Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5
Проектно- исследовательская работа
Тема
Изучение истории храмов Меленковского района
Список группы учащихся, задействованных в проектно-исследовательской работе:
-
Чинякова Дарья
-
Шитова Екатерина
Научный руководитель группы
Захарова Л.Ю.учитель русского языка, литературы и ОПК
МОУ ООШ №5
602102 г. Меленки Владимирской обл. ул.1 Мая 27.
Меленки, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Цели и задачи проектно-исследовательской работы…………………………3
2. Актуальность данной темы……………………………..……………………………………4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………………………….5
Результаты работы «Изучение истории храмов Меленковского района»…………………………………………………………………………………………………….5
1) Краткая история религиозного прошлого Меленковского края……..5
2) История городских храмов……………………………………………………………….8
3) Духовное возрождение края…………………………….…………….………………15
а) От разрушения до возрождения………………………………………………….15
б) Открытие Никольского храма г.Меленки……………………………………15
в) Служебная деятельность отца Иоанна………………………………………..15
г) Храмы района возрождаются……………………………………………………...16
д) История Войновского храма……………………………………………………….17
е) Сведения о некоторых священниках Войновского Свято-Спасского храма……………………………………………………………………………………..19
ж) Сведения о старостах церкви………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….…20
ИСТОЧНИКИ………………………………………………………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
До последнего времени история религиозного служения, история храмов в Меленковском районе была изучена мало в силу понятных причин. На эту сторону духовно-нравственной жизни не обращалось достаточного внимания в советские годы. Но наш Меленковский край богат своим духовным прошлым. Без изучения истории храмов, религиозной деятельности в нашем районе невозможно понять и объяснить многое в истории нашей местности. Эта тема мало изучена в краеведческой литературе. Лишь в работах С. А. Мамаева и М.Я. Федотовой мы смогли найти интересующий нас материал. Поэтому мы поставили определенные цели и задачи, данные ниже.
В ходе работы проводились встречи с людьми, связанными с религиозным прошлым и настоящим района, мы беседовали со священниками районных храмов, с родственниками бывших церковных старост, посещали краеведческий музей, проводился сбор информации по теме и его последующий анализ. Всё это нашло отражение в работе.
-
Цели и задачи проектно-исследовательской работы
Цели работы
-
Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
-
Сохранение исторической памяти;
-
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к культурному наследию нашего края;
-
Воспитание интереса к истории родного края;
-
Развитие исследовательского поведения и исследовательских умений.
Задачи
-
Изучить историю храмов Меленковского района;
-
Собрать информацию о действующих храмах Меленковского района (на примере Войновского храма) и обработать полученные данные;
-
Установить связь прошлого и настоящего в истории нашего края;
-
Собрать и проанализировать информацию о духовном наследии края, о священнослужителях района;
-
Помочь получить учащимся проектно-исследовательские навыки;
-
Изучить литературу по теме.
-
Актуальность данной темы
Одной из важнейших задач сегодняшнего поколения является задача сохранения памяти о минувших событиях, фактах, памятниках архитектуры, истории края, в котором живут люди. Поэтому тема нашей исследовательской работы очень актуальна на сегодняшний день.
30-е годы – время разрушения храмов. Достаточно вспомнить историю Храма Христа Спасителя в Москве и Покровского Собора в городе Меленки. И только в 2000-е годы начинается восстановление церквей и духовное возрождение народа.
И наш долг – не только помнить, но и искупить вину наших отцов и дедов, их безверие и бездуховность, потому что народ, который не хранит свои святыни и предаёт память предков, не имеет будущего. Мы собираем историю храмов Меленковского района, чтобы память о культурном и духовном наследии прошлого не исчезла, чтобы будущие поколения знали свою историю, свой край, чтобы не прервалась связь времен.… Пришло время «собирать камни».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Результаты работы
«Изучение истории храмов Меленковского района»
-
Краткая история религиозного прошлого Меленковского района.
Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Восстанавливаются храмы, возрождается Православие. Нашему поколению необходимо соединить разорванную в 20-ом веке духовную связь, понять тот мир, ту духовную жизнь русского народа, которые были утеряны. Изучение истории храмов Меленковского района, собирание сведений о теперешнем их состоянии, о людях, хранивших и возрождавших веру, - это наш вклад в изучение истории нашего Меленковского края.
Как и все небольшие города России, Меленки застраивались, в основном, деревянными домами, благо лес занимал почти половину района и был довольно дешев по сравнению с кирпичом. Каменные строения стоили дорого. Можно пересчитать по пальцам эти дома - их насчитывалось 16-17, не считая фабричных корпусов, церквей, купеческих лавок и амбаров Из каменных строений наиболее крупным и старым являлся Покровский собор. Построен он был в 1817-19 годах, на его строительство Казначейство выдало средства. В 1835 году к нему пристроили трапезную и колокольню. Так он простоял сто лет до 1935 года, когда начался период повсеместного уничтожения религиозных сооружений. В соборе хранилась довольно древняя икона Покрова Пресвятой Богородицы с серебряным, украшенным бриллиантами, окладом. Позднее появилась новая икона того же имени.
В 1879 году была освящена вторая каменная церковь на Касимовской улице - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Строили её на общественные средства всем миром. Каждый житель должен был отработать на этой стройке. И, наконец, колокольня на городском кладбище. Одно время она служила наблюдательным постом для пожарной части.
Духовенство являлось устойчивой, консервативной и очень влиятельной общественной формацией. Священнослужители почти никогда не покидали среду, где они состоялись, своих детей они старались учить в духовных семинариях, и нередко церковные посты передавались по наследству от отца к сыну или зятю. И слово священников в Российском государстве, особенно в провинциальных городках вроде Меленок, имело большой вес[1, стр.87].
На рубеже столетий в Меленковском уезде насчитывалось 52 церковных прихода. В глухих деревнях при церкви находилось 1-2 служителя, в крупных селениях - гораздо больше В Меленковском Покровском соборе причт составлял 7 человек. Эта церковь трехпрестольная, имела в своем приходе город и 8 деревень (Войново, Лехтово, Павловка, Крутцы, Осинки, Большой Приклон, Красново, Лужи). Вторая меленковская церковь - Никольская, также трехпрестольная, но без прихода. Третья - на городском кладбище (во имя Всех Святых).
Старинные приходы, основанные еще в XVII в. были в селах Архангел (сразу 2 церкви в честь Архангела Михаила и Воздвижения ("Воздвижения животворящего креста Господня"), Дмитриевы Горы, Денятино, Урваново, Решное, Воютино, Приклон, Казнево, Санчур (св. Николы Чудотворца), Синжаны ("Усекновения главы Иоанна Предтечи"), Домнино (с XVI века), Цыкул. Ляхи, Николо-Бутылицы (св. Николы Чудотворца), Заколпье (Рождественская), Драчево, Черсево ("Введения Пречистой Богородицы"), Чуликса (св. Дмитрия Солунского), Нармоч, Селимово, Степаньково. Церковные здания XVII века давно разрушились, лишь одно - в селе Драчево еще существовало в 1897 году. Из церквей самая древняя - в селе Домнино (была построена ещё в 1593 г.).
В других селах Меленковского уезда приходы были основаны и первые церкви построены в XVIII-XIX столетиях. С тех пор, конечно, мало что сохранилось. Во всяком случае ни одного церковного здания XVIII века уже нельзя встретить. В 1897 году В. Добронравов описывал в Меленковском уезде церкви XVIII столетия: в селах Лавсе, Окшове. Храмы разрушались, восстанавливались заново и в кирпичном варианте дошли в некоторых деревнях до нашей эпохи.
К современному периоду сохранились лишь кирпичные здания, построенные в XIX столетии. Самые старые из них - в Ляхах (основана в 1802 г., но капитально перестроена позднее), в Архангеле (1833 г.), Бутылицах (1835 г.), Приклоне (1845 г.), Денятине (1843 г.). Все они сильно пострадали от времени и человека, первоначальный вид их сильно исказился.
Кроме церквей, образующих приходы, "обслуживавшие" население 3-4-х и более деревень, существовали так называемые погосты, безприходные образования, имевшие древние исторические корни, но потерявшие свое былое значение. В уезде насчитывалось 6 погостов (Коробщиковский, Домнинский, Верхозерский, Куземский, Польное и Иговский).
Церковная иерархия пронизывала все российское общество, а религиозные обряды, от которых никто не мог уклониться, объединяли народ, тем более, что в Меленковском уезде, как и в целом во многих местах Владимирской губернии, население было на 99,9 % православным. Лишь единицы имели другие вероисповедания - в городе жило всего 2-3 еврея, и столько же католиков и лютеран. Мусульмане иногда появлялись в лице странствующих торговцев.
Но при решающем господстве православия "уклонисты" все-таки существовали даже на рубеже XIX-XX вв. и в немалом числе. Это были, во-первых, старообрядцы, ревнители старой веры, составлявшие довольно значительную часть Меленковского купечества и мещанства. Многие из них были весьма зажиточными (купцы Зайцевы, Дементьевы), другие - победнее (Серегины и т.д.). Старообрядцы жили на особицу от православных, старались меньше общаться с ними, их отличала взаимопомощь, тесные хозяйственные связи внутри своей общины. Такое обособление от основной части населения объяснялось как религиозными мотивами (хотя с современных позиций отличия от православия не были столь велики), так и преследованием старообрядчества официальной церковью. Даже в XX столетии государственная религия пыталась исключить это течение и его носителей из общественной сферы. Но, тем не менее, старообрядчество не иссякло[1, стр.95].
Другим уклонением от православия было сектантство. В Меленковском уезде из всех сект преобладали молокане. Это последователи духоборцев, отказавшиеся признавать официальную церковь с ее пышными обрядами, иерархией священнослужителей, храмами и иконами. Они считали главным духовную сущность религии, общество, по их мнению, должно основываться на евангельских началах любви и равенства людей.
Численность духовенства была невелика (до тысячи человек, включая семьи и родственников, представителей официальной церкви и неизвестное число старообрядческих и сектантских проповедников), роль этой категории оказывалась огромной.
-
История городских храмов
Покровский собор
Сегодня остаётся только сожалеть о том, что на несколько десятилетий люди прошлого столетия забыли прописную истину, поступились верой своих предков, разрушили то, что создавалось веками. И это касается не только материальных ценностей - церквей и храмов, но в большей степени разрушения духовных основ жизни, когда всеми правдами и неправдами в душах людей искоренялась истинная вера. Так был разрушен в 1934 году и оплот православия земли Меленковской - Покровский собор.
Впервые церковь в Меленках была построена в 1709 году и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы: «в год 7217 августа 12 день выдан антиминс... в Володимерском уезде, в Ярополческую волость села Веретьева, в новопостроенную церковь Покрова Пресвятые Богородицы, а взял антиминс поп Никита Яковлев.. .»
Этот храм, как и другие церкви, построенные в то время в Дворцовой Унженской волости, вошёл в состав Патриаршей области, хотя и находился в пределах Рязанской епархии. Когда село Меленки получило статус города, тогда по статусу следовало построить вместо деревянной церкви каменный собор. (Кроме этой церкви в городе Меленках тогда имелась деревянная часовня при доме купца Зезина для прихожан Единоверческой церкви.)
«По высочайшему указу, данному 8 числа февраля 1779 года коллегией экономии, повелено отпустить его сиятельству г-ну генералу-губернатору в городах Судогде, Меленках и Киржаче на постройку соборных каменных церквей по 8 тысяч на каждую».
На месте, отведённом по плану 1796 -1797 годов, уже строили каменный собор. Так сложилось, что в центре каждого города традиционно находился храм, в Меленках - это храм Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому и улица, идущая от площади, должна была называться Покровской. Дореволюционные названия улиц - Владимирская и Покровская. Вплоть до 1831 г., когда деревянная церковь была перенесена на городское кладбище, на меленковской площади находилось два храма.
Выбор нового расположения деревянной церкви был неслучайным. Такое решение было принято городским обществом с благословения его Преосвященства Парфения, епископа Владимирского и Суздальского. Было постановлено: «находившуюся внутри города, прежнюю деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, по примеру прочих городов и селений, перенести и поставить на каменном фундаменте, на прежде отведённом кладбище, ...и вновь устроить церковь «Во имя Всех Святых», чтобы после перенесения оной оштукатурить её под вид каменной». Все эти пожелания были выполнены в скором времени.
В 1822 г. собор практически был готов, завершались отделочные работы, а в трапезной уже проходила служба.
Такое длительное строительство Меленковская городская дума объясняла катастрофической нехваткой денег, вследствие гибельных пожаров, постоянных неурожаев и упадка в промышленности, иначе говоря, совершенной бедностью жителей города. Но, несмотря на все тяготы, строительство собора не прекращалось.
Недостройки устранялись даже в 1825 г. Пол выстилался белым камнем, два придельных храма во имя пророка Илии и архистратига Михаила были освящены и действовали. В 1842 г. при Владимирской епархии в журнале было записано: «в городе Меленках при соборе церковь светла, пространна, иконостас отзол очен хорошо... Но при том церковь при многочисленности прихожан тесна... необходимо построить колокольню». И действительно, колокольня была построена в 1843 г.
Тогда в соборе служило семь церковнослужителей. Как свидетельствуют «Метрические книги Покровского собора» 1860 -1918 гг. среди них были: протоиерей Матвей Шеметов, Василий Филадельфин, священники Василий Груздев, Василий Попов, Владимир Баскаков, Карпинский, Делекторский, Тихостуков, Каллиспин, последний с 1898 г. - протоиерей; диаконы Иван Лебедев, Василий Тикановский, Андрей Назаретский, Георгий Введенский; дьячки Иван Генниссаретский, Василий Экземплярский, Пётр Филадельфин, Капацинский; пономари Иван Русов, Василий Покровский, Илья Лекторский; исполняющие пономарскую должность Илья Ерапонтовский, Михаил Делекторский; псаломщики Евлампий Разумовский, Фигуровский.
И хотя храмовое помещение по размерам было достаточно большим, всех желающих вместить не могло. Поэтому в 1901 г. решено было пристроить к алтарной части собора ещё два придела: с левой стороны во имя апостолов Петра и Павла, а с правой - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пристройка приделов привела к тому, что произошла деформация стен всего сооружения. Вследствие этого комиссией, состоявшей из 9 человек, в 1931 году был составлен акт осмотра Покровского собора: «...на правой передней части, обращенной на юго-восток, имелась как внутри собора, так и снаружи большая трещина... она продолжает увеличиваться из-за неравномерной осадки фундамента, по величине она проходит по двум вертикальным стенам. По двум сводам и полу... эта часть здания небезопасна для публики. В средней части собора, где происходит сбор молящихся, также комиссия обнаружила трещину, которая проходит поперёк здания, захватывая две вертикальные стены и потолок... как внутри, так и снаружи. Кроме вышеуказанных основных трещин есть и другие, которые можно видеть в оконных арках. При осмотре колокольни собора комиссия обнаружила сосновые балки, на которые подвешены колокола. Пришли к выводу, что нет гарантии на их прочность, особенно на те, которые держат колокол весом 465 пудов».
На основании этих заключений комиссия посчитала необходимым разобрать северную часть до основания и заложить вновь, сосновые балки заменить, но не позднее 18 января 1932 года. Дело о Покровском соборе продлилось ещё два года. Но вот наступили «новые» времена, и собор решено было разобрать до основания, мотивируя это тем, что «на строительство нового отбелочного корпуса фабрики «Красный текстильщик» необходимо большое количество кирпича, ...всё кровельное железо передать мастерской пожарной охраны, остальное железо оставить для ремонта школ...»
Так ушёл в небытие Покровский собор, бывший некогда «стержнем» Меленок, надломилась духовная ось провинциального городка. И лишь спустя почти 70 лет в летнем парке, на месте алтарной части собора был установлен памятный знак, небольшая часовенка [2, стр.14].
Никольская церковь
Вторая меленковская церковь во имя Николая Чудотворца была также трёхпрестольной, но первоначально без прихода.
Итак, к середине XIX в. в Меленках уже действовал Покровский собор, и хотя помещение храма было достаточно большим по размерам, но всё же оно не могло вместить всех желающих. Такой наплыв прихожан, как местных, так и пришлых из близлежащих сёл и деревень, был связан с тем, что развивающаяся промышленность Меленок требовала всё большего числа рабочих. Поэтому и решено было строить новую церковь неподалёку от льнопрядилен и фабрик, «в другой половине оного города за рекой Меленкой по Касимовской улице между кварталами 23 и 34».
23 марта 1870 г. меленковский городской голова Волков обратился к Антонию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой разрешить построить в городе Меленках на доброхотные Денежные пожертвования церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Для составления проекта и плана на сооружение церкви было отправлено приглашение архитектору Артлебену Н.А. Городское общество избрало строителями церкви первой гильдии купца Алексея Михайловича и брата его Фёдора Михайловича Волковых.
Тогда же общество вынесло приговор: «содержать причт на городские и общественные средства, положив священнику 300 рублей, а причетнику 100 рублей в год». 15 сентября 1870 г. проект на постройку каменной церкви в городе Меленках был утверждён строительным отделением Владимирского губернского правления. 23 мая 1871 г. после молебна приступили к закладке храма. Тогда же протоиерей г. Меленок Матвей Шеметов на имя архиепископа доложил: «...положено основание для постройки каменной церкви в нашем г. Меленках».
Подрядчиком по строительству был назначен крестьянин Владимирского уезда д. Луневой Панин Тимофей Ефимович. К 1879 г. церковь была «приведена к совершенному окончанию и готова к освящению...»
Никольская церковь, г. Меленки, фото начала XX в.
В ноябре протоиерей писал: «...церковь каменная, трёхпрестольная, ...ныне к внешнему и внутреннему виду... оконченная,
стены оштукатурены и прилично крашены масляными красками, кресты вызолочены и поставлены на места... вся утварь церковная готова».
Шестого декабря 1879 г. был освящён главный престол церкви во имя святителя и чудотворца Николая и придельный с правой стороны во имя святителя Алексия, митрополита Московского, а седьмого декабря того же года придельный престол с левой стороны во имя преподобного Симеона Столпника. Восьмого декабря на колокольню при церкви были подняты 7 колоколов. Как церковь, так и колокольня были «устроены в древневизантийском вкусе».
Рядом с церковью решено было поставить деревянную богадельню, было получено разрешение со стороны духовного меленковского начальства. В 1882 году произошёл большой пожар, и это недостроенное здание сгорело, сама же церковь каким-то чудом не пострадала. Немногим позже деревянная богадельня была выстроена вновь поблизости от храма.
Восьмого октября 1907 г. Меленковская городская дума рассмотрела заявление жителей г. Меленок «об образовании отдельного прихода при Никольской церкви» и постановила возбудить ходатайство об этом перед Владимирской духовной консисторией. 30 декабря 1908 года Святейший Синод своим указом разрешил открыть при Никольской церкви самостоятельный приход. На 1910 г. при церкви числилось прихожан 800 душ мужского и 1014 душ женского пола.
Совсем немного просуществовал новообразованный приход, недолгой оказалась и судьба храма. В связи с постановлением Владимирского губисполкома от 20 октября 1928 г. Никольская церковь была закрыта. Вплоть до разрушения здания в 1939 г. в помещении бывшего храма находился клуб.
Такова история Никольской церкви - прекрасного образца провинциального культового зодчества конца XIX в. [2, стр.17].
Кладбищенская церковь во имя Всех Святых
Драматична судьба и первого храма г. Меленок, деревянного, первоначально Покровского, а затем перенесённого на кладбище и освящённого вновь во имя Всех Святых. Долгое время эта церковь оставалась холодной и лишь в 1884 году староста Покровского coбора г. Меленок купец I гильдии Алексей Волков пожелал на собственные средства сделать храм тёплым. Храм был оштукатурен изнутри, были сделаны накаты, сложены печки, чтобы заупокойная служба могла бы совершаться в нём и зимой. Помимо всех этих новшеств, которые А. Волков произвёл в церковном здании, он также построил каменный одноэтажный дом при кладбищенской церкви для помещения престарелых, больных и бесприютных жителей г. Меленок.
План деревянного храма во имя Всех Святых (бывшего Покровского), г. Меленки
Храм во имя Всех Святых просуществовал до 1941 г. Богослужение велось и того меньше. В 1938 г. священника арестовали, и он умер, вместо него в Меленковский РИК представляли других священников на регистрацию, но председатель РИКа без всяких оснований их не регистрировал.
По всем этим фактам община верующих писала жалобы в Облисполком и в Верховный Совет, но ответа не было. «Создавалась картина, - писали верующие, - что церковь стоит, служить не дают и как будто бы верующих нет и её можно сломать». Затем был произведён осмотр здания кладбищенской церкви. Прибыла комиссия от Горсовета, которой было установлено: «здание деревянное, одноэтажное, обитое снаружи тёсом, на кирпичном фундаменте, крытое железом. Полы и перекрытия деревянные. В стенах нижний венец сгнил, отчего заметен осадок пола - в особенности вдоль стен. Потолочное перекрытие сильно прогнулось с балками, под которые неоднократно подставляли стойки. Голландские печи в неисправности, в потолочном перекрытии не имеется разделок для трубы, что недопустимо в пожарном отношении. Комиссия считает, что здание помещения церкви для дальнейшего использования непригодно и опасно. Требуется ремонт». Но какой именно? Вразумительного ответа не последовало. И всё же община обязалась сделать ремонт.
Если каменные храмы сломали, то люди решили хлопотать о деревянной церкви.
Верующие писали: «Сталинская Конституция ст. 124 ясно оставит право за гражданами отправлять религиозные обряды и обходить её другого закона нет и нет в том надобности. В Москве служат в центре, значит, закона, запрещающего выполнение религии, нет. От нас за 55 км в городе имеется служба в церкви, значит, окончательно храмы не закрывают.
На основании изложенного и в силу Конституции ст. 124 просим священника для службы зарегистрировать и, если требуется ремонт храма, то община его произведёт, налоги все уплачены».
Но все увещевания были тщетны. И уже 31 июля 1940 г. здание кладбищенской церкви было продано Промкомбинату для постройки столярной мастерской. Исполком признал целесообразным и необходимым такие действия, тем более что «само помещение подходило для этих целей».
Так городское кладбище осталось без храма, а в городе порвалась последняя нить, связывавшая людей с «религиозным прошлым» [2,стр.20].
-
Духовное возрождение края
а) От разрушения храмов до возрождения веры
Начиная с 30-ых годов, в Меленковском районе, как и во всей стране, происходит разрушение или закрытие храмов. К 1984 году в Меленковском районе действующие храмы существовали только в сёлах Приклон, Степаньково и Войново. И только в 90-е годы начинается возрождение веры и строительство новых и реконструкция старых церквей во многих деревнях района. Мы видим, что наше время - особенное, это время возрождения духовных ценностей, возрождение веры наших дедов и прадедов. А наш долг - не только помнить, но и искупить вину предшествующих поколений, их безверие. Только тогда мы сможем преодолеть бездуховность и восстановить те ценности, которые дали нам в наследство наши предки.
б) Открытие Никольского храма г.Меленки
В 1997 году в Меленках произошло знаменательное событие - был освящён Поклонный Крест, поставленный на том самом месте, где до 1934 года сиял куполами Покровский собор-главный собор города Меленки. В это же время был открыт храм в честь Николая Чудотворца. Здание бывшего кинотеатра «Юность» было переоборудовано в действующую церковь. Священником был назначен отец Иоанн Фирис, до этого времени служивший в храме села Войново. 14 октября 1997 года новый храм, на месте разрушенной в 30-е годы Никольской церкви, был освящён Владыкой Евлогием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.
в) Служебная деятельность отца Иоанна
Настоятель храма священник отец Иоанн Фирис родился в православном селе Иза Закарпатской области в верующей семье. Его дядя по матери иеромонах Мефодий был известным на всю округу человеком. Считали, что он изгоняет бесов из одержимых людей. Отец Иоанн (Фирис Иван Михайлович) начал священническую деятельность в Иркутской области, там произошло его рукоположение. 6 месяцев служил он в Благовещенске: 4 месяца – дьяком, 2 месяца священником. Затем его переводят в Михайло-Архангельский Иркутский храм, где он прослужил два года. Следующее место службы – посёлок Тельма Иркутской Епархии, Казанский храм. 21 июня 1984 года он назначен священником в с.Войново в Успенскую церковь. Здесь он прослужил 14 лет до 1997 г., когда в г. Меленки открывается Свято-Никольский Храм. С октября 1997 г. отец Иоанн – священник пока единственного храма г.Меленки. Сейчас здесь служат два священника: отец Иоанн и отец Геннадий (Штроткин).
г) Храмы района возрождаются
В наше время в Меленковском районе открыты храмы почти в каждом крупном селе, строятся и освещаются новые…
Из беседы с отцом Иоанном, священником Свято – Никольского храма г. Меленки, мы узнали много нового о храмах района.
Так, в селе Дмитриевы Горы осенью 2011 год был заложен Покровский храм. Освящал закладку камня Владыка Евлогий. А пока в молельном доме с. Дм. Горы отцом Игорем ведётся служба.
В с.Воютино строится Воскресенский храм на месте сгоревшего недавно. Отец Владимир руководит строительством.
В с.Хольково построен храм Святителя Луки Симферопольского. Освящение его было назначено на 27 сентября 2011 года.
В с. Папулино есть молельная комната, в с. Денятино церковь полуразрушена, но служба ведётся также в молельной комнате.
В с.Тургенево, Кононово заложены часовни, где службы пока не ведутся.
В с. Кудрино есть храм,но нет своего священника. Службы там проводит от. Сергий, священник Войновского храма.
В д. Коровино расположено здание бывшего храма Сергия Радонежского. Совсем недавно там находилась местная школа, а теперь, возможно, будет возрождён храм.
Действующие храмы: с. Ляхи, Храм Спаса Нерукотворного, священник отец Александр Захаров; с.Степаньково, Свято-Никольский Храм, отец Александр Макаренко; с.Приклон, Михаило-Архангельская церковь, священник отец Александр Кравчук; с. Архангел, Михаило-Архангельская церковь, священник отец Олег; с.Бутылицы, Никольская церковь, священник отец Михаил Лоза, с.Синжаны, Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, священник отец Александр Пронин; с.Войново, Свято-Спасский Храм, священник отец Сергий Мартоес.
Возрождение храмов в районе очевидно.
д) История Войновского храма
Особенно хочется рассказать о Войновском храме.
Каменная Успенская церковь с колокольнею в селе Войново была построена в 1838 году. Церковь эта не сохранилась.
В древности на месте погоста Войново – гора на р.Клязьма – существовал небольшой монастырь, принадлежащий Троице-Сергиеву монастырю. Как отмечает Л.Добролюбов, монастырь был уже упразднен в первой четверти XVII столетия. На погосте значатся две деревянные церкви в честь Успения Богородицы – 1678 года и 1723 года. Последняя существовала до 1868 года, когда за ветхостью была сломана.
Согласно документам, хранящимся в церкви и свидетельствам очевидцев, ныне существующая в с.Войново деревянная церковь построена в 1926 году.
Церковь стоит на окраине села, в конце основной его улицы, значительно уступая от красной линии ее восточного порядка. В этом месте рельеф повышается, образуя пологий холм, который с западной и южной сторон огибает автотрасса «Меленки – Дмитриевы горы». Вокруг церкви устроено кладбище.
Церковь деревянная, срублена из бревен. Скрепление бревен в углах и в местах выхода капитальных стен системой бруса с пазами. Внешне бревна без обшивки, покрашены масляной краской, внутри – обиты досками. Объемную структуру церкви составляют пять объемов, имеющие (кроме дощатой крытой паперти) одну высоту, но разную ширину. Это апсида, основной объем, трапезная и притвор, расположенные друг за другом по оси «восток – запад». План симметричный, осевой, сильно вытянут по продольной оси. В плане и в объемной структуре выделен основной объем. Он шире других объемов и отмечен внешне граненым (восемь граней, три окна) массивным и приземистым барабаном под сферической восьмилотковой кровлей. Восьмерик, выполняющий роль барабана, позволяет отнести основной объем к типу «восьмерик на четверике». В объемной композиции выделена еще и вертикаль колокольни, поставленная над западной частью трапезной и возвещающаяся над ней на два верхних яруса. Колокольня доминирует по высоте. Живописность силуэта церкви достигается разностью в ширине объемов. Начиная от паперти, объемы последовательно расширяются, создавая ступенчатость. Помещение апсиды вновь узкое. Все объемы, кроме притвора, отмечены главами. Главы луковичные, миниатюрные (на апсиде, на основном барабане, на колокольне). Помещение апсиды небольшое, прямоугольное. Первый ярус основного объема прямоугольный в плане, растянут в ширину. Боковых входов не имеет. Объем тоже невысокий и небольшой. Восьмерик перекрыт плоским потолком. Посередине плоского потолка устроен подвышенный правильный восьмигранник (барабан), имеющий в свою очередь плоское перекрытие. Боковые входы имеет прямоугольное в плане, вытянутое с востока на запад, большое помещение трапезной. Южная дверь заложена, северная функционирует и имеет крыльцо. Помещение квадратное в плане. Перекрытия всех помещений плоские дощатые, покрашены серой масляной краской. На стенах дощатая обшивка, покрашенная голубой масляной краской. Полы дощатые. Окна всех объемов прямоугольные, на барабане квадратные. Рамы двойные деревянные. Решетки окон простые, современные из круглых металлических прутов. Дверь западная входная двупольная деревянная, обшита с внешней стороны войлоком. Северная дверь трапезной двупольная деревянная с накладными металлическими деталями. Фундамент церкви кирпичный. Кровли железные. Декор храма минимален. Окна наличников не имеют, кроме простейших на окнах притвора. В карнизе проходит полоса дощатого зубчатого подзора. Квадратные в плане, равные в периметре, четырехгранные два яруса колокольни обшиты досками «в ёлочку». Над трапезной по ширине притвора – треугольные фронтоны. Высокая четырехскатная кровля колокольни тоже декорированный момент. Вокруг церкви сохраняется простейшая ограда из кирпичных столбов с деревянным заполнением. Храм представляет собой образец поздней (начала XX века) культовой деревянной постройки Клецкого типа, имеющей скромное декоративное убранство [www.melenki.ru].
Настоятель храма: священник Сергий Мартоес (Сергей Анатольевич Мартоес). Он начал службу в г.Муроме в Спасо-Преображенском мужском монастыре и в Свято-Троицком женском монастыре (2002 г.). В 2007-ом переведён священником в Спасскую церковь с.Войново.
е) Сведения о некоторых священниках Войновского Свято-Спасского храма
Отец Сергий (Лебедев С.И.), настоятель Спасской церкви с.Войново с 6 октября 1945 г. До 1952 г.
Отец Аркадий (Нечаев А.Н.) родился в 1894 г., в 1966 г. Временно исполнял обязанности священника Войновского храма.
Отец Николай (Лапшин Н.М.), родился 10 августа 1907 г. В с.Двойново, 17 февраля 1959 г., принимает должность настоятеля Спасской церкви с.Войново, 14 сентября 1963 г. Уволен за штат.
Отец Евгений (Филатов Е.А.), родился в 1931 г., настоятель храма с 1966 г. по 31 октября 1967 г.
Отец Николай (Батуев Н.Г.), родился в 1916 г., умер 7 апреля 1991 г., служил в Войновском храме: с 10 марта 1959 г. по 1960 г., с 1961 г. по 1963 г., с 1964 г. по 1965 г., с 1967 г. по 1969 г.
Отец Пётр (Кантов П.Д.), 1881 – 1967, священник Войновского храма с 1953 г. по 1963 г.
Отец Михаил Васильцов (1975 – 2007), служил в Войновском храме до 2007 г.
ж) Сведения о старостах церкви.
В 70-е – 80-е годы 20-го века старостой Войновского храма была жительница села Климова Елена Фёдоровна (1911 – 1990). Она следила за порядком, много сделала за долгие годы службы в церкви. Елена Фёдоровна была награждена Почётной грамотой Владимирского областного комитета защиты мира за активную деятельность в движении сторонников мира и участие в пополнении Советского фонда мира добровольными взносами в интересах укрепления всеобщего мира, свободы и безопасности народов (13 декабря 1982 г.), Благодарственным письмом Владимирского областного комитета защиты мира за активное участие в деятельности Советского фонда мира (28 октября 1983 г.), Грамотой в Благословение за усердные труды во славу святой церкви. Последняя грамота была вручена Елене Фёдоровне владыкой Серапионом, архиепископом Владимирским и Суздальским 18 марта 1982 г.
После Елены Фёдоровны Климовой старостой Войновского храма была Шелепова Елена Петровна из д. Крутцы.
Заключение
Работая над данной темой, изучая историю наших районных храмов, мы узнали много нового об истории Меленковского края, об истории церквей и о людях, возрождавших и хранивших Православную веру в нашем районе в трудные годы безверия и бездуховности. Мы посетили краеведческий музей г.Меленки, прослушали рассказ экскурсовода, изучали документы по теме. Были проведены интервью с отцом Иоанном, настоятелем Никольского храма г. Меленки, с отцом Сергием, священником Войновского храма. Была проведена беседа с родственниками бывшей старосты Войновского храма Климовой Елены Фёдоровны. От них были получены фотографии и грамоты, которыми Елена Фёдоровна была награждена в своё время за активную работу в храме. Всё это нашло отражение в данной работе.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что необходимо продолжить это исследование, и поставили следующие задачи:
-
Более подробно изучить историю и сегодняшнее состояние восстановленных и вновь созданных храмов в районе;
-
Продолжить исследовательскую работу по поиску сведений о священнослужителях района.
Выводы по теме:
-
В Меленковском районе богатое религиозно-историческое прошлое.
-
В каждом крупном селе района на начало 20 века существовали действующие каменные храмы.
-
В г.Меленки на тот период существовали 3 самостоятельных храма с большими приходами.
-
В период с 1917г. по сороковые годы храмы разрушались или закрывались.
-
К 1984 году в районе действовали только 3 храма в селах Приклон, Степаньково, Войново.
-
В 90-е годы 20 века начинается духовное возрождение края, строятся новые церкви, открываются старые.
-
Войновский храм не закрывался даже в сложные годы репрессий, его история богата и интересна.
Списки храмов Меленковского района
-
Архангел с.: Михаило-Архангельская церковь XVIIIв .
-
Бутылицы с.: Никольская церковь 1835—1890 гг.
-
Верхоозерье с.: Церковь Казанской иконы Божией Матери 1825 г.
-
Войново с.: Спасская церковь 1926 г.
-
Воютино с.: Вознесенская церковь 1765 г. (деревянная)
-
Григорово с : Крестовоздвиженская церковь XIX в.
-
Денятино с.: Церковь Казанской иконы Божией Матери 1843 г.
-
Коровино с.: Рождественская церковь 1866 г.
-
Кудрино с.: Неизвестная церковь (1815—1875 гг.)
-
Ляхи с.: Спасская церковь (1802 г.)
-
Малое Угрюмово урочище: Церковь Николая Чудотворца 1825 г.
-
Приклон с.: Михаило-Архангельская церковь 1845 г.
-
Просеницы д.: Казанская церковь
-
Степаньково с.: Никольская церковь 1850 г.
-
г. Меленки Адрес неизвестен: Церковь Николы в Меленках (1672)
-
г. Меленки Калинина улица 29 корп. Никольская церковь: Свято-Никольский храм 14 октября 1997 г.
-
г. Меленки Ленина улица: Городская колокольня 1878 г. на старом кладбище
-
Пьянгус с.: Церковь Сергия Радонежского 1910 г.
Источники
-
Воспоминания людей, знающих историю храмов;
-
Материалы городского краеведческого музея и периодической печати;
-
Электронные материалы.
Литература
-
Мамаев С. А. Меленковский край. Очерки истории. Екатеринбург «Ривера», 2002г.
-
Святыни земли Меленковской. Монография. / Автор-составитель М.Я. Федотова – Владимир, 2008./
Достарыңызбен бөлісу: |