В Бокситогорском муниципальном районе стало доброй традицией проведение для школьников научно-исследовательской конференции. 23 марта 2015 года на базе МБОУ «Бокситогорский центр дополнительного образования детей» состоялась вторая НИК, в ней приняли участие 23 обучающихся 2 – 11 классов из 8 образовательных учреждения района. На конференции работали две секции: естественнонаучная и гуманитарная. Кураторами и членами жюри стали преподаватели ЛГУ им. А.С.Пушкина, Института внешнеэкономических связей, экономики и права, МГУ, методисты муниципальной методической службы, председатель районного родительского Совета, представители детской библиотеки. Целью проведения данной конференции является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, так как проектно-исследовательская деятельность развивает у учащихся самостоятельность мышления, творчество, навыки владения предметом исследования, расширяет кругозор.
Участники представляли свои проекты, исследовательские работы, рефераты. Темы детских работ разнообразны. На конференции были представлены работы учащихся по всем направлениям школьного базового образования. Они охватывают все стороны жизни и вопросы, интересующие наших учеников. При подведении итогов жюри отметило высокий уровень представленных работ и творческий потенциал учащихся, свободное владение материалом, умение чётко ставить цели, задачи, уверенно отвечать на вопросы.
В конечном итоге работа конференции направлена на повышение уровня образования школьников и популяризацию научных знаний среди молодежи. Закончилась конференция выступлением группы учащихся 2 и 6 классов Бокситогорской школы №1 под руководством Е.Г. Мульковой и М.Ю. Васильевой. Ребята продемонстрировали продукт своего творческого проекта – литературно – музыкальную композицию «С песней к Победе!»
Победителями II научно-исследовательской конференции школьников Бокситогорского муниципального района стали Мишенина Ульяна, ученица 6 класса МБОУ «СОШИ поселка Ефимовский» (руководитель Андрейкина С.С.) , тема работы «История одной музейной вещи. Коромысло», Смекалов Владислав, учащийся 9 класса МБОУ «БСОШ№2» (руководитель Смирнова М.В.), тема работы «Судьба Бокситогорского глиноземного завода», коллектив учащихся 3 класса МБОУ «БСОШ№3» под руководством Тихомировой Е.А. с работой «Вырастим тюльпаны, а потом подарим маме», Лосева Екатерина, ученица 10 класса МБОУ «СОШИ поселка Ефимовский» (руководитель работы Рослякова З.Г.), тема «Особенности произрастания папоротникообразных в долине реки Рагуша». Жюри отметило высокий уровень работ Камнева Алексея, Степановой Дарины (МКОУ «Большедворская ООШ», руководитель работы Семенова О.В.), Кругловой Анастасии (МБОУ «ПООШ№2», руководитель работы Радюк Л.А.), Никифоровой Татьяны (МБОУ «ПСОШ№3», руководитель работы Почетная В.Е.), Короткой Натальи, Снежкиной Анны (МБОУ «ПСОШ№3», руководитель работы Синицына Е.В.), Каварзина Тимофея (МБОУ «БСОШ№3», руководитель работы Каварзина Л.А.), Гусарова Ильи, Румянцева Никиты, обучающихся 4 класса, Афанасьевой Полины, Абрамова Дениса, обучающихся 3 класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2 г.Пикалёво» (руководители работы Васильева М. А, Гусарова Л. Д.)
Говоря о достижениях учащихся, нельзя не сказать о тех, кто помогал ребятам подготовить работы. Мы благодарны семьям, тем родителям, которые во многом поддерживают своих детей. Но главное - это учителя. Неравнодушные, творческие, мастера своего дела, они вдохновляли, помогали, переживали, верили в своих питомцев. И теперь вместе с ними радуются успеху. Жюри и организаторы конференции благодарят всех участников и желают им новых открытий, творческих побед.
Виват творческим! Виват ищущим! Виват исследователям! Перед вами открыт весь мир: большой, счастливый, добрый. Пусть этот мир будет наполнен радостью познания и открытий!
Методист по работе с одаренными детьми Надежда Анатольевна Мишукова
Интегрированный проект
«С песней к Победе»
Коллективная работа учащихся 2, 6 классов МБОУ «БООШ№1»
Руководители: Васильева Мария Юрьевна (учитель английского языка)
Мулькова Елена Георгиевна (учитель начальных классов)
Консультант: Веселова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы)
Введение
Обоснование выбора темы
Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Это были действительно испепеленные войной годы. Но в это страшное время в блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.
Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. А сколько песен написано после войны! И слушая их, мы еще и еще раз понимаем, какой подвиг совершил наш народ! Есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Мы решили выяснить, знают ли наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья и те песни, которые были написаны после суровых испытаний тех лет.
Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-
Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода Великой Отечественной войны.
-
Систематизировать песни, написанные во время Великой Отечественной войны в соответствии с тематикой и их содержанием.
-
Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время.
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны и песни, написанные к кинофильмам о Великой Отечественной войне.
Область исследования: литературное чтение, музыка, иностранный язык, история.
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан, опрос разновозрастных категорий жителей нашего города.
Проектным продуктом нашей работы является создание литературно – музыкальной композиции «С песней к Победе», буклета.
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, и те, которые были написаны после войны, во-вторых, авторов и историю создания 5 наиболее известных песен.
Этапы проекта:
-
Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
-
Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
-
Защита проекта (представление мультимедийной презентации, литературно-музыкальной композиции, буклета).
Срок работы над проектом: октябрь 2014 – май 2015.
Материалы проектной деятельности
Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся, учителей и родителей (60 человек) был проведён опрос на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
Результаты опроса мы обобщили в таблицах.
Какие Песни Победы вы знаете?
|
40%
|
«Катюша»
|
22%
|
«Священная война»
|
10%
|
«День Победы»
|
8%
|
«Эх, дороги»
|
8%
|
«В землянке»
|
5%
|
«Мы друзья перелетные птицы»
|
4%
|
«Ах, эти тучи в голубом»
|
3%
|
«10 батальон»
«На поле танки грохотали»
|
|
|
|
|
Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.
Где звучат эти песни сегодня?
|
Поют дома
|
Звучат на ТВ
|
10%
«Катюша», «На поле танки грохотали», «Ах, эти тучи в голубом»
|
90%
|
Приложение 3.
Кто автор этих песен?
|
|
100%
|
Не знаю
|
Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло нас на исследование этой темы и на создание литературно-музыкальной композиции, а также, буклета с фактами из истории наиболее известных песен.
Наблюдения за использованием военных песен в праздновании Дня Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:
-
«Священная война»
-
«Синий платочек»
-
«Катюша»
-
«Темная ночь»
-
«В лесу прифронтовом»
-
«Смуглянка»
-
«В землянке»
-
«Огонёк»
-
«Вечер на рейде»
-
«Дорога на Берлин»
При исследовании проблем военной песни было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.
-
Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)
-
Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты»)
-
Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом»)
-
Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра»)
-
Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин»)
Анализируя тематику военных песен, мы выяснили, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).
Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).
Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).
Песня-шутка («Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.
Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).
В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:
-
– объединяющая сила;
-
– создание ощущения эмоционального подъема;
-
– передача атмосферы времени;
-
– передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.
Песня о любви и верности. История фронтовой "Катюши"
Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине.
Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны. На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым, называя их одним ласковым именем. Но это было только началом военной биографии «Катюши». Настоящим «бойцом» она стала в годы Великой Отечественной. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".
Песня имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.
На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет».
Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Якобы как Катюша «выходила и песню заводила», так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные «песни». Вскоре и об этих «Катюшах» в народе были сложены новые куплеты:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки "Катюша"
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали «катюшей». И сразу же солдаты запели о ней — укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов:
Эй ты, песня, песня огневая,
Выжигай дотла фашистский сброд,
Чтоб не смела вражья свора злая
Лазить в наш советский огород.
И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Пусть услышат «девушку простую»,
Пусть запомнят, как она поет.
Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.
Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"! В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".
Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживаний, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю.
Почему же песня стала любимой, «шагнула» в народ? Видимо, потому, что в ней соединились музыкальность стиха и ясность сюжета, близкого и понятного многим. Песня близка народным песенным жанрам и даже сказкам. В ней много эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом». Трогает душу выражение: «От Катюши передай привет». Во фронтовых письмах-треугольниках просьба «передать привет» от многочисленной родни и соседей была обязательной.
А сама песня во время войны и после стала исполняемой и любимой также за рубежом. Например, в Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер»,- ставшая гимном бойцов Движения Сопротивления в Италии Франции. «Катюша» звучала даже в Ватикане, куда после освобождения Рима пришли партизаны на встречу с Папой Римским. Хорошо знают «Катюшу» и в других странах. Дошла песня до Японии, Кореи, Китая, США, Испании. Наверное, это и есть любимая всеми русская песня.
Песню «Катюша» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и сейчас распевают в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас «Катюшу» исполняют российские болельщики во время матчей сборной России по футболу.
«Священная война». Песня - призыв. Песня - гимн войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И.Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» (стихотворение священная война)
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии. А. В. Александров, позднее писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…»
Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война».
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Война названа священной. Это война за правое дело, за свою Родину. Война против захватчиков оправдана. Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду…
Песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война», стала своеобразным гимном войны. Ее знали во всех уголках мира. Ее переводили на многие языки все те, кто был против фашизма. Даже немцы, проживавшие на территории фашисткой Германии, но не поддерживавшие политику государства пели песню «Священная война».
«День Победы». Песня-Слава.
Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне.
Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен — «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.
Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням.
Как известно, фронтовики – народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова этой песни - никто не остаётся равнодушным. И нередко слёзы наворачиваются на глаза фронтовиков. «День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвящённом 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.
Автор стихов Владимир Харитонов воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки Давиду Тухманову на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился …один год. Новую песню не сразу приняли в композиторских кругах, на радио и в музыкальных издательствах. Получилось так, что после праздничного «Огонька» она довольно долго не звучала ни в эфире, ни на экране. И лишь через полгода, на концерте в честь Дня советской милиции песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненном зале, в тот день песня как бы родилась заново – она нашла своего исполнителя в лице Льва Лещенко.
Песня стала одной из самых любимых. Она в репертуаре многих исполнителей. Песня «День Победы» далеко шагнула за рубежи нашей родины. Её знают в Польше, Германии, Японии, Греции, Болгарии, Франции и других странах.
«Эх, дороги». Песня-воспоминание.
1945 год. Уже виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей всё чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен — «Дороги».
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз бывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел песни «Эх, дороги» родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.
В песне авторы создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который трудными солдатскими дорогами шёл к Победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и несокрушимая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь на этих страшных дорогах войны.
Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, назвавший песню «Дороги» в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война» и «Соловьи»: «Это — бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».
«В землянке». Песня – ностальгия.
А песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Вот история ее создания.
«Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, — пишет автор стихов — поэт Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».
Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке". Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"...
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.
Достарыңызбен бөлісу: |