|
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д.СЕРИКБАЕВА
|
Ф2 И ВКГТУ 701.01
|
Система менеджмента качества
|
Силлабус
(программа обучения по дисциплине)
|
Стр. из
|
Қазақстан Республикасының Министерство
Білім және ғылым образования и науки
министрлігі Республики Казахстан
Д. Серікбаев атындағы ВКГТУ
ШҚМТУ им. Д. Серикбаева
УТВЕРЖДАЮ
декан архитектурно-строительного факультета
_____________Б. Нухаева
__________________ 2013 г.
СӘУЛЕТ ЖОБАЛАУ НЕГІЗДЕРІ
Силлабус
ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 1
Силлабус
Специальность: 5В042000, «Архитектура»
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1
Кол-во кредитов: 4
Кол-во часов: 180
Аудиторные занятия: 60
СРСП: 30
СРС: 90
Экзамен: 1 семестр
Өскемен
Усть-Каменогорск
2013
Силлабус разработан на кафедре «Архитектура и дизайн» на основании Государственного общеобязательного стандарта "Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения" для студентов специальности 5В042000 «Архитектура»
Обсуждено на заседании кафедры «Архитектура и дизайн»
Зав. кафедрой С. Комлев
Протокол №____ от ____________2013 г.
Одобрено учебно-методическим советом архитектурно-строительного факультета
Председатель Е. Феоктистова
Протокол №____ от_____________2013 г.
Разработал
Доцент Л. Драчёва
Нормоконтролер Т. Тютюнькова
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Кафедра «Архитектура и дизайн », архитектурно-строительный факультет.
Аудитория - Г-2-208.
Преподаватель, ведущий занятия: доцент Драчёва Людмила Васильевна.
Телефон рабочий: 8 (7232) 540-953.
Аудиторные часы и время для консультаций: по расписанию занятий и графику работы преподавателя.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Описание изучаемой дисциплины
В курсе «Основы архитектурного проектирования 1» изучаются закономерности формирования объёмно-пространственной архитектурной композиции на примерах памятников мировой архитектуры. Проектирование осваивается как система постоянно усложняющихся задач и является стержневой дисциплиной в обучении архитектора методике проектирования и освоении различных приёмов графического изображения. Студенты изучают и овладевают таким инструментом проектирования, как пропорции, гармонические соотношения, которые позволяют профессионально решать поставленные задачи.
Доминирующее значение отводится изучению структурно-композиционных закономерностей при выполнении упражнений, заданий и курсовых работ, а также профессиональному овладению графическими средствами выражения.
1.2 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: овладение студентом творческим методом проектирования в процессе выполнения курсовых работ при помощи средств и приёмов линейного и тонового графического изображения.
Задачи дисциплины:
- изучение основных композиционных закономерностей на примере исторических архитектурных произведений и классической ордерной модульной системы;
- изучение принципа пропорций и соразмерностей как основных способов гармонизации объёмно-пространственных форм и объёмно-пространственных композиций;
- овладение методикой курсового проектирования в её комплексности и последовательности.
1.3 Результаты изучения дисциплины
Знания:
Обучающиеся должны знать:
- основные закономерности построения композиции;
- пропорции и соразмерности как способ гармонизации форм;
- сущность творческого метода архитектурного проектирования.
Навыки:
Обучающиеся должны уметь:
- выполнить композицию по заданной теме;
- выполнить любой из видов архитектурного чертёжа в технике линейного или тонального графического изображения в зависимости от поставленной задачи;
- выявлять на чертеже архитектурные формы и объёмы, используя законы воздушной перспективы и светотеневых соотношений;
- использовать творческий метод проектирования при выполнении поставленной задачи;
- оперировать профессиональными терминами и понятиями.
Компетенции:
Ключевыми компетенциями являются:
- самостоятельное проведение анализа структурно-композиционных особенностей архитектурных объектов;
- способность выполнять любой вид архитектурного чертёжа применительно к выражению творческого замысла;
- способность использовать полученные знания в проектировании объектов в профессиональной деятельности.
1.4 Пререквизиты
Для изучения курса «Основы архитектурного проектирования I» студентам необходимы знания на уровне общеобразовательной школы по следующим предметам: черчение, рисунок, история культуры.
1.5 Постреквизиты
В результате изучения курса «Основы архитектурного проектирования 1» у студентов закладываются основы формирования творческого мировоззрения, поискового конструктивного мышления, обоснованного принятия композиционных решений.
Происходит активное усвоение принципов методики архитектурного проектирования. Приобретённые знания, навыки и умение будут использованы и получат дальнейшее профессиональное развитие в курсах:
- «Основы архитектурного проектирования 2».
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план
Наименование темы, ее содержание
|
Трудоем-кость, ч.
|
Рекомендуемая литература
|
1
|
2
|
3
|
Практические занятия
|
Тема 1 Выдача задания на курсовую работу. Краткая история развития ордеров. Модуль- основа измерения ордера. Построение ордеров «в массах» по Виньоле и Палладио. Полные и неполные ордера. Построение ордера на пьедестале. Простые и сложные архитектурные ордера.
|
4
|
1,2,3, 6,13
|
1
|
2
|
3
|
Тема 2 Поиск композиционного решения на формате 110х150мм. Варианты ордерной композиции. Построение и пропорции аркад. Основные пропорции и соотношения частей и элементов ордера. Индивидуальные консультации.
|
4
|
1,2,3, 6,13, 14
|
Тема 3 Утверждение одного из вариантов композиции. Уточнение пропорций. Масштаб перехода на формат эскиза 750х550 мм.
|
4
|
1,2,3, 6,
|
Тема 4 Два способа построения энтазиса – утонения колонн ордера. Вычерчивание элементов композиции. Интерколумний – расстояние между колоннами.
Индивидуальные консультации.
|
4
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 5 Особенности построения антаблементов. Простые и сложные криволинейные архитектурные обломы.
Построение каннелюр в простых и сложных ордерах.
|
4
|
1,2,3, 13,6
|
Тема 6 Капители сложных ордеров. Геометрические построения волюты ионической капители. Шрифт «зодчего», конструктивные особенности его построения. Оценка эскиза и переход на чистовой формат.
|
4
|
1,2,3, 6, 13
|
Тема 7 Выполнение всех элементов композиции. Уточнение размеров и пропорций. Геометрия построения орнаментов на архитектурных обломах ордеров.
|
4
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 8 Рубежный контроль – 1.Построение каннелюр на стволах ордеров. Построение планов капителей, прорисовка орнаментов на архитектурных обломах и других элементах композиции.
|
4
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 9 Завершение работы. Линейная карандашная
обводка всех элементов курсовой работы. Прорисовка акантовых листьев коринфской и композитной капителей.
|
4
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 10 Завершение работы над курсовым проектом. Оценка курсовой работы 1. Обсуждение результатов.
|
4
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 11 Выдача задания на тему «Шрифтовая композиция». Варианты аппликаций на формате 100х150мм по теме. Поиск композиционного решения. Индивидуальные консультации.
|
4
|
19,22, 7,20
|
Тема 12 Поиск композиционного решения на основе утверждённого варианта аппликации. Уточнение элементов композиции. Выполнение калек шрифтов. Индивидуальные консультации. Утверждение композиции.
|
4
|
22, 4, 11,20
|
1
|
2
|
3
|
Тема 13 Работа на формате 400х600мм. Вычерчивание всех элементов композиции. Конструкция шрифтов. Варианты графического оформления букв, логотипов, знаков.
|
4
|
22,20,11
|
Тема 14 Утверждение приёмов графического оформления элементов композиции и исполнение их. Уточнение деталей. Индивидуальные консультации.
|
4
|
22, кальки, 20
|
Тема 15 Рубежный контроль – 2
Завершение работы над заданием «Шрифтовая композиция». Оценка и обсуждение результатов.
|
4
|
22,11,20
|
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя
|
Тема 1 Построение ордеров в «массах» по Дж. Виньоле. Модуль как основа пропорционального строя ордерной системы.
|
2
|
1,2,3, 6,13
|
Тема 2 Построение ордеров в «массах» по А. Палладио с интерколумнием. «Полный» и «неполный» ордер.
|
2
|
1,2,3, 6,13
|
Тема 3 Варианты композиций на формате 110х150мм. Подбор калек и ксерокопий ордеров и деталей.
|
2
|
1,2,3, 4,6
|
Тема 4 Выполнение утверждённого варианта композиции на кальке и уточнение пропорций и расположения элементов композиции.. Применение пропорционального треугольник в построении элементов ордера. Работа на формате 750х550мм. Индивидуальные консультации..
|
2
|
1,2,3, 4,6,14
|
Тема 5 Построение каннелюр в простых и сложных ордерах. Планы капителей сложных и простых ордеров. Консультация.
|
2
|
1,2,3, 6,17
|
Тема 6 Построение волюты капители ионического ордера. Консультация.
|
2
|
1,2,3, 13,14, 10,
|
Тема 7 Геометрия архитектурных обломов. Орнаментальная пластика ордеров – особенности геометрического построения. Консультация.
|
2
|
1,2,3, 13,9, 10
|
Тема 8 Линейная карандашная графика в прорисовке элементов и деталей архитектурных ордеров. Консультация.
|
2
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 9 Надпись шрифтом «зодчего» как элемента курсовой работы. Модуль – как основа в построении шрифта. Выполнение надписи, прорисовка орнаментов, оформление капителей коринфского и ионического ордеров. Индивидуальные консультации.
|
2
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 10 Обсуждение результатов оценки курсового проекта 1.
|
2
|
1,2,3, 13, 6
|
Тема 11 Выдача задания «Шрифтовая композиция». Аппликация как средство поиска композиции.
|
2
|
22, 20, 7
|
Тема 12 Работа с калькой над вариантом утверждённой аппликации. Индивидуальные консультации.
|
2
|
22, 20, 7
|
Тема 13 Работа на формате 400х600мм. Коэффициент увеличения. Вычерчивание общих элементов композиции. Подбор и уточнение шрифтов, знаков, логотипов. Консультация.
|
2
|
22, 20, 7,4,11
|
Тема 14 Утверждение приёмов графического оформления элементов композиции и исполнение их. Уточнение деталей.
|
2
|
22, 20, 7, 4, 11
кальки
|
Тема 15 Рубежный контроль – 2
Завершение работы над заданием «Шрифтовая композиция». Оценка и обсуждение результатов.
|
2
|
11,4,кальки
|
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРС)
Тема
|
Цель и содержание задания
|
Рекоменду-емая литература
|
Продолжитель-ность выполнения
|
Форма контроля
|
Срок сдачи
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Изучение ордера как стоечно-балочной конструкции.
Модуль – основа пропорций ордера.
|
1,2,3, 4,6,17
|
6
|
Просмотр материала
|
1 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Изучение ордера как стоечно-балочной конструкции.
Модуль – основа пропорций ордера.
|
1,2,3, 4,6
|
6
|
Просмотр материала.
Оценка
ордеров в «массах»
|
2 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Варианты композиций на формате 110х150мм. Подбор калек и ксерокопий ордеров и деталей.
|
1,2,3, 17,9,8
|
1
|
Просмотр материала
|
3 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Переход на формат 750х550м.
Вычерчивание.
|
1,2,3, 17,9
|
1
|
Просмотр материала
|
4 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Вычерчивание элементов композиции в соответствии с модульной системой ордеров.
|
1,2,3, 17,9,10
|
1
|
Просмотр материала.
Консультация
|
5 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Построение волюты капители ионического ордера. Вычерчивание элементов проекта.
|
1,2,3, 17,9,10,6
|
6
|
Просмотр материала.
Оценка волюты.
|
6 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Завершение вычерчивания эскиза. Архитектурные обломы и орнамент.
|
1,2,3, 17,9
|
6
|
Просмотр материала Рубежный контроль 1
|
7 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Работа на чистовом формате. Перенос элементов композиции.
|
1,2,3, 17,9
|
6
|
Просмотр материала.
Оценка орнамента.
|
8 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Работа на чистовом формате.
Перенос элементов композиции.
|
1,2,3, 17,9
|
6
|
Просмотр материала
|
9 неделя
|
|
Архитектурные ордера.
Дж. Виньола
А. Палладио
|
Графическое завершение курсовой работы «Ордера»
|
1,2,3, 17,9
|
6
|
Оценка
курсовой работы 1
|
10 неделя
|
|
Выдача задания «Шрифтовая композиция». Аппликация
|
Варианты аппликаций на заданную тему
|
19,15,20
|
6
|
|
11неделя
|
Работа над эскизом.
|
Композиция на заданную тему.
|
19,15,20
|
6
|
Просмотр материала
|
12неделя
|
Работа на формате 400х600мм. Коэф. увелич.
|
Вычерчивание всех элементов композиции.
|
19,15,7,4
|
6
|
Просмотр материала
|
13 неделя
|
Графическое оформление шрифтовой композиции.
|
Завершение работы над заданием.
|
15,17, 20,4
|
6
|
Просмотр материала
|
14 неделя
|
Завершение работы над заданием «Шрифтовая композиция».
|
Завершение работы над заданием.
|
15,17,20
|
6
|
Рубежный контроль 2.
Оценка работы «Шрифты»
|
15
неделя
|
-
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Вид контроля
|
Академический период обучения, неделя /1 семестр/
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Оценка_эскиза_в__карандаше__Кальки_шрифтов'>Посещаемость
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Чертежи, кальки
|
|
|
*
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
|
*
|
*
|
|
*
|
Работа над проектом «архитектурные ордера»
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
Оценка эскиза
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка КР «Ордера»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Работа над композицией «Шрифты»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Оценка задания «Шрифты»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
Рубежное тестирование
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
Всего
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
5
|
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Основная литература
1 Кринский В.Ф., Колбин В.С. Введение в архитектурное проектирование. – М.: Стройиздат, 2005
2 Виньола Дж. Правило пяти ордеров архитектуры. – М.: 2005
3 Палладио А. Четыре книги об архитектуре. –М.: 2006
4 Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. – М.:ЭКСМО, 2006
5 Драчёва Л.В. Архитектурная деталь. Отмывка. МУ. – У-К.: ВКГТУ, 2009
6 Драчёва Л.В. Архитектурные ордера. МП. – У-К.: ВКГТУ, 2011
7 Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. – М.: ЭКСМО, 2005
8 Пилявский В.И., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – Ленинград.:Стройиздат, 2003
3.2 Дополнительная литература
9 Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. – М.: Стройиздат, 1935
10 Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. – М.: Стройиздат, 1982
11 Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. – М.: Госстрой, 1959
12 Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. – М.: Стройиздат, 1984
13 Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. – М.:ЭКСМО, 2006
14 Шевелёв И.Ш. Принцип пропорций. – М.: Стройиздат, 1984
15 Всеобщая история архитектуры в 12-томах. – М.: Стройиздат, 1970-е
16 Габричесвкий А.Г. Теория и история архитектуры: избранные сочинения. – Киев, 1933
17 Кучмар А. Основы архитектурного формообразования. – М.: Стройиздат, 1984
18 Борисова В.А. Архитектурный объект в окружении. Перспектива. МУ. - У-К.: ВКГТУ, 2003
19 Тиц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования. – Киев: Вища школа, 1976
20 Интернет-сайты
21 Короев Ю.И. Начертательная геометрия. М.:– Стройиздат, 1987
22 Драчёва Л.В.,Досканова Г.Х. Шрифтовая композиция. МУ. – У-К.: ВКГТУ, 2006
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
4.1 Требования преподавателя
Требования преподавателя:
посещение практических занятий по расписанию является обязательным;
-
присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;
-
оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;
-
повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;
-
студенты, получившие средний рейтинг Рср = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;
4.2 Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг формируется, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период
|
Вид контроля, удельный вес, %
|
Посещаемость
|
Ордера в
«массах»
|
Построение волюты
|
Орнамент архитектурных обломов
|
Оценка эскиза
|
|
Всего
|
Рейтинг 1
|
10
|
10
|
15
|
10
|
55
|
100
|
|
Посещаемость
|
Оценка эскиза в
карандаше
|
Кальки шрифтов
|
|
Оценка задания
«Шрифты»
|
Всего
|
Рейтинг 2
|
10
|
20
|
10
|
|
60
|
|
100
|
Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в форме устного ответа на билет.
Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
,
где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Оценка
по буквенной системе
|
Цифровой эквивалент баллов
|
Процентное содержание, %
|
Оценка
по традиционной
системе
|
А
|
4,0
|
95–100
|
отлично
|
А–
|
3,67
|
90–94
|
В+
|
3,33
|
85–89
|
хорошо
|
В
|
3,0
|
80–84
|
В–
|
2,67
|
75–79
|
С+
|
2,33
|
70–74
|
удовлетворительно
|
С
|
2,0
|
65–69
|
С–
|
1,67
|
60–64
|
D+
|
1,33
|
55–59
|
D
|
1,0
|
50–54
|
F
|
0
|
0–49
|
неудовлетворительно
|
4.3 Материалы для итогового контроля
Базовые тематические вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
«Основы архитектурного проектирования 1»
1 Определение понятия – «архитектурный ордер».
2 Особенности конструктивной стоечно-балочной системы.
3 Виды архитектурных ордеров, принципиальные отличия.
4 Полные и неполные ордера.
5 Основные составные части архитектурного ордера.
6 Соразмерности и пропорции ордерной системы.
7 Понятие «модуль» по А. Палладио и Дж. Виньоле.
8 Построение ордеров в «массах» по Палладио и Виньоле.
9 Модуль и модульная линейка, как основа измерений и соотношений элементов архитектурных ордеров.
10 Утонение ствола колонны, геометрия построения.
11 Интерколумний в ордерных постройках и аркадах.
12 Проекционно-геометрическая связь фронтального и горизонтального изображения капителей ордеров.
13 Основные виды архитектурных обломов и геометрия их построения.
14 Особенности в закономерной последовательности их расположения в
различных конструктивных частях ордера.
15 Геометрия построения каннелюр.
16 Отличия в пластическом решении фустов простых и сложных ордеров.
17 Особенности расположения орнаментов на обломах несомых частей ордера.
18 Закономерности в конструкции шрифта «Зодчего».
Достарыңызбен бөлісу: |