И самобытность



бет1/8
Дата11.06.2016
өлшемі1.83 Mb.
#128725
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ

И САМОБЫТНОСТЬ
В помощь кураторам студенческих групп
Сборник 3

Караганда 2014

УДК 168.522 (524)

ББК 71 (5 Каз)

К 90
Под редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева



Авторы-составители: Сулейменов Т.И., Сарекенов К.З., Козина В.В., Матвеенкова Л.Г., Ивлева Е.Н., Мубаракова А.К., Калыбекова К.С., Шабденова К.Ж., Кенжегалиев С.А., Смагулова Н.А., Байпелова Г.С., Хасен М.М., Абилкасов Г.М., Жетписбай Ш.А., Сагатова Г.К., Иманбаева С.Б., Тусупбекова Э.К., Аубакиров Н.М., Нуржанова К.К., Кулейменова Л.М., Оспангалиева М.Т.

К 90 Культура, традиции и самобытность. В помощь кураторам

студенческих групп. Сборник 3 / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. – Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2014. – 98 с.

Сборник содержит статьи, раскрывающие основные вехи культуры, традиций и самобытности.

Материалы сборника рекомендуются кураторам для подготовки кураторских часов и других мероприятий в рамках реализации Концепции патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма».

УДК 168.522 (524)

ББК 71 (5 Каз)

© Карагандинский государственный



технический университет, 2014
Введение
Интеграционным компонентом национального и государственного самосознания в современном обществе является историко-культурное наследие которое, сохраняя и восстанавливая историческую память народа, объективно обеспечивает ему место в общечеловеческой культуре. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева «Казахстан 2050: Новый политический курс состоявшегося государства», определяя направления реализации политики по патриотическому воспитанию, в качестве основных факторов Глава государства отметил культуру, языковую политику, роль национальной интеллигенции и роль религии. При этом он отметил, что Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы.

Традиции и культура – это генетический код нации. Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность. Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплен.

Безусловно, глобализация как естественный процесс развития человеческого общества имеет не только негативные, но и позитивные стороны. Однако безусловным является и то, что ее следствием в духовной сфере становится размывание индивидуальности не только отдельных личностей, но и целых народов, утрата ими своей уникальности и неповторимости, забвение сложившихся веками культурных традиций, в том числе поведенческих, моральных. Электронные средства массовой информации, с одной стороны, делают любую информацию более доступной, а с другой – утверждают новые массовые стереотипы, ведущие к глобальной стандартизации образа жизни, системы ценностей.

Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.

В данном сборнике представлены подготовленные преподавателями Карагандинского государственного технического университета материалы, характеризующие основные этапы историко-культурного развития Казахстана с древнейших времен до настоящего времени, а также основные направления культурной политики Республики Казахстан в современный период в контексте глобализации. Они окажут информационную помощь кураторам при подготовке и проведении кураторских часов по теме «Культура, традиции и самобытность».



Азильханов М.А.,

председатель Агентства Республики Казахстан

по делам религий


CОГЛАСИЕ – ОСНОВА НАШЕГО РАЗВИТИЯ
Республика Казахстан, которую отличает религиозное и культурное многообразие, складывавшееся в течение многовекового исторического периода, уже более 22 лет своей независимости демонстрирует всему миру пример уважительного и добрососедского сосуществования различных конфессий и этносов.

Мир, диалог культур и религий в Казахстане справедливо признаны мировым эталоном. Формула межконфессионального согласия казахстанского народа также признается всем прогрессивным человечеством, сама же модель стала образцом для примера и подражания многих зарубежных государств, предметом научного изучения для экспертов, ученых и политиков мирового масштаба.

Феномен казахстанского успеха заложен в особенностях истории нашей Родины и его народа, а развитие межконфессионального согласия напрямую связано с процессами многовекового взаимопроникновения различных типов цивилизаций на срединной части Великой Евразии.

В свою очередь традиционная толерантность, присущая государство-образующему этносу, его доброжелательное отношение и уважение к представителям других культур и конфессий обусловили строительство крепкого и надежного фундамента для созидательного развития и дальнейшего процветания молодого светского государства в новом тысячелетии.

За прошедшие годы была создана незыблемая основа сплоченности народа на основе взаимопонимания, толерантности и согласия. Во многом именно эти духовные скрепы стали основой формирования состоявшегося Казахстана.

Истинное представление о масштабности и глубине этих успехов подтверждаются словами Президента страны Нурсултана Назарбаева, озвученными на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Казахстанский путь стал образцовой моделью национального успеха. Это результат трудолюбия и сплоченности всех казахстанцев, это настоящий пассионарный взрыв нации, это великая способность только сильных народов». Данное определение особенно актуально на фоне процессов глобализации, появления различного рода радикальных концепций будущего мироустройства и расшатывания основ международного права.

На ХХ, юбилейной, сессии АНК в апреле 2013 года Лидер нации особо подчеркнул: «Мы стали таким народом и должны оставаться на высоте! Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее… Впереди у нас большие планы. Их реализация будет проходить в непростых условиях глобальных трансформаций. К этому надо быть готовыми уже сегодня и всеми силами обеспечивать единство народа».

Прошел год со дня принятия стратегического программного документа «Казахстан-2050», в котором поставлены четкие цели и задачи по продвижению нашей страны в число 30 конкурентоспособных стран мира.

За последнее время мы стали свидетелями возникновения в современном глобализирующемся мире множества разделительных линий: региональных и конфессиональных, социальных и культурных, языковых и этнических, которые преобразовались в источники новых конфликтов внутри государств, общества. В этих сложных условиях, когда народ Казахстана приступил к реализации Стратегии, мы, памятуя об утверждении известного исследователя евразийства Льва Гумилева, что «этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества», должны обратить многообразие конфессий казахстанского общества на его же пользу.

Лидер нации, формулируя будущее Казахстана, акцентировал внимание на необходимости поиска эффективной модели взаимодействия государства, общества и религии, особо отметив, что «обеспечивая гражданам свободу совести, государство, тем не менее, будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязывать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством». Поэтому перед госорганами и широкой казахстанской общественностью стоят серьезные и ответственные задачи по воплощению идеи дальнейшего созидания светского, толерантного общества на основе межэтнического и межконфессионального согласия.

Глубокие по содержанию и яркие по форме мысли Главы государства о том, что «…мы не должны забывать, что имеем традиции светского общества, что Казахстан – светское государство», делают понятной и объяснимой категорию «светскость» как самую глубокую константу многогранной общественно-социальной жизни всего казахстанского народа.

Как известно, эти же принципы, определяющие политические, культурные и духовно-нравственные приоритеты и ценностные ориентации в развитии казахстанского общества, заложены в статье 1 Конституции РК. Соответствующие разделы этого основополагающего документа содержат положения о свободе и праве человека жить в соответствии со своими религиозными представлениями.

Светский Казахстан характеризуется своими качественными признаками, вытекающими из норм действующего национального Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», такими как свобода совести, отделение религиозных объединений от государства, отсутствие государственной или общеобязательной религии, равенство религиозных объединений перед законом, взаимодействие между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость.

За годы независимости произошло возрождение духовных традиций и религиозных ценностей, построены новые и реконструированы старые культовые сооружения: мечети, церкви, молитвенные дома, синагоги. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

Созданы все предпосылки для того, чтобы религия в Казахстане выступала не в качестве конкурирующей идентичности, противопоставляющей себя этническим или политическим общностям, а как дополняющий элемент духовной культуры казахстанцев, придающий обществу неповторимое многообразие и в то же время уникальную самобытность.

Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции этносов Казахстана оказали решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций. Их важной отличительной чертой, как отмечают исследователи, выступает взаимное тяготение друг к другу.

Бесспорно, эти процессы стали закономерным и логическим следствием проводимой в государстве целенаправленной и взвешенной политики, выстроенной на таких фундаментальных скрепах-принципах, как светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям, уважение этнокультурных традиций, особенностей менталитета различных групп казахстанского населения, открытость в реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления.

Созданная сегодня в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Это, бесспорно, важнейший результат целенаправленной политики Главы государства.

Благодаря действенной политике государства, личной ответственности лидеров конфессий в республике нет места межэтническим конфликтам и религиозному противостоянию. Говоря об этом, важно иметь в виду, что религиозные объединения – это неотъемлемая часть социальной структуры светского Казахстана, один из важнейших институтов гражданского общества. Поэтому сегодня огромное значение имеют взаимопонимание, толерантность и сотрудничество, умение совместно преодолевать межконфессиональные барьеры и противостоять вызовам мультикультурного мира.

Вследствие этого государство поддерживает и поощряет верующих и религиозные объединения в их служении обществу и осуществлении социально полезной деятельности на благо людей. Поддерживается конструктивное сотрудничество при решении социальных проблем, в частности в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, профилактике преступности, формировании здорового образа жизни, укреплении семьи и создании благоприятного духовного и нравственного климата в обществе.

Государство помогает религиозным объединениям осуществлять реконструкцию, ремонт культовых зданий и сооружений, имеющих культурную и историческую ценность. В свою очередь религиозные объединения оказывают благотворительную помощь малоимущим, больным, инвалидам, пенсионерам и детским домам.

Более того, в условиях эскалации глобализационных процессов государство принимает серьезные меры по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. В этой работе важная миссия отведена и религиозным объединениям.

Президент Казахстана особо подчеркивает, что когда возникает вопрос соблюдения Конституции, законодательства, укрепления единства страны, то здесь не должно быть никаких делений. Поэтому государство продолжает развивать правовое пространство для функционирования всех конфессий республики и само строго придерживается законодательно оформленных норм взаимодействия с религиозными объединениями. Светский характер государства предполагает именно такую политику в религиозной сфере.

Работа уполномоченного государственного органа в сфере религии в предстоящие годы будет сосредоточена на дальнейшем утверждении в общественном сознании принципов светскости общества, достижении разумного баланса общественных и религиозных интересов. Нельзя допустить выключения отдельных групп населения от созидательных задач Стратегии «Казахстан-2050», необходимо нейтрализовать радикальную религиозную идеологию.

При реализации данных задач необходимо опираться на фундаментальные идеи, которые на протяжении более двух десятилетий выступают надежным каркасом нашего государства: единство, согласие и процветание – наши главные ценности; Казахстан – светское государство с толерантным обществом; патриотизм, национальные традиции и культура – духовный фундамент нации.

Духовно-религиозные ценности, обеспечивая толерантность в обществе и взаимоуважение между людьми различных конфессий, должны формировать основу для достижения целей развития Казахстана.


«Казахстанская правда», 2013, 28 декабря

Калыбекова К.С.,

к.ф.н., доцент,

зав. кафедрой казахского языка и культуры

Карагандинского государственного

технического университета

e-mail: kalam09@mail.ru


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О КУЛЬТУРЕ». ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» И «НАРОД В ПОТОКЕ ИСТОРИИ»
Закон РК «О культуре» реализует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры.

Казахстан – это успешная страна с динамично развивающейся экономикой и перспективами на будущее. Казахстан XXI века - это страна, созданная с «нуля» за два десятилетия талантливым, трудолюбивым, толерантным народом. Стратегия «Қазақстан - 2050», в которой Н.А. Назарбаев о будущем развитии сказал: «Мы приняли Стратегию «Казахстан-2050», чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего своей страны. Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные государства. Например, Китай, Малайзия, Турция и другие. Стратегическое планирование в XXI веке является правилом номер 1, ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. Стратегия «Казахстан-2050», как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду наши основные цели. Это означает, что мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь наших граждан. Стратегия - это программа конкретных практических дел, которая день за днем, из года в год будет делать лучше страну и жизнь казахстанцев» [1].

Не бывает государства без истории, без культуры, без обычаев. И сохранять историю и культуру – это обязанность каждого народа, передавать следующему поколению – обязанность каждого народа. Об этом говорится в Законе о Культуре РК от 27.05.10 г. № 280-IV [1], где перечисляются культурные ценности страны:

1) археологические памятники, археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

2) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

3) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и общества, историю национальной культуры, а также связанные с жизнью национальных деятелей науки, культуры, литературы и искусства, мыслителей, ученых, писателей, поэтов и артистов и крупными национальными событиями;

4) редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях;

5) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки отдельно или в коллекциях, выпущенные пятьдесят или более лет назад;

6) монеты, за исключением монет национальной валюты Республики Казахстан, независимо от сплава или металла их изготовления, а также монет иных государств, изготовленных не более ста лет тому назад, медали, печати и другие коллекционные материалы;

7) старинные и уникальные музыкальные инструменты;

8) архивы, архивные фонды и коллекции, включая

9) произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;

10) этнографические, антропологические, этнологические и палеонтологические материалы;

11) старинные предметы более чем столетней давности, имеющие особую историческую и культурную ценность;

12) объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также с жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;

13) художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшений от руки);

14) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

15) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

16) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест.

В четвертой статье первой главы Закона РК «О культуре» описываются основные задачи государства в области культуры. Основными задачами государства в области культуры являются:

1) реализация государственной политики в области культуры;

2) принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан;

3) создание условий для патриотического и эстетического воспитания граждан путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

4) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям;

5) установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения;

6) обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материально-технической базы государственных организаций культуры;

7) обеспечение поддержки талантливых личностей;

8) принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия;

9) препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения;

10) создание условий для международного сотрудничества в области культуры;

11) обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан.

Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Программа предусматривает создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Государственная программа «Культурное наследие» является основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом [2].

Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.

Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;

- археологические исследования;

- научные работы в области культурного наследия казахского народа;

- обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.

С 2004 года – момента начала реализации программы – завершены реставрационные работы 78 памятников истории и культуры, из которых 28 (35 %) - отреставрировано в период с 2008 по 2011 годы.

Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).

Впервые в истории независимого Казахстана была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников и утверждены Списки памятников истории и культуры республиканского (218 объектов) и местного значения (11 277 объектов).

В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.

Впервые после обретения независимости в Казахстане в рамках программы «Культурное наследие» начато создание полноценного фонда гуманитарного образования на казахском языке. Издано 537 наименований книг тиражом более полутора миллиона экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари.

Проведены глубокие исследования музыки средних веков, в частности таких жанров, как кюи, исторические песни. Выпущена Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын: қазақтың 1000 күйі, 1000 әні». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СD-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.

Успешно осуществлены зарубежные проекты-реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.

Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Это документальные фильмы из цикла «Культурное наследие» «Қорқыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.

В программе «Культурное наследие» реализуются мероприятия, направленные на развитие туристического кластера (паломнический туризм, историко-археологический туризм). Рекомендации археологов применяются при разработке туристских маршрутов.

Ежегодно проводится порядка 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.

О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания и т.д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.

Став беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, программа «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру.

Преследуя эту цель, Президент сраны предложил новую государственную программу «Народ в потоке истории». Целью этой программы является воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и ее исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов формирования полиэтничности населения Казахстана [4].



Основными задачами являются:

1. Расширение горизонтов национальной истории путем введения нового корпуса источников, углубленных исследований как теоретико-методологического, так и практического характера;

2. Формирование нового исторического мировоззрения нации путем пропаганды национальной истории, подготовки учебников и учебных пособий нового поколения.

Нурсултан Назарбаев выразил свои взгляды на историю нашего государства, «порой драматическую, порой милосердную, но всегда пронизанную стремлением к Независимости». Свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году. В 2003-м в Послании народу Казах­стана Президент объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра». За семь лет ее реализации – с 2004 по 2011 год – проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Но это – только начало большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости [3].

Нынешняя территория Казахстана соответствует ареалу расселения племен, формировавших казахский этнос. И очевидно, что эти племена не могли сформироваться одномоментно в XV веке. Формирование казахского этноса – процесс, занявший не одно тысячелетие, но, к сожалению, недостаточно изученный. Учеными до сих пор не рассмотрены с новых методологических позиций такие сложнейшие и масштабные темы, как образование и распад ранних государственных образований в древнетюркской степи «Дешт-и-Кипчак», ареал распространения тюрко-кипчакского населения, история топонимики Евразии и другие.

Далее есть необходимость системного исследования сакской культуры, особенно массагетов (занимавших территорию Приаралья), саков-тиграхаудов (в Семиречье) и аримпасов (в Восточном Казахстане и на Алтае). Здесь, конечно, также недостаточно одного лишь прочтения и толкования европейских авторов классической эпохи. Отдельного прочтения и толкования требуют исторические факты и культурные артефакты эпохи Кангюй и Хунну. Древнетюркское государство, Тюргешский и Карлукский каганаты также должны войти в орбиту первостепенного внимания, потому что именно к ним уходят корни базовой этнокультурной и цивилизационной идентичности – тюркской [5].

В VI веке на историческую арену выходит Тюркский каганат – Степная империя тюрок, оказавшая огромное влияние на этногенез многих народов, становление сложных и разнообразных культурных комплексов. Это важнейшая веха в истории этногенеза нации. Глава государства в своем труде «В потоке истории» отмечал: «Наши предки на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от Дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индии. Перемещаясь на огромные расстояния, кочевники не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии». Историкам предстоит ответить на несколько вопросов. Какова роль данных образований в формировании общего (протюркского) антропологического типа и протюркской языковой группы, проживающей на территории современного Казахстана и Центральной Азии? Какова система их взаимодействия (политические, экономические и культурные связи) с Китайской, Римской, Кушанской империями, Парфией? Какова дипломатическая и торгово-экономическая роль Великого шелкового пути, особенно его участка на нашей территории? Как он способствовал взаимопроникновению и взаимообогащению культур, культурно-цивилизационному взаимодействию Центральной Азии и других государств Евразии, особенно стран Востока? Пристального внимания требует история Казахской степи в системе империи Чингисхана и ее правопреемников, охватывающая XII–XIV столетия. История Алтын Орды, ордынских ханств – период, когда началось активное взаимодействие Казахской степи с находившимся в стадии формирования новым русским государством, также чрезвычайно важна.

Так сложилось, что в современной историографии под воздействием европоцентризма доминирует представление о борьбе между двумя противоположностями – кочевниками («варварами») и оседлыми народами («цивилизованными»). Но проходит время, и исследователи все чаще задаются вопросом о правдивости такой картины. История тюркско-славянского взаимодействия – это не только история войн, военных побед и поражений.

Безусловно, казахи – один из древнейших автохтонных народов Евразии. Вместе с тем, отметил Государственный секретарь, история Казахстана – это также история других этнических групп, которые позднее поселились на этой земле. И часто не по своей воле. Мы должны объективно изучать процессы формирования полиэтничности страны. История Казахстана – это наша общая история. Мы должны четко понимать, что история Казахстана в ХХ веке – это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней, – казах или русский, украинец или узбек.

Собирать информацию нашей стране у нас, а также в зарубежных странах – обязанность каждого гражданин нашей страны. И прекрасным завершением этой статьи могут стать слова нашего Президента Н.А. Назарбаева: «Нам необходимо общенациональное историческое сознание. Наше восприятие истории должно быть цельным, позитивным и объединять общество, а не разделять. Чтобы поднять на должную высоту национальный дух, надо четко осознать, какова наша реальная история, культура, религия. Национальная история казахов, их этногенез, должны рассматриваться как единый неразрывный процесс на протяжении тысячелетий. В этом контексте современный Казахстан закономерно представляется одним или представляет одного из ключевых исконных наследников великих степных цивилизаций».


Список литературы
1. Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» //Казахстанская правда, 2014, 18 января.

2. «Закон о Культуре» РК 27.05.12 г. № 280-IV. //http:www.zakon.kz.

3. Государственная программа «Культурное наследие». //Айқын, 2012, 30 марта.

4. Государственная программа «Народ в потоке истории». //Айқын, 2013, 30 марта.



5. Айталы. «Қазақстандық ұлт: идея және ақиқат». //Егемен Қазақстан, 2013, 7 апреля.

Шабденова К.Ж.,

к.п.н., ст. преподователь

кафедры казахского языка и культуры

Карагандинского государственного

технического университета

e-mail: shkuralai@inbox.ru


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА.

СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Культура бывает материальной и духовной.

К материальной культуре относятся: города, памятники архитектуры, предметы быта, одежда, народно-прикладное творчество, а к духовной – устное народное творчество, произведения литературы, музыка, поэзия, религия.

Самый древний период истории – каменный век – получил свое название по первым орудиям труда, которые сделал человек. Существует следующая система периодизации каменного века: палеолит, который в свою очередь делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний) палеолит; мезолит и неолит.

На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок, могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири).

Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры бронзы на три периода: ранняя бронза – XVIII- XVI вв. до н. э; средняя – XV-XII вв. до н. э; поздняя – XII - начало VIII вв. до н.э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский.

Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы. Для андроновской культуры Центрального Казахстана, характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап – нуринский – характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит.

Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы.

Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находятся в долине р. Атасу.

Поселения имеют своебразную планировку: жилища, их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны сохранение андроновских традиций, а с другой – появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды. Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине.

В могилах, погребенные ориентированы головой на запад, или на юго-запад. Это объясняется тем, что в представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад приравнивалась к ориентации на бога, обладающего связью с потусторонним миром.

Умерших андроновцы хоронили в скорченном виде. Есть несколько вариантов объяснения, один из них – боязнь покойника, поэтому связывание его веревками в позе сна; второй вариант – предположение, что это поза младенца в утробе матери-земли. Помимо этого, археологи иногда находят остатки парных захоронений мужчин и женщин.

Религия во многом определила и развитие искусства. Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информаций о духовной культуре человека, его мировоззрении. Территория Казахстана – одна из наиболее богатых по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев – дикий бык «тур» с гнутыми, вытянутыми вперёд рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами [1, с. 28].

Важнейшим источником по истории сакских племён, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей.

На территории Центрального Казахстана сложилась Тасмолинская культура, которая одноименно названа по обследованным урочищам Тасмолы учеными А.Х. Маргуланом, М.К. Кадырбаевым [2, с. 113]. В развитии Тасмолинской культуры выделяют три этапа. Первый охватывает VII-VI вв.до н.э, к нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе в V-III вв. до н.э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе в III-I вв. до н.э. сохраняются прежние устройства и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау, относящийся к современным археологическим памятникам. Человек, который был погребен в кургане Иссык, занимал в сакском обществе высокое положение, он был вождем – «царем». В данном захоронении человек лежал головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было около 17-18 лет. В могиле также имелись многочисленные предметы посуды и украшений: глиняный кувшин, серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой был сделан в виде головы цапли, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков, позолоченные чаши, стрелы, магические талисманы и т.д.

Высокого развития у сакских племен, достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой в частности, с литьём бронзы, железа.

Что касается более современных открытий, то в 2009 году недалеко от Темиртау Карагандинские археологи обнаружили курганы с неразграбленными погребениями – сакского воина и мальчика. Предположительно, уникальным находкам около двух с половиной тысяч лет [3, с. 1].

Также в Карагандинской области археологи обнаружили погребение сакской принцессы. В могильнике были обнаружены - золотая гривна, золотые серьги с бирюзой, бронзовое зеркало в кожаной сумочке, флакончики из-под краски. По словам заместителя директора института археологии имени А.Х. Маргулана Армана Бейсенова, уникальность погребения в том, что впервые археологи встретили глинобитный купол в могильниках сакской эпохи. Захоронение, найденное археологами, оказалось не разграбленным. Возраст кургана - 7-6 век до нашей эры [2, с. 2].

Сейчас археологам предстоит тщательно изучить все находки. По этим фактам ученые уже могут сделать вывод, что 3 тыс. лет назад на территории Центрального Казахстана мастера наладили целое производство ювелирных изделий. Подвески, найденные в могильнике Акбейит, идентичны с находками, найденными в других курганах сакской эпохи.

Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. На территории Семиречья раскопаны десятки современных курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Большинство курганов имеют диаметр 6-20 и высоту 0,5-1,5 метров, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В могильниках этих курганов археологи находят большое количество украшений из золота – бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.

Ранняя группа могильников относится к III-II вв. до н.э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III и Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочками» с севера на юг по 5-6 курганов в каждой. Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое, в предгорьях Киргизского Алатау.

В районах, где проживали кангюи во II в. до н.э. – IV в. н. э., археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам – каунчинской и отрарско-каратауской.

Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культуры является поселение Актобе, неподалеку от Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи.

Поселения кангюев обычно окружены курганными могильниками Шаушукумскими, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Захоронения совершались в катакомбах с дромосом, перпендикулярным и в длину оси. В могилах находились парные и единичные захоронения, по одному-два и более сосудов, бусы, железные пряжки, сурьматши (приборы для краски бровей).

Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско-каратауской культуры являлся Отрарский оазис. Кангюи умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы – заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел.

Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застёжки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы, бусы – из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.

Обнаружены интересные археологические материалы, относящиеся к кангюям. Недалеко от городища Культобе найдено погребальное сооружение Кылышжар, состоящее из трёх курганов восточной группы могильника. В первом кургане найдено коллективное погребение, там обнаружены кости трех человек: два погребения в виде массы костей, а один лежал в анатомическом порядке. К последнему в качестве погребального инвентаря относили два керамических сосуда, имеющих кухонное назначение, также бытовой железный нож с роговой ручкой, железные пряжки с бегающим язычком [1, с. 1].

Во втором кургане вскрыто захоронение мужчины и женщины. Был обнаружен и погребальный инвентарь: у мужчины в изголовье - керамический кувшин, у его правой бедренной кости - железный кинжал красного цвета, а в районе пояса - железная пряжка. Рядом с женским костяком - два керамических сосуда кухонного назначения.

Наконец, в третьем кургане обнаружено одиночное погребение воина с полным комплектом клинкового оружия и вещевым инвентарём.

Весь археологический материал свидетельствует о том, что это были древние насельники государства Кангюй, которое существовало в Южном Казахстане во II в. до н. э. – IV в. н. э.

Гунны – кочевой народ, сложившийся во II в. до н. э. – IV в. н. э. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Они имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику. Основными типами жилищ у хуннов была юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами.

Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества – мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш, Баян Сулу, Домбауыл, Теке. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг [3, с. 325].

Согласно археологическим источникам, искусство гуннов тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв. до нашей эры на смену «звериному стилю» приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.

Символами духа предков у хуннов были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

Главным божеством был Тенгри-хан. В качестве оберегов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У гуннов были идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Для гуннов было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему. Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации, о чем свидетельствуют многие современные археологические источники. Культура древнего Казахстана внесла огромный вклад в формирование обычаев, традиций и развитие искусства, оставив будущему поколению бессмертное культурное наследие и традиции, археологические памятники и сооружения.


Список литературы
1. Козыбаев М.К. История Казахстана, Алматы, 2012. – 415 с.

2. Маргулан А.Х. Сочинения. Т. 14, разд. 3. Алматы, 2013. - 400 с.

3. Каратаев М.К. Казахская советская энциклопедия. В 12 т. – Т. 1. – Алматы, 2012.

Кенжегалиев С. А.,

к.ф.н., ст. преподаватель

кафедры казахского языка и культуры

Карагандинского государственного

технического университета

e-mail:Sayan582@mail.ru




КАЗАХСКАЯ СТЕПЬ – ЧАСТЬ ВЕЛИКОГО ТЮРКСКОГО ЭЛЯ. ФИЛОСОФСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ –

КОЖА АХМЕТА ЯССАУИ, ЮСУФА БАЛАСАГУНИ,

МАХМУДА КАШГАРИ
Кожа Ахмет Яссауи - основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Кожа Ахмет». Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама. Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба. Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным - 73 года, по другим - 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж. Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году) [1, c. 20-29].

Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка – «Дивани хикмет» («Книга мудрости») – написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много, многие из них сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого труда могут прочесть «Хикмет» Ахмета. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи – первый талантливый тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте. Суфизм как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат - свод законов ислама, обычаев и традиций. Тарихат – суфийское учение. Хакихат –

приближение к богу. Магрипат - познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь хакихата, нельзя приблизиться к богу.

Яссауи призывает к набожности, терпеливости, покорности, он убеждает всех в истинности слов (хадиса) пророка: «Основа веры – совесть». В загробном мире это «золотой мост», ведущий души в рай. Таким образом, он призывал людей стать честными, добрыми, милосердными. Проповедники суфизма и ученики Ахмета Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Кожа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он многое сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря Ахмету Яссауи, суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.



Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии. По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник в честь Святейшего султана. В народе есть такая легенда: «Когда начали строить мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, стены унесло сильным ветром. После этого Темиру во сне явился дух старца Кызыра, возвестивший, что сначала нужно поставить мавзолей наставнику Ахмета - Арыстанбабу. Темир беспрекословно выполнил волю старика и только после этого приступил к своему замыслу». Все, приезжающие на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной. Длина грандиозного сооружения - 65,5 м, ширина - 45,5 м, высота портала ворот 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет