Аятолла мортаза мотаххари и идеология исламской революции 1978-1979 годов в иране



бет1/3
Дата03.07.2016
өлшемі482.97 Kb.
#173650
түріАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи

ГИБАДУЛЛИН ИСМАГИЛ РУСТАМОВИЧ

АЯТОЛЛА МОРТАЗА МОТАХХАРИ И ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1978-1979 ГОДОВ В ИРАНЕ

Специальность 07.00.03 – Всеобщая история (новое и новейшее время)



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Казань 2012

Работа выполнена на кафедре зарубежного регионоведения Института истории ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент,
Ягудин Булат Мухамедович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Пластун Владимир Никитович

кандидат исторических наук,



старший научный сотрудник

Арсланова Алсу Айратовна

Ведущая организация: Институт востоковедения
Российской академии наук

Защита состоится 15 марта 2012 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, д.74, корпус Института истории КФУ, ауд. 3.11.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35; с авторефератом – на сайте Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации – http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «_____» ___________ 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Д. Р. Хайрутдинова



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность темы диссертационного исследования. Исламская революция 1978-1979 гг. в Иране стала одним из наиболее значимых исторических событий ХХ века, обозначив начало нового этапа в политико-идеологическом развитии исламского мира. Идеология Исламской революции сформировалась в ходе сложных процессов общественно-политического развития этой страны в период 40-70-х гг. ХХ в., в которых были представлены все основные идейно-политические течения современности – марксизм, либерализм, национализм и т.д.

Западные исследователи предпринимали попытки изучения сущности и генезиса идеологии Исламской революции, обусловленной многовековым опытом исторического развития шиитской религиозно-политической доктрины. Однако, что касается отечественной историографии Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране, принципиально важным моментом следует считать отсутствие систематического изучения революционной идеологии шиитского духовенства, которое было бы основано на стремлении понять внутреннюю логику этих идей, их взаимосвязь с историческим и социокультурным контекстом, а также нежелание выделить в них объективно значимые элементы, которые помогли бы понять и теоретически осмыслить сам феномен Исламской революции. Таким образом, идеологические концепции и построения многих деятелей Исламской революции, в особенности представителей шиитского духовенства, оказались вне поля зрения историков-иранистов. Одним из таких деятелей, оказавшихся вне поля зрения отечественных исследователей Исламской революции был аятолла М.Мотаххари.

Мортаза Мотаххари (1920-1979) сыграл одну из ключевых ролей в формировании исламской идеологии в 1960-1970-е гг. Именно он сформулировал тот комплекс идей и концепций, которые оказали колоссальное воздействие на мировоззрение целого поколения иранской молодежи, которое и стало движущей силой Исламской революции. М.Мотаххари и сам относился к новой генерации шиитских религиозных деятелей, которая стала руководящей силой в иранском революционном движении в указанный период. Он стал главным выразителем исламской революционной идеологии и разработчиком основных идеологических доктрин политически активной части шиитского духовенства.

Обращение к теме идейного наследия М.Мотаххари можно обосновать в первую очередь необходимостью заполнить тот пробел, который существует в отечественной иранистике в области изучения идеологии Исламской революции и трудов ее главных идеологов, среди которых М.Мотаххари принадлежит, пожалуй, одно из первых мест. Следует констатировать, что на сегодняшний день в отечественной историографии Исламской революции фактически не написано ни одного исследования, специально посвященного М.Мотаххари и анализу его идейного наследия.

Следует заметить, что в современном Иране М.Мотаххари наряду с С.Р.Хомейни признается в качестве мыслителя и идеолога, внесшего наибольший вклад в интеллектуальное наполнение идеологии Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране. В этом смысле без знакомства с трудами М.Мотаххари и адекватной оценки его вклада в формирование идеологии Исламской Республики Иран, руководство которой в процессе выработки стратегического курса развития страны и принятия политических решений апеллирует к идеологической аргументации, невозможно понимать общую логику функционирования иранского социума на современном этапе.

Историография проблемы: Интерес к изучению идеологического наследия М.Мотаххари практически не нашел отражения в работах отечественных авторов, посвященных Исламской революции 1978-1979 гг. В советский период отсутствие интереса к идеям М.Мотаххари было обусловлено общими методологическими и идеологическими установками отечественных ученых-иранистов.

До событий Исламской революции идеи М.Мотаххари фактически так и не стали предметом интереса исследователей, занимавшихся проблематикой современного Ирана. Одним из первых в отечественной иранистике обратил внимание на идеи М.Мотаххари член АН Азербайджанской ССР Г.Б.Гусейнов1.

Исламская революция 1978-1979 гг. заставила многих советских исследователей обратиться к ее идеологии, идейным истокам и фигурам ее основных выразителей и пропагандистов. Тем не менее, говоря о советской историографии Исламской революции, следует констатировать факт отсутствия систематического научного интереса к изучению личности и идейного наследия М.Мотаххари. За исключением фрагментарных упоминаний о М.Мотаххари, иногда сопровождавшихся краткой характеристикой его заслуг перед Исламской революцией, мы не встречаем каких-либо работ, специально посвященных М.Мотаххари.

Так или иначе, большинство советских ученых-иранистов не отразили в своих работах роль М.Мотаххари в Исламской революции. В работах отечественных исследователей общественной мысли Ирана 1960-1970-х гг. практически нет упоминаний о М.Мотаххари. Даже В.Б. Кляшторина и А.К. Лукоянов, занимавшиеся изучением процесса исламизации общественно-политической мысли Ирана2, в своих работах парадоксальным образом обошли М.Мотаххари.

На постсоветском этапе в развитии отечественной иранистики существенного сдвига в сторону решения этой проблемы не произошло. Первую попытку беглого анализа некоторых идей М.Мотаххари в отечественной иранистике предпринял В.И. Юртаев, занимавшийся изучением роли иранского студенчества в Исламской революции3. В.И.Юртаев впервые представил М.Мотаххари в качестве одного из ведущих идеологов Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране, отметив влияние его идей на иранское студенчество 60-70-х гг. ХХ в.

В западной историографии общее состояние изученности идейного наследия М.Мотаххари также следует признать недостаточным. На протяжении более двадцати лет после кончины М.Мотаххари не было опубликовано ни одной работы, содержащей комплексный анализ идеологической системы М.Мотаххари, и только в течение последние несколько лет можно говорить о попытках ее серьезного изучения.

На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. в США и Великобритании были предприняты первые попытки изучения интеллектуального наследия М.Мотаххари, которые носили несистематический и фрагментарный характер. В 1990 г. М.Абеди и М.Дж.Фишер в совместной монографии4, посвященной анализу взаимодействия традиции и современности в исламских обществах, представили краткую биографию М.Мотаххари и рассмотрели его отношение к иранскому национализму, оставив в стороне все остальные его концепции. Ф.Номани и А.Рахнема в своих монографиях рассмотрели ряд политических и экономических идей М.Мотаххари5. Дж.Г.Дж. тер Хаар в своей статье «Муртаза Мутаххари (1919-1979): Введение в его жизнь и мысль»6 поставил задачу дать общее представление об этом иранском мыслителе, сосредоточившись лишь на трех сегментах обширного наследия М.Мотаххари – критика национализма, отношение к хиджабу и интерпретация Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране.

Х.Дабаши в своей фундаментальной работе «Теология недовольства: идеологические основания Исламской революции в Иране»7 (1993) сделал обзор биографии и основных идей М.Мотаххари. Ф.Номани и А.Рахнема рассмотрели идеологические концепции М.Мотаххари в качестве одной из четырех выделяемых ими подсистем шиизма, уделив особое внимание экономической теории8. Общую характеристику идей М.Мотаххари и его позиции в вопросе реформы духовенства и медресе дали М.Боруджерди9, М.Дж.Фишер10, К.Заман и Р.В.Хефнер11.

Британская исследовательница В.Мартин в своей монографии «Создание исламского государства» (2000), посвященной исламскому революционному движению под руководством С.Р.Хомейни, уделила М.Мотаххари целую главу под названием «Мотаххари. На пути к исламской идеологии и борьба за контроль над политическим исламом», в которой проанализировала его основные политические идеи. М.Мотаххари назван в этой работе «выдающимся политическим теоретиком, реформатором, радикальным активистом движения Хомейни, апеллирующим к традиционному среднему классу – базари»12.

Исследовательница Ф.Джаханбахш рассмотрела политические идеи М.Мотаххари и его позицию по отношению к демократии и западным политическим институтам13. Выдвинутая М.Мотаххари концепция джихада была проанализирована в работах американских авторов Б.Б.Лоренса14, А.Маджида15 и М.В.Хейбоуэра (2009)16. А.Аманат17 и Ш.Хосрави18 ссылались на идеи М.Мотаххари при анализе эсхатологических аспектов идеологии Исламской революции.

А.Баят19 рассмотрел влияние идей М.Мотаххари на идеологию современных иранских реформаторов, а М.Мослем20 – роль идей М.Мотаххари во фракционной борьбе в пост-хомейнистском Иране. А.Ширази (Германия)21 затронул роль М.Мотаххари в дискуссиях о гражданском обществе в Иране. Х.Энаят22, Д.К.Кроу23 и А.Каземи-Мусави24 рассмотрели взгляды М.Мотаххари на проблему суннито-шиитского единства в исламском мире.

Женский вопрос в трудах М.Мотаххари в 1980-2000-е гг. нашел отражение в публикациях целой группы западных авторов, специализирующихся на гендерной проблематике (В.Р.Дэрроу, А.К.Фердоус, Ш.Хаери, К.Радван, Ф.Хуссайн, З.Мир-Хосейни, М.Моаллем, Х.Могисси, А.М.Кхан, Н.Сингх, П.Пайдар, М.Пойа, Ф.Садеги, Х.Шахидиан, Н.Тоухиди, М.Афхами, Н.Йегане и др.), которые рассмотрели соответствующие концепции М.Мотаххари в философской, теологической, исторической, правовой, социологической, политической и культурологической перспективах.

В 2000-е гг. определенный прорыв в изучении трудов М.Мотаххари был достигнут благодаря иранским авторам, публикующим свои работы на английском языке и поддерживающим тесные связи с западными университетами и научными центрами. Первой и пока единственной попыткой комплексного исследования интеллектуального наследия М.Мотаххари на Западе стала вышедшая в 2005 г. на английском языке монография М.Т.Давари «Политическая мысль аятоллы Мортазы Мотаххари: иранский теоретик исламского государства»25. Автор этой монографии впервые попытался дать оценку роли этого мыслителя и политического деятеля в Исламской революции, рассмотрел его основные политические и экономические концепции, опираясь на изучение максимально широкого круга источников о М.Мотаххари. Несмотря на то, что эта работа, основанная на докторской диссертации М.Т.Давари, была признана весомым вкладом в изучение современной шиитской мысли, рецензенты также отметили недостаточно критический подход в рассмотрении идей М.Мотаххари, неравнодушное отношение автора к личности самого М.Мотаххари, описательный характер работы и отсутствие глубинного анализа объекта исследования26.

В 2009 г. шведский ученый иранского происхождения С.Дж.Мири (Университет Гётеберга) в своей монографии «Социологическая значимость примордиальной школы социальной теории»27 предпринял попытку рассмотреть идеи М.Мотаххари и его современника и соратника по революционной деятельности М.Бехешти с точки зрения их значимости для развития социальной теории. Изучив понятийный аппарат и прояснив методологические основания трудов М.Мотаххари, он отнес их к «примордиальному» направлению социальной мысли, основанному на «сакральной парадигме», в корне противоположной западной социологии.

Менее заметный интерес к М.Мотаххари прослеживается в Германии (Т.Ройтер, Н.Пурнагшебанд)28 и Франции (Ф.Адельхах29), где этой проблематикой также занимаются в основном выходцы из Ирана. Исследователи, обращающиеся к изучению трудов М.Мотаххари, имеются в Индии и Пакистане (Л.Таким, М.Икбал, А.А.Инджинир), Индонезии (Дж.Рахмат, С.Отонг, М.Картанегара, Х.Багир, Ю.Латиф), Японии (С.Такамицу).

Первой работой о М.Мотаххари на персидском языке стала вышедшая в 1981 г. коллективная монография «Йаднаме-йе Шахид-е Мортаза Мотаххари» (под редакцией А.Соруша)30. В 1983 г. вышла книга А.Абольхасани «Шахид Мотаххари – разоблачитель заговора»31, основное содержание которой составляло изложение идей М.Мотаххари по поводу идеологии «исламского марксизма». В 1985 г. было выпущено двухтомное издание под редакцией М. Васеги Рада «Мотаххари: пречистый гений мысли»32, которая и по сей день является главным трудом о жизни М.Мотаххари.

В 1991 г. вышла первая персидская биография М.Мотаххари «Сейри дар зендегани-йе Остад-е Мотаххари»33, предисловие к которой было написано тогдашним президентом ИРИ А.Хашеми Рафсанджани. В этой работе рассмотрены основные вехи и события жизни М.Мотаххари, а также впервые опубликован ряд документов, касающихся истории Хосейнийе-йе эршад и разногласий М.Мотаххари с А.Шариати. Как ни странно, указанная работа так и осталась почти единственной биографией М.Мотаххари, доступной в Иране, и в последующем неоднократно переиздавалась.

В 1998 г. была опубликована первая работа, посвященная анализу идей М.Мотаххари «Сейри дар андишеха-йе эджтемаи-йе Шахид Аятолла Мотаххари»34 (Рассмотрение социальных идей М.Мотаххари) А.Баги Насрабади. Автор этой монографии сосредоточился в основном на историко-философских идеях и концепциях М.Мотаххари, оставив без внимания его «тоухидную идеологию» и политическую доктрину.

В 2002 г. в Куме была издана коллективная монография под редакцией Н.Лакзаи «Андише-йе сияси-йе аятолла Мотаххари»35 (Политическая мысль аятоллы Мотаххари). В этой монографии были рассмотрены идеи М.Мотаххари о сущности исламского общества (Х.Парсания), праве, справедливости и равенстве (Х.Тавассоли), исламском правлении (М.Х.Гарамалеки), свободе (М.Мирахмади) и Исламской революции (Н.Лакзаи). В том же году вышли сразу три монографии А.Таджедини «Введение в политическую мысль Остада Мотаххари», «Восстание Ашуры с точки зрения Шахида Остада Мотаххари» и «Образцовый учитель: обзор педагогических идей и методов преподавания М.Мотаххари».

В 2002 г. в Тебризе была издана описательная библиография М.Мотаххари (М.Багерзаде Арджоманди)36. В 2003 г. вышла монография С.Дж.Саджади «Сейри дар андишеха-йе Остад-е Мотаххари»37 (Обзор мыслей М.Мотаххари), в которой дана общая характеристика основных идей М.Мотаххари, его вклада в развитие исламской мысли. В том же году вышла монография А.Таджедини «Над мыслью. Повествование о профессорской работе М.Мотаххари в университете»38, в которой он подробно рассмотрел результаты и достижения работы М.Мотаххари в Институте богословских наук Тегеранского университета в 1955-1977 гг.

В 2010 г. вышла монография М.А.Закарияи «Пречистая культура: понятия, термины и определения религиозных гуманитарных наук с точки зрения М.Мотаххари»39, в которой проделан анализ понятийного аппарата М.Мотаххари.

В современном Иране целый ряд авторов занимается изучением идей М.Мотаххари в рамках философских, политологических, социологических, культурологических и теологических исследований. Большинство из них рассматривают те или иные фрагменты его наследия, связанные с интересующей их проблематикой. Теме политической свободы в понимании М.Мотаххари посвящены публикации Б.Ахаван-Каземи, М.Ростами и др.40 Иранские исследователи интересуются также подходами М.Мотаххари к пониманию таких ключевых концептов современности, как демократия (М.Амири41), социальная справедливость (А.Насри, М.Тогйани42), толерантность (А.Дежакам43), плюрализм (С.Х.Хосейни, М.Халили44), секуляризм (М.Х. Гадрдан Гарамалеки, М.Рашно45), модернизация (К.Язданпанах46). Отношение М.Мотаххари к проблеме прав женщины было проанализировано в публикациях М.Харири и Х.Шарафи47, экономические идеи М.Мотаххари - в исследованиях Г.Месбахи и С.Фараханифарда48.

Политические воззрения М.Мотаххари и его концепция исламского правления были рассмотрены в публикациях таких авторов, как С.Э.Джаванмард, Г.Бехруз, Й.А.Борджи, М.Джафарпише, М.Ранджбар, А.Хайдари, М.Р.Тамари, М.Х.Гарамалеки49. Интеллектуальные основания наследия М.Мотаххари были разобраны в публикациях Х.Фагфури Магреби, М.Шафиифара, А.Рашада, А.Фарамарз-Гарамалеки, Д.Махдавизадегана, С.А.Мири, Х.А.Вахиди, В.Аббаси, А.Мохлеси, З.Бархордари50 и др.

Одной из наиболее изученных проблем стало отношение М.Мотаххари к светской интеллигенции, в том числе к так называемым «исламским интеллектуалам» прошлого и современности (Х.Ганиабади, Р.Джафариян, Н.Кешаварзи51). Идеи реформы духовенства М.Мотаххари были изучены С.А.Разави52.

Философия истории и социально-философские идеи М.Мотаххари проанализированы в публикациях А.Мотаххари, Ш.Лакзаи, М.С.Мазинани53. Имеется немало сравнительно-философских исследований (А.Никзад54), в том числе попытки сопоставить те или иные идеи М.Мотаххари с идеями западных теоретиков (Х.Р.Аятоллахи55).

Роль мистицизма и традиционных шиитских мистерий в понимании М.Мотаххари была проанализирована в публикациях А.Изадпанаха, Х.Сузанчи, М.Дж.Пишефарда, С.А.Пурхашеми, М.Пурхосейна, М.Дж.Рудгяра, Р.Хагпанаха и др56.

В целом, наследие М.Мотаххари в иранской историографии можно считать всесторонне изученным, при этом имеется ряд трудов, написанных на высоком теоретико-методологическом уровне, в которых дается осмысление социально-философских и общественно-политических воззрений М.Мотаххари. Однако роль М.Мотаххари в качестве идеолога и культовой фигуры Исламской революции, закрепленная официальной пропагандой, задает определенную направленность большинству исследований, посвященных этому деятелю. Некоторые из иранских исследователей при анализе идей М.Мотаххари руководствуются идеологическими или политическими соображениями, интерпретируя эти идеи в русле того политико-идеологического течения, к которому они принадлежат.

Цель работы заключается в выявлении роли исламской традиции в формировании идеологии Исламской революции 1978-1979 годов в Иране и раскрытии религиозно-идеологических истоков этой революции, коренящихся в религиозном мировоззрении иранцев-шиитов на примере идеологического творчества и практической деятельности М.Мотаххари.

Реализация указанной в работе цели требует решения следующих задач:

- рассмотреть жизненный путь М.Мотаххари как религиозного мыслителя и общественно-политического деятеля во взаимосвязи с историческим развитием Ирана в 1930-1970-е гг., выделить периоды политической и интеллектуальной биографии М.Мотаххари на основе выявленных нами основных этапов формирования его личности и мировоззрения, становления в качестве мыслителя, идеолога и политического деятеля Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране.

- проанализировать идеологическую систему М.Мотаххари, рассмотреть его основные концепции, повлиявшие на становление идеологии Исламской революции 1978-1979 гг., изучить его опыт теоретического осмысления Исламской революции.



- рассмотреть судьбу интеллектуального наследия М.Мотаххари в послереволюционном Иране, а именно степень его идеологической значимости для руководства Исламской республики Иран в процессе легитимации политического режима и обосновании принимаемых им решений, роль этого наследия в качестве фактора политической борьбы в современном Иране.

Объектом исследования является история Ирана во второй половине XX – начале XXI в.

Предмет исследования – история общественно-политической мысли Ирана во второй половине XX – начале XXI в. на примере жизненного пути и основных положений доктрины иранского мыслителя и идеолога Мортазы Мотаххари, повлиявших на становление идеологии Исламской революции в Иране.

Хронологические рамки исследования охватывают длительный период времени от рождения М.Мотаххари в 1920 г. и до сегодняшних дней. В первой главе, посвященной характеристике жизни и личности М.Мотаххари, хронологические рамки каждого параграфа соответствуют тому или иному периоду жизни иранского идеолога в соответствии с периодизацией, предложенной автором диссертационного исследования. Во второй главе хронологические рамки охватывают период 1960-1970-х гг., в течение которого М.Мотаххари излагал свои идеи, и период 1980-2011 гг., на протяжении которого идеологическое наследие М.Мотаххари подвергалось различным реинтерпретациям со стороны представителей различных интеллектуальных течений и политических группировок послереволюционного Ирана.

Теоретические и методологические основы исследования: Данная работа базируется на принципах историзма, научности, целостности, научной объективности. Нами были использованы следующие методы исследования: историко-генетический (рассмотрен процесс формирования идеологической системы М.Мотаххари), историко-сравнительный (в диссертационном исследовании некоторые идеи М.Мотаххари рассмотрены в сопоставлении с идеями его исторических предшественников и современников), историко-типологический (дана типология общественно-политических направлений предреволюционного Ирана), историко-системный (идеи М.Мотаххари представлены в виде цельной идеологической системы, различные элементы которой находятся в функциональной взаимосвязи); а также ретроспективный (в параграфе 1.1. дается ретроспективный экскурс в историю семьи М.Мотаххари, городов Мешхеда и Кума, в которых происходило формирование его личности и мировоззрения), биографический (политическая биография М.Мотаххари), хронологический (хронология ключевых событий в политической и интеллектуальной биографии М.Мотаххари) методы, а также метод актуализации (мы рассматривали наследие М.Мотаххари с точки зрения его актуальности в сегодняшнем Иране) и метод терминологического анализа (анализ терминов и понятий, использовавшихся М.Мотаххари). При использовании того или иного общеисторического метода применялись и другие общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.).


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет