На правах рукописи
Никулин Игорь Олегович
СОВЕТСКИЕ САТИРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ
ИЗДАНИЯ 1920-Х ГОДОВ: СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ
КОНТЕНТА И ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
10.01.10 – Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученое степени
кандидата филологических наук
Краснодар 2013
Работа выполнена на кафедре истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».
Научный руководитель:
|
доктор филологических наук, профессор
Лучинский Юрий Викторович
|
Официальные оппоненты:
|
доктор филологических наук, профессор,
кафедры электронных СМИ и новых медиа факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Молчанова Марина Михайловна
|
|
кандидат филологических наук,
ведущий специалист-эксперт отдела по печати и СМИ Комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации
Меретукова Бэлла Аскарбиевна
|
Ведущая организация
|
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный
лингвистический университет»
|
Защита диссертации состоится 26 октября 2013 года в 9.00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 101. 04 по филологическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, ауд. 309.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Автореферат разослан «___» сентября 2013 года
Ученый секретарь
Диссертационного совета М. А. Шахбазян
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1920-е годы были новым временем, новым рубежом в истории советского государства. Самым подходящим инструментом для контроля над массовым сознанием и распространением новой идеологии послужили СМИ, в том числе сатирические печатные издания. Это мотивировано системой условий. Именно в «эпоху перемен – рубежных дат, экономических кризисов, цивилизованных сдвигов – влияние ценностных ориентаций людей на восприятие ими происходящего становится особенно значимо. СМИ традиционно рассматриваются социальной психологией как институт социализации, наряду с семьей и школой»1. Несмотря на новые для страны в целом и для отечественной журналистики в частности исторически сложившееся обстоятельства, «именно на журналистов-газетчиков в этот период возлагалась особая миссия создания информационной среды нового типа»2. В эти годы наблюдался бурный рост сатирической журналистики, окончательно выработались ее принципы, методы, формы. Решающую роль в этом процессе сыграли факторы общественно политического характера. Оживление частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях НЭПа, усилившееся влияние буржуазной идеологии на массы с особой остротой поставили вопрос о гражданском долге сатирика, о месте его в общественной борьбе.
Сатирические издания 1920-х гг. были важным элементом в системе поддержания советской идеологии. «Связанные жесткой необходимостью поддерживать идеологическое господство, советские СМИ – такой же очевидный инструмент власти…»3. Мы считаем, что данное утверждение может относиться и к советским сатирическим изданиям 1920-х гг.: они были включены в процесс «медиатизации политики, под которым подразумевается политическое управление страной с помощью медиа»4. Данные тезисы можно дополнить тем, что СМИ и именно рассматриваемые нами сатирические печатные издания 1920-х годов могли быть «продуктивными трансляторами соответствующих идейных установок, качественно выполнять информационную, организаторскую, просветительскую функцию в нужном ключе»5.
Социум 1920-х гг. – это пространство, где «личность никогда не выступала как самостоятельный субъект, но всегда как неотъемлемый элемент социальной группы»6. Но этот субъект выбивался из общества, если попадал на страницы сатирических изданий, где он уже обретал статус «образа», личности. Выбранный автором сатирический образ использовался «как в тактических, так и в стратегических целях. Относительной первых необходимо отметить использование пропаганды личных успехов отдельных героев для решения проблемы производительности труда в условиях отсутствия эффективных экономических стимулов повышения работоспособности. Стратегическое обращение к личности было обусловлено требованием сохранять стройность архитектуры идеологемы о единстве партии и народа»7.
Кроме пропаганды «личности» на страницах сатирических изданий посредством осмеяния осуществлялась пропаганда «идей». Человеку гораздо приятнее принимать ценности, нежели идеологию. Поэтому новая идеология
в начале 1920-х гг. подавалась на страницах изданий, в том числе и сатирических, как новая совокупность ценностей. Ведь СМИ, а вместе с ними и сатирические издания этого периода «являются связующей коммуникативной системой обогащения ценностей общества и приобщения к ним массовой аудитории»8. Именно к такой массовой идеологической приобщенности всех членов общества посредством сатирических изданий и стремилась советская власть.
Система таких изданий 1920-х гг. сложилась под влиянием множества факторов; среди них выделяют ленинскую теорию советской печати, которая «предполагала активное участие органов партии в повседневном руководстве процессом развития и практической деятельностью всех звеньев печати – от формирования редакционного коллектива до выпуска продукции»9. Важное значение в организации системы советских сатирических изданий имела не столько личность автора, сколько авторское начало, которое «определяется рядом факторов – от издательской политики и стилевой концепции издания до индивидуальных стилистических пристрастий автора, включая факторы дискурсивной и жанровой дифференциации»10.
Данная позиция характерна для советской сатирической периодической системы 1920-х гг. Журналист сатирических изданий этого периода выполнял разнообразные функции, выполняя по существу роль модератора, ведь «основная задача модератора – организовать общение, управлять им, привлекать и стимулировать участников»11, что продуктивнее всего получалось у журналистов сатирических изданий. Чтобы лучше понимать аудиторию, чтобы ее не терять, журналисту того периода ни в коем случае нельзя было быть «над ней» – он должен был быть «своим человеком», которому мог доверять читатель. Такая связь носит медиапсихологический характер: «журналист как часть общества выражает интересы своей группы»12. Некоторые исследователи подразумевают под модератором сами редакции, «которые должны были с помощью выпускаемой продукции консолидировать общество и пропагандировать советский образ жизни»13. Причем роль категорий «автор», «редакция» имела сходное значение для советской власти.
Если же отойти от такого свойства сатирических изданий данного периода как политичность, и рассматривать их более узко, как собственно сатирические издания, то они могут быть отнесены к группе рекреативных изданий. Их развлекательность реализовывалась за счет использования таких рекреативных жанровых форм, элементов, как фельетон и соответствующие публицистические средства. И именно «в силу высокой степени эмоционально-образного воздействия этот тип рекреативных текстов активно использовался в прессе советских времен»14, в том числе в сатирических изданиях 1920-х гг. Говоря о текстах данных изданий, следует обратить внимание на тот важный факт, что их использование «подразумевает не только непосредственно развлекательное значение, но и целый ряд «дополнительных» смыслов, включая идеологический…»15. Причем вектор влияния на аудиторию произведений сатирических изданий 1920-х гг. был направлен как раз в сторону «дополнительных» смыслов. Если говорить о жанровой системе сатирических изданий данного времени, то это «совокупность жанров, отображающая опыт исторического развития отечественной журналистики»16 или же преемственность сложившихся отечественных сатирических традиций.
Популярность советского сатирического издания складывалась как из качественно написанных текстов, так и размещаемых на их страницах карикатур. Иногда именно они представляли «лицо» очередного сатирического номера, находясь на обложке издания,от которого зависел успех номера. Наряду с существованием жанровой преемственности, существует и карикатурная: современные карикатуры, как и карикатуры прошлого, – это «способ визуального воплощения мысли и формирования ценностных ориентиров общества»17.
Актуальность темы исследования. Значимость изучения советской сатирической журналистики 1920-х гг. не снижается. Несмотря на разнообразие научной литературы, существуют определенные лакуны в данной сфере медиалогии. История советской сатирической журналистики, несмотря на долговременную традицию изучения, исследована довольно неравномерно: некоторые явления проанализированы глубоко и разносторонне, другие, наоборот, недостаточно. Данный факт говорит о том, что советская сатирическая журналистика на сегодняшний день является незаслуженно забытой, хотя именно к ней обращались такие яркие журналисты, как М.Е. Кольцов, заявлявший на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, что «сатира – самый наступательный, самый атакующий… вид литературного оружия»18.
Существующие на сегодняшний день обобщающие труды по истории журналистики почти полностью игнорируют данную тему. Вследствие этого возникает необходимость комплексного изучения системы отечественных сатирических изданий 1920-х гг., исследования их типологии, взаимодействия с аудиторной средой, дискурсивных характеристик, факторов модификации в контексте социально-политических, культурных преобразований. Таким образом, актуальность данного исследования определяется современной потребностью в обращении к историческому опыту, чтобы сохранить то ценное, что было накоплено сатирической печатью в период 1920-х гг.
Анализ известных работ в области советской журналистики и советской сатирический журналистики в частности позволяет сделать вывод о недостаточности степени разработанности выбранной темы. На данном фоне больше всего заслуживает внимание труд С.И. Стыкалина и И.К. Кременской «Советская сатирическая печать. 1917-1963», являющийся одной из немногих обобщающих работ по советской сатирической и юмористической периодике. Говоря о современных научных трудах, которые в том или ином аспекте значимы для предлагаемого исследования, стоит отметить следующие: Е.В. Бочкарева «Комическое в художественном мире Н.А. Тэффи» (2009), Н.В. Рыбинская «Н.А. Тэффи - публицист газеты «Последние новости»: 1920-1940» (2005), П.П. Вашко «Аркадий Аверченко - журналист. Слагаемые популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста» (1994), Е.К. Гурова «Особенности сатирического дискурса: На материале рассказов и фельетонов А.Т. Аверченко» (2000), О.А. Кузьмина «Рассказы А.Т. Аверченко: Жанр. Стиль. Поэтика» (2003), Г.А. Погребняк «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века: А. Аверченко, Саша Черный» (2003), М.А. Литовская «Социохудожественный феномен В. П. Катаева» (1999), А.Ю. Гаврюшина «Михаил Кольцов - политический журналист» (2007), М.С. Кривошейкина «Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова: Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне» (2004), А.Ф. Петренко «Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического» (2000), Е.Н. Брызгалова «Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века» (2005), А.В. Урядова «Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Советской России в 1920-е гг.: восприятие и реакция русской эмиграции» (2011), О.Н. Климова «Русская эмиграция и советская интеллигенция: проблемы культурного взаимодействия в 1920-1929 гг.» (2008), Д.Л. Стровский «Отечественные политические традиции в журналистике советского периода, 1917 - 1985 гг.» (2001), М.Б. Муродов «Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (Проблемы истории, теории и практики)» (2009), Р.М. Галиева «Особенности первых татарских сатирических журналов началаXX века: на материалах журналов «Уклар»(«Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб»))» (2007), А.В. Старых «Становление фельетона в русской провинциальной частной газете» (2010), О.А. Болтуц «Провинциальный газетный фельетон: от отдела к жанру: На материале кубанской периодики рубежа XIX - XX веков» (2006), Е.А. Артемова «Карикатура как жанр политического дискурса» (2002), А.С. Айнутдинов «Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ» (2010), А.В. Громова «Роль и место масс-медиа в подготовке и проведении «цветных революций» (2009) и нек. др.
Особенно выделяются в данной области такие работы, как «Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок» (2011) В.П. Кузнецова. Данный информационный листок рабочих Московского и Петроградского железнодорожных узлов в 1920-е годы был главным печатным органом советских железнодорожников, который за свою историю стал признанной школой мастеров слова. В этой же медиаведческой системе заслуживает внимания работа Ю.Н. Толутановой «Советская сатирическая публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова двадцатых – первой половины тридцатых годов» (2005). Советский фельетон, как утверждает Ю.Н. Толутанова, прошел путь от сатирической информации к сатирической типизации, преодолев бесконфликтность дореволюционной сатиры. Показательна также работа «Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика» (2005) Н.В. Умрюхина. Исследователь говорит о том, что фантастика в послереволюционных рассказах М.Я. Козырева стала поэтическим приемом сатирической обрисовки действительности, а также служила характеристикой человеческого сознания, утрачивающего «вертикальное», духовно-нравственное представление о мире и снижающего высокие религиозные понятия до житейского, бытового назначения. Немаловажное значение для общей степени изученности данной темы имеет и труд С.В. Бабкина «Мотивы и образы власти в художественных и публицистических текстах 1920-х годов» (2012). В этот период, по словам С.В. Бабкина, советская страна испытала ряд политических и социальных потрясений, что не могло не найти отражения в газетах и журналах. Использование опыта представителей советской сатиры может позволить возродить отечественную сатирическую журналистику, тем более что в советское время «наибольшего успеха в своем творчестве добивались и добиваются те художники, которые развивают советскую сатиру, опираясь на огромные достижения русской классической сатиры, и в частности творчества Гоголя и Щедрина»19.
Объект диссертационного исследования – отечественные сатирические издания революционной и советской России.
Предмет исследования включает в себя функционально-типологические и предметно-тематические особенности сатирической периодики 1920-х гг. и их значение в истории отечественной журналистики.
Целью данной работы является определение основных особенностей и тенденций развития советской сатирической периодической печати 1920-х гг., изучение ее типологии, предметно-тематического наполнения, деятельности сотрудников редакции.
Цели диссертации определяют задачи, решаемые в ходе научной работы:
-
Определить факторы, формирующие различные типы советских сатирических изданий1920-х гг.
-
Проанализировать основную проблематику исследуемых изданий, их жанровые особенности.
-
Определить место советской сатирической периодической печати в общественной, культурной, и политической жизни 1920-х гг., а также в системе отечественной журналистики.
-
Выявить этапы становления системы отечественных сатирических журналов.
-
Охарактеризовать крупнейших представителей советской сатирической журналистики и публицистики 1920-х гг., выделить основные направления их творчества, изучив особенности их публицистической деятельности.
Эмпирический материал. Основным эмпирическим материалом для исследования послужили отечественные сатирические журналы 1920-х гг., а также книжные версии журнальных материалов известных сатириков этого периода.
Применены следующие методы исследования: системно-сопоставительный (анализ сложившейся системы), социокультурный (социокультурные основания развития сатирической печати). Применялся также метод исторического анализа, необходимый для изучения становления и развития отечественной сатирической прессы. Типологический анализ использовался с целью классификации данных видов изданий, выявления их структурно-функциональных характеристик. Метод статистического анализа помог определить жанры, наиболее часто используемые в данных изданиях. Использовался также специальный метод – библиографический (изучение изданий по внешним данным: заглавие, место и время выпуска, сведения о редколлегии, объём, тираж).
В качестве методологической основы диссертационного исследования избран историко-типологический подход к рассмотрению системы дореволюционной печати. По словам А. И. Акопова, «историко-типологический метод исследования предполагает изучение периодических изданий с точки зрения возникновения и развития их типов в исторической ретроспективе, в связи с различными социальными факторами»20. При реализации этой методологии мы опирались на основополагающие труды Е. В. Ахмадулина, Л. Е. Кройчика, В. Д. Мансуровой, А. А. Тертычного, Е. П. Прохорова, М. В. Шкондина и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка комплексного анализа зарождения и развития сатирической печати в 1920-е гг. На фоне исторических, социально-экономических и культурных процессов раскрыты предпосылки формирования сатирической прессы в данный исторический отрезок.
Также новизна исследования заключается в трех основных аспектах:
-
в изучении сатирической журналистики 1920-х гг., как специфической системы – в условиях, когда нет ни одного монографического и диссертационного исследования по данной теме;
-
в системной характеристике сатирической прессы СССР. Сатирические печатные издания изучались советскими исследователями с идеологических позиций, а российскими недостаточно системно;
-
в уточнении типологии сатирической периодики 1920-х гг.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена следующим:
-
Впервые комплексно исследован объект изучения - система сатирической периодической печати 1920-х гг. Собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволила раскрыть становление данной системы периодики, уточнить научные представления о ее роли в истории отечественной журналистики
-
Раскрыты процессы формирования типологии и эволюции сатирической периодической печати данного периода, представлена целостная картина особенностей ее развития и функционирования.
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики различных периодов, создании учебно-методических пособий, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, выпускных квалификационных и курсовых работ.
Практическая ценность результатов заключается в их востребованности для подготовки бакалавров и магистров журналистики, а именно в использовании при изучении курсов «История отечественной журналистики», «Сатирические жанры СМИ».
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В советском обществе социальная функция сатиры изменилась по отношению к дореволюционному периоду. Основной задачей сатиры стало укрепление нового строя, борьба против факторов, враждебных этому строю, против социальных недостатков. Советская сатирическая печать развивалась в исторически сложившихся обстоятельствах (революции и Гражданская война). На ее развитие также повлияли творческие индивидуальности людей, стоявших у истоков советской журналистики и создававших просоветские сатирические издания. Эти личности, несмотря на то, что им пришлось столкнуться с рядом трудностей, продолжили развивать данное направление журналистики с помощью накопленного опыта. И самой главной причиной было то, что правящая партия нуждалась в средстве, с помощью которого она могла влиять на массы и идеологически их направлять в нужном направлении.
2. Период 1920-х гг. ознаменовался появлением многочисленных и по-своему разнообразных сатирических и юмористических изданий, среди которых в первой половине данного периода выделяются «крокодильские» издания. Каждое из них, несмотря на недолговечность некоторых, сложности их существования, внесло свой вклад не только в дело воспитания советского общества в соответствующем направлении, но и в систему советской сатирической печати.
3. Советские сатирические издания относились к категории «приложения к газетам», но при этом основное количество сатирических изданий начинало свое существование именно как приложения к газетам, а через какое-то время они становились самостоятельными изданиями. Яркий пример - журнал «Крокодил», который в начале своего существования позиционировался как приложение к газете (аналогично начинались «Лапоть», «Красный перец», другие приложения – «Военный крокодил», «Танком на мозоль» («Красная звезда»), «Бузотер» («Труд»), «Смехач» («Гудок») и т.д.).
4. Сатирические периодические издания 1920-х гг. представляют собой важный этап в развитии отечественных СМИ. Их роль определялась задачами внутренней идеологической политики и противостояния внешнему информационному воздействию, технология которых сохраняет актуальность и в настоящее время.
Апробация исследования осуществлялась в представлении докладов на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе – «Медийные стратегии современного мира» (Краснодар – Сочи, 2009-2012), «Молодые исследователи КубГУ» (2006, 2007), результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета.
Промежуточные результаты исследования отражены в 10 публикациях, в том числе в 2 статьях перечня ВАК.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в качестве материалов дисциплины «История отечественной журналистики» и спецкурсов «Региональное информационное пространство», «Региональный журнальный процесс».
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (140 источников). Общий объем работы 182 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется состояние ее научной изученности, ставятся цели и задачи, обозначаются хронологические рамки работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, указывается методология и эмпирическая база диссертации, указывается теоретическая и практическая значимость данного исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения сатирических печатных изданий» в параграфе 1.1. «Сатирические печатные издания в системе СМИ» рассматриваются советская и современная типологии печатных СМИ, а также анализируются подходы и взгляды на место отечественных сатирических изданий в системе СМИ различных периодов развития общества и государства.
История журналистики свидетельствует, что система СМИ подвержена видоизменениям в зависимости от развития государства, общества, социально-политических и экономических характеристик того или иного периода. Политический строй, государственная идеология предъявляют такие требования к СМИ, которые могли бы способствовать необходимому развитию, как социума, так и страны в целом. В ракурсе исследуемой нами проблемы у советской власти «была необходимость привить населению культурного потребления идей – способность не только получать информацию, но и осмысливать ее, сопереживать, поддерживать советскую идеологию»21. Вот почему в различные периоды система СМИ представляет особенную палитру. Происходят изменения в типологии, в востребованности того или иного типа СМИ, жанра, методик и т.д.
Сатирические издания отдельно не выделялись. При этом каждое сатирическое издание имело свое «лицо», оно было в системе, благодаря отображаемой на ее страницах проблематике, которая по большому счету не отличалась от проблематики другого сатирического издания. Примером может послужить газета «Гудок», которая «никогда не ограничивалась отраслевыми рамками, отражая на своих страницах все многообразие экономических, культурных, международных событий (…) Много внимания авторы уделяли вопросам социального характера, последним новостям профсоюзной деятельности, жизни простых тружеников… Большое внимание авторы «Гудка» уделяли темам производственных недостатков, халатности и отсутствию профессионализма разного рода должностных лиц, волоките чиновничества»22. Мы также можем предположить, что данный пласт изданий был представлен такими категориями, как «приложения к газетам» и «журнальная периодика». Соответствующие издания выходили также на территориях республик («Дагестанский скорпион»/«Красный Дагестан», Махачкала; «Шмель», Казахская ССР).
Н.И. Волкова, рассматривая советскую типологию журналов, не только четко определяет сатирические издания как определенный тип, но и представляет их как отдельную группу: «В литературно-художественных журналах преобладают литературно-художественные произведения всех жанров, что, однако, не исключает материалов общественно-политического характера, призванных оказывать на читателя эстетическое и идеологическое воздействие. Характер информации, носящей общественно-политическую и пропагандистскую направленность, определяет группу сатирических журналов, издаваемых центральными, республиканскими и местными партийными издательствами»23. Современная типология системы печатных СМИ отталкивается от того, что на данный момент представляет собой рынок российских печатных СМИ, от уровня потребностей и предпочтений аудитории, а также от уровня технического прогресса, о чем говорит Е.Л. Вартанова в «СМИ постсоветской России»24. Она выделяет систему особенностей, которые отличают сегодня структуру российских СМИ от советских. На основе представленных данных можно прийти к выводу, что типология СМИ, предложенная советскими исследователями, почти не учитывала факт присутствия сатирической журналистики на информационном поле. Современные же типологии неполно отражают системное место данных типов изданий из-за их отсутствия на рынке.
В параграфе 1.2. «Русские сатирические печатные издания как объект научного исследования» анализируются издания, которые послужили рождению и становлению русской сатирической журналистики, а также новые научные аспекты, связанные с исследованием отечественных сатирических изданий.
Б.М. Левинтов пишет о сложившейся сатирической тенденции в печатных изданях начала XX в. в своей статье «Сатирические журналы 1905-1907 гг.»: «Ряд газет воспроизводил рисунки и тексты из сатирических журналов в иллюстрированных приложениях. Некоторые из этих приложений сами превращались, таким образом, в подобие сатирических изданий… Название «сатирические журналы» должно быть принято с некоторой условностью. Сатира и карикатура несомненно занимали в них центральное место. Однако большую роль играла также «гражданская» лирика, уделялось внимание и публицистике, особенно произведениям в аллегорической форме. Характер ответа и определял политическую направленность издания»25.
После Февральской революции ключевые позиции заняла большевистская сатира. Резкая критика вчерашнего дня сочеталась в революционной сатире с не менее резким разоблачением Временного правительства, меньшевиков, кадетских лидеров. В 1917 г. завершился процесс неуклонного падения либерально-буржуазной сатиры, которая в первые месяцы после Октября окончательно соединилась с монархической и реакционно-охранительской. Говоря об изданиях данного периода, нельзя не согласиться с мнением С.И. Стыкалина, который отмечает как положительные, так и отрицательные стороны в развитии сатирических изданий: «Издание сатирического органа в виде приложения к массовой газете способствовало не только упрочению материально-технической базы. Редакция такого органа сразу же могла опереться на квалифицированные литературно-художественные силы, получала прочное идейное руководство и, что было не менее важно, постоянную читательскую аудиторию и сложившийся вокруг газеты рабселькоровский актив. «Беспартийным», в основной своей массе, товарищам, создававшим и делавшим эти журналы, недоставало порой политической зоркости и дальновидности, не хватало политической закалки. Создавая свои журналы, организаторы сатирических органов не смогли трезво оценить ни своих материально-технических возможностей, ни, что особенно важно, тех особых запросов, которые предъявлял к печатному слову, сатире в особенности, читатель революционной эпохи, искавший в печати и сатире оперативного отклика на самые животрепещущие вопросы политической злобы дня. (…)Через несколько лет эти принципы нашли свое яркое воплощение в таких журналах, как «Крокодил», «Бегемот», «Пушка», «Красный перец»26.
В параграфе 1.3 «Причины развития советской сатирической печати» отображаются «движущие силы» формировавшейся советской сатирической печати. Советская сатирическая печать зарождалась на волне революций и гражданской войны. Уже в период Первой русской революции выходило достаточное количество политически и идеологически разнонаправленных сатирических изданий: пролетарские, буржуазно-демократические, радикально-демократические, буржуазно-либеральные и др. Если говорить о вкладе в становление и определение советской сатирической печати, который дали Первая русская революция и Гражданская война, то их общий вклад не так велик, как вклад, который принесла Октябрьская революция. Именно с ней появились те люди, которые впоследствии были лицом советской сатиры.
Влияние революции и Гражданской войны на становление советской сатирической журналистики - фактор исторически сложившихся обстоятельств. С этим фактором системно взаимодействует идеологический, имеющий существенное значение в данном контексте. В целом причины развития советской сатирической печати - это исторические сложившиеся обстоятельства (революции и Гражданская война), а также люди, стоявшие у истоков советской журналистики и создававшие досоветские сатирические издания, которые, несмотря на то, что им пришлось столкнуться с рядом трудностей, не опустили руки, а продолжили развивать данное направление журналистики с помощью накопленного опыта. «Молодая советская сатира, - пишут С.И. Стыкалин и И.К. Кременская, - закалилась и окрепла в непримиримой и ожесточенной борьбе с антисоветской клеветнической «сатирой» буржуазии, отравляющей сознание масс. И когда представляешь себе те объективные трудности, которые стояли на пути советской сатиры в этот период истории, невольно преклоняешься перед гражданским мужеством и самоотверженностью энтузиастов, взявших на себя миссию ее становления»27. Самой же главной причиной было то, что правящая партия нуждалась в средстве, с помощью которого она могла влиять на массы и идеологически их направлять в нужное русло.
Достарыңызбен бөлісу: |