Цифры в тексте после названия достопримечательностей - это мои пометки на карте, не обращайте внимания.
Если верить одним источникам, Ярославль, расположенный на слиянии Волги и реки Которосли, ведет свой отсчет с 862 года. Правда, более современные авторы считают, что история основания города связана с именем ростовского князя Ярослава Мудрого. С целью обезопасить подступы к Ростову Великому, он истребил в 1010 году все коренное население, которое, кстати, свое место жительства именовали не иначе, как " Медвежий угол". Объявив местное население язычниками, Ярослав не придумал ничего лучше как заодно убить и медведя, который для местных жителей являлся священным животным. Ну, а место, понятное дело, переименовал в город имени себя любимого. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».
Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.
Временем наивысшего расцвета Ярославля в домонгольский период было время правления ростовского князя Константина Всеволодовича и его сына Всеволода. Именно в это время город все чаще упоминается на страницах летописей.
В 1218 князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями: «послал сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода- на Ярославль». Так Ярославль стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества.
Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать по летописным источникам и данным археологических раскопок. Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними высился двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями. Появляются и первые каменные сооружения- нарядные величественные храмы в кремле и Спасо-Преображенском монастыре.
Исторический центр города находится как раз на стрелке. Там в древности был кремль и главный городской собор - Успенский. В последнем виде собор был сооружен в XVII веке и находился перед нынешним памятником героям войны и труда. Собор был разрушен при советской власти в 1930е годы. В память о соборе установлена скульптурная композиция в виде Ветхозаветной Троицы, но она стоит на аллее гораздо ближе к стрелке, чем располагался собор.
Ров древней крепости угадывается по расположенному в выемке стадиону и теннисным кортам. 1658 г. сильнейший пожар: сгорели 1,5 тысячи домов и мастерских, 3 монастыря, 29 церквей, торговые ряды, мосты. Город остался незащищенный. Стали строить каменную крепость. Всего было 16 башен, границы города были расширены, и стена проходила там, где теперь проходит Первомайская улица. От этих укреплений на Первомайской улице осталась проездная Власьевская башня 11а, да еще, пожалуй, угловая башня монастыря в конце ул. Нахимсона, которая, видимо, примыкала к городским укреплениям. Еще одна башня – Волжская 11 - сохранилась сильно перестроенная на набережной Волги.
Спасский монастырь 1, расположенный у главной переправы через Которосль, охранял западные подступы к городу. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII века в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада. При князе Константине Всеволодовиче, библиографе и покровителе искусств, кого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей, например свиток <Слову о полку Игореве>, которое было обнаружено в рукописном собрании Спасского монастыря в 1788 году.
Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был разорен и сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 года. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя - невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки- стала называться Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная. Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска Дмитрия Донского.
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Ярославлю была отведена почетная роль «государевой вотчины». Московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола.
Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе московского правительства. После огромного пожара в 1501 года по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII века. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивающийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней.
Вторым по значению архитектурным комплексом города продолжал оставаться Спасский монастырь, которому покровительствовали великие князья московские. Он по сути является Ярославским кремлем. В начале XVI века здесь был создан прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью. Судьба монастырских построек оказалась более удачной, чем собора в кремле. Сохранившиеся и восстановленные, они являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века. Центральный вход украшают Святые ворота. Они появились в 1516 и стали самой мощной крепостной башней. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля- Спасо-Преображенский собор. Он возведен в 1505-1516 годах. Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVI-XVIII веках- и нетитулованных богатых ярославцев. Северная паперть была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в «клейме» на северо-западном столпе: «...а подписывали мастера московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афанасий да Дементий Исидоровы дети».
К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты. Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрытии фресками. В XVI веке это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приезда знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы.
Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского монастыря является корпус келий ХVII века. Внутристенные лестницы, многочисленные ниши, тщательно продуманная система отопления, окна, освещающие лестницы и сени, - все свидетельствует о большом опыте строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения планировки жилья. В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в ХVI веке появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья. В 1550-1580 годах были возведены первые каменные стены и башни Спасского монастыря, после чего он стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». В начале ХVII века монастырская крепость по своей мощи превосходила обветшавшие укрепления кремля на Стрелке. В период борьбы с польско-литовской интервенцией (1612 год) благоустроенный Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 1613 году в монастыре останавливался по дороге в Москву Михаил Романов; отсюда была послана грамота, извещавшая о согласии его венчаться на царство. За заслуги в период Смутного времени Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса.
1827 Церковь ярославских чудотворцев (святые князья Федор Черный и его сыновья Давид и Константин, XIII в)
Звонница со смотровой площадкой, внизу церковь, где иконостас написан прямо на стене.
В конце 18 века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. Сейчас здесь музейный заповедник.
С середины ХVI века Ярославль - важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока( по Волге) и Европы ( через Архангельск - единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свое «подворья», откуда направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше - в Персию. Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране. Волга изобиловала рыбой: огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве; по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.
Во второй половине ХVI века неизмеримо вырос ярославский посад. Город окружили тесным кольцом многолюдные торгово-ремесленные слободы: Коровники, Стрелецкая, Ямская. Их названия связаны с занятиями местного населения.
ХVII столетие - поистине золотой век ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами.
Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии.
Во второй половине ХVII века многие русские города, ставшие губернскими, изменили свой облик - была произведена их перепланировка. Получил свой регулярный план и Ярославль (1778 год). В целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, но в корне менялась его средневековая схема. Центр города имеет регулярную планировку. Улицы от центральной площади (Красной) расходятся лучами к бывшим местам нахождения проездных ворот крепости. Пара башен и поныне видна в конце улиц. Широкий бульвар (пл. Челюскинцев) соединяет бывшее городище с центральной площадью.
Был создан новый центр, главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади - Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (Стрелка); построены новые жилые и общественные здания в стиле классицизма, благоустроена набережная Волги. С Основанием Петербурга - нового морского порта - Ярославль теряет свое прежнее ведущее значение на главном пути внешней торговли России с Западом, но начинает развиваться как промышленный город.
В ХIХ - начале ХХ века происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского севера».
В центральной части города практически полностью сохранилась историческая застройка 16-19 веков
Церковь Николы Рубленый город
Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город 6, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Церковь Николы Рубленый Город - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. Скромная по декоративному оформлению, церковь Николы Рубленый Город выделяется среди других храмов Ярославля гармоничностью и изысканностью пропорций.
Дата:
|
1695
|
|
|
Место:
|
Ярославль, Которосльная наб., 8
|
|
|
Заказчик:
|
посадские люди судостроители
|
|
|
Материал:
|
кирпич, белый камень
|
|
|
Престолы:
|
Николая
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь
|
|
|
Описание:
|
бесстолпный, перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом, с пятью декоративными главами
|
|
|
Композиция:
|
"кораблем", с трапезной и колокольней, крыльцом в юго-западной части
|
Волжская набережная сложилась в XVII -XX веках. Но обжита эта территория была значительно раньше. В XI веке здесь, на Стрелке, появился ярославский кремль. В XIII веке на берег Волги выходил торгово-ремесленный посад. В XV-XVI столетии вдоль Волги севернее посада находились слободы Благовещенская, Петровская, а с XVII века — Таборы.
Гуляя по Волжской набережной нельзя не обратить внимание на белокаменную беседку-ротонду, построенную в 40-х годах XIX века. Неподалеку от нее стоит красивый особняк XIX века — бывшая резиденция губернатора.
Храм Рождества Христова 8 – первая ярославская церковь, в оформлении которой использовались «муравленные» изразцы, позже ставшие фирменным знаком города.
Губернаторский дом и парк-музей "Губернаторский сад"
Построен в 1823 г., здесь побывали все царственные особы от Александра I до Николая II. Сейчас здесь художественная выставка.
Парк-музей открыт с мая по сентябрь, здесь проводится Всероссийская выставка-ярмарка колоколов.
Адрес: г. Ярославль, Волжская наб., д. 23, тел. (4852) 30-34-95, 30-35-04
Режим работы: с 10.00 до 17.30, кроме понедельника
Частный музей "Музыка и время" 2
Джон Григорьевич Мостославский собрал богатую коллекцию старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов, фарфоровых фигурок.
Адрес: г. Ярославль, Волжская наб., д. 33-а, тел. (4852) 32-86-37, 72-72-12
Режим работы: с 10.00 до 19.00
Храмовый ансамбль в Коровниках
Во второй половине ХVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников- ансамбль в Коровницкой слободе 4, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта. Построен на деньги посадских людей Ивана и Федора Неждановских. Ансамбль, состоящий из двух церквей ( теплый храм Владимирской Божьей Матери и холодный храм Иоанна Златоуста), колокольни и святых ворот, формировался на протяжении полувека в результате коллективного творчества нескольких поколений ярославских зодчих. Стремились, чтобы хорошо смотрелись с реки.
Церковь Иоанна Златоуста
Дата:
|
1649-1654
|
|
|
Место:
|
Ярославль, Коровницкая слобода
|
|
|
Заказчик:
|
посадские люди, Иван и Федор Неждановские
|
|
|
Материал:
|
кирпич, полихромная керамика, белый камень
|
|
|
Престолы:
|
Иоанна Златоуста
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь
|
|
|
Описание:
|
крестовокупольный четырехстолпный с пятью главами, из которых одна световая, четыре угловые декоративные, тремя апсидами
|
|
|
Композиция:
|
с двумя шатровыми приделами в восточной части и одноярусной галереей с трех сторон (церковь без подклета), с тремя крыльцами; в ансамбль церкви входят отдельностоящая шатровая колокольня (расположенная к юго-западу от церкви), теплая (зимняя) церковь Владимирской Богоматери (к югу от церкви Иоанна Златоуста) и ворота (с тремя симметричными проходами и восьмигранным ярусным завершением)
|
|
|
Перестройки:
|
1680-е - растесаны окна четверика, которые получили новые наличники, пучки полуколонок с белокаменными капителями на западных углах, крыльца; 1680-1690-е - изразцовый наличник центральной апсиды (8*5 м)
|
Церковь Владимирской Божьей матери
Дата:
|
1669
|
|
|
Место:
|
Ярославль, Коровницкая слобода
|
|
|
Материал:
|
кирпич, белый камень
|
|
|
Престолы:
|
Владимирской Богоматери
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь (зимняя)
|
|
|
Описание:
|
крестовокупольный, четырехстолпный (столбы квадратные), с внутренним сводом, отделяющим верхнюю часть от нижней обогреваемой; увенчан пятью декоративными главами; с тремя апсидами
|
|
|
Композиция:
|
с крыльцом перед западным фасадом; церковь входит в ансамбль церкви Иоанна Златоуста
|
Драматический театр им. Волкова 7 – один из интереснейших вариантов применения стиля модерн в провинции, один из лучших провинциальных театров. В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель - актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин.
Ансамбль церквей Николы Мокрого (1665-1672) и Тихвинской иконы Богоматери 9 как бы собрали все черты ярославской архитектуры (план, объем, форма колокольни, шатер)
Николая Мокрого
Дата:
|
1665-1672
|
|
|
Место:
|
Ярославль, ул. Чайковского, 1
|
|
|
Заказчик:
|
"гости" Астафий Лузин и Андрей Лемин, "посадские" Федор Выморов и Степан Тарабаев
|
|
|
Материал:
|
кирпич, белый камень, полихромная керамика
|
|
|
Престолы:
|
Николая
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь
|
|
|
Описание:
|
крестовокупольный четырехстолпный с пятью световыми главами, тремя апсидами
|
|
|
Композиция:
|
с двумя шатровыми приделами в восточной части и одноярусной, полузакрытой галереей с двух сторон (церковь без подклета), с тремя крыльцами, с колокольней у северо-западного угла
|
|
|
Перестройки:
|
конец 1680-х - нач. 1690-х - пучки полкуколонок на фасадах и изразцовые наличники; 1690-е - западный притвор
|
Тихвинской иконы
Дата:
|
1686
|
|
|
Место:
|
Ярославль, ул. Чайковского, 1
|
|
|
Материал:
|
кирпич, белый камень, полихромная керамика
|
|
|
Престолы:
|
Тихвинской Богоматери
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь (зимняя)
|
|
|
Описание:
|
бесстолпный, с одной декоративной главкой и алтарем прямоугольной формы
|
|
|
Композиция:
|
с трапезной, притвором
|
|
|
Перестройки:
|
1690-е - западный притвор
|
Дом Иванова (ул.Чайковского 4) 10дом богатого горожанина кон XVII века. Внизу склады, вверху – покои.
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи 5(1671-1687) - знакомая по купюре 1000 рублей вершина ярославского зодчества ХVII века
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма- настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Есть уникальные святцы «12 месяцев» (нижний ярус сев и юж стен), все святые. Подлинным шедевром ярославских ювелиров-серебряников считается кадило из церкви.
Дата:
|
1671-1687
|
|
|
Место:
|
Ярославль, Толчковская слобода
|
|
|
Материал:
|
кирпич, белый камень, полихромная керамика
|
|
|
Престолы:
|
Иоанна Предтечи
|
|
|
Функция:
|
приходская церковь
|
|
|
Описание:
|
крестовокупольный четырехстолпный, с пятью световыми главами, тремя апсидами
|
|
|
Композиция:
|
с трех сторон окружен галереями, два симметричных придела, увенчанных декоративным пятиглавием (северный и южный) в восточной части, крыльца перед тремя фасадами (западным, северным и южным); в ансамбль входит отдельностоящая колокольня, расположенная к юго-западу от церкви, и одновременная церкви кирпичная ограда с воротами
|
|
|
Перестройки:
|
после 1708 - четырехскатное покрытие
|
|
|
|
|
Где поесть
С едой в Ярославле у вас тоже проблем не будет: город большой, кафе и ресторанов здесь много. Мы рекомендуем обязательно посетить несколько заведений в пешеходной части города, например кафе 'Актер' на Кирова, 5 или кафе 'Эллада' на Кирова, 11. В исторической части города - парке 'Дружба' - расположено кафе 'Золотой медведь' (Первомайская, 7). На Первомайском бульваре, рядом с парком и театром им. Волкова вы найдете кафе 'Премьера', на набережной - кафе 'Лира'.
В других районах города заслуживают внимания кафе 'Калдахвары' на улице Советская, 21. Здесь подают блюда грузинской и армянской кухни, национальные вина. Поесть пиццу можно в кафе 'Тонино', которое находится на улице Собинова, 36а. Попить кофе - в кофе-туне 'Велта' на улице Андропова 25/9.
Пречистый край - один из красивейших уголков древней Ярославской земли. На территории района немало исторических памятников. Среди них - архитектурный ансамбль: величественный Спасский Собор (1912 г.), школа и больница в с.Кукобой - подарок купца И.А.Воронина своим землякам, Никольская церковь в с. Николо-Гора (1801г.) - единственная церковь, которая никогда не закрывалась со времени своего открытия, службы велись и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В Кукобое также находится памятник природы - Сосновый бор, являющийся излюбленным местом для отдыха местных жителей. Достопримечательностью парка является то, что в нём бьёт родник, который был освящён одновременно с храмом при приезде в Кукобой архиепископа Тихона. Кукобой привлекает туристов не только своей удивительной историей и природными ландшафтами, но ещё и тем, что в его окрестностях (непроходимых болотах и лесах) по сохранившимся в народе легендам когда-то проживала Баба Яга. Для сказочной героини в Кукобое построили Избушку, а также создали Музей Сказки. До сих пор неофициальным брэндом Первомайского района были пироги. Поэтому приём туристов у Бабы-Яги начинается с чашки чая и дегустации творений местных хозяек, которые свои кулинарные секреты передают только членам семьи. Здесь пекут особенные пироги с яйцом, повидлом и яблоками, брусникой и клюквой. Теперь в Кукобое - столице пирогов и родине Бабы-Яги - останавливаются туристы на пути в Череповец, Вологду, Ярославль, а также Великий Устюг. Владения Бабы Яги в Кукобое стали настолько известны, что частыми гостями здесь стали москвичи, заглядывают и иностранные гости.
А вот визитной карточкой районного центра п. Пречистое стал после своего открытия 28 августа 2004 года районный музей краеведения и леса, бывший Дом купца Свешникова. Историческое здание находится на территории парка - памятника природы, украшением которого является Успенская церковь (1801 г.) и зеркальная гладь пруда. В музее Вы увидите то, что нигде больше не увидите. Это работы талантливого, самобытного мастера резьбы по дереву, заслуженного работника культуры РСФСР Майданюка Виктора Васильевича, широко известного в Ярославской области и за её пределами, работы которого экспонировались на Ярославской, всероссийских и всесоюзных выставках и ВДН
Достарыңызбен бөлісу: |