Уроков «Гражданская лирика репрессированных поэтов тридцатых годов XX века»



бет1/2
Дата09.07.2016
өлшемі447 Kb.
#188593
түріУрок
  1   2


Региональный конкурс методических разработок

уроков и программ элективных курсов

Гонцова Галина Геннадиевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озерный

e-mail: galina.gontsova@mail.ru
Сценарии уроков «Гражданская лирика репрессированных поэтов тридцатых годов XX века»

В современном содержании литературы как любой предметной области знаний позитивные результаты возможно получить, лишь ставя перед учащимися конкретную цель с обозначенным продуктом – результатом проекта. Именно проектная деятельность повышает мотивацию к изучению предмета, к принятию его и освоению максимально возможных объемов.

Но в гуманитарных дисциплинах метод проекта не стал пока приоритетным, а потому, я, вводя необходимые новации в систему педагогической практики, предложила учащимся разработать и реализовать проект, связанный с эпохой, юбилей которой – 75 лет отмечается в этом году. Речь идет об эпохи сталинских репрессий, начавшейся.

Так как данный период не обошел стороной ни один из социальных слоев и групп населения, сказался он и на положении поэтов того времени.

Так как поэтика, по своей сути, наиболее эмоциональное выражение мышления и идей, то авторы поэтических строк, не согласные с тиранией и режимом, подвергались репрессиям достаточно активно.

Вот только часть списка поэтов, репрессированных в рамках «большого террора»:

Большаков Константин Аристархович (1895-1938) репрессирован

Введенский Александр Иванович (1904 - 1941) репрессирован

Герасимов Михаил Прокофьевич (1889-1937) репрессирован

Гумилев Николай Степанович (1886-1921) репрессирован

Зоргенфрей Вильгельм Александрович (1882-1938) репрессирован

Клычков Сергей Антонович (1889-1937) репрессирован

Клюев Николай Алексеевич (1884 - 1937) репрессирован

Князев Василий Васильевич (1887-1937) репрессирован

Лившиц Бенедикт Константинович (1886-1937) репрессирован

Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) репрессирован

Нарбут Владимир Иванович (1888-1938) репрессирован

Орешин Петр Васильевич (1887-1938) репрессирован

Скалдин Алексей Дмитриевич (1889-1943) репрессирован

Третьяков Сергей Михайлович (1892-1939) репрессирован

Хармс Даниил Иванович (1905 – 1942) репрессирован

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903- 1958) …

Их судьба, их смерть и страдания должны стать той частью исторической памяти народа, раскаявшись за которую, народ может развиваться и быть свободным. Через свое творчество эти талантливые люди пытались донести до нас, потомков, зерна свободы и свободные души в совершенно тоталитарном государстве, каким был СССР в те годы.

«Человек только тогда является гражданином своей страны, когда смотрит на её историю широко открытыми глазами и видит перед собой только истину» - писал А. С. Грибоедов. Воспитать в учащихся критическое мышление в отношении истории своей страны, не умоляя её величия и достоинств, это и есть основная цель подобного проекта.

Развить личность учащегося, способствовать формированию у него целостного гуманитарного мировоззрения и установок – вот главнейшая задача учителя – филолога при реализации подобных проектов.

Проведя психологическую диагностику уровня развития личности подростков в современной школе, мы выявили отрицательное отношения у более 30% учащихся негативное отношение к человеку как к иному (с ограниченными возможностями) и своему внутреннему миру (отсутствие позитивной «Я – концепции»).

Нивелировать негативные результаты сегодняшней социализации личности возможно через познания другого мышления и поведения, изучая историю своей страны на её поворотах и «ухабах».

С этой целью я применяю следующие технологии:



  • проектную

  • развивающую

  • ИКТ-технологии

  • технологию критического мышления

  • технологию сотрудничества.

На протяжении нескольких последних лет на уроках русского языка и литературы я использую проектную технологию. Она наполняет занятия мыслительными операциями, завершению которых помогает учитель. Кроме того, проектная технология в большей степени, чем другие формы работы, помогает самовыражению ученика, так как даёт простор для творческой инициативы ученика и его сотрудничества с педагогом. «Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.»  (А. А. Хромов)

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки обучающегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

Метод проектов - это такая технология, по которой ученик самостоятельно выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением. Но более плодотворно работа по методу проектов ведётся в группах, потому что в этом случае обучающийся не только осуществляет самостоятельно организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ, но и приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и организации коллективного труда.

При проектном методе обучения преподаватель может и должен только лишь подсказать источники информации, может направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, но ни в коем случае не должен решать проблему вместе с учениками. Только в этом случае обучающиеся решат задачу самостоятельно, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный и ощутимый для себя практический результат.

КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЫ ВИДИМ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Личностные:


  1. Развитие гражданской идентичности;

  2. Наполнение ценностного потенциала;

  3. Формирование позитивной «Я – концепции»

Метапредметные:

  1. выстраивание целеполагания,

  2. формирование адекватной оценки и самооценки,

  3. овладение работой с информацией,

  4. проведение анализа материала,

  5. развитие критического мышления и т.д.

Предметные результаты:

  1. Возможность овладения умениями анализировать информацию,

  2. разрабатывать презентацию,

  3. выстраивать цели, задачи и делать выводы по проекту

  4. работать в команде,

  5. соотносить свою и чужую точку зрения,

  6. монологической и диалоговой речью,

  7. отстаивание своей точки зрения.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность значительно повысить свой культурный уровень, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для преподавателя

  1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

  2. Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

  3. Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

  4. Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессиональных компетентностей учителя.

Размышления над текстами лирических произведений помогает определению нравственных ценностей ребёнка, способствует формированию личностного отношения к этическим проблемам. Лирические тексты способствуют тому, что подросток начинает сопереживать лирическому герою, пропускает события, размышления, чувства лирического героя через свою душу.

Данные уроки посвящены лирике репрессированных поэтов первой половины 20 века – поэтов «серебряного века». Тема эта актуальна, потому что литература лучше всякого учебника истории помогает понять эпоху 20-х – 30-х годов двадцатого столетия, время тоталитарного режима, когда всякое свободомыслие было под запретом, когда неугодные поэты просто не печатались, когда настоящие свои мысли и чувства, в том числе и любовь к Родине, они вынуждены были писать «между строк».

Свободолюбивые строки репрессированных поэтов помогают воспитанию толерантности подростка, развитию у него чувства справедливости, порядочности, верности, сочувствия, чувства долга – то есть качеств, несомненно необходимых гражданам современной России.

Понять поэзию, применяя только изученные ранее правила, невозможно. Самое лучшее – принимать стихи и анализировать внутренними душевными ресурсами. Эти идеи М. Бахтина наталкивают нас на мысли о необходимости не столько анализа произведений, сколько эмоционально – интеллектуальной рефлексии со стороны учащихся. В связи с этим в рамках проектирования мною был предложен учащимся изобразительно – выразительный компонент. Необходимо знать эпоху, в которую творил поэт, историю, культуру того времени. Знакомство с поэтическим текстом помогает развитию мышления ребёнка, его души, восполняет недостаток гуманитарного образования. Разрабатывая проект, ребята учатся сопоставлять пронзительные строчки стихотворений с тем временем, когда они были написаны. Это помогает им лучше понять не только поэзию, но и историю и культуру своей страны.

Данный проект предполагает выбор и анализ стихотворений репрессированных поэтов, создание альманаха, в который войдут ассоциативные рисунки к выбранным стихам и эссе об авторах этих стихотворений.



Цель проекта:

Развитие ценностного потенциала личности обучающихся через изучение поэтики авторов, подвергшихся сталинским репрессиям и создание альманаха стихотворений репрессированных поэтов



Задачи:

  • критическое осмысление трагического этапа истории России с 1937 по 1939 годы

  • принятие и изучение произведений репрессированных поэтов;

  • формирование представления о внутренней «Я – концепции» и понятию нравственной свободы;

  • организация исследовательской деятельности учащихся;

  • создание исследовательского продукта в виде реализованного проекта;;

  • формирование гражданской идентичности учащихся;

  • формирование толерантной, социально зрелой личности;

  • формирование умения представлять продукт своей деятельности.


Тип уроков:

1-й -2-й уроки – урок знакомства с новым материалом.

3-й урок – представление материалов проектов.

4-й урок – конференция, создание альманаха.



Вид уроков: комплекс уроков по проектной технологии с использованием ИКТ поисково-исследовательской и проблемной технологий.

Механизм разработки и реализации проекта.

Согласно классификации Е.С. Полата, в зависимости от доминирующей в группе деятельности выбраны следующие этапы проекта:



  • исследовательский;

  • творческо-информационный;

  • практико-ориентированный.

По характеру контактов: работа в малых группах (технология сотрудничества).

По количеству участников: 22-25 человек

По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история-обществознание).

По продолжительности: четыре урока.

Пошаговая разработка проекта:

  1. Перед обучающимися ставится задача: из предложенных к чтению текстов репрессированных поэтов отобрать понравившееся.

  2. Создать по возможности ассоциативно – изобразительное рефлексивное творческое произведение по идеям и интенциям выбранных поэтов.

  3. Создать презентацию, в которой представить авторов и их стихотворения.

  4. Составить библиографическое содержание сборника.

  5. Написать эссе о поэтах и их творчестве.

  6. Нарисовать иллюстрации к стихотворениям.

  7. Продумать название альманаха и оформление его обложки.

  8. Написать предисловие к альманаху.

Возможный список стихотворений для чтения и обсуждения:

Введенский А.И. «Ночь каменеет на мосту...», «Рвётся ночью ветер в окна...», «Приглашение меня подумать», «Мне жалко что я не зверь...»

Гумилёв Н.С. «Андрей Рублёв», «Жираф», «Змей», «Капитаны», «Потомки Каина», «У камина».

Клычков С.А. «Предчувствие», «Стучит мороз в обочья…», «Душа покоя лишена!»

Клюев Н.А. «Мне сказали, что ты умерла», «Я молился бы лику заката…», «Сегодня в лесу именины…», «Есть на свете край обширный…», «Я болен сладостным недугом…»

Мандельштам О.Э. «Мы живем, под собою не чуя страны», «На бледно-голубой эмали», «Нежнее нежного», «Сусальным золотом горят…», «Ленинград», «Я ненавижу свет».

Орешин П.В. «Ржаное солнце», «Журавли», «Свой крёстный путь превозмогая…», «Кровавые следы», «Сергей Есенин».

Хармс Д. И. «Как страшно тают наши силы», «Из дома вышел человек…», «Читая стихи».

Н. А. Заболоцкий «Вчера о смерти разиышляя», «Лесное озеро», «Не позволяй душе лениться».

Класс разделяется на 8 группы. Со всеми произведениями обучающиеся знакомятся заранее, дома. Им предложено отобрать после чтения и обсуждения 4-5 авторов из этого списка для подготовки и создания альманаха. Как образец работы учитель может предложить свою интерпретацию стихотворений, а также вместе с ребятами может проанализировать и прокомментировать творчество 1-2 поэтов.

Проектом предусмотрена как групповая, так и индивидуальная работа обучающихся. Обучающиеся могут выбрать тот вид деятельности, который близок и интересен им. В процессе подготовки к урокам учитель проводит консультации, помогая обучающимся в подготовке групповых заданий, и становится координатором, который руководит процессом в целом.

Этапы работы над проектом


  1. Учитель вместе с обучающимися на первом уроке делает обзор творчества, гражданской лирики одного из поэтов 30-х годов XX века.

Домашнее задание: школьники делятся на группы по желанию и выбирают один из предложенных для групповой и индивидуальной работы видов деятельности.

  1. Защита проектов: Группы обучающихся представляют творчество выбранных ими поэтов через презентации, выполненные в Power Point, эссе, предлагают свою интерпретацию прочитанных дома стихотворений, делают рисунки «по впечатлению» к понравившимся стихотворениям, обсуждают стихотворения и рисунки к ним и отбирают те, которые хотели бы включить в альманах. (2 урока).

  2. Конференция – представление альманаха (1 урок).

Таким образом, на разработку проекта отводится 4 урока.

Приведем варианты уроков, посвященных анализу творчества репрессированных поэтов.



Урок 1.

Тема: Чувство Родины и чувство чести.

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о гражданской поэзии 20-х годов XX века.

Задачи: - познакомить со страницами жизни и творчества Н.С.Гумилёва;

- продолжить формирование понятий: внутренняя культура, дворянская честь, ответственный выбор, патриотизм;

- подвести к пониманию того, что биография и творчество поэта неразрывно связано; что внутренняя культура определяет во многом жизненный путь человека, «даёт импульс к развитию»;

-продолжить формирование навыков анализа лирического текста.



Тип урока: усвоение нового материала.

Вид урока: проблемный урок - портрет.

Ход занятия.

(Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, указываются номера соответствующих слайдов).



I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Учитель: История идет неравно­мерно. Бывают «лени­вые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход време­ни как будто ускоряется, «на­верстывая» упущенное, спрес­совывая события. И тогда, буквально в несколь­ко десятилетий, происходит столько важного, судьбоносно­го, сколько в спокойные време­на хватило бы на века. Рожда­ются и работают гении, талант­ливые и просто ищущие лю­ди, которые своим трудом пытаются заложить ос­новы для будущих поколений. Об одном из таких людей и пойдёт наш разговор. (слайд 2)

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А.Ахматова



Учитель: Каким представляется вам человек, о котором так говорят?

(верует в Бога, любит экзотику, аристократичен, образован, стремится к разгадкам древних тайн, к путешествиям, добрый, наделённый выдержкой и самообладанием).



(слайд 3).

Учитель: Николай Степанович Гумилёв. Без него немыслима поэзия Серебряного века. Он мастер поэтического слова, высокохудожественной поэтической формы.

(слайды 4)

Ученик: Будущий поэт родился 3 (15) апре­ля 1886 года в Кронштадте. Его отец, Степан Яковлевич, был судовым врачом, не раз совершавшим кру­госветные плавания. Рассказы отца о дальних странах волновали детей - старшего Дмитрия и младшего Николая. Мать читала им Библию и исторические повести и труды, а ста­рая нянька рассказывала множество русских народных сказок. Такое раз­ностороннее воспитание породило интересное сочетание - братья гре­зили путешествиями, интересова­лись историей, обладали развитым воображением... Николенька был очень набожным и оставался таким до конца дней, хотя старался не го­ворить об этом с окружающими.

Когда отец вышел в отставку, Гуми­левы переехали в Царское Село, ме­сто, тесно связанное с русской лите­ратурой. И здесь Коля начал писать стихи - уже в семилетнем возрасте. А затем судьба преподнесла ему по­дарок - сбылись мечты о путеше­ствиях. Гумилевы переехали в Тиф­лис, где прожили три года. Природа Кавказа поразила Колю, он часами мог гулять в горах, любуясь величественными видами. И писать стихи. Имен­но в Тифлисе впервые было напеча­тано его стихотворение «Я в лес бе­жал из городов...»

В 1903 году семья вернулась об­ратно в Царское Село, где мальчики поступили в классическую гимна­зию, директором которой был зна­менитый поэт Иннокентий Федоро­вич Анненский. Стихи юного поэта понравились Анненскому, и он бла­гословил его на дальнейшее творче­ство.

(слайд 5, 6)

Ученик: После окончания Царскосельс­кой гимназии Николай, по насто­янию отца, должен был поступить в университет. Гумилев согласил­ся, выбрал Сорбонну и отправился в Париж. Здесь он изучал французскую литературу и грезил об экзотических пу­тешествиях. Больше всего он меч­тал побывать в Африке. Гумилев написал об этом отцу, тот ему категорически отказал в сред­ствах на столь «экстравагантное путешествие». Но Гумилев все же отправился в Африку. Несколько месяцев перед этим он жил впро­голодь, откладывая на свое путе­шествие все присланные отцом деньги. И родители были не в кур­се, что их сын побывал в Абисси­нии, жил среди бродячих племен, охотился в саванне... Николай за­ранее написал несколько писем домой, и пока он странствовал по Африке, его друзья аккуратно пе­ресылали эти послания в Царское Село.

Ученик:

Еще будучи гимназистом, Гумилев увлекся Анной Горенко, будущей ве­ликой поэтессой Ахматовой. Она училась в Царскосельской женской гимназии и тоже писала стихи. Они по­женились в 1910 году...

Вскоре после свадьбы Гумилев и Ахматова отправились в Париж, где целыми днями бродили по музеям.

Вернувшись в Петербург, Гумилев активно занялся литературным твор­чеством. Спустя год после женитьбы он опять отправился в Абиссинию,

где побывал в самых труднодоступ­ных местах и откуда, помимо охотни­чьих трофеев, привез множество изумительных стихов...

В 1912 году Гумилев организовал Цех поэтов и вместе с Сергеем Горо­децким основал новое течение - ак­меизм, к которому примкнули луч­шие поэты XX века - Мандельштам, Ахматова, Зенкевич... (слайд 7)



Ученик:

В 1913 году Гумилев отправил­ся в очередное путешествие. Вме­сте со своим племянником он уехал на полгода в Африку - Ака­демия наук пообещала купить все коллекции, что они там соберут. Гумилев вел путевой дневник, охотился, общался с туземцами... Из экспедиции привёз множество уникальных экспонатов для Музея антропологии и этнографии. А дом Гумилевых обогатился чучелом пантеры и живым попугаем жако, бывшим в ту пору диковинкой.



Ученик: (слайд 8, 9)

Но вскоре об экзотике пришлось забыть - началась Первая мировая война. Гумилев задолго до войны был признан негодным к строевой службе, но едва началась война, он добровольцем отправился на фронт. Он служил в уланском полку, был кавалеристом и мечтал попасть в новые войска - авиационные. И продолжал писать стихи, которые становились все более совершенными по форме и содержанию. Его проза­ические «Записки кавалериста» считаются одним из лучших произведе­ний, написанных о войне...



Ученик:

Гумилев воевал в Пруссии, Польше, был во Франции. Получив два Георгиевских креста, в 1917 году он оказался в предреволюционной России.

Герой войны, поэт, мужественный воин и путешественник быстро стал одной из самых заметных фигур Пет­рограда. (слайд 10)

Ста­рый мир начинал разрушаться до осно­вания, но Гумилев не сломался. Он раз­вел кипучую деятельность - читал стихи и лекции рабочим, организо­вал знаменитую литературную сту­дию «Звучащая раковина», перево­дил французские романы для изда­тельства «Всемирная литература», организованного Горьким.



Ученик: (слайд 11)

В августе 1921 года он был арестован за участие «в антисоветском террорис­тическом заговоре, с целью восста­новления монархического режима».

Вскоре Гумилев, один из самых выдающихся поэтов России, был рас­стрелян. Обстоятельства, дата его гибели и место захоронения долгое время были неизве­стны.

После смерти стихи Гумилева и его имя долгое время были под запре­том. Вплоть до 80-х годов о нем было запрещено упоминать.

Но сейчас его творчество заняло свое достойное место в русской ли­тературе. Написано множество книг о его судьбе, найдены ранее не на­печатанные стихотворения.

III. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вот такую очень недолгую жизнь прожил Гумилёв – человек.

Обратимся к жизни Гумилёва-поэта.

Уже в ранних стихах он отражал мир в постоянном историческом развитии, а современного человека представлял как ступень к сверхчеловеку, человеку будущего. Поэзию осознавал как некую магию, которая связывает прошлое и будущее, познаёт настоящее.

Ученик:

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА

Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи Ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким

струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под Солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться

и вздохнуть,—

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни

сокровищ!

Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза

чудовищ


И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Учитель: Стихи посвящены В.Я.Брюсову. Почему?

(Гумилёв считает старшего товарища своим учителем в поэзии).



Учитель: Расскажите о лирических героях стихотворения.

(Старший мастер, который готов передать волшебную скрипку - талант, голос - которым наделяют поэта Высшие силы. Пользуясь этим инструментом, поэт должен будить души людей, заставлять звучать и плакать скрипку. Но доля поэта ответственна и драматична. Нужно мужество и готовность к самопожертвованию.

Молодой человек, ученик. Он понимает важность, значимость этого пути, но и его трагичность. Однако он готов идти по нему. Мастеру есть кому передать волшебную скрипку).

Учитель: Какова роль оксюморона славной – страшной?

(Смерть страшна, трагична, но поэту она приносит славу. А это значит, что он выполнил своё предназначение)



Учитель: Исследователи творчества Н.Гумилёва упрекали его в воспевании войны, излишней её героизации и романтизации. Послушаем поэта.

Ученик:

ВОЙНА


М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно

пчелы,

Собирая ярко-красный мед.



А «ура» вдали, как будто пенье

Трудный день окончивших

жнецов.

Скажешь: это — мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны,

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу

жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: —

Милый,


Вот, прими мой братский

поцелуй!
Учитель: Найдите в тексте сравнения. Какова их роль в этих стихах?

(Как собака тявкает пулемет, жужжат шрапнели, словно пчелы, «ура», как будто пенье жнецов – звуки войны напоминают мирные, привычные и естественные звуки. Война, по мнению поэта, сродни необходимой работе. Поэтому он просит Бога благословить и этот святой труд. Поэт молит Бога даровать силы и победу милосердному, тому, чья человечность не захлебнулась в ненависти).

Ученик:

НАСТУПЛЕНИЕ

Та страна, что могла быть Раем,

Стала логовищем огня,

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрее взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку, в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага.


Учитель: Несмотря на то, что эти стихи объединяет тема войны, они, конечно же, звучат по-иному. Как автору удаётся этого достичь?

(В стихах появляется герой, «я». Он воин, его долг – защищать страну, «что могла быть Раем». Он давал присягу, клялся перед Богом, и эта клятва поддерживает его в нелёгком ратном труде. Но он человек, его страшит смерть, он хочет жить. Поэтому желанная Победа – это, прежде всего, победа над самим собой, и только тогда – над врагом).



Учитель: Можно ли сказать, что эти стихи звучат патриотично?

(Да. Лирический герой не имеет корыстных интересов. В своём порыве он искренен, образ России в сердце лирического героя и автора).



Учитель: Согласны ли вы с исследователями, которые утверждали, что Н.Гумилёв воспевает войну?

(Нет. Гумилёв-поэт, возможно, непривычно рисует войну, придавая ей отчасти романтическое звучание. Гумилёв–воин знает о войне не понаслышке, он хорошо понимает состояние людей под пулями. Он уверен, что умение победить свой страх – зачастую залог победы, жизни).



V. Этап закрепления новых знаний.

Учитель: И всё же главным делом своей жизни Н.С.Гумилёв считал литературное творчество. А он поистине мастерски «играл на волшебной скрипке»!

Мои читатели

Старый бродяга в Аддис-Абебе,

Покоривший многие племена,

Прислал ко мне черного копьеносца

С приветом, составленным из моих стихов.

Лейтенант, водивший канонерки

Под огнем неприятельских батарей,

Целую ночь над южным морем

Читал мне на память мои стихи.

Человек, среди толпы народа

Застреливший императорского посла,

Подошел пожать мне руку,

Поблагодарить за мои стихи.
Много их, сильных, злых и веселых,

Убивавших слонов и людей,

Умиравших от жажды в пустыне,

Замерзавших на кромке вечного льда,

Верных нашей планете,

Сильной, веселой и злой,

Возят мои книги в седельной сумке,

Читают их в пальмовой роще,

Забывают на тонущем корабле.
Я не оскорбляю их неврастенией,

Не унижаю душевной теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать, что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,

Единственно дорогим во вселенной,

Скажет: «Я не люблю вас»,—

Я учу их, как улыбнуться,

И уйти, и не возвращаться больше.

А когда придет их последний час,

Ровный красный туман застелет взоры,

Я научу их сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную землю

И, представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно его суда.

1920


Учитель: Что является для поэта показателем качества его труда?

(оценка простых, малообразованных людей. Его творчество понятно им, потому что он говорит об очень важном: об умении любить жизнь, защищать Родину, держать удар судьбы, оставаясь при этом честным и мужественным. И тогда не стыдно предстать пред Богом. По мнению Гумилёва, только так должен жить и умирать Мужчина).



Учитель: Николай Степанович не только других учил достойно жить и мужественно умирать. Весной 1922 года петроградская газета «Революционное дело» сообщила такие подробности о казни участников дела профессора Таганцева: «Расстрел был произведён на одной из станций Ириновской железной дороги. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Когда яма была наполовину готова, приказано было раздеться. Начались крики, вопли о помощи. Часть обречённых была насильно столкнута в яму, и по яме была открыта стрельба. На кучу тел была загнана и остальная часть и убита тем же манером. После чего яма, где стонали живые и раненые, была засыпана землёй».

Среди погибших был русский поэт Николай Гумилев, первый поэт, расстрелянный советской властью.

Очевидец приводит слова одного из исполнителей приговора: «Да… этот ваш Гумилёв… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвёл впечатление. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало, кто так умирает…»

Канцона вторая

И совсем не в мире мы, а где-то

На задворках мира средь теней.

Сонно перелистывает лето

Синие страницы ясных дней.

Маятник, старательный и грубый,

Времени непризнанный жених,

Заговорщицам-секундам рубит

Головы хорошенькие их.

Так пыльна здесь каждая дорога,

Каждый куст так хочет быть сухим,

Что не приведет единорога

Под уздцы к нам белый серафим.

И в твоей лишь сокровенной грусти,

Милая, есть огненный дурман,

Что в проклятом этом захолустье —

Точно ветер из далеких стран.

Там, где все сверканье, все движенье,

Пенье все, — мы там с тобой живем.

Здесь же только наше отраженье

Полонил гниющий водоем.

Апрель 1921



Учитель: Вот так о себе и о своём времени говорил Н.Гумилёв. Он чувствовал трагизм Времени и Судьбы. Он был пророк, а значит, - Поэт.

Учитель: Настала пора сформулировать тему нашего разговора:

О ком из русских поэтов шёл разговор на уроке? Как можно определить кредо этого человека?

Работа с толковым словарём.

Учитель: – Дайте толкование слова «кредо».

(убеждение, мировоззрение).



«Романтик, путешественник, поэт.

Честь, мужество, отвага – его кредо».

(М.Цветаева)


Урок 2.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет