Сборник ранее не опубликованных работ а Х м аргулана, посвященных истории казахов. Адресуется научным сотрудни­ кам, студентам, а также будет интересен широкому кругу чита­



Pdf көрінісі
бет1/11
Дата01.03.2024
өлшемі1.68 Mb.
#493482
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Мир казах



А.Х. МАРГУЛАН
МИР КАЗАХА
и
һҺШ
Алматы, 1997



А.Х.Маргулан. Мир казаха/* Институт развития Казахста­
на, Международный фонд им. академика Алькея Маргулана. 
1997'у. - 57 csp.
Сборник ранее не опубликованных работ А Х М аргулана, 
посвященных истории казахов. Адресуется научным сотрудни­
кам, студентам, а также будет интересен широкому кругу чита­
т е л е й :'" ./: ; 
£■
..V 
.5 Ч. \
© Институт 
развития Казахстана
© Международный фонд 
им. академика Алькея Маргулана
Ï S B N - 5 - 7667 - 2088 - 2


у -
С. 
Іорячгыроъ
атъшда» 
D a â f .o .v p м * гм л е к е т гік
у<’
;-"гр ~ » :те тін ің
Т
ЬһВДЛ» 
Ч
*' ‘-Т ^ 'X ëèfrîCC 
Һі 
Млуці;..^ 
i.Vv
■ЯчЧБлодерсісого гс “ 
ст9 *» V.woro үкріпер •
ifM. С. Toip&V з*.-> >


Предисловие
Предлагаемый читателям сборник ранее не опубликован­
ных статей А.Х.Маргулана приурочен к Первому Международ­
ному симпозиуму, посвященному памяти Алькея Маргулана, и 
назван “Мир казаха”, мир с тотемным стилем мышления и 
трепетным отношением к духу предков, мир мифов и легенд, 
гармонично вписывающийся в степные просторы юртой, мир, 
открытый Космосу и Вселенной.
Мы надеемся, что вслед за этим небольшим сборником нач­
нется выпуск десятитомного собрания трудов А.Х.Маргулана.
Данель Алькеевна М аргулан 
Ерлан Мухтарович Арынов,
-
ответственный 
Президент
редакт ор-сост авит ель 
И нст ит ут а
развит ия Казахстана


ПЕТРОГЛИФЫ 
С ТОТЕМОМ ВОЛКА. 
ТОТЕМ ПЛЕМЕНИ 
ШАПЫРАШТЫ
К
древнейшим памятникам искусства относятся н а­
скальные гравюры, встречающиеся по. всей терри­
тории Казахстана: в горах Улутау, Каратау, Хантау, 
Бетпак-дала, в долинах рек Буланты, Блеуты, Сары-су (Терек- 
ты), в горах Баян-Аула, Каркаралы, Северного Прибалхашья, 
Чингизтау, Алтая, Тарбагатая, Западного и Восточного Алтая, 
на Мангышлаке. Среди этой группы памятников уникальным 
являются величественные гравюры эпохи палеолита, распо­
ложенные в горах Центрального Казахстана на гранитных ска­
лах Теректы, Тесик-Таса, Баян-Аула, Саяка и Мангышлака. 
Большой выразительностью отличаются скальные гравюры 
микролитической культуры неолита, встречающиеся в горах 
Улутау, Баян-Аула, Каркаралы, Северного Прибалхашья и 
Тарбагатая. Более распространены скальные гравюры б рон ­
зового века. Удивительно то, как древние художники создава­
ли эти грандиозные картинные галереи под открытым небом. 
Поражает мастерство художников, которые творили букваль­
но прикованными к труднодоступным скалам. Древние твор­
цы, по всей видимости, хорошо знали особенности горных 
пород. Творения древних художников сравнимы с поэтичес­
кими мифами и являются своеобразным проявлением м и р о ­
ощущения, мировосприятия древнего человека, населявшего 
территорию Казахстана.
Материалом для нанесения гравюры служили гранит, пор­
фир, диорит, песчаник, сланец-филлит. Техника выполнения 
зключала три способа: точечная выбивка, прочерчивание и 
ж альная живопись. Исключительный интерес представляет


монументальная наскальная картина, изображающая первобыт­
ного быка, опоясанного красной нитью. Эта картина находит­
ся в 
гроте 
Тесик-тас 
Шетского 
района в 
Каркаралинской 
сте­
пи, выполнена она тремя указанными способами. Впервые эта 
гравюра была исследована автором1 в сороковых годах. Относи­
тельно ее происхождения ученые склонны предполагать, что 
она создана “в эпоху мамонтового фаунистического комплек­
са” [1]. Исследования обширных степей Сары-Арки приводят к 
выводу о том, что скальная гравюра и живопись в этом регионе 
сопутствуют друг другу и “связаны с творческой деятельностью 
групп: граверов и живописцев” [2].
Скальные гравюры на территории Казахстана представляют 
собой величайшее сокровище, оставленное нашими пращура­
ми, и служат первоисточником в изучении истории прошлого. 
Поражает необычайная распространенность гравюр по террито­
рии Казахстана, мастерство выполнения и сюжетное богатство. 
В творениях древних художников мы встречаем изображение 
диких животных - кулана, сайги, антилопы, архара, марала, пер­
вобытного быка, бизона, барса, волка, пещерного льва (Терек- 
ты), диких лошадей. Животные показаны в движении, полны 
экспрессии. Удивительно, как древние мастера могли переда­
вать горделивую осанку двугорбых верблюдов, стройность ска­
кунов, изящество оленей, сайги, пружинистую готовность к на­
падению, характерную для барса. Имеется серия гравюр, в кото­
рых животные изображены в состоянии покоя (“Мир бытия” 
(Хан-тау), “Свет и тьма” (Хан-тау), “Картина мира” (Ариаузень), 
“Степная симфония” (Мангыстау). Особенно интересны гравю­
ры, отражающие сцены охоты, борьбы животных, схватку бога­
тырей с хищниками. На наскальных рисунках можно увидеть 
изображение пастбищ и рудников, зарисовки из жизни древнш 
скотоводов и металлургов, кочевые караваны. Сюжеты некото­
рых гравюр с изображением кочевых караванов верблюдов в 
группы всадников на конях (Улутау, Буланты, Блеуты, Абралы, 
как бы иллюстрируют древние легенды казахов о Жел-Майе, 
Одна из гравюр Центрального Казахстана вызывает особое вос­
хищение. На ней изображена культовая сцена - баксы в риту­
альном танце перед жертвенными конями, фигуры небесны: 
богов и танцующих людей (Желтау).
В серии гравюр отражены мифологические сюжеты, пред­
ставления о прошлом, Большой культурный интерес представ­
ляют гравюры со сценами жертвоприношения и поклонения 
небесным светилам - “Небесное божество”, “Солнцеликое бо­
жество” (Центральный Казахстан, Батпаксу, Тамгалы); “Соляр­
ное божество” (урочище Тамгалы, горы Кулжабасы); “Солярное 
божество, стоящее на быке” (Тамгалы); “Солярные боги” (Джун­
гарский Анатау); “Умай” - женское божество гунно-тюркского 
времени (Балыкуль); покровитель стад - “Бог скота” (горы Хан- 
тау); покровитель коров - “М нош рукое божество” (Тамгалы), 
по сюжету соответствующее казахской легенде “Зенгы-ата”; 
“Ойсыл-кара” - покровитель верблюдов (Каратау), время гун­
нов, изображение точно передает рельеф бляхи из Ноин-Ула; 
“Великая жрица, охраняющая стадо” (Хантау); “Астральные 
мифы” (Батпаксу); “Колдун (баксы), усыпляющий диких зве­
рей” (Хантау); “Ж езтырнак” - монстр (Хантау, Чингизтау).
Исключительную ценность представляют также гравюры, 
на которых изображены повозки и колесницы, составлявшие 
один из самых характерных атрибутов жизни племен (саков, 
кыпчаков, уйгуров) в более поздние периоды истории. Петрог­
лифы с изображением колесницы изучены в горах Улатау, К а­
ратау, Хантау, Кенелы (к северу от Балхаша), Тарбагатае, в уро­
чище Тамгалы в Джунгарском Алатау, гравюра с изображением 
повозки с упряжкой верблюда находится в долине Буланты, 
ниже рудника Байконур. Подобные гравюры с изображением 
повозок (кюйме) встречаются преимущественно на территории 
Казахстана и Монголии.
Особую значимость имеют петроглифы, где перед нами 
предстают конны е воины с копьями, на конце которых разве­
ваются знамена с изображением волчьего тотема. Начало за­
рождения этой традиции восходит к гуннскому времени. П ет­
роглифы с подобным сюжетом встречаются в горах Алтая, Тар­
багатая, Семиречья. В горах Джунгарского Алатау (Тамгалы), 
Кулжабасы, Анракой (Тамгалы), Хантау и Курдая.
Волк - один и з сильнейших тотемов тюрко-монголов, оли­
цетворяющий могущество и власть, охраняющий землю и пас­
тбища. Легенды о значении волка, как защитника и покрови­
теля людей в период бедствий, ш ироко распространены среди


тюркских племен, 
н а ч и н а я
со времени саков, гуннов, усуней. Шаньюй изумился, счел его духом, поэтому его взял к себе и 
Древний человек делает волка своим тотемом, ибо в его пред- воспитал. Когда же Гуньмо подрос, то Ш аньюй сделал его пред­
ставлении волк - наиболее сильное, агрессивное и опасное су- водителем войска. Гуньмо героически отличился в походах, и 
щество у которого следует искать покровительства и которого ш анью й возвратил ему владения его отца. Гуньмо сделался 
желательно видеть своим предком. С точки зрения своих фи- сильнейшим правителем, имел опытное в сражениях войско, 
зических качеств, именно волк становится искомым объектом 1 Унны считали Гуньмо, вскормленного волком, духом и осо- 
родового фетиша Ориентация на волка представляет собой Ьенно не тревожили его. Очевидна ориентация этих легендар- 
особое значение на степных просторах Казахстана. Культ вол- ных мотивов на представление о происхождении усуней от ве­
ка впервые отмечается у скифов-саков. Сакские племена, на- 
ликого волчьего тотема [6].
селявшие низовье Сырдарьи и Приаралье, в честь волчьего то- 
tm e в °Днои китайской летописи отмечено, что тюрки про­
тема ежегодно устраивали конно-спортивные празднества, уча- исходят из рода хуннов. Так, во время одной из грандиозных 
стники которых были в волчьих масках и волчьих шкурах [3]. битв тюрки Ьыли истреблены, остался один десятилетний маль- 
Традиции эти сохранялись у тюрко-монгольских племен до чик> которого волчица кормила мясом. Враг заметил это и хо- 
наших дней У казахов, туркмен, кыргызов эти игры существу- 
^ ить их. Волчица с мальчиком укрылись в стране на вое- 
ют под названием “кок-бор” (как-бар) - серый волк. Один из 
от западного моря (Аральского), в центральном узле Ал- 
ваоиантов конного спорта “серый волк” у казахов носит назва- таиских гор. Здесь были пещеры и равнина, окруженные со 
нме 
“кыз-бор” - 
“д е в у ш к а -в о л к ” 
- модификация древнесакс- ®сех сторон недоступными высокими горами. В этих местах 
кой традиции игр в волчьих масках и волчьих шкурах [4]. 
?ІфьІШ,сь’ И волчиЧа Родила от подростка 10 сьшовей.
Древние предания гуннов, усуней и тюрков нашли отраже- 
/ * ЗМНО™
ись и впоследствии образовали 10 племен
ние в китайских источниках времен правления династии Чжоу, ( £ “ * )• 
^ з н а м е н и т ы й род Ашина (Ш ене-волк).
Хань, Вэй и Тань. Так, по древней легенде, у хуннского прави- 
ч е л о ^ к с великими способностями - был признан
теля Шанъюя родились две дочери чрезвычайной красоты. Вель- 
у* р 
’ * °торьш над ВОротами своего местопребывания
можи считали их богинями. Отец вопрошал: можно ли т а и л
с 
Г7® 
головою ' в воспоминание своего
дочерей выдать за людей? Я предоставлю их Небу (Тенгри). Ох 
Р 
m _
поселил своих дочерей в тереме, в необитаемом месте к север, 
ДЛЯ ™ PK° B ° ™ ечено в ™
от столицы (Талас - авт.) и молил Небо принять их. По исте 
Тан-ш у и в других источниках. Тюркский
чении трех лет мать пожелала вернуть их, но отец не позволил 
^ о в о Г з Х
е Т
а
* * *

° 3° Л° Т° Й 1
Чепез гол после этого в тех местах появился волк, вырыл себ, 
Знамена с золотой волчьей головой были также у
™pv „Т тплТ ень и ночь стеречь терем. Младшая из дочереі 
го‘«*=‘
решила что это счастливое предзнаменование. Она сошла I 
знаменем 
’ поююншъс>1 волчьему знамени” [8J.
L
kv
, вышла замуж и родила сына. Потомство их размножи ^ 3олотоеН™
“ “ “
и знаменитые вой-
лось и составило государство [5]. 
КОНЦУ 
л л и т а г т
головой они прикрепляли 
К ОСТ-
В легенде о происхождении усуней рассказывается о 
tow
r
n^ * ™
0r0 копья’ и голова волка вдохновляла дух
что 
усуньский
правитель имел обширные владения на запад 
ү НІ_„ягт, ііо ’
Н Ы Х
хуннских пределах. Однажды владетель был убит в с раже йзоб ажен 
^телла, найденная в М онголіш, с
Н И И
а 
Г
у н ь м о
- усуньский правитель, только что родивш иио 
сюжету пам „т, 14151,1 И Ф ^У Р™ мальчика под ее брюхом,
б ы л б р о ш е й В 
поле. Птицы склевывали насекомых с его тел, 
к о с и т с я к раннетторкскому времени 
волчица приходила кормить его своим молоком. Гуннски
китай- 
ка- 
вол-
9


В связи с исследуемой темой огромный интерес вызывает чьим тотемом. Голова волка с заостренными ушами выполнена 
находка из Беговата (1952 г.), представляющая собой литую очень выразительно, как и подобает великому тотему, вдох- 
бронзовую статуэтку всадников на волке. Волк изображен в новлявшему воина в битве. Древнетюркские мастера для изоб- 
реалистической манере в галопирующей форме, на нем вели- ражения батальных сцен использовали гранит, на поверхности 
кан и мальчик Статуэтка хранится в музее истории народов которого гравюры выглядели выпукло и впечатляюще (горы 
Узбекистана [10]. 
Хантау, Каратау и Каркаралы) [11].
Мотивы поклонения волку как другу и покровителю чело- 
Обширная серия наскальных гравюр, сюжет которых схо- 
века прослеживаются на дисковидном медальоне из Централь- Ден с сюжетом курдайских гравюр, обнаружена в горах Джун- 
ного Казахстана, на другой стороне медальона - скульптура гарского Алатау, в верховьях реки Каратал. Находка этой инте- 
кентавра (человек-лошадь), стреляющего из лука. По сюжету рссной серии гравюр Семиречья принадлежит исследователю 
памятник относится к творениям древних кьшчаков (VI-IX вв.), А Н.М арьяш еву [12].
хранится в архиве А.И.Ш ренка в МАЭ. 
Наряду с петроглифами, непреходящее значение для исто-
В известной легенде “Огуз-наме” изображен волк-провод- рической науки, истории культуры и искусства представляют 
ник, показывающий дорогу Огуз хану в трудные моменты его стенные росписи с изображением знамени с волчьей головой и 
путешествия. Сюжет большого каравана изображен на наскаль- относящиеся к произведениям мастеров Западно-Тюркского 
ных гравюрах, находящихся в прибрежных скалах реки Булан- каганата. Большое число росписей обнаружено при раскопке 
ты Ж езказганской области. Во главе каравана бежит огромный городов VI-VIII вв. Сюжетное построение росписей очень близко 
волк, за ним жеребец со всадником, позади вереница верблю- и™ повторяет сюжеты наскальных рисунков С ем иречья., 
дов. В “О гуз-наме” есть сообщение о походе Огуз хана в Баш- 
Уникальна и чудесна роспись на стене древнего мавзолея 
кирш о против Ит-Барака. Возможно, булантинские гравюры Жубан-Ана (VIII-IX вв.), находящегося в долине реки Сарысу. 
иллюстрируют подобные этические сюжеты. 
построен из жженого кирпича в форме “ды н” (пирамида) и
Изображения волка как сильнейшего тотема часто ветре- по структуре весьма сходен с мавзолеем Козы-Корпеша и Баян- 
чаются в древних произведениях искусства гуннов, огузов и cyjty на рА ягуз и Домбаул. Этот чудом сохранившийся мавзо- 
кыпчаков, они отражены в барельефах в виде золотых, бронзо- лей был частью разрушенного старинного города Юанж, к ето­
вых и деревянных украшений. Этот феномен освещен в иссле- Рь™ упоминается н а карте Махмуда Кашгари, севернее озера 
дованиях советских и зарубежных авторов на основе памятни- Балхаш и у Раш ид-ад-дина, на реке Сарысу, недалеко от гор 
'к о в Пазырьпсских, Ноинулинских, Котандинских и 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет