Специфика образно-аналитического декодирования основ театральной системы к. С. Станиславского в современной



Дата05.07.2016
өлшемі106 Kb.
#180327


Валентина Галацкая

Днепропетровский национальный университет

имени О.Гончара, Украина

СПЕЦИФИКА ОБРАЗНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО

ДЕКОДИРОВАНИЯ ОСНОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

К.С. СТАНИСЛАВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ

ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ УКРАИНЫ

Театральное искусство сегодня представляет собой развитую социальнокоммуникативную модель, уникальную художественную медию, ядром которой является подчеркнутая сценическая условность. Эстетическую наполненность искусства Мельпомены создает вербально-перформансная сущность, представленная в мировоззренческих позициях ее создателей.

Основоположник известной в социокультурном мировом пространстве системы психофизической подготовки актера К. С. Станиславский в книге «Работа актера над собой» обосновывает принципы «школы переживания», которая выступает краеугольным камнем сценического мастерства. Это понятие сегодня органично для понимания кордоцентричности натуры как основной ментальной черты украинства и специфики национального театра, поскольку в западноевропейской театральной практике существует бинарная объективизированная «школа представления».

Главным условием артистической профессии режиссер считает способность к процессу творческого переживания, которое воплощается в специфических обстоятельствах существования в роли: «Надо превратить театральные факты, обстоятельства в живые, то есть животворные, надо извлечь из пьесы материалы, чтобы создать из них правдоподобные предлагаемые обстоятельства ... » [18, с. 216].

Важной методологической составляющей театральной системы К. С. Станиславского является принцип естественного творческого переживания по установленным природой законам [18, с. 205], что порождает понятие актерской органичности. В этом большую роль играет интуиция артистического чувства, эмоциональная память (память чувств), сценическое внимание, богатая фантазия.

В основе артистической деятельности, по мнению К. С.Станиславского, лежит представление об истине страстей на сцене, настоящая жизнь человеческого духа, которую сопровождает упорная работа над собой. Средствами психотехники актер способен «вызвать в себе духовное и телесное состояние»[18, с. 207], создающее почву для артистического вдохновения, формирования «художественной правды артистического чувства» [18, с. 212].

Все элементы системы подготовки актера подчинены основной цели – мобилизировать творческие силы актера, его «природу» на воплощение авторского замысла пьесы и спектакля, который К. С. Станиславский и называет сверхзадачей. Для правильной реализации этой сверхзадачи линии поведения персонажей должны подчиняться основному действию спектакля в целом, так называемому сквозному. «Вся система существует для сквозного действия», – замечал режиссер, логично мотивируя возможность использования своих принципов в театральной практике. Эти главные дефиниции театральной системы К. С. Станиславского целесообразно применить при попытке декодирования сценических приемов в словесные, которые представляют современную театральную действительность в информационно-аналитических жанрах журналистики и олицетворяют синкретизм вербально-визуально-перформансного взаимодействия в их структуре.

Декодирование мы понимаем как этап коммуникации, содержащий «расшифровку принятой информации, а именно интерпретацию сигнала его перевода в мысли получателя» [10, с. 73]. Этот процесс подтверждает резонность мысли В. В. Ризуна о выделении среди четырех типов коммуникационных моделей модели рецепции [19, с. 17]. Уместным, по нашему мнению, является предположение о том, что этимологическое декодирование приемов сценической выразительности в словесные происходит с помощью эмоционально-оценочного видения действительности. Его олицетворяет эстетическая парадигма, воспроизводимая в аксиологических моделях масс-медийной информации. Она направлена на распространение ценностной информации, «системы взглядов на мир, структурированных с определенной системой ценностей» [14.с. 29].

Вполне мотивированным, на наш взгляд, является проведение типологических параллелей между аксиологической моделью масс-медийной информации и аксиологическим аспектом творческого метода в литературоведении и искусствоведении, обоснованным профессором М. С. Каганом [11, с. 32]. Этот подход представляется нам продуктивным в анализе эстетической формы освоения современной публицистикой театральных концептов К.С. Станиславского (сквозное действие, предлагаемые обстоятельства, сверхзадача и др.), которые в вербально выраженной сфере выступают «в виде ключевых слов, метафор, образов данного языка и данной культуры» [10, с. 32]. Это определяет актуальность рассмотрения под этим углом зрения современной театральной публицистики постсоветских государств, в частности Украины, которая недостаточно интерпретирована исследователями масс-медиа, за исключением монографий и статей белорусского исследователя Т. Д. Орловой. Примечательно, что ученый выделяет театральную публицистику в отдельный жанр, который создает «модель определенного типа культуры и определенный культурный код» [16, с.13].

В процессе выполнения работы мы ставим такие задачи: охарактеризовать принципы театральной системы К. С. Станиславского в контексте аксиологической модели коммуникации; представить парадигму художественно-аналитических жанров театральной критики в эстетической категории "драматического"; проанализировать экспрессивно-образные средства декодирования основных принципов системы К. С. Станиславского на страницах специализированных театральных журналов периода украинской независимости.

Театральная коммуникация заключается в формировании у зрителя очерченной морально-этической концепции, «размытой» глобализированным представлением о нынешнем социокультурном пространстве Украины, в котором она приобретает черты медийности. Это подчеркивает немецкий исследователь К. Бальме в монографии «Введение в театроведение», объясняя сценическое искусство с точки зрения теории игры: «Итак, театр основывается на двух противоположных интенциональных игровых действиях. И актер, и зритель выполняют каждый свою роль: актер изображает (и представляет), зритель воспринимает (и представляет)» [1, с. 84].

В контексте глобализационных изменений современности исполнитель роли рассматривается как коммуникатор, происходит его отождествление с «медиумом». Эту коммуникацию исследователи характеризуют, как вопрос медийности, требующий релевантного подхода к ее изучению как своеобразного «метафорического способа обнаружения» [1, с. 165], выраженного в вербально реализованных аналитических журналистских жанрах. Они нередко отождествляются с аналогичными жанрами театральной критики: рецензии, интервью. Современная театральная публицистика независимой Украины, представленная на страницах специализированных журналов «Кіно-театр», «Просценіум», «Український театр», демонстрирует эмоционально-аналитическую интерпретацию современных сценических реалий, которые происходят в оценочной системе эстетики «субъект (журналист) – объект (театральная действительность)».

Цель статьи заключается в выявлении специфических образно-аналитических приёмов интерпретации принципов театральной системы К.С. Станиславского в журнальной театральной критике независимой Украины. Специфика избранного предмета анализа определила выбор методов исследования научного материала: индуктивно-дедуктивный, типологический, герменевтический, контент-анализ, неструктурированного и систематического наблюдения. Органическим представляется также междисциплинарный подход к изучению театральной публицистики. При попытке интерпретации художественных приемов сценической выразительности целесообразно применить элементы театроведческого анализа, что обусловлено самим предметом исследования.

В театральной публицистике можно проследить возникновение творческого замысла на уровне эмоционально-образной расшифровки теоретических концептов системы К. С. Станиславского. Интересно, что эмоциональная оценка театральных событий авторами художественно-аналитических жанров журналистики осуществляется в системе эстетических категорий «драматического − комического», специфических для содержания театрального искусства. Основополагающим в этом плане является осмысление концепции театральной действительности, которая базируется на аксиологических измерениях. Таким образом, аксиологический аспект, который является выражением эмоциональной оценки познанного, в той или иной степени может влиять на формирование индивидуально-авторского стиля публициста.

Концепция действительности интерпретируется публицистом как отражение противоречия между творческим идеалом и реальными событиями жизни. Естественно, что художественный идеал, который выступает предметом образного декодирования средствами театральной публицистики, может изменяться под влиянием изменения самой действительности. Но при этом концепция не будет терять аксиологического аспекта: в одних случаях журналист будет оценивать различия своего идеала с действительностью как драматическое, а в других − как комическое. В момент определенного соответствия идеала реальной действительности возникает эстетическая категория гармонического. Таким образом, идеал выступает как определенная данность, которая включает в себя конкретно образное эмоциональное представление о совершенстве (в данном случае театрального бытия). Исходя из этих положений, мы приходим к определенной методике анализа концепции театральной действительности в аспекте эстетических категорий. Для ее реализации требуется тонкое проникновение в масс-медийный театральный текст, в результате чего возможна реконструкция определенного художественного идеала, охарактеризованного в эстетическом аспекте в категориях-результатах динамического соотношения идеала и действительности «драматическое - гармоническое - комическое» [20, с. 37]. Учитывая не только эмоционально-оценочную, но и логическую природу публицистического мышления, стоит заметить, что концепция действительности выступает «своеобразной гипотезой, предположением, версии возможного толкования фактов и явлений» [9,с. 77]. Она связана с образом автора, авторской точкой зрения на мир способами выражения авторской позиции в публицистическом тексте [13, с.56].

Различные аспекты проблемы теории автора исследовали М. Бахтин, В. Виноградов, Б. Корман, М. Кодак, В. Смилянская, А. Ткаченко, К. Фролова. Коммуникативная концепция М. Бахтина органична к пониманию специфики театрального искусства и опирается на ключевые понятия: «диалог», «исполнитель», «ситуация общения». Эти дефиниции подчеркивают важность аксиологического подхода к изучению театральной масс-медийной коммуникации, который продуцируется в эстетическом и индивидуально-авторском аспектах [2, с. 38]. Наиболее совершенную, на наш взгляд, концепцию теории автора создал литературовед, профессор Ижевского университета Б. Корман, который отмечает, что автор непосредственно не входит в текст: «он всегда опосредован - субъектными и внесубъектными формами выражения авторского сознания» [13, с. 2]. Профессор Б. Корман определяет автора как первичного субъекта речи, который формирует собственную стилевую манеру, определяет понятие «журналистское мастерство».

Стоит отметить, что авторы информационных материалов на театральную тематику демонстрируют скупость изобразительных средств, подчеркнутую логичность изложения материала, монтажность мысли, декодируя театральные понятие К.С. Станиславского в жанр заметки (расширенной информации). Как и в классической журналистике, театральные репортеры прибегают к изложению главной мысли в лиде, который на страницах журнала «Кіно - Театр» возможно дифференцировать как лид «одного элемента» [6, с. 140]: «70-й юбілейний сезон Луганський обласний академичний музично-драматичний театр розпочав прем’єрою трагедії Шекспіра». Это подчеркивается отрывочностью эмоционального темпоритма в изложении театральных фактов.

Современная театральная журналистика, существуя в аналитических способах обобщения художественных реалий, воспроизводит в виде важных медиасобытий основные категории театра (общие понятия этого синтетического вида искусства), характеристику театральных форм и сценических жанров (акция, антимаска, бурлеск, водевиль, буффонада и др.), элементы структуры представления (акт, архетип, архитектоника, диалог, экспозиция, завязка), анализ отдельных приемов и средств сценической выразительности (аллегория, гротеск, эксцентризм) [12, с. 25]. Авторы материалов на театральные темы декодируют понятие К. С. Станиславского «сквозное действие» в символ, вербальный способ социальной коммуникации, который способен передать «характер взаимодействия плана содержания и плана выражения [9, с. 56].

Символично-аллюзивная тональность публицистического мышления Т. Заривной, импульсивность ее авторского стиля передает очерк «Портрет актриси на фоні театру» о творчестве народной артистки Украины Полины Лазовой. Богатая ассоциативность образной манеры воплощена в эстетической категории драматического и выражена в аналитических моральных сентенциях: «Тому важливі для актора, окрім ремесла, моралі, культури і школи страждання, тобто біографії, − речі, які витоншують душу, це пензель, яким, врешті-решт, актор змальовує світ» [8, с. 17]. В этом публицистическом тексте зримо проявляется богатая ассоциативность образного мышления журналиста, заложенная в ритмичности речи, подчеркнутой однородными членами предложения, градацией. Названные вербальные приемы с большой точностью декодируют важное понятие театральной системы К. С. Станиславского «темпоритм». Это активно прослеживается на страницах журнала «Український театр».

Драматическая природа мышления авторов аналитических материалов задает основной тон повествования, выражая ее интеллектуально самодостаточную публицистическую природу, проблемную оценку предмета изображения. Символ как важная культурно-экспрессивная единица фиксирует драматический эмоциональный темпоритм текста, помогает расшифровать все подтексты, которые действуют, исходя из заголовков статей («Фрески, чи крок на нову територію», «Печальний блазень», «Повороти долі», «Приваблива чарівність суїциду »).

Эстетическая сущность драматического интересно позиционируется в современной журнальной театральной критике в многочисленных жанровых модификациях интервью, которое выступает формой актерского монолога с присущей ей суггестивно-медитативной манерой изложения материала. Сегодня актуализируется такая вариация этого жанрового образования, как интервью-зарисовка с аналитической преамбулой, содержащей авторскую оценку изображаемого. Для нее свойственна умеренная объективизация публицистической манеры, амплификативная форма построения, сдержанный эмоциональный темпоритм. Нередко жанр интервью-зарисовки выстраивается как поток авторского сознания с концентрацией метафорических элементов, выполняющих «важные персуазивные и мислетворческие функции» [17, с. 58]. Разнообразно это прослеживается в материалах постоянной рубрики «Обличчя» всеукраинского специализированного журнала «Кіно-театр», которая знакомит читателей с известными персоналиями современного театральной жизни Украины. Подчеркнутая морально-этическая позиция в характеристике театральной реальности, выраженная в эстетической категории драматического, присутствует в интервью Л. Бондарчук «Вистава − це дійство, в якому присутній дух». Народная артистка Украины Лидия Вовкун осмысливает незаурядную сущность слова на материале поэзии Лины Костенко, вводя читателя в предлагаемые обстоятельства перевоплощения: «Місія актриси − доносити людям слово. Що є вистава? Це дійство, в якому присутній дух творчості. Переживання поетеси поєднується з тим, що усвідомила, готуючи виставу, актриса, и в результаті − з’являється новий світ » [3, с. 58].

На страницах журналов «Просценіум» и «Український театр» жанр интервью активно реализован в вербально-визуальной практике эмоционального воздействия на интеллектуального адресата. По частотности употребления он наиболее распространен в различных модификациях для воспроизведения современной театральной картины мира. Это определяется активностью авторской позиции журналиста (интервьюера) и носителя информации (интервьюируемого), которая подчеркивает аксиологическую природу эстетической категории драматического. Героями подобных интервью выступают известные театральные деятели, актеры, драматурги, которые формируют сегодня национальное социокультурное пространство. Их творческие достижения являются классическими с точки зрения художественной ценности и достойными подражания. В этом аспекте заслуживает внимания проблемное лейтмотивное интервью И. Чужиновой с известным режиссером Эдуардом Митницким «Я навчаю людинознавству...», которое насыщено мощным сквозным действием: «Мистецтво − це миттєва творчість, це інтуїція, інстинкт, якщо хочете, і, звичайно,смак» [22, с. 19]. Это подтверждает мнение многих исследователей о том, что интервью представляет собой сегодня объектно-субъектный коммуникативный акт.

Истинную природу аналитического мышления журналиста и обьективизированного подхода к пониманию основных понятий театральной концепции К. С. Станиславского демонстрирует жанр рецензии, занимающий главное место среди аналитических жанров журналистики. В рецензии осуществляется детальный анализ театрального произведения с целью установления его искусствоведческой и общечеловеческой ценности, формирования у читателя высоких эстетических идеалов. Автор должен оценить произведение театрального искусства как социокультурное явление, применяя аналитический метод познания, который продуцирует манеру изложения мысли в драматической проекции. Полемичность речевых конструкций, сфокусированная в риторических вопросах и восклицаниях, индивидуальный авторский стиль, наличие образных деталей действенно воспроизводят манеру публицистического мышления журналиста, демонстрируют вариативность внесубъектных форм выражения авторского сознания в жанре рецензии: «Суть театру − першотворення. Театр – екстремальна територія, тут нічого не буває раз і назавжди... Територія театру мстить за споживацтво»[5, с. 42].

Материалы такого жанрового диапазона постоянно присутствуют в рубрике «На сценах» журнала «Кіно-театр». Авторы театральных рецензий стремятся найти свой ракурс видения значимых событий театральной жизни Украины, художественно моделируя его в драматически-проблемной манере: «Жанр этот требует синтетического сочетания интересного сюжета, завораживающей музыки, профессионального вокала и зрелищности в номерах, костюмах, сценографии» [21, с. 42]. Заметим, что в театральных рецензиях материализация логичнооценочной манеры наррации создается приемом амплификации, который «ускоряет» драматический темпоритм публицистического мышления.



Театральная система режиссера, педагога, актера К. С. Станиславского, олицетворенная индивидуально-авторскими концептами сценической выразительности (сквозное действие, предлагаемые обстоятельства, эмоциональный темпоритм, творческая сверхзадача), органично воспроизводится в современной театральной публицистике посредством эмоционально-образного декодирования артистической действительности в эстетической категории драматического. Таким образом, в информационно-аналитических жанрах театральной журналистики актуализируются аксиологические измерения, которые позволяют анализировать концепцию театрального бытия с позиций духовности и художественной ценности. Это проявляется в метафоричности образного моделирования театральных реалий, диалектической манере изложения материала, модификациях жанровых образований. В вербальной интерпретации средств сценической выразительности К. С. Станиславского применяются символические образы, метафоры, авторские сравнения. Это формирует экспрессивно-эстетическое макрополе, в котором фиксируется идея социально- коммуникативной и эмоциональной природы театрального искусства.

Литература

  1. Бальме, К. Вступ до театрознавства / К. Бальме. − Л.: ВНТЛ. − Класика, 2008. − 270 с.

  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986.– 445 с.

  3. Бондарчук, Л. Лідія Вовкун: «Вистава-це дійство,в якому присутній дух…» /Л. Бондарчук // Кіно-театр. – 2010.− №4.− С. 58–60.

  4. Велимчаниця, О. Вистави Донецького театру в Києві / О. Велимчаниця // Кіно-театр. – 2010. −№6. – С. 42–44.

  5. Веселка, С. Фрески, або крок на нову територію / С. Веселка // Укр. театр. − 2006. − № 6. − С. 12.

  6. Ворошилов, В.В. Журналистика. Учебник, 3-е изд. / В. В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 446 с.

  7. Гвоздев, А. Западноевропейский театр на рубеже ХІХ и ХХ столетий / А. Гвоздев. − Л.-М.: Искусство, 1939. − 378 с.

  8. Зарівна, Т. Портрет актриси на тлі театру / Т. Зарівна // Укр. театр . – 2006. – № 5. − С. 17.

  9. Здоровега, В.Й. Теорія і методика журналістської творчості. Навчальний посібник / В. Й. Здоровега. − Л.: ПАІС, 2000. − 180 с.

  10. Ильганаева, В.А. Социальные коммуникации. Словарь-справочник (теория, методология, деятельность) / В. А. Ильганаева. − Х.: КП «Городская типография», 2009. − 392 с.

  11. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М. С. Каган. − Спб: Наука, 1972. −750 с.

  12. Клековкін, О. Ю. Сакральний театр. Генеза. Форми. Поетика (Структурно-типологічне дослідження) Монографія / О. Ю. Клековкін. − К.: КДІТМ ім. Карпенка Карого, 2002.− 270 с.

  13. Корман, Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. / Б. О. Корман. – Ижевск: Изд-во УдмГУ, 1974. – 32 с.

  14. Кузнєцова, Т. В. Аксіологічні моделі мас-медійної інформації. Монографія / Т. В. Кузнєцова. − Суми: Університетська книга, 2010. − 303 с.

  15. Микитів, Г. Експлікація образу автора в сучасному медіатексті / Г. Микитів, Л. Савчин // Стиль і текст. Зб. наук. Праць Інституту журналістики. – 2006. – №3. – С.56–61.

  16. Орлова, Т. Д. Театральная журналистика. Становление. Развитие и особенности функционирования в современных СМИ /Т. Д. Орлова. Автореф… д-ра филол. наук − Минск: БГУ, 2002.− 39 с.

  17. Павлюк, Л. Риторика, ідеологія, персуазивна комунікація / Л. Павлюк.–Л.:ПАІС,2007.−165 с.

  18. Про мистецтво театру/ упорядкув. В.Довбищенко та Ю.Бобожко, за заг. ред. І.Чабаненка. − К.: Мистецтво, 1954. − 314 с.

  19. Різун, В. В. Природа й структура комунікативного процесу / В. В. Різун // Наукові записки Інституту журналістики. −2001. − Т.2. − С. 17-37.

20. Фролова, К.П. Теория и методика применения эстетических категорий в литературоведческом и искусствоведческом анализе / К. П. Фролова. − Д.: ДГУ, 1985. − 123 с.

21. Фролова, К.П. Посібник до вивчення курсу «Естетика» / К. П. Фролова, В. Л. Галацька. − Д.: Пороги, 2008. − 52 с.



22. Чужинова, І. Едуард Митницький: „Я навчаю людинознавству...” / І. Чужинова // Укр. театр.− 2006. − № 1.− С. 19.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет