Конспект лекций курса искусство западной европы в средние века для специальности 02. 09. 00 Искусствоведение



бет1/12
Дата13.06.2016
өлшемі0.63 Mb.
#132754
түріКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ КУРСА

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
для специальности 02.09.00 Искусствоведение

Москва, 2000


Составитель: кандидат искусствоведения К. Л. ЛУКИЧЕВА
Утвержден на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств

Протокол № 3 от 10.09.2000 г.

Российский государственный

гуманитарный университет, 2000


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конспект лекций курса по истории западноевропейского средневекового искусства предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 02.09.00 – Искусствоведение. Эта общепрофессиональная учебная дисциплина является частью всеобщей истории искусства, хронологически следует за историей античного искусства и предшествует историю искусства Ренессанса. Необходимость создания конспекта вызвана тем, что на русском языке пока нет систематического научного изложения истории искусства этого периода. Отдельные стадиальные эпохи и стили освещены крайне неравномерно – от почти полного отсутствия научных трудов по искусству варваров и чрезвычайно фрагментарного анализа романского искусства до более или менее благополучной ситуации в области изучения готического стиля. Многие виды средневекового искусства не стали предметов специального внимания исследователей, пишущих на русском языке на протяжении последних десятилетий. В этом плане особо неблагополучной является ситуация с историей эволюции западноевропейской иллюминаций, которой посвящены научные разработки только последнего, готического периода ее развития. Все это делает очень проблематичным освоение студентами как фактологического уровня материала, так и его глубокое концептуальное понимание.


Предмет курса - история архитектуры и изобразительного искусства западноевропейского региона в Средние века. Типологическая характеристика художественной культуры этого времени как средневекового феномена и как вида религиозного искусства, особенности которого в значительной степени априорно определены специфическими чертами христианской религии и средневековой христианской картины мира. Выявление места, роли и значения искусства европейского Средневековья в контексте развития европейской цивилизации. Анализ причин и условий влияния античного искусства, как на этапе генезиса новой культурной парадигмы, так и в процессе ее эволюции (объяснение «феномена возрождений» в средневековом периоде), а также корней и мотивов их все большего расхождения и углубления формальных и содержательных отличий. Возникновение и развитие крупных исторических стилей средневекового искусства (романский и готический) как выражение нового этапа стадиального развития европейской цивилизации и культуры.

Курс неразрывно связан с учебными дисциплинами, излагающими социально-политическую историю, историю философии, религии и культуры Западной Европы в Средние века.


Цель курса заключается в подробном знакомстве студентов с этапами развития средневековой архитектуры и изобразительного искусства, с имманентными закономерностями и внешними причинами и факторами, их обуславливающими, с детальной историей эволюции стилей, направлений, национальных школ, с особенностями и закономерностями регионального развития архитектуры и искусства, с технико-технологическими аспектами этой эволюции, с конкретными произведениями архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, их стилистической характеристикой, иконографическими особенностями.
Данный учебный курс решает несколько задач. Многие из них логически вытекают из характера самой средневековой художественной культуры, из специфического статуса искусства и способов его функционирования в это время. Поскольку художественная деятельность в Средние века не обладает самостоятельностью и автономностью, типичными для Нового времени, курс должен формировать у студентов представление о незримых нитях, связывающих произведения искусства и факты художественной жизни с историческими и политическими событиями; со всей культурой эпохи в ее духовном, религиозном и материальном измерениях, о коррелятивных связях между развитием теологических представлений и литургией, с одной стороны, и архитектурой и иконографией изобразительного искусства, с другой. Еще одна задача курса – раскрытие типологического многообразия средневековой культуры и искусства в цивилизационном масштабе, на основе глубокого понимания отличий художественной культуры Запада по сравнению с Византией, сопоставления православных и католических стилистических и иконографических норм.

Не менее важная задача курса - раскрытие принципиальных отличий в эстетике средневекового и античного искусства, а также романского и готического стилей внутри самого средневекового искусства, сравнительная характеристика одного из главнейших - религиозного - аспектов в искусстве античности и Средних веков, специфики канона и иконографии, их роли в искусстве эпохи. Другая ключевая задача: раскрыть методологические проблемы изучения средневекового искусства и пути преодоления методологического несовершенства так называемых «чисто искусствоведческих» подходов, показать современные достижения гуманитарных наук в этом направлении, преимущества междисциплинарных комплексных методов анализа, научить студентов искать и находить адекватные исследовательские методы и применять их. При этом ни в коей мере не снимается актуальность понимания и восприятия духовных процессов, культурных феноменов и конкретных произведений именно как искусство.



В итоге изучения данной учебной дисциплины у студентов должно возникнуть целостное представление о сущностных особенностях средневекового западноевропейского искусства по сравнению с искусством античности в прошлом и искусством Ренессанса в будущем, с параллельно развивающейся художественной культурой Византии. Студенты должны аргументированно судить об эффективных и адекватных методах его исследования, о современном состоянии медиевистики, особенно с точки зрения междисциплинарных подходов и взаимодействия гуманитарных наук.
Студенты должны знать и понимать закономерности развития искусства, памятники архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и их стадиальные и стилевые характеристики, взаимовлияния между историей теологии и церкви, развитием христианского культа и литургией, с одной стороны, и эволюцией архитектуры, изобразительного искусства и его иконографии - с другой, феномены романского и готического стилей, их духовную и эстетическую природу.
Прослушав и усвоив курс западноевропейского искусства Средних веков, студенты должны владеть методологией анализа материала, должны уметь узнавать и терминологически точно характеризовать произведения искусства и архитектуры, ориентироваться в пространственной системе и конструктивных особенностях архитектуры, прежде всего культовой, правильно “читать” иконографию памятника, освоить первоначальные навыки атрибуции произведений искусства, определяя его стилистические особенности, принадлежность к той или иной национальной школе, выявлять качества материальной структуры произведения искусства. У будущих историков искусства должны сформироваться прочные и глубокие знания конкретных памятников средневекового искусства и архитектуры таких стран как Франция, Италия, Германия, Англия, Испания в необходимой полноте их визуальных характеристик.
Данный учебный курс во многом построен с опорой на общепринятых нормах изложения материала по историко-хронологическому принципу, этапам стилевого развития и сменам художественных эпох. Активно применяется страноведческий подход, который, начиная с романского периода, становится преобладающим. Хотя он далеко не бесспорен и достаточно обоснованно может быть заменен принципом структуризации материала по видам искусства, с учетом особенностей эволюции каждого из них, но представляется, что такая организация огромного теоретического объема и практических знаний и сведений более предпочтительна в чисто учебных целях и задачах научения. Кроме того этот метод соответствует преобладающему принципу построения истории искусства Ренессанса и Нового времени также по странам Западной Европы. Эти методы и подходы дополняются и расширяются стилистическим и иконографическим анализом произведений искусства.
Сложность концептуального содержания и чисто «технического» построения курса заключается в причине, которая носит здесь отнюдь не тривиальный характер – он охватывает огромный период, начиная с первых веков христианства, и заканчивая поздней готикой. Несмотря на принципиально объединяющие аспекты – а) христианская религия, б) искусство западного христианства, по сути, католицизма, - тем не менее, очевидно, что в поле зрения преподавателя и студентов входит огромное типологическое разнообразие феноменов искусства, весьма разнородные проблемы духовного и религиозного плана, сложнейшие вопросы регионального развития, широчайший комплекс взаимовлияний. И на фоне всего этого – раскрытие путей достижения стилевого единства, формирования художественного облика западноевропейской средневековой цивилизации. Немало проблем при систематизации материала, и характеристике основных концепций, возникает из-за существующих разногласий между научными школами и отдельными учеными, ведущими дебаты по некоторым принципиальным проблемам понимания и интерпретации этого периода.
Важно еще раз подчеркнуть, что необходимым условием успешного овладения материала, основанного на глубинном его понимании, является хорошее знание студентами социально-политической и религиозной истории средневекового периода, так как обусловленность феноменов искусства этими факторами исключительно велика. Сильнейшие коррелятивные связи между тенденциями духовной эволюции и развитием искусства требуют от студентов также знания в определенной степени богословских текстов эпохи, ее философии, развития научных представлений.
Конспект лекций курса построен как обобщение современных представлений искусствознания на этот предмет. Автор опирается на существующие основополагающие и достаточно общепринятые труды, стремясь излагать, там, где это необходимо, разные точки зрения и научные концепции. При этом в изложении материала авторская точка зрения прослеживается в интерпретации важнейших проблем.
Комплекс проблем, входящих в данный курс, определяет его структуру, основные разделы, тематический план лекций и семинаров. Курс по Искусству Западной Европы в Средние века для специальности Искусствоведение состоит из 44 часов лекций и 20 часов семинаров.


ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА
I. ВВОДНЫЙ:

1. Историография изучения средневекового искусства. Историческая эволюция восприятия и отношения к искусству Средних веков в культурах Ренессанса и Нового времени - предпосылки, мотивы, содержание. Статус «нормы», «образца для подражания», приданный античной культуре эпохой Возрождения (Боккаччо, Гиберти, Рафаэль, Вазари), и обусловленные им оценки средневековой эпохи как «темные века». Восприятие разрыва с классической античной традицией как культурный «крах». Развитие и углубление этих идей в классицизме и в эпоху Просвещения. Сочинения И. Винкельмана о бесспорном и абсолютном превосходстве античного искусства и оценка Ж.-Ж. Руссо готической архитектуры как лишенной каких-бы то ни было «прекрасных качеств». Уничтожение многих средневековых памятников архитектуры и скульптуры во времена Великой Французской революции, особенно в Лангедоке и Провансе. Разрушение самого грандиозного памятника средневекового зодчества – храма в аббатстве Клюни.

Эпоха романтизма как поворотный момент в рефлексии европейской культуры над собственным прошлым. Пробуждение интереса к готической архитектуре в английском сентиментализме и немецком движении «Бури и натиска» накануне XIX века. Специфические черты романтического мировосприятия, послужившие основой для пересмотра отношения к Средним векам: историзм и диалектика мышления, пересмотр отношения к античности и к нормативной эстетике, выработанной новоевропейской культурой на ее основе, расширение исторического и географического горизонта европейской культуры и науки, признание равноценности и равнозначности культур и их эстетических принципов, интерес к собственному национальному прошлому (которое для Англии, Франции, Германии ассоциировалось в это время прежде всего со Средними веками) и приоритет в развитии национальной культуры. «Романтический» аспект восприятия искусства и архитектуры Средних веков. Завершение ряда крупных готических соборов, остававшихся неоконченными с XV столетия: собор в Кельне, в Милане и др. Псевдоготика и неоготика в искусстве Англии, Франции, Германии.

Начало научного изучения средневековой художественной культуры, появление термина «романика» (приписывается ученому и антиквару Шарлю де Жервилю, 1818 г.), уточнение смысла термина «готика». Достижения археологии и филологии в области медиевистики, их влияние на историю искусства. Труды Арсиса де Комона и основание Французского археологического общества (1834 г.). Первые периодизации средневековой архитектуры (дороманская, романская, готическая). Деятельность археолога Александра Ленуара и создание в Париже Музея французских памятников (30-е г.). Деятельность Александра дю Межа в Тулузе по собирательству и спасению романской скульптуры Лангедока, пострадавшей в революционную эпоху и создание средневековой коллекции Музея августинцев в Тулузе (30-е – 60-е годы).

Дальнейшее развитие медиевистики и изучение средневекового искусства в середине и конце XIX века. Формирование национальных научных школ, их методов и традиций - французской, немецкой, итальянской, русской и др. Создание во Франции Комитета по историческим памятникам (1877 г.) и деятельность Проспера Мериме на посту его руководителя. Реставрация и сохранение средневекового художественного наследия, деятельность Виолле ле Дюка, ее оценка. Виолле ле Дюк как историк средневековой архитектуры – публикация «Толкового словаря французской архитектуры XI-XVI веков» в 10-ти томах (1854-1868). Развитие иконографии как научной дисциплины. Русская и французская школы иконографии, труды Э. Маля и Н.П. Кондакова. Проблема сосуществования научной и богословской точек зрения на средневековое искусство.

Медиевистика и изучение средневекового искусства в XX веке. Расширение источниковедческой, методологической и археологической базы его исследования. Вклад иконологии, венской школы искусствознания, семиотики, феноменологии, школы «Анналов», современных методов интерпретации текстов вербального и невербального характера.

Формулировка новых научных проблем и задач, внедрение новых методов и подходов их решения. «Старые» и новые дискуссионные вопросы в науке: о происхождении готики, о характере готической архитектурной системы, о школах средневековой архитектуры, о региональной и национальной специфике средневекового искусства, о роли отдельных видов искусства в генезисе, распространении и развитии стилей, о природе синтеза искусств в средневековых памятниках, о роли иконографии и ее типологии, об эстетических аспектах создания и исторического восприятия средневековых произведений искусства, о взаимовлияниях Запада и Востока, о специфических чертах искусства западного христианства в сравнении с православным и др. Дискуссия о генезисе и центрах развития романской скульптуры, о направлениях ее распространения. Проблема поздней готики, работы Луи Гурлита и Августа Шмарзова.

Выдающиеся исследователи средневекового искусства, основополагающие научные труды – Виолле ле Дюк, Огюст Шуази, Эмиль Маль, Макс Дворжак, Эрвин Панофский, Поль Дешан, Марсель Обер, Жорж Гайар, Артур Кингсли Портер, Вильгельм Феге, Анри Фосийон, Кэннет Джон Конант, Пауль Франкль, Луи Гродецки, Пуиг-и-Кадафальк, Хосе Пихоан, Марсель Дюрлиа, Отто Демус, Андре Грабарь и др.

Вклад российских исследователей в изучение средневекового искусства Запада. Труды Н. П. Кондакова, О. Добиаш-Рождественской, М. А. Либмана, Ц. Г. Нессельштраус, К.М. Муратовой, Е.П. Юваловой, И.П. Мокрецовой.



2. Сравнительная характеристика природы и функций античного и средневекового искусства. Место и функции искусства в античной и средневековой социокультурной системе. Роль религиозного аспекта в античном и средневековом искусстве. Природа эстетического идеала в античности и Средние века. Характер художественного и религиозного канона, роль иконографии в формировании художественной системы. Мимезис в античном искусстве и подражание первообразу в средневековом. Характеристика профессиональных аспектов художественной деятельности, ее место в социальной жизни. Статус художника и архитектора, система передачи знаний, навыков и умений от мастера к ученику.

3. Периодизация. Особенности периодизации средневековой художественной культуры, принятой в истории искусства, по сравнению с общеисторической периодизацией эпохи: стиль как критерий, определяющий, начиная с XI века, уровень стадиального развития того или иного региона. Связь этого критерия с последующей эволюцией ренессансной и новоевропейской культуры в рамках «больших» стилей.

Раннехристианское искусство. Генезис и проблема его типологического определения. Точки зрения в современной медиевистике на “конец” античной культуры и античного искусства. Хронологические границы и распространение палеохристианского искусства. Формирование региональной специфики в его рамках. Проблема «италийский запад – эллинистический восток» как один из важнейших аспектов генезиса и развития раннехристианского искусства.

Искусство раннего Средневековья. Хронологические рамки, основные этапы развития искусства раннего Средневековья в различных регионах Западной Европы. Архитектура и искусство варварских королевств. Проблема “возрождений” в раннесредневековом искусстве, их территориальная и временная локализация.

Искусство романского стиля. Хронологические и территориальные границы романского стиля. Духовная и эстетическая природа романских стилевых форм. Преемственность между оттоновской и романской архитектурой. Первый и второй романские стили. Проблема синхронного и асинхронного развития романских стилевых форм в различных региональных школах. Искусство Италии в романскую эпоху.

Искусство готического стиля. Генезис и территориальное распространение готического стиля. Особенности региональной эволюции готического стиля по сравнению с романским. Духовная и эстетическая природа готических стилевых форм. Проблема поздней готики. Искусство Италии в готическую эпоху, предпосылки и начало развития культуры и искусства Ренессанса.

II. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

1. От античности к Средним векам. Влияние богословской мысли на развитие искусства. Эстетический аспект в философских и теологических взглядах эпохи. Вклад философии поздней античности в развитие христианских воззрений на искусство. Формирование нового духовного, эстетического и художественного идеала в недрах постклассической эстетики, неоплатонизма (идеи Плотина, Ямвлиха), александрийского эллинизма (Филон Александрийский). Духовные и эстетические воззрения гностиков.

Ранняя патристика и искусство. Эстетика ранней патристики. Статус и концепция сакрального образа на этой стадии развития теологии и христианской культуры и его эволюция. Выступления против эстетического и художественного наследия язычества и антропоморфных форм в зарождающемся христианском искусстве, причины и мотивы теологических споров об искусстве.

Греческая патристика: Апологеты II века - Юстин, Тациан. Апологеты из катехизисной школы Александрии - Климент Александрийский (род. ок.150 – ок. 213), Ориген (ок. 185- ок. 254).

Латинская патристика до св. Августина: Последовательная борьба Тертуллиана (ок. 160-после 220) с античным искусством, и, прежде всего изобразительным, как с причиной и формой идолопоклонства.

Эстетика св. Августина (354-430): Влияние взглядов св. Августина на латинскую теологию, на представления западной церкви о функциях религиозного искусства и природе сакрального образа, на развитие и обогащение иконографии. Философско-теологическое обоснование присутствия антропоморфных форм в храме через идею сравнения человека с храмом божьим, а также идею аналогии между единством и согласием всех частей вселенной и единством и гармонией человеческого тела.

Достижение необходимого для развития искусства компромисса между классическим философско-эстетическим наследием и богословской мыслью. Концепция «Изображения есть письменность для неграмотных» (папа Григорий Великий, VI век) и ее значение для формирования типичного для западного христианства понимания функций и роли изобразительного искусства в храме, актуального для всего средневекового периода. Акцент на познавательный, образовательный, педагогический аспект.



2. Генезис раннехристианского искусства:

2.1. Палеохристианское искусство до 313 года. Основные виды, формы и функции христианского искусства на первом этапе его развития, до принятия Миланского эдикта. Особенности выбора тем и сюжетов, интерпретации основных догматов, стилистики произведений в раннехристианскую эпоху. Характер и проблемы его взаимодействия с официальным искусством поздней римской империи в различных ее регионах. Влияние низкого социального статуса христианской церкви (отсутствие официального признания, гонения и уничтожение христиан) на развитие и функционирование искусства.

Памятники изобразительного искусства и архитектуры:



Фрески баптистерия в Дура Европос. (ок. 230 г., Месопотамия, Ирак) - место и значение в развитии позднеантичного и раннехристианского искусства. Система росписи, сюжеты и иконография сцен, стилистические особенности живописи. Функциональные и стилистические отличия фресок баптистерия по сравнению с катакомбной живописью: преобладание новозаветных сюжетов, более описательная их передача, отсутствие интереса к декоративным аспектам, отсутствие влияния античной традиции, опора на более условных и упрощенных принципах изображения, характерных для искусства Востока. Основной смысл иконографической программы – путь к спасению. Древнейший пример развернутого сотериологического цикла в христианском искусстве: сцены Исцеление паралитика, Хождение по водам, Жены-мироносицы у гроба Господня, Битва Давида с Голиафом и др. Сцены Грехопадения и Добрый пастырь.

Цикл фресок синагоги в Дура Европос (243-ок. 250) и древнееврейская традиция иконографической трактовки сцен Ветхого Завета. Вопрос о сюжетном и семантическом отличии между фресками синагоги и христианского баптистерия: выбор сцен из Ветхого Завета с точки зрения воплощения мессианской идеи, возможная ориентация на раннюю иллюстрированную рукопись Септуагинты (К. Вайтцманн), влияние стилистических особенностей сирийско-месопотамского искусства. Возможное влияние иудейских иллюстративных и монументальных ветхозаветных циклов на формирование принципов выбора и иконографического решения ветхозаветных сцен в христианском искусстве.



Катакомбная живопись – важнейшая ветвь развития христианского искусства до 313 года.

 время появления и географическое распространение катакомб: ок. 200 года, в Риме, Неаполе, Александрии, Сиракузах.

 сосуществование в римских катакомбах языческих и христианских захоронений.

 генетические связи катакомбной живописи с античным искусством. Сравнительная характеристика функций и стилистических особенностей живописи катакомб и римской монументальной живописи поздней империи: система расположения росписей на стенах и потолках, разбивка живописного пространства на небольшие композиции, заключенные в рамках, масштаб фигур и т.д.

 духовное и символическое содержание катакомбных росписей и его влияние на эволюцию художественных форм.

 начало развития христианской иконографии в произведениях катакомбной живописи. Смысловая зависимость ее иконографической программы от похоронного культа и культа умерших. Принадлежность семантики иконографических мотивов к выражению идеи двух таинств: Крещения и Причастия. Иконографическое выражение смысла христианской идеи Спасения – сюжеты Ветхого и Нового заветов о божественном вмешательстве. Вопрос о влиянии иудаизма на смысл и образное выражение идеи спасения, на изображение ветхозаветных сцен с этой темой и проблема сложения сотериологического цикла в раннехристианском искусстве. Отсутствие этого влияния в символах Крещения и Причастия. Проблема формирования иконографии новозаветных сцен в катакомбных памятниках.

 знаково-аллегорический и символический характер образов катакомбной живописи. Проблема их восприятия и интерпретации по сравнению с параллельно существующей позднеантичной живописью и средневековым искусством впоследствии: отказ от иллюстративного принципа, эзотерическая природа знака. Акцент на выражение абстрактных идей, абстрактное содержание и его значение для будущей эволюции иконографии.

 От начала III к концу IV века – значительное расширение тематики, разнообразие сюжетов, особенно ветхозаветных. Основная тенденция: от знака-символа к иллюстративной сцене. Нарастание нарративности изображения.



 Истоки, формирование и значение первоначальной системы христианских символов-знаков в живописных композициях катакомб: крест, якорь, рыба, виноградная лоза, агнец, стадо овец, Добрый Пастырь, голубь и др. Монограммы Иисуса Христа.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет