Сценарий Павел Лунгин, Валерий Печейкин Операторы : Игорь Гринякин, Александр Симонов



Дата23.07.2016
өлшемі137.15 Kb.
#217637
түріСценарий
Мастерская ПАВЛА ЛУНГИНА

представляет

фильм

«ДИРИЖЕР»
полнометражный художественный фильм

Музыкальная драма
Фильм создан при поддержке Министерства Культуры РФ
Производство «Мастерская Павла Лунгина»

Режиссер-постановщик Павел Лунгин

Композитор Митрополит Иларион (Алфеев)

Сценарий Павел Лунгин, Валерий Печейкин

Операторы: Игорь Гринякин, Александр Симонов

Художники-постановщики: Марат Ким, Ольга Кравченя

Художник по костюмам: Наталья Каневская

Художник по реквизиту: Екатерина Харнас

Художник по гриму: Елена Фомичева

Кастинг директор: Марина Фотиева

Звукорежиссер Дмитрий Назаров

Монтаж Каролина Мачиевска

В ролях: Владас Багдонас, Инга Оболдина, Карен Бадалов, Сергей Колтаков, Сергей Барковский, Дарья Мороз, Арсений и Всеволод Спасибо

Продюсеры: Павел Лунгин, Евгений Панфилов

Продолжительность фильма: 86 мин

Прокат: 29 марта 2012

синопсис: Дирижер (Владас Багдонас) отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно.

В новом фильме Павла Лунгина («Такси-блюз», «Остров», «Царь») блестящий актерский состав возглавляет самый необычный актер мирового кино - вечный город Иерусалим.


ИНТЕРВЬЮ РЕЖИССЕРА И АКТЕРОВ ФИЛЬМА

Павел Лунгин (режиссер, автор сценария, продюсер): «Этот фильм начался с музыки, точнее с того, что я познакомился с митрополитом Иларионом Алфеевым, и он дал мне послушать свою ораторию «Страсти по Матфею». У него была идея создать фильм с его музыкой, где были бы показаны храмы, фрески, сохранившиеся в старых полуразрушенных монастырях Сербии и Черногории. Музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Появилась новая идея, мы попытались соединить простую бытовую историю с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Ведь как, например, передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться все время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно. Внешняя канва событий фильма проста: история поездки дирижера и его оркестра в Иерусалим для исполнения оратории. Эта музыка звучит постоянно, чтобы потом реализоваться уже в финальном концерте, реальном выступлении музыкантов. Получился удивительный эффект, чудесное превращение бытового изображения и музыки во что-то третье… Меня это волновало, вдохновляло, и мне кажется, что это очень интересный опыт.

Еще одно чудо в фильме - Иерусалим, вечный город, который возглавляет наш актерский состав. Все, кто побывали в Иерусалиме, возвращаются абсолютно потрясенными, удивленными, вдохновленными… В чем его тайна? Где она спрятана? Я не понимал, как поймать, как ухватить особую ноту, мелодию этого города. В результате, думаю, все же у нас получилось, все совпало: музыка, город, наши герои. Впрочем, судить не мне».
Митрополит Илларион (Алфеев), композитор: «Дирижер» очень необычный фильм, который нельзя отнести ни к одной из существующих категорий. Это и не музыкальный фильм, и не триллер, он близок к драме, но не совсем драма, можно сказать, получился синтез нескольких жанров….

Здесь созданы очень убедительные человеческие образы, и, на мой взгляд, крайне важно, что в фильме затронута проблема отцов и детей. Это вечная тема. Отцы, как правило, считают, что знают, как должны жить дети, но феномен современного человека в том, что у отцов не хватает времени, чтобы вникнуть, чем живут их дети. Герой фильма профессиональный дирижер, который всю жизнь отдал музыке, для него на первом месте была карьера, а уже потом семья. И он проглядел сына. Отпустил в свободное плавание. Он понимает свою ошибку слишком поздно. Сегодня, к сожалению, люди слишком часто стали сталкиваться с подобными ситуациями, когда невозможно ничего исправить.

Тема непонимания между старшим и младшим поколением, тема отторжения отчасти взаимного, и, конечно, тема покаяния, все это вечные темы, которые проходят через многие произведения литературы и искусства, и которые в полной мере нашли свое отражение в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Я бы сказал, что лейтмотивом фильма является тема покаяния как нравственного перерождения человека, даже если покаяние является следствием трагических событий и ошибок, имеющих необратимые последствия, все равно покаяние это внутреннее перерождение человека. И фильм именно об этом».

Инга Оболдина (актриса): «Мне очень понравился сценарий. Очень. С одной стороны, простой сюжет, но при этом очень глубокая история…

Люди, когда обретают веру, надеются и верят во все лучшее. Они верят в то, что если приехать на святую землю, то произойдет чудо и жизнь кардинально переменится к лучшему. И моя героиня ничем не отличается от других, так же надеется и верит. Она поет в хоре, как и ее супруг, вместе они едут на гастроли в Израиль, где действительно все меняется. Меняется у каждого, но совсем не так, как ожидают герои. Помните пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает». Наша история в том числе и об этом. Она рассказана очень просто, без надрыва. И снята почти в документальной манере. Например, мы снимали сцены в аэропорту, когда обычные пассажиры даже не догадывались, что рядом снимают кино. Знаете, оказывается, крайне сложно существовать в кадре с людьми, которые живут своей жизнью, не играют. Мы переснимали эту сцену до тех пор, пока не возникло ощущение правды. Так же мы работали и в Иерусалиме, и в горном монастыре. У Павла Семеновича в кадре все всерьез и по-настоящему, это всегда подкупает. И фильм получился очень тонким, без лозунгов.

Для меня самым запомнившимся съемочным днем была сцена теракта. Я приехала, у группы был обед: сидели люди с осколками стекол на лицах, все окровавленные… Они сидели и ели. Это было так страшно… «.
Карен Бадалов (актер): «Я играю певца в хоре. Он баритон. Это уточнение важно.. Любая профессия накладывает отпечаток на характер человека, на его образ мыслей. Недаром дирижер полифоничен, воспринимает все звуки, а если человек только тенор или баритон, то он больше ничего не слышит, он ограничен.

Помимо того, что у человека есть музыкальное восприятие жизни, у него есть еще восприятие веры, религии… Жена моего героя - глубоко верующий человек, а может быть, ей так кажется. А мой герой ставит под сомнение - но не веру, а религиозность…. У него испорчены отношения с женой, он ее не любит. В поездке он встречает другую женщину, и, как часто бывает в зрелом возрасте, у него возникает симпатия к ней, но дальше начинаются сомнения, страсти… А может ли человек себе это чувство позволить? Кстати, изначально наш фильм назывался «Страсти»…

Вообще, наверное, катастрофа, чуть ли не единственное что может изменить человека, когда ему уже за сорок. Любовь в этом возрасте - тоже катастрофа. Мне интересно было поставить многоточие в конце истории моего героя. Не ставить точку - вот он поменялся, стал хороший, добрый. Нет. Он еще будет долго сомневаться. И мы с Лунгиным, как мне кажется, в этом смысле, нашли общий язык».
ИЗ ИНТЕРВЬЮ ПАВЛА ЛУНГИНА ЖУРНАЛУ NEW TIMES (Ольга Галицкая)
Несколько лет назад невероятный успех выпал вдруг вашему «Острову». Феномен его массовой популярности так и остался недообъясненным. На ваш взгляд, почему такой достаточно сложный фильм, не разукрашенный никакими спецэффектами, вдруг стал необходимым самой разной публике?

Могу только догадываться, но я не лучший догадчик в этом смысле. Потому что я внутри этой истории, а не снаружи, но многие взрослые, серьезные мужики говорили мне, что смотрели «Остров» по пять раз, и что-то в них этот фильм пробивает. Душу ведь надо питать чем-то, в нашей жизни этого не хватает. Может, я как раз упал в то время, когда общество позабыло про свои постоянные ужасы как выжить и пришло к проблеме духовного голода, когда встали вопросы - зачем, почему, кто мы такие. И вообще, видимо, накопилось у людей так много всего сделанного и прожитого, что чувство стыда, которое подавлялось долго, загонялось внутрь, вдруг стало осознанным, вышло на поверхность.



«Дирижер» сделан в этом же направлении духовных поисков?

Он о чувстве раскаяния и стыда, которое может преобразить жизнь. Тема «Дирижера» очень простая – отношения родителей и детей, мужа и жены, людей, работающих вместе. Эти проблемы всегда актуальны: что делать в семье, если отец и сын не понимают и даже ненавидят друг друга? Как быть, когда исчезает любовь между мужем и женой? У нас кино сейчас совсем не занимается основными человеческими связями, а ведь это извечная задача искусства. Все насущные, реальные проблемы перекрыл бесконечный поток развлечений, но они же никуда не делись. Мне кажется, что это опасный симптом – нежелание понимать себя, анализировать, не думать, куда движется жизнь.



Значит ли это, что «Дирижер» - картина о серьезном кризисе во всех человеческих коммуникациях: в семье, в работе, в вопросах веры, в обществе в целом?

И об этом тоже. Не сомневаюсь, что только через кризис можно прийти к чему-то настоящему. Больше всего я боюсь в нашей жизни самодовольных людей, у которых вообще нет проблем, они еще и душу положили в швейцарский банк, не только деньги, у них всегда и все в порядке. Но только через кризисные ситуации, заблуждения, осмысление и понимание своей неправоты ты начинаешь вдруг по-новому все воспринимать, становишься иным, более внимательным и чутким к тем, кто рядом. Герой «Дирижера» - замечательный музыкант, интеллектуал, фанатически преданный искусству, он требователен к себе и другим, он то, что принято называть духовным человеком, он уверен в своих поступках, в правильности избранного пути. И при этом он жесток, он ломает людей, с которыми работает, он не сумел уберечь единственного сына. По сути дела это история про то, как такой суровый, цельный человек, кусок скалы вдруг взял и заплакал. И мир после этого для него стал другим, он понял и увидел то, что раньше не хотел замечать. На старости лет к нему пришли слезы и раскаяние, но ужасной ценой – смерти близкого человека. Конечно, это не самая современная тема. Вернее, очень современная, но совершенно немодная сегодня. Собственно говоря, я всегда снимаю о том, что меня касается, затрагивает меня глубоко, это те процессы, которым я сам, так или иначе, подвержен.



У Анджея Вайды был фильм «Дирижер», там совсем иная история, конечно, но тоже в центре взаимоотношения дирижера и его оркестра, в центральной роли там великий Джон Гилгуд. Владас Багдонас в вашем фильме значителен ничуть не меньше. Расскажите о нем.

Он литовец, лучший артист Эймунтоса Някрошюса, сыграл у него самые знаменитые роли мирового театрального репертуара. В кино это первая его главная роль. Для меня он актер абсолютно бергмановского наполнения, трагического накала, способный передать тончайшие переживания. Он - гений перевоплощения. Профессиональные музыканты приняли его за реального дирижера, все его движения и полная погруженность в музыку их в этом убедили. Хорошо иногда брать артистов на контрамплуа, но еще лучше, когда масштаб личности героя и исполнителя совпадает. Владас - мощный человек и артист, в нем видна одинокая, гордая, суровая жизнь, поэтому я считаю, что это находка для нашего фильма и для кино в целом.



Все остальные роли в «Дирижере» тоже отданы театральным артистам, так называемых «медийных» лиц среди них нет. Почему?

Чтобы все было правдой. Слишком знакомые персонажи, кочующие по всем сериалам, фильмам, программам, шоу и журналам уже не вызывают доверия. Мне нужны были артисты, способные проживать ситуацию изнутри, чтобы зрители отождествляли себя с ними. Это попытка обратиться к человеку и его внутренней жизни, к его нерешенным вопросам. Инга Оболдина, Карен Бадалов, Сергей Колтаков и другие играют людей, а не фикции, которыми в основном заполнены экраны. Обществу бодрыми фильмами и яркой рекламой активно навязывается образ победителя. Молодого, крепкого, неунывающего, лишенного проблем, не знающего сомнений, идущего от победе к победе. Но это вранье. Человек в реальном мире живет иначе, ему свойственно страдать, ошибаться, любить, искать, переживать свое несовершенство. Надо не бояться признать, что у каждого есть пространство для одиночества, для печали, поиска себя, для возрождения. Победительный менеджеризм собственной жизни совершенно не является признаком высокой организованности и успеха. Все в этом мире сделали люди знакомые с внутренней болью, с пробоинами в душе, с горькими и светлыми мыслями, с депрессией и отчаянием, способные увлекаться, любить и начинать все сначала. На митинге собственной жизни я представляю эту партию, мои флаги ведут за собой вот этих людей, потому что я и сам такой, для них и про них я делаю, и буду делать свое кино.


СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Павел Лунгин, режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер:

режиссер, сценарист, продюсер, лауреат Каннского кинофестиваля, Народный артист России. Родился 12 июля 1949 года в Москве в семье сценариста Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. В 1971 году окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году - Высшие сценарные курсы, где занимался в мастерской М.Львовского. Дебютировал как сценарист в 1976 году - фильмом «Все дело в брате» (режиссер В. Горлов). В 1990 году дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз» (приз за режиссуру на Каннском кинофестивале). Интерес зрителей и критики вызвали такие его ленты, как «Луна-парк» (1992) и «Линия жизни» (1996), «Свадьба» (Специальный приз жюри Каннского фестиваля-2000 за лучший подбор актеров), «Олигарх» (один из лидеров проката 2001), «Бедные родственники» (главный приз фестиваля «Кинотавр-2005»), многосерийный телефильм по мотивам произведений Н.В.Гоголя «Дело о «Мертвых душах». В 2006 году большой резонанс вызвал фильм «Остров» (6 премий «Золотой орел», 6 премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере), ставший официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля «Кинотавр 2006». Фильм «Царь» участвовал в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» (2009), официально открывал XXX Московский Международный Кинофестиваль и получил 2 премии «Ника».



Митрополит Иларион (Алфеев) композитор: родился 24 июля 1966 г. в Москве. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. Окончил московскую духовную семинарию, Академию и аспирантуру. Доктор философии Оксфордского университета. Доктор богословия Парижского института,приват-доцент Фрибургского университета. После избрания патриарха Кирилла назначен председателем отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. Возведен в сан Митрополита. Постоянный член Священного Синода.

Автор более 700 публикаций, в том числе монгографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной Литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории» для солистов, хора и оркестра, симфонии псалмов «Песнь восхождения». Его музыкальные произведения с успехом исполнялись в лучших концертных залах России, Италии, США, Канады, Австралии, Венгрии и других стран.
Евгений Панфилов, продюсер: родился 15 апреля 1966 г. в Москве. Окончил РГСУ в 1997 году. В кинопроизводстве с 1990 года . Работал на проектах «Анкор! Еще анкор» (1996), «Вор» (1997), «Мама» (1998),»Русский бунт» (1999), «Штрафбат» (2004) и др.

Генеральный директор ООО «Мастерская Павла Лунгина».


Валерий Печейкин, драматург, сценарист: родился в Ташкенте в 1984 году. Окончил Ташкентский государственный экономический университет. В соавторстве с Марком Вайлем написал пьесу «Радение с гранатом». В 2007 года поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. В декабре 2007 года с пьесой «Соколы» победил в номинации «Драматургия», за ту же пьесу был удостоен второго приза в номинации «Молодой русский мир». Пьеса «Моя Москва» - вторая премия на Всероссийском конкурсе «Пять вечеров» имени А. Володина.
Игорь Гринякин, оператор-постановщик: родился 24 февраля 1981 года. Один из самых востребованных российских операторов. Работал над такими фильмами, как «Адмирал» (2008), «Олимпус Инферно» (2009), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), «Джунгли» (2012 – в производстве), «Территория» (2012 – в производстве).
Получил премию «Золотой орел» 2008 года за лучшую операторскую работу («Адмирал») и премию ТЭФИ-009 как лучший оператор телевизионного фильма («Олимпус Инферно»).
Александр Симонов, оператор-постановщик: родился 15 июня 1974 года. В 1996 году окончил ВГИК (операторский факультет, мастерская Леонида Калашникова). Первая работа в кино - фильм «Я тебя люблю». Работал над такими фильмами как «Кочегар» (2010), «Прячься!» (2010), «Морфий» (2008), «Груз-200» (2007), «Бумер. Фильм второй» (2006).
Владас Багдонас, актер ( Vladas Bagdonas; род. 16 января 1949). В 1970 году окончил актерский факультет Вильнюсской консерватории. В 1970—1993 гг. работал в Литовском государственном театре молодёжи в Вильнюсе. С 1994 года преподает в Литовской консерватории (актерский факультет), с 1998 года — декан актерского факультета, с 2003 года - профессор. Артист вильнюсского театра «Meno Fortas». Снимается в кино с 1972 года. Среди его киноработ такие картины как «Край» (2010), «Исаев» (2009), «Дом дураков» (2002), «Иди и смотри» (1985).
Сергей Колтаков, актер: родился 10 декабря 1955 года в Барнауле, Алтайский край.

Учился в Саратовском театральном училище на актёрском факультете (19751976). В 1979 г. окончил актёрский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Дебютировал в кино в 1981 году, в фильме Глеба Панфилова «Валентина« в роли Павла. Успех в кино пришёл через три года, после съёмки в фильме Инны Туманян «Соучастники«, где Колтаков сыграл роль уголовника Анатолия. Среди его работ: «ПираМММида» (2011), «Новая земля» (2008), «Дети Арбата» (2004), «Мама, не горюй!» (1998), «Зеркало для героя« (1987).



Инга Оболдина, актриса: родилась 23 декабря 1968 года в городке Кыштым. После окончания школы поступила в Челябинский институт культуры и искусства на факультет театральной режиссуры. Окончила РАТИ (мастерская Петра Фоменко). Дебютировала в кино в 1998 году в сериале «Самозванцы». Среди киноработ такие фильмы как «Все умрут, а я останусь» (2008), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Мне не больно» (2006), «Небо. Самолет. Девушка» (2002), и другие.

Карен Бадалов, актер: родился 28 марта 1965 года в Москве. В 1988 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. В настоящее время работает в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко».  В кино дебютировал в 1991 году, но активно сниматься начал с 2006 года, за три года сыграв более 15-ти ролей. Заслуженный артист России (2004г). Лауреат Государственной премии России, 2002, лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004 г.). С сентября 2009г. - педагог ВТУ им. Щепкина по актёрскому мастерству (курс Р.Г.Солнцевой). Среди его киноработ: «Кремень» (2007), «Дикари» (2006), «Орел или решка» (1998).
Дарья Мороз, актриса: родилась в Ленинграде 1 сентября 1983 года в семье актрисы Марины Левтовой и актёра и режиссёра Юрия Мороза. Дебют в кино состоялся в возрасте трёх месяцев в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». За фильм «Фортуна» была отмечена Специальным упоминанием жюри фестиваля «Кинотавр-2000». Окончила Школу-студию МХАТ, курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина. В 2005 году окончила продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская В. Арсеньева). Среди киноработ: «Достоевский» (2011), «Черные волки» (2011), «Дом солнца» (2010), «Апостол» (2008), «Живи и помни» (2008), «Точка» (2006).
Сергей Барковский, актер: родился 14 декабря 1963 года в Алма-Ате. Заслуженный артист России. В 1992 году окончил ЛГИТМиК (ныне СПГАТИ), артист Молодёжного театра на Фонтанке, один из самых востребованных и известных актеров Петербурга. Среди его киноработ: «Обитаемый остров» (2008)), «1814» (2007) «Брежнев» (2005), «Бедный, бедный Павел» (2002), «Хрусталев, машину!» (1999).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет