Триумфальные арки и колонны
Наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину холма Капитолия. Герой триумфа носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Право на триумф давал сенат за особо крупную победу.
Триумфальная арка Тита— однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера.
Триумфальная арка Септимия Севера— трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума. Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей над Парфией в двух военных кампаниях. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами.
Триумфальная арка Константина— трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней дороге триумфов. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильванского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени.
Колонна Траяна— колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Главные достижения римлян
Римляне научились создавать огромные внутренние пространства, не используя внутренние опоры. Связано это было с тем, что они использовали новую форму перекрытия. Не горизонтальную плиту, как греки, а цилиндрический свод из бетона и камня. Такой свод опирается не на колонны, а на стены. Используя бетон, римляне научились создавать архитектурное сооружение арку ( арка - от латинского «аркус» - лук), ставя арки на столбы, они могли обойтись и без опорных стен. Греческие ордеры стали для них лишь частью украшения, потеряв свою чисто инженерную роль. Колоннами, а чаще полуколоннами с различными капителями римляне украшали почти все свои сооружения. Именно эту идею воспримет сначала эпоха Возрождения, а затем через нее весь европейский мир и Америка.
Римляне создали и тип монастырского свода, который сыграет огромную роль в будущей архитектуре христианства. Такой свод представляет из себя многоугольное здание, перекрытое сомкнутым сводом. Уже у римлян появились вогнутые сферические стены - «паруса», играющие огромную роль в архитектуре православия. Появилось у римлян и такое сооружение как базилика, представляющее из себя здание прямоугольной формы, именно эта форма здания станет главенствующей в архитектуре европейского средневековья. Наряду с дорическим и ионическим ордерами, римляне чаще использовали коринфский и тосканский.
Римское искусство времен империи грандиозно, мощно, не учитывает соотношение с человеком и подавляет его идеей величия. Этому искусству присуща и такая черта, как помпезность, совершенно не известная грекам.
(Помпезность - слишком большая торжественность и пышность). Каждый раз, когда в Европе будут складываться государства, похожие на римскую империю по масштабу и величию, будет воскресать римская архитектурная форма.
Римская скульптура
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.
С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.
При преемниках императора Августа — правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.
Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации – приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам бо́льшую правильность и обобщенность.
Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
Во времена императора Марка Аврелия – философа на троне – была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.
Рим на пике могущества
Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Столица Рим стала миллионным городом, куда сходились нити политической и экономической жизни покоренных им стран. Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты, дороги. Обширная торговля и мореплавание обусловили строительство гаваней, складов, магазинов, рынков. Потребность городов в воде удовлетворялись с помощью акведуков. Усложнилась общественная жизнь городов. Наряду с культовыми сооружениями возводились здания на городских площадях - форумах, строились театры, цирки, термы (бани). Возводились здания для правительственных учреждений и местной администрации: канцелярии, архивы, базилики для заседания судей и других собраний. Строились Триумфальные арки и колонны. Римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы. Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры.
Гибель Римской империи
В последние десятилетия II в. н. э. Римская империя вела изнурительные войны, в которых Рим часто терпел поражения. Эти внешние события совпали с глубоким кризисом рабовладельческого общества и во многом были обусловлены этим кризисом. Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В годы правления императора Константина армия стала пополняться отрядами из варварских племен, так как римское государство испытывало большие трудности при вербовке воинов из местного населения, которое все больше и больше прикреплялось к месту жительства и профессиям. Варвары, поступавшие на римскую военную службу, приобретали римское гражданство, а за заслуги они получали повышения — могли переходить на службу в дворцовую стражу и достигать значительных чинов. Таким образом был открыт доступ выходцам из варварских племен к высшим должностям империи, который сыграл важнейшую роль в дальнейшей истории домината.
Христианство становится господствующей религией
К этому времени сильное влияние получило развитие христианства, несмотря на то, что христиан преследовали за отказ поклоняться статуе императора и за чуждую римскому гражданину жизнь. Христианство создало свою стройную организационную структуру – церковь. Константин сумел оценить силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения империи и особенно армии. Константин усмотрел в учении христиан мощную церковную организацию, которая могла стать прочной опорой абсолютной власти императора. Кроме этого, император Константин был блистательным политиком-практиком. Он видел всю безрезультатность религиозных преследований, которые лишь накаляли внутреннюю обстановку в империи, а поэтому Константин принял решение о примирении с христианской церковью и о ее поддержке. Уже в 311 г. август Галерий отменил гонения на христиан, а в 313 г., после того, как Константин и Лициний победили соперников за власть, они в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, который впоследствии получил название Meдиоланского (Миланского) эдикта. Согласно этому эдикту, христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное во время гонений церковное имущество было возвращено христианам или за него выплачивалась компенсация. В дальнейшем император Константин оказывал христианам особое покровительство. Так из гонимого учения христианство стало государственной религией, из «церкви борющейся» — «церковью торжествующей». После смерти Константина началась война за власть. Оставшиеся два сына Константина поделили власть. Констанций II получил восточную часть Империи со столицей в Константинополе (основан Константином), а Констант - западную с Римом.
В 395 г. восточная и западная части империи разделились.
В конце IV в. началось так называемое «великое переселение народов», которое было вызвано движением огромной коалиции племен во главе с гуннами из прикаспийских степей в западном направлении. Во время этого «великого переселения народов» конца IV — V в. в невиданных ранее масштабах произошли перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние на социально-экономические отношения и на политическое положение как в Европе, так и во всем Средиземноморье, на падение рабовладельческого римского общества, на падение всей античной цивилизацииВ 476 г. Западная Римская империя пала, эпоха античности завершилась
После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.
Достарыңызбен бөлісу: |