Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с. [encSocio-Minsk1-400 z SLOWNYKY] 2570000 419 str russe 15-20-01-2006
№№ с.внизу
Социология: Энциклопедия
понятия
от АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ, АКСИОМЕТРИИ, АТТИТЮДА
и ДИЗАЙНА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВАЛИДНОСТИ, НОВЫХ МЕДИА
до ТЕОРИЙ "СРЕДНЕГО УРОВНЯ", ГАБИТУСА, "ОБЩЕСТВА СПЕКТАКЛЯ"
ПЕРСОНАЛИИ
от КОНТА, СПЕНСЕРА, МАРКСА, ДЮРКГЕЙМА и М.ВЕБЕРА, СОРОКИНА, ПАРСОНСА, МОРЕНО до БАУМАНА, БУРДЬЕ, ГИДДЕНСА, ДЕБОРА
НАПРАВЛЕНИЯ и ШКОЛЫ
от СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЗМА, ФОРМАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
и СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ, СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ, СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
до СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИИ ТЕЛА
ТЕКСТЫ
от "РАССУЖДЕНИЯ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ" КОНТА, "ОБЩЕНИЯ. ПРИМЕРА ЧИСТОЙ ИЛИ ФОРМАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ" ЗИММЕЛЯ, "МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА" ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА
и "АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ" ФРОММА, "ПОЗНАВАЯ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА" МАКЛЮЭНА, "МИРО-СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА" ВАЛЛЕРСТАЙНА
до "РАЗЛИЧЕНИЯ. СОЦИАЛЬНОЙ КРИТИКИ СУЖДЕНИЯ" БУРДЬЕ, "ЗАКОНОВ И ОБЪЯСНЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ" АУТВЕЙТА, "В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО" БОДРИЙАРА
МЕТОДЫ СБОРА и АНАЛИЗА ДАННЫХ
от ПРОСТОЙ СЛУЧАЙНОЙ ВЫБОРКИ, КРИТЕРИЯ "ХИ-КВАДРАТ", КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
и КЕЙС-СТАДИ, ДИСКРИМИНАНТНОГО АНАЛИЗА, ФАКТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
до НАРРАТИВНОГО АНАЛИЗА, КАУЗАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
социология
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Минск Книжный Дом
2003
Серия "Мир энциклопедий" основана в 2000 году
Исключительные права на книгу принадлежат ООО "Интерпрессервис".
Выпуск произведения, а также использование его отдельных частей без разрешения правообладателя
является противоправным и преследуется по закону.
Редакционная коллегия:
А.А. Грицанов (председатель), В.Л. Абушенко (зам. председателя), Г.М. Евелькин (зам. председателя), Г.Н. Соколова (зам. председателя), О.В. Терещенко (зам. председателя), Е.М. Бабосов, Г.П. Давидюк, В.И. Овчаренко, Е.Н. Вежновец, О.В. Кобяк, СВ. Кузьмин, А.И. Мерцалова (отв. секретарь),
К.И. Скуратович
Составители: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко
Рецензенты:
B.C. Барулин — доктор философских наук, З.Т. Голенкова — доктор философских наук, О.С. Осипова — доктор социологических наук, Д.Г. Ротман — доктор социологических наук
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.— (Мир энциклопедий).
ISBN 985428-619-3.
Энциклопедия "Социология" включает в себя около 1300 аналитических статей, посвященных теории и истории социологии, а также новейшим методам сбора и анализа социологических данных. Издание адресовано специалистам в области теоретической социологии, организаторам и исполнителям конкретных социологических исследований, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей.
Энциклопедия подготовлена представителями четырех поколений Белорусской социологической школы, а также авторами из Российской Федерации и дальнего зарубежья.
УДК 316
2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Вглядимся в прошлое: науки освободили человеческий дух от опеки со стороны теологии и метафизики, опеки, необходимой в детстве, но безмерно затянувшейся. Вглядимся в настоящее: науки должны способствовать или своими методами, или своими выводами реорганизации общественных теорий. Вглядимся в будущее: приведенные в систему, науки станут перманентным духовным основанием общественного порядка, пока будет продолжаться на Земле деятельность рода человеческого" (Огюст Конт).
"Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего... Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов" (Карл Маркс).
"Знаете ли, что весьма многие люди больны именно своим здоровьем, то есть непомерной з'веренностью в своей нормальности" (Федор Достоевский).
"Проблема организации общества должна решаться не декламациями вокруг более или менее смутного идеала справедливости, а только научными исследованиями, задача которых - найти способ соотнесения средств с целью, а для каждого человека - усилий и страданий с наслаждением, так чтобы минимум страданий и усилий обеспечивал как молено большему числу людей максимум благосостояния" (Вильфредо Парето).
"Универсализация знания об условиях и связях общественно объединяющих действий не только не ведет к их рационализации, но, скорее, наоборот. "Дикарь" знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем "цивилизованный" человек в обычном смысле слова" (Макс Вебер).
"Сумасшедшими" являются лишь неразделяемые смыслы. Безумие перестает быть безумием, если оно коллективно" (Зигмунд Бауман).
"Не бойся совершенства, тебе не достичь его никогда" (Сальвадор Дали).
Энциклопедия "Социология" создана в рамках издательского проекта, инициированного директором ООО "Интерпрессервис" И.С. Фалько и директором издательства "Книжный Дом", кандидатом философских наук СВ. Кузьминым. В свет уже вышли энциклопедии "Постмодернизм", "Новейший философский словарь", "История философии", "Эзотеризм"; к выпуску готовятся оригинальные издания "Религия", "Социальная философия", "Психоанализ", "Политология" и др.
Энциклопедия "Социология" предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение социологической традиции в ее разнокачественных исторических версиях, а также характеристики новейших методов сбора и анализа социологиче-
ских данных. Издание включает в себя около 1300 статей, посвященных ключевым понятиям, персоналиям, текстам, а также исследовательским методикам, определившим как эволюцию классической социологии, так и современные направления развития социологической мысли.
Содержательная специфика предлагаемой книги обусловила и особенности ее структуры: прежде всего в словник энциклопедии вошли статьи, отражающие имена, понятия и тексты, определившие собою как те или иные эпохи в истории социологической мысли, так и поворотные моменты ее развития. Несмотря на необходимость определенной селекции материала (обусловленной объемом однотомного издания), в энциклопедии особенно подробно представлены те социологические феномены, которые находились в фокусе исследовательского интереса на протяжении и классического, и современного периодов ее истории, т.е. те, которые могут быть обозначены как сквозные по отношению к исторической эволюции социологии как дисциплины, обладающей потенциалом преобразования и конструирования социальной реальности.
Тексты энциклопедии "Социология" не содержат сокращений, помимо общеупотребительных.
Редакционная коллегия
А
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ (лат. absolutus - безусловный) -абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе.
В науке А. - придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проб-лемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах ("абсолютно твердое тело", "абсолютно непроводящее тело", "абсолютная величина (модуль)" и др.). А. в науке - достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания.
СВ. Воробьёва
АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат. Absolutus - отделенное, отпущенное и лат. relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. О. (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.
В современной философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через не-
исчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.
А.А. Грицанов
АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.).
Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и
АБСТРАКЦИЯ
др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсгешв - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
СВ. Воробьёва
АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio - отвлечение, удаление -введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и последующих порядков, а также о возможностях их редукции.) В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность
внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления выступают для них "посторонними", - по сути главный вопрос оперирования с А.) Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Например, экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект.)
А.А. Грицаиов
АБСУРД (лат. ad absurdum - исходящий от глухого) -термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности; не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (А.Камю). Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с "другими" невозможна; взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Эта единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие А. нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания, либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др. В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А. " принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инстру-
А
ментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов
АБУШЕНКО Владимир Леонидович (р. 1957) -белорусский социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985), доцент (1991). Зам. директора Института социологии НАН Беларуси (с 2002). Член редколлегии журнала "Социология" (2001). Автор более 400 научных публикаций.
Главные направления научных исследований: социология культуры, социология и социальная мысль Латинской Америки, история общественно-политической мысли в Беларуси. Основные работы: "История социологии" (1993 и 1997, соавтор); "Социология" (1998 и 2000, соавтор); "Современная западная философия" (2000, соавтор и научный редактор); "Методологические основы социологии. Социология как наука" (1992, соавтор); "Выпускник перед выбором пути" (1988, соавтор); "Молодежь и научно-технический прогресс" (1989, соавтор); "Методологические проблемы социологического познания" (1995, соавтор); "Новейший философский словарь" (1999, соавтор и научный редактор); "Всемирная энциклопедия. Философия" (2001, соавтор и член редакционного совета); "Новейший философский словарь" (2001, соавтор); "Постмодернизм. Энциклопедия" (2001, соавтор); "Всемирная энциклопедия. Философия XX век" (2002, соавтор); "История философии. Энциклопедия" (2002, соавтор) и др.
С.А. Радионова
АВАНГАРДИЗМ (фр. avant-garde - впереди идущий) -компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был перенесен Т.Дюре из сферы политики в область художественной критики (1885). В широком своем смысле понятие "А." может быть апплицировано на соответствующую тенценцию любой культурной традиции (например, известная интерпретация позднеримской культуры в качестве А.); в строгом (узком) своем смысле относится к творческим поискам первой половины 20 в.
Формирование А. связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве, а также с доминированием в сфере политики коммунистических и анархистских теорий. Общекультурными предпосылками становления А. выступают: философские идеи Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра; конституирование лингвистики в качестве дисциплины, имеющей выраженную философскую размерность, обращение психологии к фрейдизму; а также отход от европоцентризма и повышенное внимание к восточным культурам; возникновение в культуре такого феномена, как антропософия. В качестве непосредственных предтечей А. могут рассматриваться эстетика романтизма, разработавшая концепцию антиимитационной (так называемой "музыкальной") живописи и обозначившая вектор внимания художественного творчества к феноменам подсознания, а также импрессионизм, заложивший такие тенденции (оказавшиеся
чрезвычайно важными для развития А.), как массовый внеин-дивидуальный характер героя и весьма индивидуальная, остро личная точка зрения самого художника. По своему происхождению А. - это художественная программа искусства изменяющегося мира - мира ускорения индустриального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации, омас-совления стиля и образа жизни.
Проблема соотношения А. с модернизмом (см.) имеет несколько измерений. С одной стороны, с точки зрения своих концептуальных оснований, А. тесно связан с модернизмом своим неприятием реалистической эстетики и практически представлен теми же школами, что и модернизм в художественном своем измерении, однако в функциональном отношении А. может быть специфицирован как значительно более отчетливо педалирующий тенденции социального протеста, нежели модернизм. Вместе с тем, модернизм как социокультурный феномен существенно шире А. как по своему содержанию, так и по социокультурной значимости. С концептуальной точки зрения, А. фундирован той презумпцией, что связь искусства с действительностью не имеет ни обязательного характера, ни стабильных форм своего осуществления, но, напротив, находится в постоянном трансформационном процессе, и что именно это позволяет искусству поддерживать подлинный контакт с действительностью, позволяет постоянно обновлять этот контакт (Ф.Т.Маринетти, М.Дюшан, Т.Тцара, Ф.Пикабиа, С.Дали). Применительно к началу 20 в. А. постулирует ситуацию компрометации "здравого смысла" и "банкротства" традиционных систем ценностей. Такие феномены, как закон, порядок, поступательное движение истории и культуры, подвергаются со стороны А. сокрушительной критике как идеалы, не выдержавшие проверку временем (в данном пункте своей концепции А. весьма близко подходит к моделированию концепции постистории).
А. постулирует отказ "современного" (modern - см.) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что феноменологически предстает в качестве хаоса социальной процессуальное™, и провозглашает переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального движения. В соответствии с этими концептуальными основаниями, характерной особенностью А. является его программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла. Сверхзадачей А. выступает разрушение традиционных нормативно-аксиологических шкал, сопряженное, соответственно, с ниспровержением традиционных авторитетов и распадом традиционных оппозиций: "синтез "да" и "нет" - путь к окончательному пониманию, где тезис - подтверждение, антитезис - отрицание, а их синтезом будет понимание" (Дж.Мак-Фарлайн). В этом отношении А. может быть оценен как обладающий мощным потенциалом культурной критики, находящей свое выражение также и в формальном негативизме: "охваченные горячкой вычитаний, художники отделяли от искусства и отбрасывали одну за другой составляющие его части. По мере того, как сокращалось искусство, возрастала свобода художника, а
А
АВТАРКИЯ
вместе с ней - и значимость жестов чисто формального бунта" (Р.Поджоли).
С авангардной концепцией художественной и эстетической революции связана программа революции политической, претендующей на тотальное изменение мира. При этом большинство представителей А. не имели твердых политических убеждений, однако, как правило, декларировали оппозиционные взгляды в отношении к наличному социальному состоянию (вплоть до откровенно скандального фрондерства): в стремлении к "новизне" дадаизм был близок анархизму; многие представители русского А. приветствовали социалистическую революцию; итальянский футуризм активно принял идеи Муссолини; многие французские сюрреалисты были членами компартии Франции. Данная установка негативизма обнаруживает себя в отказе А. не только от традиций искусства, но и от самого термина "искусство", - целью А. становится "анти-творчество" в "рамках анти-искусства". Это находит свое проявление в стремлении А. конституировать так называемую "нефилософию", которая была бы близка их "неискусству", раскрывая творческие возможности человека в процессе плюрального видения мироздания. Решительно порывая с классическими традициями изобразительного искусства, А. ориентирован на то, чтобы посредством абстрактных композиций спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая ему радикально новый опыт видения мира (сходство позиций поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма, экспрессионизма в самооценке своей деятельности не в качестве художественного направления, но в качестве образа мышления). В этом контексте манифесты А. постоянно апеллируют к так называемому "чистому" сознанию, т.е. сознанию, не отягощенному культурными нормами в их конкретно-историческом (и, стало быть, изначально ущербном) варианте. В поисках такого сознания А. прокламирует абсолютную ценность непредвзятого взгляда на мир, присущего детскому мышлению, на основе чего формируется такой программный принцип А., как принцип инфантилизма (начиная от самых ранних версий экспрессионизма). Пафос А. фундирован, таким образом, идеей плюрализма различных (и при этом аксиологически равноправных, т.е. равновозможных) типов восприятия действительности - и если с точки зрения художественной техники произведения А. могут быть отнесены к абстракционистским, то основой данного абстракционизма выступает программное смешение опыта с импровизацией. В соответствии с этим, проблема собственной социальной легитимности не артикулируется для А. в качестве острой: "авангард ставит под сомнения смысл подражания античному образцу; вырабатывает, в противоположность норме абсолютной красоты, кажущейся независимой от времени, масштаб зависимой от времени, относительной красоты" (Хабермас - см.). Вместе с тем, А. пытается утвердить себя в качестве нового слова в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали (в этом плане А. апеллирует к Фрейду - см., обратившему внимание на творческо-креативный потенциал бессознательного). Столь же противоречива и позиция А. в отношении оппозиции элитарного и массового искусства: с одной стороны, для А. ха-
рактерны ориентации на предельно повседневное сознание (нашедшие программное выражение в позиции искусства поп-арт), с другой - А. тяготеет к интеллектуальной элитарности, ибо массовость предполагает отрицаемые А. унификацию и стандарт. В этом отношении А. не может быть отнесен к массовой культуре, хотя в нем присутствуют элементы массовости (китч, реклама и др.). Таким образом, действие двух сил определяет волны взлетов и падений всех течений А.: с одной стороны - А. поддерживает элитарная публика, с другой - стандартизирующая и тиражирующая новизну мода (см.).
Одним из мощным факторов собственной социальной адаптации (см.) А. считают моду, функция которой - непрерывная стандартизация, включения нового в сферу всеобщего потребления: "вследствие влияния моды, авангард обречен завоевать ту самую популярность, которую сам презирает, - и в этом начало его конца. Фактически это и есть неизбежная, неумолимая судьба каждого движения: восставать против уходящей моды старого авангарда и умирать, когда появляется другая мода" (Р. Поджоли).
Е.П. Коротченко
Достарыңызбен бөлісу: |