Смена субцивилизаций и модернизационные волны в культурно-историческом развитии России



бет1/3
Дата21.07.2016
өлшемі408.11 Kb.
#212918
түріДиссертация
  1   2   3

На правах рукописи

СУВОРОВ Дмитрий Владимирович.

Смена субцивилизаций и модернизационные волны в культурно-историческом развитии России.

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Екатеринбург 2006

Диссертация выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург).

Научный руководитель: Мясникова Людмила Анатольевна,

доктор философских наук, профессор.

Официальные оппоненты: Ершов Юрий Геннадьевич,

доктор философских наук, профессор. Побережников Игорь Васильевич, кандидат исторических наук.

Ведущая организация: Институт философии и права Уральского отделения РАН.

Защита состоится 30. 05. 2006 года в 15. 00. часов на заседании диссертационно­го совета Д 212.286.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени док­тора философских наук, доктора культурологии, доктора искусствоведения при Уральском государственном университете им. А.М. Горького по адресу: 620083, г. Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государ­ственного университета им. А.М. Горького

Автореферат разослан 28. 04. 2006 г.

Ученый секретарь Лихачева Л.С.

диссертационного совета, доктор социологических наук, доцент


2

2



Общая характеристика работы

Актуальность диссертационного исследования. Теория и история россий­ской культуры стояла и стоит перед проблемой осмысления и научной типологи-зации российского исторического пути, а также создания прогностической мето­дологии, позволяющей не только объяснять, но и до известной степени предска­зывать развитие российской цивилизации. Это актуально, потому что современ­ная Россия находится в состоянии полномасштабной структурной трансформации всех сторон своего цивилизационного и социокультурного существования.

Проблема исторического пути и сущности России как цивилизационного фе­номена является одной из стержневых и предметообразующих для русской фило­софии. Несмотря на длительную традицию в осмыслении российского историче­ского пути и судьбы, поисков «русской идеи», способов самоидентификации Рос­сии, единого и эффективного в современных условиях ответа на эти вопросы нет до сих пор. Более того - многолетняя, длящаяся не один век дискуссия о понима­нии закономерностей российской историко-культурной эволюции не только дале­ка от разрешения, но и имеет тенденцию к обретению своего рода «второго дыха­ния; данная тематика обречена ещё долго оставаться актуальной для отечествен­ной науки. Россия вновь ищет способы обновления не только экономики, госу­дарственных структур, общественных и политических институтов, но и всей сис­темы ценностей, всех социокультурных основ своего бытия, как и способов жиз­ни российского общества, адекватных реалиям современности. В свете вышеска­занного обращение к проблеме исторического пути России, к способам объясне­ния и типологизации особенностей её культурно-цивилизационного развития и, в связи с этим - к проблематике модернизации России представляются актуальны­ми.


3

3



Степень разработанности проблемы. Литература, посвящённая проблема­тике российской историософии, чрезвычайно обширна. Прежде всего, это труды русских философов, создавших традицию осмысления особенностей культурно-исторического пути России (П. Н. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, К. Д. Кавелин, Ю. Ф. Самарин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Н., Е. Н. и Н. С. Трубец­кие, Г. П. Федотов, Г. Г. Шпет, В. Ф. Эрн). В советской и современной отечест­венной литературе эта линия продолжена в трудах таких исследователей, как М. К. Мамардашвили, Г. О. Батищев, М. К. Петров, Э. С. Маркарян, В. В. Налимов,

A. Я. Гуревич, А. Д. Сахаров, Л. Н. Гумилёв, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачёв, о. А.

B. Мень и другие. Среди историософской и культурологической традиции выяв­
ления специфики русского пути развития особо следует выделить спор западни­
ков и славянофилов и осмысление его в отечественной философской и культуро­
логической литературе конца ХХ века, а также в трудах западных исследователей
- таких, как Дж. Биллингтон, Ф. Бродель, Ч. Данинг, Н. Дэвис, А. Каппелер. Под­
ключение зарубежных материалов особенно интересно и перспективно в научном
отношении, так как зарубежные авторы были в значительной степени свободны
от традиционных российских пристрастий и антипатий и в силу этого вносили
свежую своеобразную (хотя подчас и дискуссионную) ноту в общую тональность
научных высказываний по интересующей нас проблематике.

В литературе, связанной с осмыслением отечественной истории и культуры, особо важными для данного исследования явилась «цивилизационная» и «диало­говая» парадигмы культурологии (представленная в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. А. Сорокина, К. Ясперса, М. Бубера, М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилёва. М. К. Петрова, А. С. Ахиезера, А. Я. Гуревича, Э. С. Маркаряна, А. И. Арнольдова, И. Н. Ионова, В. М. Межуева, Л. Н. Когана, Н. С. Злобина, М. С. Кагана, В. Е. Давидовича, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского).

Особый блок литературы связан с анализом феномена модернизации как за­падными авторами - классическими (К. Маркс, О. Конт, Ч. Кули, Э. Дюркгейм,


4

4



Ф. Тённис) и современными (Д. Лернер, Ш. Айзенштадт, У. Бек, З. Бауман, У. Мур, Н. Смелзер, А. Инкелес, Д. Смит, А. Франк, С. Хантингтон, Ф. Кардозо, У. Ростоу, Дж. Гэлбрайт, Ю. Хабермас, А. Тоффлер, Д. Белл, Дж. Пламенатц, Р. Пе­нок, Э. Гриффис, С. Липсет, Г. Алмонд, Л. Пай, Э. Гидденс), так и отечественны­ми (П. А. Сорокин, Б. С. Ерасов, Ю. Г. Ершов, Л. А. Закс, М. С. Каган, В. Е. Ке-меров, Т. Х. Керимов, В. И. Копалов, В. А. Лоскутов, В. М. Межу ев, Н. Н. Моисе­ев, В. В. Скоробогацкий, М. Н. Эпштейн, Ю. В. Яковец).

Несмотря на разнообразную и обширную литературу по проблеме историче­ского пути России, многие вопросы остаются без ответа. В частности, таковым является вопрос: можно ли считать российскую культуру целостным и устойчи­вым образованием, или речь должна идти о различных дискретных российских цивилизациях? В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Н. А. Бердяев писал: «В истории мы видим пять разных Россий: Россию киевскую. Россию та­тарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую, и, наконец, новую советскую Россию» [19, с. 7] (впоследствии Бердяев гипотетиче­ски предсказал и появление новой, постсоветской России). Следовательно, по Бердяеву, в историко-культурной эволюции России преобладают дискретные ха­рактеристики. Если же признаётся цивилизационная дискретность российской культуры и социума, то каким образом соотносится единство и разнообразие рус­ской культуры и истории? Наконец, нет ясности в вопросе связи характеристик цивилизации и процессов модернизации. Вопрос о сути модернизации и особен­ностях её осуществления тоже требует прояснения.

Все вышеозначенные вопросы и составляют проблемное поле диссертацион­ного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является истори­ко-культурный путь, пройденный российской цивилизацией. Предметом иссле­дования выступают присущие ей специфические особенности дискретного разви­тия посредством последовательно сменяющих друг друга «исторических орга-


5

5



низмов» (Н. Данилевский), имеющих разную парадигму эволюции и разную се­мантику, а также сущность и содержание модернизационных процессов в России: оба эти аспекта научного рассмотрения находятся в тесной связи друг с другом.

Основной целью представленной работы является рассмотрение культурно-исторического развития России как смены субцивилизаций и модернизационных волн. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить цивилизационные особенности России; понять взаимосвязь единства и субцивилизационной дискретности в культурно-историческом развитии России; проанализировать сущность модернизации как способа обновления культуры и социума, а также типы модернизации; на основе выявленной сути модернизации представить исторический путь России как смену домодернизационных и модер­низационных эпох; рассмотреть исторически сложившиеся субцивилизации как этапы культурно-исторического пути России, а также факторы, влияющие на формирование каждой из них; раскрыть динамику модернизации и антимодерни­зации и воздействие последней на характер развития исторических, цивилизаци-онных и социокультурных ситуаций в России.

Теоретическая основа диссертации определена предметной областью, це­лью и задачами исследования.

- В определении особенностей русской культуры и исторического пути раз­вития России значимыми явились работы Н. А. Бердяева (в особенности его идея «пяти Россий» и концепция катастрофичности русского пути), Н. Я. Данилевско­го, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, Ф. А. Степуна, Е. Трубец­кого, Г. П. Федотова, С. Л. Франка;

- В понимании сути исторического процесса наибольшее значение имели труды авторов, разрабатывающих цивилизационные и диалоговые подходы - по­мимо вышеперечисленных, к ним можно добавить исследования таких авторов, как А. С. Ахиезер, Д. Г. Горин, Н. И. Горин, В. К. Кантор, Д. С. Лихачёв, Ю. М.


6

6



Лотман, А. А. Нещадин, А. С. Панарин, Г. С. Померанц, Б. А. Успенский, А. Я. Флиер;

  • Также большое методологическое значение имели труды, в которых осу­
    ществлялась критика узости славянофильства как классиками отечественной фи­
    лософии (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов), так и со­
    временными авторами (Л. А. Аннинский, Ю. Г. Ершов, А. Б. Зубов, А. А. Кара-
    Мурза, В. Е. Кемеров, И. М. Клямкин, В. В. Лапкин, В. А. Лоскутов, В. В. Скоро-
    богацкий, А. И. Уткин, С. В. Цирель, И. Г. Яковенко, А. Л. Янов);

  • Существенный вклад в разработку проблемного поля внесли работы куль­
    турологов как отечественных (А. И. Арнольдова, А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина,
    А. Я. Гуревича, В. Е. Давидовича, Н. С. Злобина, И. Н. Ионова, М. С. Кагана, Л.
    Н. Когана, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна. В. М. Межуева, Б. А.
    Успенского, Л. А. Шумихиной), так и зарубежных (Ф. Боаса, Ф. Брентано, В.
    Вундта, Дж. Гершковича, К. Гиртца, У. Гуденау, Д. Деннета, Э. Кассирера, К.
    Клакхона, А. Кребера, Б. Малиновского, Дж. Мелвила, Дж. Мердока, М. Мид, О.
    Оттенберга, С. Пинкера, А. Радклифф-Брауна, М. Шелера, Л. Уайта, Й. Хейзин-
    ги);

  • Особое место в диссертации занимает проблема модернизации. Для её ре­
    шения наиболее значимыми стали работы Ш. Айзенштадта, З. Баумана, У. Бека,
    Н. Вернек Содре, Э. Гидденса, Д. Лернера, Н. Смелзера, С. Хантингтона;

  • Понимание современного этапа развития культуры и социума в России
    опирается на исследования классиков социологической мысли ХХ века, в работах
    которых разрабатываются проблемы системной организации социумов (в том
    числе - цивилизаций): Э. Гидденс, Н. Луман, Р. Мёртон, Т. Парсонс, П. Штомпка,
    а также авторов концепции символического интеракционизма (Г. Блумер, Дж. Г.
    Мид, Т. Партленд, Т. Шибутани).

Методологической основой работы являются: - дискретно-цивилизационный анализ исторического развития;

7

  • системный подход;

  • диалогово-культурологическая парадигма.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: - культурно-историческое развитие России рассматривается в тесном единст­ве с проблемой модернизации, что позволило выделить в истории России домо-дернизационные и модернизационные эпохи;

  • впервые осуществлена попытка понять культурно-историческое развитие
    России как смену субцивилизаций, что позволило увидеть и единство, и многооб­
    разие (дискретность) российской цивилизации;


  • выявлено теоретическое многообразие понимания модернизации и опреде­
    лена специфика модернизационных процессов в культуре и истории России.


Положения, выносимые на защиту:

1). Культурно-историческое развитие России в концепции автора предстаёт как неоднократная радикальная трансформация русского культурно-исторического типа, является дискретным процессом смены субцивилизаций: ки­евской, «ордынской», московской, петербургской, советской, постсоветской. Ме­жду ними - при сохранении основных черт российской цивилизации - наблюда­ется ситуация частичного разрыва преемственности. Фундаментальную семанти­ку отечественной цивилизации можно определить как сочетание единства и дис­кретности;

2). Субцивилизации - особые «исторические организации», являющиеся мо­дификациями целостной цивилизации, наиболее крупный сегмент целостной ци­вилизации, отличающийся пространственно-временной, ценностно-духовной, культурно-материальной и социально-организационной спецификой, позволяю­щих выделить данный феномен из цивилизации в целом.

3). Историю России можно разделить на два больших этапа: домодернизаци-онный (киевская, «ордынская» и московская субцивилизации) и модернизацион-ный (петербургская и советская субцивилизации). Критерием принадлежности

8

той или иной субцивилизации к каждому конкретному этапу служит традициона­листский или посттрадиционалистский характер данной субцивилизации;

4). Модернизация - процесс обновления, охватывающий всю совокупность материальных и духовных факторов человеческого бытия, имеющий характер по­ступательного позитивного развития, направленного на обогащение и усложне­ние культуры, социума, человека. Под модернизацией не могут быть понимаемы процессы регенеративного характера, упрощающие и примитивизирующие соци­альные структуры и культуру; вместе с тем модернизационные процессы, наряду с достижениями, предполагают и потери в разных областях жизни;

5). На протяжении Нового и Новейшего времени все модернизации (в том числе российские) носили вестернизированный характер: поэтому имеет смысл говорить о вестернизации в той или иной степени как о неотъемлемом элементе самого модернизационного феномена в его реалиях последних нескольких столе­тий. Все состоявшиеся российские модернизации проходили в рамках догоняю­щего типа культуры и несли в себе характерные черты и матрицу развития по­следнего. Однако необходимо отнестись к этому факту как к историческому, но не как к абсолютно прогностическому: неизбежную вестернизацию можно рас­сматривать как фактологическую данность, сознавая, что в дальнейшем (и в принципе) картина может измениться - в «идеальном типе» модернизации вес-тернизация присутствовать не обязана;

6). В России модернизационный процесс происходит как последовательность волн модернизации — больших социокультурных процессов, находящихся приме­нительно друг к другу в отношениях преемственности и в то же время предпола­гающих разрывы, отчего весь процесс носит дискретный характер.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дис­сертации, включая содержащиеся в ней теоретические выводы и положения, мо­гут быть использованы в рамках учебного процесса при изучении и пре­подавании философии, истории Отечества и культурологии в высшей школе. Вы-


9

9



воды и фактические данные, содержащиеся в диссертации, могут быть использо­ваны и в ряде других учебных дисциплин гуманитарного характера (политология, социология, конфликтология). Кроме того, результаты данного диссертационного исследования могут иметь общеметодологическое значение для решения и про­гнозирования современной социокультурной и политической проблематики.

Практическая апробация научной работы. Основные положения данной работы (в её различных аспектах) были изложены диссертантом на научно-теоретических конференциях (международных и всероссийских):

- научно-практическая конференция «Российская культура на рубеже про­странств и времён» (Гуманитарный университет, г. Екатеринбург, 14-15. V. 1998).

  • научно-практическая конференция «Экономическая, правовая и духовная
    культура России на рубеже тысячелетий» (Гуманитарный университет, г. Екате­
    ринбург, 20-21. V. 1999).

  • научно-практическая конференция «Ценности и социальные технологии
    демократического общества XXI века как цель высшего гуманитарного образова­
    ния» (Гуманитарный университет, г. Екатеринбург, 22-23.
    V. 2000).

  • IV ежегодная научно-практическая конференция «Проблема нового гума­
    низма в мировом и российском контексте» (Гуманитарный университет, г. Екате­
    ринбург, 17-18.V. 2001).




  • V ежегодная научно-практическая конференция «Глобализация: реаль­
    ность, противоречия, перспективы» (Гуманитарный университет, г. Екатеринбург,
    15. V. 2002).

  • Международная научно-практическая конференция «Коллизии свободы в
    постиндустриальном обществе» (Гуманитарный университет, Фонд Фридриха
    Науманна, г. Екатеринбург, 15-16. V. 2003).

- Международная научно-практическая конференция «Толерантность в усло­виях цивилизации локальных войн. Тайм-аут или мораторий» (УрГУ, г. Екате­ринбург, 22-24. I. 2004).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет