«Тевтонский орден и Московская Русь»



Дата20.06.2016
өлшемі75.26 Kb.
#150115
Задание № 5: прочитай текст и выполни задания к нему. Сделать до 25 мая! 26 мая выставление годовых оценок по истории Западной России.
Тема: «Тевтонский орден и Московская Русь».

Начало отношений.

Первые подробные сведения о Московском государстве Тевтонский орден мог по­лучить от имперского посла Георга фон Турна. В 1491 г. он посетил Москву. На обратном пути им­ператор Фридрих III приказал ему побывать в Ке­нигсберге. Император рассчитывал привлечь великого магистра фон Тиффена в союзники против польского короля.

Тиффен не соглашался высту­пить против поляков, ему нужен был надежный союзник. Таким союзником мог стать великий Мос­ковский князь Иван III.

Турн, встретившись в Москве с великим князем, передал ему просьбу императора: взять «в свое соблюденье» магистров прусского и ливонского. «Соблюденье» означало в то время покровительство. По­сол сообщил о готовности Тиффена выступить про­тив короля Казимира, если Москва поддержит его. Тиффен для решения о борьбе с поляками собирался провести в Кенигсберге особое совещание. На него приглашались представители тех государств, кото­рые будут его союзниками. Приглашался в Кениг­сберг и Иван III.

Московский князь проявил большую осторожность. Он не дал сразу своего согласия, ответив имперскому послу, что с предложением о союзе магистры должны обратиться сами, а не через посредников. Московский князь знал, что Тиффен является вас­салом польского короля, поэтому не спешил устанав­ливать с ним равноправные отношения. Он также не собирался посылать своих представителей в Кениг­сберг, где должны были собраться представители зависимых государств. Россия, наоборот, являлась сво­бодным, независимым государством, и поэтому Иван III считал, что инициатива должна исходить не от него, а напротив, великий магистр обязан прийти с «челобитием» к московскому князю. «Челобитье» в диплома­тии означало обращение вассала к руководителю сво­бодного государства, к господину, и потому Турн про­сил заменить это слово другим — «молением», но Иван III был непреклонен.

Турн, побывав в Кенигсберге, рассказал о результа­тах беседы с Иваном III великому магистру. Отноше­ния между Тевтонским орденом и Москвой в этот раз установить не удалось.



Прибытие русских послов в Кенигсберг.

В период правления великого князя Василия III Тевтонский ор­ден предпринял новую попытку установить диплома­тические отношения с Москвой. Великий магистр Фридрих Саксонский осенью 1510 г. направил своего дипломата Кристофера Шляйница в Москву. Васи­лий III согласился принять Шляйни­ца. Между великим магистром и ве­ликим князем завязалась переписка, но Фридрих Саксонский неожиданно скончался.

В 1514 г. великий магистр Аль­брехт Бранденбургский постарался восстановить переписку с Москвой. Это ему удалось. Альбрехту Бранденбургскому нужны были союзники в борьбе с поляками. В это время русские взяли Смоленск, делом показав, что они могут быть такими союзниками.

Победа русских укрепила желание Альбрехта Бранденбургского заклю­чить союз с Москвой. Летом 1515 г. русские послы А. Г. Заболоцкий и А. Щёкин, возвращаясь домой из Ве­ны, заехали в Кенигсберг. Там они были приняты великим магист­ром.

В это время император Священ­ной Римской империи Максимили­ан I изменил свое отношение к Польше и решил помирить поля­ков с русскими. В Тевтонском ордене были очень обеспокоены та­кими планами. Орден тогда оказы­вался совсем без союзников.

Советник магистра Дитрих Шонберг говорил ему: «Если Польша помирится с Москвой, то орден не может ждать ничего другого, кроме как поклясться жить в мире или уйти прочь».

Альбрехт обратился к Василию III с просьбой при­нять в Москве его посла Шонберга. Великий князь со­гласился.

Подготовка переговоров.

В январе 1516 г. в Кениг­сберг приехал русский посланник дьяк В. Б. Тетерин. Он сообщил великому магистру о согласии Василия III принять орденского посланника. Московский князь собирался обсудить с ним вопросы военно-политиче­ского союза и взаимного сотрудничества. Первое посольство из Кенигсберга во главе с Шонбергом прибыло в Москву в феврале 1517 г.



Заключение договора.

Основным предметом об­суждения стали условия военного союза. Больших разногласий не было, за исключением одного. Мос­ковские дипломаты предложили подписать договор долговременного политического характера. Догово­ром предусматривалось быть «заодин» магистру и князю против всех последующих польских королей и литовских князей. Однако Шонберг был против этого. Договор заключался только на период прав­ления великого магистра Альбрехта Бранденбург-ского.

Основным пунктом договора было соглашение о поддержке Россией Тевтонского ордена в войне с Польшей и Литвой. В случае войны Россия брала на себя обязательства предоставить ордену деньги для найма в Германии войска.

«Альбрехт просил ежемесячно по 40 тысяч золотых рейн­ских на содержание 10 тысяч пехоты, по четыре золотых каж­дому ратнику, и 20 тысяч золотых на содержание 2 тысяч кон­ников, по 10 золотых на всадника с конем, кроме того, что по­надобится еще на артиллерию».

Василий III соглашался дать денег, но только тог­да, когда Альбрехт начнет боевые действия, отобьет у Польши города Данциг, Торн, Мариенвердер, Эльбинг и двинется с войсками на столицу Краков. Конкретную сумму денег собирались обсудить позже.

Шонберг пытался получить от московского князя обещание не заключать мир с королем Сигизмундом, пока не будут освобождены прусские и русские горо­да. Русские не согласились с таким предложением, поскольку было неизвестно, когда Альбрехт Бранденбургский начнет войну и сколько она продлится, а России пришлось бы все это время находиться в со­стоянии войны с Польшей. Москве же это было не­выгодно.

Наконец подготовили текст договора. Договорная грамота была составлена в двух экземплярах и 10 мар­та в присутствии великого князя Ва­силия III скреплена золотой печатью и крестным целованием с обеих сто­рон. С русской стороны крест целова­ли бояре Дмитрий Владимирович Ростовский и Григорий Федорович Давыдов, с орденской — Шонберг. Шонберг целовал крест, который он привез с собой именно для этой цели.

Шонберг после завершения пере­говоров, получил «царский» подарок — «платье, шубу с бархатом, на горностаях, да сорок соболей, да две тысячи белки» и убыл в Кениг­сберг.



Русское посольство в Тевтонский орден.

Москва до­говор утвердила. Теперь требовалось, чтобы грамоту ратифицировала другая сторона — орденская. С этой целью князь направил в орден свое посольство. В его состав вошли боярин Дмитрий Давыдович Загряж­ский, Григорий Шемета Воробьев и «толмач Митя».

Московское посольство отправлялось в Тевтонский орден вместе с Шонбергом.

Маршрут лежал через Псков и Ригу на Гребин — на­селенный пункт на берегу Балтийского моря. В Гребине пришлось задержаться почти на месяц. Путь в зем­ли Тевтонского ордена из Ливонии был возможен толь­ко морем. Сухопутная часть принадлежала Литве, а поскольку Россия находилась в состоянии войны с ней, русских дипломатов литовцы не пропустили бы. В Ли­вонии Шонберг, покинув русских, отправился в Кениг­сберг и обещал прислать за посольством корабль.

Наконец «на кораблике невеликом» посольство прибыло в Мемель, где и состоялась встреча с Аль­брехтом Бранденбургским. Загряжский сообщил в Москву, что магистр прибыл туда из «Королевца». Так тогда русские называли Кенигсберг.

Альбрехт утвердил договор о союзе, и послы в июне 1517 г. возвратились в Москву.

После этого каждая из сторон стала добиваться сво­их целей: Москва — начала орденом боевых действий, орден — получения денег от Москвы.

В Москву зачастили орденские послы. В сентябре 1517 г. посол Рабенштейн предупреждал великого князя, что император добивается примирения магист­ра с польским королем. Если Москва не поторопится и не даст денег, то магистр не сможет начать войну. Придется мириться с королем, а это не выгодно ни Ва­силию III, ни Альбрехту Бранденбургскому.

Василий III решил выдать деньги на наем 1000 пехотинцев. Смягчались и усло­вия: орден должен был просто начать войну. Но Аль­брехт обещал сделать это не раньше весны 1519 г. День­ги привезли в Псков и оставили их там на хранение.

В сентябре 1519 г. Василий III по­шел навстречу магистру и приказал доставить деньги из Пскова. Одновременно русские начали поход про­тив Литвы.

Но Альбрехт вначале промедлил и перенес войну на осень. Русские в это время уже заканчивали свой по­ход. К тому же орден повел наступление не навстречу русским, как договаривались, а двинулся в обратную сторону, к Висле.

Великий князь, узнав, что орден начал войну, дал распоряжение подготовить дополнительную финансо­вую помощь союзнику, тем более что Альбрехт внача­ле добился успеха: его войска взяли город Браунсберг.

Но затем у ордена начались неудачи. Выяснилось, что войска у Альбрехта были: две тысячи воинов ему прислал датский король, четырнадцать тысяч пришли из Германии. Наемники вышли к Висле и осадили Дан­циг, но, не имея съестных припасов, без военного руко­водства просто разбрелись по польской территории.

Однако следует отдать должное польскому королю: Сигизмунд правильно определил главную угрозу для Польши — Тевтонский орден. Ему удалось заключить на полгода перемирие с Моск­вой, уговорами и подкупом отвлечь от южных районов Польши крымского ха­на. Собрав затем все наличные силы, Сигизмунд прибыл с ними в Торн. Во­енные успехи ордена после этого ста­ли сходить на нет.

Василий и в этот раз не оставил Альбрехта без помощи. Летом Афа­насий Маклаков привез в Кениг­сберг вторую партию денег: надо бы­ло спасать союзника. Сам великий князь собирался в поход против по­ляков. Надо было только дождаться весны 1521 г.

Но весной в Казани началось восстание против Москвы, затем случился набег крымчаков, и Василий был вынужден заняться внутренними делами. Удача оказалась на стороне польского короля.

5 апреля 1521 г. Альбрехт Бранденбургский за­ключил четырехлетнее перемирие с Польшей. Летом следующего года в Москву еще раз приехал орден­ский посол Клингенбек, но на этот раз посольство по­ложительных результатов не добилось. Вскоре дипло­матические отношения между Тевтонским орденом и Московской Русью были прерваны.

1. Выпиши из текста всех упоминаемых исторических персонажей:

Русские цари




Магистры Тевтонского ордена




Императоры Священной римской империи




Русские послы




Послы тевтонского ордена




2. Ответь на вопросы:

1) Когда была сделана первая попытка установ­ления дипломатических отношений между Тевтонским орденом и Россией? Почему она не удалась?

2) Почему Россия рассматривалась как возмож­ный союзник Тевтонского ордена в борьбе с Польшей?

3) О чем велись переговоры в Москве в марте 1517 г. Чем они завершились?



4) Как завершились дипломатические отноше­ния между Москвой и Кенигсбергом?

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет