Православная Церковь об аномальных явлениях
или что нужно знать о дьяволе
Составил А.Г. Раков
Московский Патриархат
САТИСЪ
Санкт-Петербург
1994
ISBN 5-7373-0042-0
c А.Г.Раков
c Оформление С.Павлов
От составителя
По-разному люди приходят к Вере. Одни были крещены при
рождении и воспитывались в православных семьях. Таких сейчас
меньшинство. Другие, приняв крещение, надолго отошли от Цер-
кви и вернулись к ней спустя годы и десятилетия. Третьи крести-
лись уже взрослыми и сразу начали невидимую брань с сильным и
коварным врагом.
Ныне время духовной смуты. Оно открыло дорогу в сердца
людей темным и злобным силам. Душа человека, не защищенная
благодатью Божией, не может достойно отразить их нападение и
часто становится жертвой. Откройте любую рекламную газету - и
без труда найдете объявления и о человеке-рентгене, и о продаже
амулетов от сглаза и порчи, и о составлении гороскопов, и об
исцелении от всех болезней вкупе с неудачами, блудом, измена-
ми; о встречах с пророками и ясновидящими, о разных <богоот-
кровенных> учениях, призванных спасти мир.
Автор этих строк не понаслышке знаком с <аномальными явле-
ниями>. Увлечение НЛО, полтергейстом, оккультизмом могло иметь
трагические последствия. Слава Богу, этого не произошло. Но
каждый день мне вспоминается близкий человек, бывший офицер,
с которым все же случилась беда. Под влиянием оккультных книг
и посещения собраний <уфологов> он обрел <дар> общения с <выс-
шим разумом>, которые фиксировал на бумаге. Вскоре к нему
стали уже наяву прилетать <инопланетяне>, и он вел с ними дли-
тельные беседы.
Некогда крепкая семья этого человека развалилась, он поды-
скал необременительную работу и все свое свободное время те-
перь посвящает поискам издателя, чтобы поведать миру о полу-
ченных <откровениях>. А сколько таких, как он, во всей России?
, К великому сожалению, современных работ, с православных
позиций освещающих эту тему, мало. В настоящем сборнике сде-
лана попытка раскрыть учение Православной Церкви о падших
духах, обнажить подлинную сущность <аномальных явлений>, убе-
речь - в меру сил - людей от той физической и духовной опаснос-
ти, которой они неизбежно подвергаются в бездумном увлечении
<сверхъестественным>, указать им на действенную защиту от не-
чисти.
Центральное место в книге занимает ставшая уже классичес-
кой глава из работы иеромонаха Серафима (Роуза) <Православие
и "религия будущего ">.
...Иисус Христос в ответ на просьбу апостолов научить их
молиться преподал им - и всему миру - молитву <Отче наш>. Ее
последнее прошение к Господу звучит так: <...и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукавого>. Именно этого я и хочу
пожелать читателям.
Александр Раков,
редактор газеты <Православный Санкт-Петербург> ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ И СЕКТ ^|
Бесчестные отцы, братия и сестры! Долг архипастыря и сйИщ
весть христианина побуждает меня обратиться к вам со словами!
отеческого предостережения. В нынешний тяжкий для Святой Ру-
си час необходимо с особым благоговением и сугубым трезвением
блюсти чистоту и неповрежденность Святого Православия. Как
великий дар, как жертвенный, исповеднический подвиг вручил
нам Господь это благодатное служение: быть хранителями и за-
щитниками тысячелетних святынь веры.
С тревогой и прискорбием приходится в последнее время
наблюдать резкое усиление натиска на Церковь враждебных
Православию разрушительных сатанинских сил, облекающих
свою деятельность в форму навязчивой проповеди многочис-
ленных лжеучений, ересей, сект и расколов. Все это имеет един-
ственную цель - воспрепятствовать нашему спасению, возможному лишь
в лоне святой Православной Церкви. Не обманывайтесь, возлюблен-
ные! Нет иного места спасения, иного источника благодати, иной
защиты от богоборческих порывов сатаны.
Пользуясь нынешним трудным положением страны, к нам хлы-
нули толпы новоявленных проповедников, именующих себя хрис-
тианами. Скажу словами апостола: <Умоляю вас, братия, остере-
гайтесь производящих деления и соблазны, вопреки учению, кото-
рому вы научились>. Пользуясь недостаточной образованностью
людей в религиозных вопросах, нашими нерадением и бездеятель-
ностью, непрошенные проповедники сеют семена разделения, стремясь
отторгнуть от Церкви верных и воспрепятствовать обращению,
воцерковлению тех, кто начинает осознавать ложь и суетность
мира сего.
Внимательно наблюдают за положением Православной Цер-
кви в России иноверные и инославные конфессии. Зачастую они
пользуются сложностями нашего положения в своих интересах.
Чуждые русской душе, они лишь отвлекают ее от предстоящей
великой задачи - возвращения, подобно блудному сыну, на род-
ную православную почву.
Особенно серьезную опасность представляют из себя уси-
ленно распространяющиеся оккультные ереси и секты. Кабба-
листика и теософия, астрология и гипноз, кодирование и меди-
тация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихо-
логические методики <лечения> определяются церковным ве-
роучением ясно и недвусмысленно как чародейство, обаяние,
волхвование и колдовство богомерзкие сатанинские <искусст-
ва>, губящие и калечащие безсмертную человеческую душу.
Скажу вам еще словами великого Кронштадтского пастыря:
<Мир прелюбодейный и грешный поднял гордо голову свою на
Церковь и ныне... учит крещеный народ не веровать в учение
Христа, не веровать в личное существование и бессмертие души,
в воскресение мертвых, в страшный Суд Христов, и жить по своей
плотской воле, исполнять все похоти плоти... Мы смело обличаем
это безверие и безумство, это современное бешенство... Господь
видит все совершающееся в нашем Отечестве, как и на всей зем-
ле, и уже скоро изречет праведный Суд Свой на дерзких и веро-
ломных... Господи! Да возопиет кровь Твоя против всех крамоль-
ников, и да воздаст им Господь праведным отмщением! Но если
они способны еще к вразумлению, вразуми их - не ведят бо, что
творят>.
Храни вас Бог! Аминь.
Смиренный ИОАНН,
Митрополит Санкт-Петербургский и ЛадожскийЕПИСКОП ГРИГОРИЙ
ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ДЬЯВОЛЕ? ^
Облекитесь во всеоружие Божие,
чтобы вам можно было стать про-
тив козней диавопьских>
(Ефес.6,11).
Сегодня я буду говорить о дьяволе. Понимаю вас. В XX веке в
период победного шествия научного знания, в крупнейшем горо-
де страны, в городе - центре научных изысканий, откуда ежеднев-
но радио разносит по всему миру клич торжества науки и матери-
ализма, и вдруг... в такой обстановке речь о дьяволе!
Кто же теперь верит в дьявола? Даже люди, верующие и счи-
тающие себя разумно верующими, или понимают евангельские и
святоотеческие рассуждения о дьяволе иносказательно, т.е. под
дьяволом разумевают грех и силу греха, указывая, что Спаситель
говорит о дьяволе, приспособляясь к народным поверьям, или, в
смущении за наивность Евангелия, просто пожимают плечами, не
решаясь сказать свою тайную мысль: <это устарело для нашего
времени>, или же принижают церковное учение о дьяволе и, не
зная, как его связать с жизнью, разделяют это учение поверхност-
но, имея самые смутные представления о сатане.
Пусть люди как хотят думают о дьяволе, а дьявол-то есть, и
Христос в евангельском рассказе говорит больше того: он не только
есть - он распоряжается жизнью людей. Господь исцелил женщи-
ну, 18 лет страдавшую недугом, и, когда книжники задали Христу
искусительный вопрос, почему Он совершил исцеление в субботу,
Господь ответил: вы в субботу отвяжете осла, чтобы напоить его?
Так вот, Я развязал женщину, которую сатана 18 лет держал свя-
занной!
Видите? Сатана не только есть, а он действует так, как будто
он - хозяин жизни. Возьмем наиболее наглядные доказательства
этого бытия, как теоретические - от нашего ума, так и практичес-
кие - от жизни.
Вот доказательство от ума. В бессмертие души вы верите?
Верите. И значит душа по смерти живет? Живет. Душа в посмерт-
ное существование переходит такой же, какой она была при жиз-
ни? Да. Значит, злая душа, испорченная, мрачная, темная, такой и
переходит? - Ясно. Так вот, такая черная душа и есть дух тьмы. И
уходит он в мир злых духов, подобных себе. Так как этот мир -
мир разумных существ, то он должен иметь и имеет свою органи-
зацию, свои идеалы, задачи и цели, свои способы действия, спо-
собы жизни.
Святая Церковь верует, что во главе этого мира стоят родона-
чальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные
ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их
задача - борьба со Светом. Их руководство всем миром злых ду-
хов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т.е.
царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром,
насаждение зла или греха, потому что зло и грех - понятия тожде-
ственные. И вот мир добра насыщен невидимыми духами зла, все
существование которых преследует одну цель: погасить Свет, унич-
тожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество
мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его
насельниках. Это совершенно реальное царство!
Теперь хоть одним штрихом подойдем к его бытию практичес-
ки, т.е. от опыта жизни. Остановимся на двух явлениях. Вы на-
блюдали в себе, в окружающих силы, действующие в человеке
помимо его воли и даже помимо его сознания? Иногда, и даже
часто, и против воли и против сознания! Такие состояния бывают
на каждом шагу. Это все состояния страсти, состояния похоти,
плотской чувственности, состояние гнева, страсти к вину, игре и
т.д. Имя им - легион! Состояния, когда человек себе не принадле-
жит, а влечется, как связанный, бессильный и безвольный, как
раб, послушный чьей-то чужой воле.
Наука, конечно, не назовет эту силу злом и сатаной, она назо-
вет ее физической и психической наследственностью, патологией,
психозом и т.п. Но это поверхностное объяснение!
Когда человек <влечется> против воли, против сознания, когда
он мучается, страдает, борется и все-таки бессилен, когда эта
сила совершенно объективна в человеке, как второе <я>, когда
она сознается как что-то чуждое мне и враждебное, тогда научное
объяснение мало что дает. Нет! Церковь, руководимая словом
Божиим, говорит короче и проще: тут в человеке чужая сила, тут
сила разрушения и зла, тут человек уже не свободен, он связан
дьяволом, тут - сатана!
Да и помимо страстей, сила зла и тьмы иногда проявляется у
людей, по-видимому, совершенно обычно. Она проявляется, ког-
да зло не выносит Света, с которым ему приходится сталкиваться.
Например, почему распутная женщина не выносит присутствия
величайшей стыдливости и целомудрия? Сейчас же у нее рождает-
ся злоба. Почему бывают случаи, когда отец или мать поносят,
преследуют свою дочь или сына, если они стали на Божий путь?
Кажется, если дочь пойдет <гулять>, им легче, нежели она будет
все время в храме. Почему это? Почему у людей при встрече с
духовным лицом или даже со светским церковным человеком про-
сыпается дух злобы? Казалось бы, человек кроткий и приличныйпо виду, и ведет себя не
зазорно, смиренно, а против него неис-
товствуют. Почему? Да это все явления одержимости под влияни-
ем силы зла. Тьма не выносит мира, отрицающего ее, и поднимает
злобу ада.
Итак, темные духи зла существуют, и они вторгаются в нашу
жизнь. И если вы не учитываете этой реальности зла, вторгающей-
ся в вашу жизнь, вы совершаете две величайшие ошибки.
Первая ошибка: человек уничтожает христианство, обессмы-
сливает его, вынимает его душу, делает христианство мертвым,
ненужным. Вот так в наше время христианство и стало пустотой
для очень многих, называющих себя христианами. В чем смысл
христианства? В возрождении человека через уничтожение в че-
ловеке зла. В чем смысл прихода Христа? В борьбе со злом, в
уничтожении зла, в победе над сатаной, освобождении человека
от силы зла и его спасении. Апостол так и говорит: <дабы смертью
лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола> (Евр.2,14).
И если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего мало-
верия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то
вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на
роль возвышенного моралиста, учившего добру, - и только. И ес-
ли вы в свою жизнь, как христиане, не ведете борьбу с дьяволом,
то вы - мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает; и вы
будете холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие
от Христа и Церкви.
Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни
христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы
с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно
и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что все
кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки,
силы души спят, все душевные движения принимает как свои, как
естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользует-
ся сил9 зла, ибо для нее нет никаких препятствий. Души покойны,
души беспечны, души открыты... Бери человека голыми руками
без сопротивления! Трагическая картина!
Один французский писатель сказал изумительные слова: <Ве-
личайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет>.
Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил, что
вы - смешные люди. Какой дьявол?! Да его никогда не было' и нет!
Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А
теперь он зло смеется. Его нет, врага нет... Долой внимание,
предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним все откры-
то. Душа - проходной двор.
И никакие оправдания не помогут людям. Растлитель и похи-
титель их жизни, их непримиримый страшный враг - есть. Он без
^ал ^елает свое дел0- люди связаны им- они - е^ послушные
pa6bL He говорите: о, если б нам поосязательнее увидеть его и
Вь^?' что " есть!увидеть его легко. Научитесь смотреть
Вы смотреть не умеете! Вы слепы. Вы себя не видите а как же вы
то^^ дмвола- вот вы научитесь ^ Ьбя^идеть^
тогда, поверьте, вы увидите дьявола
АнгЙа^Гн^ вам господьп0 битвам вашего светлого духа -
Ангела Хранителя вашего избежать дьявольского рабства и быть
И^Т" чалами БOЖИJ1MИ созидая свое спасение во Христе
веко^ А?^."^6"' орому честь и noKnoHeH^ веки
Александро-Невская Лавра. 1926 г. ЕПИСКОП ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
О ЧУВСТВЕННОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ
Берегитесь, чтобы кто не пре-
льстил вас, чтобы вас не ввели в
заблуждение; ибо многие придут под
именем Моим, говоря, что это Я, и
многих прельстят
(Мф. 24,45).
В современном обществе человеческом, преимущественно в
обществе образованном, многие сомневаются в существовании ду-
хов, многие отвергают его. Но они существуют! Существование
духов добрых и злых делается вполне ясным и очевидным для
того, кто занялся правильным и подробным изучением христиан-
ства.
Видение духов - сугубо. В обыкновенном состоянии падения,
в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни
чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слепотою. Но не-
видение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его.
Чтобы бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без виде-
ния духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлече-
ние ими и рабское повиновение им. Призвав в помощь скудоумию
моему Божественную благодать, буду говорить о чувственном ви-
дении духов и об опасности и ненадобности видения.
* * *
До падения человека тело его было безсмертно, чуждо неду-
гов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных
и плотских ощущений, ныне ему естественных. Чувства его были
несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее,
вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами
чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к
разряду которых он принадлежал душою, был способен к обще-
нию с ними. Святбе тело человека не служило для него препятст-
вием, не отделяло человека от мира духов. Человек, облеченный
в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне спо-
собны пребывать одни Святые.
Падением изменились и душа и тело человеческие. Нужно очи-
щение себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя бы в не-
которой степени свободу и высоту состояния духовного, чтобы
стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоя-
нии его мертвости, причиненной его отчуждением от Бога. В этом
состоянии телесные чувства неспособны к общению с духами, не
видят их, не слышат, не ощущают.
Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что
общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине на-
шего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той
же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых
мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи чело-
векам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а
никак не святые Ангелы. Хотя демоны, являясь человекам, наибо-
лее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана;
хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а
не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя откры-
вают тайны, - но вверяться им никак не должно. У них истина
перемешана с ложью, истина употребляется по временам только
для удобнейшего обольщения.
Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем
разумным Его тварям, которым Бог благоволит открыть будущее;
но как умные и опытные люди из событий совершившихся или
совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие
свершиться, так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда
предполагать с достоверностью и предсказывать будущее. Часто
они ошибаются, весьма часто лгут и неясными обещаниями приво-
дят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвес-
тить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между
человеками не приведено еще в исполнение. Так, прежде, нежели
постигли праведного Иова искушения, попущение этих искушений
уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам
(Иов, 1). Так решена была на суде Божием, известна святым не-
бесным силам и отверженным ангелам, передана к исполнению
духу лукавому погибель в сражении царя израильского Ахава прежде,
нежели царь вступил в поход (3 Царств, 22, 19-23). Так предска-
зал диавол святому Иоанну, архиепископу новгородскому, иску-
шение, которое впоследствии навел на него (Четьи-Минеи, 7 сен-
тября). Были случаи, когда и грешникам являлись святые Ангелы,
но это случалось по особенному смотрению Божию и крайне ред-
ко. Так лжепророку и волхву, т.е. человеку, бывшему в особен-
ном ближайшем общении с демонами, являлся святой Ангел (Числ.
22).
Исключительные случаи, по особому смотрению Божию, не
должны иметь никакого влияния на общее правило для всех. Оно
состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся
чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на
них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опас-
нейшим искушением. Во время этого искушения должно устрем-
лять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об
избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытствоузнать что-нибудь о них и от
них
есть признак величайшего без-
рассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных
преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается
совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и не-
осторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопыт-
ного есть величайшее бедствие, или служит источником величай-
ших бедствий.
Мы, по падении, находимся в области падших духов, окруже-
ны ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам,
они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные
помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение
с собою. Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и
собственными средствами, а не по воле Божией отверзать свои
чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается.
Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть обще-
ния только с падшими духами. Чем элекутся человеки к вступле-
нию в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнаюшие
деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием,
неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут
нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и
отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным
побуждениям и для самых порочных целей.
То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда пре-
исполнено величайшей премудрости и благости, совершается по
существенной надобности для существенной пользы нашей, отнюдь
не для удовлетворения нашему любопытству или какому другому
мелочному, недостойному Бога, побуждению. По этой причине
обыкновенный порядок и ход нарушается весьма редко, весьма
редко вводится человек в чувственное видение духов.
Приведу пример, который объясняет нам, с какой спаситель-
ной для нас предосторожностью, с целью величайшей для нашей
душевной пользы Бог попускает нам чувственное видение духов.
В Африке был мытарь, именем Петр, человек самый жестокосер-
дый, подавший в течение всей жизни свое^ милостыню нищему
однажды, и то не по движению сострадания, а по увлечению гне-
вом. Когда Петр нес большое количество хлебов, нищий начал
неотступно просить у него милостыни. Петр, рассердившись и не
имея возможности ударить нищего чем другим, кинул в него хле- '
бом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел.
Болезнь усилилась, больной очень изнемог и, казалось, прибли-
жался к смерти. При таком положении отверзлись его очи. Он
увидел пред собою весы, по одну сторону стояли мрачные демо-
ны, по другую - светлые Ангелы. Демоны, собрав все злые дела,
соделанные Петром в течение его жизни, положили их на весы.
Светоносны, не находя никаких добрых дел, чтобы противополо-
жить их злым делам Петра, стояли в унынии, в недоумении гово-
рили друг другу: <Мы здесь ничего не имеем>.
Тогда один из них сказал: <Точно, мы ничего здесь не имеем,
кроме одного хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому
назад, и то поневоле>. Ангелы положили хлеб на другую чашу
Достарыңызбен бөлісу: |