Сборник его работ. Кроме того, многие его работы остались незаконченными, что также затрудняет процесс изучения его творчества



Дата20.07.2016
өлшемі54 Kb.
#211227
Лекция, Социология Макса Вебера.

М. Вебер – один из самых «плодовитых» социологов. В Германии недавно вышел тридцатитомный сборник его работ. Кроме того, многие его работы остались незаконченными, что также затрудняет процесс изучения его творчества.

Влияние Вебера на мировую мысль 20го века можно сравнить разве что с влиянием Маркса и Фрейда.

Штрихи к портрету. Годы жизни: 1864-1920. С детства проявлялась страсть, стремление к политике. Но сказать, что он преуспел в ней, нельзя (качества ученого явно преобладали в нем над качествами политика). Окончил Гейденбергский университет. С 1894 профессор. В 1898 году из-за тяжелой болезни отказывается от преподавания, к которому возвращается только за год до смерти. С 1904 года совместно с Зомбертом издавал «Архив социальной науки и социальной политики».

Самая известная работа – «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Другие работы: «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (незаконченный труд, впервые издан в 1921 году).

Круг научных интересов крайне разнообразен. Сам себя Вебер никогда социологом не считал (а считал в первую очередь историком, правоведом и т.д.). Однако, именно в социологии он оставил гораздо больший вклад, чем в науках, которыми, как он считал, он считал, он и занимался.

Главную мысль в его трудах выделить трудно, поскольку творчество Вебера крайне разнообразно, многомерно и многопланово.

Источники формирования социологии Вебера. 1. Маркс. Творчество Вебера – постоянная, явная и неявная полемика с Марксом. Маркс – источник как позитивных, так и негативных влияний на Вебера. Вебер очень уважал Маркса, хотя творчество Вебера во многом было направлено на опровержение его теории. В эпоху, когда Маркс был на пике популярности, Вебер показывает в своих работах как экономика вырастает из этики, т.е. по сути опровергает теорию Маркса. 2. Густав Шмолер. 3. Вильгельм Дильтей – один из первых, кто провозгласил, что социальной науке не нужно равняться на естественно-научные, хотя бы потому, что у них разные предметы и методы исследования. «Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем» - самая известная цитата из Дильтея. «Понимание» приобретает у Дильтея почти мистический характер, однако это не помешало его идеям оказать влияние на многих социологов. В частности, огромное влияние он оказал на неокантиантов – 4. Г.Рихард, В.Виндельбанд. Виндельбанд проповедовал идеографический способ мышления (идеография – наука о событиях). Он писал, что социология поставила перед собой заведомо ложные цели, которых она никогда не достигнет. Генрих Рикард разделил науки на генерализующие и индивидализирующие (по познавательным целям – одни стремятся к формулировке общих, вечных законов, а другие – индивидуальных, частных).

Получается дуализм (позитивное в противовес естественно-научной методике). Этот дуализм прослеживается и в трудах Вебера, но Вебер его наоборот смягчает.

Идеальные типы по Веберу. Основной метод социологических исследований по Веберу - конструирование идеальных типов. Идеальные типы – схемы, которые позволяют упорядочить, а следовательно и постичь реальность. Понятие «идеальный тип» во многом противопоставляется слову «закон». Идеальные типы – утопия, фантазия, отожествления идеальных типов с реальностью, как пишет Вебер, быть не должно. Однако Вебер все-таки подчеркивает, что эти мыслительные образы берутся все-таки из реальности. В качестве примера Вебер использует понятия «ремесло», «церковь», «секта» и т.д., используемые для постижения истинных явлений.

Идеальные типы Вебер поделил на генетические (ими оперирует например история), которые используются локально во времени и пространстве (связи которые имели место лишь однажды – например, «средневековый европейский город»), и чистые, которые не локализованы (существуют хоть и не всегда, но часто, не единожды).

Задача социологии – устанавливать общие правила событий, независимо от их пространственно-временных характеристик. Социолог выясняет ситуации, когда при определенных условиях будут получаться какие-то факты. Не общие вечные законы, а частные, выделяющие связи по принципу «если что-то, то то-то». Вебер тем самым смягчает дуализм естественных и социальных наук.

Предмет социологии. Термин «понимание» Вебер берет у Дельтея, но придает ему другой смысл: он против субъективизма и психологизма в понимании. В отличие от Дельтея Вебер не противопоставляет понимание причинному объяснению, а сближает эти понятия.

Понимание по Веберу – это а) предпосылки объяснения б) процесс, во многом совпадающий с объяснением.

Понимание по Веберу бывает двух типов. Непосредственное (ближе к Дельтею – непосредственное восприятие) и объясняющее (процедура, близкая к причинному объяснению).

Объект изучения социологии – поведение индивида или группы индивидов. Индивид – атом социологии.

Отличие социологии от психологии в том, что социология изучает поведение индивида лишь потому, что он придает своим действиям смысл.

Социология изучает социальной действие индивидов. Вебер называет следующие два признака социального действия: 1. субъективная мотивация (иначе это не действие, а поведение) 2. ориентация на другого или других людей.

Вебер – социальный номиналист (в отличие от социального реалиста Дюркгейма). Понимание отличает социологический подход от психологического. Социологический подход – сведение действий больших и малых надындивидуальных образований к действиям индивида. Как иллюстрацию социологического действия Вебер приводит пример двух велосипедистов (столкновение которых не является социологическим действием, а вот попытку одного из них этого столкновения избежать или, например, брань после столкновения – это уже действие социологическое).

Толпа по Веберу – предмет не социологии, а психологии масс, поскольку нет субъективной осознанной ориентации на других и нет приписывания действиям смысла.

Типы действий (идеальные)


  1. Аффективные (эмоциональное )

  2. Традиционное (через привычку, усвоенную традицию)

  3. Целерациональное (ожидание определенного поведения и использование этого ожидания как средства достижения целей)

  4. Ценностно-рациональное (через осознанную веру в безусловную ценность.

Вебер отмечает, что реальные действия совмещают в себе два или более типов. Чаще всего в традиционном обществе преобладают первые два типа, а в индустриальном – последние два, причем ценностно-рациональное постепенно вытесняет целерациональное. Вебер говорит также о таком всемирном историческом процессе как рационализация.

Рационализция по Веберу явилась результатом констелляции целого рода исторических факторов, Вебер не верит в историческую необходимость.



  1. Наука

  2. Рациональное римское право

  3. рациональный способ ведения хозяйства (отдаление общественоого хозяйства от домашнего, появление отчетности)

Протестантизм объединил эти факторы, объявив прибыль в качестве религиозной цели. Так, согласно Веберу, появился капитализм.

Типы капитализма:



  1. то, что исследует Вебер – производительский

  2. тот, что существовал всегда и везде – не основанный на рациональности – грабж и т.д. - грабительский, ростовщический

Сейчас подчеркивается, что государство поддерживает второй тип, вследствие чего он пробладает. Современный российские политики говорят: капитализм есть только там, где есть протестантизм. Это неправильное толкование Вебера. Вебер исходит из того, что такая констелляция может иметь место не только в протестантском обществе.

Вебер в предисловии подчеркивает, что ничего такого не имеет в виду, а только пытается проселдить закономерность. «Некоторые формы капитализма значительно старше реформации».

Главный признак капитализма – формальная рациональность (ради самой себя).

Материальная рациональность – для чего-то внешнего.

Примеры целерационального действия:

- товарообмен

- конкуренция

- биржевая игра

Протестантизм – одно из основных направлений христианства. Речь у Вебера идет в первую очередь о кальвинизме. В протестантизме речь идет о возвращении к священному писанию, роль церкви сводится к минимуму вследствие появления книгопечатания и возможности распространять писание.

Типы господства по Веберу.

Вебер строит свою типологию на типологии социальных действий.

Социальное действие связано с ожиданием. Типология легитимного господства означает господство, признаваемое управляемыми, узаконенное. Господство предполагает взаимные ожидания (логичность приказов, их выполнение).

3 мотива повиновения соответствует 3м типам господства.


  1. выгода повиновения, интересы, целерациональные соображения повинующегося.

  2. нравы, привычка к определенному поведению, к определенной династии, группе лиц

  3. личная склонность, эмоции

Типы господства:

  1. закону подчиняется как управляемые, так и управляющие. Основа: формальная рациональность. Бюрократия – чистый тип легального господства (разделение труда, безличностное господство). На вершине иерархии не бюрократ, а монарх, президент, лидер парламента. Повседневная работа ведется чиновниками. Вебер называет это «машиной».

  2. традиционный тип. Вера в гуманность и священность унаследованной власти. Основа: традиции, патриархальность. Структура: господствующая община, господин, слуги, подданные. Аналогично семье. Господствующий аппарат – лично зависим от господина. Главная роль – не служебная дисциплина, а верность.

  3. харизматический тип. Основан на харизматических качествах, магическом даре, мистицизме и т.д. Харизмой наделены полководцы, герои, великие политики, основатели мировых религий. Будда, Иисус Христос, Македонский, Наполеон. Основа: индивидуальный тип аффективного действия. Основан на личных отношениях господина и подчиненного. «Рутинизация» харизмы – харизматический тип не может быть длительным, эмоции неустойчивы (Муссолини). Харизматический тип переходит в традиционный или легальный, приобретая новые основы.

Вебер обращается к развитым религиозным системам, обращая внимание на основы доктрин. Центральная – проблема спасения.

  • Спасение через собственные действия

  • Спасение через посредника

Методы спасения:

  • Ритуалы, церемонии

  • Социальные действия (любовь к ближнему, благотворительность)

Пути:

  • Самосовершенствование

  • Через веру (иудаизм, лютеранство)

  • Милость предопределения (ислам)

  • Аскеза – бегство от мира, средство освобождения

  • Преобразование мира. (Знаки божественной благодати в кальвинизме: человек зарабатывает больше, чем может потратить. В православии таких признаков нет. Этика индивидуальной ответственности в кальвинизме говорит, что можно определить милость/немилость Бога. Много денег – средство спасения).

  • Созерцательный путь. Отрешение от мира, созерцание потустороннего.

Проблематика политики.



  • Этика убеждения: ради убеждений готов пожертвовать все.

  • Этика ответственности: учитывает последствия

Наука может немногое, но позже выясняется, что не так уж и мало. Время великих энциклопедистов прошло, высок уровень специализации.

Говоря о качествах ученого, подчеркивает значение страсти, риска в работе, вдохновения. Сравнивает науку и искусство. Искусству проще т.к. совершенное произведение искусства нельзя превзойти, открытие же устареет, желает быть превзойденным.

Наука – не путь к Богу, природе, другим высшим сущностям. Она не дает ответа на вопрос «Что делать?», но может многое дать задающему эти вопросы.



Политике не место в аудитории. Наука не предпосыльна, не признает откровений и т.д. Наука помогает практической и личной жизни:

  • Разрабатывает технику овладения жизнью путем расчета

  • Разрабатывает методы мышления

  • Способна содействовать в обретении ясности

  • Заставляет индивида дать отчет в конце своей деятельности

В стенах аудитории только одна добродетель – интеллектуальная честность.

Во всех областях социологии роль Вебера велика до сих пор.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет