«Согласовано»
Председатель комитета
по культуре Администрации
г. Кисловодска
Красникова О. В.
« » 2003 г.
|
Рассмотрена на заседании
Методического совета
МОУ ДОД ДХорШ
Протокол № 2 от 05.11.03 г.
«Утверждаю» директор
Литвиненко Л. Ф.
Приказ № 67-а от 05.11.03 г.
|
Беседы по хореографическому искусству
Программа
для хореографической школы
Автор составитель: Потанина Н. В.
г. Кисловодск
2003 г.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Л. Н. нежнова – преподаватель хореографического отделения Ставропольского краевого училища искусств, председатель краевого методического совета по хореографии при Министерстве культуры Ставропольского края.
Р. В. калмыкова – преподаватель хореографического отделения Ставропольского краевого училища искусств.
Пояснительная записка.
Задачей предмета «Беседы по хореографическому искусству» является дать учащимся общие представления об основных этапах развития танцевального искусства, сформировать понятия о его видах, выразительных средствах.
Перед педагогом – хореографом стоит задача привить детям любовь к хореографическому искусству. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ними учебный процесс, учитывая при этом состав группы, а также возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы тот материал, прохождение которого окажется недоступным данному классу, в связи с ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы.
«Беседы по хореографическому искусству» должны вестись в доступной учащимся форме, сопровождаться прослушиванием музыки, показом иллюстраций, просмотром видеоматериала.
Цикл рассчитан на 36 часов в год, в соответствии с учебными планами хореографической школы.
3 класс
I тема 4 ч. Танец – вид искусства.
-
Выразительный язык танца, его особенности.
-
Связь хореографического текста с музыкальным сопровождением.
-
Виды и жанры хореографии.
II тема 3 ч. Истоки русского балета.
-
Скоморохи – единственные представители танцевального искусства в России до середины XVII века.
-
Русская пляска, хороводы.
III тема 2 ч. Начало хореографического образования в России.
-
Открытие первых танцевальных школ.
IV тема 2 ч. Жан Батист Ланде – основоположник хореографического образования в России.
V тема 3 ч. Крепостной балет в России (крепостные танцовщики).
VI тема 4 ч. Начало формирования русской школы классического балета.
-
Творческий путь И. И. Вальберха, Ш. Л. Дидло.
-
Балеты: «Зефир и Флора», «Кавказский пленник».
VII тема 3 ч. Творчество Адама Павловича Глушковского.
VIII тема 3 ч. Балетная «Пушкиниана» балет «Руслан и Людмила».
IX тема 5 ч. Эпоха романтизма.
-
Романтический балет и его представители.
-
Творчество Марии и Филиппа Тальони.
-
Балеты: «Жозель», «Сильфида» либретто.
X тема 4 ч. История костюма в эпоху романтизма. Просмотр видеоматериала.
XI тема 4 ч. Творчество Жуль Перро и Сен-Леоне. Балет «Эсмеральда» либретто.
4 класс
I тема 4 ч. Начало творческой деятельности Мариуса Петипа. Балеты: «Дочь фараона», «Дон - Кихот», «Баядерка».
II тема 2 ч. Творчество Мариуса Петипа и П. И. Чайковского.
III тема 4 ч. Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» либретто. Просмотр видеоматериала.
IV тема 2 ч. «Лебедь» Л. Иванова.
V тема 3 ч. Петипа и А. Глазунов. Балеты: «Раймонда» и «Времена года».
VI тема 3 ч. Балеты на музыку Стравинского: «Петрушка», «Жар-птица».
VII тема 3 ч. Символ русского балета Анна Павлова.
VIII тема 2 ч. Творческие принципы К. Голейзовского.
IX тема 5 ч. 20-е и 40-е годы Развитие драматического балета. Балеты: «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта» просмотр видеоматериала.
X тема 3 ч. Исполнители драматических балетов: Асаф Мессерер, Лепешинский, Гельцер.
XI тема 2 ч. Выдающийся танцор и балетмейстер Вахтанг Михайлович Чабукиани.
XII тема 3 ч. Гениальная, великая, неповторимая Галина Сергеевна Уланова.
5 класс
I тема 2 ч. Новое время, новые исполнители.
II тема 3 ч. Богатство русского классического балета.
III тема 4 ч. Живая легенда русского балета Майя Михайловна Плисецкая.
IV тема 4 ч. Творчество Е. С. Максимовой и В. В. Васильева.
V тема 4 ч. «Человек – легенда» Рудольф Хаметович Нуриев.
VI тема 3 ч. Профессор хореографии Агриппина Яковлевна Ваганова.
VII тема 4 ч. Московская школа Айседоры Дункан. Творческая деятельность, постановки.
VIII тема 2 ч. Санкт-Петербургская академия русского балета (история XX века).
IX тема 2 ч. Московская государственная академия хореографии.
X тема 4 ч. Государственная академический ансамбль народного танца под руководством И. А. Моисеева. История развития, постановки. Просмотр видеоматериала.
XI тема 4 ч. Яркие образы современных российских исполнителей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
«Материалы по истории Русского балета», Л., 1938 г.
-
Бахрушин Ф. «История русского балета», М., 1976 г.
-
Красовская В. «Русский балетный театр второй половины XIX века», Л., 1963 г.
-
Красовская В. «Русский балетный театр начала XX века», Л., 1971 г.
-
Фокин М. «Против течения», Л.-М., 1962 г.
-
М. Петипа «Материалы, воспоминания, статьи», Л., 1971 г.
-
Нехедзи А. «Мариус Петипа». Материалы, воспоминания, статьи, Л., 1971 г.
-
Уральская В. «Природа танца», М., 1981 г.
-
Уральская В., Соколовский Ю. «Народная хореография», М., 1972 г.
-
Васильева В., Чернова Н., «Касьян Голейзовский», М., 1984 г.
-
Кравченко Т. «Галина Уланова», Смоленск, 1999 г.
-
Блэйер Ф. «Айседора», Смоленск, 1998 г.
-
А. Дункан «Исповедь», Минск, 2003 г.
-
Амиргамзаева О., Усова Ю. «Самые знаменитые мастера балета России», М., 2002 г.
-
Богданов – Березовский В. «А. Я. Ваганова», М.-Л., 1950 г.
-
Пасютинская В. «Волшебный мир танца», М., 1985 г.
-
Рославлева Н. «Майя Плисецкая», М., 1968 г.
-
М. Плисецкая «Я, Майя Плисецкая», М., 2004 г.
-
О. Стюард «Рудольф Нуриев», Смоленск, 1999 г.
-
Жданов Л. «Вступление в балет», М., 1986 г.
-
Бачарникова Э., Иноземцева Г. «Тем, кто любит балет», М., 1980 г.
-
М. Гваттерини «Азбука балета», М., 2001 г.
-
CD – диск «Балет», М., 2003 г.
-
Энциклопедия «Балет», М., 1981 г.
Беседы по хореографическому искусству
-
Формы и виды контроля за образовательным процессом:
-
Устный опрос;
-
Письменная работа;
-
Сообщение, доклад.
-
Методические рекомендации по реализации учебных программ.
Проводя урок, необходимо руководствоваться следующими правилами:
-
Необходимо организовать и сосредоточить внимание учащихся на данный предмет;
-
Предоставлять учебный материал в доступной для учащихся форме;
-
Необходимо проводить некоторые зачеты в виде викторин, тестирования;
-
Для более полного и широкого представления учащихся об искусстве балета, необходимо предоставить: просмотр видеоматериала, литературу о хореографическом искусстве, прослушивание музыкального материала.
Достарыңызбен бөлісу: |