Открытый урок по предмету «Слушание музыки» второй год обучения 2013год Тема урока: «Красочный мир музыкальных звуков» Жанр: тематический урок



Дата28.06.2016
өлшемі75.5 Kb.
#162780
түріУрок


Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

Номинация: Дополнительное образование детей и школьников

Преподаватель

теоретических дисциплин

Климонтова Е.Н.

г.о. Тольятти

ДШИ «Камертон»


Открытый урок

по предмету «Слушание музыки»

второй год обучения

2013год


Тема урока: «Красочный мир музыкальных звуков»*

Жанр: тематический урок.

Тип урока: систематизация знаний и совершенствование навыков.

Цель: развитие тембрового слуха.

Задачи обучения, воспитания, развития:


  • расширение и систематизация знаний музыкальной терминологии и состава групп инструментов симфонического оркестра;

  • совершенствование навыков узнавания и характеристики музыкальных тембров;

  • формирование мотивации поиска выразительных, поэтически-образных определений при характеристике тембров музыкальных инструментов;

  • развитие фантазии, формирование творческой инициативы в процессе эмоционально – художественного «проживания» образов в интонационно-тембровых импровизациях и ролевых играх;

  • формирование эстетического вкуса и совершенствование культуры чувств через восприятие музыки;

  • формирование ассоциативных связей, развитие интеллекта, художественного мышления в процессе совершенствовании тембрового слуха;

  • стимулирование мотивации коллективной художественной деятельности на основе интеграции видов искусств.

План урока.

1. Вводный этап урока.

Слово преподавателя: создание эмоциональной атмосферы на основе ассоциативных связей – концентрация внимания. Беседа – опрос с целью систематизации и углублении знаний музыкальной терминологии (понятия: тембр, соло, дуэт, трио, тутти и др.). Слово преподавателя: представление вида, темы и цели урока.
2. Проведение дидактической игры «Собери друзей»: углубление знаний о принципе комплектования групп музыкальных инструментов симфонического оркестра по способу извлечения звука (на основе домашнего задания).

-------------------------------------------------------------------------------------------------*Смотреть видео урок можно здесь: http://youtu.be/8ZctFQ6QOMY


3. Выполнение задания «Слушаем – смотрим – размышляем»:

- прослушивание и просмотр видеороликов с игрой на музыкальных инструментах;

- характеристика тембров музыкальных инструментов (работа с таблицей);

- аудио - викторина с определением звучащих инструментов в процессе просмотра видеоролика «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

4. Проведение ролевых игр:

- «Мир наших чувств» – тембровая импровизация: моделирование своих эмоций, развитие интонационно-тембровой палитры голоса в словосочетаниях (работа с таблицей); знакомство с понятием импровизация;

- «Звуки окружающего мира: голоса города и деревни» – тембровая имитация: создание речевых моделей – подражаний; знакомство со старинным народным инструментом – свистулькой: характеристика тембра, прикладное значение, поиск современного аналога;

- слушание музыки Д.Россини «Кошачий дуэт» – тембровая имитация в исполнении хора мальчиков «Libera».

5. «Содружество муз» – коллективный творческий проект создания музыкального спектакля-сказки «Веселые гномы в сказочной стране» на основе творческого домашнего задания: углубление знаний о символах искусств, уточнение сценария, презентация рисунков, выбор музыкальных инструментов для характеристики героев с учетом их эмоциональных переживаний и динамики развития художественных образов.

6. «Инструментальная мозаика» – аудио - викторина: определение тембров музыкальных инструментов, самооценка результатов выполнения задания с помощью смайликов.

7. Заключительный этап урока. Слово преподавателя: рассказ о музыкальном сочинении Д.Каччини «Ave Maria» – жанр молитвы: знакомство с портретом композитора, слушание музыки в исполнении хора мальчиков «Libera». Подведение итогов урока.
Методическое пояснение к уроку.

К истории вопроса. Тембр в переводе с французского означает: «колокольчик», «метка», «отличительный знак» – один из первичных признаков музыкального звука, основа для его идентификации, распознавания; обертоновая, колористическая окраска.

Еще в IV веке до н.э. в трудах первого музыканта, чьи рукописи по музыке, философии, педагогике дошли до нас, греческого музыковеда Аристоксена*(ученик Аристотеля) и его последователей (гармоники) была заложена система музыкального мышления, в основе которой лежало ощущение множественности звуков-обертонов в процессе «чувственного» восприятие музыки. Он считал, что для восприятия музыки нужно не только слышание величины интервала, но и размышление о его художественном смысле. Математически – умозрительная система «чистого» строя Пифагора и его последователей (каноники) в дальнейшем привела к появлению темперации и на долгие годы воцарилась в европейской музыке.

Лишь в первой половине XX века, почти через двадцать пять столетий, русский музыковед, композитор, ученый Николай Александрович Гарбузов, доказывая своими исследованиями зонную природу музыкального слуха, отстаивает природу множественности восприятия музыкальных звуков, развивает при этом идеи Аристоксена. Гарбузов утверждает также, что тембр, как и музыкальная интонация, имеет зонную природу.

В своих трудах «О себе», «Моя жизнь» Б.В.Асафьев** пишет об интонационной выразительности тембра, характеризуя тембр не просто как окраску звука, а формулирует такие понятия, как тембр-образ, тембр-психологическое состояние, которые обусловили «светотени и красочность музыки».

В творчестве европейских композиторов наиболее интенсивные поиски тембрового разнообразия проявляются в эпоху романтизма XIX века. Но более ярко новые тембровые сочетания: кластер, сонорика, параллелизмы, алеаторика и др. мы слышим в музыке XX века. Появление электронных инструментов стимулирует новые исследования данного вопроса. В работах некоторых музыковедов можно найти утверждение, что тембр – это и есть сам музыкальный звук.


--------------------------------------------------------------------------------------------------

*Марк Райс. Аристоксен и Гарбузов: перекличка через века[электронный ресурс] http://www.21.israel-music.com/Aristoxenus_Garbuxov.htm.

**[электронный ресурс]http://www.independentacademi.netscience/tetradi/11/radionova2.html

Работа над развитием тембрового слуха учащихся должна осуществляться на протяжении всех лет обучения в ДШИ. Хорошо развитый тембровый слух

начинающего музыканта обогащает процесс восприятия музыки, служит мотивацией поиска красок в исполнительской практике, помогает созданию

авторских композиций, активизирует развитие образного мышления, способствует развитию тембровой палитры голоса каждого ребенка. И, наконец, помогает слышать и видеть, открывать для себя в каждое мгновенье жизни богатство красок окружающего мира во всем его удивительном многообразии.

На уроке «Слушание музыки» педагог «уводит» ребенка от обыденной жизни и открывает ему волшебный мир искусства музыкальных звуков. Закладывая фундамент для формирования культуры восприятия музыки, педагог прививает навык чутко улавливать особенности ее звучания: динамического, штрихового, интонационного, тембрового; расширяет эмоциональную палитру учеников, артистизм в процессе моделирования своего психологического состояния, навык мобильного «вживания» в новую роль в различных жизненных ситуациях. В процессе обучения решаются не только задачи специального музыкального развития, но и социальной адаптации в будущей самостоятельной жизни. В процессе музыкального обучения и воспитания происходит развитие коммуникативных качеств личности: умение слушать, слышать и чувствовать все оттенки переживаний других людей, сопереживать им; формируются: духовная культура, нравственность, благородство и душевная щедрость.

Группа, представленная на уроке, сборная: учащиеся занимаются в инструментальных классах фортепиано, баяна, гитары. Для создания комфортной образовательной среды и свободы самовыражения каждого ребенка на уроке были соблюдены следующие психологические условия: выбор игры как основного вида деятельности с учетом возрастных особенностей, бережное отношение и поддержка педагога, уважение к мнениям детей, чередование напряжения мыслительного процесса с шутливой «разрядкой». Несмотря на различие в развитии общего и специального понятийного аппарата, уровня музыкальной одаренности учащихся и теоретической базы, все дети активно и увлеченно работали как на уроке, так и при самоподготовке к уроку. При выполнении домашнего задания ученики использовали не только учебные пособия, но и современные ИКТ как источник дополнительной информации: знания музыкальных терминов, внешнего вида музыкальных инструментов, их звучания при прослушании произведений разных жанров.

Процесс актуализации чувств, знаний и навыков происходил на уроке органично, системно в сотворчестве учащихся и педагога, на основе апперцепции и ассоциативных связей.

Методические инновации урока: выстраивание содержания учебного материала по принципу контрастной драматургии, комплексное использование традиционных и презентация собственных технологий, форм, методов, приемов в процессе совершенствования педагогического мастерства преподавателя, удовлетворяющего современным требованиям обучения в ДШИ.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- интерактивная;

- интеграционная;

- художественное проектирование;

- проблемно – поисковая;

- сотворчество.
Формы работы:
- опрос;

- беседа;

- слушание - восприятие музыки (аудио и видеоматериалы);

- игры: ролевые, обучающие, имитационные;

- викторины: видео, аудио;

- творческие задания;

- самооценка знаний.
Методы работы:


  • словесный (эпиграф к уроку – эмоциональный настрой; беседа – углубление знаний; размышление и диалог – поиск истины; разъяснение правил игры, выполнения репродуктивных и творческих заданий);

  • наглядный и слуховой (музыкальные видеоролики; аудиозапись; портреты композиторов; схема симфонического оркестра; таблицы характеристики тембров, словосочетаний для интонационно-тембровой импровизации; изображение символов искусств, карточки инструментов, «смайлики»);

  • практический (совершенствование умений и навыков в различных видах репродуктивной и творческой деятельности).

  • интерактивный (дискуссия, совместный поиск в решении творческих заданий, дидактические, ролевые, имитационные игры);

  • проблемно - поисковый (определение тембров и их характеристика; игра «Собери друзей» – поиск инструментов для комплектования групп симфонического оркестра);




  • интеграционный (совместный проект художественной композиции на основе синтеза искусств);

  • эвристический (интонационно-тембровая импровизация, игра «Содружество Муз»);

  • имитационное моделирование (подражание звукам окружающего мира).

Оборудование и методическое сопровождение урока: ТСО, CD, DVD; учебные пособия (схема симфонического оркестра, таблицы характеристики тембров, словосочетаний для интонационно - тембровых импровизаций, карточки музыкальных инструментов, «смайлики» для самооценки аудио-викторины; портреты композиторов; символы видов искусств).

Выводы о проведенном уроке и определение дальнейшей траектории музыкального развития учащихся группы.

Реализация поставленных задач осуществлялась на уроке через разнообразие форм, методов и приемов на основе современных технологий. Приоритет был отдан творческим заданиям в игровой форме с учетом возраста учащихся и специфики музыкального обучения. Большое внимание уделялось развитию фантазии детей как основы формирования художественного мышления. На уроке были систематизированы базовые знания и усовершенствованы умения и навыки учащихся.


Результативности урока проводится по следующим параметрам:


  • систематизация знаний и развитие понятийного аппарата:

- хороший уровень владения музыкальной терминологией;

- владение принципом объединения инструментов симфонического оркестра в группы по способу извлечения звука;

- владение основными тембровыми характеристиками инструментов.


  • формирование умений:

- активной персональной и коллективной работой;

- определения тембров музыкальных инструментов;

- мотивации по моделированию своего эмоционального состояния в процессе «вживания» в новую роль в соответствии с жизненным опытом детей;

- активного участие в коллективном творческом проекте: через сюжет – рисунок – выбор тембров инструментов к созданию художественной композиции – музыкального спектакля;

- объективно оценивать собственную работу.


  • развитие навыков:

- совершенствование навыка концентрации внимания, сосредоточенного «погружения» в звучание музыки, что является залогом ее активного восприятия;

- мобильного перехода к разным видам деятельности на основе активизации развития волевых качеств, темперамента и артистизма;

- хороший уровень работы с учебными пособиями, учитывая возраст учащиеся;

- владения тембровой имитацией – игровой момент, разрядка и одновременно выработка сложного навыка владения тембровой палитрой собственного голоса – начальный этап работы;

- интонационно-тембровой импровизации в ролевой игре с использованием близких и понятных словосочетаний для проецирования поведения детей и их самооценку в разных жизненных ситуациях в процессе «проживания» разных ролей, которая имеет не только большое воспитательное значение, но и социальную ориентацию.
Задачи урока выполнены, цель достигнута. Представленный урок – начальный этап в развитии тембрового слуха, необходимого в творчестве музыканта – исполнителя для создания красочных художественных образов. Не каждый ребенок группы обладает от природы ярко выраженным артистизмом, музыкальностью, эмоциональной свободой, тембровой памятью, чтобы в любой обстановке выразить свои мысли, чувства, «заставить» слушать себя через интонационно-тембровое моделирование. Для развития этих способностей необходим вариативный поиск психологических и методических персональных приемов. Накопление опыта в процессе слушания – восприятия замечательных образцов музыкального искусства, развитие умений и навыков через разнообразие видов творческой деятельности помогут обогатить тембровый слух, овладеть интонационно - тембровой палитрой вокального и инструментального исполнительства.

Предмет «Слушание музыки» предоставляет возможность для решения этих задач, актуальных не только в учебном процессе, но и для творческой самореализации учащихся в их будущей взрослой жизни. Именно к этой цели мы будем постепенно двигаться в нашем совместном творчестве.


Литература

1. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн. Искусство в школе. 1997. №3.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Психологический очерк. М. 1991.

4. Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении – Волгоград, 2007.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2004.

6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе – Волгоград, 2006.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психология – М., 1997.

8. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г.М.Цыпина – М., 2003.

9. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя – М., 2001.

10. Давиденкова Е.А. Эволюция методов многомерного шкалирования музыкального тембра – Известия Уральского государственного университета №6(85)2010г. Проблемы образования, науки и культуры. УДК 781.22+781.6.

Интернет – ресурсы для самостоятельной работы детей

http://www.muz-urok.ru/domik_dlya_not.htm

http://www.muz-urok.ru/simf_orkestr4.htm



http://www.teremoc.ru/music/music.php



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет