История узбекистана курс лекций



Pdf көрінісі
бет1/33
Дата26.03.2022
өлшемі1.13 Mb.
#456486
түріКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
konspekt lektsij po predmetu istoriya uzbekistana



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СВЯЗИ, 
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 
 
ТАШКЕНТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ 
ТЕХНОЛОГИЙ 
 
ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА
КУРС ЛЕКЦИЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ташкент 2014 
 



Тема 1: ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА», 
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. УЗБЕКИСТАН 
- ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ ОЧАГОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ 
 
План: 
1. «История 
Узбекистана» как составная часть гуманитарной 
подготовки в ВУЗе. 
2. И.А.Каримов 
о национальной идеологии и необходимости 
углубления исторических знаний.
3. Предмет курса «История Узбекистана». Теоретико-методологические 
основы его изучения. 
4. Понятие «цивилизация». Теории развития цивилизации. 
5. Периодизация первобытнообщинного строя. Важнейшие памятники 
первобытности на территории Узбекистана. «Авеста» как
вважнейший письменный источник по истории Средней Азии..
Совершенствование развития государственности в условиях 
независимости 
предполагает 
использование 
накопившегося 
традиционного исторического опыта в сочетании со всеми 
демократическими ценностями современного состояния развитых 
государств и всего мирового сообщества. Определение путей развития 
Республики Узбекистан связано с выдвижением общенациональной 
идеи национальной идеологии, ставящей целью построение правового 
демократического государства и гражданского общества, основанного 
на рыночной экономике и призванного обеспечить всем гражданам РУз 
достойный уровень жизни и демократические свободы. Только на этой 
основе республика сможет занять достойное место на мировой арене. 
Особая роль в решении поставленных задач отводится истории. 
Президент РУз И.А. Каримов неоднократно подчѐркивал роль истории в 
осознании связи прошлого и настоящего. В частности, он отмечал: 
«Правдиво освещенная история является основным источником 
формирования национальной идеологии. Не зная истории, невозможно 
осознать философскую основу идеологии, потому что философские 
основы идеологии в своѐ время возникли в результате поиска 
исторической истины». (Каримов И.А. Наша высшая цель – 
независимость и процветание Родины, свобода и благосостояние 
народа. Т.8. Т. «Узбекистан», 2000, с. 492). В другом своем выступлении
Каримов И. А. отметил, что в воспитании духовности одним из 



важнейших еѐ истоков является историческая память, без которой нет 
осознания настоящего и будущего. 
Понятие «история» в переводе с греческого языка означает 
повествование о том, что узнано и исследовано. Со времен античности 
наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого 
познания. 
Историческая наука изучает развитие цивилизации во всей еѐ 
конкретности и многообразии, она определяет закономерности развития 
человечества в его прошлом и настоящем. Говоря словами известного 
французского историка М.Блока, «история – это наука о человеке, о 
людях во времени». 
Не случайно Каримов И.А. в своем выступлении «Без 
исторической памяти нет будущего» отметил, что самосознание народа 
начинается со знания истории. «Эту истину, не требующую 
доказательств, необходимо поднять на уровень государственной 
политики».
Функции истории многообразны. Исторические знания имеют 
познавательное, политическое, мировоззренческое и воспитательное 
значение. Познавательная функция включает в себя исследование 
исторического пути развития государств и регионов, а также 
объективное отражение процессов истории с позиций принципа 
историзма. Политическая функция выявляется в теоретическом 
осмыслении исторических фактов и в определении закономерностей 
развития общества, что помогает выработке научно обоснованного 
политического 
курса. 
Мировоззренческая 
функция 
истории 
предполагает формирование научного мировоззрения (как системы 
взглядов на развитие мира и общества, на законы общественного 
развития). Научным это мировоззрение может стать, если оно будет 
опираться на опыт конкретной истории. Воспитательная функция 
состоит в том, что исторические знания помогают формированию 
гражданской позиции человека (проявляющейся в воспитании 
патриотизма, гуманизма, толерантности), она показывает роль личности 
и народа в развития общества и позволяет увидеть, как в процессе 
развития истории формировались истинно моральные и нравственные 
ценности человечества. 
История – это прежде всего коллективный опыт развития 
человечества, позволяющий нам сегодня выявить те наиболее важные 
черты в историческом развитии прошлого, которые, в силу своей 
важности, повторяются в своем сущностном содержании, сохраняясь 
как исторические закономерности. Зная их, можно связать прошлое с 



настоящим и определить, в каком направлении должно развиваться 
будущее. Познание истории позволяет осознать себя в истории, 
определить своѐ место и назначение. 
Что составляет предмет изучения истории Узбекистана? 
Предметом науки мы называем круг основных изучаемых вопросов и 
проблем. Для курса Истории Узбекистана наиболее важными 
проблемами являются: 
- Средняя Азия – один из древних очагов цивилизации. 
- Первые государственные образования в регионе. Борьба против 
иноземных захватчиков. 
- Древние государства в Средней Азии. Становление Великого 
Шелкового пути. 
- Среднеазиатский регион в период средневековья. Особое внимание 
уделяется изучению эпохи Амира Тимура и темуридов. 
- Важной проблемой является развитие культуры и духовности 
узбекского народа. 

Туркестан как колония царской России и национально-
освободительная борьба народов региона против колониализма. 

Узбекистан в годы советского тоталитаризма (проблемы 
политического, социально-экономического, культурного развития и 
межнациональных отношений). 
- И, наконец, национально-государственное развитие Республики 
Узбекистан в годы независимости. 
Каждая наука имеет свой метод изучения (отсюда слово-
методология, т.е. учение о научном методе познания). Два основных 
методологических принципа при изучении всеобщей истории, а также 
истории Узбекистана, являются основополагающими: принцип 
историзма и принцип социального подхода. Сущность принципа 
историзма сводится к тому, чтобы анализ каждого исторического 
явления и исторических фактов рассматривались: 
- во-первых, исторически, т.е. в развитии от прошлого к 
настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения 
будущего. Исторически означает также, что каждое событие следует 
рассматривать лишь в контексте той исторической эпохи, к которой оно 
относится. Нельзя выводы из одного исторического времени переносить 
в другое, поскольку каждое историческое время имеет свои 
особенности; 
- во-вторых, такой анализ осуществляется во взаимосвязи со всем, 
что одновременно происходит в других государствах и регионах мира, 
поскольку человеческое общество – это системное понятие. Изменения, 



происходящие на мировой арене, отражаются на положении всех стран 
(особенно в условиях современности) и заставляют
корректировать всю внутреннюю и внешнюю политику государств, в 
том числе и РУз; 
- в-третьих, правильные выводы при анализе исторических 
событий можно сделать, лишь учитывая конкретный опыт истории, т.е. 
те исторические уроки, которые мы извлекаем из изучения
исторического материала. 
Принцип социального подхода предусматривает переход от 
бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых 
интересов в анализе истории к призме общечеловеческих интересов, т.е. 
к восстановлению роли гуманизма в историческом знании. 
Помимо этого, такая смена призмы зрения (не отрицая, 
естественно, существования самих классов) открывает перед 
исследователями и другие подходы к анализу социальной структуры 
общества, например, стратификационный, при котором положение тех 
или иных социальных слоев общества рассматривается с точки зрения 
того, какое место они занимают в социально-экономических 
отношениях того или иного периода истории нашего региона. 
Одной из составляющих теоретико-методологических основ 
изучения курса «Истории Узбекистана» является также выбор подхода к 
оценке исторических явлений и фактов. Из накопленных за всю 
человеческую историю подходов для современного исторического 
анализа более всего подходит следующее: 
1. Гуманистический (гуманитарный), при котором повышается 
ценность Человека как личности. 
2. Формационный подход («формация» с латинского языка 
переводится как образование, вид, тип). Имеются ввиду общественно-
экономические формации, как исторически определенная ступень в 
развитии человеческого общества, характеризующаяся только ей 
свойственными способом производства и социально-
экономическими отношениями, т.е. первобытнообщинный строй, 
рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д. 
3. Цивилизационный подход, зародившийся еще в XVIII в и 
получивший своѐ развитие в XIX и XX вв. Цивилизационный подход, 
расширяя хронологические рамки рассматриваемых исторических 
явлений, 
значительно 
облегчает 
возможность 
выявления 
закономерностей исторического развития. 
Ни один из перечисленных подходов не может претендовать на 
универсальность 
и 
абсолютную 
завершенность. 
Они 
могут 



использоваться с соответствующими коррективами, поскольку во 
многом взаимодополняют друг друга. Эти подходы нельзя 
противопоставлять, наоборот, их нужно синтезировать, не забывая об их 
неоднородности. Например, анализируя историческое прошлое, в 
соответствии с закономерностями и цивилизационными особенностями 
региона Среднеазиатского Двуречья (цивилизационные особенности 
носят, как правило, устойчивый характер), мы рассматриваем 
историческую 
конкретику 
в 
рамках 
социально-экономических 
формаций и руководствуемся при этом принципами гуманизма, 
принципами общечеловеческих интересов. Цивилизации и социально-
экономические формации неразрывно связаны между собой, 
представляют взаимодополняющие стороны одного конкретно-
исторического процесса. 
В этой связи очень важно определить объективный критерий 
оценки исторических событий. Это – оценка их по конечным и 
промежуточным результатам, которые просчитываются, как отмечается 
это в современной исторической литературе, с точки зрения их 
соответствия коренным национально- государственным интересам того 
или иного общества, а именно: 
1. интересам территориальной целостности; 
2. динамичному 
социально-экономическому развитию (не ниже 
среднего мирового уровня); 
3. реальному, а не формальному суверенитету; 
4. духовно-нравственному совершенствованию общества; 
5. уважению и соблюдению национальных прав других народов и 
государств. 
В целом рассмотренные выше положения позволяют нам выбрать 
более правильный подход к анализу изучаемого исторического 
материала и сделать по нему объективные выводы. При этом мы всегда 
должны помнить, что история Узбекистана является частью мировой 
истории, у них общие теоретико-методологические основы изучения. 
В то же время исторические реалии конца ХХ в. (образование 
независимых государств на территории бывшего Советского Союза) 
внесли ещѐ один аспект методологического подхода к изучению курса 
«История Узбекистана». Это рассмотрение исторического прошлого 
региона через призму складывания на протяжении веков и тысячелетий 
модели и основы национальной государственности, духовности, 
культуры, этнической и религиозной толерантности и всего того, что 
было заложено в начале 90-х гг. в фундамент построения современного 
общества в Узбекистане в годы независимости. Правильному 



пониманию такого подхода к изучению курса способствует 
формирование у молодѐжи исторического мышления и исторической 
памяти. 
Освещение третьего вопроса плана об основных формах занятий 
(лекции, семинары, научные рефераты и доклады, контрольные 
письменные работы, модульный и итоговый контроль) каждый 
преподаватель проводит в соответствии с конкретными задачами 
учебного года и нормативной документацией, исходящей от МинВУЗа 
РУз, Ученого Совета и ректората ТУИТ. 
Изучение истории Узбекистана в ВУЗе серьѐзно отличается от 
школьного еѐ преподавания. В школе ученики впервые знакомятся с 
фактической историей региона. В ВУЗе, опираясь на эти знания, 
студенты должны будут научиться анализировать фактическую 
историю, суметь сделать правильные выводы, а также, с точки зрения 
исторической логики, научиться видеть причинно-следственные связи в 
структуре исторического материала. Решению этой задачи помогают 
читаемые преподавателем лекции и проводимые семинарские занятия. 
На лекциях с современных методологических позиций на историческом 
материале, вводя в учебный процесс новую историческую литературу, 
преподаватель формирует у студентов правильное понимание курса, а 
на семинарских занятиях эти знания практически закрепляются. При 
этом огромное значение приобретает самостоятельная работа студентов 
по углубленному изучению не только учебной, но и научной 
литературы. 
Исторические источники изучения курса многообразны. В 
опубликованном в 2009 г. первом томе «Истории государственности 
Узбекистана» указываются следующие группы основных источников, 
относящихся к раннему периоду среднеазиатской истории: 

археологические 
данные, 
полученные 
при 
исследовании 
отечественных и зарубежных учѐных; 
- сведения из письменных источников, содержащиеся в сочинениях 
греческих, индийских, римских и китайских авторов; 
- архивы документов древности и средневековья; 
- многочисленные надписи на дереве, коже, на черепках, на постаментах 
скульптур и др.; 
- нумизматические материалы, содержащиеся на монетах, чеканенных в 
разных древних государствах и владениях на территории 
современного Узбекистана; 
По периоду средневековой, новой и новейшей истории 
исследователи используют в качестве основных источников прежде 



всего огромный пласт письменных источников, начиная от 
средневековых рукописей до современной нормативной документации 
и периодической печати. Период независимости Республики Узбекистан 
находит должное отражение в трудах Президента РУз И.А. Каримова, а 
также в Конституции РУз и Законах, принимаемых Олий Мажлисом. 
Историческую 
научную 
и 
методическую 
литературу 
преподаватель рекомендует, как правило, при изучении конкретных тем 
курса. В числе вышедших в свет в 90-е гг. ХХ в. и 2000-е годы 
монографических изданий особое внимание хотелось бы обратить на 
коллективный 
труд 
ведущих 
историков 
РУз 
«История 
государственности Узбекистана» (Вторая половина II тысячелетия до 
нашей эры – III век нашей эры). Т. 1, Т., «Узбекистан», 2009. 
Используя широкую источниковую базу, авторы указанного 
издания подробно освещают следующие проблемы: 
- формирование и развитие ранней государственности; 
- Бактрия и Согд в системе эллинистической государственности; 
- античный период в развитии государственности (Кангюй, Давань, 
Хорезмийское государство, Юечжийско-Кушанское государство, 
Кушанское царство); 

институты 
государственности 
(начиная 
с 
социально-
экономических институтов и заканчивая системами письменности). 
При 
этом 
авторы 
строят 
свои 
исследования 
истории 
среднеазиатского региона на нижеследующих базовых положениях: 
1. Самостоятельное возникновение государственности Узбекистана на 
базе поступательного прогресса древней цивилизации, опирающейся 
на автохтонную (местную, коренную) этнокультурную основу. 
2. Традиционность государственности Узбекистана и поступательность 
от одной стадии к другой. 
3. Разнообразие исторических форм государственности. 
4. Эволюция форм государственности Узбекистана в едином процессе с 
развитием цивилизации. 
Основываясь на использовании многообразия исторических 
источников, авторы монографии удачно и обстоятельно раскрывают 
процесс эволюции в общественном развитии среднеазиатского региона 
от древнейших веков до III в. н.э. 
Вся остальная литература (как основная, так и дополнительная) 
приводится в конце данного научно-методического пособия и должна 
быть использована студентами в процессе самостоятельной работы. 
Проблемы цивилизации, определение самого этого понятия, 



этапы ее становления, особенности развития и проявления в различных 
регионах мира в настоящее время стали очень актуальны. Это связано с 
тем, что все большее распространение получил цивилизационный 
подход к изучению истории человечества. В основе его лежит понятие 
«цивилизация». Это слово происходит от латинского «СIVIS», что 
означает «городской, государственный, гражданский». Термин 
«цивилизация» был введен французскими просветителями в XVIII веке 
для определения гражданского общества, основанного на свободе 
разума и справедливости. Позже это понятие стало означать 
совокупность материальных и духовных ценностей того или иного 
народа, определенный уровень общественного развития. Философский 
словарь дает определение цивилизации как совокупности материальных 
и духовных достижений общества. Таким образом, существуют разные 
определения этого понятия. Представляется, что более полно 
раскрывает его суть следующее: Цивилизация - это относительно 
цельная система общественно-государственных связей и отношений, 
существующая 
в 
определенных 
конкретно-исторических 
и 
пространственно-временных границах и обладающая устойчивыми 
особенностями. 
Изучение истории с позиций цивилизационного подхода дает 
представление не только о единстве, но и многообразии исторического 
процесса. Учитывая это, ученые выделяют две основные теории 
развития цивилизации:
1. «Теория мировой цивилизации» (стадиальная) изучает 
прогрессивное развитие человечества, выделяя при этом определенные 
стадии. Этой теорией главное внимание уделяется общему, т.е. единым 
для всего человечества законам развития.
2. «Теория локальных цивилизаций» изучает большие исторически 
сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и 
имеющие свои особенности социально-экономического и культурного 
развития. Эти особенности (географическая среда, экономика, 
политическое устройство, социальная структура, религия, культура и 
др.) как правило, бывают устойчивы на протяжении длительного 
времени, даже в условиях иноземных завоеваний и изменений 
территориальных границ государств. Тем не менее, подчеркивая 
уникальность отдельной локальной цивилизации, надо иметь в виду, что 
каждая из них проходит общие для мирового исторического процесса 
этапы развития, хотя и в особых, ей присущих формах. Таким образом, 
эти теории взаимно дополняют друг друга. 


10 
История человечества свидетельствует о том, что в древности на 
земном шаре сложилось несколько независимых очагов цивилизации со 
своеобразными чертами. Для древних цивилизаций было характерно то, 
что зарождались они в природных зонах с мягким климатом и при 
наличии полноводных рек (Нил в Египте, Тигр и Евфрат в 
Месопотамии, Инд и Ганг в Индии, Хуанхэ и Янцзы в Китае). Таким 
образом, несмотря на многообразие условий и причин их 
возникновения, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной 
связи с освоением и преобразованием природы (теория «вызова-и-
ответа» А. Тойнби). С этой точки зрения, развитие цивилизации можно 
рассматривать как процесс создания благоприятных условий для 
жизнедеятельности людей, в основе которого лежит осознанная 
деятельность человека (структура цивилизации по Ю.В. Яковцу). 
Примером локальной цивилизации является и цивилизация, 
сложившаяся в самые древние времена в междуречье Сырдарьи 
(Яксарт) и Амударьи (Окс), в регионе с мягким, благоприятным для 
жизни людей климатом. Уже в глубокой древности, во II – начале I тыс. 
до н.э., в Средней Азии происходит процесс формирования 
своеобразных отдельных цивилизаций: бактрийской, согдийской, 
хорезмской и др. Каждой из них были присущи черты стадиальности 
историко-культурного процесса, локальных закономерностей и 
особенностей развития. Они по своей сути являлись речными 
земледельческо-ирригационными цивилизациями. Огромная роль здесь 
принадлежала скотоводству, но оно не определяло их основное 
содержание.
Государства, возникшие на фундаменте этих цивилизаций и 
являющиеся одной из форм их выражения, развивались параллельно с 
ними, придавая им устойчивость и продолжительность существования, 
а в определенные периоды – политическую, экономическую и 
культурную общность.
Если цивилизация, прежде всего, историческая, – это, скорее всего, 
явление стадиальное, присущее всем стадиально-хронологическим 
периодам развития человеческого общества, то государство и 
государственность – явление вторичное, производное от цивилизации, 
возникающее на определенной стадии развития общества. Большая роль 
в формировании исторических цивилизаций принадлежит автохтонному 
населению, формирующему определенный тип цивилизации. 
Таким образом, цитируя слова академика Э.В. Ртвеладзе, 
«цивилизация, как постоянная и всеобъемлющая материальная и 
духовная форма существования человеческого общества, была присуща 


11 
всем без исключения народам во все периоды их истории, различаясь 
стадиально-хронологически, 
этнически, 
типологически 
и 
иерархически». Причем цивилизациям, находящимся на высших 
ступенях иерархической лестницы, свойственны наиболее передовые и 
приоритетные формы существования и достижения, выработанные в 
процессе длительного исторического развития. 
Процесс формирования человека и первобытнообщинного строя во 
всех регионах, в том числе и среднеазиатском, проходил в несколько 
этапов. 
В 
основе 
установленной 
историками 
периодизации 
первобытного общества лежит материал, из которого изготавливались 
орудия труда. Наиболее длительным периодом был каменный век, 
который делился на этапы. 
I. Палеолит – древнекаменный век («палеос» – древний, «литос» – 
камень). 
Это очень длительная по времени историческая эпоха, и она 
делится в свою очередь, на три периода: ранний (ашель), средний 
(мустье), верхний (т.е. поздний). 
Период «ашель» (800/500 - 100 тыс. лет назад) характеризуется
появлением первых орудий труда. В Средней Азии были 
распространены главным образом чопперы – грубые рубящие орудия, 
т.е. массивные куски камня-гальки, стесанные с одной, реже с обеих 
сторон. При помощи их древний антропоид мог выкапывать корни, 
добывать животных, резать, колоть и т.д. 
Древнейшие антропоиды жили первобытными стадами, поэтому 
данный период называют еще стадным периодом, который отличается 
тем уровнем развития производительных сил, при котором человек 
использовал 
естественные 
источники 
питания, 
ограничиваясь 
собирательством и охотой. Но и такие способы добывания средств к 
существованию требовали хотя бы самых примитивных орудий, при 
изготовлении которых начался процесс труда. Древние стоянки 
антропоида на территории Узбекистана – это пещера Селенгур в 
Ферганской долине (найдены зубы, плечевая кость, задняя часть черепа 
антропоида, названного «фергантропом») и Кульбулак в районе 
Ангрена (обнаружены орудия и кости животных). Следует отметить, что
Селенгурским находкам около 1 млн. лет, что значительно удревняет 
время появления на территории Средней Азии первых антропоидов. 
Период «мустье» (100 - 40 тыс. лет назад). Начавшееся 
похолодание заставило древних людей совершенствовать охотничье 
хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных, 
адаптироваться к новым условиям жизни, повлекло за собой развитие 


12 
их навыков и умений, изменение внешнего облика антропоида, которого 
назвали неандертальцем (по месту первой находки в долине 
Неандерталь (Германия)). Неандерталец являлся переходной ступенью к 
человеку современного типа и отличался высоким ростом, 
прямохождением, имел более развитый головной мозг (появился 
двигательный центр речи), сформировавшийся лоб и нижнюю челюсть. 
В эпоху мустье неандертальцы стали использовать для жилья 
гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших 
достижений было изобретение различных способов добывания огня. 
Появляются новые разнообразные орудия труда: остроконечники и 
скребла, а также ножи, ручные рубила, каменные наконечники копий, 
изготовленные техникой скола.
Древние люди, продолжая жить первобытным стадом, начинают 
объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются 
зачатки родового устройства и половозрастного разделения труда. На 
территории Узбекистана были открыты стоянки людей эпохи мустье: в 
пещере Тешикташ (в горах Байсуна, Сурхандарьинская область), в 
пещерах Ходжикента и Обирахмата (верховья р. Чирчик), в долине р. 
Ангрен (Ташкентская область), Аманкутан в окрестностях Самарканда 
и многие другие. В гроте Тешикташ были обнаружены останки 
неандертальского мальчика 8-9 лет, около 3000 каменных орудий труда 
и остатки костров. Вокруг умершего были воткнуты рога черных 
козлов, чтобы защитить умершего от злых духов на том свете. Это 
свидетельствует о зарождении религиозных представлений у древних. 
В эпоху «верхнего палеолита» (40-12 тыс. лет до н.э.) произошли 
существенные изменения в развитии производительных сил, прежде 
всего, в изготовлении орудий труда. Наряду с техникой скола возникает 
техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление.
Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы, 
кремневые наконечники стрел. 
Особенностями 
верхнего палеолита стало возникновение 
рыболовства, собирательство дикорастущих растений, сооружение 
долговременных 
зимних 
жилищ 
(землянок, 
полуземлянок), 
свидетельствующее о начавшемся переходе людей к оседлости. 
В верхнем палеолите происходит формирование современного 
типа человека – кроманьонца (по месту первой находки в гроте Кро-
Маньон (Франция), отличающегося исчезновением надбровных 
выпуклостей, менее выраженной нижней челюстью, легкими и 
быстрыми движениями, более совершенными навыками изготовления 
тонких и сложных орудий труда. Появилась способность людей к 


13 
умозаключениям и обобщениям. Возникают человеческие расы и 
различные антропологические типы, приближающиеся к современным 
трем расам – европеоидной, монголоидной и негроидной. 
В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось 
материнской родовой общиной. Характерными чертами родовой 
общины являлись: переход к оседлому образу жизни, общность 
хозяйственной жизни, процесса труда, орудий труда, жилища, добычи и 
т.д., четкое разделение труда по признаку пола, высокое положение 
женщины в обществе. Несколько родов, живущих в одной местности, 
составляли племя. Этап в истории человечества, когда родовые общины 
объединились вокруг женщины-матери, назывался матриархатом. Для 
позднего палеолита характерно также половозрастное разделение труда, 
его простая кооперация, организованная охота. В этот период 
зарождается первобытное искусство (наскальные рисунки пещеры 
Зараутсай), а также появляются первые анимистические верования 
(тотемизм, фетишизм). 
Памятниками эпохи позднего палеолита в Узбекистане являются: 
стоянка в районе городского порта Самарканда, стоянка на склонах 
Каратау в Бухарской области, стоянки Бозсу-1 и Бозсу-2 (Ташкентская 
область). Появляется первое искусство – наскальные рисунки в ущелье 
Зараутсай. 
II. «Мезолит» – среднекаменный век («мезос» – средний, «литос» 
– камень) – 12-7 тыс. лет до н.э. Отступление ледника, стабилизация 
климатических условий, которые стали близки к современным, привели 
к изменению природного ландшафта и животного мира (исчезновение 
крупных животных, охота на которых была основным источником 
питания древних людей). Это привело к изменению образа жизни 
людей, потребовало от них поиска новых форм хозяйства, новых 
средств к существования. Наряду с материнской возникает 
территориально-соседская община. 
Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда 
– топор, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных 
охотников, облегчило их повседневный труд, позволило охотиться на 
мелких животных и птиц, создавать запасы пищи. Возникла новая 
техника изготовления орудий труда – шлифование, сначала кости, а в 
конце периода – камня.
В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, 
ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Хотя основными занятиями людей 
по-прежнему являлись охота и рыболовство, возникают новые отрасли 
хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. 


14 
К периоду мезолита относится широкое распространение 
красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой 
(Ширабадский район Сурхандарьинской области). 
С отступлением ледника большие просторы Узбекистана стали 
пригодными для жизни человека. Археологами обнаружено более ста 
стоянок эпохи мезолита в предгорных и горных районах Ферганской 
долины и юга Узбекистана: Обишир (Ферганская долина), Кушилиш 
(Ташкентская область), Мачай (Сурхандарья).
III. «Неолит» – новокаменный век («неос» – новый, «литос» – 
камень) – 6 - 4 тыс. лет до н.э. Изменения, которые произошли в этот 
период, по своей значимости называют «неолитической революцией». 
Происходит 
переход 
от 
присваивающего 
хозяйства 
(охота, 
собирательство) к производящему – земледелию и скотоводству. 
Особенностями неолитического периода стало: появление земледелия, 
применение ранее неизвестных приемов обработки камня – 
полирование, пиление и др. В эпоху неолита племена переходят к 
оседлому образу жизни, что послужило развитию ремесел: гончарного 
производства (человек научился делать посуду из обоженной глины – 
керамику), ткачества, что значительно улучшило быт людей и 
свидетельствовало о важных сдвигах в их хозяйственной деятельности. 
Эпоха неолита – это эпоха расцвета матриархата. Матриархальная 
родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные 
функции, возникает парная семья. 
В период неолита на территории Средней Азии выделяются 
носители трех видов культур по природно-климатическим условиям 
обитания, по типу хозяйствования, образу жизни. «Джейтунская 
культура» – культура первых земледельцев на территории Средней 
Азии, относящаяся к 6-5 тысячелетиям до н.э. «Кальтаминарская 
культура» – культура охотников и рыболовов. С конца 5 – начала 4 
тысячелетия до н.э. началось их активное расселение в междуречье 
Амударьи и Сырдарьи. Стоянки были найдены на территории 
современного Каракалпакстана, в русле канала Кальтаминар. 
«Гисарская культура» - культура земледельцев горных и предгорных 
областей, 
характеризующаяся 
специфическими 
условиями 
существования в горных долинах. 
IV. «Энеолит» – меднокаменный век («энеос» – медь, «литос» – 
камень) – 4-3 тыс. лет до н.э. В конце неолитического периода на 
территории Узбекистана начинается применение меди, мягкого металла, 
из которого в первобытных общинах стали изготавливать медные 
орудия труда – ножи, шила, иглы, изредка топоры, а также украшения – 


15 
браслеты, бусы, серьги и т.д. Однако применение меди не привело к 
качественным сдвигам в развитии производительных сил. Камень 
продолжал оставаться основным сырьем для изготовления орудий 
труда, так как медь не обладала необходимой твердостью. 
Вместе с тем эпоха энеолита имела свои отличительные черты: 
человек овладел плавкой и горячей обработкой меди; возникает 
земледелие в предгорных местностях; древний человек переходит от 
случайных сборов дикорастущих злаков к сознательному выращиванию 
необходимых растений; население занимается разведением крупного 
рогатого скота, что обеспечивало людей не только молочной и мясной 
пищей, но и способствовало интенсивному развитию земледельческого 
хозяйства в эпоху бронзы. 
Основной тип памятников периода энеолита – это Анау и Намазга-
тепа в Южной Туркмении, Саразм, Заманбаба, Учтут и др. Но 
месторождения меди были ограничены, это явилось причиной войн, 
неупорядоченности общества. Господство общинной собственности и 
уравнительного распределения начинают тормозить прогресс. Итогом 
явился кризис: в технологии, экономике, социальной жизни. 
V. Эпоха «бронзы» – с середины 3 тысячелетия до начала
1 тысячелетия до н.э. В это время происходят существенные изменения 
как в развитии производительных сил, так и в социальном строе 
общества. Благодаря применению бронзы расширяется количество 
используемых орудий труда, предметов домашнего обихода и 
улучшается их качество, усовершенствуется оружие. 
Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце 
эпохи бронзы появляется ирригация – первые искусственные 
оросительные каналы (длиной до нескольких десятков метров) в 
Хорезме, низовьях Зеравшана. Дальнейшее развитие получает оседлое 
скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Человек 
приручает лошадь. В целом скотоводство и земледелие становятся 
основой хозяйственной жизни общества, а охота и собирательство 
утрачивают свою прежнюю роль в экономике.
Крупными открытиями эпохи бронзы стали развитие ювелирного 
искусства, применение кирпича в строительстве, использование 
гончарного круга в производстве керамики. 
Результатом развития земледелия и скотоводства явились глубокие 
изменения в общественной жизни: начинается переход от матриархата к 
патриархату. 
Необходимость 
охранять 
имущество 
оседлых 
земледельцев и скотоводов привела к образованию военных племенных 
союзов. Племенные вожди и воины стали во главе общественной и 


16 
экономической жизни родовых общин. В эпоху бронзы появились 
укрепленные поселения, свидетельствующие о возникновении 
имущественного расслоения, об усилении столкновений между 
оседлыми земледельцами и скотоводами. В территориальных общинах 
надо было следить за природными циклами, определять сроки посевов и 
уборки урожаев, находить пастбища, распределять труд между людьми, 
совершать религиозные поклонения, охранять имущество. Это привело 
к социальному расслоению с присвоением лучших земель и пастбищ, 
появлению вождей, жрецов, воинов, общинников. 
Ход исторического развития в эпоху бронзы был в различных 
частях Средней Азии неодинаков. Со второй половины 3 тысячелетия 
складывается ранняя оседло-земледельческая протогородская культура, 
которая получила название Бактрийско-Маргианский археологический 
комплекс (БМАК). В ареале БМАК исследователи выделяют дне 
области: Маргиана и Бактрия с центром в Джаркутане. Наряду с 
развитием земледелия, основанном на искусственном орошении, 
складывалась специализация ремесла, обмен и торговля. Присутствие 
элементов этих культур отмечается в долине Зарафшана (Саразм). 
В зоне степей Евразии во 2 тысячелетии до н.э. также 
формировались ранние комплексные общества, т.н. «степная бронза». 
Появление и распространение в Средней Азии культуры степной 
бронзы с начала 2 тыс. до н.э. связано с проникновением и расселением 
скотоводческих племен. Памятники этой культуры обнаружены в 
Хорезме (Тазабагьябская и Суюрганская культуры) 
Данные археологии свидетельствуют о культурно-хозяйственном 
взаимодействии оседлоземледельческой и степной культур. По мнению 
исследователя М.И. Филанович, «в эпоху бронзы происходит первая 
крупная ассимиляция в культурогенезе, ведущую роль в которой 
сыграли миграции, столкнувшие степные культуры с оседлым 
населением оазисов, что во многом определило дальнейший ход 
экономической, культурной и этнической истории Средней Азии». 
Особенностью социально-экономических отношений в Средней 
Азии было возникновение патриархального рабства, характерного для 
древневосточных цивилизаций. 
Эпоха «раннего железа» начинается с конца VIII века до н.э., 
характеризуется 
распространением 
металлургии 
железа 
и 
изготовлением железных орудий. Представление о трех веках – 
каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античном мире. Это 
описано у Тита Лукреция Кара. Его философская поэма "О природе 
вещей'" описывает натурфилософию и видят основу прогресса в 


17 
развитии металлургии. Термин "железный век" был введен в 
употребление в середине XIX века датским археологом К.Ю. Томсеном. 
Появление 
и 
применение 
железа 
сыграло 
поистине 
революционную 
роль 
в 
развитии 
производительных 
сил, 
способствовало дальнейшему прогрессу в земледелии, ремесленном 
производстве, ирригационной технике. Развитие земледелия в крупных 
размерах с использованием плуга с железным лемехом и домашнего 
скота в качестве тягловой силы привело к росту населения, его 
концентрации на небольших площадях в оазисах земледельческой 
культуры (Хорезме, Ферганской долине, бассейнах Зеравшана, Чирчика, 
Сурхандарьи, Кашкадарьи) 
На базе широкого применения железа получило дальнейшее 
развитие 
металлургическое 
производство, 
появились 
многие 
технические изобретения – кузнечный мех, ручная мельница, ткацкий 
станок. Возникли зачатки архитектуры: лепная керамика с расписанным 
узором, алебастровая штукатурка. 
В эпоху железа возникает интенсивный товарообмен, в результате 
чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных 
лиц, классовое расслоение общества. Все это приводит к образованию 
государств на территории нашего региона. 
Очень важным является наличие письменных источников, 
относящихся к исследуемому периоду. К ним относятся «Авеста» 
(священная книга религии зороастризма, которая была широко 
распространена с первого тысячелетия до н.э.), ахеменидские надписи 
VI - IV века до н.э. (Бехистунская надпись царя Дария I), греко-римские 
источники (Геродот, Страбон, Квинт Курций Руф, Ктесий, Ксенофонт, 
Арриан и др.). 
Одним из наиболее древних письменных памятников является 
«Авеста». Зороастризм - это самая древняя религия откровения. Она не 
стала мировой, но оказала большое влияние на мировые религии. До 
сегодняшнего времени идут споры о точной дате и месте ее появления. 
Наиболее распространено в ученом мире мнение о том, что родиной 
«Авесты» является Средняя Азия в широком смысле этого слова. 
Первоначально «Авеста» состояла из 21 книги. До нас дошли 4 книги: 
«Ясна» и «Виспрад» – молитвенные песнопения, «Яшты» – гимны 
зароастрийским божествам, «Видевдат» – свод религиозных и 
юридических предписаний. 
«Авеста» наряду с богатой информацией о религии зороастризма, 
о духовной, культурной жизни населения региона в древности, 
содержит важные сведения о структуре общества того времени и о 


18 
зарождении древней государственности. В «Авесте» выделяются 
структурные единицы общества: нмана (семья), вис (род), занту (племя), 
дахью (страна). Верховный религиозный правитель назывался 
заратуштротема, верховный правитель – дахьюпати.
Еще одним важным письменным источником по истории региона 
являются ахеменидские надписи. Они записаны техникой клинописи, 
которая использовалась в древнеперсидском государстве. Эти надписи 
сохранились на скалах Бехистун и Накши Рустем, а также в ряде 
городов на территории современного Ирана. Поскольку территория 
среднеазиатского междуречья в середине VI в. до н.э. была захвачена 
ахеменидами, то в этих надписях содержатся также и важнейшие 
сведения о нашем регионе. 
Очень интересная информация о географии, культуре и 
социальной жизни народов Средней Азии содержаится и в трудах 
античных авторов. В частности древнегреческий историк Геродот писал 
о регионе на основе услышанных им рассказов. Работы последующих 
античных авторов – Арриана, Квинта Курция Руфа, Страбона, Ктесия, 
Ксенофонта – появились позднее в связи с походами Александра 
Македонского на Восток во второй половине IV в. до н.э. и содержат 
более обширные сведения о регионе.
Еще одним важным письменным источником по древнейшей 
истории региона являются надписи на монетах и печатях. 
В древности на территории Средней Азии существовало несколько 
крупных и десятки мелких историко-культурных областей, названия 
некоторых из них сохранились до сих пор, к примеру, Хорезм и 
Фергана. Начало их формирования относится, по-видимому, ко II тыс. 
до н.э., но наиболее ранние сведения о некоторых из них – Бактрии, 
Парфии, Согде, Хорезме – содержатся в географическом списке 
Видевдата («Авеста»), надписях ахеменидских царей (Бехистун) и 
сочинениях древнегреческих авторов (Геродот, Ктесий и др.) и 
относятся к VI-V вв. до н.э. 
Наиболее крупными из них были Бактрия (север Афганистана, юг 
Узбекистана и Таджикистана), Парфия (предгорья Копетдага на юге 
Туркменистана), Согд (современная Кашкадарьинская, Самаркандская и 
Бухарская области Узбекистана), Маргиана (низовья реки Мургаб в 
Туркменистане), Чач (современная Ташкентская область Узбекистана). 
В 
отличие 
от 
областей, 
созданных 
по 
административно-
государственному 
принципу, 
историко-культурные 
области 
складывались на протяжении длительного времени на основе самых 
разнообразных 
факторов: 
по 
территориально-географическому 


19 
местоположению, хозяйственно-культурной и этнической общности. В 
силу определенных причин и, в частности, социально-экономических, 
политических и естественно-географических, этнические группы, 
заселявшие первоначально небольшой район, приуроченный к водному 
источнику, постепенно расселяясь, занимали обширную территорию, за 
которой закреплялось чаще всего прежнее название. Аналогичным 
путем шло формирование таких крупных историко-культурных 
областей, как Бактрия, Согд, Хорезм, на основе которых впоследствии 
создавались крупные государственные объединения.
Таким образом, начиная с самых древних времен Средняя Азия 
становится одним из очагов цивилизации на Востоке, который на 
протяжении тысячелетий формировался предками современною 
населения региона. Борясь за выживание, люди совершенствовали 
орудия труда, стремились к повышению продуктивности хозяйства. Это 
сказалось в целом на развитии производственной деятельности 
человека, на структуре общественных отношений и духовности народов 
региона, получившей отражение в возникновении здесь древних 
религий. Зороастризм в среднеазиатском регионе получил широкое 
распространение в широком смысле этого слова. Все это происходило 
на территории Средней Азии, географические и природно-
климатические условия которой обусловили особенность развития 
региона – формирование двух типов хозяйств: в оазисных и речных 
районах – оседлого земледелия, в степях – кочевого скотоводства. С 
эпохи поздней «бронзы» в регионе складываются очаги ранней 
городской культуры, что является одним из признаков цивилизации и 
определенным шагом на пути формирования государственности. 


20 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет