Погодные приметы в фольклоре поисковиков
Балашова Александра Федоровна
Аспирантка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Среди примет, бытующих в народном сознании, выделяется группа погодных примет как наиболее древних. Это объясняется их большим практическим значением в хозяйственной деятельности, а также связано с взаимодействием человека и окружающего мира, верой в магическую силу некоторых явлений и предметов. «Корни фольклора – в первобытной идеологии, многое в нём обусловлено архаическим мировосприятием, которое качественно отличается от современного. Первобытный человек находился во власти невидимых сил, действие которых постоянно ощущал» [Костюхин: 27].
В среде поисковиков – энтузиастов, как правило, работающих в составе отрядов, которые занимаются нахождением, идентификацией и перезахоронением останков красноармейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, поиском их родственников – также сложился комплекс устойчивых представлений, связанных с изменениями погоды. Так, погода зачастую меняется локально, на участке местности, где проводятся раскопки. При обнаружении бойца начинает моросить дождь. Во время захоронения идёт дождь, появляется означающая в христианстве благую весть радуга (в т. ч. над гробами, после обнаружения бойцов, во время церемонии перезахоронения) или, наоборот, начинает ярко светить солнце. Над братскими могилами нередко пролетают журавли, ассоциирующиеся у многих народов с душами погибших воинов, делают круг почёта.
Традиционно считается, что дождь символизирует очищение, плач матери-земли или неба по погибшим воинам. Принято верить, что дождь в день отъезда – хороший знак. «Кто в дождь выедет – предвестье благополучной дороги, как и во всём предприятии» [Забылин: 235]. Также известна примета: если во время похорон или отъезда идёт дождь или снег, значит, природа прощается с хорошим человеком. Внучка ветерана вспоминает о его похоронах: «Помню ещё момент – на следующее утро после похорон дедушки пошёл снег. В сентябре. Бабуля сказала, что это хорошая примета – значит, душа была светлая, чистая» [Веселова: 8]. В то же время остаётся связь с представлением о плохой погоде (ливень, град) во время похорон заложного покойника или в ближайшие дни. Заложным покойникам, скитающимся в своём прежнем облике по свету или являющимся живым на месте своей гибели, приписывается способность вызвать засуху или непогоду. Кроме того, согласно народным представлениям, покойник снится к дождю.
Поисковики считают, что дождь посылается высшими силами для того, чтобы показать, в каких условиях сражались наши воины. Внезапно выпавший летом снег под Можайском в 2007 г. копатели трактовали как благодарность поднятых ими красноармейцев, решивших показать, в каких условиях они воевали (солдаты погибли зимой). Также копатели воспринимают дождь как очищающий погибших людей и поисковиков от грехов, как на последней исповеди; смывающий следы человека из этого мира.
Погода меняется и перед появлением гостей из прошлого (призраков солдат): выглядывает солнце или моросит дождь. Техника военных лет, души погибших бойцов, как правило, появляются в тумане, в него же исчезают. Традиционно в фольклоре туман связан с преданиями о кладах, быличками о появлении нечистой силы. В современных страшилках туман является границей между мирами, в нём происходит перемещение в пространстве и времени, а также встреча с инопланетянами. Нередко туман и сон оказываются неотделимы друг от друга, воспринимаются как пограничные состояния между фантазией и явью, жизнью и смертью. В психологии образ тумана используют при гипнозе для обозначения границы перехода от одной ситуации к другой. В художественной литературе туман, как правило, связан с атмосферой страха из-за неясности очертаний окружающих предметов. Дочери солдата, приехавшей на перезахоронение накануне обнаружения его останков, приснился сон: отец стоял за окном в шинели, лил дождь, а с его глаз стекали слезы. Также поисковики видят на месте копа белый свет, предполагающий присутствие существ из иного мира.
Среди других погодных примет следует назвать пробивающееся из-за туч солнце, оно может сочетаться с другими приметами, не связанными с погодой, например, появлением мурашек у женщин отряда: «Я заметил: когда наш отряд находил бойца, начинало светить солнце. После дождя, после ливня. Нашли бойца, долго не могли найти другого. У наших женщин мурашки по коже. В общем, их холодит… И как бы чувствуют: через душу проходит» [ЛАБ].
Раскаты грома, как залпы салюта, раздаются во время отпевания при назывании имён: «На закрытии одной из вахт памяти лил дождь, и как только священник называл очередное имя опознанного солдата, звучал раскат грома, и молния озаряла небосвод» [ЛАБ].
Свечение над гробами (как нимб у святых) связано с представлением о том, что смерть на поле боя праведна. «Видели свечение над гробами. И на фото у знакомых осталось» [ЛАБ].
Чёрные копатели ливень, град считают наказаниями природы за кощунственные действия, попытками воспрепятствовать им. Как правило, помимо плохой погоды их действиям мешает ещё ряд факторов: не работает техника, машина застревает в грязи.
В прозе поисковиков обнаруживается ряд архаических мотивов взаимосвязи мира мертвых и природы (матери-земли, небесных вод и стихий). «В давние времена верили, что всё необычное в природе – предвестие и необычных грядущих событий» [Стрижев: 243]. Поисковым действиям и мероприятиям сопутствуют погодные приметы: дождь в последние дни «Вахты памяти», пробивающееся из-за туч солнце, радуга после обнаружения бойца, во время перезахоронения, раскаты грома при назывании имён.
Литература
Веселова Ю. Умирать – дурная примета // Смоленская газета. 2013. № 16. С. 8.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1997.
Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учеб. пособие для вузов. – М., 2004.
ЛАБ – Личный архив автора.
Стрижев А. Н. Народные приметы. – М., 1997.
Достарыңызбен бөлісу: |