Валерий Брюсов (1873— 1924) Биография



Дата18.07.2016
өлшемі39.5 Kb.
#208319
Валерий Брюсов

(1873— 1924)

Биография Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве, в семье купца. Дед поэта был крепостным крестьянином Костромской губернии; разбогатев на торговле, он откупился от господ. Отец посещал вольнослушателем Петровскую сельскохозяйственную академию, был близок к народникам, увлекался сочинениями Чернышевского и Писарева. В семье дарил дух атеизма и уважения к науке.

Создатель русского символизма

После гимназии Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета и заканчивает его в 1899 г. В 1894-1895 гг. выпустил три сборника стихов "Русские символисты", печатая в них преимущественно собственные произведения. Брюсов считал своей целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов, и хотел стать ее вождем. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир», - писал он позже.

В ранней брюсовской лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», быстро обретшее известность, обеспечившее неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам.

Усиливая музыкальность стиха, поэт стремится внушить свое настроение, заворожить им.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.


Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонкозвучной тишине…


В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении «Юному поэту»:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.
Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова.

Он не разделял взглядов на символизм как на миропонимание ни с Мережковским, ни с Вяч. Ивановым, ни с А. Белым, ни с Блоком. Для Брюсова символизм только литературная школа, чья задача - утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Поэзия Брюсова обращена к узкому кругу посвященных в тайны истории и культуры. Таково стихотворение «Ассаргадон» 1897 г. в котором дается поэтическое переложение надписи со стелы Ассирийского царя.

С появлением книг "Tertia vigilia" ("Третья стража", 1900), и "Urbi et orbi"("Городу и миру"1903) начинается зрелость Брюсова. Теперь его привлекают классический стих, гармония и мера в искусстве, музыкальность сменяется скульптурностью формы: "поэтом мрамора и бронзы" назовет Брюсова А. Белый. Начинается признание: брюсовские сборники произвели сильное впечатление на столь разных читателей, как Горький, Бунин, Блок. Брюсов действительно сумел воссоздать противоречивый, трагический, но притягательный мир человека XX столетия на фоне контрастов современного города. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Нередко поэт с его живым чувством истории передает драматизм своего времени и судьбы в образах прошлого. В стихотворении «Данте в Венеции» 1900 г. образ современного города – чудовищного Вавилона - проецируется на Венецию, которую посещает Данте. Образ «Ада» великого итальянского поэта всплывает в сознании читателя, когда он следит за образами Брюсова.

Вопреки мистическим установкам символизма, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма конкретно и реалистично. Для него характерен твёрдый, чеканный, словно по меди резанный стих, разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов возродил в русской поэзии интерес к космическим темам, планетным сферам, звездным катаклизмам, тот грандиозный масштаб восприятия природы, который был утрачен после М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Замечательно его стихотворение «Каменщик» 1901 г., в котором сквозь символистские покровы пробивается реальная жизнь. С горячим сочувствием он откликнулся на революцию 1905 г.

В последующих сборниках - "Венок» (1906), "Все напевы" (1909), "Зеркало теней" (1912) - окончательно сложился поэтический мир Брюсова, принципиально всеохватный: "Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,/И всем богам я посвящаю стих" - так передано приятие многообразия Вселенной. В свете этого закономерным стал, казалось бы неожиданный для поэта, призывавшего уйти в мир звуков и красок, отклик Брюсова на события революции 1905 г. (стихотворения "Кинжал", "Грядущие гунны", "Довольным" из цикла гражданственной лирики "Современность"), где поэтизирован "океан народной страсти/В щепы дробящий утлый трон". Уже другим предстает и задача поэзии в стихотворении 1907 г. «Поэту».

Последний предреволюционный сборник поэта "Семь цветов радуги"(1916) был сдержанно встречен критикой и читателями.

Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт; он был историком и литературоведом, беллетристом, переводчиком и драматургом, писал исследования о Пушкине, статьи по теории стиха, читал лекции по истории математики. Универсализм личности Брюсова - заметное явление даже в эпоху Серебряного века.

В первые же дни Октябрьской революции поэт становится на путь сотрудничества с Советской властью. В 1920 г. вступает в ряды Коммунистической партии. Ведет большую культурно-просветительную работу, руководит литературно-художественным институтом.

Современники о поэте

Современники высказывали несходные, порой взаимоисключающие оценки творчества Брюсова. Гумилев считал, что "слова "брюсовская школа" звучат сегодня так же естественно и понятно, как школа парнасская или романтическая". Но "мастером без слуха" называла его Цветаева, а Ахматова - поэтом, который знал секреты ремесла, но не знал "тайны творчества". Тем не менее новаторство его было признано; действительно, во многих областях русской поэзии рубежа веков Брюсов был первым.







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет