К материалу о Поречье.
Немного о себе.
Я, Архаров Валентин Петрович, местный старожил. Приехал в Поречье работать в среднюю школу в 1933 году. Уже после войны начал изучать на основе марксистко-ленинской методологии, историю этого края, что мне очень помогло в преподавании географии, истории и Конституции СССР, в идейно-политическом воспитании учащихся, используя местный материал.
После ухода на пенсию, в 1972 году делюсь знаниями со всеми, кто интересуется прошлым, настоящим и природой старинного села Поречье.
Собранный и написанный мною материал в виде очерка «Родное Поречье» передаю директору комплекса отдыха «Поречье» Матякину Константину Николаевичу.
РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ
Некоторые сведения из истории прошлого и настоящего села Поречье Можайского района
Среди живописной природы западного Подмосковья, в верховьях Москва-реки и в нижнем течении левого притока - Иночи, раскинулось село Поречье. Название его связано с расположением по этим рекам. Река-Москва берет своё начало в двадцати пяти километрах от Поречья из болота, у деревни Старьково, Можайского района. Её исток условно принято считать природной границей Подмосковья и Смоленской области. Река Иночь начинается в Шаховском районе, близь села Никольское, протекает по лесистой местности километров шестьдесят, принимает большое количество ключей и ручьёв и впадает в Москва-реку у деревни Грибово, что в полутора километрах от Поречья. На вершине пологого холма, спускающегося слева к реке Иночь и расположено село Поречье.
-
ПОРЕЧЬЕ – ВЛАДЕНИЕ ЦАРСКОГО ДВОРА.
Поречье - это старинная усадьба графов Уваровых, которые владели ей девяносто девять лет (1818 – 1917 г.г.). До Уваровых Поречье принадлежало графам Разумовским, которые хозяйствовали здесь до 1818 года семьдесят шесть лет (1742-1818 г.г.). До Разумовских Поречье входило во владения Царского двора, тогда Государыни Екатерины Алексеевны (жены Петра I). Во владения Царского двора, по-видимому, включались имения, когда кончались права на владения вследствие смерти последнего наследника. Так в ХVI-ХVII веках владельцами Поречья были Протопопов, Коробьин, Татищев, князь Прозоровский.
В 1719 году по именному указу Петра I велено: «Все имения, принадлежавшие князю В.И. Прозоровскому отдать в пожизненное владение его жене - вдове княгине Ирине Михайловне, а после её смерти причислить к дворцовым волостям». Так Поречье вновь перешло во владения Царского двора.
От Екатерины Алексеевны владение усадьбой перешло к Елизавете Петровне (дочери Петра I), которая 13 июня 1742 года подарила эти огромные земельные владения и свыше 10 тысяч крепостных крестьян своему фавориту Разумовскому Алексею Григорьевичу.
Период владения Поречьем Разумовскими относится к такому времени, когда о Поречье мало известно, и, во всяком случае, оно не было постоянной или любимой резиденцией своих владельцев.
2. ГРАФЫ РАЗУМОВСКИЕ - ВЛАДЕЛЬЦЫ ПОРЕЧЬЯ.
В начале ХVIII века в Черниговской губернии, на хуторе Лемеши жил реестровый казак Григорий Разум - забубённая голова и «непросыпный» пьяница. И прозвище ему дали за его пьяную поговорку: «Гей, шо цо за голова, шо цо за разум». Не мало горя приняла за его пьянства и распутство жена его, Наталья Демьяновна. Детей у него было несколько. Старший, Алексей, родившийся в 1709 году, как только подрос, стал пасти деревенское стадо. Понравившись местному церковному притчу за приятный голос и привлекательную наружность, стал петь на клиросе и учиться грамоте у дьячка.
Случилось так, что ездил в Венгрию полковник Вишневский покупать вино для двора Анны Ивановны - русской императрицы, дочери царя Ивана - брата Петра I, при которой Россией фактически правила придворная немецкая клика Бирона. На обратном пути пришлось ему быть в церкви, где пел на клиросе Алексей. Вишневский прельстился голосом хлопца, и, не долго думая, увёз его в Петербург, певчим в Украинскую капеллу при императорском дворе (1713 г.). В придворном хоре голос его заинтересовал царевну Елизавету Петровну, будущую русскую императрицу (1741-1761 г.г.), дочь Петра I, а красота его поразила её еще больше. Алексея переводят на службу ко двору будущей императрицы. Алексей Григорьевич становится любимцем царевны, её другом «нелицемерным», - как она его называет. Таким он остаётся для Елизаветы Петровны на всю её жизнь.
После коронации Елизаветы на Алексея Григорьевича сыплется настоящий дождь высочайших милостей. Он известен как фаворит Елизаветы Петровны, возведённой на престол в результате дворцового переворота, совершенного группировкой дворянства, в котором участвовал и Разумовский, боровшейся против немецкой клики, захватившей власть при Анне Ивановне.
Алексей Григорьевич получил титул дворянина - граф, его младший брат Кирилл Григорьевич был назначен Гетманом Украины, несмотря на отсутствие какого-либо образования.
Восемнадцатилетний Кирилл был назначен президентом Российской Академии наук, но Делами её занимался мало. Получив от Елизаветы огромные земельные владения и крепостных крестьян К.Г. Разумовский становится одним из крупнейших помещиков России. А Алексей Разум, теперь уже называвшийся Разумовским, становится камергером, генералом-поручиком, не имея понятия о военном деле, обер-ермейстером. В 1756 году он получил высший генеральский чин - фельдмаршал, хотя в армии никогда не служил и войсками не командовал. Когда Елизавета Петровна пожаловала ему этот чин, Алексей Григорьевич сказал ей: «Государыня, ты можешь меня назвать фельдмаршалом, но никогда не сделаешь из меня порядочного полковника. Смех, да и только!».
Эти странные факты объяснялись неограниченной властью самодержавной царицы России.
Граф Разумовский был не лишен природного чутья и прекрасно понимал, что при дворе будет нелегко без образования. Поэтому он окружил себя знатными людьми, под влиянием которых его быстрое возвышение не породило в высших Петербургских кругах особенной зависти и недовольства. Официальных постов в Правительстве он не занимал, но пользовался огромным влиянием при дворе.
Пожалование Алексею Григорьевичу богатейших имений шло своим чередом. В числе их 13 июня 1742 года он получает из собственных императрициных вотчин в Можайском уезде сёла: Троицко-Болычёво, Рождественно-Поречье, Никольекое-Карачарово. Все эти вотчины были смежны. Двойные названия их обозначали наименования храмов в этих сёлах.
1742 год - вот, следовательно, время, с которого Поречье из дворцового владения перешло к Разумовским. Такое неожиданное баснословное счастье выпало на долю Алексея Григорьевича Разумовского, и резко отразилось на жизни его матери Натальи Демьяновны, которая много горя приняла от своего пьяного и беспутного мужа.
После коронации Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич выписал свою мать ко двору - в Москву. После недолгого пребывания в Москве (очень скучала) она уехала к себе домой (где умерла в 1762 году). В просторечии мать Разумовского называли Разумихой. Из времён её поездки в Москву рассказывают два анекдота:
-
Когда Разумиха подъезжала к Москве, навстречу ей выехал сын Алексей Григорьевич. Мать не узнала сына. И в блестящем царе-Дворце, когда приехали, не хотела верить чудной перемене до тех пор, пока Разумовский не разделся и не убедил мать в своей самоличности родимыми пятнами;
-
Для представления государыне Разумиху нарядили, напудрили, нарумянили. Войдя в дворцовый зал и увидев в зеркале такую пышную даму, Наталья Демьяновна не узнала себя и упала на колени, воображая, что перед нею императрица. И тут только поняла, что это она сама и есть.
Эти мало правдоподобные весёлые рассказы помогают вполне раскрыть действительность, понять, как пастух, в условиях царизма, стал крупным землевладельцем, графом и фельдмаршалом.
По преданию, императрица Елизавета Петровна вступила в тайный брак с Разумовским осенью 1742 года. Венчание происходило в церкви подмосковного села Перово. Событию 240 лет, а маленькая часть этой церкви, как исторический памятник, стоит в Перове и сейчас.
После смерти Разумовского (1771 г.) Поречье наследовал его младший брат Кирилл Григорьевич, привезенный из родного хутора Лемеши, - то есть последний Гетман Украниы (1750-1764 г.) С 1787 года Кирилл Григорьевич жил в Москве. В 1794 году переехал в родную Малороссию. В 1803 году он умер в Батурине.
У Кирилла Григорьевича было несколько сыновей. Все его имения достались сыновьям по разделу, назначенному им самим. Можайские вотчины, в том числе и Поречье, с присудными к ним деревням, пришлись на долю Льва Кирилловича, четвертого сына Кирилла Григорьевича.
Лев Кириллович Разумовский зимой жил в Москве, в своем доме на Тверской, а летом - в роскошном Петровском-Разумовском. Навещал он и свои Можайские вотчины, где особо обращал внимание на украшение храмов. Умер он в 1818 году.
После смерти Л.К. Разумовского Поречье и Карачарово (Болычево не упоминается) приобретает его племянница Екатерина Алексеевна Разумовская и дарит своему мужу Уварову Сергею Семёновичу в качестве приданого.
С этого времени Поречье из рода Разумовских переходит в род Уваровых.
В 1806 году Сергей Семёнович Уваров, в возрасте двадцати лет, был направлен в составе русского посольства в Вену, где служил под началом талантливого русского дипломата Андрея Кирилловича Разумовского, то есть под началом дяди своей будущей супруги. Так состоялось знакомство Разумовских с Уваровыми.
3. ГРАФ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ.
Уваров С.С. происходил из старинной дворянской семьи. Родился он в 1786 году в Петербурге. Отец его был подполковником Конной гвардии и адъютантом императрицы Екатерины II. По преданию, новорождённого Сергея крестили в дворцовой церкви и Государыня восприняла его от купели. Отца своего Сергей Семёнович лишился рано. Рос он (вместе со своим братом Фёдором) в непосредственной близости от двора и мать дала сыновьям блестящее образование и аристократическое воспитание. В последствии, Сергей Семёнович Уваров стал русским реакционным государственным деятелем первой половины XIX века. Он был министром народного просвещения в Правительстве Николая I (1833-1849 г.г.) и Президентом Российской Академии наук (1818-1855 г.г.).
В чём заключалась реакционность Уварова Сергея Семёновича? Он изобрёл пресловутую триединую формулу «Православие, самодержавие и народность».
Православие, самодержавие и народность помещичьи, буржуазные правительства от Николая I до Николая II считали теми основами, на которые, по их мнению, опиралась жизнь русского народа в прошлом и настоящем.
В чем, по их мнению, заключалась народность?
Сторонники этой теории клеветнически искажали основные черты русского народа. Они считали, что народ русский религиозен по своей натуре, всегда предан Царю и не протестует против крепостного права - так разъясняли они основные принципы Уваровской теории народности.
Утверждая это, они исходили из того, что русский человек представлялся им невежественным и покорным рабом, это было нужно самодержавию и являлось следствием антинародной политики царизма. Крепостническую Россию они считали идеалом государственного устройства. Все передовые идеи Запада были объявлены вздорными и преступными. Николай I не скрывал своего отношения к общественному мнению. «Должны повиноваться, а рассуждения свои держать при себе», - написал он выразительную резолюцию на одной из записок.
Таким образом, народность граф Уваров понимал как необходимость сохранения крепостнической самобытности России, укрепления крепостного права и, выдвинутая им «теория официальной народности» призвана была оправдывать темноту народа и угнетение его самодержавными помещиками, являлось идеологическим оружием реакции, служившим для укрепления крепостничества и самодержавия.
Династия Уваровых, одна из богатейших в России, была тесно связана с российским самодержавием. Кроме огромных богатств в Поречье, Уваровы владели крупными поместьями в Пензенской, Смоленской губерниях и на Северном Кавказе. Им принадлежали роскошные особняки в Москве и Петербурге.
Символично, что в центре села Поречье стояла подшефная Уваровым большая церковь, а напротив неё, на высоком мраморном постаменте, возвышался бронзовый памятник царю Александру II , поставленный на средства семьи Уваровых в 1913 году в ознаменование 300-летия династии Романовых. Это символизировало тесный союз церкви, самодержавия и российского дворянства.
Сергей Семёнович Уваров был ярым крепостником. К нему следует обратиться, чтобы показать реакционную сущность крепостнической системы. В речи, которую он произнёс 8 августа 1835 года (об этом пишет профессор А.В.Никитенко) Уваров говорил: «Мы, то есть, люди XIX века, в затруднительном положении. Мы живём среди бурь и политических волнений. Народы изменяют свой быт, волнуются, идут вперёд. Никто здесь не может продиктовать своих законов. Но Россия ещё юна, «девственна» и не должна вкусить, по крайней мере, теперь ещё, сих кровавых тревог.
Надо продлить её юность и, тем временем, воспитать её. Вот моя политическая система. Я знаю что хотят наши либералы, наши журналисты и их клевреты... Но им не удастся бросить своих семян на ниву, по которой я сею, и которой я состою стражем - нет, не удастся!
Моё дело блюсти не только за просвещением, но и блести за духом поколения. Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то исполню свой долг и умру спокойно. Вот моя теория. Я надеюсь, что это исполню. Я имею на это добрую волю и политические средства.
Я знаю, что против меня кричат! Я не слушаю этих криков. Пусть меня называют абскурантом. Государственный человек должен стоять выше толпы». (Никитенко А.В., соч. Дневник, Т. I, стр.267)
Так говорил царский министр Уваров. Это раскрывает всю сущность мракобесия царского самодержавия, его враждебное отношение к науке, культуре и народу.
Владимир Ильич Ленин, жестоко обличая вековую антинародную политику самодержавного режима, писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знаний, такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». (Ленин В.И. ЛСС, т. 23, стр.127).
Всё это полностью относилось и к Московской губернии, хотя она и считалась одним из культурных центров Империи, а на деле здесь на десять жителей приходилось только восемь грамотных. Это относилось и к Порецкой волости, где была резиденция самого министра просвещения, а в действительности, крестьяне Порецкой волости, да как и всей Московской губернии, были почти сплошь неграмотными.
Выходящая в Москве газета, «Современная летопись», от 26 февраля 1861 года, писала: «Подмосковные крестьяне не найдут между пятидесятью своими двух грамотных. Бедные деревенские дети целые дни проводят в буйной и вредной праздности. Как же необходимо обучение грамоте детей подмосковных поселян!»
Следовательно, по свидетельству газеты, среди крестьян московской губернии на каждых сто человек девяносто шесть были неграмотными. А те крестьяне, которые знали грамоту, им, оказывается нечего было читать. Об этом говорит письмо крестьянина И. Ивина из деревни Старая Тяга Порецкой волости. Он в до революционное время с горечью писал: «У нас во всей округе, на пять верст кругом, ... нигде нет ни книжного склада, ни библиотеки, ни читальни и никакой вообще торговли книгами. Даже и в городах, на базарах и ярмарках не встретишь ни одной книжонки. Многие, не заглядывая по нескольку лет кряду в книжку, нередко совсем разучиваются читать и писать, чему в нашей волости имеется ни один пример...».
Это письмо было опубликовано в журнале «Русское обозрение».
4. РЕАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ГРАФА УВАРОВА.
Поречье, как это всегда старался подтвердить Уваров, было любимым местом отдыха от государственных забот и трудов. «Приятные минуты», проведённые в Поречье, он считал, по его словам, «оазисом шумной жизни».
Так Поречье нравилось Уварову. От каких же государственных забот и трудов он сладко отдыхал в Поречье?
В книге «Описание имения Поречье графа Федора Алексеевича Уварова Можайского уезда, Московской губернии», её автор А.Ярцев пишет:
«Взгляды Уварова на народное просвещение проистекали из его основных взглядов на сущность государственного бытия России, а это: православие, самодержавие и народность - его триединая формула».
Когда, назначенный министром, в 1832 году, он приехал ревизовать Московский Университет, он вступил в его стены с предубеждением о том брожении и беспорядке в направлении мыслей, в которых обвиняли молодёжь. Но после многих наблюдений он отказался от своих воззрений. И, признав несостоятельность своих прежних заключений о господствующем в Университете духе, Уваров указывал на то, что если и были ошибки, то «нам остаются средства сих ошибок не повторять. И, постепенно завладевши умами юношества, привести к разрешению одной из труднейших задач времени, образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке с глубоким убеждением и тёплою верою в истинно русские охранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия Отечества».
Во время обследования Московского Университета министр Уваров присутствовал на лекциях профессоров. В связи с этим А. Ярцев приводит такое высказывание С.С. Уварова: «Весьма часто случалось мне, - говорит Уваров, прервав лекцию профессора, докончить оную собственным нравоучением, всегда приводя речь к лицу Государя, к преданности Трону и Церкви, к необходимости быть русским по духу, прежде, нежели стараться быть Европейцем по образованию, к возможности соединить вместе незыблемое чувство верноподданного (верность монарху - Б.А.) с познаниями высшему, с просвещением, принадлежащим всем народам и векам».
Так вся забота министра народного просвещения заключалась в том, чтобы на основе его триединой формулы сохранить и укрепить самодержавный строй, а это значит - никакого просвещения для народа. Хотя при Уварове было положено начало реальному образованию в России, он стремился затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения. В целях преграждения доступа в учебные заведения детям, не имеющим родителей, Уваров повысил размер платы за обучение.
Народ был лишён доступа к богатствам национальной и мировой культуры.
На юбилейных торжествах в Москве, посвященных 60-летию Великого Октября, в докладе Л.И. Брежнева подчёркивалось:
«Один из секретов господства угнетателей всегда состоял в том, что прямое физическое насилие над классами они дополняли насилием духовным. Правящие классы всячески затрудняли трудящимся доступ к образованию и культуре, удерживали их в плену ложных идей и представлений». (Ложных - вроде уваровской «теории официальной народности» - Р.А.).
Только Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе исключительную жажду знаний, просвещения, культуры. Владимир Ильич Ленин и Коммунистическая партия с самого начала заботились о том, чтобы повышение культурного уровня трудящихся сочеталось с выработкой материалистического мировоззрения, с ростом их политической сознательности, творческой активности в борьбе за укрепление социалистического государства, за построение коммунистического общества.
Победа Великого Октября, победа социализма и строительство коммунизма - вот в чём проявляют себя основные черты русского - советского народа, руководимого Коммунистической партией. Вот эти основные, истинно - человеческие черты, а не те, которыми наделял народ царский министр Уваров!
Если Уваров стремился отодвинуть Россию на пятьдесят лет назад к времени ещё более мрачного прошлого, чему не суждено было сбыться, то Советский народ под руководством партии Ленина за пятьдесят лет со дня революции (к 1967 году) в неимоверно трудных условиях добился победы нового общественного строя, отстоял его в тяжёлой борьбе с ударными силами мирового империализма и сейчас строит Коммунистическое общество. Социализм в итоге этой борьбы превратился в мировую систему, решающую силу общественного развития в мире.
Крепостническо-полицейской цензурой Министр Уваров тормозил развитие прогрессивной литературы. Он был известен как организатор жестоких цензурных притеснений и гонитель А.С. Пушкина.
В книге «Тропа к Пушкину» (Москва, 1967 г.) говорится:
«В молодости Уваров вращался в литературных кругах, был членом кружка «Арзамас». Тогда с ним и познакомился А.С. Пушкин. Отношения между ними в то время были хорошие. Но постепенно отношения стали холоднее. С одной стороны, потому, что Уваров, став министром народного просвещения, начал теснить Пушкина цензурой, а с другой - этому способствовали реакционные взгляды Уварова, которые всё больше отталкивали поэта. Пушкину было известно, что творцом знаменитой формулы «православие, самодержавие и народность» был именно Уваров.
В феврале 1835 года, А.С. Пушкин в своём дневнике писал: «В публике очень бранят моего Грачёва (книга «История Пугачёвского бунта»), а что хуже не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении... Это большой негодяй и шарлатан».
В произведении «Былое и думы» А.И. Герцен выступает против «теории» официальной народности, основоположником которой был реакционер Уваров. Этой реакционной теории Герцен противопоставляет своё мировое мировоззрение с революционным пониманием роли народа. В произведении «Былое и думы» Герцен пишет: «Идея народности - идея консервативная... Николай бежал в народность и православие от революционных идей».
Наиболее полно раскрыл в своё время реакционную сущность уваровской «теории народности» революционный демократ В.Г. Белинский. Он называл Уварова министром «погашения и помрачения народного образования».
Не случайно в мрачную николаевскую эпоху Сергей Семёнович Уваров оказался министром просвещения и идеологом самодержавия. Николай I, очевидно, лучшего реакционера и не желал. За особую приверженность к монархии, Николай I пожаловал своему министру в 1846 году титул графа Российской империи. Таким образом, история Поречья переплетается с историей политической и культурной жизни нашей страны.
После отставки, в 1849 году, похоронив жену и поселившись в Москве, граф Уваров ещё больше привязался к своему любимому Поречью.
4 сентября 1855 года граф Уваров скончался, прожив шестьдесят девять лет. Печальная процессия направилась в село Холм Гжатского уезда через село Поречье, где в церкви была проведена панихида, после чего мимо дома пронесли его останки.
5. МУЗЕЙ ДРЕВНОСТИ В ПОРЕЧЬЕ.
После смерти министра Сергея Семёновича Уварова Поречье наследовал его сын Алексей Сергеевич Уваров. Он был видным русским историком и археологом, организатором Московского археологического общества и Российского исторического музея в Москве. Жена его, Прасковья Сергеевна, из рода князей Щербатовых, была тоже археологом. Супруги совершали раскопки в Европейской части России, пополняли музей экспонатами. Музей и библиотеку создал в Поречье Сергей Семёнович Уваров и расширил их Алексей Сергеевич Уваров. Ценность собранных в музее материалов определялась тем, «что было собрано Уваровым-археологом».
Музей находился в центре второго этажа Главного дома. Музейный зал был построен по проекту архитектора Д. Жилярди при восстановлении дворцового комплекса в 30-е годы XIX века. Стены музея - багрово-бархатистого цвета. Умеренной белизны мраморные колонны. Над ними возвышался стройный купол с отверстием вверху. Купол, завершался световым фонарём - стеклянным бельведером, возвышавшимся над зданием. Дневной свет, поступавший из бельведера через огромное отверстие купола, равномерно разливался по всему залу.
Достарыңызбен бөлісу: |