Духовно-интеллектуальная жизнь и литературное творчество рубежа 19 и 20 веков. Границы этого периода: 1841 год Парижская Коммуна до 1918 года окончание 1-ой мир войны



бет1/6
Дата14.06.2016
өлшемі491 Kb.
#134500
  1   2   3   4   5   6
ВОПРОС 1
Духовно-интеллектуальная жизнь и литературное творчество рубежа 19 и 20 веков. Границы этого периода: 1841 год – Парижская Коммуна до 1918 года – окончание 1-ой мир. войны. Это особый период в развитии человеческой цивил-ии, его наз-ют перех-ым временем. Этот период имеет свои яркие особенности, как и всякое др. переходное время. Это период сложного сочетания минувшего 19 и нарождающегося 20 вв. Это еще 19 век, но уже нет, так как ощутимо начало совершенно иного века. Во всех сферах происходит своеобразное подведение итогов того, чем жил 19 век. Это время осмысления негат-го и утв-ия позит-го. Одновременно это время предвкушения того, чем может стать 20 век. В эту эпоху уже ясно, что складывается новая эстетика, но она пока остается никому не ясной. Это и есть мироощущение людей того времени. Это своеобразное соединение двух веков и определяет характер той эпохи. Ощутимые сдвиги происходят во всех сферах общ-пол. и соц. жизни. В это время в новую стадию развития входит капитализм, приобретая империалистический хар-р. Все еще процветает колониальная политика европейский стран и США, но она уже становится заметным будущий кризис, растет народное сопротивление, появляется новый мощный класс пролетариев, появляются новые демок-ие, соц-ие и соц-демок-ие партии. В это время возн-ют первые профсоюзные организации, они активно защищают интересы рабочего класса на разных уровнях. Разного рода стачки и забастовки становятся обычным явлением того времени. Значит. роль играют 3 события: 1. Парижская Коммуна (хоть и потерпела поражение, но это был первый опыт диктатуры, как власти, это был толчок для дальнейших событий. 2. Русская революция, хотя и потерпела поражение, но активизировало народные массы. С другой стороны два этих поражения породили неверие интеллигенции в возможность революционного преобразования жизни. 3. Дело Дрейфуса: офицер франц. армии был обвинен в передаче секретной информации вражескому штабу, он был еврей и антисемитично настроенный суд, убедившись в его невиновности, не только разжаловал его, но и приговорил к ссылки. Инф-ия случайно получило огласку, это вызвало большой резонанс в общ-ве, общество поделилось на 2 лагеря: дрейфусаров и антидрейфусаров. Одни требовали пересмотрения дела, другие обратного. Эмиль Золя публично выступил с требованием пересмотреть дело Дрейфуса. Пересмотрение состоялось, но оправдать было нельзя (подорвать авторитет правящих кругов), поэтому его снова признали виновным, но было сообщено, что если Дрейфус подаст официальную аппеляцию президенту дело будет прекращено, Дрейфуса оправдали. Это событие предст-ет хар-ые умонастр-ия людей того времени (идеалы правды и справедливости). Но это было лишь прощание с уходящим 19 веком, наступал новый 20-ый. В процессе первой мировой войны произошел окончательный переход чел-ой цив-ии к новому веку и это коснулось всех сторон жизни. Духовно-инт-ая жизнь нового времени затронула и лит-ое тв-во, связав его не только с общ-пол-ой, но и с философской мыслью эпохи. Фил-ия эпохи пред-ет собой сложный синкрет-ий состав своеобр-ых идей прошлого и наст-го. Фил-ия возд-ет и на нац-ые культуры. Это синкретизм фил-их идей от антич-ти до наст-го. Новое рожд-ие переж-ют идеи Платона, Гегеля, также распр-ся соц-ие и матер-ие идеи (Маркс, Энгельс). Популярны идеи вост-ой фил-ии (Китай, Япония). Также возд-ие на умы имеют фил-религ-ые идеи. По наст-му мощное возд-ие имеют идеи, родив-ся в 19 и прод-ся в 20 вв. Самая знач-ая: фил-ия позитивизма (идеи Шопенгауэра, Ницше, фр-фил Анри Берсона). Следует отметить и идем З. Фрейда, созд-ля фил-го психологизма (хотя он был и известен, но идеи знач-ое распр-ие его идеи пол-ли уже в 20 веке – фил-ия псих-ма). Фил-ия позит-ма сыграла большую роль и в русской жизни. В отн-ии лит-го тв-ва важны идеи позит-ма в 2-ух вар-ах (фр-за Канта и англ-на Спендера). Позит-ты исходят из идей агностицтзма, полагают, что окончательно познать ч-л невозможно, чел-ек ограничен жизн-ой реал-ю. Поэтому это фил-ия эмпирическая. Идея опытного знания явл-ся здесь одной из фунд-ых. Опыт здесь и источник и критерий знаний. Метод познания – синтез общих наук. Позит-ты сосред-ны на собирании конкр-ых жизненных фактов. Факт явл-ся самомтоятельным, его всесторонне описывают. Объяснить это можно тем, что в ту эпоху получили распр-ие ест-ые науки и вера в ест-ые знания. К решению проблем жизни и чел-ка подходят с т.з. проявления биол-их законов (закон размножения, 3-ех цикличности жизни, борьба сильных и слабых видов). Нравств-ые проблемы также рассм-ся с этой т.з. (пример Золя «Жерминаль», забастовка шахтеров: столкновение шахтеров и прав-ых войск – не два класса общ-ва, а 2 ест-биол-их вида). Помимо этого влияние оказывают фил-ие идеи Шопенгауэра. Широкую изв-ть приобр-ет его пр-ие «Мир как воля и предст-ие». Здесь раскрыта фил-ая конц-ия автора: мир – это действие воли, кот-ая пред-ет бытие мира. Действия той аоли иррац-ны, непостижимы для человека. Доля чел-ка лишь субъек-ые пред-ия. Шопенгауэр: «фил-ия – отражение жизни в понятиях. Но она не зад-ся вопросами откуда, почему, то есть не выяв-ет пр-сл. связей. Она лишь отв-ет на вопрос что есть мир?». Ш. знач-ен и в разр-ке теории иск-ва. Он считал, что поэт – это зеркалочел-ва, привносит в созн-ие чувства и дела, это всечеловек. Самопозн-ие в иск-ве – это связано с инт-ей, ед-ой возм-ю позн-ия. Инт-ия наиб-ее полно явл-ет себя в иск-ве, в личн-ти худ-ка. В иск-ве чел-к обр-ет наст-ую свободу, это домин-ий принцип эст-ки. Ницше – не дает опр-ой фил-ой сист-мы, его фил-ия сумма разных идей. На прот-ии всей жизни ост-ся верным непр-ию совр-ой эпохи во всех смыслах. Наз-ал ее эпохой атома и атомист-го хаоса. В конце жизни он приходит к класс-му песс-му, предрекает гибель чел-ой цив-ии. Стр-ся выд-ть новые основы мироустр-ва чел-ой цив-ии. Попул-на его идея «сверхчеловека». 2 трактовки: 1 поверх-ая: якобы утв-ил игнор-ие нравст-ти, чел-к над ней. 2 Мамардашвили – это лишь иное пон-ие нравст-ти, т.е. идеальная идея, пик высоты для чел-ка. Т.е. эта идея наоборот возв-ет чел-ка (Ницше предрекал гибель чел-ва, но стар-ся найти позит. возм-ти переоценки ценностей. Анри Берксо – полагал, что ист-на всегда рожд-ся как про-зр-ие и ист-ое вдохновение. «Твор-ая эвол-ия» - решает вопрос о возм-ти позн-ия сущего разумом. Говорит, что разум огр-ен, т.к. способен познать лишь поверх-ую природу вещей. А инт-ия наоборот творит самопозн-ие. Худ-ик заст-ет почувст-ть то, что не смог объяснить. Инт-ия - основа тв-ва. Проблема времени: Берксо связ-ет умопост-ие мира с личн-ю чел-ка, т.е. нет объек-го времени, а лишь его суб-ое воспр-ие. Т.е. смысл дейст-ти воспр-ся как неод-ый. Сама дейст-ть множится в разнообр-ии ее прояв-ий. Всецело охв-ть реал-ть невозм-но. Хенри Джеймс – «Жизнь есть движ-ие в тумане по кам-ой троп-ке, когда ориентиры почти неразл-мы». Новое чувство реал-ти породило иное пон-ие личности. Чел-ек неод-ен, т.к. сам многого не знает (пр: чем он сам явл-ся). Но он спос-ен не непредск-ые, немотив-ые чувства. Новый взгляд на чел-ка сопряжен с науч-фил-ой мыслью (биол-ое пон-ие). Это новое знание о мире и чел-ке прояв-ся и в лит-ом тв-ве. Скл-ся новый тип твор-ой личности. Поэт обл-ет истиной. НТТЛ – хар-ся беспр-ой свободойв миротолк-ии, в работе с неэст-им мат-ом, с худ-ой формой. ТЛ теперь своб-на, для нее один закон – собст-ая воля. ТЛ также ориен-на на идеи времени (пр: соц-ое нап-ие в лит-ре). Свобода как осн-ва тв-ва. Прояв-ся страсть к рац-му мышлению (теоретизирование тв-ва). На РВ пон-ие тв-ой лич-ти свзано с их жизнью: 1. их участие в ист-их и соц-знач-ых соб-ях (пр: Жюль Валес уч-ал в соб-ях времен Пар. Ком-ны). Даже те, кто заяв-ял, что иск-во над реал-ю, скл-сь к тому, что иск-во не сущ-ет вне чел-ва, а спос-ет возв-ию чел-их личн-ей (пр: Оскар Уальд утв-ал, что иск-во в чел-ой жизни бесп-но, т.е. не служит практ-им мерк-ым целям, но вместе с тем он заяв-ял, что иск-во возд-ет на чел-ка и облагор-ет его, особенно в его эпоху, когда якобы происх-ит дух-инт-ая дегр-ия). ТЛ РВ противор-ва и раскр-ся в двойст-ти: 1. многие прод-ют старые трад-ии в тв-ве, переосм-ая их 2. другие устр-ны к новаторству, писать по-новому, появ-ся эксперем-ть, то что потом в XX в. наз-ут авангардом. Фроха Артюра Рэмбо: поэзия больше не будет рифм-ть действия, а будет нах-ся в авангарде. Для поэзии хар-но стр-ие найти новые формыхуд-ой обр-ти. Утв-ся эстет-ие принципы: инд-ая ориг-ть, созд-ие своей манеры письма. Активность лич-ти и масс углуб-ют возз-ия пис-ей: лит-ра стан-ся связ-ой с пост-ой вопр-са о возм-ти разр-ть злобожн-ые проблемы общ-ва (пр: лит-ра Пар. Ком., пролет-ая лит-ра, соц-ая лит-ра). С этой пробл-кой связаны и неором-ты (Э.Л. Войнич «Овод»). Осн. темы под-ой лит-ры: усл-ия труда, произв-ая деят-ть, борьба за права. На РВ происх-ит обнов-ие старых худ-ых направлений, форм, жанров, приемов (пр: реал-ое тв-во в это время отл-ся от класс-го реал-ма Стендаля и Флобера). Обнов-ие переж-ют и драм-ие жанры: псих-ая драма стан-ся соц-но-псих-ой (пр: Генрих Ибсен «Кукольный дом»). Переосм-ие пол-ет и прием гротеск: стан-ся разв-ым, прием парадокса в тв-ве Б. Шоу и О. Уайльда также изм-ся. Рожд-ся новые напр-ие в лит-ре: рев-соц-ая, пролет-ая лит-ра, эстетизм, импрес-м. Появ-ся новые формы и жанры: верлибр (своб-ый стих). Жанры: в прозе домин-ют роман и новелла. Уходят в прошлое или переосм-ся такие жанры как сем-быт-роман, роман нравов, роман исповедь. Распрост-ны: роман-памфлет, псих-ий роман. Псих-ий роман стан-ся романом симв-им. Скл-ся жанр романа-траг-ии. Переом-ся рассказ, новелла. Появ-ся новые прозаики (Ги де Мопассан во Фр., Теодор Штор в Герм., Марк Твен в США, Чехов в России). Практ-ки в каждой стране имеется свой драм-г-новатор (Б. Шоу – Англ, Г. Гауптман – Герм., Г. Ибсен – Норв., Поль Клодей – Фр, М. Клотерлин – Бельгия). Что кас-ся США, то лит0ая жизнь здесь довольно провин-на, хотя лит-ра и получает мир-ое признание, но нет нац-ой театр-ой культуры и нет драм-га-новатора. Амер-цы довол-сь пьесами из Европы. Более всего поп-ен в США Э. Ростан. Созд-ие нац-ой драм-ии произ-ет после в 20-ые гг. ХХ в.
ВОПРОС 2
На РВ просл-ся тесное перепл-ие реал-их и нереал-их напр-ий и методов. Не смотря на то, что реал-м сохр-ет статус одного их вед-их напр-ий. Все-таки ведущими напр-ми в это время явл-ся напр-ия нереал-ие: к ним можно отнести: предмодернизм, неором-м, эстетизм, экспресс-м, симв-м, натур-м, импрес-м. С нереал-ми напр-ми РС связан декаданс – слово «декаданс» в пер-де на рус-ий язык озн-ет «упадок». Этот термин впервые приобрел изв-ть во Фр. в 80-х годах XIX в., когда там стал изд-ся журнал под названием «Декаданс». Декадентами наз-ли себя фр-ие симв-ты и нек-ые другие лит-ры. Однако со временем термин приобрел более шир-ое знач-ие и распр-ся не только на лит-ру, но и на иск-во в целом, на фил-ию, эст-ку. Под д. стали пон-ть мировоспр-ие в шир-ом смысле слова, хар-ое для новой эпохи. В конце XIX в. в евр-ой лит-ре сказ-сь настр-ия песс-ма, отчаяния и усталости. Поэты, драм-и, прозаики о мрачной дейст-ти, полном бессилии чел-ка, роковых, таинс-ых силах, госп-их в жизни. Они стали проп-ть культ иск-ва для иск-ва, индив-зм, аморализм. Наст-ла сумеречная пора, время утраты идеалов, пора разоч-ий. Важную роль в фил-ом обосн-нии д. сыграли нем. фил-фы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Они явились его дух-ми отцами. Многие иссл-ли имеют ввиду под декодансом разл-ые упадн-ие настр-ия. Но д. – это не только мироощущ-ие, но и напр-ие в худ-ом тв-ве. Д., как мироощ-ие связ-н с переосм-ми идеями Ницше. Это прояв-ся в том, что д. выр-ет ощущ-ия неудовл-ти и бессм-ти мира. Это желание ни о чем не думать и не мечтать, кроме как о чем-то далеком и заоблачном. Декоданс, как мироощущ-ие прояв-ся и в худ-ом тв-ве, он явл-ся основой худ-го тв-ва (пр: Малларме «Лебедь» - поэт-ся смерть. Тот же д-ий накал чувств Оскар Уайльд «Соломея»). На РС с большей силой прояв-ся авт-ая работа с худ-ым словом. Есть мнение, что слово в реал-ом тв-ве явл-ся сред-ом точного отобр-ия импер-ой реал-ти. Но слово в реал-ом тв-ве двойственно: а) точное воссоз-ие реал-ти (???«Собственник» Голдсуори, романная проза Томаса Гарди, роман «Жизнь и смерть», Марк Твен «Том Сойер»); б) инд-ое отн-ие автора к миру и чел-ку (???Ибсен «Кукольный дом», Рэмбо «Пьяный корабль», Франс «Остров Пингвинов»). ???Это вид-но в прозе Г. де Мопассана, А. Франса, братьев Манн, Г. Джеймса, М.Твена. В целом для худ-ых ориент-ов пис-ей этого напр-ия хар-но стр-ие выдумать или создать что-то непохожее на реал-ый мир, далекое от него.
ВОПРОС 3
На РВ просл-ся перепл-ие реал-их и нереал-их напр-ий и методов. Среди реал-их напр-ий: реализм, рев-соц-ая лит-ра, пролет-ая лит-ра. Следует отметить, что реал-м – это лишь один из методов лит-го тв-ва, а не его вершина (как в СССР). Двойст-ть реал-ма: 1. класс-ий. 2. рев-соц. лит-ра. 1. Это прод-ие трад-ий класс-го реал-ма сер. 19 в. Флобера, Бальзака, эпоха викторианцев: Элиот, Дикинс. Этот реал-м долгое время наз-ли крит-им, т.е. прогр-ым – критика бурж-го строя СССР). Этот реал-м наз-ли Крит-им и на Западе (Европа, США), т.е. и они усм-ли в нем облич-ые тенденции. Но есть и др. т.з. – этот реал-м именно класс-ий. Реал-ое тв-во РВ прод-ет трад-ии класс-го реал-ма: т.е. та же критика, слабая личночть взаим-ет с новым соц-ым порядком. Этот реал-м стр-ся отобр-ть действ-ть в соц-ом срезе: решить соц-ые проблемы, т.е. инд-ая судьба чел-ка в соц-ой мотив-ти (пр-сл-ый закон), даже тогда, когда речь идет о внутр-ем мире все свод-ся к соц-ым причинам. Этот реал-м стр-ся правдиво изобр-ть чел-ий хар-р в соот-ии с общ-ым устр-ов, результатом этого стан-ся худ-ое обобщение: тип-ые св-ва изобр-ся в тип-ых обст-ах. Реал-м РС насл-ет и поэтику: созд-ие эффекта достов-ти (подраж-ие реал-ти). К мин-му сведена худ-ая условность, фант-ка, гротеск и аллегория. Прод-ая приемы класс-го реал-ма авторы переж-ют обнов-ие. В реал-ме РС усил-ся траг-ое начало: возн-ет трагич-ий роман (Достоевский, Т. Гарди). В реал-ме РС ощутимо углуб-ие псих-го нач-ла (очевидно в прозе Рене Роллана, К. Брюньён). Углуб-ся и фил-ое начало – влияние эпохи. Это т.н. Интел-ая проза (с одной стороны пост-ка проблем – что такое чел-ая цив-ия?, с другой - эти проблемы раств-ся в тексте, в сюжете: пр. – Г. де Мопассан «Жизнь» - яркий пример этого). На РС с большей силой прояв-ся авт-ая работа с худ-ым словом. Есть мнение, что слово в реал-ом тв-ве явл-ся сред-ом точного отобр-ия импер-ой реал-ти. Но слово в реал-ом тв-ве двойственно: а) точное воссоз-ие реал-ти; б) инд-ое отн-ие автора к миру и чел-ку. Это вид-но в прозе Г. де Мопассана, А. Франса, братьев Манн, Г. Джеймса, М.Твена. Т.о. реал-м соед-ся с симв-ом, натур-ом, эстет-ом, имрпес-ом и это видно в тв-ве многих пис-ей этой эпохи. 2. Второе напр-ие в реал-ме РС – рев-соц-ая лит-ре, пролет-ая лит-ра. Это связано с эпохой – индустр-ия страны, распр-ся револ-ые идеи. Это напр-ие в лит-ре, этот реал-м раскр-ся в стр-ии исп-ть усл-ые формы совр-го тв-ва в драм-ии и прозе. Эта лит-ра тесно связана с неором-ом и натур-ом. Для этого напр-ия хар-ен жанр воспоминаний (пр: о годах Пар. Ком.). Активность лич-ти и масс углуб-ют возз-ия пис-ей: лит-ра стан-ся связ-ой с пост-ой вопр-са о возм-ти разр-ть злобожн-ые проблемы общ-ва (пр: лит-ра Пар. Ком., пролет-ая лит-ра, соц-ая лит-ра) С лит-рой Пар. Ком-ны связанно тв-во Жюля Валлеса. Он запеч-ел чем жил Париж времен Коммуны, воспр-ал эти события близко к сердцу. Также с лит-рой ПК связано тв-во Эжена Потье: клеймил старый мир, власти, разгон Коммуны и т.д. Центр-ое место в поэзии коммунаров зан-ет знам-ый гимн рев-го прол-та - «Интернационал». Созд-ый поэтом Эженом Потье в июне 1871 г., он пол-ил всеобщее признание. «Коммуна подавлена... а «Интернационал» Потье разнес ее идеи по всему миру, и она жива теперь более, чем когда-нибудь.» — писал В. И. Ленин. Музыку на слова Потье написал фр. рабочий Пьер Дегейтер. Приход массы на смену отд-му герою, масштабность и точность соц-го анализа, ист-диалек-ий подход к изобр-ию дейст-ти, рев-ый пафос нового типа – это завоев-ия Потье, кот-ые отраз-сь в «Интернац.» после него он созд-ет поэмы «Париж. Коммуна», «Рабочие Америки рабочим Фр.», «Партия рабочих». Их он публ-ет уже в иммиграции в США. Его посл-ие стих-ия вошли с «Инт-ом» в сборник «Рев-ые песни». В целом тв-во Эжена Потье пропитано гражд-им, рев-ым пафосом, стр-ем к новому, к свободе и т.д. Лучшим писателем этого напр-ия в англ-ой лит-ре был Уильям Моррис. Был членом Соц-дем-ой фед-ии. Орг-ал мит-ги, демонс-ии, нес людям рев-соц-ие идеи, ездил по стране с лекциями. Моррис был автом ряда рев-но-утоп-их и фант-их ром-ов и цикла «Социалистических песен». Вед-ми в этом сборнике стан-ся тема рев-ии и образ раб-го класса. Попул-ю пол-ся его «Марш рабочих». Поэзия Морриса прод-ла трад-ии рев-ной лирики Байрона и Шелли. Среди романов У. Морриса выд-ся «Сон про Джона Болла» (1887) и «Вести ниоткуда» (1890). Оба эти романа построены в форме сна или видения, только в первом из них уснувший герой перен-ся в далекое прошлое, в эпоху восстания Уота Тайлера, а во втором — в далекое буд-ее, в ХХ век. В романе «Вести ниоткуда» пок-аз соц-ое общ-во инт-ую, содер-ую жизнь, всеобщее увл-ие трудом, который стал главной потр-ю и радостью человека. Для романа У, Морриса хар-ны две важные черты: во-первых, он подч-ет, что только в соц-ом обществе людям будёт обесп-но примен-ие всех их талантов и жизнь станет по-наст-му красивой; во-вторых, он прямо гов-ит, что такое общ-во может быть постр-но лишь в рез-те рев-ции, большой напр-ой борьбы.
ВОПРОС 4
На РС в нац-ых лит-рах возн-ет неором-м. Приставка «Нео» озн-ет, что прод-ся ром-ое иск-во, но оно отл-ся от класс-го ром-ма. Возн-ие неором-ма связ-но с пеоерориен-ей на новые бурж-ые основы мироустр-ва (мир практицизма и бездух-ти). Неором-ки ориен-ся на поэтику худ-го тв-ва, св-ую класс-му ром-му, они неприяз-но отн-ся к совр-ой дейст-ти и прот-ют ей ром-ий идеал (субъек-ый идеал). Неором-ов интер-ет судьба отд-ой лич-ти, хар-ра в их искл-ти. Неором-ки исп-ют многие худ-ые приемы класс-го ром-ма (суб-ое начало, повыш-ая эмоц-ть, облик героя, автор-ая позиция). Они динам-но воспр-ят жизнь, строят жизн-ую цепочку, прим-ют прием контр-та: резкая антитеза в системе образов и стилистике. Неором-ки возр-ют гротеск, соед-яя траг-ое и комич-ое и т.д. Но неором-м – это и другое напр-ие в худ-ом тв-ве, имеющее отл-ия от класс-го ром-ма. 1. класс-ий ром-м склад-ся в школы (йенская, гейдельбергская, в Англии – лейкисты). А неором-м не склад-ся в школы, неором-ки сущ-ют как отд-ые личн-ти. Напр.: во Фр. Эдмон Ростан, Анри де Ренье «Живое прошлое», «Дважды любимая»; В Великобр-ии неором-м предст-ют: Роберт Луис Стивенсон «Остров сокровищ»; Джозеф Конрад «Термолино», «Сердце тьмы»; Редьярд Киплинг – предст-ль «литературы действия» - пис-ли этого напр-ия восп-ли в своем тв-ве чел-ка, как венца творения, кот-ый благ-ря своей дейст-ой поз-ии опр-ет и свою жизнь и жизнь др., неся в этот мир действенное, доброе начало, принципы нрав-ти). Всем изв-ны его произв-ие «Маугли», «Рики-тики-тави», также он восп-ет чел-ка и в поэзии «Мэри Глостер». В Герм-ии: неором-м пред-ет Герхарт Гаупман в своих пр-ях он соед-ет черты симв-ма, реал-ма, неором-ма («Вознес-ие Ганнеле», «Потонувший колокол» - явно влияние неором-ма). В США: самый мощный пред-ль неором-ма – Джек Лондон и его «Северный цикл». Скандинавия: Генрик Ибсен и его драм-ая поэма «Пер Гюнт» и Кнут Гамсун и его роман «Пан» и «Виктория». 2. В неором-ме добро и зло взаимосвязаны как в мире, так и в чел-ке. А в класс-ом ром0ме они против-ся. Напр.: Роберт Луис Стивенсон «Странная ист-ия доктора Джеклла…»: пок-на траг-ая нераздел-ть добра и зла в чел-ке, и легкая обрат-ть добра в зло. В финале д. Джекел понимая свою зав0ть от Хайда, чтобы избав-ся от зла с себе убивает Хайда, но т.о. убивает и самого себя. 3. Неором-ки более близки к совр-ой дейст-ти. Они ищут и нах-ят ром-го героя в наст-ем, а не в прошлом и в своей стране (пр. Киплинг, Лондон). Своей мировой славой французский поэт и драматург Эдмон Ростан обязан героической комедии в стихах «Сирано де Бержерак». Здесь мы можем увидеть поэзию бол-их чувств и подл-ую героику. В основу сюжета пьесы легли реал-ые соб-ия из жизни фр. поэта-вольнодумца Савиньена де Сирано де Бержерака (1619–1655). Истор-ий Сирано обл-ал многими ром-ми чертами, кот-ые отоб-ил Ростан. Он был зам-ым поэтом, фил-ом, драм-ом и в то же время отважным солд-ом, смелым, муж-ым чел-ом. Ко времени созд-ия "Сирано де Бержерака" Ростан был уже довольно изв-ым поэтом, к нему уже пришел театр-ый успех. Но новая пьеса как бы отодв-а на задний план, перечеркнула все до того созданное писателем. Гер-ая комедия "Сирано де Бержерак" - это пьеса о поэте, нап-ая большим поэтом. Это подл-ая вершина тв-ва Ростана. Поэту один-во удаются и большие фил-ие или лир-ие монологи и динам-ые диалоги, подл-ые слов-ые поединки. Продум-на и совер-на комп-ия пьесы. После довольно стрем-го начала, в котором много веселья, наст-ет нек-ое замедл-ие второго акта. Третий акт - это, казалось бы, кульм-ия, за кот-ой должна посл-ть развязка. Но еще бол-ей кульм-ии действие дост-ет в 4 акте (осада Арраса). Язык-ым харак-ам перс-ей Ростан уделял очень большое вним-ие. Подчеркнуто прав-на и холодна речь надм-го аристократа де Гиша; речь Рагно соткана из забавного смешения кулин-ых и поэтических терминов. Роксана говорит вначале, как утонч-ая "причудница", затем, охвач-ая большим чув-ом, она вклад-ет в слова подл-ый жар своего сердца. В этом произ-ии мы дейст-но видим черты неором-ма: 1. яркое наличие ром-го героя – сам Сирано. Герой пьесы Ростана был дейст-но чел-ом незаур-ым, он оставил яркий след в истории фр. лит-ры и общ-ой мысли. Он был смелым солдатом и отчаянным дуэлянтом, принял участие в многих военных дейс-ях. Он был также замеч-ым поэтом, глуб-им фил-ом, ориг-ым драмат-ом. В произведениях Сирано обращает на себя вним-ие не только многообр-ый талант их автора, но и его смелость. Таким был он и в жизни и на поле боя, и на шумной парижской улице, и в корол-их апар-ах. Дейст-но, остроумный, взбалмошный и неуживчивый, гордый в своей одинокой бедности, Сирано нажил себе при жизни немало врагов, а после смерти стал дост-ем легенды. Умер он в результате несчастного случая. В целом, драм-гу удалось уловить осн-ое в хар-ре этого примеч-го чел-ка - его смел-ть, правдолюбие, природный ум, незав-ый нрав. Добавив к облику героя нек-ые ром-ие черты, Ростан создал хар-ер яркий, самобытный, запом-ся, хар-ер Гер-ий. Кроме того, он нашел его в свое время и в своей стране. Черты неором-ма можно увидеть и в сев-ых рас-ах Лондона. Действие в них разв-ся на дал-ом Севере, в пределах Аляски и Канады, в краю Вечного Холода и Белого Безм-ия. Множ-во лиц, людей разных нац-ей, вероис-ия и обр-ия, разл-ых хар-ов, мужчин и женщин пок-но в них. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, авант-ы, бродяги. Одна из вед-их тем сев-ых рас-ов – это ром-ое против-ие природы и бурж-ой цив-ии. Капит-му общ-ву с его собст-ой моралью пи-ль прот-яет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но и своб-ее. Лондон разв-ет тему разлаг-го влияния золота, кот-ое превр-ет людей в фанатиков. Многие персонажи осужд-ся пис-ем за свою тягу к золоту и наживе, из за кот-ой они утр-ют чел-ть. Изобр-ие нравов золотоиск-ей явл-ся одной из знач-ых тем СР. Индивидуалистам, хищникам Лондон прот-ет бескор-ых людей, искр-юю любовь и верную дружбу. Ром-ий герой севых расс-ов – образ собирательный. Он склад-ся из особ-ей, свой-ых многим перс-ам. Так, у Хичкока в «Там, где расх-ся дороги», преобл-ют бескор-ие и храб-ть. Он готов ради спас-ия девушки-индианки рискнуть жизнью. Другой герой Мэйлмют Кид – старожил Севера, хорошо знает его быт и нравы. Он пол-ся огр-ым уваж-ем, его слово имеет реш-ее знач-ие. В «Белом безмолвии» он выступает в роли верного друга. После гибели Мейсона он прин-ет на себя заботы о его жене и ребенке. Т.о. осн-ми кач-ми ром-го героя СР Лондона явл-ся: сила, смелость, бесстрашие перед труд-ми и опас-ми, воля, упорс-во, чел-ть, гумм-ть и т.д. Ром-ка борьбы с природой часто явл-ся вед-ей темой у пис-ля. Соч-ие реал-го с ром-им, наиб-ее полно выяв-сь в СР. Пис-ль расск-ет о соб-ях необ-ых. В центре его вним-ия нах-ся искл-ые лич-ти. Они бегут от цив-ии и в усл-ях Севера ведут своб-ую, незав-ую, полную опас-ей и прикл-ий жизнь. Стр-ие к ром-ке явл-ся одной из главных особ-ей его тв-ва. Много псих-ма, внутр-го мира героев и много пейзажей. Ну, и, наконец, Э. Л. Войнич и ее «Овод». Здесь также пред-ен ром-ий герой, искл-ая лич-ть. В романе изображена Италия 30-40-х годов XIX в., для романа хар-на ист-ая точность, изоб-на эпоха полная опасностей деят-ть рев-ов. Ром-ий герой здесь Артур Бертон – рев-ер талан-ый жур-ст, прозвище «Овод». Он связан кров-ми узами и с Англией, и с Италией. Незак-ый сын итал-го свящ-ка и англ-ки, он посв-ил свою юность нац-но-освоб-ной борьбе Италии, став членом тайного общ-ва «Молодая Италия». Во второй части романа он пред-ет уже закон-ым рев-ом, разобл-им лживые идеалы и иллюзии своих соотеч-ов. Антирел-ая борьба зан-ет главное место в деятельности Овода, ибо он видит в катол-ой церкви опас-го и мощного врага нар-ых движ-ий в Италии. Т.о. явная черта неором-ма: герой из совр-ой жизни. Другая черта (совм-ие добра и зла в чел-ке) раскр-та в др. пер-же - Лоренцо Монтанелли. Это искр-не вер-ий свящ-ик, к тому же выд-ся чел-ек и нежно люб-ий отец. Но рел-ия вст-ет в его душе в неразр-ый конфликт с живыми чел-ми чув-ми. Далее развить эту мысль.
ВОПРОС 5
До сих пор идут споры – явл-ся ли симв-м вед-им лит-ым напр-ем того времени или одним из, но все равно – это знач-ое напр-ие в ист-ии мир-ой лит-ры. Не смотря на то, что симв-м признан в своей знач-ти и иссл-ан в тип-их св-ах, до сих пор ост-ся вопрос – что же такое с.? Возник с. во Фр., далее распр-ся по Европе и далее США. Класс-ий период с. пред-ен такими именами как А. Рэмбо, П. Верлен, Ш. Бодлео. В 80-ых гг. 19 века с. сущ-ал лишь на ур-не инту-ых посылов. Но далее он пол-ил теор-ое осм-ие литхвед-ов и критиков. В 1886 г. был опубл-ан «Манн-т с-ов» («газета Фигаро»). Но это еще не всецелое отобр-ие симв-ма, а лишь взгл-ды отд-го лит-го кружка. Пастернак: «С., как худ-ое явл-ие никем не был выдуман. Сама дейс-ть ориен-на на утв-ие новых прин-ов иск-ва. В реал-ти той поры ощущ-ся разрыв между матер-ым и дух-ым, идеал-ым и мерк-ым. Эта двой-ть порождает двой-ое воспр-ие, когда дух-инт-ое, идеал-ое, сверхчыв-ое вопр-ся как ист-ое, а матер-ое, как неист-ое. Т.о. симв-м это не только отраж-ие чувств реал-ти, но и отр-ие склон-ти к симв-ции. С. был и раньше: 17 век – барокко, позже ром-ое тв-во, в 20 в. – с. Это св-во чел-го созн-ия обоз-ил О. Уайльд: «Иск-во – это символ, т.к. сама жизнь – это тоже символ». То новое, что яв-сь в эту эпоху: ощущ-ие разрыва между идеал-м и реал-м. С. в худ-ом тв-ве скл-ся в реак-ии на парн-ую поэзию и натур-м в иск-ве. С-ты, стр-ясь вопл-ть в тв-ве трад-ии романа, не принимали ни того, ни др. Парнасцы эстетика: жить вне инт-ов совр-ой дейст-ти, первозн-но только иск-во, следует создать особый поэт-ий мир. Они обр-сь к прош-му: ант-ть, средневек-е. Стр-сь соз-ть объект-ый образ без лир-го лич-го начла. Их стихи бесстрастны – новое иск-во д. игнор-ть чел-ое личн-е начало (пр: Теофиль Готье, Мори Жозе Ередиа). Натур-ты: пон-ли чел-ий х-р, только с т.з. его прояв-ия в жизни, т.е. прояв-ия биол-их св-в. Индивид – прир-ая особь, чье повед-ие опр-ют ум, страсть, и т.д. С-ты не прин-ли ни тех, ни др. Их пон-ие иск-ва связано с фил-ий Канта, Шоп-ра, Ницше, Берксо. Возд-ие фил-ии очев-но, но с., как особое иск-во не слож-ся искл-но под возд-ие фил-ой идеи. Первосн-ой эст-ки с. явл-ся отход от дейс-ти с ее мат-но конк-ым пон-ем мира и инт-ес к дух-му. Дей-ть м. служить лишь отпр-ой т. для иск-ва. С-ты уст-ны к «высшей реал-ти», нечто неврем-ое, вечное, что сущ-ет вне чел-ка, но и в чел-ке прояв-ся иногда. Эту реал-ть из-ть или описать невоз-но. Ее м. только инт-но поэт-ки провидя подск-ть, намек-ть на нее. Здесь прояв-ся инт-ия и поэта и чит-ля. Это убеж-ие выр-л С. Малларме «О лит-ом разв-ии»: «Назвать пред-т, значит на 3\4 утр-ть насл-ие при чтении, наша задача вызвать пр-т, т.е. сугестировать, подсказать. И это присуще только выс-му иск-ву. С-ты стр-ся найти идеал-образ, образ символ. ОС зан-ет особое место. Анри Доренье: «С-ты сделали ОС шлавным прин-ом жизни и худ-го отр-ия». ОС двуплановый: 1. конк-ая, матер-ая сторона. 2. то, что откр-ся инт-но. Ч.-н. конк-ое в ОС выявить невоз-но. ОС отл-ся повыш0ой сугес-ю, т.е. стр-ся вызвать опр-ые ощущ0ия, эмоции, кот-ые скл-ся в кар-ну ист-ой реал-ти. Многоз-ти ОС дост-ет обл-ая особым обр-ым св-ом: обр-худ-ый синкретизмсимвола и мета-ры. Для этого соз-ся особые верб-ые сит-ии в тексте, когда слова тер-ют прив-ые знач-ия, приоб-ют др. С-ты пред-ли, что из всех иск-в только музыка м. выр-ть ист-ую реал-ть. Поэтому музыка в из тв-ве играет важную роль. Клок де Бюси: «Музыка нач-ся там, где бесс-но слово». К музыке наиб-ее близка поэзия. Поэзия д. приб-ся к музыке даже исп-уя звуки. С-ты стар-сь сдел-ть поэзию мелод-ой. Это привело к соз-ю верлибра, т.е. своб. стиха. Поэзия отходит от прав-го стих-ия (Фр. – силаб-ий). Вер-р хар-ся соед-ем стиха четного с нечет-ным в пред-ах одного текста. В рифме в-ра также безгр-ая свобода. В-р затр-ул и строфику (свобода: черед-ие разных в одном тексте. Строфика – это кол-во строк и одном отр-ке: четв-ие. Созд-ль в-ра Поль Верлен. С-м в эст-ке и поэт-ке – это утв-ие худ-ых прин-ов: все из них подч-ся одному закону: лич-ая воля худ-ка. Для с-та сущ0ет лишь закон инд-ой свободы. Это опр-ет многосост-ть и разнооб-ть приемов. Важно: с. не сущ-ет в чистом виде, только в сплаве с др. напр-ми. Общие черты: субъек-м (на раз-ых ур-ях худ-го тв-ва), лиризм (воспр-ие уник-го мира худ-ка), осн. мотивы наст-ия поэта – неуд-ть, тоска по идеал-му, бессм-ть жизни, пердчув-ие смерти. Углуб-ие псих-ма: авторы конс-ют мотивы бесс-го и подс-го (Верлен, Маларме). Инт-ия над рац-ым, устр-ть к тдеал-му, скл-ны к сложной обр-ти, богат-во метафор, появ-ся мет-символы («Пьяный корабль»). С-ты делают поэзию с-ой и муз-ой. Они эксп-ют в языке и худ-ой лексике.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет