Шевелёва Т.Н.
Планы практических занятий
Занятие 1. Пути развития реализма во французской литературе. Творчество Франсуа Мориака. Роман «Тереза Дескейру» -
Сюжетно-композиционная основа романа:
а) история создания произведения и его место в творчестве Мориака, (связь с романом «Конец ночи» и 2 новеллами);
б) «Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение тем романа).
-
«Католическое возрождение» во Франции 1 пол. ХХ века. Основные положения. Христианская этика писателя.
-
Отражение взглядов автора в романе «Тереза Дескейру»:
а) семейная проблематика романа;
б) философия Жана Азеведо. Каково отношение к ней автора?
в) система персонажей романа. Выражен ли в романе идеал автора?
-
Ф. Мориак и традиции Достоевского в романе:
а) С какими произведениями Достоевского можно сопоставить роман Мориака? («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).
б) мотивы, реминисценции, аллюзии на творчество Достоевского в романе.
-
Черты реализма и модернизма в творчестве Ф. Мориака:
а) психологизм романа и средства его создания (внутренний монолог, несобственно-прямая речь, роль пейзажа в произведении);
б) ключевые слова-символы и их роль в романе
в) реалистические тенденции в произведении (описание жизни провинциальной Франции)
-
Доклады студентов по творчеству Ф. Мориака («Клубок змей», «Матерь», «Фарисейка» и др.)
Конспект статьи: Ж-П Сартр «Франсуа Мориак и свобода» или М. Ландор «Тревожные вопросы Франсуа Мориака // «Вопросы литературы», М. 1996, №3.
Занятие 2-3. Экзистенциализм как литературное направление. Творчество Ж-П Сартра и А. Камю. -
Основные понятия экзистенциализма как философского и литературного направления:
а) экзистенция
б) свобода
в) ответственность
г) пограничная ситуация и ее роль в философии экзистенциалистов и художественном произведении
д) проблема «другого».
-
драма Сартра «Мухи»:
а) античный сюжет и своеобразие его трактовки (трагедия Эсхила «Хоэфоры»)
б) проблема свободы выбора, вины и ответственности, ее трактовка в драме
в) отношение экзистенциальной философии к этической проблематике.
-
драма Сартра «Взаперти» («За закрытой дверью) и проблема «другого».
-
драма «Дьявол и Господь бог»: проблема религии и морали
-
Своеобразие философских позиций А. Камю, их отличие от взглядов Сартра
а) трактат «Миф о Сизифе» и отношение Камю к «философии абсурда»
б) повесть «Посторонний» как полемика с «философией абсурда», концепция личности в произведении
в) роман «Чума» как выражение философской позиции Камю
-
Доклады студентов по творчеству Ж.-П. Сартра И А. Камю (Ж.-П. Сартр «Тошнота», А. Камю «Калигула»).
Конспект статьи: А. Камю «Миф о Сизифе» - любое издание. Конспектируется полностью.
Занятие 4. Английский модернизм. Роман В. Вульф «Миссис Деллоуэй». Новеллистика Джеймса Джойса. -
В. Вульф как теоретик английского модернизма:
а) В. Вульф и группа «Блумсбери»;
б) основные положения эстетики писательницы и их отражение в статье «Современная художественная проза» (отношение к реализму и традициям классики, понимание «реальности», Вулф о писателях «материалистах» и «спиритуалистах»).
-
Роман «Миссис Деллоуэй» как утверждение новых принципов художественной изобразительности.
а) сюжетные линии произведения и их взаимосвязь;
б) своеобразие психологизма писательницы;
в) приемы передачи «потока сознания» в романе;
г) время и пространство в романе;
д) понятия «преходящего» и «вечного», роль «момента бытия» в романе.
-
Своеобразие художественной манеры В. Вульф, импрессионизм ее прозы.
-
Анализ новелл Дж. Джойса из сборника «Дублинцы» («Эвелин», «Земля», «Мертвые»).
-
Доклады студентов по творчеству В. Вульф («На маяк», «Комната Джейкоба», «Орландо»).
Конспект статьи В. Вульф «Современная художественная проза» - любое издание.
Занятие 5. Новеллистика 1 пол. ХХ века. Новеллы Ф. Кафки, С. Цвейга, Дж. Джойса, Л. Пиранделло. -
Жанр новеллы и его развитие в 1 пол. ХХ века
а) определение жанра новеллы
б) специфика новеллы ХХ века
-
Новеллистика Ф. Кафки. Новелла «Превращение»
а) сюжет и композиция новеллы.
б) взаимосвязь судеб персонажей новеллы. Набоков о новелле «Превращение».
в) основные особенности поэтики Кафки: мифологизация, деноминация, обезличивание, подмена 1 лица 3-им, особая роль сна.
г) художественное пространство и время новеллы.
-
Новеллистика С. Цвейга. Новеллы «Письмо незнакомки» и «Амок»
а) сюжетная основа новелл: возведение банального события частной жизни человека в ранг «вечной проблемы»
б) использование Цвейгом мифологизации, ее отличие от мифологизма Кафки
в) новеллы С. Цвейга и русская литература «серебряного века» (Бунин «Господин из Сан-Франциско», Куприн «Гранатовый браслет»
-
Доклады студентов по новеллистике ХХ века (творчество Дж. Джойса, В. Вульф, Л. Пиранделло, других авторов)
Конспект статьи В. Набоков «Превращение Ф. Кафки» // В. Набоков «Лекции по зарубежной литературе» - любое издание
Занятие 6. Интеллектуальный роман в литературе 1 пол. ХХ века. Роман Г. Гессе «Степной волк» -
Жанр интеллектуального романа и его основные особенности:
а) жанровое определение интеллектуального романа
б) интеллектуальный и философский романы в литературе ХХ века
-
Жанровое своеобразие романа: черты романа воспитания, философского романа, своеобразие фантастики произведения.
-
Концепция личности в романе:
а) история создания романа: творческий и личностный кризис, пережитый Гессе и его отражение в произведении.
б) связь концепции личности Гессе с психологическими теориями 1 пол. ХХ века (К.Г. Юнг)
в) традиции романтизма в произведении (деление людей на творцов и филистеров, концепция двоемирия, мотивы двойничества, фантастика)
-
Роль «Магического театра» в романе.
-
Доклады студентов по теме «Интеллектуальный роман в литературе ХХ века» (Т. Манн «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», Г. Гессе «Игра в бисер»)
Конспект статьи Е. Маркович «Г. Гессе и его роман «Игра в бисер». Вступительная статья к изданию 1969г.
Достарыңызбен бөлісу: |