Муниципального образования город краснодар



Дата07.07.2016
өлшемі127.5 Kb.
#184042
түріРешение
Управление культуры администрации муниципального образования город Краснодар

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

имени В.А.ПТАШИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

350000, г. Краснодар, ул. Мира, 45. тел.(факс) (861) 262-24-30

СОГЛАСОВАНО

решение МС

Протокол № ___

от_______ 201 г.

Зам. директора по УР

_________ _________

(подпись) (ФИО)

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1 от__ августа 201 г.

Председатель

___________ _________


_______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественной росписи текстиля в детских художественных школах искусств» (БАТИК).


Ступень обучения – основная; для детей - 13-14 лет;

Срок реализации программы - 2 года,

Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в уч. год.

Составитель: Н.Н. Беломыцева Н.Н.

Преподаватель: А.Г.Кошевая

Рецензенты:

Директор ДХШ им. В.А.Пташинского МО город Краснодар В.Д.Мухин

Доцент кафедры графики

Куб ГУ, член СХ РФ С.В. Бурмистрова



Программа разработана на основе

учебной программы «Художественная роспись текстиля в детских художественных школах

искусств» (БАТИК), преподавателей Детской художественной школы имени В.А.

Пташинского МО город Краснодар Поляковой В.А. и Беломыцевой Н.Н.


г. Краснодар

2010 год.



РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу «Художественная роспись текстиля в детских художественных школах искусств» (БАТИК), преподавателей Детской художественной школы имени В.А. Пташинского МО город Краснодар Поляковой В.А. и Беломыцевой Н.Н.


Рабочая программа «Художественная роспись текстиля в детских художественных школах и художественных отделениях школ искусств» преподавателей ДХШ им. В.А. Пташинского МО город Краснодар Поляковой В.И, Беломыцевой Н.Н, представляет собой результат многолетних поисков данных педагогов в сфере декоративно-прикладного искусства.

Практика показала, что выстроенная в программе система обучения детей росписи по ткани – батику, полностью соответствует возможностям освоения материала учащимися данного возраста, адекватна эстетическим потребностям учащихся и художественным запросам социального заказчика – семьи. Знакомство с основными закономерностями композиционного построения изображения на плоскости через нетрадиционный вид изобразительного искусства – батик, позволяет полнее и содержательнее раскрыть потенциальные возможности учащихся. Воспитанники более эмоционально воспринимают цветовые характеристики предметов, выразительность натуры, заинтересованы в выполнении всех этапов работы, легче усваивают специальную терминологию.

Помимо четко сформулированных авторами целей и задач обучения, дано исчерпывающее перечисление необходимых для занятий материалов и оборудования, способов и приемов оптимального ведения работы, завершающего выполнения композиции.

В учебной программе даются задания для самостоятельного освоения некоторых этапов работы, учитываются индивидуальные особенности и мотивация учащихся к обучению. Для желающих более подробно ознакомится с техникой батика, предоставлен список литературы, с помощью которого можно более основательно и полно ознакомится с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Представленная методическая разработка и ее основа – программа обучения способствует возрождению старинного кубанского народного промысла – росписи по ткани, прививает детям любовь к родному краю, побуждает к заинтересованному участию в социальной жизни ученического коллектива, расширяет сферы творческой деятельности ребенка.

Данная методическая разработка представляет безусловный интерес и может быть рекомендована для применения в системе дополнительного образования краевого центра и Кубани

Директор МОУДОД ДХШ им. В.А. Пташинского,

МО город Краснодар В.Д.Мухин



РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу «Художественная роспись текстиля в детских художественных школах искусств» (БАТИК), преподавателей Детской художественной школы имени В.А. Пташинского МО город Краснодар Поляковой В.А. и Беломыцевой Н.Н.


Представленная учебная программа преподавателями ДХШ им. В.А. Пташинского МО город Краснодар Поляковой В.И. и Беломыцевой Н.Н. касается вопросов обучения учащихся детских художественных школ и художественных отделений школ искусств художественной росписи текстиля. Актуальность темы «Художественная роспись текстиля» вызвана повышенным интересом учащихся к обучению нетрадиционным видам изобразительного искусства. Внедрение в учебный процесс художественных школ элементов декоративно-прикладного искусства, в частности, батика, позволяет существенно разнообразить образовательную деятельность, повысить мотивацию учащихся к обучению.

Структура учебной программы составлена с учетом требований, предъявляемых к оформлению подобного вида методических разработок. В пояснительной записке определен состав и категории учащихся, которые могут заниматься по данной программе, обозначены цели и задачи обучения.

Также в методической разработке представлены основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися, формируемые конечные умения и навыки. В этапах образовательного процесса раскрыты некоторые проблемные вопросы теоретического характера, виды задач, упражнений, заданий. Указывается перечень необходимого оборудования и учебных пособий, без которых невозможна реализация данной программы. Список литературы для педагогов и учащихся составлен отдельно, выделена основная и дополнительная литература. Данная учебная программа соответствует интересам не только учащихся, но и социальных заказчиков – родителей, которые приветствуют применение в учебном процессе прикладных видов изобразительного искусства, развивающих у детей моторные и профессиональные навыки, которые могут применятся вне стен детской художественной школы.

Перспектива использования методической разработки в системе дополнительного образования обусловлена важностью развития на Кубани народного художественного промысла – росписи по ткани, которая с давних времен культивировалась в казачьих семьях.

Данная методическая разработка должна найти свое применение в системе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Краснодарского края.
Доцент кафедры графики

Кубанского госуниверситета,

член СХ РФ С.В. Бурмистрова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство росписи ткани существует с незапамятных времен. Родиной батика принято считать Яву. «Батик» - от яванского «амбатик» - обозначает ношение одежды из текстиля, имеющего специфический рисунок в виде трещин и изломов, создающих имитацию паутины поверх основного красящего слоя.

Около 2 тыс. лет назад в Египте, Персии, Индонезии, Японии, Китае была известна техника батик, в разных вариантах роспись батиком встречалась в Индии, Африке, Бирме.

Человек во все времена украшал свое жилище, одежду, предметы быта. Сырьем для этого служило все, что его окружало: камень, глина, дерево, кожа, мех, а когда появились ткани, то и ткани тоже. Постепенно нашли способ, как не только выкрасить ткань в тот или иной цвет, но и как заполнить ее поверхность орнаментом. Хитрости были разные. На ткани завязывались узелки по форме или по кругу незатейливого рисунка, потом ткань окуналась в емкость с красителями, сушилась, а те места, где были завязаны узелки, оставались непрокрашенными. И так можно было красить, получая на ткани несколько цветов, начиная со светлых тонов и заканчивая более темными. Использовались природные красители, добываемые из водорослей и растений. Постепенно техника усовершенствовалась наряду с узелковой техникой стали применять воск. Расплавленным воском закрывали те места на ткани, которые не надо было окрашивать. После каждого покрытия воском ткань окунали в емкость с красителем, затем сушили, опять покрывали воском по рисунку, затем окунали в краситель, снова сушили, пока не достигали нужного результата. От погружения ткани в емкость с красителем воск на ткани в некоторых местах давал трещины, отчего в них попадал краситель, поэтому светлые участки рисунка на ткани были покрыты сетью ломаных линий, паутиной, что придавало ткани особую загадочность и колористическую сложность.

Современные художники в своих работах часто используют эффект нанесения трещинок, или как его еще называют эффект Кракле, для декорирования росписи.

В Европу эту технику завезли в конце 19 века. Поскольку Европейские художники не были связаны древними традициями и канонами, батик сразу же получил иное направление, другие узоры, другую технологию.

В начале 20 века батиковали исключительно предметы ширпотреба, в 40-е годы батик начинает служить интерьеру. Занавески, настенные панно - результат европейского эксперимента в этой технике.

У нас в России ручная роспись ткани начала развиваться с 30-х годов нынешнего века. У истоков нового вида искусства стояли художники московского товарищества «Все художники» - К. Маликовская, М. Гортынская, Е. Донцова, Н. Юдина, М. Иноземцева и другие. Искусство росписи не имело у нас своих исторических сложившихся традиций, как это было, например, в вышивке, ткачестве, росписи по дереву. Предстояло решить сложную задачу по созданию нового изобразительного языка и целого ряда технологических приемов, характерных только для этого своеобразного вида искусства. Мастера и художники разных поколений, экспериментируя, создавали его заново. Из небольших разрозненных групп, занимавшихся росписью тканей, в середине 30-х годов складывались производственные коллективы. Так, в Москве организуется артель «Универпром», где инструктором по росписи работала В. Поваляева. В эти годы и в научно-исследовательском институте художественной промышленности создается творческая группа, занимавшаяся вопросами оформления текстильных изделий. 50-е годы можно назвать расцветом художественной росписи. Живым примером тому могли бы послужить прекрасные образцы головных платков, больших абажурных платков, тканей. В это время на московских предприятиях художественной росписи сформировались замечательные коллективы, как художников, так и мастеров росписи. Всех их объединяла безграничная любовь к своему ремеслу, которую они смогли передать своим ученикам, так как без любви нет росписи, а есть лишь холодное, равнодушное раскрашивание ткани.

По технологическим особенностям батик разделяют на несколько видов. В 50-е годы сложились 3 основных способа ручной росписи ткани, которыми пользуются мастера и по сей день – это холодный и горячий батик, и техника свободной росписи. Следует отметить, что подобное деление несколько условно, так как в процессе работы художнику не всегда удается держаться в достаточно тесных рамках того или иного конкретного вида росписи. И все же эти границы существуют, постоянно напоминая о себе в работе.

Все виды ручной росписи ткани выполняются жидкими красителями, приготовленными на спиртовом растворе. Красители на ткани обычно растекаются, и чтобы помешать проникновению одной краски в другую, на ткань наносится резервирующий состав «резерв». В горячем и холодном батике он разный. При работе горячим батиком в качестве резерва используется смесь парафина с различными жировыми примесями и воском, которые наносят на ткань в горячем виде кистью, батик – штифтом, каталками, ножом, штампиками самых разнообразных форм. При работе холодным батиком в качестве резервирующего состава употребляют смесь резинового клея, парафина, бензина и канифоли. Этим составом наносят рисунок на ткань. Делают это стеклянной трубочкой. В технике свободной росписи резервирующие составы не применяются, лишь иногда используются загущенные красители или загустки для ткани. Загустителем, разведенным в воде, покрывается вся ткань, затем просушивается и уже по высушенной поверхности ткани производится роспись.

Осваивать технику ручной росписи ткани рекомендуется с холодного батика, так как он не требует сложного оснащения и специально оборудованного места для работы.

Началу занятий должна предшествовать серьезная подготовка необходимых материалов и оборудования.



Красители.

Из числа текстильных красителей (прямых, основных, активных, кислотных, протравных, дисперсных и др.) выпускаемых нашей химической промышленностью, для ручной росписи наиболее приемлемые активные красители.

30-40 г. сухого порошкообразного красителя опустить в стеклянную банку, залить 1 л. воды, доведенной до кипения, размешать, добавить немного спирта, денатурата или водки. Остывший водно-спиртовой раствор красителя разливается в подготовленные чисто вымытые стеклянные флаконы из-под использованной туши или чернил.

Допустим, что у вас 7 наименований красителей. Пронумеруйте каждый краситель (№1 – желтый, №2- оранжевый и т.д.). Приклейте на каждую банку с разведенной краской этикетку, с порядковым номером. Возьмите такое же число чистых флаконов, снабдите их такой же пронумерованной этикеткой.

Приготовленные флаконы наполните раствором красителя в соответствии с присвоенными номерами, и поместив эти флаконы в отдельную картонку или фанерную коробку, вы получите набор красителей для росписи.

На занятиях одного такого набора достаточно для работы с ним трех учеников. Если в группе 15 учащихся, разделите их на пять бригад (по три человека в каждой), и приготовьте 5 таких наборов.

Ткань.Выбранная ткань должна строго соответствовать группе красителей. В противном случае не будет образована стойкая химическая связь красителя с волокном. Активные красители, в отличие от прочих, успешно окрашивают как натуральные шелка, (крепдешин, жоржет, шифон, фулер и др.), так и хлопчатобумажные (батист, маркизет, бязь, сатин и др.). Новую ткань перед батикованием следует замочить в горячей воде, постирать в моющем средстве и тщательно прополоскать. После сушки прогладить. Но в учебных работах лучше использовать еще прочные куски тканей из старого постельного белья, салфеток и прочего отслужившего в домашних условиях текстиля

Ткань для батикования должна быть натянута на раму. Кроме рамы каждому ученику будет необходимы бытовые пяльца диаметром 28 – 30 см.



Резервирующий состав.

Красители имеют свойство хорошо растекаться по ткани и чтобы удержать краску в задуманных границах применяется резервирующий состав. Готовиться резерв следующим образом: в металлическую посуду поместить 200 г. резинового клея, 50 г. парафина, 2 г. канифоли, 200 г. бензина. Емкость с этим компонентом ставят на 1 – 1,5 ч. на водяную баню. Делать водяную баню на печи с открытым огнем не рекомендуется, т.к. смесь взрывается. Готовить резерв необходимо на электропечи с закрытой спиралью, в хорошо проветренном помещении.

Остывший резервирующий состав переливается по формам с плотно закрывающейся крышкой. На эти флаконы наклеиваются этикетки с названием содержимого, и в каждую приготовленную коробку с набором красителей ставиться по флакону с резервом.

Резерв можно сделать цветным. Обезжирьте масляную краску нужного вам цвета, для этого выдавите тюбик художественной масляной краски на, сложенную в несколько раз газету и свободной ее частью накройте краску, поместив под пресс и оставьте на сутки. Затем осторожно снимите краску ножом не затрагивая слой газеты. Обезжиренную краску развести бензином (желательно очищенным) и влить в резервирующий состав, тщательно размешав. Густота резерва подгоняется под стеклянную трубочку. Резерв должен свободно вытекать из трубочки, но при этом не давать капель и ложиться при наводке рисунка ровной линией. Если резерв слишком густой, его нужно разбавить бензином.



Рейсфедеры.

На ткань резерв наносится при помощи стеклянных трубочек. Для этой цели берутся выпускаемые нашей промышленностью стеклянные рейсфедеры, один конец, которого загибается. Но наиболее удобна в работе трубочка, снабженная специальным резервуаром в средней части.

Но какой бы трубочкой вы не работали, во всех случаях конец каждой трубочки загибается под углом, не превышающим 135о

Кисти и ватные тампоны.

Роспись видеться мягкими кистями. Многие мастера наносят краску на ткань ватными тампонами. Вату, желательно хлопчатобумажную, расслоить на узкие полоски шириной 2-3 см. и длиной 10-15 см. и равномерно накрутить на конец спицы. Для каждого цвета нужна, будет отдельная спица.

Японская мудрость гласит: «Образование – это то, что осталось, когда все забыто. Знания, полученные на уроках прикладной композиции при изучении техники холодного батика, невозможно забыть. И зрителя, и самого исполнителя декоративной работы буквально зачаровывают живописные красочные разводы на ткани. Эмоциональное воздействие от знакомства с техникой в значительной степени облегчает процесс усвоения учебного материала и решения следующих задач, таких как:


  1. организация плоскости картины;

  2. упрощение и обобщение природных форм, т.е. стилизация;

  3. понятия целостности, декоративности, гармоничности;

  4. использование основных приемов композиции – контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, ритм, вопросы колорирования, гармонизации цвета.

Занятия декоративной композицией – одно из активных средств формирования художественно-образного мышления, эмоционального отношения к действительности, вкуса, восприятия красоты, развития творческого потенциала ребенка, воспитание воображения и творческого отношения к окружающей действительности.

Задача курса – воспитать у учащихся умение воплощать декоративные замыслы в конкретные художественные формы. В работе над декоративной композицией необходимо поощрять присущее детям стремление к эксперименту, знакомя их с различными техническими приемами.

В ДХШ количество учебных часов, отведенных для изучения декоративно-прикладной композиции, невелико, но, тем не менее, в художественных школах существует возможность для овладения основами некоторых видов декоративно-прикладного искусства.

Не каждый из выпускников ДХШ поступает затем в специальное художественное заведение и изученные в школе технические возможности конкретного ремесла, будь то художественная обработка дерева, металла, текстиля или керамики, мозаика, витраж и прочее, помогут в дальнейшем нашему воспитаннику самостоятельно организовать духовно наполненный досуг.

Одна из сегодняшних проблем – проявление «культурного туризма» по видам искусства, в результате чего воспитываются потребители искусства. Появление такой проблемы связано в большинстве случаев с отсутствием возможности у школьников ощущать радость от владения хотя бы основами какого-либо вида художественного ремесла. Ученик, ни разу не испытывает положительного опыта от соприкосновения с материалом, вырастает пассивным потребителем искусства. Сегодня недостаточно воспитать просто зрителя, культурно воспринимавшего художественное наследие – веление времени – пробудить его активность, духовный потенциал, научить внутренне обогащаться посредством творчества.

В одной из статей «ДИ СССР» в размышлениях о художественном воспитании детей прозвучало: «…серьезное, глубокое изучение ремесла продуктивнее, чем общее знакомство с различными видами искусства, влияет на развитие интеллекта и эстетического чувства» /ДИ СССР, 1986, № 5, с. 36/.

Знакомство с основами ремесла, изучение технических приемов, а также расширение творческих знаний о богатстве и разнообразии той или иной техники поможет привести в движение эмоционально-ассоциативные художественно-творческие возможности школьника с целью выражения посредством искусства мироощущения и мировоззрения.

В нашем народе всегда было почете художественное ремесло. Во все времена оно утоляло стародавнюю жажду к прекрасному, жажду внутреннего обогащения…

На декоративно-прикладной композиции занятия должны строиться так, чтобы знание основ художественной техники, отшлифованной в давних народных истоках, давало активную мобилизацию творческих возможностей наших воспитанников, побуждало глубже ее изучать.
Древнейший способ декодирования ткани позволяет до бесконечности разнообразить результаты. Хотя корни батика уходят в глубь веков, его художественно-выразительные средства нельзя назвать исчерпанными.

Способы росписи такни постоянно совершенствуются, находятся новые художественные приемы. Техника дает возможность бесконечных экспериментов, поисков, импровизаций. Авторский батик всегда неповторим. Он передает движение руки художника, индивидуальность приемов работы, каждая линия, штрих, пятно выдают характер, темперамент автора.




БАТИК 3 класс 34 часа


п\п


Дата

Кол-во

часов





1.




4.

Тема: «Контраст и нюансы в декоративной композиции».

Вводная Выполнение трех эскизов на ритм, пластику и тон.



2.




4

Тема: «Силуэт города».

Выбор сюжета и оптимального эскиза в тоне и цвете.



3.




4

Перенос эскиза на ткань и обводка рисунка резервом.

4.




4

Локально-цветовая проработка композиции в цвете.

5.




4

Уточнение деталей и обобщение работы.

6.




4

Тема: Декоративная работа «Платок»

Выбор сюжета и оптимального эскиза в тоне и цвете.



7.




4

Перенос эскиза на ткань и обводка рисунка резервом.

8.




4

Локально-цветовая проработка композиции в цвете.

9.




2

Уточнение деталей и обобщение работы.

34 часа



БАТИК , 4 класс 34 часа


№ занятия

Дата

Кол-во

часов


Тема и основное содержание занятия

1.




4


Тема: Декоративное панно «Сказка» в технике холодного батика

Выбор сюжета и лучшего эскиза в тоне и цвете.



2.




4

Выполнение акварелью росписи в натуральную величину с обводкой контура восковым мелком.

3.




4

Перенос контурного рисунка на ткань. Резервирование контура.

4.




4

Выполнение росписи на ткани.

5.



4


Тема: Декоративное панно «Цирк» в технике холодного батика

Выбор сюжета и лучшего эскиза в тоне и цвете.




6.




4

Выполнение акварелью росписи в натуральную величину с обводкой контура восковым мелком.

7.




4

Перенос контурного рисунка на ткань. Резервирование.

8.




4

Выполнение росписи на ткани, с достижением декоративной цельности

9.




2

Детализация элементов и обобщение росписи.
3 класс.

Беседа. Контраст и нюанс – основные приемы декоративной композиции. Контраст – соединение элементов, противоположных по своим характеристиками. Нюанс отличается от контраста тем, что между противоположными элементами композиции нет четкого перехода. Выполнить композицию на тему «Силуэт города». Решение композиции – монохромное, используя один из предполагаемых цветов – умбра, марс, коричневый, сепия, сиена жженая. Передать характер пейзажного мотива, изобразить контрастные по величине и форме предметы (тонкие силуэты проводов, столбов, шпилей и т.п. рядом с массивными силуэтами домов, крыш, труб и т.п.) – рис. 9. 4 класс.
Беседа. Гармонизация цвета в декоративной работе. Использование цветового круга. Ограниченная цветовая палитра. Поиск ясного решения композиции. Цвета и их сочетаемость. Контраст, нюанс, тождество. Цвет несет эмоциональную нагрузку. Деление цветов происходит на теплые и холодные. При этом большая часть цветов не является только холодными или теплыми. Например, зелено-голубой будет холодным по отношению к зеленому, тем более к красному, но более теплым, чем голубой. Основными цветами считаются желтый, синий, красный и зеленый. Эти цвета попарно противоположны. В гармонии цвета есть своя закономерность. Посмотрите на цветовой круг (рис. 13), разделенный перпендикулярными осями. На конце каждой оси расположен один из основных цветов. Цвета, расположены в одной четверти круга, всегда гармоничны. В работе можно использовать все промежуточные цвета плюс один из главных. Например, в четверти от красного до желтого используйте только один главный цвет (желтый или красный) наряду с промежуточными. Такая гамма относительно спокойная, если в ней нет большей градации светлого. Один из цветов этой группы обязательно должен быть эмоционально ведущим (за счет светлоты или количества и т.д.) - рис. 14.

Цвета расположенные в одной из четырех частей круга, называют родственно-контрастными: красный – желтый – зеленый; желтый – зеленый – синий; синий – красный – желтый (рис. 15).

Это самый обширный вид цветовых гармоний, особенно гармоничны в этой группе цвета, расположенные на концах хорд, так как они наиболее близки к одному из основных цветов. Цвета, расположенные на концах диаметра, являются контрастными (рис. 16).

При работе с цветом следует учитывать, что при большей разнице светлот цвет скрадывается; с другой стороны, если желательно подчеркнуть контрастность цвета, это лучше удается при сближенных светлотах.



Формы и виды контроля.

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы и способы контроля.

Сроки контроля

Вводный.

Общая эрудиция.

Уровень знаний по программе. Развитие моторики руки, творческого воображения.



2 года

Овладение Батиком.

Просмотр работ.

Выставка работ.

Выставление оценок.


Наблюдение,

Беседа,


Выполнение учащимися практических заданий.


Сентябрь.

Текущий.

Промежуточный.



Творческий потенциал учащихся

Оценка личностных качеств.

Формирование общеучебных умений.


Опрос. Выставление текущих оценок.

Полугодовые оценки оценки.

Просмотры.


Анализ учителем проведенных занятий. Упражнения по выполнению рисования с образца с натуры и по представлению.

Октябрь.

Декабрь.


Январь.

Май.


Коррекция


Ликвидация пробелов

Упражнения рисования по образцу.

Карточки.

В течение года.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Конкурсы, выставки, фестивали.



Отчетные выставки за полугодие, за год.

Итоговые контрольные уроки.

Годовые оценки.



Декабрь.
Май.




  1. Методическое обеспечение образовательного процесса






Раздел программы

Формы

занятий


Приемы и методы организации учебно-воспитательного

процесса


Дидакти

ческий материал



Техни-

ческое


оснащение

занятий


Формы

подве-


дения

итогов



2 года бучения

I.

По содержанию программы

Беседа,

презентация,

лекция, практическая работа


Вербальный,

наглядный,

практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный


Репродукции,

фотографии,

раздаточный материал,

специальная литература, видеозаписи мультимедийные материалы




Компьютер, телевизор,

DVD,


видеомагнитофон,

мультимедийный проектор



Тест


Список литературы.


  1. О. Танкус и др. Технология росписи тканей. Издательство «Легкая индустрия», 1969 г.

  2. Журнал «Юный техник», №5, 1972 г.

  3. Чтобы ожили стены. Сборник, М., «Молодая гвардия», 1977 г., стр. 45, гл. «Батик».

  4. Журнал мод №2. «Лето», 1983 г., Москва.

  5. «Для умелых рук», приложение к журналу «Юный техник» №1, 1983 г.

  6. Журнал «ДИ СССР», 1986 г., №3.

  7. Журнал «ДИ СССР», 1986 г., №6.

  8. Журнал «Валентина» - роспись по шелку, №1, 1995 г.

  9. Журнал «Юный художник» №8, 1997 г.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет