Тема 15: Возникновение и развитие науки о поведении



Дата12.07.2016
өлшемі67.89 Kb.
#193419



Тема 15: Возникновение и развитие науки о поведении.
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Отсюда и назв. от англ. behavior- поведение).

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Подход этих ученых намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление». Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям нового времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Рассуждение о том, что происходит в сознании у животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению о том, что наблюдения за состоянием сознания так же мало нужны психологу, как и физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной наукой.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S–R).

Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Исходя из такой посылки он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает не из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становиться значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь есть не что иное, как мышление.

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающих на их основе реакциями. Исходя из такого взгляда на психику бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею о возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трех летние дети научались не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.

Доказательством прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Он экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. (Опыт с кроликом)

Уотсон стал наиболее популярным лидером, бихевиористкого движения. Но один исследователь, сколь ярким бы он ни был, бессилен создать научную теорию.

Необихевиоризм.

Это движение возглавили американские психологи Э. Толмен и К. Халл.



Эдвард Толмен (1886-1959) как и другие бихевиористы, экспериментальную работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях развития. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул-реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными». В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную карту») того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптации организма к среде.



Кларк Халл (1884-1953) стремился придать психологической науке стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Халл опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует принять силе навыка. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Халл разделил первичное подкрепление и вторичное. Первичным подкрепление является например пища для голодного организма или удар электрическим током. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые играет роль подкрепления, но уже вторичного.

Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия личности (автономии, свободы, творчества). С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе человека, т.к. он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического развития, т.е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обуславливается внешними стимулами. От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, Скиннер разрабатывает его особый вид – оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом Павлова, подчеркивал существенные различия между ними. В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение, операции, которые субъект совершает в данный момент. Большое значение имеет тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. (Так при обучении голубя сложной реакции-выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг, С. подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным т.к. оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, т.к. устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер называл «суеверным», указывая на его большую распространенность. Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при оперантном обуславливании идет быстрее и проще. Разработанный Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых. Кроме того, эффективность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Появлялась возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знаний. Однако у этих программ был и существенный недостаток (необходимость постоянного контроля за обучением и постоянного подкрепления - не должны быть нарушены основные права детей.)



Социальный бихевиоризм.

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат. Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Джорджа Мида (1863-1931) к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». таким образом, его личность является как бы объединением различных ролей, которые он на себя принимает. Теория Мида называется также и теорией ожидания, т.к. по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по разному играют одни и те же роли (ребенка отдали в школу ожидая отличных отметок или чтоб не путался под ногами). Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры, как это потом придется делать в жизни. Игры с правилами развивают произвольность.



Большой интерес представляют и исследования ассоциального (агрессивного) поведения. Так Д. Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация-дезорганизция поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации переживаемые в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. (В настоящее время очень спорно, т.к. детей невозможно воспитывать без наказания.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет