|
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1558
имени Росалии де Кастро
|
|
Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла
«28» августа 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТР. ТВОРЧЕСТВО. ДЕТИ»
КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕАТР НАБАТ»
(кол-во часов в неделю – 4 часа, за год – 144 часа)
модифицированная программа
(на основе программы «ТЕАТР. ТВОРЧЕСТВО. ДЕТИ»)
2 года обучения
Составлена на основе ФГОС
Составитель: Бараль Э.Ю.
2013- 2014 уч.г.
Пояснительная записка
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 12-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 15-25 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир
Программа реализуется в течении двух лет по четыре часа в неделю.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
Первый год обучения
№
|
Название темы
|
часы
|
сроки
|
1
|
Правда и условность игры в театре
|
3
|
|
2
|
Выразительность бессловесного поведения
|
7
|
|
3
|
Поведение на сцене. Пластика движения
|
5
|
|
4
|
Жесты и мимика на сцене
|
6
|
|
5
|
Работа с голосом на сцене
|
7
|
|
6
|
Работа над выразительностью речи.
|
6
|
|
7
|
Ознакомление со сценарием
|
1
|
|
8
|
Распределение ролей
|
1
|
|
9
|
Работа над ролью
|
5
|
|
10
|
Музыка в спектакле.
|
1
|
|
11
|
Выразительные средства в театре.
|
5
|
|
12
|
Целесообразность поведения
|
3
|
|
13
|
Бессловесные элементы действия
|
3
|
|
14
|
Репетиция эпизодов спектакля
|
9
|
|
15
|
Подготовка декораций
|
5
|
|
16
|
Движение актеров в спектакле
|
3
|
|
17
|
Репетиция первого действия в декорациях и с музыкой
|
2
|
|
18
|
Подготовка костюмов
|
3
|
|
19
|
Репетиция второго действия спектакля
|
5
|
|
20
|
Генеральная репетиция.
|
1
|
|
21
|
Выступление в школе
|
2
|
|
22
|
Специфика актерских задач.
|
5
|
|
23
|
Этюды на заданную тему.
|
10
|
|
24
|
Органичность поведения
|
3
|
|
25
|
Значение поведения в актерском искусстве
|
5
|
|
26
|
Мини-этюды
|
11
|
|
27
|
Связь предполагаемых обстоятельств с поведением.
|
7
|
|
28
|
Значение подробностей в искусстве.
|
1
|
|
29
|
Выступление
|
2
|
|
30
|
Работа над пластикой сценического движения
|
13
|
|
31
|
Выступление
|
2
|
|
32
|
Обобщение, повторение материала
|
1
|
|
33
|
Подведение итогов
|
1
|
|
Итого 144 часа
Второй год обучения
1
|
Навык работы над художественным произведением на сцене
|
2
|
|
2
|
Художественное чтение
|
6
|
|
3
|
Работа над сценическим голосом
|
8
|
|
4
|
Этюды на заданную тему
|
10
|
|
5
|
Подготовка элементов спектакля
|
6
|
|
6
|
Многообразие форм сценического действия.
|
4
|
|
7.
|
Особенности исполнения ролей в спектакле.
|
6
|
|
8
|
Разнообразие художественных приемов
|
8
|
|
9
|
Этюды на заданную тему
|
6
|
|
10
|
Репетиция элементов спектакля
|
6
|
|
11
|
Пластика движения на сцене
|
4
|
|
12
|
Выражение эмоций на сцене. Мимика, жесты.
|
8
|
|
13
|
Этюды на заданную тему
|
8
|
|
14
|
Репетиция первого действия спектакля
|
2
|
|
15
|
Работа над музыкальным оформлением спектакля.
|
2
|
|
16
|
Бессловесные элементы действия (повторение)
|
8
|
|
17
|
Словесные действия в спектакле
|
10
|
|
18
|
Движение и музыка на сцене.
|
8
|
|
19
|
Логика действий и предполагаемые обстоятельства
|
6
|
|
20
|
Репетиция спектакля полностью
|
4
|
|
21
|
Генеральная репетиция
|
2
|
|
22
|
Выступление в школе
|
2
|
|
23
|
Этюды на заданную тему
|
10
|
|
24
|
Обобщение материала
|
6
|
|
25
|
Выступление на районном конкурсе
|
2
|
|
26
|
Этюды на заданную тему, повторение, итоги.
|
2
|
|
|
Итого
|
144
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |