Астрономические сиддханты



бет1/14
Дата27.05.2016
өлшемі0.69 Mb.
#96719
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Астрономические сиддханты
Так как космология # ас очень похожа на традиционную западную

космологию, мы начнем наше рассмотрение ведической астрономии с

краткого описания содержания этих трудов и их места в вайшнавской

традиции. В своих комментариях к Чайтанья-чаритамрите Шрила

Прабхупада упоминал две основные работы этого направления

астрономии, Шарья-сиддханты и Сиддханта и сиддханта Широмани.

Наиболее значительная из этих ссылок следующая: "Эти вычисления

приводятся в подлинной книге по астрономии, известной под названием

Шарья-сиддханты. Эта книга была составлена великим астрономом и

математиком Бимал Прасад Датта, известным в последствии как

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, который был нашим милостивым

духовным наставником. Он был удостоен титула Сиддханта Сарасвати за

написание Шарья-сиддханты и титул Госвами Махараджа добавился,

когда он принял санньясу, т. е. отреченный образ жизни." (СС АL 1. 3.

8. p). Здесь подтверждается, что Шалья-сиддханты представляют собой

подлинный астрономический трактат и связывается с именем Шрилы

Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шалья Сиддханта - древний

санскритский текст, который изначально был передан через посыльного

бога Солнца Шарья знаменитому асуру Майа Данава в конце последней

Сатья-юги. Он был переведен на бенгали Шрилой Бхактисиддхантой

Сарасвати, который прекрасно знал ве-дическую астрономию и

космолоию. Некоторые представления об отношении Шрилы

Бхактисиддханты к Ведической астрономии можно получить, изучая

библиографию его трудов #"В 1897 году он открыл "?" под названием

"Сарасвата Чатуспати" на улице Маниколя для обучения индийской

астрономии, которая содержала мощные средства вычисления, отличные

от греческих и других европейских методов." В это время он издавал

два ежемесячных журнала "Брихаспати" и "?"(1896 год), в которых

опубликовал несколько авторитетных трактовок по индийской

астрономии. Сэр Ашутош Махараджа предложил ему карьеру в

Университете Калькутты, однако он не принял предложения." (BC 1, cт.

1-2) Эта выдержка показывает, что Шрила Бхактисиддханта в это время

имел сильный интерес к ведической астрономии и астрологии и наводит

на мысль, что им двигало желание возродить и утвердить ведическую

традицию не подвергавшуюся влиянию греческой и европейской. В

своих журналах Шрила Бхактисиддханта, кроме перевода на бенгали

Шарья-сиддханты, опубликовал следующие работы:

а) перевод на бенгали с комментариями Бхаскарагарьи;

б) перевод на бенгали Равигандрасайанаснашта с предисловием

Бхаттотналы;

в) перевод на бенгали Лагупарашарья, или Удидайа-Прадип с

предисловиями Бхарава Датта;

г) полностью Арья-сиддханты Арьябхаты;

д) полностью Бхаума-сиддханта в соответствии с западными расчетными

методами;

ж) книги Парамадишвары Бхатта Диникатия, Динакаумуди, Исматкара

Чинтамани, Джйотиш Таттва Самхита." (ВS 1, p. 26). Этот перевод

включает в себя перевод Сиддханта-широмани, написанный астрономом

11 века Бхаскарачарьей и труды астронома 6 века Арьябхавы, Арья-

сиддханта. Бхаттонала (10 век) был известным автором комментариев к

астрономическим трактатам. Остальные труды, приведенные в списке,

также относятся к астрономии и aстрологии, однако мы не имеем о них

детальной информации

рила Бхактисиддханта Сарасвати опубликовал также Бхактибхавана

Ландтикаи Шри Навадвипа Пандтика. Пандтика - это альманах,

содержащий даты религиозных праздников и особых дней таких, как

Экадаши. Эти даты обычно вычисляются с использованием правил,

изложенных в Джйотиша Шастрах. Во время своей активной

деятельности в Гаудийа Матх Шрила Бхактисиддханта не публиковал

работ непосредственно относящихся к астрономии или астрологии.

Однако как мы позднее отметим, Шрила Бхактисиддханта многократно

цитировал Шарья-сиддханту и Сиддханта-Широмани в Анубхасье

(комментариях к Чайтанья-Чаритамрите). Очевидно в последние

столетия Шарья-Сиддханта и подобные трактаты имели большое

значение в культурной жизни Индии. К ним регулярно обращаются при

расчете календарей и астрономических вычислениях. В разделе 1. мы

покажем, что сведения из Бхагавата заставляют предполагать, что

сложные календарные астрономические расчеты регулярно выполнялись

и во времена Вед. Следовательно мы можем предположить, что в

настоящее время используется та же или аналогичная методика расчетов.

Здесь мы должны отвлечься, чтобы обсудить одно возможное

недоразумение. Мы обычно утверждали, что вайшнавы обычно

пользовались астрономическими сиддхантами. Тоже самое делали Шрила

Прабхупада и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. В то же время мы

говорим, что авторы и # ас., как например, Бхаскарачарйа, не могли

принять некоторые космологические положения Пуран. Как же могли

ачарьи-вайшнавы принять сочинения, в которых критикуются Пураны?

Мы полагаем, что # ас. имели несколько другой статус, чем

трансцендентная литература, наподобие Шримад Бхагаватам. Они

признавались достоверными в том смысле, что передавали полные

ведические астрономические традиции, но как всякие человеческие

труды они могли содержать несовершенства. Многие из этих работ, как

# Шарья-сиддханты, принадлежали полубогам, но были переданы нам

людьми, несовершенными в духовном плане. Так например # Шарья-

сиддханта была записана Майа Данавой. Шрила Прабхупада говорил о

нем, что тот: "всегда счастлив в материальном мире, так как Шива был к

нему благосклонен, но ему никогда не достичь духовного блаженства".

(Ш.Б. 5. 24) # ас. составляют практический раздел ведической науки и

они использовались именно так на протяжении всей истории вайшнавов.

В этой книге мы утверждаем, что эти работы представляют собой остатки

более древней астрономической науки, которая находилась в полном

согласии c космологией Пуран, и которая была дана человечеству

полубогами и великими мудрецами. C течением Кали-юги это

астрономическое знание в большей степени утрачено. В последние века

сохранившееся знание было переработано различными индийскими

астрономами и возникло вновь как средство для практического

применения. Хотя мы ничего не знаем о методах расчета,

использовавшихся в эпохи, предшествовавшие Кали-юге, они, очевидно,

должны были иметь такой же охват и степень точности, как и методы

представленные в Шарья-сиддханте. B противном случае нельзя бы было

получить сравнимые результаты в доступной в настоящее время

ведической литературе, такие методы вычислений изложены только в #

ас. и других # йш. Итихасы и Пураны (включая Бхагаватам)не содержат

правил астрологических расчетов, а Веды содержат только Веданта-

джотиша, которая представляет собой очень краткое изложение # йш.

Вот краткий перечень тем, охватываемых # Шарья-сиддхантами:


1) Вычисления среднего истинного положения планет;

2) Определение широты и долготы и локальных астрономических

координат;

3) Предсказание полных и частичных затмений луны и солнца;

4) Предсказания соединения планет со звездами и другими планетами;

5) Расчет времени восхода и захода планет и звезд;

6) Расчет фаз луны;

7) Расчет дат важных для астрологии планетарных комбинаций

(например Вйатипата)

8) Дискуссия о космографии;

9) Описание астрономических инструментов;

10) Дискуссия о различных отсчетах времени.


Сначала мы обсудим расчет среднего и истинного положения планет,

введя при этом основную модель движения планет, используемую в

Шарья-сиддханте.1. А. Солнечная система в соответствии с Шарья-

сиддхантой. Шарья- cиддханта рассматривает Землю как шар,

закрепленный в пространстве, вокруг которого движутся по орбитам

семь известных планет(Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера

и Сатурн). Она описывает также орбиту планеты Раху, но не упоминает

Уран, Нептун и Плутон. Основное назначение Шарья-сиддханты -

изложение правил, позволяющих нам вычислить положение этих планет

в любое заданное время (время в днях, часах и минутах от начала Кали-

юги). Все другие перечисленные вычисления также основаны на этих

правилах. Эти правила основаны на количественной модели движения

планет, которая очень похожа на современную западную модель

солнечной системы. Однако существенное отличие состоит в том, что

модель Шарья-сиддханты -геоцентрическое, в то время как современная

модель - гелиоцентрическая. Чтобы рассчитать движение, скажем,

Венеры, используя современную гелиоцентрическую систему,

необходимо учитывать два движения: Венеры вокруг Солнца и Земли

вокруг Солнца. В качестве грубого первого приближения можно считать

их орбиты круговыми. Можно также мысленно зафиксировать

положение Земли и представить себе, что Венера вращается вокруг

Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. Относительное

движение и Земли и Венеры будет одинаковым, используем ли мы гелио-

или геоцентрическое представление. В Шарья-сиддханте движение

Венеры также описывается в первом приближении как комбинация двух

движений, которое мы называем циклами 1 и 2. Первый цикл - это

движение по кругу Земли, а второе - движение по кругу вокруг точки,

движущиеся по этой окружности. Этот второй цикл называется

эпициклом. В этой модели период обращения цикла 1 равен земному

году, а период цикла два совпадает с венерианским годом, т. е. временем

оборота Венеры вокруг Солнца в гелиоцентрической модели. Кроме того

солнце размещается в точке окружности цикла 1, которая служит

центром вращения цикла 2. Таким образом мы можем сказать, что

Шарья-сидханта рассматривает вращение Венеры вокруг Солнца,

которая в свою очередь вращается вокруг Земли (см. рис 1). Эта

интерпретация дает нам связь между моделью Шарья-сиддханты и

современной гелиоцентрической моделью. В таблицах 1 и 2 приведены

современные данные западной науки о Солнце, Луне и планетах, а в

таблице 3 - некоторые данные о периодах обращения планет взяты из

Шарья-сиддханты. Приведенные значения для циклов 1и 2 дают нам

число обращений за промежуток времени, называемый Дивья-югой.

Одну Дивья-югу составляют 4 320 000 солнечных лет, а солнечный год-

это время, в течение которого Солнце совершает полный цикл своего

движения по небосклону на фоне звездного неба. Это время совпадает со

временем полного оборота Земли вокруг Солнца в гелиоцентрической

модели. Для Венеры и Меркурия цикл 1 соответствует вращению Земли

вокруг Солнца, а цикл 2 соответствует вращению планеты вокруг

Солнца. Частота цикла 1 будет, таким образом, один оборот за

солнечный год. Действительно в таблице она имеет величину 4 320 000

оборотов за Дивья-югу. Время цикла 2 для Венеры и Меркурия должно

быть равно современному значению гелиоцентрического года для этих

планет. В соответствии с Шарья-сиддхантой Дивья-юга включает 1 577

917 828 солнечных суток (сол-нечные сутки - это промежуток Солнца до

восхода следующего дня). Длительность цикла 2 может быть вычислена в

солнечных сутках делением этого числа на число оборота цикла 2 за

Дивья-югу. Эти длительности приведены в таблице 3 в графе Шарья-

сиддханты - период. Они весьма точно соответствуют

продолжительности гелиоцентрического года в графе 3 (западный) -

период. Для Марса, Юпитера и Сатурна цикл 1 соответствует

вращению планеты вокруг Солнца, а цикл 2 - вращение Земли вокруг

Солнца. Таким образом цикл 2 для этих планет составляет один

солнечный год (или 4 320 000 оборотов за Дивья-югу). Длительность

цикла 1 в солнечных сутках также может быть вычислена делением числа

1 577 917 828 на число оборотов цикла 1 за Дивья-югу. Эта величина и

приводится в графе Шарья-сиддханта - период для этих планет. Мы

видим, что они также хорошо соответствуют современным значениям

гелиоцентричекого года. Для Солнца и Луны цикл 2 не определен.

Однако, если мы разделим 1 577 917 828 на число оборотов цикла 1 за

Дивья-югу для этих светил, то мы получим число солнечных суток в их

период обращения. В таблице 3 приведено значение цикла 1 для

планеты Раху. Эта планета неизвестна современной западной

астрономии, однако координаты точки, определяющей ее положения в

пространстве, согласно Шарья-сиддханте, хорошо известны. Это

восходящий узел орбиты Луны. В геоцентрической перспективе орбита

Солнца лежит в одной плоскости, проходящей через центр Земли, а

орбите Луны - другой плоскости. Эти плоскости находятся под

небольшим углом друг к другу и, следовательно, их пересечение образует

линию. Точка, в которой Луна пересекает эту ли-нию, двигаясь в

направлении от лунного юга к лунному северу, называется восходящим

узлом орбиты Луны. В соответствии с Шарья-сиддхантой планета Раху

занимает это положение на небосводе. Из таблицы 3 мы видим, что

современное значение периода обращения восходящего узла орбиты

луны хорошо соответствует времени обращения планеты Раху. (Эти

значения приведены со знаком "-", чтобы подчеркнуть, что направление

вращения Раху противоположно направлению вращения всех остальных

планет). Если цикл 1 для Венеры соответсвует движению Солнца

вокруг Земли(или Земли вокруг Солнца), а цикл 2 соответствует

движению луны вокруг Солнца, тогда должно выполняться следующее

соотношние: величина цикла 2 расстояние от Венеры до Солнца

---------------- = ------------------------------ величина цикла

1 расстояние от Земли до Солнца. Отношение расстояний равно

отношению длительностей обращения, так как длина орбиты примерно

пропорциональна его радиусу. Это отношение равняется расстоянию от

Венеры до Солнца, выраженное в астрономических единицах (АЕ)

(величина АЕ выбрана равной расстоянию от Земли до

Солнца).Современные значения расстояний планет от Солнца

приведены в таблице 1.В таблице 4 приведены отношения, стоящие в

левой части равенства, вычисленные для Меркурия и Венеры. Как видно

они хорошо соответствуют совре-менным значениям. Для Марса,

Юпитера и Сатурна циклы 1 и 2 меняются местами, и, таким образом

гелиоцентрическое расстояние должно равняться обратной величине

левой части нашего равенства. Эти значения приведены в таблице, и мы

видим, что они также хорошо соответствуют современным данным.

Таким образом, мы можем заключить, что картина взаимного движения

и расположения Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера и Сатурна

хорошо согласуются с данными современной астрономии. 1. В. Мнение

западных исследователей. Это согласие между ведической и западной

астрономией покажется удивительным всякому, кто знаком с

космологией, описанной в Пятой песне Шримад-Бхагаватам и в других

Пуранах - Махабхарате и Рамайане. Кажется, что астрономические

сиддханты имеют больше общего с западной астрономией, чем с

космологией Пуран. Еще больше они похожи на астрономию

александрийских греков. На самом деле, по мнению западных ученых,

астрономическая школа сиддхант заимствована из греческих источников

в начале нашей веры. Так как в самих сиддхантах нет таких сведений,

эти ученые утверждают, что индийские астрономы, движимые

шовинизмом и религиозными чувствами индуизировали заимствованную

греческую науку и выдали ее за чисто индийскую. В соответствии с этой

идеей, космология Пуран представляет собой ранний, незаимствованный

этап развития индийской мысли, и является целиком мифологической, а

не научной. Вайшнавы, однако, придерживаются другой точки зрения.

Их традиционные взгляды выражены в астрономических трудах Шрилы

Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который нашел, что "школа

индийской астрономии великолепно обходится без греческих и других

европейских открытий и вычислений". Комментарии к Бхагаватам,

принадлежащие вайшнавскому исследователю Вамсидхара, так же

проливают свет на традиционное понимание # ЙШ. Этими

комментариями пользовался в своих исследованиях, и мы рассмотрим

детально комментарии Вамсидхары к Шримад-Бхагаватам 5. 20. 38. в

Приложении 1. Здесь мы заметим, что Вамсидхара называет # ЙШ

"глазом Вед", ссылаясь на стих 1. 4. из "Нарада-самхиты", который

гласит: "Превосходная наука астрономия, включающая сиддханту,

самхиту и хору как 3 свои ветви - вот ясный глаз Вед". (ВJS, XXVI).

Вайшнавские традиции утверждают, что # ЙШ образовались из

ведической культуры, и в пользу этого говорит тот факт, что

астрономические сиддханты не имеют ссылок на иностранные

источники. Мнение современных исследователей, что все важнейшие

идеи индийской астрономии заимствованы из греческих источников,

таким образом равносильно обвинению в подделке. Хотя они до сих пор

и не утверждали это открыто в своих работах, такое утверждение

фактически подразумевалось и было напрямую высказано первыми

британскими индологами в начале прошлого века. Одним из индологов

был Джон Бентли, о работе которого был сделан следующий отзыв: "он

тщательно исказил характер индусской астрономической литературы,

представляя ее, в основном, предназначенных для обмана мирового

мнения относительно древности индийской культуры". (KY, стр.3).Все

же мнение современных ученых, что Бхагаватам была написана не ранее

IX века н. э. представляют собой точно такое же обвинение в подделке.

Очевидно мы должны предположить, что оценка ведической астрономии

западными учеными являются частью общих усилий западных

исследователей дискредитировать ведическую литературу, выставив ее

сплошной подделкой. Тщательная оценка всех обвинений, выдвинутых

исследователями истоков индийской астрономии займет большую книгу

в приложении 2 мы покажем суть большей части таких обвинений,

проанализировав детально три частных примера. Наше рассмотрение

показывает, что сложившееся мнение о более поздних реконструкциях,

которые привлечены к делу в виду почти полного отсутствия надежных

исторических обоснований. Здесь мы кратко обрисуем точку зрения,

альтернативную сложившемуся мнению исследователей. Мы полагаем,

что схожесть Шарья-сиддханты и астрономической системы Птолемея

вовсе не обусловлена односторонним переносом знания из Греции и

Александрии в Индию. В результате серии великих исторических

переворотов, последовавших за падением Римской Империи, наше

знание об истории древней Греции являются весьма отрывочным.

Однако хотя учебники истории обычно не говорят об этом, существуют

твердые доказательства интенсивных контактов между Индией и древней

Грецией.(Например, в РА предполагается, что Пифагор изучал

индийскую философию, а брахманы и йоги были хорошо известны в

древнем Средиземноморье). Следовательно возможен следующий

сценарий развития взаимоотношений между древней Индией и древней

Грецией. Шримад-Бхагаватам 1. 12. 24. упоминает, что ведический царь

Йайати был прародителем греков, а Шримад-Бхагаватам 2. 4. 18. говорит,

что греческие правители были кшатриями Бхараты, но в последствии

отошли от брахманической культуры и стали называться млеччхами. Мы,

следовательно, полагаем, что греки и народы Индии вышли из единой

культуры, содержащей знание по астрономии. Стечением времени

появились значительные культурные религии, но остались многие общие

черты как результат общего прошлого и позднейших культурных связей.

Из-за превратностей Кали-юги астрономическое знание вероятно

неоднократно утрачивалось в Греции на протяжении последних

тысячелетий, а затем возрождалось через связи с Индией, находки старых

текстов индивидуальные открытия. Это продолжалось до конца периода

Римской империи, в котором Греция и Индия использовали сходные

астрономические системы. Наш сценарий заканчивается с падением

Рима, пожаром знаменитой Александрийской библиотеки и

основательным уничтожением древних хроник. При таком ходе

событий, основные труды по созданию астрономической науки,

принадлежащей греческим астрономам Гиппарху и Птолемею. Однако

истоки многих их идей просто неизвестны из-за недостатка исторических

сведений. Вероятно часть этих идей пришла из изначальной ведической

астрономии, а часть развивалась независимо в Индии и на Западе. Таким

образом мы полагаем, что достоверные астрономические традиции

существуют в Индии и в восточном Средиземноморье, и что обвинения

в широкомасштабном культурном заимствовании без ссылки на

источники, являются необосно-ванными. 1. С. Ведический календарь и

астрология. В этом разделе мы представим доказательства того, что

астрономические расчеты того же вида, что в астрономических

сиддхантах, использовались и в ведические времена. Эти доказательства

были найдены Шрилой Прабхупадой. Как мы отметили многие из

существующих # ас были написаны современными индийскими

астрономами. Однако если ведическая культура, в самом деле,

насчитывает многие тысячелетия, как говориться в Шримад-Бхагаватам,

то это заставляет предполагать, что астрономические расчеты той же

сложности, что и приведенные в # ас, использовались в Индии

тысячелетия назад. Рассмотрим следующий отрывок из Шримад-

Бхагаватам: "обряд Шраддха следует выполнять в дни Махар-санкранти

или Карката-санкранти. Следует также выполнять его в день Месйя-

санкранти и Тула-санкранти, в йоге, называемой Вйатипата, в тот день,

когда три лунные титтхи совмещены во время затмения Солнца и Луны

на 12-й лунный день и в Шравана-накшатра. Следует делать это в день

Аксайа-тритйа, на девятый лунный день яркой фазы Луны месяца

Картика на четыре аситаки в зимний сезон и прохладный сезон, на

седьмой лунный день яркой фазы Луны месяца Магха, вовремя

совпадения Магха-накшатры и дня полнолуния, и в дни, когда Луна

полная или почти полная, если эти дни совпадают с накшатрами, от

которых происходят названия определенных месяцев. Обряд Шраддха

надо также исполнять, когда на 12-й лунный день приходятся такие

накшатры, как Ану-радха, Шравана, Уттара-пхалгуни, Уттарашадха или

Уттара-бхадрапада. Кроме того, его исполняют, когда Уттара-пхалгуни,

Уттарашадха или Уттара-бхадрапада приходятся на одиннадцатый

лунный день. Наконец, каждый должен исполнять его в дни его

собственной звезды (Йанма-макшара) или вдень Шравана-накшара. (ШБ

7.14.20-23). Эта выдержка показывает, что для правильного исполнения

обряда Шраддха необходимы услуги опытного астронома. Шарья-

сиддханта содержит правила, необходимые для проведения необходимых

здесь вычислений, и трудно представить себе, как эти правила можно



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет