Программа учебной дисциплины Литература народов Востока Направление подготовки 031000 Филология Профиль подготовки



Дата29.06.2016
өлшемі409.59 Kb.
#166089
түріПрограмма
Министерство образования и науки Российской

Федерации ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский)

федеральный университет
Казанский федеральный университет

Институт филологии и искуссства


УТВЕРЖДАЮ
Ректор

___________________ Казанского федерального университета

И.Р. Гафуров
"_____"__________________2011 г.

программа учебной дисциплины
Литература народов Востока

Направление подготовки

031000 – Филология

Профиль подготовки

032700 Прикладная филология

Отечественная филология (Татарский язык и литература)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Казань

2012


1. Целью и задачами освоения дисциплины (модуля) “Литература народов Востока” – определение основных закономерностей развития восточных литератур, выявление их региональных особенностей; изучение особенно арабо-персоязычных и тюркских в контексте взаимосвязей Мусульманского Востока, в частности в ракурсе их влияния на татарскую прозу и поэзию; раскрытие идейно-эстетических ценностей некоторых произведений всемирноизвестных писателей прошлого; усвоение содержания научно-теоретического минимума.

2. Место дисциплины в структуре бакалаврской программы.

Данная учебная дисциплина входит в раздел “Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть” ФГОС – 3 по направлению подготовки ВПО 031000 “Филология”.

Изучение дисциплины опирается на компетенции, сформированные у бакалавриатов в результате освоения дисциплины ОПП “Введение в литературоведение”, “История татарской литературы”, “История татарской литературы зарубежья”, “История народов Востока”, “История татар”, “История литературных взаимосвязей”, “Литература родственных народов”..

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплин “Литература народов Востока”.

Студенты, завершившие изучение данного курса, должны:



Знать наиболее известные произведения Мусульманского Востока, в частности крупных классиков Средневековья; особенностей литературного процесса различных периодов литературы Турции, Ирана, Египта и т.д.; основные факторы, предпосылки формирования литературных жанров; использованные в словесном искусстве литературные приемы, а также иметь определенное представление об остальных восточных литературах (Китая, Японии...)

Уметь применять полученные знания при анализе художественных произведений, при научных исследованиях особенностей всемирного литературного процесса, а также при выявлении взаимовлияний в литературах Мусульманского Востока.

Обладать навыками и методикой научно-критического анализа художественных текстов, владеть методами и приемами самостоятельной исследовательской работы, а также основными литературными терминами и понятиями.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС – 3 по направлению подготовки ВПО 031000 – “Филология”:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные:


  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

профессиональные:

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК – 8);

  • владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК - 10);

4. Структура и содержание дисциплин “Литература народов Востока (классический период)”.

Общая трудоемкость дисциплины в 1 семестре составляет 1 зачетную единицу – 50 часов.

из них – аудиторных занятий - 36 часов, том числе: лекций – 36, практических (ПЗ) – 0; конс.–1; контр.– 7); самостоятельных (С)– 2; зачет– 4ч.

Общая трудоемкость дисциплины во 2 семестре составляет 1 зачетную единицу – 56 часов.

из них – аудиторных занятий - 40 часов, том числе: лекций – 26, контр (К.).- 2 часов, практических (ПЗ) – 14; семинарских (С) – 2, конс.- 2; самостоятельных – 2 ч. эк.: 5ч.





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Цели и задачи, история возникновения дисциплины.

7

1, 2

Л. -4,

Тест-1




к.еже-нед.

Тестирование (конт.)– 2 (1).

2

История восточной литературы. Проблемы классификации и периодизации.

7

3,4

Л.-4

Тест-1




к.еже-нед.

Тестирование (конт.)- 3 или беседа-4.

3

Введение в курс “Классический период восточной литературы”.

7

5

Л.-2







к.еже-нед.

Опрос

4

Классические литературы древнего мира (Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская, древнеяпонская).

7

6-8

Л.-

6


Сем.: 2




к.еже-нед.

Заслушивание и оценка рефератов-7

5

Средневековые литературы Южной и Юго-восточной Азии.

7

9-11

Л.-

6





СР-2

к.еже-нед.

СР.:анализ произвед. -10.

6

Литературы Ближнего Востока и Средней Азии. Джахилийская арабская поэзия и ее поэтические традиции.

7

12,13

Л.-4







к.еже-нед.

Беседа -11

7

Придворная поэтическая литература, ее принципы и традиции.

7

14-15

Л.-4

К.- 2




к.еже-нед.

Контрольная -14.

8

Литература на ново-персидском языке.

7

16-18

Л.-

6








к.еже-нед.

Оценка рефер.18 .

9

Зачет

7

19




К.-

2


Кон.-2




Индив.пров.

знаний- 4ч.



10

Эпическая средневековая литература Ближнего и Среднего Востока.

8

20-

25


Л.-

4


Пр.-4





к.еже-нед.

Заслушивание докладов -24;


11

Средневековая литература мистических течений.

8

26-27

Л.-4

Пр.-2

К.-3





к.еже-нед.

Контр.-27

Семинар


12

Классики, жанры и формы персидской классический поэзии.

8

28-30

Л.-

4


Пр.-2




к.еже-нед.

Заслушивание докладов – 30.

14

Арабо-персидские традиции и индийская, иранская литературы средневековья.

8

31-33

Л.-

4


Пр.-2




к.еже-нед.

Опрос-32

15

Тюркские литературы в контексте средневековых литератур Востока.

8

34-

36 (по 2п.)



Л.-

10


Пр.-4

СР-2 К.-4






к.еже-нед.

Семинар.-35;

Конт.-36


16

Экзамен

8

41







Кон.-2




Индив.пров.

знаний- 5ч.



5. Образовательные технологии

В процессе изучения данного курса предусмотрены ознакомление с научно-теоретической и художественной литературой, рукописями, использование интерактивных материалов, компьютеров; посещение отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ; встреча со специалистами по данной проблеме и др.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Студенты учебно-методической литературовй не обесепечены в необходимом количестве, но определенная база в КФУ имеется, поэтому автор этой униги предоставляет им свои разработки, переводы.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов и формы оценки зависят от числа обучающихся.



Раздел 1

Тест 1


Истокам средневековой восточной литературы относятся:

- Веды


- Авеста

- Библия


- Коран

- Архаическая греческая литература

- Аттийская драматургия

- Ионийская проза

Основной объект изучения дисциплины “Литература Востока (средневековый период)” в КФУ:

- Китайская и японская литература

- Литература Мусульманского Востока

- Литература народов Африки и Азии

- Классические литературы древнего мира

Выбор объекта изучения не затруднен:



  • степенью изученности взаимовлияний тат. литературы с литературами Востока

  • объемом материала

  • разноплановостью материала

  • учебно-литературной обеспеченностью библиотеки КФУ

  • степенью разработанности данного курса в Российской науке

Устои средневековой литературы Мусульманского Востока:

- эстетика Корана

- словесное искусство древних народов Востока

- фольклор

Указать лишнее:


  • Востоковедение

  • Ориенталистика

  • Мусульманистика

  • Восточное литературоведение

  • Наука о Востоке

Начало возрождение восточного литературоведения в России:

  • сороковые

  • пятидесятые

  • шестидесятые

Годы завершения написания серии книг по “Истории литературы Востока от древних времен до 1917 г.”:

  • конец шестидесятых

  • конец семидесятых

  • конец восьмидесятых

Литературоведы-восточники:

  • В.Б.Никитина

  • М.Л.Рейслер

  • К.Х.Курдюкова

  • Л.Д.Позднеева

  • А.Н.Ардашкина

Освещали проблемы восточного литературоведения Дальнего зарубежья:

  • Р.К.Ганиева

  • А.Г.Ахмадуллин

  • Х.Ю.Миннегулов

  • З.Г.Рамеев

Знатоки турецкой литературы Нового времени:

  • И.В.Боролина

  • И.Р.Сонина

  • Р.Г.Левковская

  • Е.В.Паевская

  • В.С.манухина

Знатоки турецкой литературы Средневековья:

  • И.В.Боролина

  • Н.М.Сазанова

  • Б.Я.Шиффар

Востоковеды-академики:

  • Р.К.Ганиева

  • Н. И.Конрад

  • И.С.Брагинский

  • М.Гайнутдинов

  • М.И.Махмутов

Ученые, изучающие древнетюркские литературы:

  • Р.К.Ганиева

  • М.Х.Бакиров

  • Х.Госман

  • Х.Й.Миннегулов

  • Р.Исламов

Ученые, изучающие татарскую литературу в контексте взаимовлияний восточных литератур:

  • Р.К.Ганиева

  • Р.Рахмани

  • Н.Хисамов

  • Х.Й.Миннегулов

  • Р.Исламов

Подразделением Востоковедения не является:

  • японистика

  • синология

  • индология

  • тюркология

  • египтология

  • буддиистика

  • иранистика

  • семитология

Цель возникновения европейсекого востоковедения:

  • миссионерство

  • завоевание и колонизация стран Востока

  • подготовка госчиновников

  • взаимовлияние наук

  • создание торговых факторий

  • глобализация экономики

Западноевропейское востоковедение зародилось в:

- ХV


- ХVI

- ХVII


- ХVIII

- ХIХ веке

Начало интенсивного развития западноевропейского востоковедения:


  • с конца ХVIII в.

  • с начала ХIХ в.

  • с середины ХIХ в.

Возникновение ориенталистики определялось:

  • внешнеполитическими причинами

  • конечной целью: колонизация стран

  • необходимостью изучения памятников древности

  • практическими целиями государства

И.П.Минаев:

- основатель российской индологической школы

- основатель казанской индологической школы

- основатель синологической школы

Три основных источника формирования Российского востоковедения:

- практическое востоковедение

- восточная ориенталистика

- традиционные научные школы

- западная ориенталистика

Составные части (функции) практического востоковедения:

- обслуживание военных ведомств

- обслуживание дипломатических ведомств

- защита интересов внешней торговли

- защита интересов народов, заселяющих Российскую империю

- миссионерская деятельность православной церкви

Традиционные научные школы восточных народов России изучали:

- национальные культуры

- истории сопредельных стран

- свою историю

- восточные языки и литературы

- фольклор

Ориенталистика – научных дисциплин, изучающих историю, ... , религии, памятники культуры, искусства, языки, литературу, экономику и современное положение народов Азии и Северной Африки.

Первые учебные востоковедные учреждения готовили ... чиновников.

Раздел 2

Вопросы для беседы:

1. Актуально ли изучение дисциплины в современных условиях?

3. Каким должен быть основной принцип периодизации истории лит. Востока ?
Тест

Указ Петра I “Определение Коллегии иностранных дел издан” в:



  • 1720 

  • 1730

  • 1740

  • 1750 г.

«Особый Департамент для отправления дел, касающихся азиатских народов» учрежден в:

  • 1757

  • 1787

  • 1797 г.

Год учреждения Министерства иностранных дел:

  • 1787

  • 1801

  • 1802

  • 1803

Дата учреждения Азиатского комитета:

  • 1820

  • 1825

  • 1830

Учебное отделение восточных языков образовано в:

  • 1822

  • 1823

  • 1824

  • 1825

В Учебное отделение восточных языков принимали:

- выходцев из Азии и Африки

- православных

- мусульман

- всех

В Петербурге проведен:



- I

- I


- III

Международный конгресс ориенталистов.


Военные миссии и агенты доставляли в Санкт-Петербург донесения о:

  • политическом положении

  • географии

  • этническом составе населения

  • религиях

  • дневниковые записи о фольклоре

  • рукописи

Главный труд Г.З.Байера:

  • 14 сборников статей о Средней Азии, Тибете, Китае и Монголии

  • История народов Востока

  • Китайский Музеум

Никита Яковлевич Бичурин – знаток:

  • арабистики

  • монголоведения

  • индологии

  • китаистики

  • манчжурологии

И.Н.Березин, А.К.Казем-Бек, Ф.И.Эрдман, В.Ф.Диттель являются круными востоковедами:

  • Азиатского комитета

  • Казанского университета

  • Департамента народов Азии

Первый российский академик-востоковед:

  • Готлиб Зигфрид Байер

  • Монах о.Иакинф

  • Е.П.Ковалевский

Азиатский музей – первое специальное востоковедное учреждение:

  • в России

  • в системе Академии наук

  • в Москве

Азиатский музей создан:

  • 1800

  • 1818

  • 1822

Сопоставьте фамилии и направления ориенталистики:

  • арабистика Х.Д.Френа и В.В.Григорьева

  • ирианистика О.И.Сенковского

  • египтология И.П.Минаева

  • индология В.Р.Розена, В.С.Голенищева, Б.В.Тураева

В 1807 открылась кафедра восточных языков:

  • СПб-университет

  • Казанский университет

  • Азиатский музей

В Казанском университете готовили преподавателей:

  • татарского

  • турецкого

  • ...

  • ...

  • ...

Открыл кафедру восточных языков:

  • Х.Д.Френ

  • В.Р.Розен

  • О.И.Сенковский

Казанский университет стал центром европейского масштаба:

  • В 1900 году

  • 1807 г.

  • с середины 19 века

Не верно, что Педагогический институт в Петербурге преобразован:

  • в 1816 г.

  • в университет

  • в Главный педагогический институт

  • институт со статусом университета.

Неверно утверждение: Деканом факультета восточных языков в Петербургском университете был назначен:

  • проф. А.Казем-Бек.

  • проф. А.О.Мухлянский.

III Международный конгресса востоковедов проведен в:

  • 1832

  • 1876

  • 1874 г.

Главный объект исследования востоковедения России после 1917 г.:

  • современное национально-освободительное движение

  • мировой капитализм

  • литература и язык народов Востока

Институт яфетических языков создан в:

  • 1932

  • 1934

  • 1936

Институт яфетических языков переименован в:

  • Институт народов Востока

  • Институт Африки и Азии

  • Институт языка и мышления. изменения.

На базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Тюркологического института в Ленинграде был создан ... АН СССР.
В годы Отечественной войны Институт востоковедения эвакуирован в ... . В боях и в блокаде погибло ... . сотрудников института. Отдел спецпропаганды при Главном политическом управлении Красной Армии возглавлял известный иранист полковник ... .
Раздел 3

Вопросы для опроса:

1. Цели и задачи и история возникновения дисциплины “Литература народов Востока (средневековый период).

2. Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии.

3.Предпосылки перехода от древности к средневековью.

4.Воздействие монотеистических религий на литературу.

5.Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества.



Раздел 4

Заслушивание и оценка рефератов

Темы: “Известные ориенталисты России”; Обзорные доклады по древним литературам..



Раздел 5

Анализ произведений “Золотой поэзии Китая и Японии”



Раздел 6

Тема для беседы “Ранняя тюркская и джахилийская литературы: схожесть и различия”.



Раздел 7

Контрольная работа

1 вариант

1. Племенная поэзия арабов и ее особенности.

2.Придворная поэтическая литература и ее принципы.

2 вариант

1.Школы рави и типы равиев.

2. Арабо-иранский литературный синтез.

Раздел 8

Тема для рефератов

Представители мусульманской науки, философии.



Раздел 9

Вопросы для зачета

Цели и задачи и история возникновения дисциплины.

Востоковедение в Росии.

Практическая ориенатилистика.

Академичесие школы, университетская ориенталистика.

Предмет и объект курса “Классический период восточной литературы”.

Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии. Предпосылки перехода от древности к средневековью.

Монотеистические религии и литература.

Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества в средневековой литературе.

Введение в курс “Классический период восточной литературы”.

Классические литературы древнего мира (Азии)

Древнекитайская литература и ее особенности.

Основные черты древнеиранской поэзии.

Памятники древнеиндийской литературы,

Особенности древнееврейской литературы.

Древнеяпонская литература.

Средневековые литературы Южной и Юго-восточной Азии.

Племенная поэзия арабов и ее особенности.

Школы рави и типы равиев.

Арабо-мусульманская литература в эпоху арабских халифатов.

Коран как основа “мусульманского Ренессанса”.

Арабоязычная философия и ее воздействие на литературу.

Представители мусульманской науки, философии и поэзии.

Придворная поэтическая литература и ее принципы.

Общественный и дворовый статус поэта в средневековье.

Арабо-иранский литературный синтез.

Предпосылки возникновения литературы на ново-персидском языке.

Поэтическая служба при дворах. Диван аш-шу’ара и место поэта в его структуре.

Традиции сасанидского песенного искусства и творчество Рудаки.

Касыдный канон и его трансформации.

Ибн Сина (Авиценна) – ученый-энциклопедист, практик, музыкант и поэт.

Касыды Ибн Сины на арабском и персидском языках.

Тематика-проблематика, содержание поэм и повестей Ибн Сины.

Раздел 10

Эпическая средневековая литература Ближнего и Среднего Востока.

Заслушивание и оценка докладов:



  1. Эпопея Фирдоуси «Шахнаме» (история создания, композиция, особенности жанра, культ разума и др.).

  2. Мифологические образы «Шахнаме».

  3. Образы систанских богатырей в эпопее.

  4. Образы туранцев в «Шахнаме».

  5. Образы Сиявуша и Исфандиара.

  6. Историческая часть «Шахнаме». Образы сасанидских правителей.

  7. Сюжеты «Шахнаме», связанные с образом Бахрама.

  8. Движение карматов и творчество Насира Хосрова.


Раздел 11

Контрольная по прош. Темам:

1.“Гаршаспнамэ” Асади Туси. Унсури и его поэма “Вамик и Азра”.

2.Свойства любовно-романического жанра.


2вариант

1.“Книга песен” Абул-Фараджа аль-Исфахани и поэма Аюки “Варка и Гульшах”. Поэма Фахр ад-Дина Гургани “Вис и Рамин”.

2.Низами и его роль становлении любовной поэмы с редневековой литературы Востока.

Раздел 12

Темы для докладов:


  1. Философские мотивы в рубаи Хайяма.

  2. Гисъянистские мотивы в рубаи Хайяма.

  3. Винные мотивы в рубайят Хайяма. Интерпретация их в духе эстетических и этических воззрений Востока и Запада.

  4. Творчество Хакани Ширвани и жанр касыды.

Раздел 13

Арабо-персидские традиции и индийская, иранская литературы средневековья.

Вопросы для опроса:



  1. Доктрины суфиев и идейно-художественные свойства суфийской литературы.

  • Тарикат как путь познания истины.

  • Жанровая система и язык суфийской литературы.

  • Трансформации принципов нормативной поэтики и символики арабской касыды. Эпические традиции и суфийская литература.

2.Абдурахман Джами – классик ирано-таджикской литературы и один из теоретиков суфизма.

«Семерица» поэта:

- «Саламан и Абсаль»

- «Дар благородных»

- «Четки праведных»

- «Йусуф и Зулейха»

- «Лейли и Меджнун»

- «Золотая цепь»

- «Книга мудрости Искандера»

Газели поэта и их философско-эстетическое содержание.



Раздел 15

Тюркские литературы в контексте средневековых литератур Востока.

Тема для семинара:



Низами Гянджеви – великий поэт азербайджанского Ренессанса.

  1. Низами об искусстве слова в поэме «Сокровищница тайн».

  2. Концепция любви в поэме «Хосров и Ширин» Низами.

  3. Философия любви в поэме Низами «Лейли и Меджнун».

  4. Проблемы любви, брака, семьи в поэме Низами «Семь красавиц».

  5. Образ Бахрама Гура в поэме «Семь карсавиц».

  6. Гуманистические мотивы в поэме Низами «Искандер-наме».

  7. Женская проблематика в поэме «Искандер-наме».

  8. Взгляды об искусстве и литературе в поэме «Искандер-наме».

или

Вопросы для итоговой контрольной работы по теме: Коран как основа “мусульманского Ренессанса”.

1 вариант

  1. «Коран» и татарская литература.

  2. Аль-Мутанабби. Имам Газзали.


2вариант

  1. «Коран»: структура, содержание, идейно-эстетические особенности.

  2. Аль-Маари и татарская литература.



Вопросы для формирования экзаменационных билетов:

(Вопросы по зачету можно исключить – выделены жирным шрифтом)

  1. Цели и задачи и история возникновения дисциплины.

  2. Востоковедение в Росии.

  3. Практическая ориенатилистика.

  4. Академичесие школы, университетская ориенталистика.

  5. Предмет и объект курса “Классический период восточной литературы”.

  6. Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии. Предпосылки перехода от древности к средневековью.

  7. Монотеистические религии и литература.

  8. Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества в средневековой литературе.

  9. Племенная поэзия арабов и ее особенности.

  10. Школы рави и типы равиев.

  11. Арабо-мусульманская литература в эпоху арабских халифатов.

  12. Коран как основа “мусульманского Ренессанса”.

  13. Коранический суфизм.

  14. Арабоязычная философия и ее воздействие на литературу.

  15. Представители мусульманской науки, философии и поэзии.

  16. Придворная поэтическая литература и ее принципы.

  17. Общественный и дворовый статус поэта в средневековье.

  18. Арабо-иранский литературный синтез.

  19. Предпосылки возникновения литературы на ново-персидском языке.

  20. Поэтическая служба при дворах. Диван аш-шу’ара и место поэта в его структуре.

  21. Традиции сасанидского песенного искусства и творчество Рудаки.

  22. Касыдный канон и его трансформации.

  23. Ибн Сина (Авиценна) – ученый-энциклопедист, практик, музыкант и поэт.

  24. Касыды Ибн Сины на арабском и персидском языках.

  25. Тематика-проблематика, содержание поэм и повестей Ибн Сины.

  26. Истоки эпических традиций средневек. литер. Ближнего и Среднего Востока.

  27. Виды средневековых романов в стихах.

  28. “Недозрелые” рыцарские романы.

  29. Древние сказания и поэма “Шахнаме”Фирдоуси.

  30. Дальнейшая циклизация сюжетной линии поэмы Фирдоуси “Шахнаме”.

  31. “Гаршаспнамэ” Асади Туси.

  32. Унсури и его поэма “Вамик и Азра”.

  33. Свойства любовно-романического жанра.

  34. “Книга песен” Абул-Фараджа аль-Исфахани.

  35. Поэма Аюки “Варка и Гульшах”.

  36. Поэма Фахр ад-Дина Гургани “Вис и Рамин” (2Вейс о Рамин”).

  37. “Вейс о Рамин” и кавказские литературы. Грузинский роман в прозе “Висрамиани”.

  38. Низами и его роль становлении любовной поэмы с редневек. литературы Востока.

  39. Раннеисламские сюжеты в творчестве Низами.

  40. Традиции суфийских назидательных поэм и творчество Низами.

  41. Жанровая характеристика поэмы Низами “Сокровищница тайн”.

  42. Релегиозные течения эзотерического характера: суфизм и исмаилизм.

  43. Функциональный характер литератур мистических течений.

  44. Доктрины суфиев и идейно-художественные свойства суфийской литературы.

  45. Тарикат как путь познания истины.

  46. Жанровая система и язык суфийской литературы.

  47. Трансформации принципов нормативной поэтики и символики арабской касыды.

  48. Эпические традиции и суфийская литература.

  49. Жанры и формы персидской классический поэзии.

  50. Джалаледдин Руми – лирик и мистик.

  51. Мистико-дидактическая поэма «Маснави» и «Диван» Руми.

  52. Пантеистические газели поэта.

  53. Творческая биография Д.Руми.

  54. Особенности творчества Саади Ширази.

  55. Произведение Ширази «Бустан»: композиция, проблематика.

  56. Поэма Ширази «Гулистан»: идейное и художественное содержание.

  57. Газели Ширази. Идейно-тематическое и художественное содержание.

  58. Арабо-персидские традиции и индийская, иранская литературы средневековья.

  59. Придворное поэтическое искусство и философско-эстетические воззрения Файзи.

  60. Традиөии Низами в индийской литературе и поэма Файзи “Наль и Даман”.

  61. Амир Хосров Дехлеви. Арабо-персидские традиции и творчество Дехлеви.

  62. Лирические отрывки-импровизации, песни и сатиры Абу Нувас.

  63. Абуль Аттахия. Раннее и позднее творчество.

  64. Аль Мутаннаби. Диван поэта: касыды и мактуаты.

  65. Аль Маари. Традиционное и новое в творчестве поэта, философа, прозаика.

  66. Абдурахман Джами – классик ирано-таджикской литературы.

  67. Абдурахман Джами – один из теоретиков суфизма.

  68. «Семерица» Абдурахмана Джами. «Саламан и Абсаль».

  69. Поэмы Абдурахмана Джами «Дар благородных», «Четки праведных».

  70. Произведения Абдурахмана Джами «Йусуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун».

  71. Поэмы Абдурахмана Джами «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандера».

  72. Газели А.Джами и их философско-эстетическое содержание.

  73. Персидская литература Индии в эпоху Великих Моголов.

  74. Персидское барокко в Индии: творчество Бедиля.

  75. Насир Хосров – автор философских касыд и дидактических поэм.

  76. Тюркские литературы в кашгарско-караханидский период.

  77. Юсуф хасс Хаджиб – философ, поэт, ученый-энциклопедист.

  78. «Кутадгу билиг» – литературное наследие ряда тюркоязычных народов.

  79. Творчество Кул Гали и его традиции в других тюркских литературах.

  80. Тюркские поэты: Шайяд Хамза (XIII в.) и Сули Факих (XIII в.).

  81. Творчество Ахмеди (XIV в.) и Дурбека (XV в.)

  82. Место творчество Хамди Челеби (XV в.) в тюркских литературах.

  83. Суфийская лирика Йунуса Эмре.

  84. Пантеистическая хуруфистская лирика Несими.

  85. Алишер Навои – ученый философ, государственный деятель.

  86. Поэтическое творество А.Навои. Его назира на произведения Низами Хамса.

  87. Лирика А.Навои на узбекском и персидском.

  88. Творчество М. Физули. Лирика.

  89. Лиро-эпическая поэма Фузули «Лейли и Меджнун».

  90. Саади – писатель и мыслитель.

  91. Формы литературной мысли в Восточной и Юго-Восточной Азии.

  92. Танская поэзия Китая.

  93. Сунская поэзия Китая.

  94. Философская проза Китая.

  95. Средневековая Японская поэзия: образцы высокого искусства.

  96. Поэтические каноны, формы Средн. японской поэзии и совр. татарская литература.



Билеты для экзамена

Билет № 1

1.Средневековый Восток и средневековая эпоха в мировом литературном развитии. Предпосылки перехода от древности к средневековью.

2. “Гаршаспнамэ” Асади Туси.


Билет №2

1.Монотеистические религии и литература.

2. Ибн Сина (Авиценна) – ученый-энциклопедист, практик, музыкант и поэт.
Билет №3

1.Проблема авторского стиля и закрепленных норм творчества в средневековой литературе.

3. Касыды Ибн Сины на арабском и персидском языках.
Билет №4

1.Племенная поэзия арабов и ее особенности.

2. Тематика-проблематика, содержание поэм и повестей Ибн Сины.
Билет №5

1.Школы рави и типы равиев.

2. Древние сказания и поэма “Шахнаме”Фирдоуси.
Билет №6

1.Арабо-мусульманская литература в эпоху арабских халифатов.

2. Циклизация сюжетной линии поэмы Фирдоуси “Шахнаме”.
Билет №7

1.Коран как основа “мусульманского Ренессанса”. Коранический суфизм.

2. Унсури и его поэма “Вамик и Азра”.
Билет №8

1.Арабоязычная философия и ее воздействие на литературу.

2. “Книга песен” Абул-Фараджа аль-Исфахани.
Билет №9.

1.Представители мусульманской науки, философии и поэзии.

2. Поэма Аюки “Варка и Гульшах”.
Билет №10

1.Придворная поэтическая литература и ее принципы.

2. Поэма “Вис и Рамин”: история создания, художественные особенности.
Билет №11

1.Общественный и дворовый статус поэта в средневековье.

2. “Вейс о Рамин” в переводах на языки народов СССР.
Билет №12

1.Арабо-иранский литературный синтез.

2. Джалаледдин Руми – лирик и мистик.
Билет №13

1.Предпосылки возникновения литературы на ново-персидском языке.

2. Мистико-дидактическая поэма «Маснави» и «Диван» Руми.
Билет №14

1.Поэтическая служба при дворах. Диван аш-шу’ара и место поэта в его структуре.

2. Пантеистические газели Руми.
Билет №15

1. “Недозрелые” рыцарские романы.

2.Традиции сасанидского песенного искусства и творчество Рудаки.
Билет №16

1.Касыдный канон и его трансформации.

2. Творческая биография Д.Руми.
Билет №17

1.Истоки эпических традиций средневек. литер. Ближнего и Среднего Востока.

2. Особенности творчества Саади Ширази.
Билет №18

1.Виды средневековых романов в стихах.

2. Поэма Ширази «Гулистан»: идейное и художественное содержание.
Билет №19

1.Свойства любовно-романического жанра.

2. Газели Ширази. Идейно-тематическое и художественное содержание.
Билет №20

1. Персидская литература Индии в эпоху Великих Моголов.

2. Низами и его роль становлении любовной поэмы с редневек. литературы Востока.
Билет №21

1. Тюркские литературы в кашгарско-караханидский период.

2.Раннеисламские сюжеты в творчестве Низами.
Билет №21

1. Арабо-персидские традиции и индийская, иранская литературы средневековья.

2. Жанровая характеристика поэмы Низами “Сокровищница тайн”.
Билет №22

1.Функциональный характер литератур мистических течений.

2. Аль Маари. Традиционное и новое в творчестве поэта, философа, прозаика.
Билет №23

1.Доктрины суфиев и идейно-художественные свойства суфийской литературы.

2. Амир Хосров Дехлеви. Арабо-персидские традиции и творчество Дехлеви.
Билет №24

1.Тарикат как путь познания истины.

2. Лирические отрывки-импровизации, песни и сатиры Абу Нувас.
Билет №25

1.Жанровая система и язык суфийской литературы.

2. Персидское барокко в Индии: творчество Бедиля.
Билет №26

1.Трансформации принципов нормативной поэтики и символики арабской касыды.

2. Традиции суфийских назидательных поэм и творчество Низами.
Билет №27

1.Эпические традиции и суфийская литература.

2. Аль Мутаннаби. Диван поэта: касыды и мактуаты.
Билет №28

1.Жанры и формы персидской классический поэзии.

2. Традиции Низами в индийской литературе и поэма Файзи “Наль и Даман”.
Билет №29

1. Релегиозные течения эзотерического характера: суфизм и исмаилизм.

2. Абуль Аттахия. Раннее и позднее творчество.
Билет №30

1. “Недозрелые” рыцарские романы.

2. «Семерица» Абдурахмана Джами. «Саламан и Абсаль».
Билет № 31

1. Придворное поэтическое искусство и философско-эстетические воззрения Файзи.

2. Поэмы Абдурахмана Джами «Дар благородных», «Четки праведных».
Билет №32

1. Абдурахман Джами – один из теоретиков суфизма.

2. Газели А.Джами и их философско-эстетическое содержание.
Билет №33

1. «Кутадгу билиг» – литературное наследие ряда тюркоязычных народов.

2. Суфийская лирика Йунуса Эмре.
Билет №33

1. Насир Хосров – автор философских касыд и дидактических поэм.

2. Произведения Абдурахмана Джами «Йусуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун».
Билет №34

1. Юсуф хасс Хаджиб – философ, поэт, ученый-энциклопедист.

2. Тюркские поэты: Шайяд Хамза (XIII в.) и Сули Факих (XIII в.).
Билет №35

1.Абдурахман Джами – классик ирано-таджикской литературы.

2. Творчество Ахмеди (XIV в.) и Дурбека (XV в.)
Билет №36

1. Место творчества Хамди Челеби (XV в.) в тюркских литературах.

2.Поэмы Абдурахмана Джами «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандера».
Билет №37

1.Творчество Кул Гали и его традиции в других тюркских литературах.

2.Пантеистическая хуруфистская лирика Несими.
Билет №38

1.Алишер Навои – ученый философ, государственный деятель.

2. Творчество М. Физули. Лирика.
Билет №39

1.Поэтическое творество А.Навои. Его назира на произведения Низами Хамса.

2. Лиро-эпическая поэма Фузули «Лейли и Меджнун».
Билет №40

1. Саади – писатель и мыслитель.



2.Лирика А.Навои на узбекском и персидском.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература

I. Художественные тексты


  1. Абу-ль Файз Файзи. Наль и Даман.– М.: Наука, 1987.– 191 с.

  2. Анталогия китайской поэзии эпохи тан.– Казань: Образцовая типография, 2008.– 172 с.

  3. Антология китайчкой поэзии эпохи сун.– Казань: Образцовая типография, 2008.– 172 с.

  4. Бакырган китабы: XII-XVIII йөз төрки-татар шагыйрьләре әсәрләре. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2000. – 240 б.

  5. Баласагунский Юсуф хас-Хаджиб. Наука быть счастливым. – М.: Худ.лит., 1971 – 157 с. – Перевод Наума Гребнева.

  6. Баласагуни Юсуф. Благодатное знание. – Л.: Советский писатель, 1990. – 560 с. (Перевод С.Н.Иванова).

  7. Восточная поэзия. – М.: Терра – Книжный клуб, 2002. – Т.1. – 511 с.; Т.2. – 511 с.

  8. Гомәр Хәйям. Робагыйлар /Н.Арсланов тәрҗ.. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1986. – 143 б.

  9. Джами. Саламан и Абсаль. – Душанбе: Ирфон, 1967. – 122 с.

  10. Джами Абдуррахман. Лирика. – М. – СПб.: Диля, 2001. – 320 с.

  11. Золотая поэзия Востока.– Симферополь: Реноме, Харьков: Свитовид, 2001.-368 с.

  12. Закани Убайд. Избранное. Душанбе: Ирфон, 1965. – 98 с.

  13. Из алжирской поэзии ХХ века.– М.: Худ.лит., 1984.– 415 с.

  14. Из турецкой поэзии ХХ века.- М.: Худ.лит., 1979.– 176 с.

  15. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х – Х1У вв. – М., 1961. – 629 с.

  16. Классическая японская поэзия.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.– 519 с.

  17. Илһамнар чишмәсе. Дөнья шигьриятеннән. Әхмәт Исхак тәрҗемәләре. – Казан.: Тат.кит.нәшр., 1985. – 344 б.

  18. Истории странствующих суфиев.– М..: ЭКСМО, 2004.– 400 с.

  19. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1989. – 221 б.

  20. Коран. Перевод смыслов и комментарий Валерии Пороховой. – Дамаск-Москва: Центр «Аль – Фуркан», 1995. – 815 с.

  21. Кул Гали. Сказание о Йусуфе. – Казань: Тат.кн.изд-во, 1985. – 254 с. 15.

  22. Лирика Востока.– М.: Изд.-во “Правда”, 1983.– 480 с.

  23. Литература народов России.– СПб.: Просвежение, 1995.– 496 с.

  24. Литература народов СССР. Составитель Л.И.Климович. Часть первая (азерб, таджик., туркмен.лит.). – М.: Просвещение, 1971. – 520 с.

  25. Литература народов СССР.Хрестоматия. Составитель Л.И.Климович. Часть вторая (узбек.лит..). – М.: Просвещение, 1971. – 478 с.

  26. Навои Алишер. Лирика. – М. – СПб.: Диля, 2000. – 320 с.

  27. Навои Алишер. Избранные стихотворения. 1 кн. – Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983. – 208 с.

  28. Навои Алишер. Поэмы. 2 кн. – Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983. – 335 с.

  29. Навои Алишер. Фархад и Ширин. – Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1985. – 351 с. (Перевод Льва Пеньковского).

  30. Навои Алишер. Лейли и Меджнун. – Ташкент: Худ.лит., 1957. – 176 с. (Перевод Семена Липкина).

  31. Нәваи Низаметдин Галишир. Фәрһад һәм Ширин / Әхмәт Исхак тәрҗ.. – Казан: Татгосиздат, 1948.

  32. Нәваи Низаметдин Галишер. Фәрһад һәм Ширин // Мирас. – 2002. – 10, 11, 12 саннар; 2003. – 1-12; 2004 – 1-4 саннар.

  33. Несими Имадеддин. – Бакы: Язычы, 1983. – 105 с.

  34. Низами Гянджеви. Собр соч. В пяти томах. Лирика. Сокровищница тайн. – М.: Худ.лит., 1985. – Том первый. – 302 с.

  35. Низами Гянджеви. Хосров и Ширин. – М.: Худ.лит., 1985. – Том второй. – 478 с.

  36. Низами Гянджеви. Лейли Меджнун. – М.: Худ.лит., 1986. – Том третий. – 366 с.

  37. Низами Гянджеви. Семь красавиц. – М.: Худ.лит., 1986. Том четвертый. – 366 с.

  38. Низами Гянджеви. Искандер-наме в двух книгах. – М.: Худ.лит., 1986. – Том пятый. – 782 с.

  39. Поэзия Востока.– Ростов на Дону: Феникс, 2008.–279 с.

  40. Поэзия народов СССР IV – ХVIII вв. – М.: Худ.лит., 1972. – 862 с. (Дакики, Ибн Сина, Насир Хосроу, Фахруддин Гургани, Юсуф Баласагуни, Яссави, Югнаки, Хагани, Низами, Санаи, Аттар, Кул Гали, Закани, Несими, Рабгузи, Хорезми, Дурбек, Навои, Бабур, Хатаи, Физули, Мухаммедьяр, Мэвля Колый, Утыз Имэни, Бедиль и мн. др.).

  41. Поэзия эпохи Тан.– М.: Худ.лит., 1987.– 479 с.

  42. Рудаки Абу-Абдулло. Касыды, газели, рубаи. – Сталинабад: Таджикоиздат, 1958. – 198 с.

  43. Саади. Гулистан. – М.: Худ.лит., 1957. – 322 с.

  44. Саади. Бустан.Лирика. – М.:Худ.лит., 1962. – 527 с.

  45. Свиток столетий. Тюркская классическая поэзия ХIII – ХХ веков. Перевод С.Н.Иванова. – Л.: Изд-во ЛГУ. – 1991. –712 с. (Стихи Навои, Йунуса Эмре, Несими и др.).

  46. Тмогвели Саргис. Висрамиани: роман-переизложение персидской поэмы Вейс о Рамин / перевод С.Иорданишвили.– Тбилиси: Изд. Литература д да Хеловнеба, 1967.– 288 С.

  47. Турецкая ашыкская поэзия: Юнус Эмре, кайгусуз Абдал... – М.: Худ.лит., 1983.– 192 с.

  48. Физули. Лирика. – Баку: Язычы, 1985. – 77 с.

  49. Фирдоуси. Шахнаме. – М.: Худ.лит., 1980. – 477 с.

  50. 37. Фирдәүси Әбелкасыйм. Шаһнамә / Мәсгуд Гайнетдин тәрҗемәсе.– Казан: Тат.кит.нәшр., 2003. – 231 б.

  51. Хагани Ширвани. – Лирика. – М.: Худ.лит., 1980. – 287 с.

  52. Хакани. Ветер в руке. – М.: Наука, 1986. – 237 с.

  53. Хакани.– М.: Эксмо, 2009.– 352 с.

  54. Хафиз. Лирика. – Уфа: Башк.кн.изд-во, 1973. – 159 с. Хафиз Шамсиддин. Лирика. – СПб: Диля, 2000. – 320 с.

  55. Шарк классиклары меросидан: сериялар: Алишер Навои, Огахий, Фуркат, Бабур, Увайси, Х.Хорезми һ.б.– Т.: Изд. ЦК КП узбекистон, 1982-1983 еллар.

  56. Шедевры китайской поэзии.– М.: Эксмо, 2010.– 480 с.

  57. Шеййад Хамза. Юсуф и Зелиха. – М.: Наука, 1992. – 156 с.

  58. Юнус Э. Гулдессе.– Анкара: Башбаканлык басымэви, 1991.– 170 б.


П. Научно-теоретическая литература

А) основная





  1. Абдуллаева Ф.И. Средневековая персидская поэзия. (Тексты, переводы, комментарии). – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 208 с.

  2. Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. – М.: Наука, 1966. – 458 с.

  3. Алиев Р.М., Османов М.Н. Омар Хайям. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.– 144 с.

  4. Амирханов Р.М.Тюрко-татарская философская мысль (ХIII-ХVI вв.). – Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2001. – 262 с.

  5. Араслы Гамид. Великий азербайджанский поэт Физули. – Баку: Изд-во детской и юношеской лит., 1958. – 236 с.

  6. Ахунов А.М. Исламизация Волжско-Камского региона (VII-Х вв.). – Казань: Отечество, 2003. – 215 с.

  7. Бакиров Марсель. Шигърият бишеге. Гомумтљрки поэзиянећ яралуы џђм ић борынгы формалары. – Казан: Мђгариф, 2001. – 343 б.

  8. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. – М.: Изд-во вост.лит., 1960. – Т.1. – 556 с.

  9. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Физули. – М.: Изд-во вост.лит., 1962. – Т.2. – 554 с.

  10. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965. – Т.3. – 524 с.

  11. Бертельс Е.Э.Избранные труды. Навои и Джами. – Наука, 1965. – Т.4. – 498 с.

  12. Брагинский И.С. Ибн Сина – поэт // Вопросы литературы. – 1980. - №9. – С. 162-178.

  13. Гаджиев А.А. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви. – Баку: Элм, 1980. – 204 с.

  14. Занд М.И. Шесть веков славы. Очерки персидско-таджикской литературы. – М.: Наука, 1964. – 252 с.

  15. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. – М.: ИММАН, 2003. – 652 с.

  16. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – 315 с.

  17. История всемирной литературы. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 1-8. Вступительные замечания, введение, вводные разделы к литературам Востока и заключение. – Т. 1-7.

  18. История литератур народов Средней Азии и Казахстана. – М., Изд-во МГУ, 1960. – 491 с.

  19. История персидской и таджикской литературы. Под редакцией Я.Рипка. Перевод с чеш. – М.: Прогресс, 1970. – 440 с.

  20. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума). – Казань, 1997. –378 с.

  21. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. – 159 с.

  22. Куделин В.Б. К вопросу о гуманизме поэзии Йунуса Эмре. – М.: Наука, 1980. – 176 с.

  23. Курбанмамадов А. Эстетика Абдурахмана Джами. – Душанбе: Дониш, 1984. – 138 с.

  24. Литература Востока в Средние века. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – Часть 2.– 463 с.

  25. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (ХIХ век). – Изд-во КГУ, 1991. – 360 с.

  26. Мирза Казем-Бек и отечественное востоковедение.– К.: Изд-во КГУ, 2001.– 324 с.

  27. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат. – М.: Терра, 1997. – Кн.1. – 256 с.; кн.2. – 304 с.

  28. Радий Фиш. Джалаледдин Руми. М.: Наука, 1987. – 267 с.

  29. Рубайят Омара Хайама.– Челябинск: Урал ЛТД, 1999.– 406 с.

  30. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. – М.: Наука, 1965. – 190 с.

  31. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). – М.: Мысль, 1980. – 239 с.

  32. Сафиуллина Резеда. Арабская книга в духовной культуре татарского народа.– Казань: Изд-во «Алма-Лит», 2003.–214 с.

  33. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М.: Наука, 1993. – 328 с.

  34. Средневековая татарская литература (УШ-ХУШ вв.). – Казань: ФЭН, 2001. – 240 с.

  35. Теймурян Х. Омар Хайям.– М.: Астрель, 2010.– 412 с.

  36. Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. Сборник. – М.: Сфера, 1998. – 352 с.

  37. Хамраев М.К Основы тюркского стихосложения.– Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963.– 216 с.

  38. Читтик Уильям. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми: Пер. с англ., арабск. / Сост., предисл. М.Степанянц. – М.: Научно издательский центр «Ладомир», 1995. – 543с. (Серия «Ex Oriente Lux»).

  39. Шах И. Суфии. – М.: Локид-Пресс, 2001. – 448 с.

  40. Эрнст Карл. Суфизм. Пер. с англ. А.Горькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 320 с.: ил.

  41. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX вв. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – С.55.

Б) дополнительная:




  1. Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. – Ч.1. Таджикско-персидская поэзия Х-ХV вв. – Казань, 1990. – 184 с.

  2. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М.: Издательство «Наука», 1965. – 522 с.

  3. Брагинский И.С. 12 миниатюр. От Рудаки до Джами. 2-ое изд., дополн. – М.: Худ.лит., 1976. – 302 с.

  4. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 173 с.

  5. Ганиева Резеда. Философско-эстетические основы тюркских литератур средневековья // Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Эстетика божественного Света в тюркских литературах Средневековья // КДУ татар филологиясе һәм тарихы факультеты укытучыларының фәнни язмалары (2002). – Казан: РПФ «Гарт», 2002. – С. 75-85.

  6. Из традиционной китайской идеологии.– М.: Наука, 1984.– 296 с.

  7. Исламов Р.Ф. Урта гасыр төрки шигърияте үсешендә Шәрифнең «Шаһнамә»се. – Казан: Фикер, 2001. – 279 б.

  8. Миннегулов Хатип. Татарская литература и восточная классика. – Казань: Изд-во КГУ, 1993. – 364 с.

  9. Миңнегулов Х. Шәрык һәм татар әдәбиятында кысалы кыйссалар.– К.: КДУ нәшр., 1988.– 198б.

  10. Миннегулов Хатип. Записи разных лет (Татарская литература: история, поэтика и взаимосвязи). Казань: Идел-Пресс, 2010. 407 с.

  11. Миннегулов Х. Татарская литература и восточная классика /Вопросы взаимосвязей и поэтики/. К.: Изд-во КГУ, 1993. 384с.

  12. Миңнегулов Х. Сәйф Сараи. Тормышы һәм иҗаты. К.: КДУ нәшр., 1976. 35-105, 123-189б.

  13. Миңнегулов Х. «Коръән» һәм татар әдәбияты // Мәгариф. 1993 №3. 15-17б.

  1. Сибгатуллина А.Т. Суфичылык серләре. – Казан: «Матбугат йорты» нђшр., 1998. – 368 б.

  2. Сибгатуллина А.Т. Илаһи гашыйклар юлыннан (суфичылык турында очерклар). – Казан: «Кыйбла» нәшр., 1999. – 144 б.

  3. Тасаввуф / Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – С. 225-231.

  1. Хисамов Н.Ш. Сюжет Йусуфа и Зулейхи в тюрко-татарской поэзии ХIII-ХV вв. (Проблемы версий). – Казань: ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2001. – 215 с.

  2. Шарипов А.М. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе (ХIII-ХV вв.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001 – 364 с.

  3. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И.Пригариной, А.С.Раппопорт. – М.: Алетейа, Энигма, 2000. – 416 с.

  4. Яхин Фәрит. Татар шигъриятендә дини мистика һәм мифология. – Казан: ТДГИ нәшрияты, 2000. – 266 б.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Авторы:

______________ Р.Ф. Харрасова, к.филол.н., доц. кафедры теории и истории татарской литературы Казанского федерального университета.

Рецензент (ы)
––––––––––––––– А.Г.Ахмадуллин, д.филол. наук, проф. кафедры теории и истории татарской литературы Казанского федерального университета;
––––––––––––––– Ф.С.Сафиуллина док.филол.н., заведующая и проф. кафедры теории и истории татарской литературы Казанского федерального университета.

Программа одобрена на заседании методкомиссии факультета татарской филологии и истории



от 10.09.2012 года, протокол № 1.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет