Мингалеева милеуша талгатовна формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе



бет1/8
Дата13.07.2016
өлшемі460.5 Kb.
#196047
түріДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н.УЛЬЯНОВА»


На правах рукописи



МИНГАЛЕЕВА МИЛЕУША ТАЛГАТОВНА

Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе

13.00.01- общая педагогика,

история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Е.А. Гринева

Ульяновск, 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы формирования этноэкологической

культуры подростков в современной общеобразовательной школе……..….13

    1. Сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура

подростка…………………………………...............................................................13

1.2. Экологическое содержание традиционной культуры как основа формирования этноэкологической культуры подростков………………………………….…29

1.3. Модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе………………………………………………………………… 48

Выводы по первой главе……………………………………………………………76



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этноэкологической культуры подростков………………………………………………..….79

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этноэкологической культуры подростков……………………………………………..………………………..79

2.2. Ход и организация опытно-экспериментальной работы…………………….87

2.3. Анализ результативности опытно–экспериментальной работы………..…. 115

Выводы по второй главе…………………………………………………………...119

Заключение………………………………………………………………………….122

Библиографический список……………………………………….…….………..131

Приложения…………………………………………………………………….…..150




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется сложностью и противоречивостью взаимоотношений человека и природы, что является свидетельством духовно-нравственного кризиса человеческой цивилизации ХХI века.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) отмечается, что система образования должна обеспечить свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.



Сегодня в контексте образования для устойчивого развития, целью которого является выживание человечества в целом, сохранение мира для настоящих и будущих поколений, особенную роль играет связь поколений, которая может сохраняться при использовании в школьном экологическом воспитании традиций своего народа.

В национальной доктрине образования Российской Федерации (на период до 2025 года) указано, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования определяет предметные, метапредметные, личностные требования к результатам образования. В частности отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. В концепции ФГОС общего образования предлагается учитывать этнокультурные потребности.

В связи с этим необходимо выделить образовательные программы, особенностью которых является внедрение в учебный и воспитательный процесс этнокультурного компонента. Образовательный процесс позволяет качественно решать задачи по возрождению, сохранению, развитию и преемственному наследованию национальной культуры, традиций, обычаев татарского народа, по формированию личности, способной адаптироваться в социуме. Педагогический опыт и традиции народов, учет экологических традиций, с нашей точки зрения, имеет бесспорную воспитательную ценность, способствует более эффективной организации экологического образования школьников. Вместе с тем, на современном этапе возникает потребность в использовании национальных традиций для эффективной организации экологического образования и формирования этноэкологической культуры учащихся в средних общеобразовательных школах. С точки зрения педагогики наиболее актуален вопрос о формировании этноэкологической культуры у подростков. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что подростковый возраст отмечается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Современный подросток видит перспективу своей полезности для других, общества в обогащении собственной индивидуальности. Это служит основой для личностного роста. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток тонко воспринимает дисгармонию в окружающем мире. Очень важно в этих условиях обеспечить развитие экологически грамотного и созидательного поведения подростка через осознание традиционных народных экологических ценностей.



Степень разработанности проблемы исследования.

Теоретические основы экологического образования отражены в трудах Н.Д. Андреевой, И.Т. Гайсина, С.Н. Глазачева, Е.Н. Дзятковской, М.В. Емельяновой, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, A.B. Миронова, Ф.А. Печчеи, И.Н. Пономаревой, Н.Ф. Реймерса, А.П. Сидельковского, С.А. Степанова, И.Т. Суравегиной, Н.М. Черновой.

Психологические предпосылки экологического образования обоснованы в работах психологов С.Д. Дерябо, А.В. Гагарина, А.Н. Павлова, В.И. Панова, В.А. Ясвина.

Проблеме формирования экологической культуры в системе экологического образования посвящены работы исследователей: В.Е. Борейко, С.Н. Глазачева, А.А. Гореловой, В.П. Горлычева, В.И. Игнатовой, Т.Ю. Макашиной, Л.В. Моисеевой, Е.И. Полянской, В.А. Самковой, Е.В. Титова, В.А. Ситаровой, А.Д. Филинова, Т.А. Шамановой, Т.В. Яковенко, Е.В. Яковлевой, В.А. Ясвина.

Важность межпредметного подхода в экологическом воспитании отмечают Е.А. Гринёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.Г. Каленникова, Е.Д. Макаров, З.Г. Сафаргалиева, Д.А. Стогова, Г.Ф. Федорец.

В связи с обострением этнических проблем появляются работы по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов: В.Ф. Афанасьева, А.Л. Бугаева, А.Г. Булатова, А.Ш. Гашимова, Л.А. Ибрагимова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаева, А.И. Николаева, К.А. Пирлиева, Э.И. Сокольникова, Я.И. Ханбикова, С.А. Шаалы.

Проблемам этногенеза, этнического самосознания посвящены работы Л.Н. Гумилева, Р.Х. Мингазова, В.Н. Татищева, К.Ф. Фукса, С. Шамси, Э.С. Эфендиева. Этнические возможности в формировании экологической культуры рассматриваются в работах исследователей: А.М. Ахмедовой, Ю.В. Бромлея, А.Г. Киямовой, Р.И. Пазовой, А.М. Салаватовой, З.А. Хусаинова, З.М. Чомаевой.

Социальное значение проблемы, анализ научно-педагогической литературы и практического опыта по данной проблеме позволили выявить ряд существенных противоречий:



-- между необходимостью раскрытия экологического содержания традиционной культуры как основы формирования этноэкологической культуры личности и отсутствием достаточного теоретического обоснования этого процесса, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления;

-- между большим экологическим потенциалом содержания жанров татарского народного творчества и недостаточным использованием его в формировании этноэкологической культуры учащихся;

– между признанием значимости формирования этноэкологической культуры учащихся и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса в современной общеобразовательной школе.

Названные противоречия позволили выделить проблему исследования: каковы модель и педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе?

На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулированна тема исследования «Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе».



Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования – процесс формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования - процесс формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе будет происходить более эффективно, если:

- раскрыты сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка»;

- определены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности этноэкологической культуры подростков;

- разработана и апробирована педагогическая модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе;

- выявлены и реализованы педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе: изучение произведений народного творчества, отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

В соответствии с обозначенной проблемой, поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих основных задач исследования.

1.Раскрыть сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка».

2.Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности этноэкологической культуры подростков.

3.Разработать и апробировать модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

4.Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.



Теоретико-методологической основой исследования явились философские воззрения экологических проблем и устойчивого развития В.И. Вернадского, А.Г. Горшкова, К.С. Лосева, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, В.С. Степина, С.Ф. Хантингтона; вопросы экологической этики Н.Н. Моисеева, Х. Ролстона; концептуальные положения экологического образования Н.Д. Андреевой, М.В. Емельяновой, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской, И.Д. Зверева, А.П. Сидельковского, С.А. Степанова, И.Т. Суравегиной; научные исследования, посвященные формированию экологической культуры С.Н. Глазачева, А.А. Гореловой, В.П. Горлычева, В.И. Игнатовой, Т.Ю. Макашиной, Е.И. Полянской, В.А. Ситаровой, А.Д. Филинова, Т.А. Шамановой, Т.В. Яковенко, Е.В. Яковлевой, В.А. Ясвина; межпредметный подход в экологическом образовании Е.А. Гриневой, З.Г. Сафаргалиевой, Г.Ф. Федорец. Проблемы этногенеза, этнического самосознания Л.Н. Гумилева, Р.Х. Мингазова, В.Н. Татищева, К.Ф. Фукса, С. Шамси, Э.С. Эфендиева; психолого-педагогические исследования С.Д. Дерябо, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ясвина; культурологический подход к образованию Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова. Основные положения концепции этнопедагогического образования Г.Н. Волкова, В.Е. Давидович, М.Б. Кожанова, Э.И. Сокольниковой, З.А. Хусаинова, И.Я. Яковлева.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ теоретической литературы по педагогике, философской, психологической, педагогической литературы и литературы на татарском языке, этнографических и этноэкологических источников по экологической культуре татарского народа, изучение нормативных образовательных документов - стандартов образования, школьной документации;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперименты - констатирующий и формирующий, тестирование; статистико-математический анализ результатов эксперимента.



Экспериментальная база исследования: муниципальные образовательные учреждения: Абдулловская, Енганаевская, Уразгильдинская, Татарско-Калмаюрская средние общеобразовательные школы Чердаклинского района, Среднесантимирская, Старотюгальбугинская и Елховокустинская средние общеобразовательные школы Новомалыклинского района Ульяновской области.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа – с 2007 по 2014 годы.

На первом этапе – поисковом (2007-2008 гг.) – изучалась философская, педагогическая, психологическая, историко-этнографическая литература, анализировались учебные программы, учебники, краеведческая литература, творческое наследие татарских ученых, просветителей; собирался фольклорный этноэкологический материал у старожилов татарских сел; исследовался вопрос о возможности использовании воспитательных идей и опыта татарского народа в природоохранной работе в школах с этнокультурным компонентом в содержании образовательного процесса; формулировались цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, была выдвинута гипотеза исследования; определялись критерии и показатели сформированности этноэкологической культуры подростков, разработана модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе; проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий эксперимент.

На втором этапе – экспериментальном (2008-2013 гг.) – осуществлялась экспериментальная проверка модели и выявленных педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе; внедрялась экспериментальная программа.

На третьем этап – заключительном (2013-2014 гг.) – была проведена диагностика, осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования; проверялась достоверность гипотезы исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, завершалось оформление автореферата и диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что

- раскрыта сущность и обосновано содержание понятия «этноэкологическая культура подростка», включающее три компонента: когнитивный, аксиологический, деятельностный;

- отобраны основные критерии и показатели сформированности этноэкологической культуры подростков; качественно охарактеризованы уровни этноэкологической культуры подростков (высокий, средний, низкий, очень низкий).

- разработана и апробирована модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе, включающая целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-оценочный и результативный блоки;

- обоснована и реализована совокупность педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе: изучение произведений народного творчества, отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- проведенное теоретическое обоснование сущности и содержания понятия «этноэкологическая культура подростка» вносят определенный вклад в теорию экологического образования;

- выработанные критерии и показатели позволяют повысить объективность и научный уровень оценки и отслеживать динамику процесса формирования этноэкологической культуры подростков в средней общеобразовательной школе.

- разработанная педагогическая модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе является определенным вкладом в развитие теории педагогического моделирования;

- обоснованные педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе дают возможность расширить и пополнить теоретические и методические положения экологического образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем результаты и выводы, а также методические материалы по проблеме исследования (педагогическая программа по формированию этноэкологической культуры учащихся в общеобразовательной школе «Зеленая колыбель» и методические разработки к ней) позволяют использовать данные материалы в практике средних общеобразовательных школ. Разработанный критериально-диагностический аппарат поможет выявить уровень и отследить динамику сформированности этноэкологической культуры подростков.

Материалы исследователя могут быть использованы в практической работе учителей средних общеобразовательных школ и в процессе подготовки педагогических кадров.



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались объективностью анализа состояния проблемы исследования в современной педагогической науке, соответствием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием комплекса педагогических условий, достоверной статистико-математической обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях: «Педагогика и психология: проблемы и решения» (Новосибирск, 2013), «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (Москва, 2013), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2013), «Современное образование: опыт и тенденции развития» (Москва, 2013), «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии» (Новосибирск, 2013), «Окружающая среда и устойчивое развитие регионов» (Казань, 2013), «Третья Всероссийская экологическая конференция» (Москва, 2013), «Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе» (Казань, 2013), «Окружающая среда и устойчивое развитие регионов» (Казань, 2013), «Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности» (Чебоксары, 2012), «Современная филология: проблемы изучения и преподавания языков (русского, родного, иностранного и русского как иностранного) и литературы в школе и вузе» (Ульяновск, 2013), «Грани науки-2013» (Казань, 2013), «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития» (Якутск, 2013).

Теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 16 публикациях соискателя, в том числе в научных статьях, опубликованных в журналах, входящих в перечень ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.



На защиту выносятся следующие положения:

1. Раскрыты сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка», определяемое как интегративное качество личности - субъекта культуры, обладающего системой этноэкологических знаний, осознающего ценности природной и этнокультурной среды и реализующего свое отношение к природе в экологически грамотном и созидательном поведении с учетом народных экологических традиций.

2. В качестве критериев и показателей сформированности этноэкологической культуры подростков определены: когнитивный (система этноэкологических знаний); аксиологический (эмоционально-ценностное отношение к природной среде, к экологическим традициям своего народа); деятельностный (опыт поведения в природе с учетом экологических народных традиций). Выявленные критерии и их показатели позволяют определить уровни сформированности этноэкологической культуры подростков: высокий, средний, низкий, очень низкий.

3. Модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе состоит из целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, критериально-оценочного и результативного блоков.

4. Успешность формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе обеспечивается совокупностью педагогических условий: изучение произведений народного творчества отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений; проиллюстрирована таблицами, рисунками.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В

СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура

подростка»

В связи с усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду экологические проблемы во второй половине XXI века приобрели глобальный характер и поставили перед человечеством вопрос о сохранении человеческой цивилизации, о выживании на планете Земля биологического вида Homo sapiens вследствие вызванных им же самим нарушений экологического равновесия в биосфере.

Мы ориентируемся в своих суждениях на воззрения Н.Н. Моисеева, который указывает на великую силу разума для предотвращения экологической катастрофы и установления компромиссов между человеком и природой для обеспечения их совместного будущего [117, с.34].

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля. Результатом этой встречи стало принятие «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию», в которой провозглашается идея устойчивого развития. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды становится неотъемлемым компонентом процесса развития.

В современной экологической обстановке традиционная культура человека и система взаимоотношений нации с окружающей природой на основе любви к родной земле - важнейшее условие выживание человечества [118, 144]. Традиционные ценности народа по отношению к природе передаются из поколения в поколение, они играют огромную роль в воспитании, образовании, в формировании этноэкологической культуры новых поколений.

Ведущими для нашего исследования являются следующие понятия: «культура», «экологическая культура», «этническая культура», «этноэкологическая культура», «этноэкологическая культура подростка». Раскроем сущность предложенных понятий.

Назначение воспитания состоит в передаче культуры и жизненного опыта от поколения к поколению. Благодаря воспитанию возможен прогресс общества и развитие человека в онтогенезе. При этом опыт человека, который он получает в процессе индивидуальной жизни, передается последующим поколениям. Продуктом деятельности человека является его культура, которая выливается в общечеловеческую культуру.

«Культура, согласно психологическому словарю, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Согласно З. Фрейду, культура - это сумма достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования отношений» [39, 310].

Культура - исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций. В узком смысле культура – сфера духовной жизни человека, включающей результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности - знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения [153, 76].

Наиболее крупными образованиями в пределах мировой культуры в этнологии является «этническая культура» - это та часть культуры этноса, которая для нее специфична [122, 10].

В начале своего эволюционного пути человечество было всецело подчинено природе и поддерживало неразрывную связь с ней. Связь времен поддерживалось традициями, обычаями народа или этноса, представляющего собой естественно - историческую общность людей.

Как отмечает В.И. Козлов, условиями возникновения этноса являются общность территории и языка. Внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения или исторических судеб, входящих в этнос людей [89, 153].

В «культуру этноса» входят этнические традиции, этническая символика, зональные культурные черты, этнические формы материальной культуры: жилище, одежда, пища, явления фольклора (эпоса, музыки, танцев) [122, 10].

Наиболее значимым компонентом культуры является язык народа. В.Ф. Гумбольдт писал: «Сумма всех слов, язык - это хранилище народного духа, культуры, объединенная духовная энергия» [47, 348].

Таким образом, культура этноса проявляется в его языке, обычаях, традиционном укладе жизни и собственно в исторически сложившимся мировоззрении, в котором переплетены отношения данного народа ко всем сторонам действительности, его ценностные установки.

Конец ХХ столетия ознаменован явлением, названным этнологами «этническим парадоксом современности», характеризующимся, с одной стороны унификацией материальной, духовной культуры, образа жизни во всем мире, с другой - усилением этнических чувств, реанимацией этнических ценностей. Подъем этнического самосознания - своеобразная реакция этносов, в частности этноса татар, направленная на защиту своей самобытности, отстаивание своей идентичности [123, 157].

По мнению Ф.С. Эфендиева, невозможно раскрыть общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национального самосознания без этнической культуры. Она является одним из определяющих факторов национального самосознания. Душа народа - это его общественная психология, включающая такие всеобщие обоснования душевной жизни каждого человека, которые формируют его национальный характер, традиции, обычаи, нравы, привычки [194, 4].

Этническая культура является фактором национального самосознания. Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него. Именно в самосознании человек становится личностью. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Самосознание, как и сознание в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой, критическом и самокритическом отношении к самому себе, самообладании, ответственности за свои поступки. [189, 164].

В начале своего эволюционного пути человечество было всецело подчинено природе и поддерживало неразрывную связь с ней. Этнос формировался на основе единства территории и природно-социальной жизни. Испокон веков люди передавали нравственный опыт, сложившийся тип отношений с окружающей природной средой. Этот тип отношений с окружающей средой постепенно развивался в экологическую культуру.

Составной частью культуры каждого народа являются его традиции, обычаи, экологические знания. Благодаря отношению к природе народа как к источнику красоты, очеловечиванию природы, стало возможным не только узкоутилитарное, но и духовое и эстетическое ее освоение. Красота в природе и ее критерии являются по происхождению общественными, космические образы, отраженные в мифах и сказаниях древних народов, яркие примеры эстетического освоения природы. Ощущение красоты есть универсальное чувство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии, к положительному мировосприятию окружающего мира.

Взгляд на природу как неисчерпаемый источник природных ресурсов давно изжил себя, формируется новый подход к вопросу к красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека, о гармонии между человеком и природой в контексте культуры [137, 139].

По мнению А.В. Лосева, для жизни человека важна среда, созданная культурой. Он должен находиться в процессе постоянного обмена с нею, чтобы сохранить свою жизнь. Организмы, находящиеся на нижней ступени развития мало изменяют среду, не создают культуру. Но чрезмерное вторжение в природу меняет и психику человека. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становится все более искусственной и человек может быть причиной ее гибели [99, 3].

Мы пришли к пониманию, что человек уже выступает не только субъектом природы, но и объектом природы. Человек не противопоставляется природе, а является ее частью. По мнению М.М. Артамонова, «этнос, как класс, не социальная организация, а состояние, при этом зависимость человека о природы тем меньше, чем выше его культурный уровень; это прописная истина» [6, 75].

Ученые рассматривают национальный мир как единый космос, где человек сливается с окружающей природной средой. Природа формирует национальный характер и направляет его деятельность. При этом культура связывает воедино природу и этнос [194, 4].

В научной литературе отсутствует однозначная трактовка понятия «экологическая культура». Понимание экологической культуры как цели экологического образования обосновано в работах В.А. Игнатовой, С.С. Кашлева и других. У философов, культурологов, педагогов, психологов, экологов (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов и др.) сложилось понимание того, что экологическая культура должна стать тем ядром личности, которое может обусловить спасение планеты и в целом человечество, вывести его на новую ступень этического развития. В данном понятии интегрируются два процесса: образование человека и характеристика его как социокультурного индивида.

Понимание экологической культуры включает в себя не только биологические знания, но и вопросы экологической этики, экологического сознания (сущности самого человека и его места в окружающем мире и процессах), морали и нравственных ценностей. Следовательно, сущность экологической культуры заключается в характере отношений между человеком природой и обществом в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, способ и степень включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рациональное использование природных ресурсов [161, 219].

По мнению В.Е. Борейко, только этика сможет нам помочь изменить то, что мы в нашем коллективном безумии стали считать нормальным. Экологическая этика отражает существование экологической совести. Нет совести, нет и этики. Экологическая этика подразумевает состояние любви, уважения, восхищения, обязательств, самопожертвования, совести, долга, и приписывания природе внутренней присущей ценности и биоправ. Она основывается, по утверждению В.Борейко, на трех источниках: религии, философии и экологии [16, 3].

Экологический кризис, с точки зрения экологической этики, - это следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию окружающей природы. Для разрешения современных экологических проблем требуется новый подход к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой.

Н.Н. Моисеев предложил использовать термин «экологический императив» для обозначения совокупности тех ограничений, накладываемых на жизнедеятельность людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества катастрофическими последствиями. По его мнению, первейшей обязанностью человечества является нахождение такого способа своего развития, посредством которого можно бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы планеты. В этом суть экологического императива [117, 49].

Ограничение и регламентация влияния человечества на природу обязательное условие выживания. Поэтому Н.Н. Моисеев констатирует, что императив экологический неизбежно порождает императив нравственный не менее жесткий, чем императив экологический. Основное содержание понятия нравственного императива, по мнению ученого, должно состоять в необходимости осознания людьми своей принадлежности к двум общностям: к планетарному сообществу и к биосфере. Н.Н.Моисеев был убежден, (и это согласуется с идеологическими постулатами нашей научной работы), что в ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного императива сделается одной из важнейших характеристик цивилизации; и, по всей вероятности, XXI век станет веком гуманитарного знания. Большую роль в поисках выхода из создавшейся ситуации призваны сыграть национальные традиции и личный опыт участников поиска, их религиозные и философские убеждения [117, 52].

Экологическая культура, как относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, выражающая систему национальных и цивилизационных ценностей и определяющая характер отношений в системе человек–природа–общество имеет свои функции:

– функция регулирования отношений человека–природы–общества;

– функция социализации подрастающего поколения людей;

– функция экологизации практической, в том числе профессиональной деятельности человека с учетом экологического и нравственного императивов;

– функция воспитания в человеке прекрасного на фоне прекрасного и безобразного в природе;

– функция формирования ответственности перед будущими поколениями людей за сохранение окружающей среды, необходимой для благополучия потомков [161, 229].

Н.Ф. Реймерс полагал, что «экологическая культура - это этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемые острым, глубоким и всеобщим сознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развития человечества [138, 259].

Существенный вклад в трактовку термина внес Н.М. Солодухо. Н.М. Солодухо пишет: «Экология общества, человека и его культуры предполагает рссмотрение взаимосвязи общества и природы, человека и сферы его духовной деятельности, включает охрану самого человека, исторических памятников и рациональное использование ценностей в социокультурной области. Взаимосвязь региональной и глобальной экологии учитывает иерархические отношения экологии региона и всей планеты, глобальную экологию планеты земля, экологические взаимодействия с космосом, вопросы практической космизации и пр.» [157, 4].

Нам близка точка зрения В.В. Снакина, по определению которого «экологическая культура общества - относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система национальных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способов включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рачительное использование природных ресурсов» [154, 456].

Центральными понятиями экологической культуры являются ценности (общечеловеческие, национальные, духовные) и ответственность за состояние природы.

Ценность есть форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом, указывающего на человеческое, социальное, культурное значение последнего. Ценности порождаются культурой, в их содержании запечатлены культурные образцы социальной и индивидуальной жизни людей, ориентация на которые позволяет человеку обосновать смыслы жизни [86, 189].

Рассмотрим различные трактовки понятия «экологической культуры как индивидуальной характеристики личности» учеными современности.

По определению Т.В. Яковенко, экологическая культура личности - это обобщенная характеристика личности, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания, достижения неразрывного единства существования между совокупностью знаний и представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек». В качестве компонентов экологической культуры учащихся классов естественно-научного профиля выделяются мотивационный, аксиологический, когнитивный и деятельностный компоненты» [196, 12].

Согласно мнению Т.А. Шамановой, экологическая культура личности выступает средством сохранения и развития человека, условием сохранения государства; средством решения экологических проблем подрастающего поколения на основе научных знаний процессов развития биосферы и ноосферы, гуманистических идеалов и прогрессивных национальных традиций по охране природы [191, 14].

Экологическая культура учащихся, по мнению И.Ф.Маркина, есть практический и интеллектуальный опыт, полученный ими в школе на основе деятельности экологической направленности и ситуаций [103, 13].

В определении В.П. Горлачева экологическая культура является с одной стороны частью общей культуры человека, также качеством личности, определяющим совокупность отношений к миру, к природе, другим людям, к самому себе [41, 15].

В работе И.Р. Пазовой экологическая культура личности определяется как интегративное качество личности, включающее экологические знания и нравственно-экологические поступки в процессе взаимодействия школьников со средой обитания. Выделены компоненты экологической культуры: интеллектуальные, деятельностно-волевые, мотивационно-эмоциональные [128].

В работе М.В. Емельяновой, обозначено, что экологическая культура человека является обязательным компонентом его общей культуры, это высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природой. Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуществлять экологическую деятельность [60].

Анализируя разные трактовки определения понятия «экологическая культура личности» в диссертационных исследованиях, мы пришли к пониманию, что экологическая культура личности – это характеристика личности, результат сформированного экологического сознания. Она выступает внутренним регулятором в отношениях человека к миру, обществу, к самому себе, основываясь на традиционных ценностях красоты, доброты, бережного отношения к природе; это комплексная характеристика, состоящая из ряда компонентов: когнитивного (формирование системы экологических знаний); аксиологического (формирование эмоционально-ценностного отношения к природной среде; деятельностного (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

Экологическая культура личности содержит систему компонентов:

-экологические научные знания и экологические знания народной педагогики (естественно-научных, естественного-гуманитарных, ценностно-нормативных, народных знаний и традиций);

-экологическое сознание, представляющее гармоничное развитие человека и природы;

-культура чувств личности (сопереживание в отношении к природно-социальной среде);

-этические нормы и правила, которые распространяются на взаимодействии между людьми и окружающей природно-социальной средой;

-деятельностно-практическое, охранное отношение к у природно-социальной среде;

-экологическое отношение религиозной культуры, с ее любовью ко всему живому вокруг [185, 127].

Важным компонентом экологической культуры личности выступает экологическое сознание. В настоящее время именно экологическое сознание становится главным вектором переориентации духовности человечества. Формирование современного экологического сознания возможно в результате правильно выстроенного учебно-воспитательного процесса, где происходит воздействие на все компоненты экологического сознания и формируется личность, обладающая активно-созидающим экоцентрическим экологическим сознанием.

В трудах С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.В. Гагарина разработана проблема психологии сознания, где экологическое сознание выступает как атрибут (свойство) человека, являющегося составной частью социоприродой системы «человек-природа-общество» и отсюда сознание человека выполняет отражательную и регулятивную функции, опосредуя его деятельность по отношению к природе.

Таким образом, сущность экологического сознания заключается в выстраивании гармоничных отношений человека и природы на основе понимания и высокого уважения красоты природы, законов ее развития, ответственности за соблюдение и практического действия по сохранению естественной среды обитания организмов в объемах, достаточных для обеспечения устойчивости природной среды [16, 187].

Экологическое сознание личности имеет психолого-педагогические особенности формирования, которые различаются по типам и компонентам. Особенности формирования экологического сознания личности представлены в таблице 1.

Таблица 1.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет