ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующий созвучий?
Милуй друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский в лекции «О причинах упадка и новых течениях современной литературы». Новым течениям, по мнению Мережковкого предстояло возродить литературу, «совершив огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты. На первй план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами»
ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ.
-
Дата написания стихотворения и публикации.
-
Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
-
Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)
-
Основная тема.
-
Смысл названия.
-
Лирический сюжет и его движение.
-
Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
-
Основное настроение стихотворения. Тональность.
-
Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
-
Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
-
Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
-
Столкновение или соединение различных уровней сознания.
-
Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
-
Музыка стихотворения.
-
Ритм, размер.
-
Рифмовка, характер рифм.
-
Лексика. Языковые выразительные средства.
-
Поэтический синтаксис.
-
Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
-
Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
-
Отзывы критиков о стихотворении.
-
Звучание стихотворения в наши дни.
В. БРЮСОВ.
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блески,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
| Первый снег
Серебро, огни и блестки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
|
Близким.
Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,
Мне странен ваш неокрыленный крик,
Но в шумном круге вашей общей чаше
И я б, как верный, клятвенно приник!
Где вы – гроза, губящая стихия,
Я – голос ваш, я вашим хмелем пьян,
Зову крушить устои вековые,
Творить простор для будущих семян.
Где вы – как Рок, не знающий пощады,
Я – ваш трубач, ваш знаменосец я,
Зову на приступ, с боя брать преграды,
К святой земле, к свободе бытия!
На там, где вы кричите мне: «Не боле!»
Но там, где вы поете песнь побед,
Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать - я буду с вами! Строить – нет!
|
Все кончено
Все кончено, меж нами связи нет…
А.С. Пушкин
Эта светлая ночь, эта тихая ночь, эти улицы, узкие, длинные!
Я спешу, я бегу, убегаю прочь,
Прохожу тротуары пустынные.
Я не в силах восторга мечты превозмочь,
Повторяю напевы старинные,
Я спешу и бегу, - а прозрачная ночь
Стелет тени, манящие, длинные
|
Достарыңызбен бөлісу: |