Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины



бет1/5
Дата28.06.2016
өлшемі0.5 Mb.
#164301
түріТематический план
  1   2   3   4   5


Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины.

Теория литературы, наряду с блоком историко-литературных дисциплин, является одним из важнейших разделов литературоведения. Теоретико-литературное знание составляет необходимый базис любого литературоведческого исследования. Главная задача курса состоит в том, чтобы дать студентам представление о поэтике литературного произведения, особенностях его функционирования, основных этапах развития литературного процесса (в их внутренней взаимосвязи, причинно-следственной обусловленности), а также о важнейших вехах на пути становления самой филологической мысли.

Курс теории литературы является семестровым. Большое внимание уделяется теории литературного процесса, рассматриваются ведущие литературоведческие школы. Будущий учитель-словесник должен уметь грамотно анализировать художественное произведение. Соответствующее задание входит в билеты Государственного экзамена по литературе. Поэтому при подготовке к занятиям студентам, помимо знакомства с теорией вопроса, предлагается выполнить анализ одного из классических произведений русской словесности. Проблеме литературоведческого анализа посвящены итоговые практические занятия и задания по СРСП.



В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • владеть основными теоретико-литературными терминами,

  • иметь четкие представления о структуре литературного произведения, уровнях его организации,

  • знать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений,

  • быть знакомыми с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными),

  • владеть навыками анализа художественного произведения.

Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс 4, семестр 8

Развернутое содержание лекционных тем, вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, а также рекомендуемая литература приводятся в соответствующих разделах программы.


курс

семестр

Раздел дисциплины, содержание

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям)

Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)

лекции

семинарские (практические) занятия

4

7

1. Гуманитарные и точные науки. Проблема научности литературоведения. Вспомогательные литературоведческие дисциплины.

1




Знакомство с литературой по теме лекции. Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 8. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы.

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий.

Промежуточный контроль: письменный анализ текста из числа входящих в приложение к билетам Государственного экзамена по литературе.

Итоговый контроль: экзамен (консультации к экзамену )


4

7

Эстетическое и художественное.







Знакомство с литературой по теме лекции.




4

7

2.Художественное произведение как система.

1

1

Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 1. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворный цикл Б.Л. Пастернака «Весна».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

7

Художественный образ.




2

Знакомство с литературой по теме лекций и практического занятия № 2. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворение В.Я. Брюсова «Творчество».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

7

3. Автор. Герой. Читатель.

1




Знакомство с литературой по теме лекции.




4

7

4. Сюжет и конфликт.

1




Знакомство с литературой по теме лекции.

Текущий контроль: индивидуальные консультации по темам лекций и практических занятий

(1 ч.)


4

7

5. Теория композиции.

1

1

Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 3. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Композиционный анализ оды Г.Р. Державина «Фелица».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

7

6. Художественная речь. Поэзия и проза. Фоника.

1




Знакомство с литературой по теме лекции.




4

7

Метрика и ритмика.




2

Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 4. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Проанализировать стихотворения Андрея Белого «Зима».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

7

7. Анализ литературного произведения.

1

2

Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 5. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы.

Дать краткую характеристику одного из видов анализа. Проанализировать с использованием выбранной методологии,

стихотворение или небольшой прозаический текст (по выбору студента).


Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

Итоговый контроль: экзамен (консультации к экзамену – 2 ч.).



4

8

8. Родо-видовые взаимоотношения в литературе.

1

1

Знакомство с литературой по теме лекций.




4

8

9. Литературный жанр.

1

2

Знакомство с литературой по теме лекций и практических занятий № 1-2. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Выполнить жанровый анализ стихотворения Ф. Сологуба «Сонет триолетно-октавный».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

8

10. Основные термины и понятия теории литературного процесса.

1




Знакомство с литературой по теме лекции.




4

8

11. Метод и стиль.

1

1

Знакомство с литературой по теме лекции и практического занятия № 3. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Сделать стилистический анализ одного из стихотворений: В. Маяковский «Адище города», М. Цветаева «Молодость», И. Северянин «Белый транс».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

4

8

12-13. Динамика становления и развития художественных систем. (12 ч.):

Начало европейского искусства.

2




Знакомство с литературой по теме лекции.






От классицизма к романтизму.




Знакомство с литературой по теме лекции.




Реализм в литературе и искусстве.





1

Знакомство с литературой по теме лекции и практических занятий № 4-5. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.

Модернизм и постмодернизм.







Знакомство с литературой по теме лекции.




Современные тенденции в развитии искусства.







Знакомство с литературой по теме лекции.




4

8

14-15. Академические школы в европейском литературоведении.

2

2

Знакомство с литературой по теме лекций и практических занятий № 6-7. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы.

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий.

4

8

Литературоведческие школы и направления ХХ в.







Знакомство с литературой по теме лекций и практических занятий № 6-7. На основе ее изучения подготовиться к ответам на предложенные вопросы.

Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий.

Содержание лекционного курса

1. Гуманитарные и точные науки. Проблема научности литературоведения. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. (1 ч.).

Понятие науки. Специфика научного знания. Научные и ненаучные способы постижения окружающей действительности. Объект и предмет исследования. Требования, предъявляемые к методологии и результатам научных изысканий. Фальсификационизм К. Поппера. Концепция научных парадигм Т. Куна. Гуманитарные и точные науки. М.М. Бахтин о методологии гуманитарных наук. Место теории литературы в ряду литературоведческих дисциплин: теория и история литературы, теория литературы и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Основные разделы теории литературы. Поэтика. Теория литературного процесса.
Основная литература


  1. Барт Р. наука о литературе // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М., 1989.

  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Кун Т.С. Структура научных революций. – М., 1975.

  5. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения // Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – М., 1981.

  6. Моисеев В. И. Философия и методология науки. Воронеж, 2003.

  7. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  8. Розов М.А. Методологические особенности гуманитар­ного познания. – Новосибирск, 1986.

  9. Ярхо В.Н. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы. – М., 2006.


Дополнительная литература


  1. Глотов А.Л. ...Иже еси в Марксе (Русская литература XX века в контексте культового сознания). – Зелена Гура, 1995. (Введение).

  2. Проблема метода в социально-гуманитарном познании. – М., 1989.

  3. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и грани­цы. – М., 1957.

  4. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о гер­меневтике. – М., 1995.

  5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

  6. Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.

  7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии на­уки. – М., 1986.

  8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб, 1994.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Текстология, палеография, источниковедение, эвристика, археография, библиография: их задачи и методы. Значение вспомогательных литературоведческих дисциплин для историко- и теоретико-литературных исследований.


Основная литература


  1. Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования. – Л., 1955.

  2. Берков П.Н. Библиографическая эвристика (К теории и методике библиографических разысканий). – М., 1960.

  3. Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. – М., 1988.

  4. Иванова Т.Г. Специфика фольклористической текстологии // Русский фольклор. – Л., 1991.

  5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  6. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. – М.; Л., 1964.

  7. Прохоров Е.И. Текстология. – М., 1966.

  8. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. – М., 1970.

  9. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. – М., 1959.

  10. Черепнин Л. Русская палеография. – М., 1956.

  11. Щепкин В. Русская палеография. – М., 1967.


Дополнительная литература


  1. Гришунин А.Л. О методе текстологии // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. – М., 1989. – Т. 48. – № 4.

  2. Еремин В.И., Векулина В.И. Практическая текстология былин // Русский фольклор. – Л., 1991.

  3. Шарушкина Н.В. Комментирование как текстологическая проблема // Современные проблемы филологической науки. – М., 1989.

Эстетическое и художественное

Основные задачи эстетики. Специфика эстетического переживания. Эстетическое и художественное. Эстетическое и прекрасное. Понятие художественного произведения; его отличительные признаки (внеситуативная ценность, возможность проецирования читательского «я» в структуру произведения, установка на раскрытие «внутренней правды» изображаемых явлений, единство формы и содержания). Мимесис и катарсис. Место литературы в ряду других искусств.
Основная литература


  1. Аристотель Поэтика. – Любое издание.

  2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

  3. Ауэрбах Э. Мимесис. – М., 1974.

  4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  5. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981.

  6. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

  7. Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.

  8. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 3 т. – М., 1968-1971.

  9. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.. 1962.

  10. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.

  11. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.

  12. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.

  13. Шестаков В.П. Эстетические категории. – М., 1983.


Дополнительная литература


  1. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4. – Л., 1973-1980.

  2. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964.

  3. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. – Любое издание.

3. Художественное произведение как система

Художественный образ (1ч.).

Понятие системности. Система и структура. Содержание и форма художественного произведения (эстетический объект и артефакт); их соотношение в различных искусствах. Произведение и текст. Уровневая организация художественного произведения. Проблема целостности. Поэтический мир художественного произведения. Идейно-тематический уровень. Понятия темы, идеи, концепции, проблематики, пафоса. Смысл произведения.


Основная литература


  1. Баевский В.С. Структура литературного произведения // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  2. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М., 1989.

  3. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  4. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  5. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. – М., 1958.

  6. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.

  7. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.

  8. Гиршман М.М. Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. – Донецк, 1990.

  9. Гиршман М.М. Единство и целостность литературного произведения: к определению и уточнению понятий // ХХ век. Литература. Стиль. – Екатеринбург, 1999.

  10. Ингарден Р. Двухмерность структуры литературного произведения // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.. 1962.

  11. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  13. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – Текст – Семиосфера. – М., 1996.

  14. Павиленис Р.И. Проблема смысла. – М., 1983.

  15. Палиевский П.В.Художественное произведение // Палиевский П.В. Литература и теория. – М., 1979.

  16. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. – М., 1977.

  17. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. – Красноярск, 1987.

  18. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). – Тверь, 2002.

  19. Хализев В.Е., Романова Г.И. Литературное произведение (анализ литературоведческого понятия) // Русская словесность. – 1994. – № 2.


Дополнительная литература


  1. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. –М., 1976.

  2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 3 т. – М., 1968-1971.

  3. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

  4. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. – Рига, 1973.

  5. Лучников М.Ю. Литературное произведение как высказывание. – Кемерово, 1989.

  6. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. – М., 1980.

  7. Руднев В. Морфология реальности: исследование по философии текста. –М., 1996.

  8. Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. – М., 2000.

  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

  10. Юркевич П.Д. Идея // Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990.

Художественный образ


Знак и образ. Классификация знаков (индексальные, символические, иконические). Образ как междисциплинарное понятие. Художественный образ и его специфика. Возможна ли без-образность в искусстве? Типы образов а) по соотношению означающего и означаемого (Автологические. Тропы. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Метафора в литературе и других видах искусства. Аллегория. Символ); б) по степени универсализма (индивидуальные, типические, топосы, архетипы). Художественная деталь. Внутренняя структура образа, его идиоматичность (концепция П. Палиевского). Художественный образ в живописи, кино, архитектуре, скульптуре, кинематографе, музыке. Специфика словесного образа. Слово как форма образа (концепция В. Кожинова).
Основная литература


  1. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica. Филологические исследования. – М; Л., 1990.

  2. Бройтман С.Н. Из лекций по исторической поэтике: Слово и образ. – Тверь, 2001.

  3. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.

  4. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. – Ниж. Новгород, 1997.

  5. Кожевникова Н.К. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика. – М., 1979.

  6. Кожинов В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М., 1964.

  7. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

  8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – Текст – Семиосфера. – М., 1996.

  9. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

  10. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

  11. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. (Статьи «К вопросу об эстетике кино», «Сущность изобразительных искусств», «К проблеме функций в архитектуре»).

  12. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. – М., 1962. – Т. I.

  13. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве: Философско-методологический анализ. – СПб., 1993.

  14. Теория метафоры. – М., 1981.

  15. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1996.

  16. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). – Тверь, 2002.

  17. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки. – М., 2003. – N 4.

  18. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.


Дополнительная литература


  1. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. – Тверь, 2001.

  2. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

  3. Малинина Н.Л. Диалектика художественного образа. – Владивосток, 1989.

  4. Малинина Н.Л. Проблема художественного образа // М.М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. – Саранск, 1992. – Ч. 2.

  5. Новиков Л.А. Значение эстетического знака // Филологические науки. - М., 1999. - № 5.

  6. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. – М., 1991.

  7. Слово и образ. – М., 1964.

  8. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М., 1985.

  9. Чичерин А.В. Ритм образа. – М.. 1980.

  10. Шмелев Д.К. Слово и образ. – М., 1964.

3. Автор. Герой. Читатель. (1 ч.).



Субъектная организация художественного произведения. Проблема автора. Традиционная «демиургическая концепция» авторства, диалогический подход Я. Мукаржовского, «смерть автора» и «рождение читателя» (Р. Барт). Повествовательные инстанции в эпосе и лирике. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой. Автор и герой в эстетической деятельности (концепция М.М. Бахтина). Читательская рецепция. Литературная герменевтика.
Основная литература


  1. Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

  2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.

  4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  5. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М., 1989.

  6. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин, 1982.

  7. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст-1985. – М., 1986.

  8. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – нач. ХХ века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. – М., 1997.

  9. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – М., 1979.

  10. Гришунин А.Л. Автор как субъект текста // Известия Российской АН. Серия литературы и языка. – М., 1993. – Т. 52. – № 4.

  11. Карпов И.П. Словарь авторологических терминов. – Йошкар-Ола, 2003.

  12. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

  13. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. – Ижевск, 1982.

  14. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск, 1992.

  15. Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику. – СПб., 2002.

  16. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.

  17. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. (Статьи «Индивид в искусстве», «Личность в искусстве»).

  18. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 1995.

  19. Чернец Л.В. Система персонажей // Русская словесность. – 1994. – № 1.


Дополнительная литература


  1. Автор и текст. – СПб., 1996.

  2. Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. – М., 1988.

  3. Бочаров С. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1962.

  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

  5. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

  6. Проблема автора в художественной литературе. – Воронеж, 1967-1974.

  7. Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1983-1990.

  8. Топоров В.Н. Об эктропическом пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) // От мифа к литературе. – М., 1993.

  9. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст-1989; Контекст-1990; Контекст-1991; Контекст-1992. – М., 1989-1992.

4. Сюжет и конфликт. (1 ч.).

Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные. Сюжет как форма существования конфликта. Сюжет и фабула. Проблемы теории сюжетосложения. Вопрос о лирическом сюжете. Попытки построения универсальных моделей сюжета. Вопрос о единицах сюжета (подходы Б.В. Томашевского, Р. Барта). Событие.
Основная литература


  1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. – М., 1987.

  2. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.

  3. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. – Рига, 1973.

  4. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. – Рига, 1990.

  5. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.

  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

  8. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). – Тверь, 2001.


Дополнительная литература


  1. Бальбуров Э. Фабула, сюжет, нарратив как художественная рефлексия событий // Критика и семиотика. – 2002. – № 5.

  2. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. – М., 1963.

  3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

  4. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

5. Теория композиции (1 ч.).

Композиция как системная категория. Принципы организации внутриуровнегого и межуровневого взаимодействия в художественном произведении. Внешняя и внутренняя композиция. Понятие точки зрения (по Б. Успенскому). Композиционные структуры в эпосе, лирике, драме. Строфика. Время и пространство в литературе и искусстве.
Основная литература


  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  2. Жирмунский В.В. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.В Теория стиха. – Л., 1975.

  3. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.

  4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

  5. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.

  6. Поляков А. О композиции литературного произведения. – Ишим, 1962.

  7. Пространство и время в литературе и искусстве. – Даугавпилс, 1987.

  8. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – М., 1974.

  9. Топоров В.Н. Пространство и текст // Структура и семантика. – М., 1973.

  10. Успенский Б. Поэтика композиции. – М., 1996.

  11. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987.

  12. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – Л., 1972.

  13. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. – 1994. – № 2.


Дополнительная литература


  1. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

  3. Холодов Е. Композиция драмы. – М., 1957.

  4. Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960.

6. Художественная речь. Поэзия и проза. Фоника. (1 ч.).

Специфика художественной речи. Литературный язык и язык художественной литературы. Поэзия и проза. Звуковые повторы в стихе. Рифма. Фигуры поэтического синтаксиса.
Основная литература


  1. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1979.

  2. Гаспаров М.Л. Стих и проза. Ритмика // Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925 г.. в комментариях. – М., 1993.

  3. Гончаров В.П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы. – М., 1973.

  4. Григорьев В.П. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. – М., 1979.

  5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1975.

  7. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. – М., 1982.

  8. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

  9. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. – Л., 1964.

  10. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: в 2 т. – М., 2002.


Дополнительная литература


  1. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи. – Париж, 1980.

  2. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.

  3. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. – Л., 1987. (см. также предисловия к разделам).

  4. Эткинд Е.Г. Материя стиха. – М., 1999.

Метрика и ритмика

Основные системы стихосложения в мировой литературе. Ритм, метр, размер. Эволюция русского стихосложения. Силлабическая поэзия XVII в. Реформа Тедиаковского-Ломоносова. Основные метрические и ритмические определители силлабо-тонического стиха (анакруза, сильное и слабое место (икт и междуиктовый интервал), пропуски метрического ударения, сверхсхемные ударения, каталектика, цезура, переносы, относительная сила ударений в русском языке). Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Полиметрические композиции. Верлибр. Ритм прозы.
Основная литература


  1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. – М., 1974.

  2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М., 1984.

  3. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. – М., 2000.

  4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

  5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  6. Осипов Б.И. Русские стиховые системы. – Омск, 2005.

  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

  8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: в 2 т. – М., 2002.

  9. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – Л., 1972.

  10. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. – Л., 1987. (см. также предисловия к разделам).


Дополнительная литература


  1. Баевский В.С. Стих русской советской поэзии. – Смоленск, 1972.

  2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. – М., 1989.

  3. Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

  4. Коваленко А.А. Практика современного стихосложения. – М., 1960.

  5. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 1970.

  6. Руднев В. Введение в науку о русском стихе. – Тарту, 1989.

  7. Сельвинский И. Студия стиха. – М., 1962.

  8. Тимофев Л.И. Очерки истории и теории русского стиха XVIII-XIX вв. – М., 1958.

  9. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. – Л., 1991.

  10. Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960.

7. Анализ литературного произведения (1 ч.).

Основные задачи литературоведческого анализа; границы его применимости. Анализ и интерпретация. Виды и способы анализа литературного произведения. Проблема целостного анализа.
Основная литература


  1. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.

  2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т. 2.

  3. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

  4. Зырянов О.В. Принципы анализа поэтического текста. – Екатеринбург, 2000.

  5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1975.

  7. Примеры целостного анализа художественного произведения. – Томск, 1988.

  8. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.


Дополнительная литература


  1. Анализ художественного текста: Литературоведческие штудии. – Омск, 1998.

  2. Арнольд И.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. – М., 1986.

  3. Аспекты и приемы анализа художественного произведения. – Л., 1983.

  4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.

  5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. – М., 1987.

  6. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М., 1989.

  7. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. – М., 1981.

  8. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1973.

  9. Методология анализа литературного произведения. – М., 1988.

  10. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. – Омск, 2001.

  11. Принципы анализа литературного произведения. – М.. 1984.

  12. Пруцков Н.И. Вопросы литературно-критического анализа. – М.; Л., 1960.

  13. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

  14. Учебный материал по анализу поэтических текстов. – Таллинн, 1982.

  15. Учебный материал по анализу художественных произведений. – Таллинн, 1979.

  16. Эко У. Два типа интерпретации // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 21.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет