Шахтинский филиал



бет1/5
Дата18.07.2016
өлшемі460.5 Kb.
#206680
түріПрограмма
  1   2   3   4   5

СМК ШФ ЮРГИ


ШАХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ШФ ЮРГИ)

УТверждаю

Зав.каф. «Графический дизайн»

Шейкин А.Н.
_________________________

«___» _______________2013


ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
по специальности

070601.65 ДИЗАЙН
квалификация (степень) выпускника

специалист

Шахты 2013


Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартом и учебным планом направления 070601.65 «Дизайн».

Программа разработана

профессором, членом Союза дизайнеров России А.Н. Шейкиным

Программа обсуждена и одобрена на заседании НМС факультета дизайна ЮРГИ.

Программа государственного экзамена включает разделы и темы общекультурных, и общепрофессиональных, изучаемых студентами по направлению 0705601.65 «дизайн» согласно учебному плану данного направления.

Разделы программы



тема 1 Теория дизайна

тема 2 История дизайна, науки и техники

тема 3 История культуры и искусства Древнего мира

тема 4 История культуры и искусства Востока

тема 5 История культуры и искусства Западной Европы

тема 6 История русского искусства

тема 7 История культуры и искусства современности

теория дизайна
Природа дизайна. Индустриальное и постиндустриальное общество и особенности материальной культуры. Культурные и производственные предпосылки дизайна. Традиционная ремесленная и нетрадиционная проектная материальная культура. Генезис дизайна. Его отношение к духовной культуре и технической цивилизации. Роль эстетических качеств изделия в урбанистических условиях.

Сущность дизайна. Дизайн (design - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами.

Дизайн - англ.: design 1)вымысел, план 2)намерение, цель; 3) проект; план; чертеж; конструкция, расчет; 4)рисунок, эскиз, узор; 5)композиция; 6) (злой) умысел. Дизайн - нем.: gestaltung - связь проектирования формы с гештальтпсихологией.

Дизайнер - означает 1)конструктор, проектировщик, 2)чертежник, 3)рисовальщик, 4)модельер, конструктор одежды, 5)интриган; designing. Проект от лат. projectus – двигать что-либо вперед. «Промышленное искусство» как термин аналогичный «дизайну».

Дизайн по определению «творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (ИКСИД, 1969). «Техническая эстетика» (П.Тучны) - как основа теории дизайна. Анализ и осмысление социальных, эстетических, функциональных, эргономических, экологических и индустриальных аспектов формирования предметно пространственной среды в технической эстетике.

Существенные черты дизайна - проектирование, серийное промышленное производство, типовые изделия. Дизайн - разделение проектирования и производства.

Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и декоративное искусство: их особенности и различие. Искусство как художественный образ, выражающий творческую индивидуальность. Дизайн как проектирование и конструирование материальных объектов, знаков и знаковых систем. Различие между «проектированием вещи» и «художественным образом», презентация вещи и репрезентация искусства. Сущностное качество дизайна - единство функции, формы, качества.

Функция, форма, качество вещи. Конструкция и форма. Технология серийного производства и формообразование. Форма и структурные связи предметной среды. Форма и коммуникация. Понятие комбинаторики. Понятие модуля и стандарта. Эргономика вещей и техники. Форма как сочетание красоты и пользы. Эстетические аспекты формы - композиция, пропорциональность, соразмерность, ритм, и пр. Социальные, технологические, утилитарные, эргономические, экологические и эстетические требования к промышленным изделиям.

Стадии проектирования - техническое задание, художественно-конструкторский анализ, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации, технологическая карта, опытный образец.



Специфика дизайна. Дизайн и ремесло. Ремесло как искусность, ручной труд, индивидуальное изготовление; дизайн как проект, технология массового производства. Ремесленная вещь как воплощение индивидуальности мастера; дизайн вещи как превращенная (отчужденная) форма общественного производства.

Виды дизайна.

Индустриальный дизайн - охватывает широчайший круг объектов. Проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих технико-экономический потенциал общества. Это продукция машиностроения и станкостроения, транспорт, вооружение. Дизайн техники. Массовый харак­тер изделий группы «Б» т.е. предметов потребления: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, предметы повседневного обихода и пр. Особое место оборудования интерьеров - мебели, освещения, сервиса, в т.ч. посуды, столовых приборов. Особенности дизайна медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей, проектирование игрушек и изделий для детей. ИКСИД - международный совет организаций индустриального дизайна (1957), призванный способствовать развитию дизайна во всем мире, содействовать повышению уровня художественного конструирования и профессиональной подготовки художников-конструкторов.

Графический дизайн. Традиционные формы графического дизайна: книжная графика и плакат, упаковка, этикетки, фирменные знаки и фирменный стиль, шрифты и т.д. Появление новых аспектов графического дизайна - коммуникативного (в интерьерах административных зданий, в пространстве населенных пунктов, у дорог), рекламного (теле и радиоролики, щитовая реклама, плакат, рекламные буклеты), Web-дизайн и др. Компьютерная графика как разновидность графического дизайна. Web-site и виртуальные объекты в Интернете. Своеобразие построения графических изображений и системы информации в сети.

Дизайн среды - охватывает интерьеры, техносреду, архитектуру малых форм, урбанистическую среду в целом. Проектирование интерьера и оборудования. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительским требованиям оборудования площадей и улиц с середины 60-х годов. Понятие «ландшафтный дизайн», его своеобразие по отношению к традиционному садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Особенности дизайна выставочных экспозиций - праздничного оформления среды жизнедеятельности.

Дизайн одежды - проектирование и серийное производство швейных изделий и аксессуаров. Дизайн костюма и мода. Уникальные коллекции haute couture и массовая, уличная мода prêt-a-porter.

Теоретические предпосылки дизайна. Джон Рескин, его тезис «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Стремление применить искусство для оказания действенной пользы в обыденной жизни и улучшения условий труда на производстве. Уильям Моррис - понимание упадка в культуре в зависимости от технико-экономических причин, требование возврата к ручному труду. Значение эстетического в предметной среде. Готфрид Земпер - автор здания Дрезденской галереи, театра, павильонов Первой Всемирной выставки (1851). Труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-1863). Идея о подчинении формы вещи ее назначению (функции), материалу, технологии производства, а также религиозным установкам, социально-политическим порядкам (идеологии); личности художника (архитектора). Поиск новой «эстетики» в изделиях производства. Франц Рело -первая формулировка вопросов кинематики механизмов (1875), увязывание теории с проблемами конструирования, попытка решить проблему эстетичности машин. Тезис о возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Герберт Рид и его книга «Искусство и промышленность» (1934). Дизайн есть «абстрактное искусство» и «в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике».

Функционализм. Формула функционализма – «форма следует за функцией». Красота как результат функции и отсутствия избыточных декоративных элементов. Прекрасное как целесообразное - элегантное. Вопрос не в том, какими аспектами формы можно поступиться ради функции, а в том какие аспекты дизайна являются решающими для его успеха (назначения вещи).

хорошая форма:

- способ эстетической выразительности в дизайне, основанный на гештальт-психологии;

- рациональное использования типовых полиграфических элементов;

- понятность пользования (промышленная графика);

- модульная сетка как основа верстки, проектирования книги, газеты или плаката;

- баланс visual & copy; «визуальная книга» в противовес чисто «читательской»;

- функциональный шрифт (удобочитаемость, различимость, заметность);

хороший дизайн:

- полезность, надежность, долговечность

- требование качества, простота пластики и отсутствие декора

- экономичность, технологические и психологические стандарты

- рационализм и функционализм, принцип «меньше есть больше» (Мис ван дер Роэ).

- эргономика, безопасность, экологичность



Стайлинг. Дизайн с позиции продаж, а не производства. Великая депрессия и рождение формы как стимула продаж. Формула стайлинга - «функция и форма едины» (Ханнес Майер, Фрэнк Ллойд Райт). Погоня за новизной. Творчество Реймонда Лоуи. Вещь как предмет обладания, ее значения – экономическое (стоимость), юридическое (собственность), техническое (средство) и коммуникативное (знак), статусное и пр. Символическое присвоение и сегментация потребления. Аэростиль, streamline, органический дизайн, биодизайн, биоморфизм, биоморфный стайлинг. Bel Designo - стиль Оливетти. Стайлинг как инструмент конкурентной борьбы, коммерческий смысл формообразования.

Современные тренды проектирования. Ситуация постмодерна и формула «форма поглощает функцию» (Ф.Байер). Назначение вещи не в техническом, а в эргономическом и семантическом смысле (Ф.Старк); «форма следует эмоции». Поп-дизайн, космический стиль, футурдизайн; арт-дизайн, радикальный дизайн, анти-дизайн; стиль Мемфис, и студии Алхимия, Новый дизайн, ре-дизайн; постиндустриализм, деконструктивизм, эмоциональный дизайн, plug&play, rouge&ready.

основная


Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008

электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2008

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006
История дизайна, науки и техники
Периодизация. Кустарно-ремесленное изготовление вещей; Мануфактурное производство и декорирование вещей; серийное производство и дизайн. Предыстория художественного конструирования - исторический период изготовления предметов быта и орудий труда, от времени древних цивилизаций до XIX века европейской культуры.

Промышленная революция 60-е годы XVIIIв – 20-е годы XIX века 1)переход от ручного труда к машинному, 2)универсальный двигатель - паровая машина Д.Уатта(1800), Паровая повозка Н.Каньо, пароход Р.Тревитика, паровоз Дж.Стефенсона, локомотив бр.Черепановых. Двигатель внутреннего сгорания – Э.Ленуар, Н.Отто, Г.Даймлер, К.Бенц; 3)механический суппорт Г.Модсли, механический (самолетный) челнок - Дж.Харгривс; станочная линия для производства однотипной продукции - Джон Клей.

Научные открытия и технические изобретения XIX века 4)удаление источников энергии, накопление энергии; технологические разработки Эдисона; 5)телефон и радио; телеграф К.Шапп, телефон А.Белл, электромагнитные волны - Г.Герц, радиоприемник А.Попова; 6) фотография Л.Даггера и кино бр. Люмьер.

Мануфактура – механизация труда – автоматизация труда. Общество традиционное (сельское хозяйство, армия и церковь) – индустриальное (прогресс, завод, фирма и корпорация) – постиндустриальное (наука, услуги и качество жизни потребителя).

Исторические периоды развития дизайна, науки и техники. Прекрасная эпоха (1890-1910) – эпоха бума и депрессии, модернизм (1919-1940) – эпоха оптимизма и богатства (1945-1970), космическая эра (1961-1969) – ситуация постмодерна с 1980-х.

Формирование индустриального дизайна в результате завершения промышленной революции. Влияние промышленной революции на удовлетворение спроса на товары. Новое в строительных технологиях, научные открытия: Хрустальный дворец Д.Пакстона, Башня Г.Эйфеля для Всемирной выставки. Стиль модерн и абстракция в искусстве как предпосылка дизайна. Образование абстрактной формы в искусстве. Искоренение предшествующих декоративно-орнаментальных мотивов и применение абстрактной формы к изготовлению вещей.



Движение Искусств и Ремесел (Arts & Crafts, 1865). Уильям Моррис как основатель «Нового английского стиля», который поддерживает журнал The Studio (1893). Объединение лаконичности форм и декора. Ремесленное изготовление мебели, посуды, занавесей, ковров, обоев, витражей и пр. Вековая гильдия (1882) и ее основатель А.Макмурдо; Гильдия работников искусств (1884) и Ч.Р.Эшби. «Сассекские стулья» (мебель добрых граждан), «Красный дом» арх. Ф.Уэбба, В США движение в стиле миссии или Золотого дуба.

Стиль модерн (1887-1914). Стилизация, рождение новых форм. Сочетание ретроспективизма и новаторства. Национальные школы модерна. Франция – ар нуво, «стиль Гимар», «стиль метро». Бельгия – «ар нуво», «стиль Орта», «стиль 1900 года», «стиль лилий», «Студио», «стиль волн», «вермишель», «солитер», «угорь», «яхт-стиль». Австрия – «сецессион»; Германия – «югендштиль»; Италия – «цветочный стиль», «либерти». Англия – «модерн стайл». Россия – стиль модерн. Варианты модерна: флореальный, графический, живописный, и др. Кукурбита (усы тыквы). Линия «удар бича» в плакате. Модерн в дизайне среды - В. Орта, А.Ван де Вельде (Бельгия); Г.Гимар, Л.Мажорель, Э.Галле, Р.Лалик (Франция), А.Гауди (Испания), А.Эндель (Германия), Ф.Шехтель (Россия), Л.Тиффани (США), Ч.Макинтош (Англия), О.Вагнер, Й.Ольбрих, Й.Хофманн, Венские мастерские - К.Мозер, Й.Хофманн (Австрия). Михаэль Тонет и комплексная программа производства мебели. Графический дизайн Ж.Шере, А.де Тулуз-Лотрека, Т.Штейнлена, А.Муха, Л.Мелитковица.

Стиль ар деко. Парижская выставка 1925 года и возникновение стиля ар деко. Простые геометрические формы и применение дорогих материалов. Павильон Ле Корбюзье Esprit Nouveau. Стиль будуара с роскошными материалами, применяемыми в экзотической восточной манере Эмиля Рульмана и умеренный модернистский стиль Ле Корбюзье. Франция - конструирование мебели – Эмиль-Жак Рульман, Л.Сю и А.Мар, Пьер Шаро, Морис Дюфрен, Жак Дюнан; в работах по серебру Жан Пюифорк, Орфеврери Кристофль, Тетар Фрере; в работах по металлу – Жан Дюнан, Клодиус Линносье и К.Форе; в ювелирном искусстве – Сандоз, Бушерон, Картье, Жорж Фуке и Раймон Тамплие; в работах по стеклу – Г.Арш-Руссо, Антонен Даум, Франсуа-Эмиль Декоршон, Морис Мариино, Рене Лалик; в плакатной графике – Кассандр, Жесмар и Жан Дюпа. Англия - Эйлин Грей с лакированными ширмами и Кларисс Клифф с яркой керамикой, США – Кем Вебер с оригинальными серебряными изделиями, Рокуэлл Кент и Джон Васос с книжной графикой. Ар деко в графическом дизайне - Кассандр, Жан Карлю, Шарль Люпо, Поль Колен, Леонетто Капиелло.

Интернациональный стиль – метафорическое обозначение стиля простых геометрических форм и стиля ар деко, распространившиеся из Германии и Франции по Европе и США (1920-1940). Стиль простых геометрических форм возникает в Баухаузе и группе «Стиль» - Гэррит Ритвелд, Тео ва Дусбург, Пит Мондриан. Проекты Ритвелда – Дом Трюсс Шредер и Красно-синий стул.

Хенри Ван де Вельде Бельгийский архитектор и дизайнер, один из создателей «ар нуво». Позиция отстаивания творческой индивидуальности, выступающей против консерватизма, канонизации и типизации. Мебель, посуда, интерьеры в стиле модерн. Линия «удар бича» постера Tropon.

Луис Салливан американский архитектор, автор высотных зданий со стальным каркасом и гармоничными фирмами. Принцип форма определяется функцией. Стремление перенести законы живой природы в сферу человеческой деятельности. Книги «Беседы в детском саду» (1901), «Автобиография и идеи» (1924).

Адольф Лоос австрийский архитектор-конструктивист, понимание архитектуры как чисто функционального проектирования. Выступление против орнаментализма, фасадничества и декоративности. Идея форма зависит от утилитарной функции.

Кассандр основоположник ар деко в графическом дизайне. Рекламные плакаты, шрифт Bifur, логотип YSL. Работы для компании Dubonnet. Формат и модульная схема плаката «Непримиримый».

основная


Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

основная, электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.,1995

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006
ДИЗАЙН ЗАПАДА

Дизайн Германии

Формирование дизайна в начале ХХ века. Функционализм промышленного дизайна, понятие «хороший дизайн». Автомобильная промышленность, Volkswagen Ф.Порше как символ немецкого качества. Развитие промышленного дизайна и ведущие школы и фирмы функционализма. Образцы немецкого дизайна - фотокамера Leica О.Барнака, консольный стул B32 М.Бройера, автомобиль Mercedes, дирижабль Гинденбург Цеппелин, электроприборы фирмы Braun.



Петер Беренс (1869—1940), немецкий архитектор, дизайнер. Первая разработка фирменного стиля в концерне АЭГ (1907). Сочетание художественной формы с функциональностью и «технологической естественностью». Фирменный стиль как один из ведущих инструментов в дизайнерской деятельности. Визуальная идентификация, знаковое единство графических элементов для предприятия. Фирменный стиль как совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных элементов, обозначающий позиционирование фирмы на рынке. Цель стиля - создание запоминающегося зрительного образа всего, что связано с деятельностью предприятия. Основные элементы фирменного стиля - товарный знак, логотип; шрифт, цветовая гамма, композиция, комбинация данных элементов на предметах и носителях.

Веркбунд (1907-1934) – объединение художников и промышленников. Основатели движения - Рихард Риммершмид, Бруно Пауль, Йозеф Мария Ольбрих, Питер Беренс, а также Венские мастерские, Объединенные мастерские прикладных искусств и пр. Проблема качества немецких товаров, конкурирующих с «Английским Домом». Социальные эксперименты немецких архитекторов - Г.Мутезиуса и др. Хенри Ван де Вельде - архитектура, проекты, педагогические идеи. Различия в проектных методах П.Беренса и художников модерна. Путь к качественным товарам, изготовленным машиной через стандартизацию массового производства, создание форм приемлемых для всех (Ван де Вельде) - «качественная работа» и «деловитость».

Герман Мутезиус Изучение причин превосходства английской промышленности над немецким экспортом. Идейный вдохновитель Веркбунда. Автор Программы Союза, сочетание принципов формообразования - функциональность, конструктивная целесообразность, технологичность и социально-культурных установок. Идея типизации выпускаемой в Германии продукции на основе эталон­ных (типовых) образцов.

Баухауз (1919-1933). Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе - единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу. Метод работы преподавателей В.Кандинского, П.Клее, И.Иттена, И.Альберса и др. Работы Баухауза веймарского периода - детская качалка П.Келлера, текстиль, керамика. Баухауз в Дессау. Социально-политические и творческие взгляды Вальтера Гропиуса. "Тотальная архитектура" В.Гропиуса. Работы Марселя Бройера, Вильгельма Вагенфельда, Мис ван дёр Роэ и др. Анализ творческих принципов Баухауза с позиций функциональности, формальной стилистики, материального решения и т.п. Социологизм позднего Баухауза. Графика Bauhaus - Йозеф Альберс, Йоханнес Иттен, Йост Шмидт, Херберт Байер. Роспуск Баухауза (1933). «Новая деловитость» - использование простых геометрических форм и принципов объединения визуальных элементов в ментальные паттерны, гештальт.

Вальтер Адольф Георг Гропиус архитектор, первый директор Баухауза. Разработка концепции проектной культуры. Проект кабинета директора Баухауза.

Вильгельм Вагенфельд немецкий дизайнер, один из пионеров промышленного дизайна. Индустриальный вид товаров из стекла и металла. Статьи по проблемам промышленного дизайна. Лампа Bauhaus, стеклянный сервиз, контейнеры и пр.

Людвиг Мис ван дёр Роэ Создание рационалистической архитектуры и дизайна в Германии. Работа в США после второй мировой. Стиль Миса ван дер Роэ. Основные архитектоны, „Хрустальный ларец", вертикальная призма.

Херберт Байер – график Баухауза. Разработка Новой типографики, шрифт Universal, журнал Bauhaus, проспекты, постеры, фотомонтаж.

Школа дизайна в Ульме (1938). Рационализм, абсолютизация логических методов, наукомания в проектировании (в ущерб творческой интуиции, фантазии). Связь школы с фирмой Braun. «Хороший дизайн» - простота пластики, отсутствие декора, функциональность, деловитость, долговечность.

Макс Билл руководитель Высшей школы формообразования в Ульме (1951-56). Эстетика «хорошей формы» в книге Макса Билла «Форма. Подведение баланса развития формы в середине ХХ века». Развитие международного швейцарского стиля, разработка полиграфических сеток, форматов, шрифта max bill.

Томас Мальдонадо руководитель Высшей школы формообразования в Ульме (1956-1967), последователь Ганнеса Майера. Принцип системного подхода в дизайне, попытки выявить особенности дизайна как активной социальной силы, организующей среду и воздействующей на сознание людей. Соединение в дизайне научно-технического прогресса и эстетики. Концепция Мальдонадо о разделении сложных процессов проектирования изделий на многочисленные составляющие простые элементы с выделением различных уровней от социального до технологического. Различие учебного процесса в Баухаузе и Ульмской школе.

Макс Браун основатель компании Braun (1921) по выпуску электробытовых приборов. Основная направленность выпускаемой продукции с использованием экономного дизайна с 1952 года. Сотрудничество с Марчелло Ниццоли. Мебельный и приборный стили "Браун". Ориентация фирмы Braun на скромного потребителя, проектирование по принципу «разумно и просто». Влияние проектов Braun на мировой дизайн 60-70-х годов.

Фриц Айхлер родоначальник структурного стиля Браун (1956), основанного на геометрической простоте, полезности и функциональности. Разработка пиктограмм и навигации для Олимпиады в Мюнхене (1970). Логотип и фирменный стиль Люфтганза.

Дитрих Рамс один из создателей Браун-стиля. Концепция «хорошего дизайна», идея проектирования инструментов и бытовых приборов для скромного пользователя.

Луиджи Колани как основоположник биодизайна. Футуристические проекты, фотоаппарат Canon, дом Rotor haus.

Новейшие явления немецкого дизайна, его функциональный характер. Студия Frogdesign и проекты Хартмута Эслингера. Световой дизайн Инго Маурера.


Дизайн США

Формирование дизайна в 1920-30-х годах. Серийное производство – конвейер Генри Форда – экономия труда и идея типового автомобиля Ford Т. Автопром, большая тройка Ford, Chrysler, General Motors. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. Индустриальный дизайн и стайлинг, история холодильника Coldspot. Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, упаковки. Конторская мебель, фирменный стиль выставки "Техническая эстетика США", американский павильон в Монреале, концепция выставки. Сочетание привлекательного образа и комфорта. Американская мечта и ориентация рекламы и производства на "массового человека". Осмысление проблем и прогнозы перспектив "общества потребления". Конкуренция и коммерческая природа стайлинга, ориентация на стимулирование потребления. Органический дизайн, Эро Сааринена, Чарльза и Рей Имз. Символы американского образа жизни - Ford, Rolex, Coca Cola, Lucky Strike, McDonalds, Walt Disney.

Визуальная реклама Люциана Бернхарда, Людвига Хольвайна. Алексей Бродович и рождение фэшн-фотографии, создание гламура в модных глянцевых журналах. Роль рекламного дизайна в продвижении продукции. Фотореклама и фотографика. Рекламная фотография Ричарда Аведона, Ги Бурдена, Энни Лейбовиц, Хельмута Ньютона.

Норманн Белл Геддес. Эскизы техники будущего и книга «Горизонты» (1932). Влияние дизайнера на формирование американской мечты и аэростиля. Макет города будущего для Футурамы (1939).

Рэймонд Фердинанд Лоуи один из основателей профессионального дизайнерского движения в США. Книга «Никогда не останавливаться на достигнутом». Проекты множительной машины, холодильника, автобуса, упаковки сигарет, создание логотипов и фирменных стилей и пр. Витрины магазинов, рисунки для журнала «Харперс». Логотип компании Shell. Проекты для автомобильной компании «Студебеккер» - «Чемпион» (1947), «Старлайн» (1953), «Аванти» (1962). Работы для автобусной компании «Грейхаунд» (1952).

Джордж Нельсон, американский архитектор, дизайнер. Книга "Проблемы дизайна". Разработка национальных выставок. Консультативная деятельность дизайнера.

Уолтер Дорвин Тиг. Фотокамера «Кодак Брауни», книга «Дизайн сегодня» (1940). Проектирование салона самолета Boeing 707.

Генри Дрейфус. Проекты локомотивов для компании Юнион Пасифик. Эргономические разработки в книге «Измерение человека. Человеческие факторы в дизайне» (1959).

Чарльз Имз Проектное бюро Имза (1930) и авторское кредо „Я смотрю на все проблемы вокруг как на проблемы структуры". Дизайн — план группировки элементов для достижения определенной цели. Фильм „Силы десяти". Эксперименты с новейшими технологиями производства от мебели и игрушек до научно-популярных фильмов.

Франк Ллойд Райт - комплексные проекты - архитектура, интерьер, мебель, посуда, ткани, обои и даже одежда как единый комплекс. Идеи органической архитектуры. «Дом у водопада», связь с природной средой. Расширение формулы форма и функция едины. Книги «Автобиография», «Будущее архитектуры», «Завещание».

Харли Эрл и его работа в General Motors. Принцип макетирования в дизайне кузова. Развитие аэростиля и автомобиль мечты - dream-car для передвижных выставок GM Футурама.

Современный индустриальный дизайн в США


Дизайн Великобритании

Мебельный дизайн Эйлин Грей. Развитие дизайна в послевоенной Англии. Выставка «Британия это может» (1945) и стиль фестиваля. Промышленный дизайн, автомобильные бренды MG, Jaguar, Aston Martin, Rolls Roys. Образец европейского дизайна Austen 7. Разработка Mini Алеком Айсигонисом. Икона британского дизайна – схема метро Гэри Бека. Мебель Эрнста Рэйса, минимализм и рационализм в проектировании мебели Джаспера Моррисона. Организация розничной торговли магазином Habitat (1964-1995), дизайн для среднего класса. Архитектурные проекты Нормана Фостера. Нонконформитская группа архитекторов Archigram и ее футуристические проекты. Конкурентная борьба и проект Джонатана Айви для Apple. Биодизайн Марка Ньюсона и Росса Лавгроува. Крупные бюро дизайна Minale Tattesfield и Pentagram.


Дизайн Франции

Традиции французского дизайна в области моды. Париж как центр мировой моды. Промышленный дизайн в послевоенной Франции. Авангардный дизайн Ситроен DS 19 Фламинио Бертони. Дизайн мебели и трансформеры Матали Крассе. Модернизм в мебели бр.Буруллек.



Филипп Старк как промышленный и мебельный дизайнер. Проекты для Thompson и переход от идеи функционализма к идеологии любви. Проекты яхт, мотоциклов, скутера. Приватные проекты интерьеров и вещей повседневного обихода. Оригинальные решения стульев, цитирование стилей, образность и метафоричность. Вариабельность стиля в стуле «Мадмуазель». Арт-дизайн – соковыжималка для лимона, чайник Берта, лампа Ара.
Дизайн Швейцарии и Голландии

Функционализм швейцарского и голландского коммуникативного дизайна. Голландская школа графики - Сезар Домела, Пит Зварт, Пауль Шутема, Виллем Сандберг. Коммуникативный дизайн Херберта Маттера, Сола Баса. Типографика Макса Билла, Ласло Мохой-Надя. Швейцарский стиль в графическом дизайне - сетка, основные форматы и шрифты. Шрифтовые гарнитуры Яна Чихолда, Макса Мидингера, Адриана Фрутигера, Хермана Запфа. Швейцарский стиль - Йозеф Мюллер-Брокман, Хофман Арним, Вим Кроувел. Новая волна в графическом дизайне, швейцарский панк – Вольфганг Вайнгард.

Дизайн интерьера и мебели Вернера Пантона, влияние поп-арта. Феномен Swath в конкурентной борьбе как аналог стайлинга.

Херберт Маттер швейцарский графический дизайнер. Реклама путешествий. Применение в плакате фотографии, использование коллажа и фотомонтажа.

Йозеф Мюллер-Брокман – основоположник швейцарского стиля в графическом дизайне. Разработка и применение сеток и модульных систем. Типографика металлического набора. Плакаты Beethoven и Musica viva, схема построения и пропорции.

Вольфганг Вайнгард основоположник графического дизайна новой волны. Эксперименты с типографикой, нарушение правил сетки, интерлиньяжа, применение неравномерной разрядки. Типографика для фотонабора. Швейцарский панк в плакате для выставки Das Schweiser Plakat.
Дизайн Италии

Влияние художественной культуры на итальянский дизайн. Яркость, броскость дизайна и стремление сделать вещи близкими человеку. Bugatti Этторе Бугатти, Chisitalia Пинин Фарина - иконы автомобильного дизайна. Автомобильные марки Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini, Mazeratti, Lancia. Автомобильный дизайн – фирмы Pininfarina, Bertone, Ghia. Послевоенные экономичные модели – скутер Vespa и автомобиль Fiat 500. Реформы Адриано Оливетти - "социализм на отдельно взятом предприятии", фирма Olivetti. Организация проектирования. Офисное оборудование, компьютеры, пишущие машинки, мебель. Фирменный стиль Olivetti как образец рационального и художественного дизайна, сотрудничество с М.Ниццоли, линия Ниццоли – пишущие машинки, швейная машина «Мирелла». Проекты Э.Соттсасса и М.Беллини. Взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Красивый дизайн, стиль "Мемфис" и анти-дизайн группы «Алхимия».



Марио Беллини. Мебель для интерьеров, диваны, кресла, кровати; конторское оборудование, радиоаппаратура и пр. Главный редактор журнала Domus. Вице президент Ассоциации промышленного дизайна (1969-1971). Проекты калькуляторов, пишущих машин, кресла, стулья, светильники.

Группа Memphis (1981-1988) Микеле де Луки, Этторе Соттсасс, Майкл Грейвз, Карим Рашид. Разнообразие и цитирование стилей прошлого, арт-дизайн, анти-дизайн.

Этторе Соттсасс. Особые взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Письмо Э.Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Авторское видение природы проектирования. Пишущая машинка «Валентина» для Оливетти. Участие в группе «Алхимия». Авангардные проекты - полка «Карлтон», лампа «Таити», керамическая скульптура «Бирма» и др.

Студия Alchemia (1976-1985) - Алессандро Мендини, Джио Понти, Алессандро Гурьеро. Отказ от стандартизации, функционализма и рационализма «для всех», анти-дизайн. «Баухауз-коллекция» А.Бранци, А.Мендини, Э.Соттсасс. Субъективизм, приватный смысл проектов А.Мендини, кресло «Обретенное время», штопоры для «Алеси», ре-дизайн кресел «Тонет 14» и «Василий».

Джио Понти дизайнер, создатель журнала Domus. Антитехницизм и эстетизм убеждений Понти: «У нашего времени нет стиля, нет исторически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя огромную свободу экспрессии; технология в своем непрерыв­ном прогрессе, отрицая стабильность, делает возможным все». Интерьеры, сверхлегкий стул, кресла.

Джо Коломбо. Радикальное изменение домашнего ландшафта, жилой блок – техномобильная среда интерьера. Кресло Элда и мобильное «Труба».

Дизайн и социальная реклама – Оливеро Тоскани, Бруно Мунари.



Бруно Мунари, его промышленный и графический дизайн. Арт-директор журнала Tempo. Графика детских книг, развивающие игры и конструкторы. Жилая структура, лампа Falkland, проекты для компаний Danese и Zanotta.

Промышленный дизайн Марко Дзанузо и Ричарда Сапера. Дизайн мебели Энцо Мари, Карло Моллино, Вико Магистретти, Альдо Росси. Модернизм братьев Акиле и Пьер Джакомо Кастильоне, светильники, барные стулья, радиола.



Дизайн стран Скандинавии

Протестантская этика и аскетический подход к проектированию. Работы 1930-х годов - мебель, рельефы, светильники. Гуманистический функционализм, органическое чувство материала, сочетание дизайна и ремесла. Представления о человеческом содержании дизайна, идея жилища. Изящный функционализм. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность. Интеллектуальный кризис в Европе в 1960-е годы и концептуальный дизайн. Иконы дизайна – люстра «Шишка» Пола Хеннигсена и поднос «Палый лист» Тапио Вирккала. Феномен IKEA и дизайн в сфере продаж. Социальная ориентация дизайна – проекты для инвалидов фирм A&E Design и Ergonomi Design Gruppen., забота о защите водителя Volvo.



Алвар Аалто основоположник современной финской архитектуры. Создание простых, добротных, неприкрашенных вещей, находящихся в гармонии с человеком и органически служащих ему. Разработка мебели на основе технологии клееной фанеры.

Тимо Тапани Сарпанева создатель I-й линии для фирмы Иттала. Универсализм творчества, свобода освоения различных материалов — керамики и фарфора, металла и стекла, древесины и текстиля.

Тапио Вирккала и его кредо "дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев". Представления о человеческом содержании бытового дизайна, выявление первородности всякого творения. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность.

Арне Якобсен. Стул «Муравей», «комната 606» - стулья Сфера и Лебедь. Линия металлической посуды.
Дизайн Японии

Феномен японского экономического чуда, индустриального подъема после II Мировой войны. Культурные традиции, ориентация на интернациональный и смешанный стиль, предлагаемый на внешний рынок. Влияние американского стайлинга и собственные трансформации научных и технических достижений Запада. Культурные традиции в проектировании интерьера, внимание к деталям предметной среды. Табурет «Бабочка» Сори Янаги как образец японского дизайна. Проекты Кензи Экуана. Японская электроника, инновационный дизайн фирмы Sony (1958). Портативные приборы и тенденция к миниатюризации. Автомобильные марки Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Yamaha. Японский авангард в дизайне костюма Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Рей Кавакубо. Графический дизайн Юсаку Камекура, Икко Танака, Шигео Фукуда.


Ситуация постмодерна

Избыточность производства и развитие технологий во второй половине ХХ века. Влияние на дизайн культуры и индивидуального спроса на рынке потребления. Ситуация в культуре - понимание культуры как текста и цитирование прошлого. Новые тенденции в дизайне – веяние поп-арта, ре-дизайн, анти-дизайн, и пр. Авангардизм и ре-дизайн группы "Мемфис" и студии «Алхимия». Попытки отойти от догматического видения соотношения формы, функции, конструкции и создать модель играющего, подвижного дизайна. Дизайн постиндустриального общества - минимализм, хай-тек, постиндустриализм, деконструктивизм и пр.

Информационное общество и усложнение графического языка. Цифровая революция - Макс Кисман, Невил Броуди, Эйприл Грейман, группа Émigré. Постмодернизм в графике - Дэвид Карсон, Стефан Загмайстер, Ирма Бум, Пола Шер. Журнальная графика i-D, The Face, Ray-Gun, и др.

Глобальные проблемы и тотальный дизайн.

основная

Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

основная, электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.,1995

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006


ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ДИЗАЙН

Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков. Русское техническое общество. Инженеры-мостовики. Д.Журавский, Н.Белелюбский, Г.Кривошеин. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий (1829) в СПб. Критерии оценки экспонатов. Художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Владимир Шухов. Выставочные павильоны – сетчатые конструкции, гиперболоиды. Нефтепровод (1878), нефтеналивные суда, установки для переработки нефти (1887-1890), водотрубный котел (паровые котлы Шухова), железнодорожные мосты на основе с типовых решений с пролетами от 25 до 100 м, (1878), конструкции арочных перекрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве. Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Дальнейшая модификация сетчатых гиперболоидных конструкций - конструкция радиобашни на Шаболовке в Москве (1919-1920).

Научные труды П.Страхов «Техника и красота жизни», Я.Столяров «Несколько слов о красоте в технике».

Конструктивизм, Пролеткульт и производственное искусство. Построение формы на основе структурных связей между геометрическими элементами. Программа группы конструктивистов (1920) А.Родченко, В.Степанова, А.Ганн, братья Стенберги, О.Брик, Б.Арватов и др. Отказ от декоративности и развитие производства предметов промышленного производства. Плакатная графика и пропаганда, агитплакат А.Родченко, Г.Клуциса, Эль Лисицкого и других.

ВХУТЕМАС. Организация школы. Попытки совмещения науки, искусства и социологии в теориях 20-х годов (Б.Арватов, А.Богданов, А.Гастев, И.Тарабукин, А. Ган и др.). Производственное искусство 20-х годов. В.Татлин и его место в культуре ХХ века. Башня III Интернационала. Летатлин. Стул из гнутого дерева. Сценографии В.Татлина. Сочетание в творческом методе образного и функционального начал. Композиции А.Родченко 1910-х годов. Пространственные структуры. Фотомонтажи, сценографии, реклама. Рабочий клуб, шахматный столик. Работы братьев Стенбергов. Типографика и оформительские работы Г.Клуциса. Архитектура и дизайн в концепциях 20-х годов. Проекты и постройки И.Леонидова, К.Мельникова. Архитектурные проекты Л.Лисицкого, оформление выставок.

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) Живописец, график, театральный художник-конструктор. Член объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Союз молодежи», ИНХУКа, ЛЕФа. Превратил живопись в пространственную скульптуру. Памятник III Интернационалу – модель социальной структуры. Концепт Летатлин.

Леонид Александрович Веснин (1880-1933) Архитектор. Учился в Академии художеств в Петербурге. Преподавал в первых ГСХМ и на Архитектурном факультете ВХУТЕМАСа. Автор проекта Днепрогесс.

Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941) Архитектор, график, художник-конструктор. Член ИНХУКа. В своих работах Лисицкий стремился связать воедино живопись и архитектуру. Создатель проун- искусства. «За утверждение новых форм в искусстве»

Александр Михайлович Родченко 1891-1956. Основоположник современной фотографии. Фотоколлажи. Впервые в мире применил фотомонтаж. Оформление фотоколлажом книг Треятьякова и Маяковского.

Послевоенный дизайн в СССР. СКХБ транспортного машиностроения. Работы Ю.Долматовского. Возрождение интереса к проектированию. Специфика украшательного и проектного видения в 50-е годы. Постановление Совмина СССР от 1962 года и создание системы промышленного и альтернативного проектирования. Представления о дизайне в 60-е годы. Автомобиль-такси ВНИИТЭ, автобус ПАЗ-Турист, самолеты, космические аппараты и пр. Печатно-графический дизайн. Журнал "РТ" как авангардный дизайн в отсутствии дизайна.

Направления отечественного дизайна 1960-70-х годов. "Художественное конструирование" и "художественное проектирование". Проекты Сенежской студии - ТУ-144, музей Пушкина, музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80.



Организационные структуры и концепции дизайна 60-80-х годов. Время становления практики и теории отечественного дизайна. Основные концепции: I-направление ВНИИТЭ - теория художественного конструирования, ориентированного на науку и тесный контакт с инженерным проектированием. II-направление дизайна — художественное проектирование связано, с деятельностью Центральной учебно- экспериментальной студии Союза художников СССР, Сенежской студией. Акцент на изобразительное искусство, художественную культуру в целом.

Весь комплекс требований технической эстетики и совокупность потребительских свойств изделий условно разделялись на две группы: 1)требования, обеспечивающие получение полезного эффекта при потреблении изделия; 2)требования, характеризующие материальные затраты на производство (или приобретение) и эксплуатацию изделия. Первая группа требований включает: 1)социальные, 2)утилитарно-функциональные, 3)эргономические, 4)эстетические.



ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (1962). Возглавил Ю.Б.Соловьев. Функции ВНИИТЭ организационно-методическое обеспечение звеньев системы (подразделений КБ, на заводах, в отраслях) по художественно-конструкторскому проектированию; разработка научных и творческих проблем.

Сенежская студия - центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР (1963)

Союз дизайнеров России (1987) - творческий союз, объединяющий в своих рядах широкий круг специалистов.
Дизайн и его функции в современном обществе

Дизайн и общество. Возрастающая роль дизайна в связи с возрастающей ролью планирования всей общественной жизни. Новые стремления синтезировать все стили дизайна, природу, историю, культуру, искусство, гуманистические ценности, технологию. Понятие социальной ответственности дизайнера. Социальная озабоченность гуманистическими проблемами и обращение дизайнеров к проблемам экологии. Современное общество и перспективы дизайна.

основная

Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

основная, электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.,1995

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006

Тема 3 История культуры и искусства Древнего мира

Первобытное искусство. Происхождение искусства. Периодизация искусства первобытного общества. Искусство палеолита (35-10 тыс. до н.э.). Особенности первобытного реализма и его границы. Искусство эпохи мезолита (10-6 тыс. до н.э.). Усложнение представлений о мире и изменение характера искусства. Появление динамичных многофигурных композиций; схематизация. Искусство неолита (6-2 тыс. до н.э.). Условно-орнаментальные формы изображения, стилизация. Появление керамики, бронзовый (2 тыс. до н.э.) и железный (1 тыс. до н.э.) века; Три основных типа мегалитической архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие художественной обработки металла, кости, дерева, глины.
Искусство ДРЕВНЕГО МИРА. Древний Египет. Краткая характеристика понятия “Древний Восток” и история открытия памятников древневосточных цивилизаций. Географические и хронологические рамки.

Особенности древнеегипетской культуры. Периодизация искусства Древнего Египта. Додинастический период и Раннее царство (ок. 5000-2649г. до н.э.). Древнейшие захоронения. Жилища. Керамика. Плитки, их назначение и характер оформления. Плита фараона Нармера. Возникновение и становление изобразительного канона. Реалистические изображения животных. Развитие мифологических представлений, заупокойный культ и его связь с искусством.

Искусство Древнего царства (2649-2150г. до н.э.). Образование рабовладельческого государства. Значение и роль фараонов. Жречество, Иерархия в обществе. Возникновение и развитие монументального строительства. Комплексность древнеегипетского искусства Гробничное строительство. Возникновение пирамиды. Ансамбль пирамиды Джосера. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия и божественности фараона. Имхотеп как первый известный в истории зодчий. Пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Храм Хефрена, Большой сфинкс в Гизе. Пирамида и заупокойный храм Сахура. Становление египетского ордера. Храм Ра в Абусире. Обелиск как объект культа. Скульптура Древнего царства; ее основные стилистические черты, связь с заупокойным культом. Портретные статуи Хефрена, Хемиуна, Каапера, Каи, Рахотепа и Нофрет. Назначение рельефа. Сюжеты рельефов. Характерные черты стиля египетского искусства периода Древнего царства.

Искусство Среднего царства (2040-1640г. до н.э.). Основные экономические, политические и культурно-исторические условия. Появление новых форм в архитектуре (заупокойный храм фараона Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри). Рост реалистических тенденций в портрете (Аменемхет III, Сенурсет III) и в росписях Бени-Гасана. Композиции и сюжеты росписей.

Искусство Нового царства (1552-1069г. до н.э.). Ведущее положение Египта среди стран Древнего Востока как результат завоевательской политики фараонов. Храмовое строительство (храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; храмы Атону в Карнаке и Луксоре; пещерные храмы Рамсеса II в Абу-Симбеле). Масштабное разнообразие скульптуры. Искусство времени Эхнатона и его приемников. Особенности религиозной реформы и ее отражение в амарнском искусстве. Портреты Эхнатона, Нефертити, их дочерей. Декоративные изделия из гробницы Тутанхамона. Рельефы и росписи Нового царства. Искусство позднего периода. Утрата Египтом самостоятельности. Завоевание его персами и Александром Македонским. Эклектизм. Развитие мелкой пластики из металла и фаянса.

Двуречье и Элам (Иран), время Аккада. Общие черты с искусством Египта, своеобразие, вклад в мировое искусство.

Искусство Двуречья и Ирана (Элама) в период разложения родового строя (конец V – IV тысячелетия до н.э.). Географические и климатические особенности Двуречья. Периодизация древнейшей истории Двуречья.

Появление гончарного круга. Характерные черты керамики. Памятники стиля Сузы I и II. Изобретение письма, печати. Изображения на печатях.

Искусство времени становления классового общества (конец IV -первая пол. III тыс. до н.э.) Развитие искусства в зависимости от потребностей религиозного культа и господствующей власти. Архитектура: основные строительные материалы. Формы кладок, раннее появление сводов разных типов. Роль цвета в архитектуре. Храмы в Уруке, Эшнунне, Хафадже, аль-Убайде. Царские гробницы Ура. Скульптура Двуречья и ее особенности по сравнению со скульптурой Египта. Отсутствие потребности в портрете. Стремление к выразительности стимуляции образа человека. Крупная пластика Двуречья. Инкрустация и рельеф, вместо росписи в Месопотамии.

Искусство времени Аккада (XXIV-XXIIIв. до н.э.). Общественно-политическое устройство. Характерные черты аккадского искусства – стремление к портретности, к реализму. Дворец в Эшнунне.

Шумерское искусство времени Гудеа (XXIII-XXIв. до н.э.). Искусство Древнего Вавилона времени Хаммураппи. Характерные черты стиля в области архитектуры – стремление к монументальности, массивность, применение арок и сводов. Скульптура малых форм. Зарождение геральдической композиции.


Ассирия, Ново-Вавилонское царство, Ахеменидский Иран. Общественно-политический уклад Ассирии, ее крупнейшие города: Ассур, Ниневия, Калах. Развитие ассирийского искусства (IX-VIIв. до н.э.). Планировка города, дворец, храмы, площади, мост через Евфрат. Особенности дворцового зодчества в Ассирии. Портальная скульптура. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта. Однотипность образцов человека и реализм в изображении животных. Рельефы дворцов Ашшурназирпала (IXв. до н.э.), Саргона II, Ашшурбанипала (VIII-VIIв. до н.э.). Падение Ассирии под напором вавилонян и мидян.

Искусство Ново-Вавилонского царства (VII-VIв. до н.э.). Вавилон позднего времени по упоминаниям классической литературы и по раскопкам. Планировка города, дворец, храмы, площади, мост через Евфрат, “Дорога процессий” и ворота Иштар. Храмовой ансамбль “Э-сагила”. Зиккурат “Э-теменанки”. Глазированная облицовка в архитектуре Вавилона. Захват Вавилона персами.

Империя Ахеменидов, ее культура и искусство (VI-IVв. до н.э.). Архитектура Ирана. Тип гробницы и дворца в ахеменидском зодчестве. Гробницы Кира, Дария I. Дворцовые настройки Персеполя и Суз. “Ападаны”. “Воины” – изразцовый фриз из Суз. Роль монументальной скульптуры и рельефа в архитектуре. Культура Урарту и древнейшего Закавказья (Древние Армения, Грузия и Азербайджан, III-I тыс. до н.э.).
Искусство АНТИЧНОСТИ

Эгейский мир. Роль эгейской культуры в развитии народов Средиземноморья. Открытия Г. Шлимана и А.Эванса. Периодизация эгейской культуры; главные районы распространения (о.Крит и Кикладский архипелаг, Троя, Пелопоннес).

Керамика и мелкая пластика раннеминойского периода (3000-2300/2100г. до н.э.) Формирование экономических и культурных центров в Кноссе, Фесте, Маллии. Искусство среднеминойского периода (2300/2100-1600г. до н.э.). “Старые” дворцы. Керамика, вазовая роспись и ее стили “камарес”, натуралистический, дворцовый. Расцвет искусства Крита в позднеминойский период (1600-1200г. до н.э.). Дворцы в Кноссе и Фесте. Росписи критских дворцов и вилл, полихромные рельефы.

Развитие центров эгейской культуры на материке. Микенское искусство (1700-1200г. до н.э.). Центры культуры Микены, Тиринф, Пилос, Орхомен. Влияние Крита на искусство Микен. Архитектура, “дворцы-крепости” Тиринфа и Микен, мегарон как прообраз античного “храма в антах”, акрополь. Шахтовые и купольные гробницы, “Гробница Агамемнона”. “Львиные ворота” в Микенах. Фрески дворцов в Тиринфе и Микенах. Керамика; погребальные маски; кубки и другие предметы.

Древняя Греция. Культура античности, ее периодизация. Понятие “античный мир”. Основные этапы развития греческого искусства. Связь между эгейской и греческой культурами. Переход от родового строя к государственной организации полисного типа. Антропоморфная мифология. Космос, Логос, Судьба. Нормативность античной эстетики. Сложение рабовладельческого строя. Развитие ремесел, торговли, мореплавания. “Полисы”, города-государства.

“Гомеровская” эпоха и ранний архаический период (XI-VIIIв. до н.э.). Геометрический стиль. Изображение человека и животных в росписях ваз (VIIIв. до н.э.) Архитектура.

Искусство периода архаики (VII-VIв. до н.э.). Постепенное преодоление примитивизма, условности, нарастание реалистических черт в искусстве. Архитектура архаического периода, сложение ордерной системы дорического и ионического ордеров; типы храмов; храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер. Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Геры в Пестуме (базилика). Скульптура, статуй: куросы и коры, мелкая пластика. Вазопись, формы ваз, ориентальный стиль, чернофигурная, краснофигурная роспись. Темы вазовых росписей. Вазописцы Амасис, Эксекий, Клитий, Евфроний.

Классический период (V – посл. треть IVв. до н.э.). Ранняя классика. Греко-персидские войны, значение победы греков над персами и отражение ее в архитектуре и скульптуре. Фронтальные композиции ранней классики: храм Афины Афайи на о. Эгина, храм Зевса Олимпийского. Сложение эстетического идеала в скульптуре.

Высокая классика. Ведущая роль аттического искусства. Экономический и политический расцвет Афин времени Перикла. Ансамбль Афинского акрополя: синтез архитектуры и скульптуры. Вершины греческой архитектуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Нике Аптерос. Скульптура Парфенона. Фидий и его школа. Творчество Мирона и Поликлета. Позднеклассический период. Пелопоннесские войны. Начало кризиса в обществе и отражение его в искусстве. Усложнение реалистических исканий в искусстве. Архитектура IV в. до н.э. Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Роль Лисиппа в развитии скульптурного портрета. Техники живописи: фреска, темпера, энкаустика. Станковая и монументальная живопись. Живописец Аполлодор Афинский. Открытие правил линейной перспективы и светотени. Школы живописи в Сикионе и Фивах. Никий, Апеллес, Филоксен. Роль греческого искусства в истории культуры.

Эллинизм (конец IV-Iв. до н.э.). Распад империи Александра Македонского. Сложность и многоплановость культуры эллинизма. Основные тенденции искусства этого периода. Центры эллинистической культуры: Пергам, Александрия, Родос, Греция. Пергамский акрополь. Алтарь Зевса в Пергаме. Башня ветров в Афинах. Развитие индивидуалистического направления в искусстве портрета (Полиевкт, Тимарх, Кефисодот младший). Шедевры эллинистической монументальной скульптурыСтатуэтки из Танагры. Ремесло эллинизма. Эллинистическая живопись.

Завоевание Греции во II-I вв. до н.э. Риман и его раскопки. Роль эллинистического искусства в распространении достижений греческой классики.

Этрурия. Ведущая роль культуры этрусков в Италии VIII-IV вв. до н.э. Сложение классового общества, возникновение и союз 12 городов-государств, господство военно-греческой знати. Связь этрусков с Грецией и странами Востока. Архитектура этрусков; ее отличие от греческой; строительные материалы, приемы и конструкции; ложные своды и купола, арки, тосканский ордер. Сакральная архитектура, курганные гробницы - тумулосы. Скульптура, ее близость к греческой; зарождение скульптурного портрета в связи с потребностями погребального культа. Скульптурные портретные саркофаги. Рельеф (антефиксы). Живопись Этрурии; эволюция сюжетов росписей гробниц. Роль искусства этрусков в становлении римского искусства.

Древний Рим. Римское государство – последняя ступень развития рабовладельческого общества. Значение культуры Древнего Рима. Периодизация древнеримского искусства. Рим в эпоху царей VIII-VIв. до н.э. Род – основа римского общества. Особенности мифологии и ее отличие от греческой. Архитектура и художественное ремесло, влияние этрусской культуры. Установление республики и формирование римской гражданской общины. Искусство Римской республики V-Iвв. до н.э. Рост городов и монументальное строительство. Своеобразие римской архитектуры, ее отличие от греческой. Развитие стеновых и стоечно-балочных конструкций; широкое применение арочных и сводчатых конструкций. Появление бетона. Развитие греческой ордерной системы: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордера. Римский городской ансамбль – форум. Архитектурный комплекс форума Романум и его застройка. Регламентация Витрувием композиционного решения зданий, “10 книг об архитектуре”. Гражданская утилитарная архитектура республиканского периода. Живопись. Четыре стиля монументальной фресковой живописи. Скульптура эпохи республики. Портрет, его связь с культом предков. Зависимость культовой скульптуры от греческих образцов.

Гражданские войны в Риме. Римская империя в I-IIв. до н.э. Культура времени Августа. Роль искусства в утверждении авторитета императорской власти. Грандиозные масштабы и триумфальный характер римской архитектуры эпохи империи. Строительство форумов, триумфальных арок, мавзолеев, терм, зрелищных сооружений. Создание нового типа храма: Пантеон, Колизей, храм Веспасиана на Римском форуме, “золотой дом” Нерона. Архитектура начала II в. как синтез лучших достижений римской культуры. Искусство времени Траяна. Форум, колонна, арка Траяна в Анконе. Период Андриана: скульптура, расцвет портрета и основные фазы его развития, исторический рельеф. Искусство провинций II-IIIвв. до н.э., проникновение восточных влияний.

Искусство греко-римских слоев Египта. Искусство Сирии. Баальбек. План акрополя. Храмы Юпитера, Вакха, Большой двор акрополя. Круглый храм. Африканские провинции.

Причины падения Западной Римской империи. Архитектура времени Константина – последний этап развития римского зодчества. Базилика Максенция. Арка Константина. Появление новых типов культовых сооружений, обслуживающих христианскую религию. Катакомбная живопись.

основная


История искусств /под ред. Г.В.Драча, Т.С.Паниотовой/.- М.,2012

основная, электронный ресурс

Петкова С М - Справочник по мировой культуре и искусству - 2007.djvu

дополнительная

Малая история искусств. Античное искусство. Искусство XVIII в. Искусство ХХ в.- М.,1972, 1977, 1991

Бусальи М. Понимать архитектуру.- М.,2003

электронный ресурс

Памятники мирового искусства. Искусство древней Греции.djvu

Памятники мирового искусства. Искусство Этрусков и древнего Рима.djvu

Античное искусство.djvu

Вёрман К. - История искусств (том 1).pdf

Вейс Г. История культуры-1.pdf

Гнедич П. История искусств.pdf

История изобразительного искусства_1.djvu

История изобразительного искусства_2.djvu



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет