Учебно-методическое пособие Акуа (Сухум) 1999 г. Ббк 63: 3



бет1/9
Дата11.06.2016
өлшемі0.98 Mb.
#128667
түріУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Абхазский государственный университет

М. Б. Квициниа


Ключ


к

истории


Абхазии
Учебно-методическое пособие

Акуа


(Сухум)

1999 г.


ББК 63:3

M. Б. Квициния

Ключ к истории Абхазии. Учебно-методическое пособие. Акуа (Сухум) 195 с.

Научный редактор - заведующий кафедрой истории, археологии и эт­нологии Абхазии Абхазского государственного университета, профессор Амичба Георгий Александрович

Рецензент: Аргун Юрий Гудисович, кандидат исторических наук, доцент

Одобрено редакционно-издательским Советом Абхаз­ского государственного университета и отделом исто­рии Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для учащихся школ, лицеев, колледжей, абитуриентов, студентов и преподавателей ис­тории Абхазии.

Тематические разработки учитывают действующую программу по истории Абхазии. Предлагаемые планы и таблицы могут быть использованы при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

О Абхазский государственный университет РА, 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практика изучения истории Абхазии учащимися школ, абитуриен­тами и студентами показывает, что они зачастую не всегда справля­ются с тем материалом, который требуется усвоить по программе этого курса. Эти трудности во многом связаны с неразработанностью методических приемов изучения исторического материала и скудостью учебной литературы. В этой связи важную роль призваны осуществить данные учебно-методические разработки.

Учитывая рекомендации педагогов, учащиеся изучают специальные учебные пособия. Материал лучше усваивается, если читать его по­следовательно, переходя от простого текста к более сложному. При чтении литературы следует выписывать цитаты, фактические дан­ные. Разработки отдельных тем выделяют наиболее важные пробле­мы. Развернутый план ответа представляет собой изложение темы, раскрывающее логическую, причинно-следственную связь событий. С помощью таково плана учащиеся под руководством педагога приучают­ся к внимательному, вдумчивому изучению материала, к выделению главного и второстепенного, к умелому воспроизведению учебного ма­териала.

Большую помощь в изучении тем могут оказать схемы, хронологи­ческие таблицы. Необходимо не только уметь пользоваться ими, но и воспроизводить их по памяти.

Желательно знакомство с монографической литературой по исто­рии Абхазии, трудами Дзидзария ГА., Инал-ипа Ш.Д., Анчабадзе З.В., Во­ронова Ю.Н., Сагария Б.Е., Куправа А.Э., Бгажба О.Х., Лакоба С.З. и др.

Целесообразно познакомиться с работами современных ученых, ис­следователей, чтобы быть в курсе спорных проблем исторической пуб­лицистики.

ТЕМА I


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕАБХАЗСКИХ ПЛЕМЕН
Проблема происхождения абхазского народа, его родственных связей с другими народами издавна оставалась предметом научного исследова­ния. Мы судим о предках абхазов на основании древневосточных, антич­ных письменных источников, данных языка, памяти народа, уклада жизни далеких предков, археологических материалов и других исследований

Как любой народ, абхазский этнос прошел длительный исторический путь своего развития. В науке этот процесс называется этногенезом ("этнос" - народ, "генезис" - происхождение с греч.).

Упомянув названия тех племен, которые населяли Абхазию, - апси-лов, абасгов, санигов, мисимиан, - необходимо определить истоки самона­звания народа и края (Апсны, апсуа, абхаз, Абхазия, Абасгия). Важно чет­ко перечислить ряд теорий по вопросу происхождения абхазского народа 1) южная (малоазийская - предки являлись выходцами из Малой Азии), 2) северная (северокавказская - предки составили племена из Северного Кавказа), 3) местная (население автохтонно, то есть местного происхож­дения), 4) местно-миграционная (население формировалось в результате слияния местных племен с "пришлым" родственным элементом, в основ­ном из Малой Азии), 5) эфиопско-египетская (предки переселились на Кав­каз из Северо-Восточной Африки) и другие.

Следует указать на этнические связи абхазо-адыгов с малазийским миром, при этом, отметив, что большинство исследователей связывает процесс происхождения абхазов с группой древних родственных племен, населявших часть Малой Азии - кашков и абешла. Расскажите об извест­ных данных архивов из истории хаттов и хеттов

Союз кашков и абешла или каскейский союз племен еще a III тысяче­летии до н.э. населял не только территорию северо-восточной части Ма­лой Азии, но и весь Западный Кавказ, касаясь и Черноморского побере­жья Близкородственные племена, связанные с хеттской культурой, стали грозной силой для соседних народов, в особенности хеттов. В верховьях реки Галис (ныне р. Кызыл - Ырмак в Турции) кашки основали государство

Каску. Хеттской державе приходилось вести длительную борьбу с воинст­венными племенами. Возможно на рубеже II-I тыс до н.э. часть кашко-абешлайцев переселилась на Западный Кавказ из-за перенаселенности в местах обитания Важно заметить, что переселение происходило внутри одного ареала расселения про абхазо-адыгских племен и родственных им кашков-абешла. Здесь они слились с местным населением края, привнося сюда специфические формы материальной и духовной культуры. Об этом свидетельствуют археологические, этнографические материалы, абхазо-адыгские этногенетические предания. "Пришлые" племена привнесли с собой новый - малоазийский - тип глиняной посуды, опыт металлургиче­ского производства, элементы религиозной культуры, которые постепенно сливались с творчеством местного населения. По-видимому, эти земле­дельческие племена стояли на более высокой ступени развития, и потому язык "пришельцев" лег в основу местных диалектов: в Причерноморье -проабхазских, на Северо-Западном Кавказе - проадыгских. В эпоху ранней бронзы носителями лроабхазского языка были племена так называемой Очамчирской культуры, носителями же проадыгского языка - племена майкопской культуры. Результатом этнического смешения "пришлых" и местных элементов явился древнеабхаэскии этнос. В этот период предки картвельских племен, носители куро-араксской культуры, по данным ар­хеологии, достигали лишь бассейна среднего течения реки Риони.

Как указывают археологические изыскания, с середины II тыс. до н.э. на территории Абхазии появились дольмены - монументальные погре­бальные сооружения, строившиеся местным населением в период форми­рования единого абхазского этноса. Далее необходимо рассказать о спо­собах захоронения древних абхазов ("воздушное погребение", в глиняных урнах и простое захоронение)

В раскрытии вопроса большую роль играет упоминание о древних то­понимах на территории современной Западной Грузии в увязке с абхаз­скими корневыми значениями абхазских слов-названий. К примеру, эле­мент "псы" - Арипса - город-крепость, Апсар - древнее название р. Чорох, Супса и др. Заключает тему рассуждение о древности абхазского языка и его род­ственности с языками народов Кавказа.


ПЛАН

1. Проблема изучения вопроса о происхождении абхазского народа.

2. Этногенез. Теории происхождения абхазов.

3. Истоки самоназвания абхазов и их страны.

4. Кашки и абешла. Их родство с адыгами и абхазами. Ареал расселения.

5. Топонимические названия с корневыми данными абхазского языка. Элемент "псы".

6. Родственность абхазского языка с языками народов Кавказа. Абхазо-адыгская группа языков.
ТЕМА 2

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ АБХАЗИИ


Абхазия - один из древнейших очагов цивилизации. Эту территорию населяли древнейшие люди (архантропы, палеоантропы, неандертальцы), о чем свидетельствует наличие здесь значительного числа памятников человеческой культуры. Это та зона, по которой шло передвижение пер­вобытных племен Средиземноморья и Северного Причерноморья. Изуче­ние палеолитической культуры на территории Абхазии указывает на опре­деленные генетические связи населения региона с культурой Малой и Пе­редней Азии.

Обратите внимание на периодизацию истории первобытного общест­ва (археологическую и историческую). Дайте их четкую градацию относи­тельно Абхазии: палеолит - нижний, средний, верхний; мезолит, неолит, энеолит - меднокаменный; бронзовый век - ранний, средний, поздний; ранний железный век; историческая - первобытное стадо, родовая общи­на, разложение родовой общины. При этом назовите конкретные памятни­ки каждой эпохи (Яштухская стоянка, Ахштырская пещера, грот Апианча,

пещера Мачагуа, пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона, поселение Кистрик, Лемса, Очамчирское селище и др.).

Важно отметить, что а период позднего (верхнего) палеолита на сме­ну первобытному стаду приходит родовая община (35-12 тыс. лет до н.э.). Это было время становления Homo sapiens - "человека разумного".

Родовая община - это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации. Характерные черты завершающегося палеолита: экзогамия (запрет браков в пределах одной родственной группы), зарождение земледелия, становление матри­архата, складывание примитивных религиозных верований, а также зачат­ков наскального искусства.

Особо нужно подчеркнуть время перехода от присваивающего хозяй­ства к производящему - неолит (с VI тыс. до н.э. по IV тыс. до н.э.), хотя присвоение продолжает играть большую роль. Возникает земледелие, скотоводство, гончарное производство. Это период расцвета родового строя. Охарактеризуйте данные о поселениях Кистрик (вблизи Гудауты) и Лемса (западнее Цебельды) Отметьте формирование начального пантео­на женских божеств: Джаджа - богини земледелия, огородничества и вино­градарства, Анапа-нага - богини урожая, Саунау - богини мукомолья и др.

Начало разложения первобытнообщинного строя, и постепенное ут­верждение патриархата в Абхазии совпадает с эпохой энеолита - медно-каменного века (конец IV тыс. по III тыс. до н.э.). Наиболее яркими памят­никами этого времени являются стоянки земледельцев с тысячами камен­ных мотыжек "сочи-адлерского" типа, найденных в северо-западной Абха­зии и в окрестностях Цебельды - Абгыдзра и Джампал-1.

Важно заметить, что патриархальное общество на территории Абха­зии охватывает весь бронзовый век, который делится на три периода -ранний, средний, поздний и начало железного века (III- начало I тыс. до н.э.). Ранняя ступень бронзового века начинается с развитием металлур­гии в местечке Башкапсары, где найдены 13 объектов добычи меди и ка­менные молоты.

Охарактеризуйте дольменную культуру эпохи ранней бронзы на тер­ритории Абхазии Дольмены и кромлехи - это погребальные памятники мегалитической культуры. При этом отметьте высокий на Кавказе плиточ­ный дольмен, который находится в селе Азанта (достигает 2,6 м. высоты). Л самый вытянутый дольмен - эшерский, имеющий длину в 3,64 и. Укажи­те социальное назначение этих сооружений, их культовую сущность. Так­же расскажите о памятнике раннебронзовой эпохи Очамчирском селище, расположенном в пяти километрах к северу от Очамчира.

Основные виды хозяйствования в то время - земледелие, скотовод­ство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, кера­мическое производство, обработка камня и кости, торговля и т п. Населе­ние отправляло языческие земледельческо-скотоводческие культы.

Период средней бронзы (XVII-XIII вв. до н.э ) характеризуется сравни­тельно быстрым развитием общества и многими новыми явлениями в со­циально-экономическом плане. Одним из основных памятников данной эпохи в Абхазии является погребальный инвентарь эшерских дольменов, который относится к системе дольменов Кавказа. Также встречаются дольмены в кромлехах (Отхара). Расстояние между кругами кромлехов столь широкое, что по кругу одновременно могут пройти четверо всадни­ков. По-видимому, внутри кругов местное население совершало религиоз­ные обряды. В центре кромлехов выделялся широкий круг. Здесь прово­дился обряд вторичного захоронения. В раскопанных могильниках найде­ны украшения, бокалы с различным орнаментом и другие материалы.

Анализ богатого археологического материала периода поздней брон­зы и раннего железного века (VIII-VII вв. до н. э.) позволяет подробно оста­новиться на характеристике абхазского варианта памятников колхидской культуры (Куланурхвский могильник, находка в Бамборах, бронзовые бое­вые и парадные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные голов­ные булавки, пластинчатые пояса и др.).

На начальной стадии железного века в Абхазии происходит расцвет бронзовой индустрии, Золотистый сплав меди и олова вытеснил камень.

Особо следует отметить, что к этому периоду относится формирова­ние героических сказаний и легенд, древнего ядра Нартского эпоса, панте­она языческих богов абхазов во главе с богом Анцва.

На смену родовой общине пришла соседская (укажите ее отличия). В соседской общине укреплялась частная собственность, росло имущест­венное неравенство, хотя сообща обрабатывалась и делилась пахотная земля, усиливалась власть старейшин и вождей племен.
ПЛАН
1 Становление первобытнообщинного строя: его периодизация - архео­логическая, историческая

2. Памятники палеолита в Абхазии.

3. Родовая община: характеристика, основные признаки.

4 Становление производящего хозяйства Расцвет матриархата.

5. Эпоха бронзы: Очамчирская культура, дольмены, кромлехи, могильни­ки поздней бронзы и раннего железа. Абхазский вариант позднебронзовой колхидской культуры.

6. Начало формирования героических сказаний, Нартского эпоса, панте­она языческих богов абхазов.

ТЕМА 3

АБХАЗИЯ В РАННЕАНТИЧНУЮ ЭПОХУ (VI-IIBB. ДО Н.Э.)


В начале данной темы желательно дать характеристику Античности как одной из форм рабовладельческого общества, определяющейся сме­ной деспотии демократическими государствами-полисами, наиболее раз­витой системой использования рабского труда при отличительных особен­ностях общественной жизни. Греческая античность (VIII-I вв. до н.э.) каса­ется и Абхазии этого периода. Это время формирования этнопсихологии и становления форм этногосударственности Хронологически античность в Абхазии можно разделить на раннюю, т.е. греко-местную (VI-II вв. до н.э.) и позднюю, т.е римско-местную (I в. до н.э. - V в. н.э.). Затем наступает ранневизантийская эпоха в Абхазии (VI - по 70-е г. VIII в.).

В VIII-VI вв. до н.э. древнегреческий мир был охвачен колонизацион­ным движением на огромных географических просторах - от Испании до Абхазии. Причинами этих перемещений людей из развитых греческих городов стали: а) выделение среди свободного населения городов-полисов части людей, в основном из числа разорившихся земледельцев и мелких городских ремесленников; б) рост численности при недостатке обрабаты­ваемых земель; в) высокий уровень развития хозяйств при наличии усло­вий для военно-экспансионного дела.

VIII-VII вв. до н.э. - это время начала становления культурно-экономических связей между народами Кавказа и Греции (вспомните "Миф об аргонавтах"). Расскажите о торговле на побережье Черного моря, о пе­ревальных торговых путях, о предметах торговли.

С VIII-VII вв. до н.э. население Абхазии заметно увеличилось, о чем свидетельствуют археологические раскопки могильников на Красном Мая­ке, Гуад-иху, в Эшерах и других местах.

Этнический состав населения Абхазии в раннеантичную эпоху был довольно пестрым. Здесь локализовались племенные группы, получившие различные названия от греческих путешественников, торговцев, поселенцев. Собирательно их называли "гениохами" (в переводе с древнегрече­ского "возница") Охарактеризуйте гениохов-земледельцев, скотоводов и пиратов, отметьте упоминания о них в греческих источниках (Гекатей Ми­летский, VI в. до н.э., Ксенофонт, V в. до н.э . Псевдо-Скилак Кариандский, IV в. до н.э., Дионисий, II в, до н.э., Страбон, I в. до н.э. - I в. н.э. и др.). На пестроту этнического состава указывают перечисленные названия гениохийских племен: мосинеков, гептокамитов, бизеров, макронов, соанов, кораксов. тиндаридов, фтирофагов, мокропогонов и других.

Особо следует рассказать о хозяйственной жизни древнеабхаэских племен, о занятии земледелием (сеяли пшеницу, ячмень, просо), виногра­дарством, возделыванием культуры льна. В горных районах развивалось скотоводство, которое носило яйлажный (сезонная перекачка скота с побережья в горы и обратно) характер. Развивалось рыболовство, птицевод­ство, велись лесоразработки. Возросла роль различных ремесел и промы­слов. Особое место заняло гончарное производство, металлургия и ме­таллообработка. Найденные на Сухумской горе материалы дают яркое представление о керамических изделиях местных мастеров. Это - пифо­сы, амфоры, амфориски, кружки, различные горшки, миски и др.

Подробно остановитесь на развитии торговли в Абхазии в данную эпоху, используя высказывания греческих авторов. С основанием здесь греческих колоний центры торговли переместились на места их располо­жения. Крупным торговым центром раннеантичной Абхазии становится Диоскуриада. Сюда приезжают торговцы со всех соседних стран - Греции, западных городов Малой Азии, Северного Причерноморья, государств Ближнего Востока - Персии, Сирии, Египта. Укажите на свидетельства Страбона.

Из-за скудности источников определенные трудности представляет характеристика социального устройства общества того времени. Однако можно утверждать, что раннеантичное общество Абхазии по экономиче­скому укладу и социальному устройству представляло собой раннеклассо­вое образование с элементами зарождавшегося государства, в котором все еще сильны были патриархально-родовые отношения. Большинство местного населения было свободным. Во главе сообществ стояли "скептухи". Они назначались из местной, а иногда из греческой среды.

Важным моментом темы является вопрос основания греческих коло­ний (полисов) на побережье Черного моря: Диоскуриады, Гиеноса, Питиунта. Необходимо конкретно остановиться на каждом из них: указать основа­телей Диоскуриады - братьев-близнецов Кастора и Полидевка, площадь городской застройки в 8 га, на наличие 20-25 поселений вокруг нее, на ак­тивную торговлю в колонии, на хождение монет-"колхидок". Подчеркните, что Эшерское городище понимается как сельскохозяйственный спутник Диоскуриады.

О другом городе-колонии Гиеносе упоминает греческий автор Псевдо-Скилак Кариандский (IV в. до н.э.). Город был расположен на небольшом холме, огражденном деревянной стеной и широким рвом. В конце IV-III вв. до н.э. Гиенос переживает расцвет. На рубеже нашей эры он прекращает свое существование

С середины I в. до н.э. началась эра упадка греческого влияния на территории Абхазии
ПЛАН

1. Определение античности как одной из Форм рабовладельческого об­щества.

2. Периодизация античности в Абхазии.

3. Причины греческого колонизационного движения.

4. Древняя Абхазия в VIII-VII вв. до н.э. как один из богатых неосвоенных краев побережья Черного моря.

5. Этнический состав древней Абхазии" кораксы, колы, гениохи (источни­ки о них)

6. Хозяйственная жизнь древнеабхазских племен земледелие, скотовод­ство, мореходство.

7. Возрастание роли ремесел и промыслов гончарное производство, ме­таллургия и металлообработка.

8. Внутренняя и внешняя торговля. Страбон о связях Абхазии со страна­ми Передней и Малой Азии. Начало работорговли.

9. Социальное устройство древнеабхазского общества. Скептухи.

10. Диоскуриада: основные характеристики.

11. Эшерское городище как сельскохозяйственный спутник Диоскуриады.

12. Гиенос: связь с местным населением.

ТЕМА 4


АБХАЗИЯ В ПОЗДНЕАНТИЧНУЮ ЭПОХУ

(I В. ДО Н.Э.-V В. Н.Э.)


В рассматриваемую эпоху в социально-экономическом и политиче­ском отношении а Абхазии произошли существенные изменения. Крупными этническими единицами, отмеченными в го время, являлись древнеабхазские хазские племена апсилов, абасгов, санигое и мисимиан. О мисимианах упоминает лишь византийский историк VI в Агафий Миринейский в сочи­нении "О царствовании Юстиниана" В нем автор подчеркивает сходство образа жизни мисимиан и апсилов, что дает основание относить мисимиан к одному из древнеабхазских племен.Со II в н. э. племена сформировали этнополитические образования, зависимые от Римской империи - Апсилию. Абасгию, Санигию и Мисиминию, во главе назначенных императором местных базилевсов (царей): Юлиана, Ресмага и Спадага.

Необходимо остановиться на подробном изложении данных об апсилах, абасгах, упоминая письменные источники, археологические материа­лы. Важно отметить центры этих образований, род занятий (земледелие, скотоводство, железообработка, керамическое производство и др.). горо­да-крепости, состояние торговли, развитие ремесел и т.д. Особо следует подчеркнуть, что древнеабхазские племена жили военно-демократическим строем. Об этом свидетельствуют раскопки захоронений в Цибилиуме. Здесь было обнаружено множество боевых топоров, которые использова­лись и для метания, и в рукопашной схватке и в качестве походного инст­румента, и просто в хозяйстве. Эти топоры датируются III в. н.э. Найдены мечи в форме коротких широких клинков с реберчатыми ручками типа римских гладиусов, длинные мечи всадников округлые и четырехугольные щиты и др.

Что касается племени санигов, то следует обратить внимание на раз­личные мнения, высказанные учеными в научной литературе. Одни при­нимали санигов за предков сванов, другие - мегрелов-лазов, третьи - сад-зов. По древним источникам (Проколий Кесарийский, VI в. н.э.), саниги ло­кализовались на территории современных Гагр и Сочи, где позже обосно­вались садзы. Последние же, по свидетельству турецкого путешественни­ка I половины XVII в. Евлия Челеби, говорили на самостоятельном языке. Позже отмечали, что этот язык "асадзипсуа" не похож ни на абхазский, ни на адыгейский. Уже к середине XIX в. "асадзипсуа" приходит к забвению О принадлежности садзов к санигам говорят топонимы гагро-сочинской зоны, относящиеся к абхазо-адыгскому языковому миру. Что касается указания Арриана (137г. н.э.) о том, что на земле санигов "лежит город Себастополис,то, по всей видимости, к началу второго века саниги доходили в юж­ном направлении до современного Сухума. Это и есть более ранние соаны Страбона, которые входили в гениохийскую общность.

Данная тема включает в себя и вопрос о мисимианах, несмотря на скудность источников о них. К северо-востоку от апсилов начиналась Мисиминия. Земля мисимиан находилась в ущелье верхнего течения реки Кодор от Цебельды и доходила до самого Кавказского хребта. Город-крепость Пуста (Апышэта) находилась у границы между апсилами и мисимианами. Мисимианам принадлежали крепости Бухлоон (Букулус) в со­временном Галском районе на "границе аланов") и Тсахар в районе реки Сакен. Название "мисимиане" увязывается с искажением названия родоп-леменной группы Маршан. Известно, что издревле и вплоть до середины XIX в. весь район до верховьев реки Кодор и самого хребта населял род Маршан.

Мисимиане были соседями и близким к апсилам по образу жизни племенем. Известный византийский историк VI в. Агафий Миринейский отмечает, что "язык у них (то есть у мисимиан и лазов - М.К.) разный, так же как и нравы). Жили они, как абасги и апсилы, в жилищах из дерева и соломы.

На территории Мисиминии известны были притоки р. Кодор, название которых подтверждает близкое родство мисимиан и апсилов: Чхалта, Чхалтадзыхь, Адзба, Хеицкура, Мрамба, Гуандра, Шакишикуара, Кбыруа-никуара, Марух и др. Через Мисиминию проходил путь на Северный Кав­каз по ущелью Ингура, он так и назывался - мисимийский путь. По ущелью же Кодора шел "Даринский" путь, а подгорная дорога между Кутаиси и Анакопией называлась "Абхазским" путем (см. карту "Абхазия в VI в. н.э. учебного пособия "История Абхазии", 1993г.).

Мисимиане были многочисленным воинственным племенем, о чем свидетельствует наличие на ее территории крепостей Пуста, Бухлоон, Тсахар, Бат, Пал. Они всегда были готовы отразить нападение противника. Многочисленность мисимиан подтверждают могильники, выявленные в поселении Лар, у Азантского озера, в крепости Бат вдоль Марухского перевального пути. Погребения с инвентарем обнаружены в ряде пунктов Далекого ущелья, в ущелье реки Учкур, в районе сел Лата, Чхалта и др. Важно подробно остановиться на рассказе о политических событиях, предварявших установление римского влияния на территории современ­ной Абхазии.

С I в. до н.э. население Абхазии вело активную борьбу против грече­ских и римских колонизаторов. В 83 г. до н.э. местные племена и жители Боспорского царства подняли восстание и отложились от Понтийского царства. В этот период царем Понта был Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н.э.). Он вынужден был восстановить в Колхиде (Колхида - географи­ческое название территории современной Абхазии и Западной Грузии) царскую власть, но царем был поставлен не представитель местной дина­стии, а сын самого Митридата, тоже носивший имя Митридат (Аппиан, II в. н.э.). Вскоре Митридат-старший обвинил Митридата-младшего в симпати­ях к местным жителям и казнил его.' Положение оставалось без изменений до появления на территории Абхазии римлян.

С середины I в. до н.э. началось время упадка греческого влияния на побережье Черного моря. Митридат Евпатор в союзе с армянским царем Тиграном II (89-55 гг. до н.э.) вступил в неравную борьбу с Римским госу­дарством. Разбитый римлянами и вынужденный идти на примирение, Митридат в 66 г. до н.э. вновь выступил против империи со своим союзни­ком. Потерпев поражение от Помпея на реке Евфрат, он бежал в Боспор Киммерийский и по дороге остановился в Диоскуриаде. Это было зимой 66-65 года до н.э. В 63 г. до н.э. Митридат, узнал о том, что против него возмутился его сын Фарнак, кончил жизнь самоубийством в Боспоре Кимерийском, а власть над всеми незанятыми римлянами областями, в том числе и над страною абасгов с колониями Диоскуриада и Питиунт, пере­шла к Фарнаку. Он был признан Римом, однако вел войны с империей для возвращения отнятых ею земель в Малой Азии. В августе 47 г. до н.э. Фарнак был разбит в битве при Зеле у устья реки Галис (совр. Кызыл-Ырмак) войском Гая Юлия Цезаря. Во всех этих войнах, как мы узнаем из греческих и римских источников, гениохи, зихи и ахеи принимали активное участие.

В конце I в. н.э., по свидетельству Страбона. территорией современной Абхазии владели понтийский царь Полемон, затем его супруга Пифодарида, которые, в свою очередь, являлись вассалами Римской империи.

С 63 г н.э. римляне окончательно утвердилось в районе Восточного Причерноморья Античный автор того времени Иосиф Флавий отмечал, что жители этих мест "повинуются теперь трем тысячам гоплитов (тяжело­вооруженным), а сорок военных кораблей создали спокойствие и мир на диком море (на Черном море), по которому прежде нельзя было плавать". Однако соседние племена, и гениохи в том числе, совершали нападения на римские владения (Страбон) Следствием Римского господства в крае стало массовое восстание в 69 г из местных племен во главе с их вож­дем Аникетом. Очагом восстания стала Южная Колхида. Восстание было подавлено, многие бежали к североколхидским племенам.

Отметив, что римские гарнизоны размещались в Себастополисе (ра­нее Диоскуриада), а затем в Питиунте, следует рассказать о политической обстановке в крае с III в н.э. Римское влияние ослабло. Это привело к час­тым набегам абасгов, апсилов, санигов, северокавказских и других племен на гарнизоны римлян. Историк Зосим (вторая половина V в.) сообщает, что в середине III в. скифы напали на Питиунт и опустошили его. Повторный набег они совершили в 252 году.

Уже со второй половины IV в. ослабла зависимость местных полити­ческих образований от Римского государства. Сама Римская империя при­ходила в упадок. Центр ее стал перемещаться на Восток, где в IV в. обра­зовалось государство Византия со столицей Константинополь. С усилени­ем Византии Абхазия подпала под ее владычество. Здесь византийцы ус­тановили гарнизоны. Соседняя с Абхазией Лазика в то время находилась в зависимости от Персии.
ПЛАН
1. Складывание этнополитических образований на территории Абхазии.

2. Апсилы (Плиний Секунд, Флавий Арриан, Прокопий Кесарийский о

них):

а) царь Юлиан, столица Себастополис, границы, крепости;



б) торговля (Страбон), монеты, фибулы-булавки и др.;

в) местное хозяйство: земледелие, скотоводство, керамическое произ­водство, железообработка;

г) воинское искусство апсилов, "франциски", "военно-демократический уклад жизни.

3. Абасги (Флавий Арриан, Геродиан, Псевдо-Орфей, Федорит, епископ Кирский, Прокопий Кесарийский о них):

а) царь Ресмаг, границы, столица - Анакопия, крепость Трахея;

б) хозяйственная жизнь;

в) распространение римско-византийской монеты;

г) воинское искусство.

4. Саниги (Мемнон, Плиний Секунд, Флавий Арриан, Геродиан, Стефан Византийский, Псевдо-Арриан, Прокопий Кесарийский о них):

а) царь Спадаг, саниги как племенной союз гениохийской культурной общности, и отделение от них апсилов, позднее абасгов;

б) границы.

5. Мисимиане:

а) границы, крепости, перевальные пути;

б) родство мисимиан с апсилами, свидетельство Агафия (VI в);

в) воинственность мисимиан.

6. Политическая обстановка на территории Абхазии с I в. до н.э. по VI в.

н.э.:

а) ослабление греческого присутствия, попытки укрепиться в Диоскурии и Питиунте понтийского царя Митридата VI Евпатора;



б) установление римского владычества на побережье Черного моря, нашествия варварских племен;

в) римские гарнизоны, их роль в крае.

7. Ослабление Рима, начало господства Византии в Абхазии.

ТЕМА 5


РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В АБХАЗИИ
Процесс распространения и утверждения христианства в Абхазии де­лится на два этапа: I этап - апостольское христианство - с I по III вв. н.э., II этап - официальное введение христианства - с IV по VI вв. н.э. в Закавка­зье и в Абхазии.

Начало распространения христианства на территории Абхазии, со­гласно церковным источникам, легендам и преданиям, связывается с име­нами проповедников - апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, которые в Алании и в городе Пуста многих просветили, а затем на­правились в Абасгию и проповедовали в Себастополисе. Андрей оставил там Симона и со своими учениками отправился в Зихию.

Уместно упомянуть легенду о Симоне Кананите, скончавшемся на берегу реки Псырцха, в Новом Афоне. Интересно отметить, что по предани­ям церковных авторов северное и восточное побережье Черного моря, проповедуя учение Христа, посетили пять апостолов; из них - четыре из числа "двенадцати" - Андрей, Матфей, Варфоломей, Иуда и один из "се­мидесяти" - Фаддей.

Христианство проникало в Абхазию не только с помощью религиозных миссионеров, но и римских солдат, которые в большинстве своем были знакомы с новым учением и считали себя христианами. Сюда же в период гонений на христиан во времена правления императора Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ссылались непокорные христиане. Следует учесть и то, что в Абхазии прочны были античные традиции, и христианское учение распро­странялось через эллинистические центры - Антиохию, Кесарию и др. Необходимо подчеркнуть момент возвышения Питиунта как центра рас­пространения и утверждения христианства в Абхазии, а так же важно со­общить о присутствии на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 году епископа Питиунтского Стратофила. Нужно указать на то, что в

451 году на Халкидонском соборе христианских церквей присутствовал анакопийский епископ Керконий, что говорит об интенсивном распростра­нении христианства в крае в IV-V вв. н.э.

Как указывают археологические материалы, в Апсилии, в частности в крепости Цибил и вокруг нее, в VI в. были сооружены церкви, баптистерии (крещальня), состоящие из трех помещений. В среднем из них помеща­лась крестовидная крещальная купель, где крестилось взрослое населе­ние апсилов. Вокруг церквей были раскопаны обширные могильники. А в прибрежной зоне в с. Гудава (древний Зиганис) было раскопано прямо­угольное сооружение для отправления культового действия-крещения. Баптистерий датируется первой половиной VI в., хотя Зиганис в списках епископских кафедр упоминается только с VII в. В южной части Драндской купольной церкви в форме усложненного креста была найдена крещаль­ная купель, по аналогии напоминающая купель Цандрипшской базилики. Другие археологические находки - литой бронзовый крест VI-VII вв. с изо­бражением распятого Христа, прямо стоящего , с открытыми глазами, в длинной одежде, золотой четырехконечный крестик {из раскопок в Гиеносе-Очамчира), плиты из Мрамба (Цебельда) с рельефными изображения­ми равноконечного креста, вписанного в круг, кресты в сочетании с вино­градной лозой и птицами из пос. Куламба (с.Гуп) и т.д. - свидетельствуют о постепенной замене на территории Апсилии и Абасгии древних языче­ских верований христианскими.

Особо следует остановиться на моменте официального принятия хри­стианства абасгами и апсилами в эпоху царствования византийского им­ператора Юстиниана I (527-565) и начала строительства христианских церквей.

К концу первой четверти VI в. вследствие активизации византийского влияния на Кавказе Лазика в 523 году объявляет христианство государст­венной религией. Об этом свидетельствует Прокопий Кесарийский. Он со­общает, что в Абасгии "император Юстиниан воздвиг у абасгов... храм Бо­городицы и, назначив священников, добился того, что они приняли весь христианский образ жизни". Император Юстиниан, стремясь укрепить свое положение среди абасгов, проводит умеренную церковную политику. Патриарх Макарий, ссылаясь на историка Евагра, пишет, что "соборная цер­ковь в Абхазии выстроена Юстинианом и, что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Евфрат, которого Юстиниан послал в Аб­хазию собрать несколько детей и привезти их в Константинополь, где на­званный император устроил школу для обучения их грамоте и разным нау­кам. До принятия абхазами христианства римские императоры убивали всех преступников, но после этого события Юстиниан дал им слово, что отныне он никого из них не будет подвергать смертному наказанию..."

В письме мученика Анастасия, который томился в крепости Лазики в 60-х г. VII в, Феодосию Гангрскому несколько раз упоминается "христолюбящие абасги" и "христолюбящие правители", что указывает на то, что в VII веке в Абхазии христианство окончательно утвердилось. Существо­вавшая в VII а. Абхазская автокефальная церковь подчинялась Константи­нопольскому патриарху.

Утверждение христианства в Абхазии способствовало ускорению объединения абхазских племен в феодальную народность, распростране­нию христианской культуры в крае.


ПЛАН
8. Начало распространения христианского вероучения на территории Аб­хазии. Апостолы.

9. Никейский собор 325 года.

10. Проникновение христианства при посредстве римских легионеров. Го­нимые христиане в Абхазии. "Мученичество святого Ориентия".

11. Халкидонский собор 451 года.

12. Официальное утверждение христианства в Абасгии. Свидетельства Прокопия Кесарийского Абасг Евфрат.

13. Распространение и утверждение христианства в Апсилии епископом Константином. Могильники и храмовое строительство.

14. Историческое значение принятия христианства в Абхазии. Сохранение языческих традиций.

ТЕМА 6


КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ АБХАЗИИ
Дайте определение культуры (совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе трудовой деятельности). .

Обратите внимание на связь культуры с важнейшими событиями эпо­хи. Отметьте влияние Древней Греции и эллинизированного Востока на развитие культуры античной Абхазии

В культуре античной Абхазии выделяются два этапа:

I этап -с VI в. по II а. до н.э. - раннеантичный (древнегреческий),

II этап - с I в. до н.э. по V в. н.э. - позднеантичный (римский),

В раннеантичное время на территории Абхазии получает развитие ис­кусство обработки бронзы, корнями уходящее в каменный век. Вспомним каменную ограду из обломков скалы в Холодном гроте, наскальную графи­ку в гроте Агца, найденные различные украшения - подвески из камня, костей и раковин.

На рубеже поздней бронзы и раннего железа отмечается искусство гравировки на металлических изделиях, на которых изображались живот­ные в разнообразных видах. Бронзовые ножны железного кинжала, най­денные в Цандрипше, украшены спиралями, кантами в виде витого шнура, полоской со змеиной головкой, треугольными углублениями, которые за­полнены различными цветными массами.

Расскажите о коллекции из некрополя на горе Гуадиху. Произведе­ниями ювелирного искусства являются литые перстни с изображениями сфинксов, грифонов и пр. Такие перстни-печатки были найдены и в Эшерах известным абхазским археологом М.Трапш. Здесь же были обнаруже­ны незамкнутые браслеты, колокольчики с цепочками, булавки и другие женские украшения. Бронзовые предметы свидетельствуют о высоком уровне культуры и искусства местного населения Абхазии.

С началом греческого присутствия в Абхазии организуется производ­ство сосудов античного типа - амфор, пифосов и др. Получает развитие скульптура малых форм (бронзовые фигурки людей, предметы-украшения). Градостроительство связано было с возникновением грече­ских колоний: Диоскуриады, Гиеноса, Питиунта.

Одним из крупнейших фортификационных сооружений во времена римского присутствия на Черноморском побережье Кавказа являлась Су­хумская крепость. Основная часть крепости вместе с приморской стеной поглощена морем. Стены складывались из известнякового раствора, клад­ка производилась камнем вперемешку с прослойками из трех-четырех ря­дов кирпича. Изнутри, вдоль стен, сооружено подобие тротуара и дренаж­ные канавы. Раскопки выявили следы бани, водопровода, фонтана, жилых помещений и др. В крепости найдена гончарная печь (прямоугольное со­оружение, выложенное из обожженного огнестойкого кирпича на глиняном растворе). Она была предназначена для производства кирпича и черепи­цы.

Охарактеризуйте быт местного населения, его связи с греческими тор­говцами и поселенцами.

Следует помнить, что в раннеантичную эпоху получает оформление языческий пантеон богов древних абхазов во главе с Богом Неба и Земли Анцва. Подробно остановитесь на его характеристике. Назовите известных вам богов и божеств.

В позднеантичную эпоху богато представлена керамика, изделия из золота, серебра, бронзы и железа. Во время раскопок Пицундского горо­дища были обнаружены городские ворота, жилые хозяйственные комплек­сы, храмы, баня и др. Высокой степени искусства достигала металлообра­ботка, о чем свидетельствуют найденные в местных могилах сотни юве­лирных изделий. Керамические и металлические изделия в целом образу-V ют культуру апсилов и абасгов. Среди редчайших памятников - золотая пластинка (амулет) с греко-еврейской магической надписью, медальоны с греческой надписью и изображением Медузы Горгоны, поясные пряжки со скульптурными язычками и гравированными щитками. Среди них выделя­ются апсилийские броши и заколки для волос из золота, серебра и с сер­доликом, изготовленные со вкусом, браслеты, перстни и др. Около Цибилиума найдено свыше десяти тысяч разнообразных бусин, В III-IV веках женщины пользовались мелкими стеклянными бусинками, образующие

ожерелья в несколько оборотов, В V в. распространяются крупные бусы из природных материалов, в дальнейшем встречаются и другие формы ук­рашений.

В Апсилии выделялся богатый район с густым населением (около двух десятков поселений) и с центром в Цибилиуме, Раскопки обнаружили большое число импортных изделий - стекла, краснолаковой посуды, золо­тые перстни с орнаментом и пр. Сюжетные композиции на изделиях дока­зывают наличие языческих верований у апсилов, поклонение различным божествам. Как отмечают исследователи, могильные захоронения указы­вают момент смены язычества у апсилов христианством, хотя смешение культов верований и позже встречается. Официально признав христианст­во, апсилы-земледельцы, скотоводы сохраняли в погребальных обрядах языческие культовые действия. В крепостях Цибилиума и Шапкы были возведены храмовые комплексы с крещальнями (вторая четверть VI в.). В рамках VI в. строятся такие замечательные памятники, как древнейшая в Абхазии христианская купольная церковь - Драндский собор, Хашупская и Герзеульская крепости, Цандрипшская базилика. Последний храм был ос­новательно перестроен в IX-X вв. Здесь найден обломок мраморной плиты с греческой надписью, от которой сохранился конец слова "(Аб) асгиас".

В заключение следует отметить, что в античную эпоху на территории Абхазии получил широкое распространение греческий язык, На монетах Диоскуриады надпись чеканилась на греческом языке (I в. н.э.). Приведите конкретные данные об этом- Латинский язык в период римского владыче­ства получил лишь частичное распространение.


ПЛАН
1. Этапы развития античной культуры в Абхазии.

2. Связь культуры с событиями эпохи.

3. Культура поздней бронзы и раннего железа. Куланурхвская и Бомборская находки.

4. Развитие керамического производства, скульптура малых форм.

5. Античное градостроительство. Сухумская крепость. Раскопки Пицундского городища.

6. Главная крепость Апсилии и Цебельдинская культура.

7. Формирование языческого пантеона богов у абхазов.

8. Греческий и латинский языки.

ТЕМА 7

БОРЬБА АБАСГОВ, АПСИЛОВ И МИСИМИАН ПРОТИВ ИРАНСКИХ И ВИЗАНТИЙСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ В VI ВЕКЕ


С V века между Византией и Ираном шло соперничество за политиче­ское и экономическое господство в Северо-Восточном Причерноморье, в особенности за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Ин­дию. Ареной столкновения интересов двух держав стала территория Абха­зии.

Следует упомянуть свидетельства Прокопия Кесарийского об Абхазии VI века. При императоре Юстиниане византийская экспансия приняла уг­рожающий характер. В свою очередь Иран начал активное продвижение на территорию Лазики, которую считал издревле сферой своего влияния. А Византии необходимо было укрепиться не только в Лазике, но и а Апси­лии и Абасгии. Византийцы в союзе с лазами нанесли поражение персам, которые вынуждены были отступить. В 532 году противники заключили между собой "вечный мир", по которому Лазика оставалась под протекто­ратом Византии, а Иберия (совр. Восточная Грузия) - Ирана."

Однако "вечный мир" оказался не столь вечным. Византия стала укре­плять свои позиции в Лазике, где воздвигла оборонительную крепость Петра (Цихисдзири), в то же время и в Абхазии строились укрепления' Персы не хотели терять свои позиции в Лазике и готовились к военным действиям. С возобновлением войны в Лазике между византийцами и пер­сами в 542 году Юстиниан послал в Абасгию войска, разместившиеся в ряде приморских пунктов. Наведение византийцами собственных порядков в Абхазии вызвало негодования местного населения.

Укажите на правителей Абасгии Опсита и Скепарну, их решение об отложении от Византии и о желании стать союзниками Ирана. После пере­говоров абасгов с иранским шахом Хосроем I Аношарваном (531-579), в Абасгию были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Расскажите о походе персов в Абасгию летом 550 года.

Византия решила сурово наказать абасгов за их ориентацию на Пер­сию. Зная об этом, абасги стали готовиться к отражению вторжения визан­тийцев. Опорным пунктом борьбы абасгов стала крепость Трахея (от греч. "сурово-кремнистая"). Опишите размеры, полезную площадь, внутреннюю обстановку этой крепости, а затем само сражение в 550 году Укажите на причины поражения абасгов: а) численное превосходство завоевателей, б) хорошая вооруженность византийцев, в) тактика окружения абасгов врага­ми, г) отсутствие второй оборонительной линии внутри крепости. Послед­ствия Трахейского сражения для абасгов были тяжелыми. Была разорена восточная часть Абасгии, многие попали в плен и были проданы в рабство, и главное - абасги не добились независимости, хотя обрели опыт борьбы против завоевателей.

Борьба за независимость абасгов, апсилов и мисимиан против завое­вателей продолжалась.

Расскажите о событиях в Апсилии, действиях Набеда в Цибилиуме, о пленении Феодоры, вдовы одного из лазских царей, действиях византий­цев. Апсилы обратились за помощью к византийцам, но ее не получили. Прокопий сообщает, что "ни римляне (так называли византийцев вплоть до VII в.) ни лазы, занятые войной вокруг Петры, не могли послать помощи апсилам". Однако апсилы изгнали персов своими силами и решили отло­житься от Византии. Тот же самый Иоанн, который возглавлял взятие Тра­хеи, вошел в Цебельду, где уговорил апсилов мирно передать Цибилиум византийцам и вновь подтвердить подчиненность Византии. Летом 553 года стоящий в Апсилии византийский отряд не пропустил туда персидско­го полководца Мерморея, в войске которого было много боевых слонов.

По свидетельству Агафия Миринейского, на границе с лазами жили мисимиане. К ним со своим отрядом в 554 году прибыл византийский чи­новник Сотерих, который вез аланам деньги за службу императору Он собирался передать им мисимианскую крепость Бухлоон, где посланцы им­ператора могли собираться для раздачи денег верным ему народам. Гру­бое отношение Сотериха к мисимианам (избиение послов) спровоцировало нападение и уничтожение последними отряда Сотериха. Византийцы не могли сразу же подавить восстание мисимиан из-за того, что были заняты борьбой с персами в Лазике. К тому же в Мисиминии оказались персидские войска, куда входил большой отряд гуннов: С наступлением зимы персы покинули Мисиминию, что позволило византийцам вторгнуться в ее преде­лы и нанести им поражение у крепости Тцахар в 555 году. Мисимиане ока­зали стойкое сопротивление византийцам, о чем пишет Агафий."Коман­дующий византийцами Иоанн Дакика заключил мир с мисимианами, получив казенные деньги обратно.

В целях укрепления своих позиций на территории Абасгии, Апсилии, Мисиминии, Лазики Византия в VI веке воздвигла оборонительные укреп­ления ("Клисуры"), крепости, способствовавшие сохранению византийского влияния на протяжении более чем двух столетий.
ПЛАН
VI век - столкновение интересов Византии и Ирана в Лазике и Абхазии.

I. Ход событий в Лазике:


1. Претензии Ирана к Лазике и Абхазии. Действия персов в Иберии (в 523 г. они упразднили в Иберии царскую власть и изгнали из страны царя Пургена).

2. Заключение военно-политического союза между Византией и Лазикой против персов.

3. Вторжение персидских войск в глубь Лазики в 528 году. Победа византийско-лазского войска над персами. .

4. Заключение "вечного мира" между Ираном и Византией.

5. Возведение Византией в Лазике мощной крепости Петра, а в Абхазии -системы укреплений.

6. Наведение Византией порядков в Лазике. Отказ Лазики от союза с Ви­зантией при лазском царе Губазе. Обращение Лазики за помощью к персам, экспедиция персов в Лазику и захват ими крепости Петры.

7. Персидское господство и заговор против царя Губаза, приведшее к решению лазов о разрыве с Ираном и заключению союза с Византией в 549 году. Вступление в Лазику 7-тысячного войска византийцев, из­гнание персов.

8. Направление Хосровом в 550 г. в Лазику войска под командованием военачальника Хориана. Поражение персов. Их попытки утвердиться а Абхазии.


II. Ход событий в Абхазии:
1. Политика Юстиниана в Абасгии. Абасг Евфрат и утверждение школы для обучения грамоте абасгских мальчиков. Активное вмешательство во внутреннюю жизнь Абасгии со стороны Византии.

2. Возмущение абасгов и изгнание византийцев из страны в 550 г.

3. Выдвижение царями абасгов Скепарны (в Западной Абасгии) и Опсита (в Восточной Абасгии), их обращение к персам.

4. Карательная экспедиция в Абасгию византийских войск под командо­ванием военачальников Улигага и Иоанна.

5. Трахея - центр борьбы абасгов против византийцев. Описание крепо­сти. Тактические маневры византийцев.

6. Трахейское сражение 550 года. Поражение абасгов. Причины и по­следствия поражения.

7. Антивизантийское выступление в Апсилии. Изгнание перса Набеда из Цибилиума. Признание зависимости Апсилии от Византии.

8. Попытка мисимиан отложиться от Византии в мае-ноябре 555 г. Повод. Поход Сотериха. Отношение византийцев к мисимианам. Нападение на лагерь Сотериха и уничтожение его. Обращение мисимианам к пер­сам за покровительством. Открытие дорог мисимиан персами. Попытки мирного решения спора. Отказ мисимиан. Сражение у крепости Тца­хар. Поражение мисимиан. Последствия. Свидетельства Агафия.


ТЕМА 8

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОНСОЛИДАЦИЯ АБХАЗСКОЙ НАРОДНОСТИ В VII- НАЧАЛЕ VIII ВВ.


В Абхазии зачатки феодальных отношений возникают еще в поздне-античную эпоху. Постепенно эти отношения начинают оформляться с VII-VIII вв. В системе общественных отношений ведущее положение стали занимать - "аамста" (дворянин) во главе с правителем, в византийских ис­точниках упоминаемый титулом "архонта", иными словами, воевода, в гру­зинских источниках - "эристави" ("голова народа"). В Абхазии утверждает­ся наследственная власть. Архонты - ставленники Византии, ибо зависи­мость от империи сохраняется. Основная масса населения именуется анхаюы (вольный общинник). С развитием и утверждением феодальных от­ношений в позднее средневековье (XIV-XVIII вв.) этот термин стал обозна­чать высшую ступень в среде свободных людей с выделением в ней кате­горий зависимых крестьян.

В VI-VII вв. официальной идеологией Абасгии и Апсилии стало христианство, которое укрепляло феодальные отношения в обществе. Скла­дывается церковная знать из числа греков и местных людей, начинается строительство храмов.

Сообщите о наличии "Дивана абхазских царей". При этом запомните последовательность данных в нем имен. Укажите на то, что археологиче­ские изыскания в Пицунде обнаружили большое количество вислых свин­цовых печатей VII-VI1I вв. На одной из них сохранилось имя епископа Феодора, на другой - Константина Абасгского, упоминаемого в "Диване".

Для раскрытия процесса консолидации абхазской народности необхо­димо остановиться на анализе социально-политической обстановки в Аб­хазии в рассматриваемый период.

Абасгия, Апсилия и Мисиминия оставались самостоятельными поли­тическими единицами и находились в вассальной зависимости от Визан­тии. Интересно отметить, что византийские источники конца VII- начала VIII в. объединяют апсилов и абасгов как обитателей одной "страны авазгов", а по сведениям армянской географии VII в. "Ашхарацуйц" называется

страна Аваза, где живут Апхазк и Апшилк. ." Приблизительно с 30-40-х гг. VIII в. Апсилия уже является составной частью Абхазии. Свод 'Жизнь Гру­зии" царицы Анны (XV в.) сохраняет выражение "город Абхазии и Апсилии Цхуми". "Великий Севастополь", по выражению Епифана Константино­польского, в течение VII в. составлял непосредственное владение Визан­тии. Это был опорный пункт византийцев на побережье Абхазии. В Сухум­ской крепости и в Пицунде стояли военные гарнизоны Византии. Следова­тельно, процесс консолидации абхазских племен в народность происходит в течение VII столетия вплоть до середины. VIII века. В этнических терми­нах того времени выделяется этноним "Абасгия", что стало основой ут­верждения нового термина "Абхазия". Важно сообщить политические гра­ницы Абхазии того времени и указать на то, что с середины VIII века ни апсилы, ни мисимиане в источниках более не упоминаются. Они говорят уже об "абхазах" (апсуаа - по-абхазски).


ПЛАН
1. Политические образования в VII веке: "Диван абхазских царей". Вислая печать Константина Абасгского.

2. Складывание феодальных отношений:

а) басилевс, архонт, егумен, принципс, патрикий, феодальная знать -

"аамста",

б) формирование духовенства,

в) основная свободная масса населения - анхаюы, значение этого

термина.

3. Образование абхазской феодальной народности, письменные источ­ники об этом.

4. Значение терминов "Апсилия", "Абасгия", "Абхазия" в конце VII - нача­ле VIII вв.

ТЕМА 9


БОРЬБА АБХАЗСКОГО НАРОДА ПРОТИВ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ.

СРАЖЕНИЕ У АНАКОПИИ.


С середины VII века абхазы сталкиваются с арабами. Это произошло в Армении. Абхазы, аланы и хазары входили в войска византийцев и сра­жались против арабов. В середине VII а. византийцы с союзниками были разбиты войсками арабского военачальника Хабибы ибн Маслама. В конце VII века арабы, оказавшись в Лазике, стали угрожать абхазам и сумели укрепиться в нескольких крепостях. Часть Абхазии оказалась в их руках: они стали устанавливать чуждые абхазам законы. Начались антиарабские восстания, В сложившейся политической обстановке Византия стремилась удержать свои позиции в Лазике, тем самым обеспечивая тыл для влияния на Абхазию- Правители Абасгии были вынуждены занять проарабскую по­зицию.

Расскажите о результатах поездки в 708-711 годах по Западному Кав­казу известного в будущем византийского императора Льва Исавра, о пе­реходе апсилов на сторону Византии и изгнание арабов из Апсилии и Ми-симинии.

Борьба абхазов с арабами продолжалась и в 20-х годах VIII века. По сообщению армянского историка Мовсеса Каганкатваци, в это время араб­ский полководец Джарах ибн Абдуллах через Абхазию два раза вторгался в Хазарию.

Стержнем данной темы является повествование об анакопийском сражении 737 года против арабских полчищ под командованием Мервана ибн-Мухаммеда.

Четко определите причины и повод вторжения арабов в Абхазию. Со­общите о положении картлийских царей Мира и Арчила. Опишите Анакопийскую крепость, и определите какую роль сыграла вторая оборонитель­ная линия в исходе битвы. Сравните Трахею VI века с Анакопией VIII века. Желательно вести рассказ со ссылками на исторические источники (Джуаншер, Леонти Мровели), при этом подробно описывая ход сражения.

Основной удар арабов был направлен на южную стену второй линии Анакопийской крепости, расположенную между ущельями рек Псырцха и Мысра. Узкая дорога, по которой должен был следовать неприятель, под­ходила к воротам крепости, огибала угловую башню с левой стороны. За­щитники башни имели полную возможность подвергнуть арабов массиро­ванному обстрелу при преодолении крутого откоса. Мало того, обогнув башню, противник попадал на узкую, тесную площадку, искусственно соз­данную перед воротами крепости. Но если бы даже и при этих условиях врагам удалось бы взять ворота, они попали бы не внутрь крепости, а в отдельный треугольный дворик, созданный позади главной башни, где встретили бы перед собой новую мощную стену с дополнительными воро­тами".

Расскажите о политическом решении Арчила, который выдал абазг-скому правителю Леону I дочь Мира - Гурандухт. Этот акт привел к закре­плению за Леоном территории от Эгрисцкали до крепости Цихе-Годжи.

Последний раз арабы попытались овладеть Абхазией в 738 году. Арабские войска под предводительством Сулеймана ибн-Исама вступили в Апсилию и Мисиминию. Здесь они овладели Тсахаром, "железной крепо­стью", где пленили Евстафия, сына знаменитого патрикия Марина. Вскоре арабы были изгнаны из Апсилии. Но они взяли с собой Евстафия, пыта­лись обратить его в ислам. Не добившись своего, они казнили его.

Арабы нанесли огромный урон Апсилии и Мисиминии. Однако стой­кость абхазов и складывавшаяся благоприятная политическая обстановка с середины VIII в. привели к началу нового этапа исторического развития Абхазии.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет