Литература смысл понятия, виды «ангажированности»



бет1/5
Дата09.07.2016
өлшемі278.5 Kb.
#187909
түріЛитература
  1   2   3   4   5
1. Ангажированная литература. смысл понятия, виды «ангажированности». Литература Сопротивления (цели, жанры, тематика) и экзистенциалистская идея в художественной литературе: истоки, философское содержание, основные категории.

2-я половина 20 века. Рубеж обозначен четко. Конец 2МВ – 1945 – новая эпоха. 1-е изменение: в социально-политическом плане – мир разделился на социализм и капитализм. Социализм (восточная европа и Китай). После окончания войны в 1949 после того, как Черчилль произнес речь о том, что война не окончена, наступила время холодной войны. Начались кризисные явления. 1953 – восстание в Восточном Берлине, но оно было подавлено. 1956 – в СССР 20 съезд КПСС. Хрущев – разоблачение культа Сталина. В капиталистическом обществе возникает общество массового потребления. План Маршала – помощь кап странам. На 1 план выходит вещизм (комфортность). 1968 – волнения в кап и соц странах. В Чехословакии говорят о демократизации социализма, но туда были тотчас же введены войска. + студенческие волнения. Популярны идеи МАО дзе Дуна. Потом к ним присоединились и рабочие, вследствие чего во Франции, к примеру, Шарль де Голль был вынужден уйти в отставку. 80-90-е гг в СССР перестройка. Рушится Берлинская стена и постепенно рушатся 2 ведущие системы. Основные понятия: ангажир литра, литра сопрпотивления, модернизм, реализм, эра подозрения, постмодернизм, «новый» роман, постколон литра и т.д..

Периодизация:

1 период: послевоенный. 1945-сер.50-х гг. Традиции ангажированности.

2 период: нач.50-х гг. – конец 60-х. Отход от ангажир литры, кризис поствоенных идей.

3 период: эпоха постмодерна.

Ангажированный, т.е. вовлеченный во что-то. Литра – вовлечена в историю, зависящую от идеологии и проповедующая ее. С середины 30-х гг она возникает и выступает как оружие. Сначала – в Испании. Сам термин распространился с руки франц. Философа Жан Поля Сарто.

Ангаж-ть:

- социальная

- моральная

- религиозная

- партийная

- политическая

- обще-патриотическая

Ангаж-ть была подвержена антифашистским идеям. Ее стали называть литературой сопротивления. К ней может быть присоединена литература Народного фронта, которая сложилась как реакция на приход в 1933 году к власти Гитлера и на сопровождавшие этот приход массовые репрессии в Германии, на фашистские путчи во Франции , в Испании , фашистскую диктатуру в Греции .Народный фронт - не только этап истории; это еще и система идей и философская концепция, мобилизовавшая поэтов, художников, вообще эстетику, вызвавшая новые формы искусства, ритмы и лексику для активной защиты личности и свободы. Рост патриотических настроений способствует широкому распространению массовой революционной песни, маршей, "малых" форм литературы. В тридцатые годы в разных странах широко издаются книги советских писателей - Фадеева, Горького, Маяковского, Гладкова. В большем объеме – во Франции. Там возникает вооруженное сопротивление. Много писателей пытались противостоять фашизму – возникает подпольная литра сопротивления. Жанры: очерк, новелла, повесть, лирика. Сюда относились и бывшие сюрреалисты.

Лозунг А. л. зародился сразу после 2-й мировой войны в кругах франц. левой интеллигенции. Манифестом А. л. стали ст-я(в журнале Новое время) Ж. П. Сартра и его же эссе «Что такое литература» , в к-ром задачей А. л. провозглашается совмещение «формальной свободы слова» и «материальной свободы действия. Теория и практика А. л. первоначально тесно связаны с философией франц. экзистенциализма, но неоднозначно: если Сартр подчеркивал свободу писателя в выборе гражд. позиции, то Камю акцентировал принудит. характер той роли, к-рую действительность навязывает художнику. Экзистенциализм как философия сложился в конце XIX - начале XX века в трудах Хайдоггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Предшественник экзистенцианализма - Киркегор-датский философ, он ввел понятие экзист-ма. Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф и литературу (У. Голдинг, М. Фриш др).Усиление интереса к экзистенциализму в кругах западной интеллигенции именно в годы фашистской экспансии имеет убедительное объяснение - разочарование в возможностях и человеческой личности, и культуры, не сумевших противостоять фашистскому мракобесию. Истоки экз-ма- это проблема существования ( осн вопросы: Что такое существование? В чем смысл чел существования?). Источники экз-ма- Библия, антич лит-ра.

Франц экз-м стал чрезвычайно популярен за счет появления опр. лит-ры.- Сартр, Камю, Симона де Бовуар.

Причины экзма: - кризис гуманизма,- кризис познания,- кризис истории. Суть фил-ии: существование, сущность, бытие в себе, бытие для себя. Формула существования предшествует сущности- абсурд, ничто, нечто. Краеугольные понятия - свобода выбора и пограничная ситуация. Понятие абсурда - сущ-е абсурдно в том плане, что для нас как опред личностей смысл бытия закрыт. Абсурдность бытия – это самое начало бытия. Человек вынужден существовать в этом мире, мире абсурда. Как же выйти из этого состояния абсурда, это неподлинное существование. Задача экз-ма-найти выход из этой ситуации абсурда. Человек, с точки зрения экз-ов, должен стремиться к подлинному существованию. Человек должен оказаться в пограничной ситуации, чтобы понять свое существование(наделить его смыслом).

В отличие от марксизма, исходная позиция экзистенциализма - не общество, а индивидуальное сознание; именно оно исследуется на уровне "жизни в себе" с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов.Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и. жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализм привлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.
2. Антивоенная тема в литературе Франции. Анализ повести Веркора «Молчание моря».

Литература антифашистского Сопротивления - это многочисленные произведения, прежде всего поэзия и публицистика как самые мобильные и быстрореагирующие на события, созданные в оккупированных гитлеровской Германией и фашистской Италией странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945). Наиболее классическая форма лит-ры сопротивления обнаруживает себя во Франции. Сопротивление во Франции, к которому примкнули Поль Элюар и Робер Деснос, объединило сюрреалиста Филлипа Супо и дадаиста Тристана Тзару, и экзистенциалиста А. Камю. Это лит-ра запрещенная, она должна лаконична, действенна, понятна. Осн жанры: очерк, лирика, поэзия малых форм, рассказ, новелла, небольшая повесть.



Веркор (наст. имя Жан Марсель Брюллер ) -26.02.1902 -10.06.1991 — французский писатель, художник-иллюстратор. С началом Второй мировой войны, в 1939 году, Брюллера призвали в резервный батальон, демобилизован он был после перемирия в 1940 году. В период оккупации Франции, летом 1941 года, Брюллер написал посвященную погибшему поэту Сен-Поль-Ру повесть «Молчание моря». «Молчание моря» было первой книгой, выпущенной подпольно, тиражом 350 экземпляров, в издательстве «Минюи» – центральном издательском доме Сопротивления, основанном самим Веркором и Пьером де Лескюром в 1941 году. Повесть «Молчание моря» создана по следам истории, произошедшей во время войны с самим автором. Сюжет простой, приобретает форму причты, параболы: в 1940 году немецкий офицер поселяется во французской деревне, в оккупированной зоне; каждый вечер он разговаривает по-французски с хозяевами дома, которые ему не отвечают. Пожилой француз(рассказчик) повествует о происходящих событиях , наблюдает за др. персонажами- молодой франц-кой- его племянницей и молодым офицером, немцем Вернером фон Эбреннаком. Точка зрения рассказчика выполняет фун-ю ангажированности, а система персонажей задана целью. Старик и его племянница своим молчанием выражают сопротивление оккупанту. Этот человек пришел как завоеватель в этот дом. Понятно, что метафора эта не слишком тонка, но, поскольку нацисты также не блистали утонченностью, книга должна была разить напрямую. Безмолвие этих французов ярко символизирует тот ужасный период одиночества, ту армию теней, невидимок, смиренников, которые не могли сказать «нет» во весь голос, потому что для этого следовало эмигрировать в Англию или рисковать своей жизнью, но которые прошептали «нет», прожили в этом «нет». Монолог немца (он пытается объяснить свое поведение и поведение товарищей) наталкивается на молчание старика и его племянницы. Ущербность такого диалога имеет свои причины, ведь речь построена на фальши. С течение времени немецкий офицер, Вернер фон Эбреннак, начинает уважать своих безмолвствующих хозяев, почти восхищаться ими, а под конец старик и его племянница также проникаются к нему чувством, близким к восхищению. В основе «Молчания моря» лежит история – про то, как цивилизованные люди –здесь это солдата вермахта, образованный и обаятельный, рассуждающий перед своими противниками о Моцарте и правах человека - развязывают друг против друга самую страшную из всех войн на земле. Сила «Молчания моря» заключается также в его строгом, сдержанном стиле: «Молчание длилось и длилось. Оно становилось все плотнее, как утренний туман. Плотное, застывшее безмолвие. Неподвижность моей племянницы и, конечно, моя собственная усугубляли это молчание, делали его свинцово тяжелым. Даже сам офицер, растерявшись, стоял неподвижно, и лишь спустя несколько минут я увидел, как его губы дрогнули в улыбке». В конце повести офицер все-таки решается уехать на восточный фронт, что равносильно смерти. И здесь фран-ка реагирует и проявляет какой-то интерес. На этом повесть заканчивается. Повесть направлена на то, чтобы читатель почувствовал дух сопротивления, которое воплощено в образах этих французов.

Сюжет достаточно прост. Это произведение притчевого характера. Цель – призвать французов к переосмыслению сложившейся ситуации. Название расширяет хронотопные рамки. В нем может таиться сила, может возникнуть буря.


3-4.Творчетсво Сартра. Эволюция его философии. + Роман «Тошнота»

Литературные произведения Сартра тесно связаны сего философской системой. В своих романах он занят не столько воспроизведением действительности и созданием характеров, сколько воплощением философских положений экзистенциализма.

На Сартра оказывали влияние Маркс, Гегель, Гюго, Флобер, Бодлер, Фолкнер. Он закончил университет, потом преподавал философию. В 33-34 – стажировка в Берлине. В 30-е г. «Воображение», «Трансцендентность», «Эго», «Набросок теории эмоций», «Бытие и ничто». Параллельно в 27 г он пишет роман Поражение, а в 38 – Тошноту. Затем он был призван на войну. Сартр попадает в лагерь, но сбегает. Создает кружок «Социализм и свобода». В конце войны издает журнал «Лютан Модерн». После войны он сотрудничает с левыми силами, но отвергает идею партийности. Здесь ангажированность зависит от философских идей. В 40-50-е гг создает несколько драматических произведений: Грязные руки, Дьявол и Господь Бог, Мертвые без погребения.

Герои Сартра мечутся по жизни в поисках своей мифиче­ской «свободы», угнетаемые чувством всеобщей «ответствен­ности». Каждый такой герой выступает как «потерянное», оди­нокое и беспомощное создание перед лицом трагического и абсурдного мира, полного враждебных выпадов, неожиданных ловушек и испытаний. Он разъедаем постоянной рефлексией и обуреваем чувством метафизической тоски или тревоги.

Первым литературным произведением Сартра была «Тош­нота» (La nausee, 1938) — философская повесть или неболь­шой роман, созданный в виде отрывистых записей некоего Антуана Рокентэна. Именно в этом произведении Сартр особенно выразительно , воплощает экзистенциалистский тезис о тошноте или головокружении, якобы охватывающих человека от сознания своего одиночества –в неприкаянности в вечно чуждом ему мире. Но если в произведении Сартра нет ни подлинных собы­тий, ни сюжета, ни интриги, то в равной степени в нем нет и характеров, ибо как сможем мы определить лицо и характер такого персонажа, как Рокентэн, воплощающего, по Сартру, общее понятие человека и его горестное положение в мире. Смысл существования никому не доступен. Абсурдность бытия – главный итог романа. Город превращается в символ всего человеческого существования в целом. Люди смирились с бессмысленным существованием, а герой озадачен вопросом – как быть? Роман философский. Все персонажи в нем – персонажи-идеи. Рокантен преодолел отчуждение от сущности. Он познал, чего он хочет.

Послевоенный роман Сартра представлен его трилогией — «Дороги свободы»: Зрелый возраст, Отсрочка, Смерть в душе.

Роман Зрелый возраст: немногим отличается от Тошноты, ибо постоянные злоключения личности в абсурдном мире проявляются здесь пока еще все в той же интимной сфере, в тесном и замкнутом кругу, где бьются в тоске и безысходном одиночестве несколько неприкаянных французских интеллигентов.

Особенности специфической манеры Сартра – романиста:

сосредоточенность на внутреннем мире человека, на особенностях его субъективного мышления. Независимость сознания, разрыв между человеческим сознанием и окружающим его миром. Другой характерной чертой сартровского романа является постоянное и упорное снятие романтики со всех жизненных яв­лений. Даже в любовных отношениях Сартр подчеркивает только низменные, абсурдные проявления, унижающие человека.

В результате манера Сартра представляет собой своеобраз­ное сплетение грубого натурализма с сильнейшим субъективным моментом, т. е. с потрясенным и разорванным сознанием, которое привносит в этот предметный мир горький вкус разложения, обезображивания и снятия всех жизненных идеалов.

Кроме того, в романе Сартра находит отражение еще одно немаловажное для концепции экзистенциалистов положение о невозможности переступить барьер, отделяющий одного че­ловека от другого. Проблема «другого» занимает особое мести в сугубо-индивидуалистической философии Сартра.

«Отсрочка» - сартр не даёт объективного описания событий войны, а изображает субъективные реакции на эти события самых разных персонажей. Война как безумие и болезнь. Человек бессилен перед происходящим.

Смерть в душе – поражение Франции в 1940, бессилие человека перед войной, беспомощность и одиночество человека в период национальной катастрофы.

Сборник рассказов "Стена". Все это пишется в годы войны, он создает цикл "Дороги свободы". Но с точки зрения литературы это не очень удачные произведения, потому что они насыщены философскими отступлениями. Потом он опять возвращается к философскому эссе. Уже в начале 40-х годов становятся популярными его философские трактаты.

Пьеса Альтонские узники: война раскрывает самые низменные стороны души человека. Сартр атакует империалим в целом, современную ему Западную Германию и её хояев.
5 Творчество Камю. «Посторонний»

Французский писатель, драматург, один из основателей французского "атеистического" экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире. По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу "Христианская метафизика и неоплатонизм". В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе". В начале 1938 года Камю устраивается журналистом в газету "Республиканский Алжир. Работа в газете прекращается вскоре после начала второй мировой войны. Через знакомых он получает место в столичной газете "Пари-Суар" и впервые приезжает в Париж. Газета закрывается, и Камю возвращается в Алжир. В феврале 1941 года он заканчивает "Миф о Сизифе". В 1942 году писатель возвращается во Францию, вступает в подпольную группу "Комба", руководит газетой, где печатает "Письма немецкому другу". В годы войны выходят повесть "Посторонний" и эссе "Миф о Сизифе". В 1947 году выходит роман "Чума". Последнее и самое значительное философское произведение Камю - "Бунтующий человек", последний роман писателя - "Падение". В 1957 году Камю присуждается Нобелевская премия. 4 января 1960 года Камю погибает в результате автомобильной катастрофы.

Близкие Сартру основы облекаются Камю в совершенно иную художественную форму. Камю намеренно абстрагируется от всякой конкретности. Повесть «Посторонний» посвящена доказательству извечного якобы разрыва между человеческим разумом и абсурдным миром. В центре повести – подчёркнуто отчуждённая, безразличная к миру позиция героя Мерсо – среднего, ничем не примечательного французского служащего в Алжире, который не разделяет ни чувств, ни стремлений, ни расчётов окружающих его персонажей. Большие страсти, повседневные заботы, вера в бога- всё оставляет его совершенно равнодушным.

Даже в эпизоде со смертью матери нас поражает эмоциональная скупость героя, его отчуждённость, неподверженность переживаниям, он лишь фиксирует отдельные моменты происходящего. То же состояние безразличия и вялости характерно для Мерсо на протяжение всей повести. Когда сосед Мерсо вовлекает его в аферу со своей любовницей, и просит Мерсо помочь наказать её, тот не находит никакого повода для отказа. Когда во время загородной прогулки брат обиженной женщины поднимает на нег руку, Мерсо не раздумывая убивает его. Даже в тюрьме Мерсо не покидает чувство вялости, отчуждённости и безразличия, он не может понять, почему люди ненавидят его. Впрочем, к тюремной жизни он быстро привыкает, так как считает, что жизнь на свободе ничуть не лучше. Герой Камю ничего не осознаёт, ничем не мучается, ни о чём не рассуждает и, главное, не возмущается. Пропасть между внутренним миром и миром внешним у героя Камю ещё больше, чем в произведениях Сартра. Но и сам внешний мир представляется герою лишь бессвязным нагромождением нелепых случайностей, которые ничем не обусловлены и ни к чему не приводят. Повесть не прикреплена ни к какому определённому времени, хотя 1942 год был для Франции годом тяжелейших испытаний, принесённых фашистской оккупацией, об этой ситуации не напоминает ничего, кроме ощущения тусклой безысходности, царящей в мире.

В своей повести Камю иллюстрирует полную невозможность взаимопонимании между людьми(особенно сцена суда, речи свидетелей). Язык героя Камю состоит из кратких, лаконичных, безэмоциональных фраз, обозначающих чаще всего прямые непосредственные действия: я пошёл, я сделал и т.д.

"За" и "против" не существует, первооткрыватель ни прав, ни неправ, потому что нет этой категории правоты, нет этой схемы, нет этой зависимости, системы нет никакой. Каждое явление уникально и отдельно в этом абсурде. И абсурд — это не обличение, это констатация, все случайно, все само по себе. Мерсо — это канонический тип свободного человека.

Эссе «Возмущённый человек», «Миф о Сизифе». Повесть «Падение» - автор растерял все остатки гуманизма, нет уже речи об активном вмешательстве в судьбы людей.

Философия Камю – философия обречённости, абсолютного бездействия, и в конечном итоге- самоуспокоения в своем воображаемом бунте, который ничего не меняет.

В одном из своих трактатов Камю говорит, что выход из этой ситуации – самоубийство, но это самый несправедливый способ. Все выходит из хаоса. Все существует: и материальный, и духовный мир. Все существует против своей воли. Есть подлинное и неподлинное существование. Если человек смиряется с абсурдом, то он порождает еще и социальный абсурд, и эти формы отнимают самое главное – свободу. Наступает пограничная ситуация, и тогда человек задумывается о смысле жизни и о его собственной свободе. Бытийный абсурд не сокрушить, но человек может создать своим существованием некий смысл. В этой ситуации обнаруживается нечто, и тогда его существование предшествует сущности. Нужно обрести бытие-для-себя.


6. Театр абсурда. Антидрама. Ионеско.

В начале 50-х создается театр абсурда, театр парадокса, антидрама. Представители: Ионеско, Беккет, Пинтер, Арробаль, Мрожек (Польша). 1950 – афиша на постановку Ионеско «Лысая певица». Зритель был воспитан на бульварном театре, традиционной тематикой был любовный треугольник, мораль, счастливый конец, но когда зритель пришел на Лысую Певицу, он был обескуражен. Вся стихия пьесы направлена против традиционных устоев. На 1 плане – минус-прием. К Ионеско присоединяется Беккет «В ожидании Годо». Эта пьеса была воспринята как эстетическое хулиганство. Причина появления театра абсурда – кризис сознания. Абсурд – переводится как отсутствие смысла. Мир – как хаос (одна из главных черт и экзистенциализма тоже). Понятие абсурда связано с кризисом гуманизма. Истоки театра абсурда – Альфред Жарри «Убю», Гейом Аполлинер, Кафка, Брехт. Но в отличие от них, у театра абсурда будет боязнь всякой идеи, превращающуюся в идеологию. Это признак дезангажированности.

Огромное влияние на театр абсурда второй половины ХХ века оказала не конкретно философия Ницше, а учения об абсурде экзистенциалистов. Можно назвать представителей антитеатра последователями экзистенциализма, основными представителями которого были Мартин Хайдеггер, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. В интерпретации абсурда они опираются на концепции Кьеркегора и Ницше. Абсурдное сознание — это переживание отдельного индивида, связанное с острым осознанием этого разлада и сопровождающееся чувством одиночества, тревоги, тоски, страха. Окружающий мир стремится обезличить каждую конкретную индивидуальность, превратить ее в часть общего бытия. Поэтому человек ощущает себя «посторонним» в мире равнодушных к нему вещей и людей. В постоянный обиход слово абсурд внедрилось не только под влиянием философии экзистенциалистов, но и благодаря ряду театральных произведений, появившихся в начале 1950-х гг.Это были представители театра абсурда Эжен Ионеско и Самюэль Беккет, а также Фернандо Аррабаль и другие. Первым теоретиком абсурда был Мартин Эсслин, в 1961г. Он опубликовал книгу «Театр Абсурда». Трактуя абсурд, Эсслин говорит о том, что человек не лишает действительность смысла, а, наоборот, вопреки всему человек пытается наделить смыслом нелепую действител Антидрама заняла промежуточное, переходное положение между модернизмом послевоенных лет и «антироманом».. Представители театра абсурда не принимали театр идейный, особенно театр Бертольда Брехта. Ионеско заявил, что «у него нет ни­каких идей перед тем, как начинает писаться пьеса». Его театр — «абстрактный или нефигуративный. Интрига не представляет никакого интереса. Антитематический, антиидеологический, антиреалистический. Персонажи лишены характеров. Марионетки».Абсурд Ионеско можно назвать нигилистским, ибо отрицание у него всегда было тотальным, даже, в какой-то мере, декадентским.Для создания ощущения абсурда антидраматурги использовали следующие приемы: Автоматизм языка Игра с пространством Смешение реального и призрачного Нарушение причинно-следственной связи в речи героев Алогизм Нарушение обшей памяти Тавтология Гротеск

Самая репертуарная и одна из популярнейших пьес Эжена Ионеско - пьеса «Стулья», жанр которой, как определил сам автор, - фарс-трагедия. В пьесе действует множество невидимых персонажей и трое реальных — девяностопятилетний Старик, такая же Старушка и Оратор. Старик, перевесившись через подоконник, пытается разглядеть подплывающие лодки с гостями, а Старушка просит его закрыть окно, потому что пахнет гнилой водой. Уже в начале читая описание дома, который находится над стоячей водой, от нее исходит мерзопакостный запах, мы понимаем, что речь пойдет о такой же «протухшей» и зря прожитой жизни этих двух стариков. Чета обитает где-то на самом верху дома, но верх - только в буквальном смысле, а так-то они в самом низу социальной лестницы. На исходе жизни Старик со Старухой уязвлены, что жизнь прожита не так, как мечталось. Потому они продолжают грезить, и фантазия оттесняет реальность, начинается главное в трагифарсе - игра воображения. Хронотоп в произведении условно значимый – остров стариков. Истина скрывается за потоком слов.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет