Традиции коми семьи



Дата20.07.2016
өлшемі9.62 Mb.
#211412
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов г. Сосногорска»
Ответы на викторину

«Традиции коми семьи»

Выполнила: Павлова Татьяна,

ученица 5 «Б» класса
Учитель: Евсеева Н.Н.

Сосногорск, 2009 г.



Ответы на викторину «Традиции коми семьи»



1. Как с русского языка переводится слово «семья»?
1) Слово «семья» на коми языке произносится «котыр»

2) Есть второй вариант перевода – «рöд», «рöдвуж»


2.Назвать по коми членов семьи: внук, дедушка, мама с дочкой, тётя по отцу, тётя по матери, крёстный, крёстная.
На коми языке эти слова произносятся так:

внук- пöльöн шуысь (по линии отца), ыджыд батьöн шуысь (по линии матери)

дедушка – ыджыд бать (по линии матери), пÖль (по линии отца),

мама с дочкой - мама-ныла,

тетя по отцу - об,

тетя по матери - ичинь,

крестный - вежай,

крестная - вежань.




3.Как в старину (в коми семье) выбирали пару?
Брак у коми мог быть заключен в любое время года (за исключением времени церковных постов). Родителям жениха было выгодно получить новую рабочую силу к лету – периоду страды, поэтому свадьбы нередко происходили весной, после Великого поста. А родители невесты, не желая отпускать дочерей ранней весной, отказывали сватам. Но по необходимости (например, когда боялись, что намеченную невесту отобьют другие женихи) свадьбу играли в иные дни. Самое хорошее время для свадьбы – октябрь, день Покрова, когда и урожай уже собран, и дороги «встали».

Инициатива при заключении брака всегда исходила от жениха, а точнее от его родителей. Парню, достигшему 20-22 лет, подбирали невесту (16-17 лет) из своей деревни или соседней. Родители, как и сами жених и невеста знали состояние и характер не только будущих сватов и супругов, но и их ближайших родственников. Перед тем как отправлять сватов старались узнать через посторонних или родственников, намерены ли родители невесты выдавать ее замуж, и могут ли сваты надеяться на успех. Иногда парень сам получал заранее согласие девушки и сговаривался о времени сватовства. Но большей частью сватались без предварительной разведки, и выбор жениха и невесты определяли родители. В прошлом достаточно часто женили и выдавали замуж насильно, без согласия парня или девушки, ибо в этом деле большую роль играло состояние, достаток и возможное приданое невесты.




4.Назвать этапы подготовки к свадьбе.
Свадьба (кÖлысь) коми конца ХIX – начала ХX вв. представляла собой сложный комплекс обрядовых церемоний. Исполнение этих обрядов растягивалось по времени на две-три недели, иногда и более. Основными слагаемыми обряда коми свадьбы являются: сватовство – корасьöм, рукобитье (сговор, помолвка) - кикутöм, девичник - колип, мытье невесты в бане, где она оплакивала «свою большую девичью волю», венчание, пир у невесты и жениха в день венчания, укладывание молодых спать, послесвадебные испытания молодой или молодого, мытье в бане молодых, посещение молодыми родителей невесты. Каждая из обрядовых частей сопровождается определенными церемониями, соблюдение которых было обязательным.

Важной частью подготовки и самой свадьбы были причитания. Если невеста сама не умела причитать, то звали «плакальщицу». Причитания по своему содержанию делятся на следующие группы:

- причеты-описания (рассказ невесты о своей радостной девичьей жизни; этот причет произносится за день до свадьбы)

- причеты-обращения (обращения к солнцу, ветру, чтобы они разнесли боль невесты во все стороны, помогли ей избежать замужества, этот причет произносится за день до свадьбы)

- причеты-благодарности (обращения к родите6лям за заботу, счастливое детство и беззаботную юность, этот причет произносится во время мытья в бане в день венчания)

- причеты-хуления (адресованы будущей семье, злому свекру и свекрови, грубому мужу, этот причет произносится в момент «наряживания» невесты и ожидания венчания).

Кроме этих причетов пелись и благопожелания – бурсиöм – подружками, мамой, сестрами невесты.

Не смотря на это, следует отметить, что единой коми свадьбы не существовало, она распадалась на ряд локальных, местных вариантов.

5.Что использовали на свадьбе вместо обычного русского каравая?
Основным блюдом, обязательным как на самой свадьбе, так и при сватовстве, у коми был «черинянь» (рыбный пирог, рыбник), который подавался всегда в первую очередь. Жених был обязан преподнести «черинянь» в качестве подарка матери невесты. На Сысоле и Удоре подобным угощением являлась утка или жареная дичь, в Койгородском районе – жареная утка с калачом на шее – чомöр.


6. Где и почему в старину рожали коми женщины?

Наиболее подходящими помещениями для родов считались хлев и особенно - баня. Подобный выбор был связан в народном создании с религиозно – магическим представлениями, согласно которым сам процесс родов и роженица считались «нечистыми», привлекающими различные сверхъестественные силы. И потому их старались удалить из дома в те помещения, которые являлись, по народным представлениям, пограничными между «этим» и «иным» мирами. В крайнем случае, роды происходили у порога жилища. К родам приглашалась повивальная бабка – гöг-баба или бабушка по линии отца или матери.

Подготовка к родам также представляет целый обряд. Первой пеленкой у новорожденного должна быть отцовская рубаха, т.к. через рубашку передается сила и здоровье отца ребенку.

7.Почему в коми семье появлению мальчика радовались больше, чем появлению девочки?


В коми семье больше радовались появлению мальчика, т.к. сын – продолжатель рода, а когда он женится, то принесет домой новую работницу, а в большом крестьянском хозяйстве лишняя пара рук не помешает. А о девочках даже такая фраза устоялась – «отрезанный ломоть», т.к. ей надо будет приданое готовить, а это все затраты, а когда она достигнет возраста полной трудоспособности, ей надо уходить в семью мужа. Считалось, что содержание девочки в семье более затратно.

8. Рассказать о воспитании детей в коми семье.

Чаще всего воспитанием детей занимались те, которые не могли приносить пользу на крестьянском деле, это: бабушки, старшие братья, сестры. Воспитание до3-4-х лет заключалось в том, чтобы вовремя накормить, поменять пеленки, оградить от травм. После достижения 4-х лет ребенок приуичвался ко всем делам крестьянского хозяйства. Девочки под руководством матери учились вести хозяйство: готовить, печь, ухаживать за скотиной, шить, вязать. А мальчики под чутким руководством отца учились к промысловой работе (рыбалка, охота), к земледелию.

Рассмотрим один из видов обучения - Промысловое обучение детей. Еще в детстве будущие промысловики получали основные трудовые навыки, начинали непосредственно участвовать в процессе добычи, осваивали общепринятые нормы и правила поведения на промысле первоначально в развлекательно-игровой форме (пословицы, поговорки и присказки, которые сопровождали ребенка в обыденной жизни).

У мальчиков с раннего возраста наиболее любимыми были игры в охоту, а из игрушек —лук и деревянное ружье

Уже лет с шести-семи начиналась «промысловая деятельность» — добыча мелких лесных птиц: снегирей, полярных воробьев, пуночек. Чуть позже основным объектом детского промысла становились клесты, которые в сушеном виде использовались в пищу. Орудиями лова были волосяные силянки («дзуг»), которые дети мастерили сами из свитых вдвое конских волосков

Обучение охоте старшими начиналось лет с восьми-девяти, именно в этом возрасте детей начи­нали брать с собой на промысел в ближнее охотничье угодье. Отец или дед наглядно показывали, как настораживаются ловуш­ки, обучали выбору места для их постановки, знакомили детей со следами зверей, рассказывали о правилах промысловой морали и т. д.

Мальчикам 9-10-и лет уже доверяли отцовское ружье, а в 11-12 лет подростки уже свое ружье получали.


9. Закончить пословицы:


«Детей полна изба, да на столе голытьба»

«Дай бог дитя, дай и путного»

«Что в детстве воспитаешь, в старости впитаешь»
10. По коми традиции невеста дарила своей будущей родне дарственные пояса. Какие цвета использовали при изготовлении такого пояса?
Узорные пояса (вöнь, йи, кушак, гасник) были непременным элементом приданного невесты. Они предназначались для подарков жениху и всей его родне. Пояса изготавливались в основном из шерстяной многоцветной крученой пряжи, чередуя ее с льняными нитками. Широкие и длинные мужские пояса (шириной от 7 до 15 см, длиной до 2 м) ткали на ткацком станке, более узкие («покромки») – на швейке. Концы украшались кистями – «сыр». Они украшались геометрическими рисунками (ромб, косой крест, различные варианты свастики) и орнаментом. Пояс служил для препоясывания одежды, на нем закрепляли все необходимые для человека предметы: топор, нож, сумочки, огниво и др.

В обрядности пояса служили оберегом. Когда невеста семье мужа дарила этот предмет, это означало, что она «привязана» к этой семье, желает им только хорошего - дарит им оберег. В каждом районе были свои цвета. Особенно красивыми считались пояса ярких расцветок: красный, желтый, зеленый, черный. Вышивка золотыми и серебряными нитями была распространена на Ижме.

Считалось, если кто-то развяжет на тебе пояс, то таким образом лишит силы.


11. Какой предмет деревянной посуды особо ценился в семье и переходил из поколения в поколение?
В прошлом утки-солонки играли обрядовую роль: отец обычно дарил такую утку дочери в день ее свадьбы. Утка занимала особое место в коми мифологии. Она считалась прародительницей мира, земли и всего, что есть на ней. Утка считалась символом плодородия и семейного благополучия. Фигурка утки – воплощение родительского благословения и символ будущего семейного счастья.
12. Кто занимался изготовлением деревянной посуды в семье?
Мужчины делали из дерева посуду (чашки, ложки) и всякую утварь (ступы, ведра, ушаты), плели лукошки, корзины из ветвей и корней, из бересты изготовляли туесы, чуманы, пестери.

13. Кто в коми семье занимался изготовлением глиняной посуды?


Женщины из глины лепили различную посуду (крынки, горшки, латки).

14. В качестве чего использовали коми пас-знак до развития письменности?


ПАС, знак, клеймо, тавро, метка, печать, подпись, цифра, буква и. т. п. В традиционном быту коми ПАС – знак собственности – ставили с помощью зарубок, нарезок или начертание углем, мелом, дегтем на самых разнообразных объектах семейной и личной собственности: амбарах лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на брёвнах, жердях, поленнице дров; на мешках с зерном, на счетных бирках и. т.п. Особыми ПАС отмечались земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный ПАС ставили в качестве подписи на различные документы – счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции. С распространением грамотности ПАС собственности были вытеснены инициалами и личными подписями, но в некоторых случаях ПАС используются до настоящего времени.

Пас имел такую особенность: каждая вновь появившаяся черточка – знак нового поколения. Причем знак сына ставился на отцовской черточке. Родовой знак имели только сыновья, т.к. дочери, выйдя замуж, ставили знак рода мужа.

В деревне все знали знаки друг друга и без разрешения на трогали ничего из предметов обихода чужого человека.

15. Какими способами украшали мебель в коми избе?
Немудреную мебель в коми избе чаще всего украшали резные узоры, чуть попозже (в южных районах Коми) стали использовать цветовую роспись. Красный угол, полати, врезные полки, опечье – все это украшалось несложной фигурной и контурно-прорезной резьбой (линейные, геометрические, зооморфные мотивы), реже – росписью.

Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Встречается изображение птиц, растительные узоры. Чрезвычайно распространен солярный мотив – круги, розетки, кресты внутри круга в различных вариациях.

Резной контур иногда раскрашивался в красный или синий цвет, причем геометрический орнамент обводился черной контурной линией. На Нижней Вычегде по киноварному или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент виде букетов роз. Растительные элементы наносились красным, голубым, желтым цветом и контурной черной обводкой.

16. Почему в коми семьях по обычаю запрещается выносить что-либо из избы после захода солнца?
По народным поверьям, любое дело, даже ведро воды вынести из дома, надо в то время, пока солнце на небе, т.е. пока ты под покровительством бога-солнца. С наступлением темноты начинает править Омöль, и любое дело, выполненное под его покровительством, идет не во благо, а во вред. А если что-то отдать из дома после захода солнца, значит накликать на себя бедность, нищету, болезни. Злые знахари (керсьысьяс) именно этим пользуются, если хотят навредить кому-нибудь.

17.Рассказать о традиции изготовления и хранения колыбели для малыша.


Ребенка после рождения, после первой бани укладывали в колыбель, изготовленную отцом или дедом новорожденного. Однако чаще всего использовалась колыбель старших детей или колыбель, перешедшую по наследству, т. к. считалось, что в колыбели, в которой выросло много детей, ребёнок будет более здоров. Колыбель – «потан» - представляла собой дощатый четырехугольный ящик, несколько расширенный к изголовью, или ящик овальной формы без углов (т.к. в углах скапливается все «нечистое»). В некоторых семьях имелись колыбели, украшенные резьбой. Теперь трудно установить, имелся ли для украшения колыбелей определенный набор узоров, и несли ли они какую-нибудь смысловую нагрузку. По всей видимости, резьба выполняла только эстетическую функцию, и ее характер зависел от мастерства и фантазии резчика. В южных районах использовались зыбки, плетенные из бересты, лыка. Колыбель подвешивалась к гибкому шесту, который одним концом закреплялся в стене, а другим пропускался через железное кольцо в потолке. Снизу к колыбели прикреплялась веревочная петля, с помощью которой ее качали.

Были известны и легкие переносные колыбели с бортами из особым образом снятого верхнего слоя ствола осины и дном из черемуховых веток или бересты. В таких легких колыбелях мать брала грудного ребенка с собой на полевые работы.


Существует несколько поверий. 1) Нельзя качать пустую колыбель, т.к. таким образом убаюкиваешь чертенят. После раскачивания пустой колыбели ребенок плохо спит, часто плачет.

2) если колыбель пустая, то надо чурку положить, тем самым избежать недобрых глаз. Если колдуны решат сделать недоброе, то вся их дурная сила пойдет на полено, а не на ребенка.

3) можно и по-другому оградить ребенка в колыбели от нечистой силы. Когда ребенок в колыбели один, то в его изголовье надо положить кусок хлеба и нож, тем самым защитить от сглаза.

4) нельзя в колыбели ребенка оставлять без рубашки, запахнутой на груди

5) под подушку ребенка от сглаза надо положить хлеб, соль, крестик
Литература:

1. Жеребцов Л.Н. и др. Из жизни древних коми. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1985

2. Историко-культурный атлас Республики Коми / Сост. Э.А.Савельева. . Москва, Дрофа, 1997

3. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19 – начале 20в. Москва, Наука, 1983

4. Народное искусство коми. Москва, Гермес-М, 1992

5. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет