Содержание
Целью данной работы является рассмотрение итальянского народного хореографического искусства, а также описание сценических вариантов итальянских народных танцев. 2
В работе поставлены следующие задачи: 2
- охарактеризовать итальянское народное хореографическое искусство·; 3
- рассмотреть сценические варианты итальянских народных танцев. 3
1.Ваганова А.Я. Основы классического танца,- Л.: Искусство, 1980. 36
2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 2000. 36
3.Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. - Л., 1979. 36
4.Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение.- Минск, 1971. 36
5.Музыкальный энциклопедический словарь / Глав. ред. Г.В. Келдыш. - М., 1991. 36
6.Народный танец. Проблемы изучения.- С-Пб.,1991. 36
7.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сборник статей / Сост. и ред. А.Поптсдинер.- Л.: Музыка, 1980.- 104 с. 36
8.Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2000. 36
9.Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948. 36
10.Худяков С. Н. История танцев. ч.2. СПб, 1914 г., с. 339 36
11.Поморский Ю. Методика бальных танцев. Конспект лекций, читаемых на "Курсах для подготовки преподавателей и преподавательниц гимнастики" при Сокольском отделе Общества телесного воспитания "Богатырь". Пг., 1914 г. с.42. 36
12.http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html 36
13.http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm 36
14.http://www.worldance.ru/rus/history/ 36
15.http://impercourt.nm.ru/Danses.html#klassic 36
16.http://www.ftsso.pisem.net/history/hbd.htm 36
17.http://danceperm.narod.ru/ 36
18.http://www.queen.finaros.ru/dance_enter.shtml 36
19.http://www.lita.ru 36
Введение
Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь.
Актуальность темы исследования «Итальянское народное хореографическое искусство. Сценические варианты итальянских народных танцев», обусловлена тем, что в настоящий период развития художественной деятельности, необходимо исследовать зарубежное народное искусство, его особенности и истоки для лучшего понимания отечественной культуры.
Объектом исследования являются средства формирования итальянской народной культуры.
Предметом исследования – итальянские народные танцы как средство формирования народной культуры.
Целью данной работы является рассмотрение итальянского народного хореографического искусства, а также описание сценических вариантов итальянских народных танцев. В работе поставлены следующие задачи: - охарактеризовать итальянское народное хореографическое искусство·; - рассмотреть сценические варианты итальянских народных танцев.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в обобщении информации об итальянском народном хореографическом искусстве.
Теоретической базой являются труды А.Я. Вагановой, В.Н.Красовская. Дмитриева Н.А., Ивановский И. П., Худяков С. Н., Поморский Ю.
Методы исследования: поиск первоисточников народного и классического танцев, практический анализ.
Структура работы:
Реферат состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы использованного в работе, приложения. Объём работы 90 страниц.
1 Итальянская хореографическая культура
1.1 История итальянского хореографического искусства
Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму.
С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини.
В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).
Всемирную известность приобрели "Театро дель опера в Риме" и "Ла Скала" в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине.
В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро Медитерранео" в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли. Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки.
В 11 в. монах Гвидо Д'Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).
Важнейшим музыкальным центром Италии в 14 в. была Флоренция – первый из культурных центров Ренессанса вообще. В этом городе, с которым связан ранний расцвет изобразительного искусства, в городе Петрарки и Боккаччо, расцвела и музыкальная жизнь Ренессанса. Когда во Франции 14-15 вв. еще воздвигались готические соборы, Италия уже создавала новый стиль архитектуры Ренессанса.
В музыкальной жизни Флоренции на заре Возрождения главную роль играет вокальная лирика и жанровая песня-сценка. Это первый расцвет лирического и жанрового музыкального искусства в Италии, представленного такими формами, как мадригал, баллата, каччья.
Выдающийся флорентийский органист 15 в. Антонио Скварчьялупи собрал произведения множества итальянских композиторов 14-нач 15 вв.: Франческо Ландино, Гирардело де Фиренца, Джакопо да Болонья и др.
Наиболее характерным, излюбленным музыкально-поэтическим жанром этой творческой школы был мадригал. В то время мадригал – большое 2х-3хголосное вокальное произведение (нижние голоса могли исполняться инструментами), как бы расширенная развитая песня на любую тематику. Фактура мадригала проще, чем фактура мотета, менее полифонична. Верхний голос, мелодия – как носительница лирического чувства – торжествует победу в этом многоголосном стиле.
Наряду с лирическими произведениями большой интерес в эту пору представляют также жанровые многоголосные песни, из которых особенно выделяется разновидность «каччьи» («Охота»).
Крупнейшим мастером Ars NOVA был Франческо Ландино (умер в 1397г.). Сохранились лишь немногие его произведения – мадригалы и баллаты. В своей баллате О музыке он следует традициям мотета, когда поручает каждому из 3-х голосов особый текст, но это не мешает сохранить ясность общего композиционного замысла.
С развитием светской музыкальной культуры в эпоху раннего Ренессанса чрезвычайно возросло значение инструментальной музыки в быту. В «Декамероне» упоминалась viola и лютня. Портатив, виола, лютня и другие инструменты (псалтериум, арфа, различные духовые) – постоянно изображались художниками раннего Ренессанса.
Связь между вокальной и инструментальной музыкой была очень большой. Эти области музыкального искусства еще не разграничивались в быту.
К 14 в. относятся первые дошедшие до нас образцы органной музыки в специальных записях – табулатурах – 30х гг. (англ. происх.) свидетельствуют о растущей самостоятельности инструментального стиля.
Значительное участие инструментов в самом развитии многоголосного стиля 14-15 вв. стало основой гипотезы о музыке раннего Ренессанса – об инструментальной природе таких вокальных произведений, как итальянский мадригал с развитой и подвижной «мелизматической» мелодией или французский мотет схожего стиля. Предполагают, что эти произведения возникли как инструментальные (чаще органные) обработки простых песенных мелодий, хотя и сохранились не в табулатурах и с текстами.
Италия подарила миру не только само искусство балета, но и целый ряд выдающихся артистов балета, хореографов, балетных композиторов, педагогов.
Впрочем, обо всем по порядку. В 680 году в Константинополе был созван VI Вселенский собор, который получил название Трулльского, так как проходил в Трулло — купольном зале Большого императорского дворца. Помимо других важных решений, собор своим 62-м правилом запретил танцы «как обычай старый и чуждый христианскому образу жизни». Почти на тысячу лет танец был вытеснен на периферию культуры.
Искусство балета зародилось при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялось
Само слово «балет» (wm.balletto от лат. ballo — танцую) возникло в Италии в конце XVI века для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определенное настроение. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее.
Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 году он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон Неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться к французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи (1519—1589), супруги французского короля Генриха II и матери Франциска II, Карла IX и Генриха III. По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальтадзарини ди Бельджойозо (1500—1587) (во Франции его называли Бальтазар де Божуайе) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название «Комедийный балет королевы» (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем.
В это время в Италии продолжала обогащаться техника профессионального танца, появились первые теоретические труды по танцу — «II Balarino» (1581) Фабрицио Карозо и «Ге Gratie сГАтоге» (1602) Чезаре Негри.
В XVII веке центр балетного искусства перемещается во Францию. Однако большинство постановщиков танцев были выходцы из Италии. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей. Как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале XVII века. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце.
В XVIII веке балет начал победное шествие по всей Европе. При дворах европейских монархов стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих крупных городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев из Италии легко находили себе применение.
Вспомним имя итальянского композитора, балетмейстера и реформатора хореографии Доменико Мария Гаспаро Анджолини (1731—1803). С 1757 года он был балетмейстером Венской оперы, с 1765-го — балетмейстером Императорского театра в Санкт-Петербурге. Анджолини был одним из первых, кто смог объединить танец, музыку и драматическое действие в единое целое — ballet d'action.
Итальянский артист балета, педагог и балетмейстер Гаэтано Вестрис (1729—1808) родился во Флоренции. В 1748-м он дебютировал в Парижской опере. Вестрис внес много нового в современное ему искусство танца, придав движениям большую свободу. Современники называли его «богом танца». В 1770 он получил звание балетмейстера Парижской оперы, где ставил балеты, стремясь придать танцу большую драматичность. Его сын Аугусто Вестрис (1760—1842) был также выдающимся танцовщиком и педагогом.
В 1790-х годах под влиянием современной моды женский балетный костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним угадывались линии тела. Одновременно отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкую туфельку. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика. Наиболее значительным новшеством стало изобретение туфельки, позволявшей стоять на пуантах, что способствовало развитию пальцевой техники женского танца, открыло новые технические возможности.
Одним из реформаторов балета стал Сальваторе Вигано (1769—1821), итальянский артист балета и балетмейстер. Он создатель нового типа хореографической драмы эпохи Рисорджименто (часто на материале драматических произведений У Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера, В. Альфьери). Среди его постановок балеты «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», «Отелло», «Весталка», «Дидона», «Титаны» и др.
Огромный вклад в развитие балета внес итальянский балетмейстер и педагог Филиппо Тальони (1777—1871). За свою долгую жизнь он успел поработать в театрах Италии, Германии, Австрии, Швеции, Франции. Выдающийся педагог и хореограф-реформатор, он по праву считается создателем романтического балета. Среди его постановок — балеты «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1832), «Дева Дуная» (1836) и «Корсар» (1840) А. Адана. Многие балеты были им поставлены для его дочери Марии Тальони (1804—1884), которой удалось полностью изменить представления об искусстве балета. С 1828 года М. Тальони — ведущая солистка Парижской оперы. Она гастролировала во многих странах Европы. Хотя Мария Тальони не первая встала на пуанты, как неоднократно ошибочно утверждалось, она сумела то, что до нее было всего лишь трюком, превратить в средство художественной выразительности. Свой след в истории балета оставил также сын Ф. Тальони — Паоло Тальони (1808—1884). В юности он танцевал во многих классических балетах (часто с сестрой Марией). Затем ставил балеты в Париже, Лондоне, Милане, в 1856—1883 годах был балетмейстером Берлинской оперы.
Известный артист балета, неаполитанец Карло Блазис (1795—1878),выступавший во многих городах Италии, а также в Лондоне, в 1837 году возглавил балетную школу при миланском театре «Ла Скала». Он — автор двух известных трудов по классическому танцу: «Трактат о танце» (1820) и «Кодекс Терпсихоры» (1828). Карло Блазис считался также одним из самых значительных педагогов в области балета в XIX веке. В числе его учениц — известные итальянские балерины Фанни Черрито (1817—1909), Каролина Розати (1826—1905), в дальнейшем работавшая с Мариусом Петипа, и Огаста Мейвуд (1825—1876), стоявшая у истоков американского балета.
Нельзя не упомянуть также имя выдающейся итальянской балерины романтического направления Карлотты Гризи (1819—1899). Она прославилась как первая исполнительница партии Жизели в одноименном балете А. Адана (1841). В 1840-х годах она стала одной из самых ярких звезд балета. Работала на сценах Лондона и Парижа.
Наряду с французом Адольфом Аданом, самым известным балетным композитором XIX века был итальянец Чезаре Пу-ньи (1802—1870). За свою жизнь он написал свыше 300 балетов! В том числе один из наиболее известных — «Эсме-ральда» (1844).
Во второй половине XIX века Италия продолжала оставаться тем центром, откуда, как и прежде, выходили балерины, восхищавшие зрителей своим техническим совершенством. Наиболее известная из них, Вирджиния Цукки (1847—1930), прославилась, однако, не столько своей виртуозностью, сколько драматической напряженностью игры, поставившей ее в один ряд со знаменитыми актерами эпохи. В 1888 году Вирджиния Цукки с блеском выступала в Одессе. Возглавив балетную труппу местного театра, она дебютировала в балете Маренко «Эксцельсиор». По свидетельству очевидцев, это был «фейерверк полетов, пируэтов, фуэте и удивительных движений».
Благодаря звездам итальянской хореографической школы в течение десятилетий со сцены театров многих украинских городов не сходили балетные спектакли «Эсмеральда», «Коппелия» и другие.
Не менее известна итальянская балерина Карлотта Брианца (1867—1930), ведущая солистка театра «Ла Скала».
Другая итальянская балерина Пьерина Леньяни (1863—1923) впитала в себя все виртуозное мастерство балетной школы «Да Скала». Ее дебют состоялся в Милане, затем было признание знатоков Парижа и Лондона, Брюсселя, Мадрида и Петербурга. Везде она покоряла своей отточенной техникой, порой граничившей с акробатикой.
Крупнейшей фигурой в мире балета на рубеже XIX и XX веков был итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти (1850—1928). Он родился в Риме. Учился у своих родителей, которые оба были танцовщиками, а также у Джованни Лепри, ученика Карло Блазиса. В 1887 году выступал в Петербурге, а в 1890-м был назначен балетмейстером Мариинского театра. Преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь. В 1910 году Дягилев пригласил его в свою труппу. Метод преподавания танца, принадлежащий Чеккетти, изложен в труде «Учебник по теории и практике классического театрального танца» (1922).
Интересна судьба итальянской балерины Иолы Торнаги (1874—1964). Уже в шестнадцать лет она стала примой в венецианском театре «Фениче». Савве Мамонтову удалось уговорить юную балерину согласиться танцевать в России. Современники вспоминали о ней как о блестящей балерине и просто красавице. В 1896 году она вышла замуж за Ф. Шаляпина и вынуждена была бросить сиену. У них в семье было шестеро детей — три сына и три дочери. Уже после революции, в 1922 году, Шаляпин уехал на гастроли за рубеж с новой семьей и больше в Россию не вернулся. Иола Торнаги смогла выехать на родину только в 1960 году.
Балет Италии прошлого столетия неразрывно связан с именем Ии Руской (1902—1970, настоящее имя Борисенко Евгения). Уроженка Керчи, она с 1923 года проживала в Италии. После завершения блистательной карьеры балерины, Ия Руская возглавляла балетную школу театра «Ла Скала», а с 1935 года и до самой смерти — Национальную академию танца Италии, которую сама организовала.
В XX веке Италия также подарила миру целый ряд блестящих артистов балета, среди них Карла Фраччи. Она родилась в 1936 году в Милане, училась в школе при театре «Ла Скала», а в 1954 году поступила в труппу театра. В 1958-м Фраччи получила высокое звание примы-балерины «Ла Скала». С успехом исполняла главные партии в «Золушке», «Жизели», «Сильфиде», «Дон Жуане» и др. Закончив танцевать, она взяла на себя художественное руководство труппой «Арены ди Верона», а в настоящее время является директором балетной труппы Римской оперы.
В заключение назовем имена известных современных итальянских артистов балета, которые активно работают в настоящее время. Это танцовщики и хореографы Давиде Бомбана (р. 1958), Мауро Бигондзетти (р. 1960),Эмио Греко (р. 1965), Фабрицио Фавале 1 р. 1969), Лжакопо Го-дани, Фетон Миоцци, Атессандро Молин, Роберто Болле, Массимилиано Вольпини, Джованни Патти, балерины Алессандра Ферри (р. 1963) и Вивиана Дуранте (р. 1967).
1.2 Итальянские народные танцы
Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимое ощущение свободы и лёгкости своих движений.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывны с красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Творчески активным является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, ребёнок не просто пассивно воспринимает красивое, но и преодолевает определённые трудности, проделывает определённую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребёнок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, а эстетические оценки явлений жизни и искусства – более зрелыми.
Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали оформляться в пятнадцатом веке [1].
В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.
Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии балли.
Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).
Неписаная классификация итальянских танцев делит их на социальные, постановочные и мориски. Грубо говоря, итальянский народный танец стоит на шести «китах» – чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.
Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. Музыкальность итальянцев известна всему миру. Их народная музыкальная культура на протяжении многих веков проявлялась в различных формах. В деревнях всех областей страны издавна играли на народных инструментах : волынке, свирели, губной и обычной гармошке. Позднее там распространились также гитара и мандолина. Большим разнообразием, красотой и темпераментом исполнения отличались в прошлом итальянские народные танцы. В Лацио танцевали сальтарелло, в Ломбардии - ломбарду и бергамаску, в области Фриум - фурлану, на острове Сардиния - сардану. В наши дни старинные танцы почти повсеместно вытеснены современными.
История итальянской танцевальной традиции берет свое начало в XV веке. У её истоков стоят марокканский учитель танцев Доменико делла Пьяченца и известный еврейский философ и хореограф Гуглиелмо Эбрео, которые воссоздали культурное наследие Италии в последовательной танцевальной форме. Многие движения и комбинации были придуманы буквально заново, некоторые па были внесены в постановки из танцев, присущих другим традициям и народам [2].
Одним из наиболее значимых моментов становления итальянской школы танцев становится переход от беспрыжковых комбинаций па к невероятным в своей легкости балли, или балло.
Также танцы стали своего рода отражением философии Возрождения, согласно которой танец предназначен, прежде всего, для Бога, а потому и движения все должны быть похожи на волны Мирового океана. Заложенный в танец смысл делал символичным каждое движение танцора: опускаясь на полную стопу, человек приближается к изначальному и черпает из Земли силы для развития, а поднимаясь на носок, он движется к небу, к Богу.
По сути в итальянском танце всё строится на основе основных шести элементах: чувство размера, ритма, пространства, чувство партнера, память и манера исполнения.
Павана — торжественный медленный танец. По одной версии, павана, или падована итал. padovana, появилась в итальянском городе Падуя итал. Padova, по которому и получила своё название. По другой версии, это танец испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavo — павлин), и название связано с торжественным характером танца.
Если придерживаться второй версии, то падована существовала вместе с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, в размерах 6/8 или 12/8, схожий с гальярдой или сальтарелло. Возможно также, что термин «падована» объединял павану и её более позднюю разновидность пассамеццо.
Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков) и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев, так и не дойдя до народа. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений [3].
Павану танцевали одновременно одна или две пары. Бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы.
На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Простой шаг паваны — это скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса. Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам [2].
Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца. В книге Туано Арбо «Орхесография», где описаны различные танцы второй половины XVI века, сказано, что павана пришла из Испании при Генрихе III. Многие исследователи считают, что более вероятно итальянское происхождение танца. Однако в труде Жоржа Дера говорится, что павана французского происхождения, что в 1574 г. она была вывезена из Франции и что описание паваны у Туано Арбо сильно отличается от описания испанских паван, которые исполняются более оживлённо.
Наиболее типичные черты паваны:
-
медленный темп;
-
двудольный метр на 4/4 или 4/2;
-
торжественно-величавый характер;
-
двухчастная форма;
-
преимущественно аккордовое изложение, в которое иногда добавляются пассажи;
-
музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца;
-
ритм аккомпанирующего барабана обычно 1/2-1/4-1/4 или подобный, такая же структура обычно повторяется в мелодии;
-
павана обычно объединяется с гальярдой или другими подобными танцами.
Одна из самых известных паван — «Belle qui tiens ma vie». Она поётся на четыре голоса.
Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь. Павана — придворный танец, в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений.
Паваны часто встречались в сборниках для лютни, клавира или консортов. Паваны сочиняли Пьер Аттеньян, Клод Жервез, Энтони Холборн, Уильям Бёрд, Томас Морли, Ян Свелинк, Джон Дауленд, Орландо Гиббонс, Иоганн Шейн, Самуэль Шейдт, Якоб ван Эйк [3].
В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов. В XVI—XVII вв. во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» (томбо) -- инструментальные пьесы памяти умершего. В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты. В XVIII веке павана заменяется в сюите аллемандой, в итальянской сонате da camera «синфонией».
Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde, буквально «веселая», «бодрая») часто танцевалась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды — «пять шагов» (поэтому во Франции гальярду называли cinq pas, а в Италии — cinque passi). Оно состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется coupé или grue (журавлиный шаг). При вынесенной вперёд правой ноге это «левое grue», при правой — «правое grue». Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ru de vache (ляганье коровы). Ещё одно движение гальярды — «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух [4].
В руководстве Чезаре Негри описаны так называемые «прыжки с кисточкой» (salti del fiocco). В прыжке танцующий должен совершить разворот на 180 или 360 градусов, во время которого сделать движение ногой, чтобы лягнуть кисточку, подвешенную на высоте выше колена, но ниже талии.
Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов. Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.
Первые дошедшие до нас ноты гальярды относятся к 1529 г.
Для гальярды XVI века были характерны
-
умеренно быстрый темп,
-
трёхдольный метр (размер 3/2, 3/8 или 6/8),
-
аккордовый склад,
-
ритмический рисунок
Музыкальные композиции в стиле гальярды писались и исполнялись и много позже того, как танец перестал быть популярным. Гальярда могла быть отдельной клавирной пьесой (особенно часто в английской музыке) или частью инструментального цикла. Интересно, что «гальярдный» ритм 6/8 и сейчас можно услышать, например, в гимне Великобритании «Боже, храни Королеву».
По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в конце XV века её стали танцевать и при дворе. В XVI—XVII веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Первые записи основных движений гальярды были сделаны итальянскими хореографами Фабрицио Карозо и Чезаре Негри [5].
В 1589 г. Туано Арбо в своей книге «Орхесография» описал мотивы и движения многих гальярд: «La traditore mi fa morire», «Anthoinette», «Baisons-nous belle», «Si j’aime ou non», «La fatigue», «La Milanaise», «J’aimerais mieux dormir seulette», «L’ennui qui me tourmente».
Клод Жервез опубликовал много гальярд в своих танцевальных сборниках, которые были изданы Пьером Аттеньяном, среди них «Gaillarde de la guerre» и «Gaillarde du ton de la guerre».
По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в конце XV века её стали танцевать и при дворе. В XVI—XVII веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Гальярда была любимым танцем королевы Англии Елизаветы I. Несмотря на энергичность этого танца, королева с удовольствием отплясывала гальярды, даже когда была уже немолода.
Музыкальные композиции в стиле гальярды писались и исполнялись и много позже того, как танец перестал быть популярным. При этом гальярда потеряла танцевальный характер: темп стал медленным, в фактуре изложения большую роль приобрели полифонические приёмы [6].
Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла (итал. saltarello, от saltare - прыгать) — жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в XIV и XVI веках; начиная с конца XVIII века возродился как народный танец (существует и поныне).
Первые нотированные образцы сальтареллы датированы концом XIV века (три одноголосные пьесы с названием saltarello в лондонском кодексе итальянского происхождения: GB-Lbm Add. 29987). В XVI-XVII веках сальтареллы стали жанром многоголосной инструментальной музыки и нередко входили в сюиты танцевальной развлекательной музыки; сохранились многие сальтареллы, написанные для лютни и клавишных инструментов (напр., Винченцо Галилея).
Сальтарелла с XVIII века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.
Ф. Мендельсон использовал мелодии двух сальтарелл в финале своей «Итальянской симфонии». Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал» и в сцене карнавала в своей опере «Бенвенуто Челлини».
До настоящего времени сальтарелла - парный народный танец, часто исполняемый на карнавалах и в провинциях центральной Италии.
Тарантелла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, ³/8. С историей Тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий Тарантелла считалась единственным средством излечения "тарантизма" - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка Тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих [6].
Тарантелла — стремительный, весёлый танец, который сопровождался игрой на флейте, гитарах, бубнах, стуком кастаньет, а иногда — пением. Музыкальный размер тарантеллы — три или шесть восьмых, мелодия вихрем летит в непрерывном движении.
Хореография Тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыка сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Со временем Тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечательных танцев Италии, Тарантелла описана многими путешественниками 18-20 вв., среди которых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февраля 1907: "Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды" (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187). В некоторых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.)
Характерной особенностью тарантеский рисунок, насыщенный триолями. Этот стремительный талькими парами, иногда сопровождается пением.
Кроме того, большая заслуга Италии в том, что она подарила миру искусство балета, ряд выдающихся артистов балета, хореографов, балетных композиторов, педагогов. Искусство балета зародилось при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялось
До этого почти на тысячу лет танец был вытеснен на периферию культуры. Решающим моментом стало то,что в 680 году в Константинополе был созван VI Вселенский собор, который получил название Трулльского, так как проходил в Трулло — купольном зале Большого императорского дворца. Помимо других важных решений, собор своим 62-м правилом запретил танцы «как обычай старый и чуждый христианскому образу жизни».[8]
Бас-данс (фр. basse danse — «низкий танец») — собирательное название придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном темпе и, как правило, в 4-дольном размере, распространенных во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной XIV и серединой XVI века.
Происхождение названия не вполне ясно. Возможно, оно связано с практикой исполнения музыки данных танцев на инструментах низкого регистра, а возможно, с отсутствием в бас-дансах высоких прыжков танцоров. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев» (фр. – haute danse, итал. – alta danza), бас-дансы часто называли «променадными».
Композиционный рисунок мог строиться в виде хоровода, шествия. Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. В XV столетии, по словам К. Закса, бас-данс «…не следовал никакому установленному порядку шагов. Пестрый, как краски в калейдоскопе, он комбинировал всякий раз новые движения». Непосредственно за бас-дансом нередко следовал быстрый танец в 3-дольном размере (гальярда, сальтарелло и др.).
Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад, обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи. Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан; тромбон, флейта с малым барабаном и др. В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты.
Пассамеццо — итальянский танец XVI — 1-й половины XVII веков в 2-дольном размере. После 1536 г. года приобрел известность за пределами Италии. По музыкальному стилю близок паване, которую он вытесняет с ее традиционного первого места в танцевальной сюите, но отличается более подвижным темпом. Дословно переводится как «танец в 1,5 шага», что и указывает на более скорый характер его движения, чем в паване.
Существовало две наиболее распространенных разновидности — «старинная» (antico) и «современная» (moderno), проистекающие из особенностей гармонического плана сопровождения.
В XVII веке существует и как инструментальная пьеса для лютни, клавира или инструментальных ансамблей.
Вольта (ит. volta, от voltare — поворачивать; фр. volte) — старинный танец провансальского или итальянского происхождения. Темп быстрый, умеренно быстрый, размер 3-дольный. Возник предположительно в XVI веке, во 2-й половине XVI — 1-й половине XVII веков приобрел большую популярность в европейских странах, особенно при французском дворе и в Англии. Позднее вышел из употребления.
Основной рисунок этого парного танца состоял в том, что кавалер проворно и резко поворачивал в воздухе танцующую с ним даму. Обычно танец исполнялся одной парой (мужчина и женщина), но число пар могло быть и большим. Движения вольты, связанные с подъемом дам в воздух, явились прообразом будущей поддержки в сложной технике сценического танца. Кроме того, вольта стала одним из 3-дольных бытовых танцев, способствующих появлению в конце XVIII века жанра вальса.
Немногочисленные сохранившиеся музыкальные образцы принадлежит М. Преториусу («Терпсихора», 1612), А. Ле Руа, Д. Готье, Т. Морли, У. Бёрду.
Бергамаска (итал. bergamasca, от названия г. Бергамо, Северная Италия) — быстрый итальянский танец-песня XVI—XVII веков оживленного, энергичного характера, получивший большую популярность и в др. западноевропейских странах (Англия, Германия, Франция). Для бергамаски характерны размер 4/4, четкое членение на восьмитакты и постоянно повторяющаяся фигура гармонического сопровождения I — IV — V — I, часто служившая основой для вариаций.
В конце XVII—XVIII вв. бергамаска становится жанром чисто инструментальным, к которому часто обращаются композиторы — С. Росси, Б. Марини, С. Шейдт, Фрескобальди, Букстехуде, Бах (в заключении Гольдберг-вариаций для клавира).
В XIX веке бергамаской называли сходный с тарантеллой быстрый танец в размере 6/8 с постоянным акцентом на 2-й половине такта (пример). Известная «Бергамасская сюита» Дебюсси для фп. не включает в себя мелодии бергамаски, но передает впечатления композитора от окрестностей Бергамо.
Канари (фр. canarie, итал. и исп. canario) — быстрый, похожий на жигу бальный и сценический танец, происходящий с Канарских островов в Атлантическом океане. Проникнув в Европу через Испанию, получил большую популярность с середины XVI по XVIII век. Музыкальный размер 6/8 (реже 3/8 или 3/4), первая доля такта почти всегда пунктированная. Темп — подвижный или быстрый. Обычно состоит из двух повторяющихся периодов по 8 тактов. В XVII веке входит в профессиональную музыку, сблизившись при этом с жигой. Использован в произведениях Люлли, Ф. Куперена, Пёрселла и др.
И в наше время Италия продолжает оставаться тем центром, откуда, как и прежде, выходят восхитительные профессиональные танцоры.
2 Сценические варианты итальянских народных танцев
Можно выделить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле:
Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.
Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.
Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.
Думается, что все три направления в деятельности любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с соками земли, с одной стороны, и пульсом времени — с другой. [5]
Павана получила свое сценическое воплощение:
-
в операх К. Сен-Санса «Этьенн Марсель» (1878) и «Прозерпина» (1887);
-
Павана для хора с оркестром (1887) Г. Форе;
-
фортепианная пьеса М. Равеля «Павана на смерть инфанты» (1899, оркестровка 1910);
-
Павана Спящей красавицы (1908) из сюиты «Матушка-гусыня» М. Равеля;
-
павана из балета «Иов» (1931) Р. Воана-Уильямса;
-
павана из балета «Золушка» (1940—1944) С. С. Прокофьева (3-я сюита, номер 1);
-
павана из альбома «Сарабанда» (1976) Дж. Лорда;
-
«Павана мистера Андерсона» (1994) С. Мартланда.
Тарантелла получает сценическое воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли "La Tarentule", пост. в 1839 в Париже и Лондоне). Национальная характерность и темпераментная ритмика Тарантеллы привлекли к ней внимание западной Европы (смотрите например финал сонаты для фортепьяно с оркестром 70 Вебера, No 45 из "Песен без слов" и финал "Итальянской симфонии" Мендельсона, тему главной партии 1-й части симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза, "Тарантеллу" ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла "Венеция и Неаполь" Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и рус. (смотрите например "Тарантеллу" для фотртепьяно Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фортепьяно с оркестром 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. "Щелкунчика" и одну из тем "Итальянского каприччио" Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. "Раймонды" Глазунова) композиторов. Тарантеллы создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (например, Тарантелла для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева). [7]
К жанру Тарантеллы неоднократно обращались композиторы 20 в. (основная тема "Празднеств" из "Ноктюрнов" Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; "Серенада" для фортепьяно, фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; "Отклонения на тему" для фортепьяно с оркестром ор. 21 Бриттена; "Грабёж" из балета "Блудный сын" и Тарантелла из "Детской музыки" ор. 65 Прокофьева), иногда - с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 - Народный танец из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева).
Мы уже говорили о сложном, неоднозначном и трудно измеряемом пути танца подлинно народного к его сценическому варианту, но рассматривали этот вопрос в рамках балетного спектакля. Многое в этом процессе, конечно же, совпадает и в работе ансамблей. Но особенность нового жанра — в иной природе, без чего он не стал бы чем-то самобытный. Эта природа и диктует иной метод интерпретации народного источника. Складывались эти особенные черты не сразу, и процесс этот, видимо, еще только намечает направление развития. Тем не менее многие лучшие достижения хореографов в этом жанре позволяют говорить о его природе и методах творческого процесса ведущих мастеров танца, прежде всего И. А. Моисеева, П. П. Вирского, Т. А. Устиновой и Н. Н. Надеждиной.
При всем различии почерков этих хореографов именно они были первопроходцами жанра и создателями основных разновидностей, которые сегодня доступны.
«Задача ансамбля,- писал И. Моисеев,- создать классические образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».
Т. А. Устинова так описывает создание ею одной из ярких работ коллектива, танца «Тарантелла»: «...На смотре сельской художественной самодеятельности в Италии я увидела народную пляску «Тарантелла», которую привезли местные фермеры... Пляска была самобытная, оригинальная... У меня появилось желание поставить этот танец. Того, что я увидела, было мало для создания сценического варианта, и я стала тщательно собирать дополнительный материал. Изучала быт и жизнь южных итальянцев, их труд, манеру исполнения других танцев... обработка этого танца заключалась в следующем; пляска по кругу (хоровод) — это народная форма танца. Форму я взяла за основу, но только в этот, постоянно двигающийся круг — хоровод — ввела разные рисунки, кружение тройками, парами, усложнила дроби и т. п...» [10]
Пляска «Тарантелла» начала свое путешествие по миру, вернулась она и в Италию. Коллективы Италии привозили вновь родившийся танец на следующие смотры как свой народный танец. Эта судьба многих народных танцев — еще одна черта процесса взаимообогащения профессионального и самодеятельного искусства.
На примере «Тарантеллы», а таких примеров может быть очень много, мы видим, как сценические варианты танцев, созданные на народной основе, возвращаются в народ.
Ежегодный Фестиваль Танца во Флоренции, Италия, пройдет в этом году с 12 по 30 июля. Флоренция – это город движения, город танца. Поэтому совсем неудивительно, что именно Флоренция является тем местом, где проходит этот динамичный ежегодный фестиваль.
Это, вне всяких сомнений, яркое событие привлекает гостей и лучших исполнителей со всей Италии и других стран мира. Выступления проходят в самых очаровательных местах по всему городу, таких как: Сад Боболи, Площадь Микеланджело и Крепость Бельведер, Национальный Музей Баргелло.
Каждый год Florence Dance старается представлять новые хореографические открытия и стили, привлекать ведущих исполнителей и коллективы мировой известности, такие как: New York City Ballet, Flamenco Lunares. Ведущим ансамблем на фестивале по традиции является Florence Dance Company, исполняющий танго, фламенко, уличные танцы, а так же множество выступлений в других жанрах.
Во многих городках проводятся фестивали, собирающие меломанов со всего мира. Среди самых известных музыкальных событий Италии летний оперный фестиваль в Вероне, музыкальные недели на озере Маджоре, летний сезон в Термах Каракаллы, фестиваль балета в Турине, праздник «Под солнцем Тосканы» в Кортоне, «Два Мира» в Сполетто и многие другие.
Один из основных культурных фестивалей Европы, 26-й RomaEuropa Festival стартует в 2011 году 7 октября и продлится до 30 ноября. Лучшие представители Европейской музыкальной, танцевальной, и театральной сцены соберутся на этом крупном фестивале, чтобы поразить гостей своим талантом, яркими выступлениями и необыкновенными идеями.
RomaEuropa Festival отличается своей удивительно разнообразной и избирательной программой, представляющей подбор лучших выступлений, сфокусированных на разных гармоничных стилях, от сложных и четких аудиовизуальных форматов до самых мелодичных выступлений. Шоу программы будут проходить в различных театрах и сценах по всему Риму, включая такие знаменитые площадки как Palladium Universita Roma Tre, Auditórium Conciliazione, и Academia Nacional de Santa Cecilia.
25-ый RomaEuropa Festival включит двадцать национальных и три мировые премьеры музыкальных и танцевальных выступлений, а также самые смелые и передовые постановки современного театра.
Из числа международных знаменитостей на RomaEuropa Festival выступят: Laurie Anderson, Guy Cassiers и Wajdi Mouawad, а также, уже побывавшие на фестивале Romeo Castelluci José Montalvo, Dominique Hervieu и Jan Fabre вернутся в 2010 году для участия в юбилейной программе. Среди Итальянских знаменитостей стоит отметить Massimiliano Civica, Sanstasangre и Muta Imago.
Флорентийский музыкальный май (итал. Maggio Musicale Fiorentino) — оперный фестиваль, проходящий во Флоренции начиная с 1933 г. Основан дирижёром Витторио Гуи с помощью Алессандро Паволини. Первоначально проходил раз в два года, с 1937 г. (за исключением периода Второй мировой войны) ежегодно.
Фестиваль открылся ранней оперой Джузеппе Верди «Набукко» и первоначально был задуман для представления не слишком известных и популярных произведений. В дальнейшем рамки фестиваля расширились, и к его основе — трём-четырём оперным постановкам — прибавилась обширная программа, включающая симфонические концерты, балет и др.
С 1986 г. главным дирижёром фестиваля является Зубин Мета; в 2006 г. ему присвоено также звание пожизненного почётного дирижёра.
Какие же, с нашей точки зрения, неиспользованные резервы таит в себе хореографическое фольклорное искусство, или этап освоения непосредственно фольклорных традиций исчерпал себя?
Много лет освоение фольклорной хореографии на сцене имело целью фактически цитатное, с большей или меньшей степенью аранжировки, использование готовых танцев или их составных: движений, элементов, фигур-композиций, их соотношения и т. п.
Этот пласт освоен довольно активно и хотя материально не исчерпал себя, но думается, не дает новых ярких результатов (и может на сегодня интересовать скорее науку, чем искусство). Освоению подлежит не сам готовый материал, а процесс созидания нового фольклорного произведения.
Заключение
Народный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно- физического, эстетического и художественного развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Народный танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовольствие. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.
Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали оформляться в пятнадцатом веке. В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново. К основным народным итальянским танцам можно отнести тарантеллу, павану, гальярду, сальтареллу и другие.
Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии балли. Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок). Неписаная классификация итальянских танцев делит их на социальные, постановочные и мориски.
Павана — медленный придворный танец, в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений.
Гальярда часто танцевалась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами.
Тарантелла — стремительный, весёлый танец, который сопровождался игрой на флейте, гитарах, бубнах, стуком кастаньет, а иногда — пением. Музыкальный размер тарантеллы — три или шесть восьмых, мелодия вихрем летит в непрерывном движении. Характерной особенностью тарантеский рисунок, насыщенный триолями. Этот стремительный талькими парами, иногда сопровождается пением.
Мастерство ранних итальянских учителей танцев производит впечатление на нас и сегодня. Но в наше время Италия продолжает оставаться тем центром, откуда, как и прежде, выходят восхитительные профессиональные танцевальные коллективы.
Список использованных источников
Ваганова А.Я. Основы классического танца,- Л.: Искусство, 1980. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 2000. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. - Л., 1979. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение.- Минск, 1971. Музыкальный энциклопедический словарь / Глав. ред. Г.В. Келдыш. - М., 1991. Народный танец. Проблемы изучения.- С-Пб.,1991. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сборник статей / Сост. и ред. А.Поптсдинер.- Л.: Музыка, 1980.- 104 с. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2000. Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948. Худяков С. Н. История танцев. ч.2. СПб, 1914 г., с. 339 Поморский Ю. Методика бальных танцев. Конспект лекций, читаемых на "Курсах для подготовки преподавателей и преподавательниц гимнастики" при Сокольском отделе Общества телесного воспитания "Богатырь". Пг., 1914 г. с.42. http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm http://www.worldance.ru/rus/history/ http://impercourt.nm.ru/Danses.html#klassic http://www.ftsso.pisem.net/history/hbd.htm http://danceperm.narod.ru/ http://www.queen.finaros.ru/dance_enter.shtml http://www.lita.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Достарыңызбен бөлісу: |