На правах рукописи
УДК: 78: 37(091)
ПЕРЕДЕРИЙ ОЛЬГА ИВАНОВНА
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХIХ-ХХ ВЕКАХ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Санкт-Петербург
2010
Работа выполнена на кафедре педагогики
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Официальные оппоненты |
Новикова Ирина Анатольевна
доктор педагогических наук,
профессор
Лельчицкий Игорь Давыдович
доктор педагогических наук,
профессор
Целковников Борис Михайлович
доктор педагогических наук,
профессор
| Ведущая организация |
Учреждение Российской академии образования "Институт художественного образования"
|
Защита состоится «17» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт- Петербург, наб. р. Мойки д. 48 к. 11 ауд . 32;
Отзывы на автореферат направлять по адресу: 191186, Санкт- Петербург, наб. р. Мойки д. 48, к. 5, Отдел диссертационных советов. Тел./факс: (812) 570 61 96
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан «__»_________ 2010__ года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор Писарева С.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Отечественное гуманитарное образование претерпевает существенные изменения, и, в первую очередь, это непосредственно касается изменения образовательных структур, нацеленных на вовлечение России в мировой образовательный процесс.
В условиях повсеместной реструктуризации процесса обучения, связанной с вхождением России в состав международного образовательного пространства и обусловленной принятием Болонской конвенции, возникает необходимость пересмотра ряда основных положений прежней системы отечественного общего и высшего профессионального образования. Особую актуальность и, в то же время, дискуссионность, приобретают данные процессы в области гуманитарного образования.
Коренные экономические и политические преобразования, определившие последовательность действий в пореформенный период, в последние несколько десятилетий оказывают существенное влияние на ход образовательного процесса во всех сферах образования, в том числе и гуманитарного. Позиционирование художественно-педагогического образования в рамках системы движения к единому европейскому образовательному пространству определяет ряд особенностей, касающихся как вопросов расширения содержательного поля художественно-педагогического образования, так и фактического наполнения и усовершенствования определяющих педагогических установок. Процессы интеграции отечественного высшего образования в мировой образовательный процесс уже с достаточной очевидностью проявились на уровне структурных изменений, относящихся к художественно-педагогическому и, в частности, к музыкальному образованию.
Необходимость воспитания творчески мыслящего, обладающего развитым творческим воображением, способного создавать новое молодого поколения начала ХХI века определяет роль музыкальной культуры и образования в изменяющемся статусе культурных ценностей современного музыкально-художественного мышления. Недооценка роли детского и юношеского художественного творчества в современном образовании определяет существенный приоритет области методической деятельности по направлению профессиональной подготовки и вносит существенные коррективы в требования к условиям реализации образовательных проектов различного уровня и адресной направленности.
В настоящее время все с большей очевидностью определимы тенденции к дальнейшей интеграции всех сфер образования с учетом требований, предъявляемых к новейшей образовательной среде в деле внедрения последних новаций в области науки и образования. В связи с этим возрастает значимость структуры и организации предпринятого исследовательского проекта, направленного на ускорение процессов взаимообмена научной информацией по ключевым позициям в области истории музыкального образования, и, в частности, теории и методики обучения инструментально-исполнительскому искусству. Особенно актуальным на пути реализации образовательного потенциала на современном этапе развития российской науки является решение основных вопросов методологии и методики музыкального образования путем выхода за формальные рамки узкопрофессиональных позиций, с целью дать исчерпывающую оценку влияния музыкального искусства и образования на формирование нравственных и эстетических ориентиров современного общества, признавая при этом ведущее место музыкального искусства в системе культурных ценностей.
При необходимости сравнения степени соотносимости интегративных процессов в области истории педагогики музыкального образования и теории обучения музыкальному искусству, определяющими становятся особенности организации процесса обучения в сфере художественного образования, которые, в свою очередь, определяют высокую степень значимости ранней профессионализации, влияющей на изменения традиционных стереотипов в области структуры общего и профессионального образования. В соответствии с традиционной типологией развития творческих способностей, значение ранней профессионализации непосредственно в условиях профессионального музыкального образования занимает пограничное положение между хореографическим и художественным образованием, соприкасаясь с последним с точки зрения позиции конечного результата образования в возрастном аспекте. Указанные выше особенности требуют существенных коррективов в методике и организации образовательного процесса, что определяет педагогические основы обучения музыке в рамках общего музыкального образования в качестве базы многоуровневости (стадиальности), характеризующей специфику профессионального музыкального образования.
Отечественное музыкальное образование в России XIX - XX в.в. имеет ряд характеристик, позволяющих оценить в качестве базового на всех уровнях обучения и воспитания (как общего так и профессионального) обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано), что определяет в качестве методологической основы исследования развития музыкального образования выявление взаимообусловленности принципов и подходов к обучению между российской фортепианной педагогикой и педагогикой музыкального образования в целом.
Значение комплексного исследования исторических и методологических закономерностей развития педагогики отечественного музыкального образования, особенностей ее взаимодействия с ведущими направлениями современного ей – в тот или иной период – европейского музыкального искусства и образования, а также степень соотносимости этапов развития научно-педагоических теорий и ведущих педагогических идей в рамках становления образовательной системы в России XIX - XX в.в., определяет ракурс данного исследования.
Анализ и обобщение исследовательского опыта в области общего и профессионального музыкального обучения и воспитания представляется весьма перспективным и актуальным в период глобальных структурных изменений, определяющих состояние современного гуманитарного образования в России. Подобная необходимость вызвана, в первую очередь, возможностью обобщения теоретических и эмпирических методов ведения занятий с позиций изучения ведущих теоретических концепций, репрезентирующих современную методологию в данной отрасли в условиях становления новых форм организации учебной и внеучебной деятельности.
Указанные выше факторы определяют историческое наследие в области истории педагогики образования с позиций большей объективности и достоверности научного знания по ряду гуманитарных областей.
Универсальность целей, позволяющих рассматривать педагогику обучения игре на фортепиано в качестве фактора становления общезначимых специальных профессиональных качеств, а также факторов, характеризующих развитие общего уровня музыкальной культуры, классифицируемой в отечественной педагогике и психологии музыкальной деятельности как степень отзывчивости на музыку – музыкальности, определяющей конечные цели музыкального воспитания в рамках общего музыкального образования, свидетельствует в пользу необходимости изучения основ педагогики музыкального образования в её историческом аспекте с позиций выявления закономерностей развития отечественной теории и методики обучения игре на фортепиано.
Необходимость развития в отечественной педагогике музыкального образования методологических подходов, способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, приведших в ходе систематической повторяемости к существенному размыванию практической ценности некоторых из них, заставляет в определенной мере скорректировать отношение к историческому наследию отечественной теории и практики обучения основам игры на фортепиано. Совокупность накопленных в ходе научного наблюдения принципов организации практической деятельности в области профессионального развития обучающегося, не имеющих на сегодняшний день достаточного методологического обоснования, определяет актуальность представленного исследования.
Богатейший опыт, накопленный на протяжении исторического периода, условно определяемого как период развития русской фортепианной педагогики, дает основание путем выявления и изучения теоретико-методологических основ профессионального музыкального образования войти в новую фазу развития гуманитарного образования на ином качественном уровне, избегая возможных потерь вследствие недостаточно глубокого изучения и понимания исходных положений, определяющих содержание, цели, методы, принципы и подходы к обучению в современной отечественной педагогике музыкального образования, находящейся на стыке двух исторических эпох, символизирующих собой окончательное отмежевание от стратегии и тактики отечественной педагогики советского периода.
Согласно выдвинутому ранее утверждению о правомерности сближения теоретических основ изучения исторических закономерностей развития педагогики музыкального образования в отношении предметного наполнения его организационно-методических основ благодаря соотнесению эволюционных процессов в данной области с теоретико-методическими изменениями в области обучения основам инструментально-исполнительского искусства, необходимо определить уровень их взаимовлияния на всем историческом протяжении развития этих областей (ХIХ-ХХ вв.). При этом наличие значительного числа методических концепций, возникших за время существования отечественной фортепианной педагогики в русле проблем музыкальной дидактики и музыкального исполнительства, проведение внушительного числа психолого-педагогических экспериментов, направленных на выявление оптимальных способов взаимодействия педагога и учащегося в различных областях музыкальной деятельности, требует существенного обновления методологических основ с позиции осознания частнометодических принципов обучения, отражающих специфику отношения к советской фортепианной педагогике не как к завершенному историческому явлению, а как к основе современной методологии и методики. На основе компаративного анализа педагогических воззрений, вступающих в определенное взаимодействие и противоборство на всем протяжении развития отечественной методики, осуществлена историческая реконструкция методических подходов к обучению в теории и практике обучения фортепианно-исполнительскому искусству.
Существенный разрыв между подавляющим большинством методик, относящихся к различным этапам общего и профессионального музыкального образования, обусловлен, в первую очередь, тем, что в зависимости от образовательного уровня структурного подразделения меняется спектр возможного применения различных по глубине и направленности исследований. Так, для начального уровня обучения фортепианно-исполнительскому искусству по-прежнему актуальными остаются принципы обучения, характерные для исследований 30-50-х гг., ориентированные на массовое внедрение основ овладения элементарными игровыми навыками, тогда как далеко не все их положения обладают неоспоримой правотой в современных условиях. В процессе многократного тиражирования намеренное сокрытие некоторых сторон профессионального развития, обусловленное особенностями идеологии тоталитарного режима, приобретает поистине фатальный характер. Совокупность указанных факторов определяет существенное противоречие между значимостью рассматриваемой проблематики и степенью ее разработанности на теоретическом уровне, что обусловило необходимость проведения комплексного историко-теоретического исследования в данной области.
Цель исследования
- разработка концепции педагогических основ обучения фортепианному искусству в контексте развития педагогики музыкального образования.
Объект исследования
- отечественная педагогика музыкального образования в историко-теоретическом и методическом ракурсах (ХIХ-ХХ вв.)
Предмет исследования
- взаимообусловленность и взаимосвязи педагогических основ обучения фортепианному искусству в контексте развития отечественной педагогики музыкального образования.
Степень разработанности проблемы
В качестве методологической основы исследования были избраны труды, как непосредственно отражающие динамику развития педагогики и образования, так и оригинальные работы, репрезентирующие тот или иной период в области формирования теоретико-методических основ обучения инструментально-исполнительскому искусству. Среди исследований, относящихся к числу обобщающих накопленный эмпирический материал, рассматривающих историю развития фортепианной педагогики с позиций формирования отечественной исполнительской школы, необходимо выделить работы В.Г. Ивановского, А.Д. Алексеева, В.П. Чинаева.
Во многих из них, несмотря на обилие фактического материала, все же отсутствует полная ретроспектива имен отечественных авторов, кроме того, основные закономерности развития фортепианной педагогики рассматриваются с точки зрения развития фортепианного исполнительства, истории становления концертных организаций, особенностей фортепианного письма крупнейших композиторов-виртуозов, тогда как собственно методологический аспект проблемы не затрагивается. В наиболее известных исследованиях прослеживается некоторая тенденциозность, определившая меру творческой селекции фактов, обусловленную общественно-политическими условиями формирования научной позиции того или иного автора. Возможность оценки некоторых теоретических постулатов в методике обучения фортепиано с новой исторической дистанции – последние изыскания в данной области, направленные на систематизацию имеющегося фактического материала, относятся лишь к середине ХХ столетия – обусловила ракурс настоящего исследования и определила выбор исследуемых источников.
Из работ, посвященных истории музыкального образования, особого внимания заслуживают исследования Н.А. Терентьевой, И.Ф. Петровской, Г.А. Прасловой, В.И. Адищева и др. Но в концепции построения указанных выше исследований прослеживается опора на область организационно-структурных изменений, определяющих интенсивность эволюционных процессов в исследуемой области, тогда как предметная составляющая педагогического процесса выражена в них достаточно обобщенно.
В связи с этим теоретической основой данного исследования послужили оригинальные методические труды отечественных и переводы зарубежных авторов, осуществленные в период с конца XVIII в. по 1991 г. – окончание советского периода в истории развития педагогики музыкального образования.
Несмотря на определенные аналогии, вызванные необходимостью соизмерения имеющихся в советский период развития фортепианной педагогики достижений с последними разработками в данной области, в качестве самостоятельного раздела данный период в исследовании не затрагивается в связи с невозможностью объективного рассмотрения научных закономерностей развития данной области на столь незначительной исторической дистанции. По мере развития музыкальной психологии как самостоятельной области научного знания, примерно с последней трети XIX столетия начинает активно развиваться область дифференциальной психологии – психология музыкальных способностей, тогда как ранее специфические проблемы выявления и формирования музыкальных способностей были соотносимы по значимости с иными разделами методических трудов. В связи с этим в исследовании использованы работы, наиболее ярко репрезентирующие данную область, а также работы по социологии и эстетике музыки.
Высокая репрезентативность указанных источников, однако, не позволяет полностью определить структуру развития педагогических воззрений в области обучения игре на фортепиано равноценно на всех стадиях ее существования, в связи с чем возникает объективная необходимость обновления существующей до настоящего времени их иерархии путем создания хронологически полного исследования, опирающегося на оригинальные сочинения отечественных авторов, а также на переводные издания, оказавшие заметное влияние на общую направленность развития фортепианной педагогики. Фактологический анализ, предпринятый автором, показывает, что основная часть исследований, посвященных обучению игре на фортепиано, содержит далеко не полный перечень источников, связанных с данной тематикой. Таким образом, предпринятая автором исследования текстологическая работа вызвана необходимостью устранения (компенсации) существующих в настоящее время лакун в области истории становления принципов преподавания.
Задачи исследования
1. Обосновать необходимость рассмотрения изучаемого периода как определяющего современную методологию музыкального образования.
2. Проанализировать становление и развитие педагогики музыкального образования в России ХIХ-ХХ вв. с целью выявления отечественных традиций музыкального образования.
3. Обосновать историческую самобытность исследуемого периода путем выявления взаимосвязанностей развития педагогики музыкального образования и методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству.
4. Охарактеризовать динамику совершенствования эмпирического опыта в развитии отечественной теории и практики обучения фортепианному искусству.
5. Определить этапы развития педагогики музыкального образования во взаимосвязи с методикой обучения фортепианному искусству.
6. Обосновать историческую самобытность исследуемого периода путем выявления закономерностей эволюции исходных положений, определяющих содержание профессионального обучения в российской фортепианной педагогике ХIХ-XX вв.
6. Выявить генетическую обусловленность методических основ обучения, исходя из обобщения опыта преподавания игры на фортепиано.
7. На основе анализа ценностных установок, определяющих фундаментальные традиции музыкального образования, смоделировать концептуальные подходы, отвечающие вызовам времени и требованиям структурного и качественного обновления образовательной среды в условиях современного российского социума.
Гипотеза исследования
1. Выявлению инвариантных ценностных установок в области российского музыкального образования способствует компаративный историко-теоретический анализ факторов, обуславливающих генезис отечественной теории и методики обучения исполнительскому искусству.
2. Исследование педагогических основ обучения музыке неразрывно связано с пониманием внутренних закономерностей образовательного процесса на основе становления национальных традиций отечественной фортепианно-исполнительской школы, определения основных критериев соответствия методологических подходов к профессиональному и общему музыкальному образованию посредством соотнесения ведущих направлений в педагогике отечественного музыкального образования, и фортепианно-исполнительского искусства в качестве ее частного проявления, с гуманистическими тенденциями отечественной педагогики образования ХIХ – ХХ вв.
3. Устойчивость теоретических представлений в данной области, сравнительно малая степень их лабильности, толерантности к происходящим изменениям в современном образовательном пространстве обусловлена репродуктивным характером организации процесса обучения в условиях профессионального педагогического образования. Адекватная образовательной ситуации нацеленность формирования профессионального самосознания в данной области складывается исключительно благодаря воздействию идентичной историческому контексту оценки эволюционных процессов, имевших место в отечественной педагогике музыкального образования и обучения основам фортепианно-исполнительского искусства на срезе ее исторического развития в ХIХ – ХХ вв.
4. Закономерные взаимосвязи развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв. определяют значимость отечественной методики обучения игре на фортепиано как области научного знания в контексте практической направленности педагогического процесса, актуализирующей уровень профессиональной квалификации на современном этапе развития общего и профессионального образования.
Методологическая основа исследования
Комплексный характер исследования в ходе поэтапной реализации потребовал использования методов, наиболее точно отвечающих заявленной тематике и содержательному наполнению исследования. Исследование закономерностей развития отечественной педагогики музыкального образования как целостного исторического явления позволило использовать на этапе теоретического изучения поставленной проблемы совокупность методов и приемов, отражающих ее междисциплинарную направленность. Сочетание в исследовании исторического, источниковедческого, практико-аналитического подходов позволило осуществить исследование закономерностей развития педагогики музыкального образования и, в частности, методики обучения фортепианной игре на качественно новом уровне.
Теоретической основой исследования послужили:
-
исследования в области социокультурной обусловленности историко-педагогического процесса (Б.М. Бим-Бад, Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, О.С. Гребенюк, С.И. Гессен, П.В. Евстафьев, В.Б. Миронов, Д.А. Степашко);
-
труды по эстетическому воспитанию (Н.А. Ветлугина, М.А. Верб, Д.Б. Кобалевский, Е.В. Николаева, Г.С. Ригина, Г.М. Овчинникова);
-
концепции инновационных преобразований в общем и высшем профессиональном образовании на рубеже ХХ-ХХI веков: (В.А. Козырев, О.Е. Лебедев, Л.С. Подымова, М. М. Поташник, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Н.Н. Суртаева, А.В. Хуторской);
-
установки и методические рекомендации, составившие фундамент отечественного профессионального воспитания и образования (К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Л.В. Николаев);
-
исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.С. Мерлин А.В. Петровский, Б.М. Теплов);
-
исследования в области теории и истории музыкального образования (А.С. Базиков, В.И. Горлинский Г.В. Маяровская, А.И. Щербакова).
Источники исследования:
Источниками настоящего исследования являются: оригинальные работы по дидактике ХIХ-ХХ вв., антологии истории исполнительского искусства ХIХ в., нотные каталоги, отражающие специфику формирования музыкально-эстетических потребностей в области фортепианного исполнительства с начала ХIХ века; справочно-иллюстративные материалы, репертуарные перечни, нотные приложения к отечественной периодике ХIХ-ХХ вв.
Научная новизна исследования заключается в том, что
1. На основе изменения ценностной ориентации по отношению к основным приоритетам в области содержания и организации педагогики музыкального образования изучаемого периода обновлена методология изучения истории развития музыкального образования.
2. Выявлены ключевые исторические фазы развития педагогики музыкального образования ХIХ-ХХ вв., определившие становление принципов профессиональной деятельности в условиях развития теории и методики обучения исполнительскому искусству;
- обоснована необходимость научной реконструкции базовых концептуальных положений, определяющих цели, методы, способы и подходы к обучению на основе выявления закономерностей и взаимосвязей по степени продуктивности основных этапов развития музыкального образования и методической деятельности.
3. Обоснована и уточнена периодизация истории развития отечественной педагогики музыкального образования на основании анализа методологии (совокупности познавательных средств, приемов, используемых в теории обучения игре на фортепиано каждого из рассматриваемых периодов):
- дан обширный ретроспективный обзор методик, характеризующих период окончательного становления русской исполнительской традиции;
- определены и обоснованы наиболее существенные направления развития отечественной методики в период ее допрофессионального становления;
- выявлены основные научные ориентиры в области методологических воззрений отечественных авторов; указаны прогрессивные отличия отечественных методик обучения от современных им зарубежных аналогов;
- прослежены взаимозависимости между отечественной методической мыслью (в различных ее проявлениях и ипостасях) и ведущими музыкально-педагогическими идеями западно-европейских специалистов в области музыкальной педагогики;
- уточнено влияние анатомо-физиологической школы (Ф. Штейнхаузен, Р. Брейтгаупт и др.) на российскую музыкально-исполнительскую и педагогическую традицию.
6 Введены в научно-педагогический оборот исследования, датированные пограничным в истории отечественной фортепианной педагогики периодом 20-х гг. Показаны преемственные связи и отношения между педагогическими принципами указанного периода и современным этапом российской музыкальной педагогики, обладающей в настоящее время значительным практическим потенциалом;
7. Выявлены и систематизированы особенности методических подходов, ориентированных на начальное обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано) в современной музыкально-педагогической практике, обоснована необходимость обновления понятийного аппарата методики обучения игре на фортепиано.
Достарыңызбен бөлісу: |