Учебно-методический комплекс дисциплины «История тюркских народов»



бет1/5
Дата11.07.2016
өлшемі0.69 Mb.
#190441
түріСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г.СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-18.1.30/03-2015



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«История тюркских народов»


Редакция №2

от 11.09. 2014 г



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История тюркских народов»

для специальности 5В011400 – «История»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей 2015


Содержание





1

Глоссарий

3-8




2

Лекции

8-49

3

Практические занятия

50-61

4

Самостоятельная работа студента

61-75


1 ГЛОССАРИЙ
Автономия (греч. - самоуправление) – широкое внутреннее управление в определенном регионе государства.

Автохтон (от греч. – местный, коренной; противопоставление - аллохтон) – культуры, возникшие в данном месте.

Ага - глава аула.

Агначи - казначей (караханиды).

Адат - обычное право у казахов.

Аграрный вопрос (лат. agrarius) – земельный; относящийся к землевладению, землепользованию.

Алдияр - обращение к султанам.

Анимизм - одушевление предметов, животных, растений.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека.



«Аркар» - боевой клич султанов.

Археологические памятники – древние предметы, сооружения, изображения, остатки поселений, погребений и т.д.

Арыс - объединение нескольких казахских родов.

Асар - право обращения к сородичам за помощью в выполнении сезонных работ.

Ассимиляция - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Атабек - опекун, воспитатель.

Ата-аймак - объединение родственных семей до 7 колена (7 колен ), состоящее из нескольких аулов.

Аул - низовая ячейка родоплеменной структуры казахского общества, состоявшая из нескольких (до 10) родственных семей.

Аулие – святой.

Бай – (тюрк.)- крупный землевладелец, скотовод, торговец.

Баксы - шаманы; носители традиционных верований казахов; лекари.

Балбал - каменные статуи, символизирующие убитых врагов (кыпчаки в VI - IX в.в.).

Баскаки - осуществляли военный контроль над коренным населением (монг.).

Бата - благословение.

Бей - низший половецкий (кыпчаки) аристократический титул.

Бек - глава племени (у тюрков).

Беклербек - военные правители (в Золотой Орде).

Бий - родоначальник, глава племени (у казахов).

Бийлык - 1/10 от имущества - вознаграждение биям.

Батыр – у тюркских народов и монголов ненаследственное звание, даваемое лицам за военные услуги.

Военно-леннная система - военная политическая организация общества на основе вассалитета.

Военно-потестарная организация - военно-политическая организация кочевников.

Газават - «священная война» мусульман за веру.

Геноцид - действия, направленные на уничтожение полностью или частично религиозной, рассовой, этнической или национальной группы.

Генеалогия (шежире ) - родословная.

«Гросстуркестан» - государство в планах фашистов, в состав которого должны были войти Казахстан, Средняя Азия, Татария, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ, Синь-Цзянь, северная часть Афганистана и Ирана.

ГУЛАГ - главное управление лагерей НКВД СССР, создано в н. 30-х годов.

Гулями - предводители тюркской гвардии.

Гулямы - в Делийском султанате гвардейцы-рабы (из кыпчаков) XII-XIII в.в.

Гуньмо – титул усуньских правителей.

Джайляу - летние пастбища.

Джамалга - повинность населения по снабжению гонцов, знатных людей, сборщиков налога.

Джут - массовый падеж окота.

Депортация - принудительное перемещение лица за пределы государства.

Дервиш - мусульманский странник.

Дешт- и -кыпчак - страна кыпчаков {XI - XV в.в.), кыпчакская степь.

Диван -1) орган исполнительной власти в монгольском государстве; 2) окружные приказы в Российской империи.

Динары (золото), дирхемы (серебро), фельсы (медь) - деньги средневекового Казахстана.

Журтшылык - обращение к сородичам за материальной помощью.

Жылу - право обращения за помощью к сородичам в свюзи с падением скота.

Жын - дьявол.

Жыр - героическая поэма.

Жырау - поэт.

Зороастризм - религия (по имени пророка Зороастра), распространенная на востоке (II -1тыс. до н.э.).

Зякет - налог со скота (1/20 часть).

Икта - право сбора налогов в свою пользу (араб, «икта» - отрезок, надел).

Иктадар ( мукта) - обладатель права икта.

Илек (Илек-хан) - титул ханов Караханидской династии; родственник великого хана; удельный правитель (X - XII в.в.).

Имам - глава мусульманской мечети.

Иман - вера (в Аллаха).

Каган - хан ханов; глава тюркского государства.

Каганат - тюркское государство.

«Казак» - «бездомный», «вольный».



Казакование - добывание средств к существованию участием в военных предприятиях.

Кази (кади) - главный духовный судья у мусульман.

Карабудун – свободные простолюдины в тюркских каганатах.

Кесир - зло.

Кие - добро.

Кочевничество (номадизм) – образ жизни скотоводов, основанный на миграции населения по мере смены пастбищ.

Кул - раб.

Кулпытас - надгробное сооружение в виде вертикальной каменной плиты (стелы) с изображением.

Культ - преклонение перед кем-л., чём-л., почитание, чрезмерное возвеличение кого-л.

Кумбез - купол; купольный мавзолей.

Кумыс - кобылье молоко.

Кун - выкуп.

Куналга - повинность населения принимать на постой войска.

Купчур – налог на содержание войск, почты, чиновничьего аппарата, которой платили скотоводы в размере 1 головы скот со 100 голов. Был распространен на крестьян и горожан и превратился в подушную подать.

Курган – округлая и продолговатая насыпь, холм над захоронениями.

Курултай - собрание знати.

Кушбеги - правитель крупного вилайета (области в Коканском ханстве.

Кюн - рабыня

Кяриз - оросительное сооружение, подземная галерея для сбора грунтовых вод и вывода их на поверхность.

Малай - батрак, наемный сельскохозяйственный рабочий; слуга.

Мамлюки - воины-рабы ( из кыпчаков), захватившие власть в Египте и Сирии ( с ХШ до нач. XVI в.в. и в ХУШ - нач. XIX в.в. ). 



Мерген - меткий стрелок. 

Меритократия - принцип, согласно которому ханами избирали лиц, обладавших незаурядным умом, достоинствами и т.д.

Минорат - обычай, по которому отцу наследовал младший сын ( у тюрков). 

Мюриды - последователи суфизма в странах мусульманского Востока

Национальный вопрос - совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях.

Нация - социально-этническая (историческая) общность людей, складывающаяся при капиталистическом строе на основе общности территории, литературного языка, экономических связей, культуры, психологических особенностей.

Неисторианство – течение в христианстве, основанное в Византии Несторием Константинопольским, патриархом в 428-431 гг.

Номады - кочевники.

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. 

Нукеры - воины, дружина.

Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю металлических денег, медалей и денежного обращения.

Общественно-экономическая формация - исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и обозначающий особую ступень прогрессивного развития человечества.

Оглан (улан) - 1) султан; чингизид; 2) сын бека (у кыпчаков). 

Орда - ставка; войско

Патронимия - совокупность малых родственных семей. 

Патриархат - период родового строя, где главенствующую роль играют мужчины. 

Пауперизм - массовое обнищание населения. 

Рабад - торгово-ремесленное предместье города. 

Религия - вера в существование сверхъестественных сил - бога или богов, духов, ангелов и т.д. 

Репатриация - возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны или эмиграции. 

Репрессия - карательная мера, наказание.

Род – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.

Сарбаз – воин – всадник.

Собственность - исторически обусловленная форма присвоения материальных благ (средств производства, предметов потребления), составляющая основу производственных отношений. 

Сословие - социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе наследственными правами и обязанностями. 

Султан – титул монарх в некоторых мусульманских странах;

Суннизм - направление в исламе, признающее и коран и "священные книги о жизнеописаниях Мухаммеда". 

Суфизм - от "суф" - шерсть; направление в исламе, которое считает возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение человека с божеством, проповедует аскетизм. 

Таборное кочевание - с конца XI в. у кыпчаков кочевание с разделением пастбищ между отдельными родами. 

Табу - религиозный запрет у первобытных народов на что-либо; строгая неприкосновенность чего-либо. 

Тамга - родовой знак, ставился на оружии, на коже животных и т.д.

Тебеневка - добывание скотом корма из-под снега. 

Тенгри ( Хан-Тенгри ) - бог неба (у тюрков).

Террор - политика устрашения, насилия и расправы с политическим противником вплоть до физического уничтожения. 

Тоталитаризм - одна из форм авторитарного государства XX века, характерными чертами которого являются его полный контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ликвидирование политических прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. 

Тотем - какое-либо животное, растение, предмет и т.п., которые являлись объектом религиозного почитания у первобытных народов; герб племени с изображением тотема. 

Тотемизм - форма религии у первобытных людей, которая базировалась на представлении о сверхъестественном родстве данной группы людей с породой животных, видом растений и т.д. 

Трайбализм - племенной сепаратизм, стремление к политической и культурно-бытовой обособленности; проявляется в межплеменной розни, а также в активном участии групп, сложившихся на родоплеменной основе, в общественной и политической жизни.

Тумен (монг.) – подразделение численностью 1 тысяча человек в тюркских монгольских войсках.

Уран - боевой клич. 

Хадж - паломничество в Мекку к мусульманской святыне Кааба или в Медину к гробу Мухаммеда.

Хан – вождь племени, государь у тюркских и монгольских народов.

Цивилизация - уровень, ступень развития материальной и духовной культуры; синоним культуры.

Шаманизм - ранняя форма религии (связана с анимизмом). 

Шаньюй – верховный правитель хуннов.

1Шариат – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Экзогамия - обычай избегать браков между мужчинами и женщинами в одной общественной группе. 

Эксплуатация - безвозмездное присвоение собственниками средств производства прибавочного, а иногда и части необходимого продукта, создаваемого непосредственными производителями.

Этимология - происхождение слова.

Этногенез - происхождение, образование народа. 

Этноним - название народов, племен. 

Этнос - народ.

Яйлажное скотоводство - перекочевки со скотом с одного пастбища на другое. 

Яксарт – древнее название реки Сырдарья.

Ярмарки – ежегодный рынок. Периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров.

Ясак (тат.) – ежегодная, натуральная подать.
2 ЛЕКЦИИ
Модуль 1 Туркестан очаг древнетюркской цивилизации

Лекция 1. Этногенез тюркских народов

План лекции:

1. Первоисточники и исторические труды.

2. Краткие сведения о тюркских народах

3. Волго-Уралье родина прототюрков

4. Степь и поле. Понятия «Туран» и «Туркестан». Первый опыт синкретических представлений

Цель лекции: показать этногенез тюркских народов на территории Евразии

Краткий конспект лекции:

Происхождение тюркских народов и их этнокультурных традиций является одной из наименее изученных проблем науки. Ее неразработанность объясняется не столько слабостью научной базы, сколько предвзятым отношением к ней многих ученых.

Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т. е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.

Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.



Основные понятия: этноним, этногенез, род, племя, этнос, нация, номадизм,

Задания для самоконтроля: оформить таблицу «Тюркские народы Евразии»

Литература:

1 Гамкрелидзе Т. В. Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. 1985. I - II.

2 Гиндин Л. А. Древнейшая ономастика Восточных Балкан. София, 1981.

3 Дьяконов И. M. О прародине носителей индоевропейских диалектов. - ВДИ, 1982, № 3-4.



4 Закиев М. "Происхождение тюрков и татар" М.:2003

5 История татар. Т. 1 Народы степной Евразии в древности. Казань: Изд-во «Рухият». 2002. – 552 с.

6 Кларк Дж. Г. Д. Доисторическая Европа: Экономический очерк. М., 1953.

7 Кляшторный С. Россия и тюркские народы: евразийская перспектива (часть первая).//Тюркский мир, №5,6 2003

8 Мейе А. Введение и сравнительное изучение индоевропейских языков. M.; Л., 1938.

9 Мерперт Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. M., 1974.

10 Мерперт Н. Я. Этнокультурные изменения на Балканах па рубеже энеолита и раннего бронзового века.-В кн.: Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. M., 1984, с. 234-246.

11 Черных E. Н. История древнейшей металлургии Восточной Европы. M., 1966.

12 Черников С. «Восточный Казахстан в эпоху бронзы». М.1960.

13 Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья: Лингвистика, история, археология. M., 1984


Лекция 2. Туркестан - очаг древнетюркской цивилизации.

План лекции:

  1. Саки. Древние источники. Расселение саков. Взаимоотношения с другими народами.

  2. Усуни, канглы, их общественное устройство. Хозяйство.

  3. Хунны. Проблема происхождения хуннов. Гунны в европейской истории.

Цель лекции: Осветить вопрос о расселении саков на территории Казахстана. Рассмотреть вопрос о роли государственных образований этих племен в истории казахов, роль «великого переселения народов»и влияния гуннов на изменение антропологической ситуации в Казахстане.

Краткий конспект лекции:

С начала II тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В I тысячелетии до н. э. Их преемниками стали саки.

В Авесте кочевые племена, населявшие степи севернее бактрийцев, согдианцев, хоремиицев, Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древнеперсидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда-носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга -изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегрпеческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца истории» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н. э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н. э. против саков за Аму-дарью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н. э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидииским царем Крезом При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н. э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н. э.саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев Царя Леонида.

В 331 году до н. э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн - Двурогий) ученик Древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария Ш и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н. э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сыр-дарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник - Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное V веком до н. э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII - VI веках до н. э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского колпака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис - философ, живший в VI веке до п. э. На Анахарсиса «скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками» ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

В III веке до н. э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй -этнокультурных преемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе Красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во II веке до н. э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тысяч человек, войско 188 тысяч, в состав которого входила дружина усуньского правителя - 30 тысяч конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со II века до н. э. стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот. В китайских источниках подробно освещается история усуней до III века н. э., имеются упоминания и в более позднее время до начала V века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центрально-азиатские племена, их численность составляла 600 тысяч человек, они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным чем у саков. У су ни были больше скотоводами. Китайский историк I века Сыма Цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч голов лошадей». Кангла же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.

Активные миграции в среде кочевых скотоводов охватили по времени второе и начало первого тысячелетий. Именно тогда, когда предположительно индоарии начали миграции в Индию, в китайских источниках впервые упоминаются хунны - XVIII в. до н. э. Второе упоминание хуннов относится к IX в до н. э. - именно с этого времени в среде иранских народов Средней Азии начался раскол, позже приведший к делению иранцев на сторонников Заратустры и кочевых скотоводов. Можно считать, что проповедь Заратустры при дворе легендарного иранского правителя Кави Виштаспа происходила не позже VII в. до н. э. И в это же время в Китае начали воздвигать Великую Китайскую стену для предотвращения набегов варваров - северных кочевников. Уж не свидетельствует ли параллельность этих процессов об общих этносоциальных процессах идущих в среде кочевых скотоводов? А именно - усиление родоплеменной верхушки в силу развития скотоводства, увеличение поголовья стад, демографический рост.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет