и верным оказывается ответ Бирбала.
При дворе Бирбал постоянно сталкивался с неприязнью придворных-мусульман, над которыми он часто подшучивал, но Акбар и здесь оставался верен своему принципу толерантности, давая возможность всем интриганам, будь то придворные или сама шахиня, выявиться в этой ситуации до конца и понять ошибочность своих действий. На Востоке такая тактика доведения всего до своего логического завершения, иногда даже абсурдного, называется «тактика Адверза» и широко применяется восточными учителями для скорейшего обучения своих учеников. В результате одной из таких интриг, как рассказывает притча, и шахиня, и мусульмане-придворные, мечтавшие сместить индуса Бирбала и заменить его своим единоверцем, и даже глупый, хотя и родовитый, преемник Бирбала, в трудной ситуации вынуждены прибегать к помощи все того же мудреца-вазира. Акбар хорошо знает цену своему любимцу, но ценнее всех его слов оказывается жизненный урок, полученный самими упрямцами. «Опыт — лучший учитель» — говорят на Востоке, и Акбар широко применяет этот принцип в жизни. С другой стороны, поручая Бирбалу найти, например, корень вкуса и сок жизни, определить, что всего дороже и где находятся семена растений, Акбар тем самым оказывает высокое доверие Бирбалу и получает возможность усовершенствовать свое знание, ведь, как гласит народная мудрость, получить правильный ответ можно лишь на правильно поставленные вопросы. Ко всем без исключения жизненным насущным вопросам может быть применим удивительно простой способ решения, найденный Бирбалом. «Однажды великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее, не урезывая и не касаясь концов ее. Бирбал параллельно провел более длинную линию и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии» («Мудрость»).
В рассказах про советника падишаха неоднократно выявляется хорошее знание Бирбалом человеческой психологии и умелое ее использование, особенно при рассмотрении судебных дел. Поразительно тонко он чувствует малейшее изменение в интонации человека или окружающей обстановке, иногда только по одному слову или фразе оказывается способен восстанавить всю предшествовавшую тому ситуацию, свидетелем которой он не был («Не кичись, молодая!», «Засияло солнце», «Зови!»). Умом и проницательностью отличается и вся семья Бирбала: его жена, дочери и сыновья, которые умеют дать падишаху тонкий урок («Испытание семьи Бирбала», «Достань воловье молоко!», «И мало, и много»).
Бирбалу свойственно государственное мышление, и для блага отечества он способен пожертвовать даже интересами собственного сына («Недоверие дружбу рушит»). Советник незаметно подводит Акбара к мысли, что самый главный учитель — индийский народ («Умная крестьянка», «Куда идет дорога», «Молчание — золото», «Духовный наставник Бирбала»), и они оба стремятся облегчить его жизнь. Подарки падишаха или подношения вельмож Бирбал часто отдает простым людям.
Вазир хорошо знает могучую силу слова и умело ей пользуется в сложных обстоятельствах («Убей раба!», «Шахская "Рамаяна"», «Наказание за алчность», «Сделаю наоборот»), очень любит поострить, скаламбурить («Без лодки потонем», «Груз двух ослов»).
Заслуживает уважения и преданность советника своей вере — индуизму, в защите которой Бирбал проявляет верх изобретательности.
Очень важной является вскользь упоминаемая в книге тема чудо-камня. Волшебный камень в преданиях многих народов мира встречается под различными именами — «Сокровище мира», «Мира спаситель», «Думающий камень», «Эликсир жизни», «Философский камень». В Индии широко распространена легенда о Чинтамани, чудесномпосланце дальней звезды, который дается в руки самым достойным людям мира, предсказывает будущее, несет счастье и процветание той стране, в которой он находится, и оберегает своего владельца. Н. К. Рерих в своей книге «Шамбала» приводит одно из таких преданий, бытовавших в начале XX века в Центральной Азии: «…Рассказчик продолжает: "Черный камень скитается по Земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели этим камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище Мира — так называется камень"». Существует немало историй о том, как силы зла охотились за этим сокровищем, поэтому его обладатели, обычно выполнявшие определенную культурную миссию, хранили местонахождение Камня в тайне. Возможно, именно поэтому так уклончив Акбар в разговорах, касающихся Камня («Чудо-камень», «Лестное сравнение»), хотя он и не кривит душой, указывая на Бирбала как на истинное сокровище — чудо-камень! Ведь даже два человека, объединенные узами полной преданности друг другу и общему делу, обладают силой, влияющей на мир так же, как и невидимое, но, если верить источникам, очень мощное излучение Камня.
Конечно, и Бирбал не лишен человеческих слабостей, например, если верить притчам, он постоянно ввязывается в спор со знаменитым Тансеном о том, кто из них талантливее, — однако это нисколько не умаляет обаяния облика Бирбала, а лишь придает ему тонкий аромат достоверности.
Миролюбиво относясь к различным религиям, Акбар тем не менее решительно пресекал деятельность сект, угрожавших благоденствию его подданных и спокойствию государства. В Северной Индии к середине 90-х годов стало заметным движение афганской мусульманской секты роушанитов, основателем которой был некий Баязид Ансари (1524— 1585). Баязид заявил, что якобы во время откровения сам Бог дал ему имя миян-и роушан — «наставник света», однако противники неизменно называли его миян-и тарик — «наставник тьмы», что было гораздо ближе к истине, поскольку Баязид не утруждал себя убеждением тех, кто «не познал себя и Бога», то есть несогласных, а жестоко убивал их и поощрял бедноту к разграблению имущества убитых. Роушаниты захватили горные проходы между Индией и Кабульской областью и вынудили Ман Сингха в 1585 году очистить от них Хайберский проход. Однако проблема оказалась достаточно серьезной для того, чтобы вновь вернуться к ее решению, и в 1586 году в Сват была послана армия под командованием индуса Бирбала и мусульманина Заин-хана (1542—1601). Двойное командование, практикуемое Акбаром, вероятно, для смягчения религиозного противостояния, на сей раз стало причиной грандиозной трагедии. Поначалу карательной экспедиции сопутствовал успех, но постоянные ссоры между командующими привели к тому, что войско, получая противоречивые приказания, растянулось во всю длину в узком горном ущелье и было атаковано роушанитами, которые, сбрасывая сверху огромные камни, разделили армию противника на части и уничтожили 8 000 воинов и около 500 военачальников Акбара, среди которых был и любимец падишаха Бирбал. Однако тело его не было найдено, и это породило гипотезу, что мудрый Бирбал не умер, а был спасен мудрыми святыми подвижниками-Махатмами, поскольку уже выполнил свою миссию помощи императору.
Акбар так и не смог поверить в гибель своего любимца и наперсника и продолжал надеяться на встречу с ним. В одной из многочисленных легенд говорится, что перед смертью императора Бирбал пришел к нему рассказать, что все эти годы он в тайной гималайской обители посвятил изучению мудрых книг, и поведал правителю о сделанных им удивительных открытиях.
Жизненные свершения Акбара и Бирбала так глубоко запечатлелось в памяти народной, что и спустя века рассказы о них питают русло национального достоинства и самосознания Индии. А неожиданные вопросы Акбара и полные глубокого смысла философские ответы Бирбала не потеряли своей актуальности и поныне. Нам, людям, живущим на рубеже двух тысячелетий, может оказаться совсем не лишним поразмыслить о своем месте в мире и вместе с двумя великими душами попробовать найти свои собственные ответы на извечные вопросы, способы решения которых и определяют, в конечном счете, судьбы мира. А закончить свое выступление я хочу замечательной притчей «О самом главном», обнаруженной мною уже после выхода книги.
О самом главном
Однажды Акбару прислали в подарок три одинаковые золотые фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность, и предлагалось это определить. Акбар позвал всех своих советников и приказал им найти эти различия. Долго они взвешивали фигурки, измеряли, проверяли пробу золота, но никаких особенных различий не нашли. Наконец они отступились, признав свою беспомощность в этом вопросе.
Один Бирбал не сдавался. Он внимательно осматривал фигурки до тех пор, по не нашел маленькие отверстия в ушах золотых кукол. Мудрец поочередно вставил в эти отверстия тоненькую золотую проволочку. Как ни странно, у каждой их этих куколок конец проволочки показался с разных сторон: у первой — вышел из другого уха, у второй — изо рта, а у третьей — с левой стороны груди.
Обрадовался Бирбал и сказал:
— Все очень просто. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает, и он не помнит услышанного. Ценность этого невелика. Вторая означает человека, который, едва услышав что-либо, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя размышлениями над тем, хорошо это или плохо. Это лучше, чем у предыдущего, но то же немногого стоит. А вот третья фигурка — символ человека, который пропускает услышанное через собственное сердце. Сердечность и есть истинное сокровище!
Достарыңызбен бөлісу: |