ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Материалы по историографии
Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета Московского университета
История Древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие / Сост. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200 с
В учебном пособии представлены фрагменты из трудов советских
востоковедов 30-80-х годов XX в. (В. В. Струве, Г. Г. Гиоргадзе,
Г. Ф. Ильина и др.), а также переводы исследований зарубежных
авторов по важнейшим проблемам истории стран Древнего Востока.
Хрестоматия предназначена прежде всего для проведения семинарских
занятий по истории Древнего Востока на 1 курсе исторических фа-
культетов. Материалы подобраны по темам: рабовладение в Египте
Нового царства, социальные отношения по законам Хаммурапи, фор-
мы зависимости в Хеттском государстве, рабство в древней Индии.
Издание содержит методические указания и комментарии.
Для студентов-историков и востоковедов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание предназначается главным образом для проведения се-
минарских занятий на 1 курсе исторических факультетов. Как известно, ос-
новной задачей университетского семинара является воспитание навыков са-
мостоятельной работы с источником. Обычно студенты используют перево-
ды, помещенные в «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (М., Выс-
шая школа. 1982. Ч. 1-2). В ней содержится подборка источников для
проведения занятий и подготовки студенческих докладов, сообщений, кур-
совых работ по определенным темам. Самостоятельный анализ источника
не только не исключает знакомства с научной литературой, но, напротив,
требует такого знакомства. Однако существуют препятствия, затрудняю-
щие, а нередко исключающие сколько-нибудь систематическую работу над
историографией. Многие исследования публиковались давно, небольшими
тиражами и стали библиографической редкостью. Замечания по тем проб-
лемам, которые рассматриваются в семинаре, порой рассеяны в моногра-
фиях, недоступных первокурснику ни по объему, ни по характеру изложе-
ния, изобилующего сносками и цитатами на языке оригинала, лингвистиче-
скими экскурсами и т. д. Наконец, в том случае, когда студенту рекоменду-
ется та или иная работа, значительная часть ее содержания проходит мимо
его внимания из-за того, что вырвана из историографического контекста.
Научная литература на общих семинарских занятиях зачастую используется
лишь эпизодически, с чисто информационными целями, и отношение к ней
складывается догматическое.
Составители настоящего издания стремились обеспечить историографи-
ческим материалом ряд тем семинарских занятий, предусмотренных в «Хре-
стоматии но истории Древнего Востока». Естественно, что в каждой из по-
мещаемых ниже статей может быть найден дополнительный материал из
других, недоступных студенту, источников; статьи служат помимо прочего
и неким комментарием к разбираемому на семинаре тексту. Но главная
цель заключалась отнюдь не в сообщении новых фактов. Исследования вос-
токоведов подбирались таким образом, чтобы продемонстрировать наличие
разных концепции, дискуссионных интерпретаций одного и того же текста
источника. Студенческая группа включится таким образом в обстановку на-
учного диалога и вынуждена занимать определенную позицию в споре.
Несомненно, серьезный исследователь, изучающий ту или иную пробле-
му, должен обращаться к иному изданию монографии и к литературе на
разных языках. самостоятельно подбирать эту литературу и т. д. Точно так
же и с источником необходимо работать только в оригинале - будь то
санскрит, древнеегипетский, хеттский или аккадский языки, ибо всякий пе-
ревод уже является интерпретацией. Но если студенты в семинаре на I кур-
се используют источники в переводах, подобранных в хрестоматии, то не
менее оправдано создано специальных хрестоматий и по историографии.
Учитывая учебный характер издания, мы сочли необходимым пойти на
известные сокращения как с целью уменьшения объема публикуемых ра-
бот, так и облегчения их восприятия. Латинская транслитерация заменена
русской, сноски на литературу даны лишь самые необходимые, чтобы сохра-
нить историографический контекст. Каждая опубликованная работа-часть
историографии определенного времени, и какое-либо ее исправление и под-
новление недопустимы. Редакторы и составители стремились максимально
бережно относиться к авторским идеям и системе доказательств. В то же
время представляется нецелесообразным сохранение таких утверждений, ко-
торые содержат заведомые фактические ошибки. Сохранение их потребовало
бы чрезмерного расширения комментария и понапрасну отвлекало бы вни-
мание студента. Любые идеи-как бы они ни были спорны с точки зрения
современного историка - должны быть сохранены как часть авторской кон-
цепции. Анализ явно тенденциозных построений полезен для студентов не
менее, чем образцы объективного и взвешенного исследования, - задача, в
конце концов, в том и заключается, чтобы продемонстрировать все возмож-
ные пути и направления интерпретации источников, постановки и решения
конкретной исторической проблемы. Но в том случае, когда интерпретация
текста безнадежно устарела в филологическом отношении, она перестает
представлять интерес для историографии вопроса.
Поскольку тема обычно формулируется с указанием конкретного источ-
ника (например, «рабство по хеттским законам»), то и фрагменты из иссле-
дований подбирались таким образом, чтобы аргументация строилась на том
же доступном студенту материале. Лишь при этом условии утверждения
историка могут быть проверены по переводу источника, сопоставлены с
утверждениями других исследователей, таким образом, и для студента по-
является возможность определить свое отношение к позиции каждой из
дискутирующих сторон. Последнее нам кажется особенно важным, ибо за-
ставляет начинающего историка по-иному относиться к авторитетам. Исто-
риография, включая, разумеется, и учебник, перестает быть суммой фактов
и собранием истин в последней инстанции. Она превращается в арену борь-
бы идей, где каждый-в меру своих знаний и способностей-может при-
нять участие.
Работы, как правило, располагаются по хронологии. Это дает возмож-
ность проследить противоборствующие тенденции развития исторической
мысли, выявить не просто отдельные соображения, характерные для того
или иного времени или автора, но и систему взглядов, общую историческую
концепцию. Данное издание может стать пособием для историографических
штудий - в том скромном объеме, в котором они возможны и необходимы
на 1 курсе. Задания по написанию конспектов, рефератов, рецензий обзо-
ров являются существенной частью подготовки курсовой (в конечном счете
и дипломной) работы.
Четыре раздела книги, конечно, не исчерпывают ни тематики занятий на
1 курсе, ни богатства историографии, хотя бы и преимущественно советской.
Все они, как и большинство тем, предусмотренных «Хрестоматией по исто-
рии Древнего Востока»,-связаны с социально-экономической историей.
Склонность преподавателей вести занятия именно по этим темам и источни-
кам вполне правомерна, так как на 1 курсе - в начальном курсе историче-
ского образования-требуются компактность источников и предельная кон-
кретность поставленных проблем. Для сборника историографических мате-
риалов подобная тематика представляется удачной и в ином отношении.
Никакие другие проблемы древней истории не изучались в советской науке
столь основательно и нигде не было столь разноречивых суждений. Эволю-
ция общих концепций, противоречия между исследователями в самой поста-
новке проблем, в решении многих частных вопросов - это и делает данные
материалы полезным средством для обучения «ремеслу историка». Состави-
тели старались сохранить авторские примечания (помечены в тексте цифра-
ми). Комментарии составителей (обозначены буквами русского алфавита)
расположены в конце каждого раздела.
Включение в сборник той или иной работы диктовалось отнюдь не зна-
чительностью вклада ее автора в науку. В настоящем издании нет важней-
ших тем по истории Шумера (с фундаментальными исследованиями
И. М. Дьяконова, А. И. Тюменева, ряда зарубежных исследователей), нет
темы по поздневавилонскому рабству (в советской науке представленной
основательной монографией и статьями М. А. Дандамаева), нет тем по со-
циальной структуре Китая, до сих пор вызывающей особенно ожесточенные
споры. В то же время в подборку публикуемых текстов намеренно включе-
ны фрагменты работ устаревших или несовершенных. Главное заключается
в том, что отобранные материалы отражают наиболее характерные - для
определенного периода или школы - подходы к источнику и проблеме. Кро-
ме того, необходимо учитывать, что пособие вовсе не заменяет списка ре-
комендованной студентам литературы, оно не ограничивает свободы выбора
преподавателем тематики и круга используемых на занятиях работ.
При вынужденной ограниченности сюжета и объема предлагаемое из-
дание позволяет читателю сравнивать постановку одних и тех же общих
проблем на материале источников разных стран. Несмотря на различие ис»
точниковой базы, развитие советской египтологии, ассириологии, хеттологии,
индологии проходило, в известной мере, сходные этапы. В литературе по-
следних лет есть уже несколько общих обзоров историографии по дискус"
сионным проблемам общественного строя на Древнем Востоке. Полезны, в
частности, содержащие обширную библиографию книги: Никифо-
ров В. Н. Восток и всемирная история. М., 1975; Неронова В. Д. Вве-
дение в историю древнего мира. Пермь, 1973. Можно надеяться, что и на-
стоящее издание, включающее обширные фрагменты из работ полузабытых
и нередко труднодоступных, поможет понять общую картину развития на-
уки о древнем мире - с ее достижениями, противоречиями и слабостями -
и заинтересует не только студентов-историков 1 курса.
А.А. Вигасин
Раздел I
РАБСТВО В ЕГИПТЕ НОВОГО ЦАРСТВА
Источники по данной теме до-
вольно разнообразны, относительно многочисленны, разбро-
саны по публикациям, не всегда доступным студентам. Как
известно, древний Египет не оставил нам судебника или како-
го-либо другого значительного по объему письменного памят-
ника, который мог бы стать основным источником сведений о
рабстве в долине Нила. Поэтому целью составителя было так
подобрать литературу, чтобы читатель смог не только получить
представление об общей линии развития историографии по дан-
ной проблеме, но и увидеть, как разными исследователями ин-
терпретируются источники, доступные благодаря ХИДВ 1980
и 1963 гг. Перечислим документы, привлекаемые из ХИДВ
1980 г. Ч. 1 (в скобках указаны соответствующие страницы
ХИДВ 1963 г.)а:
1. Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса - док. 18,
с. 63-65 (81-83).
2. Стела Аменхотепа II из Мит-Рахине-док. 20, с. 71-
74 (96-99).
3. Декрет Сети 1 из Наури-док. 24, с. 83-90 (-).
4. Документы из архива Меси-док. 27, с. 93-96 (109-
112).
5. Преследование беглых рабов-док. 30, с. 103-104 (136-
137).
6. Положение различных слоев населения Египта по школь-
ным поучениям – док. 31, с. 104-107 (137-140).
7. Завещание Рамсеса III-док. 32, с. 107-115 (132-136)
8. Протокол судебного разбирательства по делу о покупке
рабыни - в ХИДВ 1980 г. отсутствует (130-132).
Проблема форм зависимости в древнем Египте достаточно
разработана в советской историографии, поэтому составитель
была вынуждена ограничиться эпохой Нового царства и попы-
таться вычленить полемику по поводу терминов «бак» и «хем»,
не касаясь дискуссий о социальном положении других слоев
населения (мерет, хентиуше и пр.).
Первая из помещаемых ниже работ - отрывок из знамени-
того, почти четырехчасового доклада В. В. Струве (1889-1965)
в ГАИМК в мае 1933 г. «Проблема зарождения, развития и
разложения рабовладельческих обществ Древнего Востока»,
ставшего важнейшим событием дискуссии 20-30-х годов о ха-
рактере общественного строя на Востоке в древности. В этой
работе акад. В. В. Струве использовал материал новоегипет-
ских источников. Доклад был опубликован в 1934 г. в «Извес-
тиях ГАИМК» (вып. 77) с многочисленными ссылками на ис-
точники и литературу и, что чрезвычайно существенно для изу-
чения историографии, - с текстами выступлений в прениях и
ответами докладчика.
Для нашей темы были отобраны, естественно, фрагменты
выступлений египтологов. Первым довольно подробно критико-
вал докладчика И. М. Лурье, придерживавшийся тогда «фео-
дальной» концепции. Другой фрагмент - из выступления
Ю. Я. Перепелкина, отрицавшего правомерность употребления
термина «крепостной» для перевода текстов времени Древнего
царства (в качестве источника им были использованы надписи
и изображения в гробницах вельмож) и обратившего внимание
на социальный статус рабовладельцев эпохи Нового царства.
Следующая работа - отрывок из статьи 1938 г. И. М. Лу-
рье (1903-1958), посвященной анализу документа о деле
Иритнефрет. Один из наиболее горячих оппонентов В. В. Стру-
ве, он активно занимался социально-экономической историей
Египта, пытался отстаивать свою точку зрения. В другой статье
того же времени (Иммунитетные грамоты Древнего царства//
ТОВЭ. 1939. 1. С. 93-139) И. М. Лурье высказывается более
решительно о «неразвитом феодальном» характере общества
Древнего царства.
1951 годом датируется статья И. С. Кацнельсона (1910-
1981), фрагменты которой помещены ниже не только потому,
что содержат критику выводов И. М. Лурье и касаются данных
легко доступного читателю источника (стела Аменхотепа II из
Мит-Рахине), но и потому, что статья отразила некоторые ти-
пичные черты советской историографии 40-50-х годов.
Затем следует рецензия московского исследователя
И. А. Стучевского (1927-1989) на книгу арабского египтолога
Абд эль-Мохсен Бакира «Рабство в древнем Египте» (Каир,
1952), остающуюся, несмотря на ее неоднократно отмеченные
в нашей и зарубежной литературе недостатки, работой, изуче-
ние которой совершенно необходимо для исследования темы
рабства в Египте.
В 1966 г. вышла книга И. А. Стучевского «Зависимое насе-
ление древнего Египта» (М.), IV главу которой - «Проблема
рабства» - мы приводим в сокращенном виде. Отметим, что,
по мнению автора, «основным социально-экономическим содер-
жанием понятия «азиатский способ производства» является со-
четание двух первичных линий классовых противоречий - кре-
постнической и рабовладельческой. [...] Можно было бы гово-
рить о «феодально-рабовладельческой формации», понимая в
данном случае под феодализмом государственно-общинную
форму крепостничества» (с. 158). Этому важнейшему теорети-
ческому вопросу посвящена специальная статья: Стучев-
ский И. А., Васильев Л. С. Три модели возникновения и
эволюции докапиталистических обществ (к проблеме азиатско-
го способа производства)//ВИ. 1966. № 6.
Наконец, завершают подборку работы двух ленинградских
египтологов, которым принадлежат фундаментальные исследо-
вания по социально-экономической истории древнего Египта -
Ю. Я. Перепелкина (1903-1982) и Е. С. Богословского (1941-
1990). Пожалуй, логичнее для соблюдения хронологии было бы
поместить сначала отрывок из главы «Египетское общество во
времена Нового царства (XVI-XII вв. до н. э.)», написанной
Ю. Я. Перепелкиным значительно ранее 1988 г., когда вышла
в свет II часть коллективного труда «История Древнего Вос-
тока». Однако составитель полагает, что этот отрывок о рабст-
ве в Египте Нового царства уместен в качестве некоего заклю-
чения всей подборки ввиду обобщающего характера самого
труда и учитывая то обстоятельство, что он принадлежит перу
одного из лучших знатоков египетской древности. Любопытно
сравнить этот отрывок с выступлением Ю. Я. Перепелкина в
прениях по поводу доклада В. В. Струве в 1933 г. и с его гла-
вой по истории Нового царства из «Всемирной истории» (М.,
1955. Т. 1).
Е. С. Богословский изучал социально-экономическую исто-
рию Египта Нового царства (в основном на материале поселка
работников царского некрополя в Дер эль-Медина).
Несомненно, что без трудов этих ученых серьезное исследо-
вание проблемы форм зависимости в древнем Египте невоз-
можно.
Для удобства читателей и облегчения печатания книги ла-
тинская транскрипция египетских согласных заменена русской,
почти полностью сокращен научный аппарат (некоторые сноски
внесены прямо в текст в круглых скобках), произведены очень
небольшие композиционные перестановки (в работах В. В. Стру-
ве и Ю. Я. Перепелкина). Кроме того, в трудах Ю. Я. Пере-
пелкнна и Е. С. Богословского передача древнеегипетских соб-
ственных имен и географических названий в огласовке на ново-
египетский лад, предложенная Ю. Я. Перепелкиным, заменена
на традиционную условную (чтение авторов дается в скобках
при первом упоминании). Сокращения в тексте обозначены от-
точием в скобках; слова, вводимые составителем, даны также в
квадратных скобках. В список литературы внесены моногра-
фии и статьи по данной теме, на которые ссылаются авторы
публикуемых ниже работ.
ЛИТЕРАТУРА
Берлев О. Д. Стоимость раба в Египте эпохи Среднего царства
//ВДИ. 1966. № 1. С. 28-39.
Он же. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М.,
1972. С. 147-156.
Он же. Общественные отношения в Египте эпохи Нового царства. Со-
циальный слой «царских хемуу». М., 1978.
Он же. Древнейшее описание социальной организации Егнпта//Пробле-
мы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М.,
1984. С. 26-34.
Он же. Цифровые данные по угону населения покоренных стран в Егип-
те//Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.
С. 86-108.
Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. (К со-
циальной истории Египта XVI-XIV вв. до н. э.). М., 1979.
Он же. Собственность и должностное владение в древнем Египте (по
материалам из Дер эль-Медина)//ВДИ. 1979. С. 3-23.
Он же Государственное регулирование социальной структуры древнего
Египта//ВДИ. 1981. № 1. С. 18-34.
Он же. Об основных производителях материальных и духовных ценно-
стей в Египте второй половины II тысячелетия до н. э.//Проблемы социаль-
ных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984. С. 52-
80.
Виноградов И. В. О так называемых ^держателях земли» в папи-
русе Вильбур//ВДИ. 1969. № 1. С. 31-44.
Кацнельсон И. С. О значении древнеегипетского термина «мерет» //
ВДИ. 1954. № 2. С. 19-27.
Коростовцев М. А. Декрет Сети 1 в Наури//Исторический архив.
1939. № 2. С. 238-287.
Лурье И. М. К проблеме домашнего рабства в древнем ЕГИПТС//ВДИ.
1941. № 1. С. 196-198.
Он же. Немху в Египте Нового царства//ВДИ. 1953. № 4. С. 9-18.
Он же. Рабы-держатели храмовой земли (по материалам Нового
царстпа)//ВДИ. 1955. № 1. С. 16-26.
Перепелкин Ю. Я. Древний Египет//Всемирная история. М., 1955.
Он же. Частная собственность в представлениях египтян Старого цар-
ства//Палсстинский сборник. № 16. М.-Л" 1966.
Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.
Редер Д. Г. Рабы и подданные (семдет) египетских храмов в XII в.
до н. э. по статистическим данным большого папируса Гаррис//УЗМОПИ
Ист. фак-т. Н. 1940. С. 100-143.
Струве В. В. Египет XVIII династии. Египет XIX династии//История
древнего мира. М" 1936. Т. 1. Древний Восток.
Стучевский И. А. О специфических формах рабства в древнем Егип-
те в эпоху Нового царства//ВДИ. 1960. № 1. С. 3-10.
Он же. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпо-
хи Рамессидов. М., 1982.
В. В. Струве. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ
И РАЗЛОЖЕНИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
И Г А И М К. 1934. Вып. 77. С. 70-109
О названиях для рабства и разного рода зависимости со-
брал материал Байе [...]. Он пришел к слишком скептическим
выводам, не находя в египетском определенного названия для
раба. Ряд терминов, привлекаемых Байе, конечно, не имеет ни-
чего общего с обозначением раба, указывая на отношения под-
чиненных, которые могут быть и между свободными людьми,
или же просто на профессию. Другие вполне могут быть интер-
претированы как название для рабов. Так, слово «хем», соглас-
но определенным многократным указаниям папируса Харрис,
обозначает военнопленного раба б [...] После изъятия терми-
нов, не имеющих ничего общего с понятием раба как таковым,
мы получим в египетском, вероятно, не больше терминов для
раба, чем в греческом. [...]
По мере роста производительных сил численность рабов в
древневосточных обществах растет. В большом количестве они
работают над ирригационной сетью. [...]
Случайно для Нового царства мы не располагаем ни соот-
ветствующими текстами, ни изображениями, но, несомненно,
большая часть военнопленных-рабов была занята на этих ра-
ботах [ирригационных]. Ср. известное изображение азиатов, по-
ливающих из шадуфа сад в гробнице Апуи.[...] Они работают и
в ремесле. На рельефах и фресках гробниц Нового царства мы
видим таких рабов-ремесленников. О них сообщают египетские
и вавилонские тексты. Они работают на поле, согласно свиде-
тельствам египетских текстов и изображений. Вспомним рабов у
«немху» (мелкие землевладельцы) в. Рабы имелись в храмовом
хозяйстве Египта и Вавилонии; рабы в царском хозяйстве упо-
минаются и в египетских папирусах. [...] Они работали на по-
лях, подлежащих ведению номарха: например, на изображени-
ях гробницы номарха Пахери мы видим рабов, впряженных в
плуг. Много рабов работало и на войско и на войну, которая
также являлась одной из важнейших отраслей производст-
ва. [...]
Несомненно, и в египетском войске имелись рабы в качест-
ве обслуживающего элемента. [...]
В рудниках рабы работали в Египте, наверное, и в эпоху
Нового царства, как и в более позднюю эпоху в золотых ко-
пях Нубии г.
Наряду с военнопленными работали в рудниках, а также на
ирригационной системе и осужденные преступники. [...] Рабы
были заняты и на строительных работах. Об этом нам свиде-
тельствуют изображения гробницы Рехмире, об этом нам сооб-
щает и Библия, когда она рассказывает о том, что евреи в
Египте должны были изготовлять кирпичи. Любопытно, что и
тексты Нового царства нам сообщают о евреях, которые тащат
камни для построек храмов в Мемфисе. Мы встречаем рабов,
как гребцов на кораблях. [...] Всячески использовались, конеч-
но, домашние рабы. Чрезвычайно многочисленны они были во
дворце царя и в домах вельмож.
При столь широком и разностороннем применении рабского
труда вполне понятно, что ближневосточные общества вступают
на путь войн, чтобы добыть эту драгоценную рабочую силу. [...]
Сейчас же я остановлюсь специально на Египте Нового царства
(около 1550-1100 гг. до н. э.), ибо определение египетского об-
щества как рабовладельческого вызывает наибольшие сомне-
ния.
Полезно будет предпослать здесь указание на то, что и те
буржуазные историки, которые в особенности настойчиво дока-
зывают, что на Востоке всегда был феодализм, и категорически
утверждают, что никогда мы не можем здесь говорить о каком-
либо рабовладельческом обществе, должны перед лицом фак-
тов признать, что Египет Нового царства в этом отношении -
исключение. [...]
Эти только что процитированные заявления крупнейших
буржуазных историков [Эд. Мейера и М. Вебера^ обусловлены
тем громадным материалом, который свидетельствует нам об
обильном притоке военнопленных варваров в Египет. Мы ви-
дим их, приводимых толпами, на рельефах храмовых стен и
гробниц, мы видим их избиваемыми дубинами при регистрации
писцами. Они приводятся в Египет и с поля битвы и в качестве
дани; приводятся они и сухопутными путями и ввозятся на су-
дах. Идут в Египет в качестве пленных и мужчины, и женщи-
ны, и дети, пригоняются нубийцы и негры с юга, ливийцы с
запада, семиты с востока и севера. Они оставляются и в цар-
ском хозяйстве, и тысячами передаются в храмы, десятками их
дарят чиновникам и воинам. Несомненно, из этого числа рабов
перепадает кое-что и в руки лиц частных - ремесленников и
более зажиточных крестьян. «Немху», «сироты», мелкие земле-
владельцы Нового царства, являются, как это подчеркнул
Ю. Я. Перепелкин в своей диссертации о тель-амарнской лите-
ратуре, вместе с тем и рабовладельцами.
Походы приобретают теперь в Египте характер определен-
ной охоты за людьми. Каждый поход заканчивается приведени-
ем в Египет «пленных без числа». Так. в надписи из гробницы
известного воина Яхмоса мы читаем: «уведены подданные их
в плен» или же «нет числа пленным, уведенным его величест-
вом после своей победы». Царь Аменхотеп III говорит в своем
храме в Фивах: «Его рабочий дом заполнен рабами и рабыня-
ми, детьми князей всех стран, добычей его величества» и т. д.
Этот список цитат можно было бы по желанию увеличить до
бесконечности. Даже сам царь берет пленных. Так, мы читаем
на стеле Аменхотепа II в Карнаке следующее: «Его величест-
во сам сражался врукопашную. Он был подобно льву со свер-
кающими глазами... Список того, что сам его величество за-
хватил в этот день: «18 живых азиатов и 19 голов скота».
Египетские войска шли теперь в поход, подобно войскам
Карфагена, с заранее заготовленными кандалами для военно-
пленных. [...]
[...] обычай везти с походным снаряжением и оковы для
пленных засвидетельствован нам одним текстом. Правда, этот
текст не что иное, как историческая сказка, но и историческая
сказка должна отображать адекватно быт эпохи. Названная
сказка повествует нам о взятии генералом Дхаути (это истори-
ческое лицо, гробница которого сохранилась) города Яф-
фы д. [...]
Громадное количество военнопленных, вывозимых египтяна-
ми в течение почти трех веков из года в год в долину Нила,
увеличивали число рабов и в царском хозяйстве и храмовом, а
также и в частновладельческом. Так, пять рабов сопутствуют
молодому человеку, который имеет намерение сделаться колес-
ничим. По нескольку рабов имеют даже и низшие служащие
храма, вроде пастухов.
Громадное число рабов сделало возможным и в Египте, да-
же в условиях ирригационного земледельческого хозяйства, пе-
реход на латифундиальныйе рабовладельческий способ произ-
водства на царских и храмовых землях. Конечно, это было воз-
можно лишь при условии весьма тщательно налаженного и про-
думанного контрольного аппарата, рекрутирующегося из сво-
бодных людей. Лишь в таком случае можно было пользоваться
трудом подневольных людей, оторванных от средств производ-
ства на орошаемых полях. При других условиях нельзя было
доверить рабу столь ценное и сложное орудие производства,
как ирригационный участок. [...]
В эпоху Среднего царства и Нового царства производитель-
ные силы Египта поднялись также на столь же высокую сту-
пень, и мы имеем здесь столь же сложную и точную систему
отчетности. До нас, к сожалению, дошли лишь жалкие остатки
этих ценнейших отчетных папирусов, но и то, что сохранилось,
например счетные папирусы нашего эрмитажного собрания или
знаменитые счетные папирусы магазинов царского двора в
Мемфисе, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке
(фрагменты их хранятся и в Институте книги, документа и
письма, как это доказал Н. А. Мещерский), свидетельствует о
том, что отчетность и большого хозяйства, оперировавшего
большими цифрами, была поставлена на должную высоту.
Мы имеем ряд указаний на то, что на царской храмовой
земле имелось латифундиальное хозяйство. Об этом нам свиде-
тельствуют изображения уже упомянутой гробницы Пахери.
О том же свидетельствуют и анналы Тутмоса III на стенах
карнакского храма, когда они рассказывают нам об использо-
вании военнопленных, передаваемых храму Амона: «Передал
мое величество всех военнопленных, которых привел мой меч
из первого похода и которых он (Амон) давал мне, чтобы на-
полнить его рабочие дома, в качестве ткачей для изготовления
тканей и в качестве земледельцев для обработки храмовой зем-
ли, производящей зерно, в целях заполнения закромов храмо-
вого владения».
Конечно, это латифундиальное хозяйство сосуществовало в
Египте Нового царства наряду со средним и мелким владени-
ем, о котором мы имеем также достаточно сведений, причем
и это землевладение, как я выше уже указывал, пользовалось
рабским трудом наряду с трудом самих землевладельцев. [...]
И в Египте Нового царства, как впоследствии и в Карфаге-
не, рабы были дешевы и могли быть эксплуатируемы самым
безжалостным образом. Вполне понятно, что при таких усло-
виях латифундиальной эксплуатации рабы должны были меч-
тать об изменении своего положения, а это было возможно
лишь путем борьбы рабов против угнетающего их общества.
Эта борьба могла принять самые разнообразные формы. Она
могла выявиться в простом бегстве отдельного раба. [...^ Та-
кое бегство отдельных рабов должно было быть частым явле-
нием в Египте теперь, в эпоху Нового царства, при столь силь-
ной эксплуатации.
Из папирусов мы узнаем о хорошей организации борьбы с
бегством рабов. Так, например, в папирусе Анастаси (V, 19, 2
и ел.) мы читаем [...]ж.
Бегство могло принять массовый характер. [...] Такое мас-
совое бегство нам засвидетельствовано и для Египта, я имею в
виду бегство евреев из «дома рабства» Египта, ибо я полагаю
и теперь, как тринадцать лет тому назад, что рассказ Библии
о пребывании евреев в Египте не являлся мифом, а традицией,
сохранившей кое-что о далеком прошлом праистории еврейских
племен.
Рабы не только бежали от своих господ, но и восставали
против общества, угнетавшего их, с оружием в руках. Иной раз
они восставали совместно с обедневшими свободными против
зажиточной рабовладельческой верхушки. С таким восстанием
мы познакомились выше, когда разбирали смуту, имевшую мес-
то в Египте в конце Среднего царства з [...]
Опираясь на своих свободных собратьев, рабы могли рас-
считывать на успех. Мне думается, что мы имеем некоторые
указания на наличие подобного рабского восстания, поддержан-
ного свободными соплеменниками рабов в конце 19-й династии
(около 1250 г. до н. э.). Текст, который нам сообщает об этом
событии, уже давно известен в науке. Это 75-я страница боль-
шого папируса Харрис, который с этой точки зрения, насколько
мне известно, никогда еще не был интерпретирован. [...]
«[...] После этого наступили другие времена с голодными
(букв. пустыми) годами. Некий сириец, бывший с ними (т. е.
среди них, египтян), сделал себя великим. Он сделал всю стра-
ну подданной перед собой одним. Он соединил своих товарищей
и грабил их (т. е. египтян) имущество»и. [...]
Многие исследователи, в том числе и я сам, лет тринадцать
тому назад был склонен видеть в этом сирийце, захватившем
во время голодных лет власть в Египте, библейского Иосифа.
Если бы это и было так, то это все же не меняет моего тепе-
решнего толкования событий. Ведь и Иосиф был, согласно биб-
лейской традиции, не кем иным, как купленным рабом. Этот си-
рийский раб папируса Харриса, опирающийся на своих това-
рищей, т. е. таких же чужеземных рабов, каким он был сам,
захватывает власть над Египтом. Объединив рабов вокруг се-
бя, а это было легко, поскольку латифундиальные поместья ца-
ря и храмов объединяли большое количество рабов в органи-
зованные отряды, он грабит имущество своих господ и унич-
тожает культ богов, покровителей общества, угнетавшего его
и его товарищей. [...]
Успех, который выпал на долю первого засвидетельствован-
ного историческим текстом рабского восстания, объясняется^
конечно, тем, что восставшие рабы получили помощь со сторо-
ны варварских племен, преимущественно ливийских, соседящих
с долиной Нила. [...]
Все эти приведенные мною тексты говорят о той легкости, с
которой варвары могли вторгаться в Египет. Это, конечно, об-
легчалось не только близостью территорий их поселений к Егип-
ту, но и, несомненно, той помощью и поддержкой, которую они
находили у своих многочисленных соплеменников, пребывавших
в качестве рабов в рабовладельческом обществе Египта. [...]
Рабское восстание конца 19-й династии нанесло рабовла-
дельческому обществу, сложившемуся в долине Нила, со-
крушительный удар, от которого оно оправиться уже не смог-
ло. [...]
Причина подобной слабости египетского рабовладельческо-
го общества была обусловлена, конечно, тем, что ему приходи-
лось бороться не только против союза своих рабов с их сво-
бодными соплеменниками, но, кроме того, еще против союза
рабов с теми варварами, которые служили в войсках Египта в
качестве наемников. Наемники, отпавшие от своих господ, мог-
ли быть тем ядром, вокруг которого могли группироваться
восставшие рабы. Вспомним гладиаторов, ядро спартаковского
восстания. [...]
Наемничество сыграло свою роковую роль в древневосточ-
ном рабовладельческом обществе, начиная с Египта и кончая
Карфагеном, а также и в античном обществе. Г...]
Страшными они [наемные войска] стали тогда, когда в кон-
це Нового царства они начинают рекрутироваться из ливийских
военнопленных. Находя поддержку среди многочисленных ли-
вийских и прочих рабов, эта этнически однородная масса на-
емников могла стать чрезвычайно опасной для общества, ис-
пользующего ее.
В конце 20-й династии ливийским наемникам удается в
Египте захватить власть, и они из рабов превращаются в гос-
под угнетавшего их общества.
П р е н и я
Выступление Н. М. Лурье (с. 114-119):
[...] тов. Струве в большой степени основывает свои дальней-
шие положения на произвольном переводе социальных терми-
нов, точное значение которых до сих пор не установлено. Сло-
вом «рабы» он произвольно (как, впрочем, поступают все егип-
тологи в отношении большинства социальных терминов, кото-
рым они дают разнообразные толкования) переводит различные
социальные термины в зависимости от того, что говорит (или
как ему кажется, что говорит) данный контекст. Работа же по
точному установлению значения этих терминов, в сущности го-
воря, еще не начата, хотя через нее мы скорее и вернее, чем
каким-либо иным путем, дойдем до правильного понимания
древнеегипетского общества. И совершенно напрасно тов. Стру-
ве, полемизируя сегодня против сделанного на предыдущем его
докладе на ту же тему в Гос. Эрмитаже замечания И. А. Орбе-
ли о том, что им не используются данные языка, заявил, что,
.для того чтобы разобраться в том, что представляют собой со-
циальные термины, которые дают нам тексты Египта и Месо-
потамии, нужно предварительно определить, что собой пред-
ставляет в смысле формации данное общество. Я думаю, что
это мнение является доказательством того, что тов. Струве
не учтено то обстоятельство, что применение метода палеонто-
логического анализа языка, разработанного яфетидологией, пре-
вращает данные языка из иллюстративного материала в источ-
ник к. Разработка даже нескольких из этих терминов даст боль-
ше для правильного понимания древневосточного общества, чем
такой общий доклад, который мы слыхали сегодня. [...]
Тов. Струве говорил также о том, что на ирригационных ра-
ботах работали преимущественно рабы. Не знаю, на какие
данные он опирался. Насколько мне известно, нет данных та-
кого порядка. Наоборот, имеющиеся данные говорят о том, что
мы имеем дело с крепостными. [...]
Как и пирамиды, ирригационные сооружения воздвигались
крепостным трудом. В папирусе (Анаст., Н) мы читаем:
«Список «семдет» л (категория крепостных крестьян, кото-
рых обычно принимают как «исполовников») н крестьян, кото-
рые были взяты для (рытья) каналов по (приказанию его ве-
личества ж. з. с.м). Собраны онн вместе, вместе с их инстру-
ментами». Таким образом, люди., привлекавшиеся к работам
по ирригационной сети, были крепостными, работавшими свои-
ми собственными инструментами.
Мы имеем многочисленные случаи, говорящие о том, что с
непосредственных производителей собирались подати, чего не
могло бы быть. если бы онн все были рабами. [...]
Тов. Струве довольно много говорил о военнопленных, ко-
торых делали рабами. Совершенно верно, что в Египет в до-
вольно большом количестве, особенно в Новом царстве, попа-
дают военнопленные, но у нас нет никаких данных, говорящих
о том, что они обращались в коллективное рабство. Наоборот,
мы знаем, что военнопленные раздавались в частную собствен-
ность феодалов, вельмож, храмов, что они в большом количе-
стве попадали в царское поместье, и мы не знаем, всегда ли
они обращаются при этом в рабство. [...] Те скудные факты, ко-
торые мы имеем о положении непосредственных производите-
лей в древнем Египте и которые были мной сегодня частично
оглашены, говорят о том, что подавляющая масса непосредст-
венных производителей не может быть охарактеризована как
рабы, тогда как определение их как крепостных ни в какой сте-
пени не противоречит тому, что рассказывают о них материалы,
Однако для исчерпывающего решения этого вопроса нужно про-
делать большую работу. Мы имеем большое количество терми-
нов, относящихся к египетским крестьянам и ремесленникам.
Их надо проанализировать. Нельзя все эти термины перево-
дить как «рабы» и на этом успокаиваться. Только после тща-
тельного анализа будет ясно, что собой представляет непосред-
ственный производитель в египетском обществе. До тех пор по-
ка это не проделано, мы должны считаться с тем материалом,
который был выявлен до настоящего времени. До тех пор у
нас нет оснований отказаться от установившегося на основе
фактического материала взгляда, что непосредственные произ-
водители в древнем Египте были крепостными.
Выступление Ю. Я. Перепелкина (с. 139-141):
Теперь я коснусь вопроса о крепостных в период Нового
царства. На чем основаны наши наиболее конкретные представ-
ления о «крепостных» Нового царства? На поучениях школьно-
го характера. Но кто такие те лица, которые упоминаются в
этих поучениях? Поучения были составлены для школьников
с той целью, чтобы ученик не променял профессию писца на
другую, невыгодную. В частности, ему не рекомендуется отво-
рачиваться от писцовых занятий в пользу занятий земледелием.
Конечно, его не уговаривают делаться крепостным или рабом.
Здесь речь идет просто о том, чтобы он не сделался земледель-
цем, так как это невыгодно.
Существовал социальный термин «немху». Кто такие нем-
ху? Одно из значений этого слова-»сирота». Отсюда, мне
кажется, произведены такие его значения, как бедняк, просто-
людин и т. д. Мы имеем богатый материал о немху, но я кос-
нусь его лишь постольку, поскольку немху нас интересуют сей-
час. Если мы обратимся к широковещательному декрету царя
Хоремхеба (Харемхеба), то из первой части, которая посвяще-
на защите этих немху, мы увидим, что они занимались земле-
делием, что они должны были доставлять подати, но при этом,
оказывается, чиновникам запрещается брать у них рабов.
Возьмем далее источник о немху конца Нового царства, от-
меченный как таковой в свое время В. В. Струве. Это тот па-
мятник, который упоминался И. М. Лурье и касается скупки
земли, скота и рабов, производившейся властными лицами еги-
петского общества у немху в этот период.
Скупаются такое-то количество пашни, колодцы, древесные
насаждения, скот мелкий и крупный, а также рабы, и притом
за серебро. Эта покупка у немху показывает опять, что немху
имели рабов.
Присматриваясь к тем памятникам, которые сообщают нам
о занятиях лиц, фигурирующих под названием немху, мы на-
ходим чрезвычайное разнообразие профессий и социального по-
ложения. С одной стороны, немху являются земледельцами, а,
с другой стороны, в тексте конца Нового царства немху явля-
ются жрец-уаб (веб), гребец заведующего быками Амона, «го-
рожанка» и др.
В известной речи Рамсеса II в кадетской битве, когда он
укоряет своих воинов в отсутствии мужества, он говорит им,
что, став повелителем в то время, как они были немху, он сде-
лал их князьями, дал им сидеть в их селениях, указал путь к
многочисленным городам и т. д. Это говорится о пеших и ко-
лесничных воинах. Таким образом, профессии, которыми зани-
мались немху, весьма разнообразны. Что мы знаем о лицах
«среднего класса» в Египте Нового царства из других памят-
ников? Здесь обнаруживается, что пастух, солдатский сын,
жрец-уаб, «горожанка» - вся эта «меньшая братия» египет-
ского общества - зачастую являются рабовладельцами.
Начну с памятников, достаточно хорошо известных и здесь
упоминавшихся, - с тех папирусов, которые дошли до нас от
времени Аменхотепов III и IV. Эти документы повествуют о
том, как один пастух нанимает рабынь у разных лиц, причем
оказывается, что один из последних, тоже пастух, имел по
меньшей мере двух рабов и двух рабынь. Наем производится
«регулярно», и не один человек вступает в эти отношения с од-
ним и тем же пастухом, а целый ряд лиц (пастух, солдатский
сын, горожанка с жрецом-уабом).
Эти папирусы не одиноки. Во времена Аменхотепа II мел-
кий жрец-уаб занимается тем же. В декрете Сети 1 в Наури у
мелких служащих храма запрещается брать их рабов. Нельзя
уводить не только их самих и их жен, но и их рабов. В послед-
нем случае употреблены термины «хем» (хам) (раб), «бак»
(слуга). Между прочим, о наличии «бак» (слуги) у немху упо-
минается в папирусе Варзи. Я хочу обратить внимание на то,
что тот круг профессий, о которых я говорил и носители ко-
торых фигурируют в числе мелких рабовладельцев, оказывает-
ся примерно тем же, от избрания которого предупреждают
школьные поучения.
И. М. Лурье. СТОИМОСТЬ РАБА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
ВДИ. 1938. № 4. С. 65- 71
[...] Текст, к сожалению, сохранился не полностью, но содер-
жание все же ясно: это часть протокола процесса по обвине-
нию горожанки Иритнефрет (Иринефер) в том, что она при-
своила чужих рабыню и рабан. [...]
Приведенный папирус дает некоторое представление о стои-
мости рабыни в начале или середине царствования Рамсеса II.
Эта стоимость определена в тексте в размере 4 дебен и 1 кит
серебрао. Весовое выражение цены рабыни - 373 г серебра -
не может, разумеется, дать представление о ее реальной стои-
мости, ибо ценность серебра не является неизменной величи-
ной. Для того чтобы была ясна действительная ценность се-
ребра, уплаченного за рабыню, необходимо уяснить себе тог-
дашнюю покупательную способность денежной единицы - 1 де-
бена серебра (=10 кит = 91 г). Лучше всего это было бы сде-
лать по сравнению со стоимостью земли, однако именно для
этого времени таких данных еще нетп. Поэтому придется при-
бегнуть к сравнительной стоимости хлеба. Это теперь тем лег-
че сделать, что на основании анализа ряда текстов Я. Черный
установил картину колебания стоимости полбы и ячменя на
протяжении времени с конца XIX династии по начало XX, на-
шедшую свое выражение в составленной им диаграмме.
То обстоятельство, что цены выражены в дебенах меди, не
препятствует пониманию стоимости серебра, ибо наш текст
(с. 10) указывает на соотношение меди и серебра как 100: 1, а
в конце XX династии, как установил Пит, соотношение стоимо-
сти этих двух металлов соответствовало пропорции 60: 1.
Исходя из известного нам для времени Рамсеса II соотноше-
ния стоимости меди и серебра и принимая для этого времени
стоимость 1 хар (72 л) полбы как равную 1 дебену меди, мы
получим, что стоимость рабыни, указанная в тексте (41 кит се-
ребра), соответствует стоимости 29520 л полбы р.
Приведенный материал указывает, что сумма, уплаченная
Иритнефрет за рабыню, весьма велика. Однако, для того чтобы
сделать из этого факта какие-либо выводы, следует прежде все-
го решить, нормальна ли указанная в тексте стоимость рабы-
ни. К сожалению, сравнительный материал для времени XIX
династии отсутствует [...], а прямого указания на этот счет в
тексте нет. Все же мне кажется возможным ответить на него,
исходя из косвенных данных самого текста.
Покупательница рабыни - Иритнефрет - жена начальника
округа, именовавшаяся «горожанкой», по своему общественно-
му положению относится к средним слоям чиновничьей знати.
Совершенно естественно было бы предположить, что для нее
покупка рабыни должна была бы быть вполне доступной. Одна-
ко из текста мы узнаем иное. Свидетельствуя перед судом о
том, что рабыня была ею куплена за 41 кит серебра, Иритнеф-
рет указывает те предметы, которыми она уплатила торговцу
Райа. Из перечня этих предметов мы узнаем, что только часть
их, стоимостью в 221/3 кит, принадлежала самой Иритнефрет,
остальные же, на сумму в 182/3 кит, ей пришлось занять у ше-
сти разных лиц. [...] Это дает нам право заключить, что приоб-
ретение рабыни превышало возможности бюджета отнюдь не
бедной семьи начальника округа, жена которого оказалась вы-
нужденной сделать долги. Возможно, что в данном случае речь
идет о рабыне, обладавшей особой квалификацией. Косвенным
подтверждением этому, как мне кажется, может служить заме-
чание Иритнефрет, что она заботилась о своих одеждах. [...)
Этим она, по-видимому, хочет объяснить суду причины, побу-
дившие ее купить рабыню: ее купили, вероятно, для того, что-
бы она ткала одежды для хозяйки дома.
Все сказанное дает основание считать, что даже во времена
частых и удачных военных походов египетских царей в Азию,
в результате которых в Египет поступала богатейшая добыча,
некоторые категории рабов стоили чрезвычайно дорого, почему
трудно предполагать большое распространение в Египте раб-
ского труда.
Этот вывод может быть подтвержден данными других тек-
стов. [...]
Во всяком случае, даже меньшая и, как можно думать, де-
шевая цена раба - 2 дебена серебра - все же достаточно ве-
лика: таким образом, и при XXI династии раб стоил дорого.
Большой она продолжает оставаться и в последующее вре-
мя. [...]
Приведенный нами материал, говорящий о стоимости рабов
в древнем Египте, разумеется, чрезвычайно скуден и отрывочен.
Однако то обстоятельство, что случайно сохранившиеся тексты
от разных времен (от XIII, XII, XI-Х и VIII вв. до н. э.) со-
вершенно одинаково констатируют дороговизну рабского труда,
заставляет думать, что рабский труд не составлял в Египте
универсальную основу хозяйства, как, скажем, это было в Гре-
ции или Риме.
И. С. Кацнельсон. ХАРАКТЕР ВОЙН И РАБОВЛАДЕНИЕ
В ЕГИПТЕ ПРИ ФАРАОНАХ-ЗАВОЕВАТЕЛЯХ
XVIII-XX ДИНАСТИИ
ВДИ. 1951. № 3. С. 46-54
Новая надпись Аменхотепа 11с блестяще подтверждает по-
ложения, выдвинутые советскими учеными - академиком
В. В. Струве и проф. В. И. Авдиевым о грабительском, хищ-
ническом характере войн, которые вел Египет с соседними
странами, особенно в период Нового царства. [...]
В результате сопоставления надписей египетских фараонов
и их сподвижников, содержащих сведения о захваченных ими
пленных, представляется закономерным следующий вывод. Как
правило, точное указание на численность людей, угоняемых в
рабство, особенно если имеется в виду все население покорен-
ной области, не приводится, так как надписи не стремились
дублировать отчетные документы. Кроме того, общие фразы
более подходили к их задачам и, следовательно, стилю побед-
ных надписей. Точные сведения, какие содержит Мемфисская
стела Аменхотепа II или некоторые другие памятники, срав-
нительно редки. Поэтому буржуазные ученые, упорно стремив-
шиеся и стремящиеся сейчас доказать наличие в Египте фео-
дальных отношений или хотя бы их «элементов», сознательно
или бессознательно замалчивали те скудные и, правда, далеко
не всегда ясные сведения о том, что египтяне порабощали в
буквальном смысле этого слова целые племена и народы. Ха-
рактерно, что в литературе, где иногда точно приводятся све-
дения о добыче (в том числе и пленных), захваченной тем или
иным фараоном, тем или иным из его командиров, никогда не
говорится о тех, кто «угонялся без числа». Этим фразам не при-
давали значения или, может быть, не хотели придавать зна-
чения, считая их за обычную похвальбу восточных деспотов.
Теперь, когда в нашем распоряжении имеется Мемфисская сте-
ла Аменхотепа II, мы знаем, что это не похвальба и что дей-
ствительно десятки и даже сотни людей угонялись египтянами
в рабство. Подвергать сомнению цифры, приведенные в Мем-
фисской стеле, не приходится: они слишком точны и близки к
тем цифрам, которые сохранили анналы ассирийских царей и
сочинения греческих и латинских авторов и правильность кото-
рых никем не оспаривается. [...]
Невозможно согласиться и с мнением проф. И. М. Лурье,
высказанном в его работе, опубликованной в 1938 г. [...] От-
нюдь не претендуя полностью установить, в какой степени был
в Египте распространен труд рабов, попытаемся, однако, разоб-
раться в доводах И. М. Лурье. [...1 Основываясь на купчей ра-
быни-ткачихи, [...] И. М. Лурье утверждал, что «некоторые ка-
тегории рабов» стоили дорого, так как их стоимость равнялась
стоимости 29520 л полбы. При этом египетские цены на зерно
сравниваются с ценами, существовавшими в Греции в V-IV вв.
до н. э. Прежде всего хлеб в Египте всегда стоил дешевле, чем
в Греции, одной из житниц которой была именно долина Нила:
во-вторых, невозможно сравнивать цены XIII в. до н.э. с це-
нами V-IV вв. до н. э., когда они значительно поднялись;
в-третьих, высокая стоимость «некоторых категорий рабов»,
т. е. высококвалифицированных или обладавших выдающимися
физическими данными, отнюдь не означает, что все рабы стои-
ли дорого. Ведь и в Греции, и особенно в Риме, где рабы были
доступны, за некоторых рабов платили целые состояния. Нако-
нец, при Рамсесе II приток рабов, возможно, несколько сокра-
тился, и цены могли немного подняться. Однако решающие ар-
гументы против доводов И. М. Лурье дает, с нашей точки зре-
ния, текст вновь найденной Мемфисской стелы. [...]
[...] Египет, особенно в период Нового царства, был таким
же хищническим государством, стремившимся к порабощению
соседних народов в интересах своего эксплуататорского класса,
и утверждал свое господство такими же жестокими средства-
ми, как и другие страны Древнего Востока, а вслед за ними
страны античной древности, ибо это есть неизбежное следствие
самой природы рабовладельческого общества. Полностью по-
этому опровергаются слова Эд. Мейера, «что на Востоке вовсе
нет той интенсивной потребности в рабах и той жадной погони
за рабами, которые так характерны для позднейшей римской
республики». Между античными странами и странами Древне-
го Востока нет глубокого принципиального различия. И те и
другие образуют рабовладельческую общественную формацию.
Страны Древнего Востока «неотделимы от всего остального ан-
тичного мира», и им всем присущи одни и те же основные
законы развития и основные характерные черты.
И. А. Стучевский. РЕЦ. НА КН.: АБД ЭЛЬ-МОХСЕН БАКИР.
РАБСТВО В ФАРАОНОВСКОМ ЕГИПТЕ
ВДИ. 1958, № 2. С. 201- 204
Изучение особенностей жизни общества древнего Египта -
очень сложная задача. Это объясняется прежде всего отсутст-
вием точного понимания смысла многочисленных древнеегипет-
ских социальных терминов, характеризующих различные груп-
пы населения. Тем большее значение приобретает изданный в
1952 г. в Каире труд египетского исследователя проф. Бакира
[...], почти целиком построенный на терминологическом анализе.
Не считая опубликованной в 1905-1907 гг. работы Ж. Байе,
написанной в антиисторическом, формально-юридическом пла-
не, книга проф. Бакира является, в сущности, единственной мо-
нографией на эту тему. За этот труд Оксфордский университет
присудил автору ученую степень доктора филологии. Проф. Ба-
киру удалось собрать большой и разнообразный материал,
чрезвычайно важный для исследования социальных отношений
в Египте.
Рецензируемая книга состоит из пяти глав. Первая из них
представляет собой очень краткое введение, посвященное
взглядам автора на предпосылки социально-экономического
развития древнего Египта. Обширная вторая глава посвящена
анализу древнеегипетских терминов для обозначения различных
категорий производителей материальных благ [...], а также вы-
ражений, употреблявшихся при актах купли-продажи, наследо-
вания, аренды, использования труда рабов и их отпуска на во-
лю. Каждый термин анализируется на основе обобщения ци-
тируемых автором текстов. В третьей главе, посвященной юри-
дической практике, рассматриваются документы об отчуждении
рабов или их труда (наследование, наем, продажа, самоотдача
в рабство) и характеризуется юридическое положение рабов
в различные периоды истории древнего Египта (от Древнего
царства до конца птолемеевской эпохи). В четвертой главе ха-
рактеризуется положение рабов и их владельцев в обществе,
идет речь о численности рабов и ценах на них, о стоимости раб-
ского труда, об организации труда рабов и условиях их жизни,
Пятая глава посвящена источникам рабства и условиям осво-
бождения рабов. Г...]
Проф. Бакир, несомненно, прав, признавая, что изменения в
юридических нормах зависят от социально-экономического раз-
вития общества, однако в определении причин этого развития
историк, стоящий на позициях марксизма-ленинизма, не всегда
может с ним согласиться. Так, проф. Бакир считает, что решаю-
щей причиной возникновения рабства были войны, основным
фактором, определявшим особенности древнеегипетского обще-
ства и государства, автор считает ирригационное земледелие,
требовавшее коллективного труда. «Все эти обстоятельства, -
пишет Бакир, - отразились на социальной структуре, в кото-
рой солидарность, кооперация и авторитет были существенны-
ми чертами» (с. 2). В итоге, по словам Бакира, система при-
нудительного труда, или, как он ее называет, ^барщинная»
система, распространилась на все слои общества, даже на тех
лиц, которые обычно не были связаны с земледельческими и
ирригационными работами (с. 4). Дать правильную оценку всем
перечисленным явлениям проф. Бакир не смог прежде всего
потому, что он сознательно отказывается от изучения социаль-
ных отношений, говоря: «Должно быть разъяснено с самого на-
чала, что автор в сжатой форме будет касаться вопросов ис-
ключительно труда во взаимоотношении с землей; характерис-
тика социальных классов поэтому исключается». Социальная и
экономическая жизнь понимаются Бакиром, в сущности, как
два параллельных процесса, причем каждый из них как бы
представляет собой совокупность отдельных, изолированных,
абстрактных явлений. Автор задался целью проанализировать
одно из существенных явлений социальной жизни древнего
Египта - рабовладение, выхватив его из самой этой жизни.
Тем самым проф. Бакир существенно ограничил свои возмож-
ности в решении поставленного вопроса, так как совершенно
ясно, что проблемы рабовладения на Древнем Востоке не
могут решаться изолированно от изучения форм собствен-
ности.
Вследствие такого самоограничения автор книги иногда
слишком легко, на основании одних только формально-юриди-
ческих признаков, решает вопрос о значении некоторых терми-
нов. Так, вызывает возражение безоговорочное определение
терминов «мерит» и «мерет» как эквивалентов для термина
«раб». [...]
Факты жестокой эксплуатации мерет и произвольного обра-
щения с ними, как с вещью, в условиях деспотического строя
в одинаковой мере могут относиться и к формально свободным
общинникам, зависимым от царя, храма или какого-либо пред-
ставителя аристократии, и к рабам. Сам проф. Бакир еще в
первой главе своего труда говорит о трудности провести раз-
граничивающую линию между рабами и различными категори-
ями зависимых людей (с. 7), так как египетские юридические
нормы, отличающие рабов, до сих пор неизвестны. Как же в
таком случае возможно, основываясь только на внешних при-
знаках правового характера, дать однозначное определение та-
кого многостороннего по своему применению термина, как ме-
рет? Мы предполагаем, что термин мерет мог обозначать как
рабов, так и свободных непосредственных производителей;
только при изучении контекстов источника можно решить, ка-
кой тип производителей подразумевался в каждом конкретном
случае.
Однако в менее сложных случаях терминологический ана-
лиз, даваемый проф. Бакиром, приводит его к весьма убеди-
тельным выводам. Так, нельзя не согласиться с тем, что термин
«хем», безусловно, обозначал раба. Чрезвычайно ценно наблю-
дение автора, что этот термин получил большое распростране-
ние только в эпоху Нового царства в связи с широкой завоева-
тельной политикой фараонов, резко усилившей приток рабов в
страну (с. 31-32). Весьма важен также сделанный автором
подбор материала, свидетельствующий о том, что самый насто-
ящий раб, обозначавшийся термином хем, мог владеть землей
и другим имуществом (с. 32).
Убедительными представляются и выводы автора о значении
терминов «бак», «семдет», «джет» и «н-джет», которые, по его
мнению, не были специфическими терминами для обозначения
рабов (с. 34, 37 и 40). [...]
На более твердую почву вступает автор, переходя к перио-
ду Нового царства. Проф. Бакир, несомненно, прав, утверждая,
что война была главным источником пополнения рабского на-
селения Египта (см., например, с. 1 и 122). Автор справедливо
подчеркивает, что вплоть до саисской эпохи нет сведений о по-
рабощении местного населения. «Как результат войны, - пи-
шет Бакир, - большое количество пленников становилось ра-
бами. Рабы также рекрутировались не только нз пленников,
но и из чужеземцев иного рода, но мне неизвестно ни одного
убедительного свидетельства о том, что местные жители тоже
порабощались» (с. 97). (Нельзя не отметить, однако, что это ут-
верждение автора стоит в противоречии с его выводами о зна-
чении терминов «мерит» и «джет», так как лица, обозначав-
шиеся этими терминами, в громадном большинстве своем бы-
ли, несомненно, египтянами (Перепелкин Ю. Я. Всемирная
история. М., 1955. Т. 1. С. 164-170, 334).)
Вполне обосновано и важное заключение автора, что рабы
первоначально попадали в руки царя, который затем передавал
их храмам или отдельным лицам (см., например, с. 89, 99, 113).
Интересны наблюдения Бакира, показывающие, по сути де-
ла, как в юридических документах различных эпох постепенно
отражался факт развития рабства в Египте. Так, автор замеча-
ет, что сведения о частных рабах в эпоху Среднего царства еще
малочисленны и неопределенны (с. 65), что контракты о найме
рабов известны только для времени XVIII династии (с. 73),
что документы о продаже рабов появляются в период еще бо-
лее поздний (с. 71), что нет сведений о рабах, обладающих
юридическими правами, вплоть до эпохи Нового царства (с. 69,
81).
Все эти факты, по нашему мнению, свидетельствуют, что в
эпоху Древнего и Среднего царств рабов в Египте было еще
сравнительно мало. Со времени правления XVIII династии про-
исходит накопление рабов в стране, сначала главным образом
у царя и храмов. Одновременно появляется своеобразная ка-
тегория рабов, обладающих известными правами и хозяйствен-
ной самостоятельностью. Г...]
Наибольший интерес, однако, представляют те приводимые
Бакиром факты, которые показывают, что и самые настоящие
рабы-хем могли жениться на свободных женщинах (с. 82, 89,
98), выступать в суде в качестве свидетелей для дачи показа-
ний даже против своих господ (с. 90), могли жить в поселени-
ях (ниут) наряду со свободными и обладать имуществом (с. 87,
97, 98), могли владеть землей с правом свободного распоряже-
ния ею (с. 85-86). [...]
Все эти данные выглядят несколько необычно и заставляют
поставить вопрос, чем же было вызвано появление в Египте
столь своеобразных форм рабства. Проф. Бакир, основываю-
щийся исключительно на соображениях юридического характе-
ра, естественно, ограничивается по этому поводу замечанием,
что, по-видимому, это результат развития к эпохе Нового царст-
ва идеи права (с. 64). Действительная причина, разумеется,
значительно сложнее и может быть понята только при учете
всех особенностей общественного развития древнего Египта.
Нам представляется, что автор правильнее подходит к этому
вопросу в первой главе своей работы, где он указывает, что
специфика экономики страны (ирригационное земледелие) не
способствовала проведению резкой грани между рабами и фор-
мально свободными, хотя и зависимыми в той или иной форме
людьми (с. 7). По нашему мнению, в Египте вначале элементы
рабства были развиты слабо, в эпоху Нового царства они зна-
чительно усилились. Однако постоянно сохранялось сильное
воздействие на жизнь всего общества общинных отношений -
отношений, сближающих формально свободных трудящихся
египтян с рабами. Можно полагать также, что ограниченное
развитие частной собственности и товарно-денежных отноше-
ний не позволяло использовать захваченных на войне рабов в
качестве рабов античного типа, превращавшихся в одушевлен-
ный инструмент; в этих условиях, по нашему мнению, для ра-
бовладельцев было выгоднее использовать часть рабов в каче-
стве своеобразных зависимых земледельцев. Весь собранный
в работе проф. Бакира обильный фактический материал под-
крепляет, как нам кажется, данный вывод.
И.А. Стучевский. ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Достарыңызбен бөлісу: |