Повторение и обобщение знаний по теме Существительное



Дата26.06.2016
өлшемі165.65 Kb.
#158776
түріАнализ
План урока.
Тема: «Повторение и обобщение знаний по теме «Существительное».
Цели урока:
1.Повторение,закрепление и обобщение всеми учащимися стандартного минимума фактического учебного материала на заданную тему.

2.Развитие и совершенствование навыка работы со справочными материалами, словарями, медиаресурсами. 3.Выработка навыка работы с тестовыми заданиями в целях подготовки к ЕГЭ по русскому языку.


Ход урока:
1.Включение мотива на совместную работу. Анализ предыдущего урока, тестирования. (2 мин.)
2.Актуализация знаний.( 1 мин.)

Анализируя тестовые задания по русскому языку ,необходимо подчеркнуть немаловажную роль применяемых учащимися знаний по морфологии. Начиная с задания А выпускник должен уметь чётко определять части речи, способы их образования, правила правописания суффиксов и окончаний той или иной части речи, знать разряды каждой части речи, указывать верные отличительные грамматические признаки. В задании В мы встречаемся с тестами на знание и умение определить по заданным параметрам часть речи или выписать ряд определённых частей речи. В конце урока нам предстоит выполнить несколько заданий ,применив те сведения и знания по теме «Существительное», которые получены на уроке.


3.Слайдовая лекция «Имя существительное». (10 мин.)
4.Учащиеся получают листы – опросники по обобщаемой теме. (7 мин)

  • Почему слова (бег, белизна, двойка) являются существительными ,хотя не обозначают конкретных предметов.

  • На какие разряды по значению делятся имена существительные?

  • Изменяются ли имена существительные по родам?

  • Как изменяются имена существительные?

  • Какая форма является для имени существительного начальной?

  • Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении.

  • Какие имена существительные называют собственными ?

  • Какие существительные называют существительными общего рода?

  • Приведите примеры существительных .имеющих только единственное число ;только множественное число.

  • Просклоняйте любое существительное 2 склонения.

  • Какие существительные называются разносклоняемыми?

  • Какие существительные относятся к несклоняемым?

  • Определите род несклоняемых существительных( меню ,жюри, Тбилиси, кашне, авеню .кольраби, кенгуру, буржуа.

  • Каковы правила правописания окончаний имён существительных?

  • Каковы особенности правописания окончаний существительных на ий, ие, ия?

После прочтения вопросов учащиеся сигнализируют об уровне знаний при помощи сигнальных карточек (Красная – нужна помощь консультанта, жёлтая – помощь компьютера, синяя – есть небольшие затруднения – нужен справочник, зелёный –всё знаю) .

В течение 3 минут учащиеся дорабатывают тему.

Во время работы учащиеся имеют возможность работать со словарями, справочниками, попросить консультацию у более сильных учащихся. При общем затруднении обращаются к подсказке компьютера (Диски «Русский язык» Шпаргалки для старшеклассников. ,Справочник школьника.»

5.Выполнение теста по теме. (8 мин).

1.В каком ряду во всех словах пишется буква И ?


    1. В милици…,на лошад…,на лошадк…

б)В гостиниц…,в планетари…,на темен…

в)Во времен…,вдоль алле…,около алле…

г)В ненасть…,в пустын…, около пустын…

2.Укажите слово с ошибкой

а)Пуговечка

б)Ключик


в)Пальтецо

г)Платьице

3.Укажите слово с ошибкой

а)Каменщик

б)Объездчик

в)Переводчик

г)Перевозщик

4.Укажите слово с ошибкой

А)В стремени

Б)В темени

Г)Во времяни

Д)В поле


5. В каком ряду все существительные пишутся с НЕ слитно?

А) (не)верность, (не)забудка, (не)правда

Б) (не) враг,а друг, (не)приятель, (не)настье

В) (не)защищённость, (не)вежда, (не)ясность

6.Укажите слово женского рода

А) Пюре


Б) Шимпанзе

В) Сладкоежка

Г) Мисс

7. В предложении « Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.» определите , в каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ.



А) в именительном

Б) в родительном

В) в дательном

Г) в винительном

8.Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.

А)Служебные пропуска

Б)Пропуски занятий

В) Работа в аэропорту

Г)Заключить выгодные договора
После выполнения теста на доске помещается ключ с правильным решением.

1

2

3

4

5

6

7

8

в

а

г

г

в

г

в

г

Учащиеся сверяют собственные ответы с правильными. В случае несоответствия получают индивидуальные задания.


6.Работа с фрагментом текста. На экране проецируется текст. ( 10 мин.)
1)Дорога .испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к полю с глыбистой перепаханной землёй.2)Мне показалось, что я заблудился, потому что к просеке я так и не вышел. 3)Видимо, одна из многочисленных тропинок ,отходивших от основной, сбила меня с толку, увела к полю.4)Пришлось вернуться обратно в лес, где было светло и торжественно.5)Блуждать ,правда, пришлось ещё минут сорок .6)Рассветный воздух уже не холодил лица и рук.7)По лесу разлилась тёплая солнечная благодать. 8)Я ,наконец, отыскал просеку ,присел, скинув пиджак, у крепких ёлок, посаженных в ровные ряды.

9)Душа обрадовалась всему меня окружавшему: успокоительной тишине ,богатству лесного разнотравья, разлапистости елей, прячущих ярко – красных клестов.

Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как и в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по –русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как основа моей личности.
Задания к тексту.
1.В текст фрагмента предложенной рецензии впишите перечисленные ниже названия выразительных средств.
Русский поэт – символист К.Бальмонт отличался особым даром импровизации. Наблюдая природные явления и отражая их в своих лирических стихах, он мог изобразить определённый предмет, явление реального мира ,используя огромную палитру …………

Нужно заметить, что и в прозаических текстах поэт украшает содержание различными средствами выразительности и литературными приёмами. В тексте статьи необходимо отметить яркую и впечатляющую …………….: «ожерелья солнечных песен». Природа живёт в воспоминаниях поэта, она источник его поэтического дара и развития, это автор подчёркивает при помощи целого ряда…………….Поэт и Россия , человек и природа представлены единым целым, а для большей убедительности этой мысли следует увидеть неоднократное повторение слов «мой – мои –моя» рядом со словом «своими», что в литературе называется……………….Ряды ………………,………….. указывают на субъективный характер восприятия родной природы, родном языке и их роли в становлении личности поэта.




  1. Однородные члены.

  2. Лексический повтор.

  3. Синтаксический повтор.

  4. Метафора.

  5. Эпитеты.

  6. Олицетворение.

Задание к тексту № 2.


1.Определите тип речи текста.

  1. Повествование.

  2. Рассуждение.

  3. Описание.

  4. Повествование и описание.

2.Какое утверждение соответствует основной мысли автора?

  1. Природа России – предмет изображения в лирической поэзии.

  2. Главная тема творчества Бальмонта – природа родных мест.

  3. Любовь к миру начинается с любви к природе.

  4. Природа Родины – источник рождения и развития поэтического дара поэта.

3.Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение.

Задание к тексту № 3.


Перед вами фрагмент рецензии на предложенный текст. Внесите необходимые исправления. Укажите на достоинства и недостатки рецензии.
В статье К.Бальмонта огромное значение придаётся теме восприятия Родины ребёнком, человеком, поэтом. Для него Родина – это и родные просторы, и родные люди, и родной язык, которые нашли отражение в его творениях. Позиция автора глубоко патриотична: он не променяет красоты шелеста и шёпота трав, «ожерелья солнечных песен» на музыку мировых гениев, потому что именно звуки природы разбудили и развили в нём талант настоящего поэта. Слова «Родина», «Природа», «Мать» становятся синонимами, заменяя и дополняя друг друга. Мне близка и понятна мысль автора, ведь многие поэты, жившие до и после Бальмонта, тему Родины и природы считали центральной и любимой в своём творчестве. Можно бесконечно цитировать бессмертные строки Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина о любимых просторах, которые лелеяли их на своих ладонях. Нетрудно заметить мастерство автора в использовании выразительных средств и стилистических приёмов: метафор, эпитетов, лексических и синтаксических повторов.
Обратите внимание

  • на наличие или отсутствие вступительной и заключительной части.

  • Правильность понимания авторской позиции.

  • Верное или неверное оформление роли выразительных средств.

  • Речевое и стилистическое соответствие текста рецензии заявленному жанру.

Работа с текстом (в группах).

Задание для первой группы.

1.Определите тему текста.

2.Какое высказывание имеет прямое отношение к содержанию текста?


  • Человек – властелин и творец природы.

  • Природа – источник творчества и вдохновения человека.

  • Природа – храм, в котором душа человека открывается восприятию целостности и органичности, гармонии и красоте окружающего мира.

3.Найдите не менее 3 выразительных средств, тропов.
Задание для второй группы.
Сравнить 2 сочинения – рецензии на данный текст. Определить ,какая из них вернее соответствует требованиям данного типа задания.
Задание для 3 группы.

В заданную рецензию ,где анализируются средства выразительности ,впишите на место пропущенных слов номера тех языковых средств, которые помещены ниже.


По окончании групповой работы представители от групп отчитываются о работе группы.
По окончании урока подводятся итоги урока. Объявляется количество набранных каждым учащимся баллов .(2 мин)

Материалы в помощь учителя.

Выразительность русской речи / Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и по / Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.



Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.

Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — приём выразительной речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. В основе тропа во многом лежат те же смысловые механизмы, которые создают переносное значение слова. Но цель тропа не в том, чтобы просто создать новое значение, а в том, чтобы украсить речь, сделать её более выразительной. Выделяются следующие виды тропов.

1) Сравнение — троп, состоящий в сопоставлении одного предмета или явления с другим с целью описания первого. Сравнение всегда можно узнать по сравнительным союзам как, как будто, будто, словно, точно, а также по некоторым устойчивым синтаксическим конструкциям: И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом (Лермонтов); Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

2) Метафора (от греч. metaphora — перенос) — троп, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, то есть на употреблении одного слова для наименования другого объекта, в чём-то сходного с первым, например: Море смеялось, Эта девушка — прекрасный цветок. Поскольку сходство можно усмотреть между самыми различными предметами и на очень многих основаниях, метафора является самым распространённым видом тропа в художественной речи: И золотеющая осень… листвою плачет на песок (Есенин); Я показал на блюде студня косые скулы океана (Маяковский); Над садами высоко и медленно плавал коршун (Гончаров).

Частным случаем метафоры является олицетворение — наделение свойствами человека неодушевлённых предметов и отвлечённых понятий: Забормотал спросонок гром (Паустовский); Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Усложнённая метафора, образованная на двойном переносе значения, называется металепсис (от греч. metalepsis — перемена, обмен): И осень огненный парик срывает ливневыми лапами (Егоров); Чёрный пёс Петербург, птичий ужас прохожих, втиснутых в окна ночных фонарей… (Шевчук).

Метафорическую природу имеет и аллегория (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).

3) Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — троп, основанный на перенесении значения по смежности, сопредельности, вовлечённости в одну ситуацию: Перо его местию дышит — орудие действия — то, что сделано этим орудием (А. Толстой); Фарфор и бронза на столе — материал — предметы, сделанные из материала (Пушкин); Ликует буйный Рим — место — люди, находящиеся в нём (Лермонтов).

4) Синекдоха (от греч. synekdokhe — соотнесённость) — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с рода на вид, с целого на часть, с множественного на единичное, и наоборот: Я буду помнить звёздный кров в сияньи вечных слав (Ахматова); Пуще всего береги копейку (Горький); Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).

5) Гипербола (от греч. hyperbole перевес, избыток) — образное выражение, состоящее в явно неправдоподобном преувеличении свойств, качеств, признаков: Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой); В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

6) Литота (от греч. litotes) — троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном преуменьшении свойств, качеств, признаков: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (Грибоедов).

7) Перифраза или перифраз (от греч. periphrasis — пересказ) — троп, состоящий замене прямого названия описательным оборотом. Перифразы могут не содержать образа и носить метонимический характер — творец «Евгения Онегина», город на Неве, люди в белых халатах, голубые каски —, а могут быть образно-метафорическими: Нет, не луна, а светлый циферблат (Мандельштам); корабль пустыни; царь зверей.

8) Антономазия или антономасия (от греч. antonomasia — переименование) — троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного: Плюшкин в значении «до крайности скупой», Геракл в значении «очень сильный, могучий», Квазимодо в значении «урод», Отелло в значении «ревнивец» и т.п.

9) Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — определение предмета или действия, служащее для повышения выразительности речи: синее море, красная девица, Между тучами и морем гордо реет буревестник (Горький). Очень часто эпитеты являются одновременно метафорой: А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер (Лебедев-Кумач); Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (Пушкин).

Выразительность русской речи / Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и по / Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.





Выразительность русской речи / Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций



Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций

Язык — это очень гибкая и подвижная система. Одну и ту же ситуацию можно описать на любом языке множеством разнообразных способов. Часто мы используем для этого синонимы и слова с разной стилистической окраской. Однако той же цели можно добиться, применяя разные грамматические и синтаксические средства, например: Сдав зачёт, студент отдыхал (простое предложение, осложнённое деепричастным оборотом) — После того, как студент сдал зачёт, он отдыхал (сложное предложение с придаточным времени) — Когда студент сдал зачёт, он стал отдыхать (сложное предложение с другим типом придаточного времени) — После сдачи зачёта студент отдыхал (простое предложение с обстоятельством времени).

Так же, как и лексика, грамматика и синтаксис обладают большими выразительными возможностями, которые особенно ярко проявляется на тех участках языковой системы, где наблюдаются колебания. Кратко обобщим эти возможности.

1) Род у существительных имеет смысловую подоплёку только для наименований лиц и животных, но не все эти слова имеют наименования лиц мужского пола и женского пола (самцов и самок). Отсюда возможность игры с такими словами: хирургиня, политикиня, мужская кошка, женский человек. У неодушевлённых существительных род лишён мотивации, поэтому иногда возникают колебания в роде: рельс — рельса; вуаль ж.р. и м.р. и т.п.

В области склонения существительных есть зоны, где идёт конкуренция окончаний. Так, в именительном падеже множественного числа слова мужского рода могут иметь окончание -ы (-и) и -а (-я), в родительном падеже множественного числа конкурируют окончания -ов, -ей и нулевое, в предложном падеже единственного числа мужского рода — окончания -е и -у. Этим обусловлена экспрессия следующих шуток: Учители говорили торжественные речи, родителя дарили трогательные подарки; Как правильно: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов или у рыбей нет зубей ?; Я лежу на пляжу, потом гуляю в лесе и т.п. Несклоняемые существительные в шутливой речи начинают склоняться: В магазине таких польт уже нет; Он отдыхал в Сочах на собственных харчах.

Иногда единственное число существительного употребляется вместо множественного, и наоборот, в экспрессивных целях: К нему и птица не летит, и тигр нейдёт… (Пушкин); Некогда нам тут чаи распивать!

2) У прилагательных часто обыгрывается вариантность образования простой сравнительной степени: Он говорит «ширше», а надо говорить «ширее »! Часто в разговорной речи намеренно эксплуатируется свойство прилагательных в простой превосходной степени принадлежать к высокому стилю (возникает шутливая стилизация): Нижайший поклон тебе, о достойнейший и прекраснейший! Притяжательные прилагательные в современном русском языке непродуктивны, и это их свойство подвергается шутливому «переворачиванию»: братова тетрадь и сестрин учебник; Кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево.

3) У притяжательных местоимений третьего лица его, её и их, стоящих особняком в системе притяжательных местоимений из-за неизменяемости, часто по–аналогии с мой, твой и т.п. возникают стилистически значимые изменяемые формы ихний, евойный и ейный. Иногда притяжательные местоимения употребляются в разговорной речи без существительных в значении «родственник, муж, жена, семья»: Опять твой напился ?; А где твоя, дома ?; Мои вчера на дачу уехали. В области личных местоимений можно отметить соучастное мы (Ну, как мы себя чувствуем ?), мы вместо я (Откуда ты? — Деревенские мы !) вежливое вы (Вы сегодня такая красивая !), а также использование местоимения третьего лица при обращении к собеседнику с целью высказать особенное недовольство и пренебрежение (Ты что, не слышишь? Все работают, а он прохлаждается !).

4) Огромные изобразительно-выразительные возможности имеет глагол. Часто шутливому обыгрыванию подвергаются глаголы с недостающей формой: Я всех вас победю !; Ты что бузишь? — Я не бузю и не бужу ! и т.п. Инфинитив может употребляться в значении очень строгого и жёсткого приказа: Молчать и слушать меня! А в значении вежливого побуждения может употребляться форма сослагательного наклонения: Вы бы перестали шуметь! Форма повелительного наклонения часто употребляется в значении неожиданного и неприятного для говорящего действия в прошлом: Я всё приготовил, а он возьми да и не приди! В том же значении, но только без оттенка нежелательности, может употребляться инфинитив: А царица — хохотать! Для этого же значения и тоже без оттенка нежелательности употребляются так называемые глагольные междометия бултых, прыг, хрясь, хвать и т.п.: Он поскользнулся и бултых в воду! Форма настоящего времени может использоваться при повествовании о прошедших событиях для оживления их перед слушающим: Иду я вчера по Арбату, вдруг смотрю — мой друг стоит. Я к нему подхожу, начинаем болтать.

5) Русский синтаксис отличается очень большим разнообразием структур. Перечислим только базовые изобразительно-выразительные возможности синтаксиса.

Во-первых, синтаксис письменной речи существенно отличается от синтаксиса разговорной речи тем, что первый всегда оперирует полными, несокращёнными конструкциями и большим количеством сложных предложений, а второй предпочитает сложным предложениям простые или бессоюзные сложные, а полным — неполные. Это связано с тем, что в живом непринуждённом разговоре многие смыслы достраивает ситуация, и говорящий не нуждается в их полном синтаксическом развёртывании: Ты за хлебом ходил? — Ходил, — И где? — Уже съел! — Съел — иди снова! В письменной речи (прежде всего в художественной) разговорный синтаксис используется в качестве средства стилизации. Во-вторых, в разговорном синтаксисе во многом по-другому строится управление: За вами стояла в меховом пальто ?; У вас с чем пирожки? — Мясо, сыр. Допуская такие модели в разговоре, носитель языка никогда не пропустит их в письменную речь или же использует их как средство стилизации.

Во-вторых, на оценочно-разговорный синтаксис специально ориентированы многие синтаксические конструкции русского языка: ряд односоставных предложений (Люблю грозу в начале мая; Цветов-то !; Какая ерунда !), ряд устойчивых конструкций сложных предложений (Дурак дураком, а работу сделал хорошо; Не успел я и рта открыть, как он уже меня представил; Уж кто-кто, а она-то не подведёт; Нет-нет да и подумаешь: почему всё так ?), конструкции с переносным (иногда вовсе противоположным) значением (Так я тебе и поверил !; Стану я стесняться !; А свет Пушкин, что ли, выключать будет ?).

В-третьих, в художественной и публицистической речи используются стилистические фигуры — особые синтаксические построения, служащие для усиления выразительности речи. Перечислим основные из них.

1) Анафора (единоначалие) — повторение начальных слов или оборотов:

Жди меня, и я вернусь –

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

(Симонов).

2) Эпифора (единая концовка) — повторение конечных слов или оборотов: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

3) Эллипсис — пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Я за свечкой, свечка — в печку, я за книжкой, та — бежать (Чуковский).

4) Инверсия — расположение членов предложения в необычном порядке: Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я поэт… (Цветаева).

5) Риторическое обращение, риторическое восклицание и риторический вопрос — это фигуры, создающие эффект диалога в монологической речи: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь); Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (Маяковский).

6) Использование цитаты (иногда с некоторыми изменениями грамматических форм) в выразительных целях: Зачем вы ей обо всём рассказываете, душу изливаете? Что сказал классик (Тютчев)? «Молчи, скрывайся и таи »!; Бывало, подойдёт ко мне с ехидной улыбочкой и начнёт спрашивать: «Мой чудный взгляд тебя томил? В душе мой голос раздавался ?».

Выразительность русской речи / Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет