Программа учебного курса по специальности «Культурология»



бет1/5
Дата26.06.2016
өлшемі0.81 Mb.
#159081
түріПрограмма
  1   2   3   4   5




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ВЫСШАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРОЛОГИИ



Шейкин А. Г.

История культурологических учений.

Программа учебного курса по специальности «Культурология»

Москва

2001


    Введение.

Постановка вопроса о культуре как содержании социальной (совместной) деятельности людей и формирующегося в процессе этой деятельности "искусственного мира" - совокупности созданных людьми в процессе своего социального существования объектов (артефактов) - материальных предметов, идеациональных объектов (идей, понятий, представлений, образов (в т.ч. художественных), норм, ценностей), образцов (технологий) социального поведения и социальных отношений людей, средств коммуникации коммуникации (знаков и языков) - т.е. всей той среды в котором существует и действует человек, невозможна без постановки вопроса о том как и для чего мы можем изучать культуру, получать и систематизировать в процессе изучения значимую информацию о ней. В силу того, что традиция изучения культуры сложилась не в наши дни, а значительно раньше, представляется необходимым ознакомиться с исторически сложившейся традицией изучения культуры, определить, что, как, и каким образом уже изучалось в культуре, и, исходя из этого выделить приоритетные поля познавательного интереса современного культурологического знания.

В процессе своей социальной жизни, реализуя индивидуально- и социально-значимые цели, человек формирует (создает), использует, видоизменяет множество культурных объектов. Именно существующие или существовавшие в истории человечества культурные объекты (артефакты т.е. объекты, созданные человеком), как единичные, так и группирующиеся в структурированные комплексы (культурные порядки) и становятся, во-первых, предметом культурологического познания. Во-вторых, предметом культурологического познания становятся динамические процессы, протекающие в культуре, процессы в которых формируются, функционируют, меняются, исчезают и возникают вновь культурные объекты и культурные порядки. Объектами культурологического познания становятся типологические единицы культуры - культурные конфигурации - общности различного уровня формируемые людьми (цивилизации, локальные культуры, субкультуры), культурно-исторические периоды (локальные отрезки времени выделенные по определенным принципам), а также локальные пространственно-географические территории (культурно-исторические регионы), с которыми связаны изучаемые культурные объекты и культурные процессы. Кроме того объектами познания культуры являются также специфически выделяемые морфологические единицы, формы культуры (экономическая культура, политическая культура, правовая культура, религия, философия, наука, искусство, формы трансляции социокультурного опыта, физическая культура, формы и порядки обыденной культуры). Выделение и определение предмета и объекта культурологического познания повлияло и на формирование круга методов познания культуры (принципов и технологий получения, обоснования, представления знания) - выработанных в рамках самого культурологического знания, или заимствованных из смежных дисциплин - методов получения (сбора) данных, методов обработки и систематизации данных, а также методов их теоретической интерпретации (в рамках того или иного теретико-методологического направления культурологии). Целями же изучения культуры становятся выявление тех механизмов с помощью которых создаются и изменяются культурные объекты, формируются и воспроизводятся во времени культурные конфигурации; систематизация, упорядочение и теоретическая интерпретация существующих знаний и представлений о культуре на основе выработанных научных методов; построение и проверка ретрогностических (исторических) и прогностических (профетических) моделей культуры и культурной динамики.

Изучение культуры в том значении, в котором используем это понятие мы, исторически осуществлялось во всех, выделяемых нами формах рационального познания. Наиболее древняя традиция осмысления проблем культуры несомненно связана с философским знанием. В философских трудах, в различных философских концепциях традиция осмысления проблематики, связанной с культурой складывается уже к т.н. эпохе “античной классики” (VI-IV вв. до н.э.). Проблемы возможности, границ, и существования “искусственного мира” так или иначе затрагиваются в концепциях всех крупнейших представителей философского знания (в особенности интерес к культуре проявляется в трудах представителей Новоевропейской рационалистической философии XVII - XIX вв.). В т.н. “постклассический” период развития философии (со второй половины XIX в.) в философском знании формируется особая проблемная область, которую принято называть “философия культуры”. Развитие философского познания культуры в постклассический период связано с представителями таких философских направлений как “философия жизни”, неокантианство, прагматизм, персонализм, неогегельянство, неотомизм, неомарксизм, экзистенциализм, философская герменевтика. Более подробно проблемы философского познания культуры рассмотрены в с учебном курсе “Философия культуры”.

Традиция гуманитарного (идеографического) познания культуры также может быть возведена к достаточно давнему времени - периоду Европейского Возрождения (Ренессанса) (XIII-XVI вв.). Гуманитарное познание культуры реализовывалось как раскрытие и интерпретация, в процессе исследования, индивидуального, феноменального содержания культурных объектов и процессов, выявления устойчивых и каузуальных (прежде всего причинно-следственных) связей между ними; попытками определить, описать и оценить их место в суммарном культурном наследии человечества, в том или ином историческом периоде, в том или ином течении, направлении, художественном стиле; в творчестве того или иного автора. Окончательное формирование современной традиции гуманитарного познания культуры можно также отнести к середине - второй половине XIX века. В этот период формируются основные комплексы гуманитарных дисциплин изучающих культуру: исторические дисциплины (в том числе и история культуры как самостоятельная описательная дисциплина, изуча­ющая историческую динамику культуры), филологические дисциплины, изучающие пись­менные тексты (прежде всего художественные), а также дисциплины искусствоведческие, изучающие и интерпретирующие памятники художественного творчества. В этот же период складываются и основные формы представления гуманитарного познания культуры: историческая и предметная дескрипция, атрибуция (локализация изучаемых культурных объектов или процессов на основе их формального и семантического анализа), интерпретация (авторская реконструкция содержания, смысла изучаемых культурных объектов или процессов).

На сегодняшний день облик гуманитарного познания культуры определяется стабильной конкуренцией двух подходов к изучению культурных объектов: герменевтического (опирающегося на имманентное (самоцельное и самодостаточное) рассмотрение культурных объектов) и постструктуралистского (опирающегося на тезис об определенности культурного объекта внешней социокультурной средой, культурным контекстом, и на изучение влияний внешнего контекста на культурные объекты). История гуманитарного познания культуры рассматривается в учебном курсе “Гуманитарная культурология”.

Наконец, в этот же исторический период (середина - вторая половина XIX века) происходит формирование номотетической традиции познания культуры, то есть познания, основанного на поиске и выявлении общего, регулярного, закономерного в изучаемых культурных объектах или процессах. Поскольку номотетически-научный анализ культуры связан прежде всего с изучением социального (общественного) существования людей (индивидов) и социальных групп (сообществ людей) такая традиция получила название социально-научного познания культуры. Решающее влияние на формирование этой традиции оказал позитивизм, как направление в философии и методологии научного знания, стремившееся к строгому, неметафизическому, эмпирирически и логически обоснованному, системному представлению научных данных. Дисциплинарно социально-научное познание культуры оформилось как культурная антропология - в Америке, социальная антропология (иногда называемая этнологией, в отличие от, тяготеющей к дескриптивизму этнографии) - в Европейских странах. В России (и некоторых других модернизирующихся странах Восточной Европы) эту дисциплину (включившую в себя и гуманитарную традицию познания культуры) принято называть культурологией (термин восходит к работе американского исследователя, представителя неоэволюционизма, Л.А.Уайта “Принципы культурологии”, опубликованной в 1949 г.).



Термином “КУЛЬТУРОЛОГИЯ” мы, в дальнейшем, будем именовать дисциплину, предметом изучения которой является культура.

В процессе развития культурологического познания сложились разделяемые в пределах научного сообщества уровни социально-научного познания культуры: фундаментально-теоретический (построение теорий на макроуровне), теорий среднего уровня (микродинамические теории), прикладной (изучение локальных, в основном неустойчивых (т.е. связанных с временными отрезками менее условно определяемого циклом биологического существования индивида (ок. 75 лет)), культурных объектов и процессов). Были определены также формы представления культурологического знания, формы социально-научного познания культуры: систематическое описание (системная (структурная) фиксация и описание выделенных совокупностей культурных объектов или процессов, а также инвариантных (устойчивых) отношений между ними), классификационное (таксономическое) исследование (построение научно обоснованной модели классификации (разделения на группы, типы, классы по единым основаниям) изучаемых культурных объектов или процессов) объяснительное исследование или собственно исследование, (выявление системных и каузальных детерминант обуславливающих характер, содержание и существование изучаемых объектов и процессов, а также прогностика их существования в дальнейшем). В социально-научном познании выделился ряд фундаментальных подходов к культуре (сформировавших соответствующие теоретико-методологические направления в культурологии, такие как эволюционизм, диффузионизм, функционализм (впоследствии - структурный функционализм), структурализм, циклические и волновые теории (концепции) культурной динамики). Именно на изучении истории социально-научного познания культуры в рамках этих направлений в значительной степени построен настоящий курс.

На развитие культурологии в значительной степени повлияло становление предметно и проблемно смежных областей познания и научных дисциплин. К их числу следует отнести прежде всего философию культуры, которая как область концептуального осмысления культуры во многом определила становление проблемной области культурологии, а также такие смежные научные дисциплины как социология, психология, экология, лингвистика, семиотика. Все эти области знания и научные дисциплины стали для культурологии источником значимых аксиоматических и теоретических допущений, источником разделяемых в научном сообществе представлений о специфике, характере, и динамике культуры, социальных и антропологических ее аспектах, а также значимыми источниками методов, приемов антропологического познания, применяемых в культурологии. Немаловажным было также влияние на культурологию сфер гуманитарного познания культуры (в основном в качестве источников эмпирического материала, данных, изучаемых фактов). Поэтому в пределах данного курса представляется необходимым также ознакомиться с причинами и характером влияния смежных областей знания и близких по предмету, объектам и методам познания научных дисциплин на культурологию, определить основные этапы взаимодействия и взаимопроникновения культурологии и других областей антропологического познания, в процессе их исторического сосуществования и взаимопроникновения (диффузии).

Учебный курс “История культурологических учений” посвящен определению и характеристике основных исторических этапов и направлений в познании культуры и основных исследователей, представлявших данные направления. В рамках данного курса рассматривается прежде всего социально-научное познание культуры. Вследствие этого, хронологически данный курс охватывает период начиная с европейского Просвещения (середина XVIII- начало XIX вв.) в рамках которого начинают предприниматься попытки научного изучения искусственного мира, правда еще под сильным влиянием доминирующей в познании в это время философско-метафизической традиции, до наших дней, когда социально-научное познание культуры в целом определилось в предметной и объектной областях, сложился круг методов социально-научного познания, сформировался базовый категориально-терминологический аппарат, исторически выделился целый ряд теоретико-методологических направлений познания культуры (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм, структурализм, когнитивизм), был решен ряд фундаментальных познавательных задач и сегодня можно говорить о наличии устойчивой структуры культурологии (культурной, социальной, психологической, экологической антропологии) как научной дисциплины и ее современных познавательных перспективах.



Познавательными целями, которые должны быть решены учащимися при освоении учебного курса “История культурологических учений” являются:

  • Общее знакомство с исторической традицией социально-научного познания культуры в рамках исторически сложившегося круга дисциплин, поддисциплин и проблемных областей современного культурологического познания;

  • Выделение и спецификация основных теоретико-методологических направлений культурологии сложившихся к настоящему моменту; определение их познавательных оснований, познавательных проблем, познавательных результатов;

  • Определение сфер и проблем изучения культуры в смежных культурологии научных дисциплинах и областях познания и их влияния на становление, развитие и современное состояние культурологического знания;

  • Определение современного состояния культурологии как научной дисциплины, ее современных познавательных тенденций и познавательных перспектив.

* * *

Текст данной программы разбит на тематические разделы, в которых рассматриваются основные этапы, школы и теоретико-методологические направления социально-научного познания культурных объектов и процессов, сложившиеся в мировой традиции изучения культуры. Историю развития социально-научного познания культуры очень трудно разделить на отдельные, цельные и законченные темы, поскольку:



  • во-первых, практически все научные школы и направления в познании культуры очень сильно взаимосвязаны и пронизаны взаимовлияниями и, при этом, чрезвычайно динамичны, изменчивы как в теориях, так и в методах познания (что, в принципе, типично для большинства научных дисциплин);

  • во-вторых, все они (и чем ближе к сегодняшнему дню, тем более) пронизаны влияниями школ и направлений смежных c культурологией научных дисциплин (прежде всего социологии, психологии, этнографии и демографии, лингвистики) - что специфично как раз для антропологических дисциплин, поскольку социальное существование человека, в отличие, на­пример, от естественных процессов, трудно разделить на отдельно изучаемые компоненты, ас­пекты, локусы - психологический, социальный, культурный, коммуникативно-лингвис­ти­ческий и т.д.;

  • в-третьих, развитие социокультурных научных дисциплин отличалось от развития наук естественных или технических, их приоритетные исследовательские проблемы и темы очень сильно зависели и зависят от общих тенденций социокультурной динамики и исторического развития нашего мира в целом, или же отдельных континентов и стран, в которых складывались и развивались рассматриваемые нами школы и направления;

  • наконец, в четвертых, следует учесть динамику научных взглядов самих исследователей, многие из которых в разные периоды своей жизни, придерживались различных научных взглядов, которые можно отнести к различным направлениям и даже различным поддисциплинам культурологических исследований.

Поэтому выделение локальных учебных тем в этой программе достаточно условно и опирается прежде всего на логическую последовательность взаимодействия основных социально-научных направлений в познании культуры, а также на историческую последовательность их возникновения и развития в период XVIII - XX вв.

Ключевыми позициями по каждому из выделенных в программе научных направлений являются:



  • познавательные основания направления (те базовые теоретические допущения на которые опирались в своих работах представители данного направления);

  • познавательные проблемы направления (научные проблемы, приоритетные и наиболее часто рассматриваемые в работах его представителей);

  • познавательные результаты направления (те научные достижения, которые были сделаны в результате научной деятельности представителей данного направления).

Помимо этого в программе дается перечисление основных представителей каждого направления, а также персональные разделы в которых даны названия научных работ, и охарактеризованы основные идеи представителей рассматриваемых научных направлений и школ.

Дать полную библиографию научных работ названных авторов, а также хотя бы конспективно охарактеризовать всех представителей этих направлений в рамках этой учебной программы просто невозможно (тем более, что большая часть их работ пока еще не переведена на русский язык и практически недоступна обучающимся), поэтому указаны и конспективно описаны в программе лишь основные представители социально-научной традиции познания культуры, их основные научные работы и их основные, с точки зрения автора данной программы, научные идеи. Учитывая имеющиеся, к сожалению, трудности с переводом, а также с наличием иноязычной литературы в отечественных библиотеках, в списках литературы к данной программе приведены только русскоязычные издания рассматриваемых исследователей и работ о них. Более подробную библиографию учащиеся могут найти в указанных в программе изданиях, а также в справочной литературе (словарях и энциклопедиях).


Тема 1. Изучение культуры в эпоху Просвещения.

Просвещение как совокупность специфических философских и ранненаучных концепций и как культурная эпоха в истории Европы, сложившихся на основе Новоевропейской рационалистической познавательной парадигмы. Основания выделения Просвещения как периода формирования научно-познавательного интереса к проблемам культуры. Временная локализация Просвещения как эпохи - середина-вторая половина XVIII - начало XIX вв. Специфика изучения культуры в работах просветителей: синтез философских и научных методов познания, становление собственно научной проблематики в познании культуры, европоцентризм, антиклерикализм.



Познавательные основания Просвещения: представления о достигаемости истины, представления о разуме как исключительном инструменте познания и достижения истины, представления о чувственном опыте как источнике данных познания, представления о логике как инструменте разума.

Познавательные проблемы Просвещения в изучении культуры: выявление причин и факторов культурогенеза, выявление механизмов влияния культуры на человека, выявление причин многообразия существующих культур, выявление связи культуры с государственным устройством, рассмотрение взаимодействия разных культур. Специфика понимания культуры просветителями. Европоцентризм просветителей и его причины.

Основные представители Просвещения: Ш. де Сент-Эвремон, А.М.Бейль, Ж.Милье, Ш.Л. де Монтескье, Вольтер, Э.Б. де Кондильяк, Ш.Ламетри, А.Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж.-Ф.Д’Аламбер, Ж.Бюффон, М.Ж.А. де Кондорсе (Маркиз де Кондорсе), И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гете, Д.Вико.

Энциклопедия наук, искусств и ремесел” (под редакцией Д.Дидро и Ж.-Ф.Д’Аламбера) и ее значение в формировании традиции изучении культурных образцов и технологий.



Шарль Луи де Монтескье (1679-1755) (произведения: “Персидские письма”, “О духе законов”). Идея географического детерминизма как ключевого фактора культурного разнообразия и культурных контактов как основного средства повышения самоорганизации человеческих сообществ; взаимопроникновение и взаимодействие различных культур у Монтескье; понятия “духа нации” и “духа законов”: их содержание.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) (произведения: “Философские повести”, “Философские письма”, “Трактат о метафизике”, “Философский словарь”). Основные идеи о естественных причинах человеческой истории, прогрессе европейских народов и “искусст­вен­ном мире” как создаваемой человеком второй природе.

Дени Дидро (1713-1784) (произведения: “Философские мысли”, “Аллеи или прогулка скептика”, “Письмо о слепых в назидание зрячим”, “Сон Д’Аламбера”, “Мысли об объяснении природы”, “Разговор Д”Аламбера с Дидро”, “Жак-Фаталист и его хозяин”). Основные идеи: прогрессивизм, развитие как движение и усложнение материии, идея об общественном договоре.

Жан-Жак Руссо (1712-1773) (произведения: “Об общественном договоре или принципы политического права”, “Способствовало ли возрождение наук и искусств совершенствованию нравов”, “Рассуждение и происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Эмиль, или о воспитании”). Основные идеи Руссо. Понятие “естественного состояния” человека: его содержание. Идеи регрессивизма человеческой истории. Взаимовлияние государства и нравов у Руссо.

Мари Жан Антуан де Кондорсе (1743-1794) (произведение: “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума”). Познавательные задачи работы Кондорсе. Прогресс и евроцентризм у Кондорсе, идеи универсальности прогресса и культурного кумулятивизма. Понятие “коллективный разум”: его содержание и структура “коллективного разума”. Основания периодизации культурной истории человечества у Кондорсе и основное содержание выделяемых им культурных эпох.

Просветительские идеи в других европейских странах: их своеобразие (сохранение, в общем, христианского мировоззрения, европоцентризм, национализм).



Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) (произведения “Исследование о происхождении языка”, “Идеи к философии истории человечества”, “Письма к поощрению гуманности”). Идеи Гердера и языке как средстве общения и инструменте человеческого творчества, критика креационистской (библейской) теории происхождения языка. Идеи универсального прогрессивизма и органицизма в развитии природы и человека. Понятие “дух народа” и его связь с пониманием культуры. Содержание расово-антропологической теории Гердера. Типология культурно-исторических регионов у Гердера. Метод и структура описания культур, предложенный Гердером.

Фридрих Шиллер (1759-1805) (произведение: “Письма об эстетическом воспитании человека”). Эстетические идеи Шиллера и их соотношение с современным пониманием культуры. Содержание “эстетического воспитания” как механизма воздействия культуры на человека.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) (произведение: “Основания новой науки об общей природе наций”). Идеи историзма, понятие “духа нации”: его содержание. Идея “историчес­ко­го круговорота”, периодизация исторического круговорота, основное содержание каждого периода и принципы их смены. Проблема взаимодействия культур у Вико.

Познавательные результаты изучения культуры в эпоху Просвещения: формирование основной научной проблематики изучения культуры, представлений об искусственном мире и принципах его развития, формирование оснований методологии систематического описания культур.

Литература:

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Киев, 1994.

Вольтер. Бог и люди. Статьи. Памфлеты. Письма. - Т.1, 2. - М., 1961.

Вольтер. Философские произведения. - М., 1985.

Дидро Д. Сочинения. - Т.1, 2. - М., 1986-1991.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. - М., 1980.

Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - Спб., 1909.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. - М., 1965.

Кузнецов В.Н., Миеровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1986.

Маркиз де Кондорсе. Взгляды на историю и развитие народов., М., 1913.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. - М., 1983.

Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1955.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1973.

Рассел Б. История западной философии. - Т.1, 2. - М., 1993.

Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. - Т.1-3. - М., 1961.

Шибаева М.М. Введение в философию культуры (Западноевропейская мысль о культуре). - М., 1998.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // Собрание сочинений в 7 т. - Т.6. - М., 1957.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет