Образ женщины в белом в сюжетах современных быличек: происхождение и функции
Балашова Александра Федоровна
Аспирантка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
В быличках о начале Великой Отечественной войны, записанных в разных регионах России, следует выделить ряд сюжетов, связанных с образом женщины в белом (варианты: нагая женщина, «в костюме Евы»; в прозрачной одежде; в одном белье). Незнакомка является водителю (в записях конца XIX – начала XX в. – путнику), как правило, после того как у машины внезапно глохнет мотор. Женщина нередко даёт водителю поручения, после выполнения/невыполнения которых предсказывает урожай «как на погибель», который некому будет собирать, и грядущие кровопролития. Обычно она выражает это иносказательно, либо показывая ряд предметов, символику которых сама и объясняет. Так, она просит купить ей платье [Белова: 13 - 14] или ткань на платье [Васильева: 12], материю чёрного и белого цвета [Смит: 293]. У незнакомки могут появиться платки разных цветов: чёрный – к войне, жёлтый – к урожаю, красный – к крови [Бекетова: 8 - 9]. Свою наготу женщина порой объясняет тем, что всё отняли враги.
В устах носителей традиции женщина в белом получала различную интерпретацию. В середине XX в. она могла быть истолкована как сошедшая с небес Богородица, в рассказах о войне встречается в виде старушки в белом, спасающей бойца или предупреждающей об опасности. В то же время появляются рассказы о помощи незнакомки (молодая женщина в белом в вещем сне предупреждает солдата об опасности; женщина показывается советским шофёрам, увозившим детей в эвакуацию, благодаря чему они остановились на краю обрыва). Иногда рассказчики загадочную незнакомку могут назвать русалкой, что соответствует их представлению о русалке как женщине в белой рубахе с длинными распущенными волосами, умеющей летать.
Логичнее всего рассматривать генезис этого образа в соответствии с традициями народной демонологии. Следует вспомнить об индоевропейском персонаже Албасты, чьё появление предвещает недоброе. В трансформированных мифологических сюжетах появление Албасты (с вариациями в описании её облика) трактуется в собственно религиозном ключе – не языческом, а христианском. За счёт этого в народном сознании происходит сближение образа нагой женщины или женщины в белом (прозрачном) одеянии, старушки в белом платке или монашеской одежде и Богородицы. Инфернальный белый цвет одежды (ассоциирующийся с саваном, смертью, духами и загробным миром) заменяется со временем христианской символикой непорочности. Помимо быличек образ женщины в белом (равно как и белого старца) встречается в заговорах.
Также в фольклоре известен образ Белой бабы (Белой Девки, Белой Женщины) – носительницы болезни, духа судьбы, предвестницы несчастья, олицетворяющей образ смерти (имеющей особый масштаб во время войны). В белом показываются людям три бессмертные сестры суденицы; полудница, ржаница. Вероятно, женщина в белом связана и с другими страшными женщинами, такими как Банши из ирландского фольклора, персонаж японского фольклора «снежная женщина» Юки-онна.
В «Указателе сюжетов-мотивов быличек и бывальщин» образ женщины в белом вошёл в группу вестников судьбы: «Женщина в белом (в красном) предсказывает войну, голод и другие… Человек в белом (женщина в черной шали, собака) предвещает болезнь, смерть…» [Зиновьев: 320].
Можно говорить и о трансгендерной версии: путнику перед войной является мужчина в белом (либо голый) и просит принести лапти [Смит: 293]. Порой функции вестницы берёт на себя тощий волк, предсказывающий после выполнения его просьбы (накинуть красный платок) конец войны [Белова: 15]. Аналогично в ряде сюжетов о предсказаниях старушки в белом (чей образ трактуется как образ Богородицы или святой, позже узнанной на иконе), чудесной помощи, оказанной герою, её заменяет старец (чаще всего идентифицируемый как Николай Угодник).
Функции женщины в белом одеянии и старушки в белом платке кардинально отличаются (у первой это предсказание неотвратимого бедствия, что сродни кликушеству; у второй – предупреждение, помощь). Женщина в белом появляется перед грядущими масштабными бедами, а старушка чаще связана с судьбой конкретного человека или группы людей (находящихся на поле боя, заблудившихся, идущих по минному полю и т. п.). К тому же, по мнению многих верующих людей и священнослужителей, если незнакомец (незнакомка) не представляется, это может быть бес, спасающий тело, но губящий душу.
В современном городском фольклоре в легендах, быличках и страшилках женщина в белом предстаёт в образе призрака, духа или привидения – существа из иного мира («попутчица-призрак», мстящий фантом), которое появляется на дорогах Европы и Америки и порой становится причиной гибели автомобилистов. Обретает романтичный ореол образ погибшей в автокатастрофе накануне свадьбы девушки в подвенечном платье. Наоборот, Белая Леди ненавидит мужчин и мстит за пропавшую дочь; а самоубийца Плакальщица, утопившая своих детей ради неверного возлюбленного, является путникам в тумане, предсказывая смерть (при этом сама никогда не убивает). С быличками о встрече с женщиной в белом перед войной или другим бедствием данные сюжеты объединены образом незнакомки, дорогой и страшными предсказаниями. В то же время нарративы, связанные с вестью о войне, следует рассматривать отдельно, ибо в них есть набор определённых (незначительно варьирующихся) предметов-символов, а женщина в белом приносит страшную весть, касающуюся не только встретивших её путников, но и всего народа.
Литература
1. Бекетова В. Н. Спустя полвека. Курган, 1994.
2. Белова О. В. Фольклорные записи 1945 года из Брянской области // Живая старина. 2005. № 2. С. 13 – 15.
3. Васильева О. Призрак, бродивший по России // Наука и религия. 1995. № 5. С. 12.
4. Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
5. Смит С. Небесные письма и рассказы о лесе: «суеверия» против большевизма // Антропологический форум. 2004. №1. С. 293.
Достарыңызбен бөлісу: |