К материалу о Поречье. Немного о себе



бет1/5
Дата19.06.2016
өлшемі315.5 Kb.
#146145
  1   2   3   4   5


К материалу о Поречье.

Немного о себе.

Я, Архаров Валентин Петрович, местный старожил. Приехал в Поречье работать в среднюю школу в 1933 году. Уже после войны начал изучать на основе марксистко-ленинской методоло­гии, историю этого края, что мне очень помогло в преподавании географии, истории и Конституции СССР, в идейно-полити­ческом воспитании учащихся, используя местный материал.

После ухода на пенсию, в 1972 году делюсь знаниями со всеми, кто интересуется прошлым, настоящим и природой стари­нного села Поречье.

Собранный и написанный мною материал в виде очерка «Род­ное Поречье» передаю директору комплекса отдыха «Поречье» Матякину Константину Николаевичу.
РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ
Некоторые сведения из истории прошлого и настоящего села Поречье Можайского района

Среди живописной природы западного Подмосковья, в верховьях Москва-реки и в нижнем течении левого притока - Иночи, раскинулось село Поречье. Название его связано с распо­ложением по этим рекам. Река-Москва берет своё начало в два­дцати пяти километрах от Поречья из болота, у деревни Старьково, Можайского района. Её исток условно принято считать природной границей Подмосковья и Смоленской области. Река Иночь начинается в Шаховском районе, близь села Никольское, протекает по лесистой местности километров шестьдесят, при­нимает большое количество ключей и ручьёв и впадает в Москва-реку у деревни Грибово, что в полутора километрах от Поречья. На вершине пологого холма, спускающегося слева к реке Иночь и расположено село Поречье.

  1. ПОРЕЧЬЕ – ВЛАДЕНИЕ ЦАРСКОГО ДВОРА.

Поречье - это старинная усадьба графов Уваровых, которые владели ей девяносто девять лет (1818 – 1917 г.г.). До Уваровых Поречье принадлежало графам Разумовским, которые хозяйствова­ли здесь до 1818 года семьдесят шесть лет (1742-1818 г.г.). До Разумовских Поречье входило во владения Царского двора, тогда Государыни Екатерины Алексеевны (жены Петра I). Во владения Царского двора, по-видимому, включались имения, когда конча­лись права на владения вследствие смерти последнего наследни­ка. Так в ХVI-ХVII веках владельцами Поречья были Протопопов, Коробьин, Татищев, князь Прозоровский.

В 1719 году по именному указу Петра I велено: «Все име­ния, принадлежавшие князю В.И. Прозоровскому отдать в пожиз­ненное владение его жене - вдове княгине Ирине Михайловне, а после её смерти причислить к дворцовым волостям». Так Поречье вновь перешло во владения Царского двора.

От Екатерины Алексеевны владение усадьбой перешло к Ели­завете Петровне (дочери Петра I), которая 13 июня 1742 года подарила эти огромные земельные владения и свыше 10 тысяч кре­постных крестьян своему фавориту Разумовскому Алексею Григо­рьевичу.

Период владения Поречьем Разумовскими относится к такому времени, когда о Поречье мало известно, и, во всяком случае, оно не было постоянной или любимой резиденцией своих владель­цев.

2. ГРАФЫ РАЗУМОВСКИЕ - ВЛАДЕЛЬЦЫ ПОРЕЧЬЯ.
В начале ХVIII века в Черниговской губернии, на хуторе Лемеши жил реестровый казак Григорий Разум - забубённая голо­ва и «непросыпный» пьяница. И прозвище ему дали за его пьяную поговорку: «Гей, шо цо за голова, шо цо за разум». Не мало горя приняла за его пьянства и распутство жена его, Наталья Демьяновна. Детей у него было несколько. Старший, Алексей, родившийся в 1709 году, как только подрос, стал пасти деревенское стадо. Понравившись местному церковному притчу за приятный голос и привлекательную наружность, стал петь на кли­росе и учиться грамоте у дьячка.

Случилось так, что ездил в Венгрию полковник Вишневский покупать вино для двора Анны Ивановны - русской императрицы, дочери царя Ивана - брата Петра I, при которой Россией факти­чески правила придворная немецкая клика Бирона. На обратном пу­ти пришлось ему быть в церкви, где пел на клиросе Алексей. Ви­шневский прельстился голосом хлопца, и, не долго думая, увёз его в Петербург, певчим в Украинскую капеллу при императорском дворе (1713 г.). В придворном хоре голос его заинтересовал ца­ревну Елизавету Петровну, будущую русскую императрицу (1741-1761 г.г.), дочь Петра I, а красота его поразила её еще больше. Алексея переводят на службу ко двору будущей императрицы. Але­ксей Григорьевич становится любимцем царевны, её другом «нели­цемерным», - как она его называет. Таким он остаётся для Елиза­веты Петровны на всю её жизнь.

После коронации Елизаветы на Алексея Григорьевича сыплет­ся настоящий дождь высочайших милостей. Он известен как фаво­рит Елизаветы Петровны, возведённой на престол в результате дворцового переворота, совершенного группировкой дворянства, в котором участвовал и Разумовский, боровшейся против немецкой клики, захватившей власть при Анне Ивановне.

Алексей Григорьевич получил титул дворянина - граф, его младший брат Кирилл Григорьевич был назначен Гетманом Украины, несмотря на отсутствие какого-либо образования.

Восемнадцатилетний Кирилл был назначен президентом Россий­ской Академии наук, но Делами её занимался мало. Получив от Елизаветы огромные земельные владения и крепостных крестьян К.Г. Разумовский становится одним из крупнейших помещиков Ро­ссии. А Алексей Разум, теперь уже называвшийся Разумовским, становится камергером, генералом-поручиком, не имея понятия о военном деле, обер-ермейстером. В 1756 году он получил высший генеральский чин - фельдмаршал, хотя в армии никогда не служил и войсками не командовал. Когда Елизавета Петровна пожаловала ему этот чин, Алексей Григорьевич сказал ей: «Государыня, ты можешь меня назвать фельдмаршалом, но никогда не сделаешь из меня порядочного полковника. Смех, да и только!».

Эти странные факты объяснялись неограниченной властью са­модержавной царицы России.

Граф Разумовский был не лишен природного чутья и прекра­сно понимал, что при дворе будет нелегко без образования. Поэ­тому он окружил себя знатными людьми, под влиянием которых его быстрое возвышение не породило в высших Петербургских кругах особенной зависти и недовольства. Официальных постов в Прави­тельстве он не занимал, но пользовался огромным влиянием при дворе.

Пожалование Алексею Григорьевичу богатейших имений шло своим чередом. В числе их 13 июня 1742 года он получает из со­бственных императрициных вотчин в Можайском уезде сёла: Троицко-Болычёво, Рождественно-Поречье, Никольекое-Карачарово. Все эти вотчины были смежны. Двойные названия их обозначали наиме­нования храмов в этих сёлах.

1742 год - вот, следовательно, время, с которого Поречье из дворцового владения перешло к Разумовским. Такое неожидан­ное баснословное счастье выпало на долю Алексея Григорьевича Разумовского, и резко отразилось на жизни его матери Натальи Демьяновны, которая много горя приняла от своего пьяного и бе­спутного мужа.

После коронации Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич вы­писал свою мать ко двору - в Москву. После недолгого пребыва­ния в Москве (очень скучала) она уехала к себе домой (где уме­рла в 1762 году). В просторечии мать Разумовского называли Разумихой. Из времён её поездки в Москву рассказывают два анек­дота:

  • Когда Разумиха подъезжала к Москве, навстречу ей выехал сын Алексей Григорьевич. Мать не узнала сына. И в блестящем ца­ре-Дворце, когда приехали, не хотела верить чудной перемене до тех пор, пока Разумовский не разделся и не убедил мать в своей самоличности родимыми пятнами;

  • Для представления государыне Разумиху нарядили, напуд­рили, нарумянили. Войдя в дворцовый зал и увидев в зеркале та­кую пышную даму, Наталья Демьяновна не узнала себя и упала на колени, воображая, что перед нею императрица. И тут только по­няла, что это она сама и есть.

Эти мало правдоподобные весёлые рассказы помогают вполне раскрыть действительность, понять, как пастух, в условиях ца­ризма, стал крупным землевладельцем, графом и фельдмаршалом.

По преданию, императрица Елизавета Петровна вступила в тайный брак с Разумовским осенью 1742 года. Венчание происхо­дило в церкви подмосковного села Перово. Событию 240 лет, а маленькая часть этой церкви, как исторический памятник, стоит в Перове и сейчас.

После смерти Разумовского (1771 г.) Поречье наследовал его младший брат Кирилл Григорьевич, привезенный из родного хутора Лемеши, - то есть последний Гетман Украниы (1750-1764 г.) С 1787 года Кирилл Григорьевич жил в Москве. В 1794 году переехал в родную Малороссию. В 1803 году он умер в Батурине.

У Кирилла Григорьевича было несколько сыновей. Все его имения достались сыновьям по разделу, назначенному им самим. Можайские вотчины, в том числе и Поречье, с присудными к ним деревням, пришлись на долю Льва Кирилловича, четвертого сына Кирилла Григорьевича.

Лев Кириллович Разумовский зимой жил в Москве, в своем до­ме на Тверской, а летом - в роскошном Петровском-Разумовском. Навещал он и свои Можайские вотчины, где особо обращал внима­ние на украшение храмов. Умер он в 1818 году.

После смерти Л.К. Разумовского Поречье и Карачарово (Болычево не упоминается) приобретает его племянница Екатерина Алексеевна Разумовская и дарит своему мужу Уварову Сергею Се­мёновичу в качестве приданого.

С этого времени Поречье из рода Разумовских переходит в род Уваровых.

В 1806 году Сергей Семёнович Уваров, в возрасте двадцати лет, был направлен в составе русского посольства в Вену, где служил под началом талантливого русского дипломата Андрея Ки­рилловича Разумовского, то есть под началом дяди своей будущей супруги. Так состоялось знакомство Разумовских с Уваровыми.
3. ГРАФ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ.

Уваров С.С. происходил из старинной дворянской семьи. Ро­дился он в 1786 году в Петербурге. Отец его был подполковником Конной гвардии и адъютантом императрицы Екатерины II. По преда­нию, новорождённого Сергея крестили в дворцовой церкви и Госу­дарыня восприняла его от купели. Отца своего Сергей Семёнович лишился рано. Рос он (вместе со своим братом Фёдором) в непос­редственной близости от двора и мать дала сыновьям блестящее образование и аристократическое воспитание. В последствии, Се­ргей Семёнович Уваров стал русским реакционным государственным деятелем первой половины XIX века. Он был министром народного просвещения в Правительстве Николая I (1833-1849 г.г.) и Президентом Российской Академии наук (1818-1855 г.г.).

В чём заключалась реакционность Уварова Сергея Семёнови­ча? Он изобрёл пресловутую триединую формулу «Православие, самодержавие и народность».

Православие, самодержавие и народность помещичьи, буржу­азные правительства от Николая I до Николая II считали теми основами, на которые, по их мнению, опиралась жизнь русского народа в прошлом и настоящем.

В чем, по их мнению, заключалась народность?

Сторонники этой теории клеветнически искажали основные че­рты русского народа. Они считали, что народ русский религиозен по своей натуре, всегда предан Царю и не протестует против кре­постного права - так разъясняли они основные принципы Уваровской теории народности.

Утверждая это, они исходили из того, что русский человек представлялся им невежественным и покорным рабом, это было нужно самодержавию и являлось следствием антинародной политики царизма. Крепостническую Россию они считали идеалом государст­венного устройства. Все передовые идеи Запада были объявлены вздорными и преступными. Николай I не скрывал своего отношения к общественному мнению. «Должны повиноваться, а рассуждения свои держать при себе», - написал он выразительную резолюцию на одной из записок.

Таким образом, народность граф Уваров понимал как необхо­димость сохранения крепостнической самобытности России, укреп­ления крепостного права и, выдвинутая им «теория официальной народности» призвана была оправдывать темноту народа и угнете­ние его самодержавными помещиками, являлось идеологическим оружием реакции, служившим для укрепления крепостничества и самодержавия.

Династия Уваровых, одна из богатейших в России, была тесно связана с российским самодержавием. Кроме огромных богатств в Поречье, Уваровы владели крупными поместьями в Пензенской, Смо­ленской губерниях и на Северном Кавказе. Им принадлежали рос­кошные особняки в Москве и Петербурге.

Символично, что в центре села Поречье стояла подшефная Уваровым большая церковь, а напротив неё, на высоком мраморном постаменте, возвышался бронзовый памятник царю Александру II , поставленный на средства семьи Уваровых в 1913 году в ознамено­вание 300-летия династии Романовых. Это символизировало тесный союз церкви, самодержавия и российского дворянства.

Сергей Семёнович Уваров был ярым крепостником. К нему сле­дует обратиться, чтобы показать реакционную сущность крепостни­ческой системы. В речи, которую он произнёс 8 августа 1835 года (об этом пишет профессор А.В.Никитенко) Уваров говорил: «Мы, то есть, люди XIX века, в затруднительном положении. Мы живём среди бурь и политических волнений. Народы изменяют свой быт, волнуются, идут вперёд. Никто здесь не может продик­товать своих законов. Но Россия ещё юна, «девственна» и не до­лжна вкусить, по крайней мере, теперь ещё, сих кровавых тревог.

Надо продлить её юность и, тем временем, воспитать её. Вот моя политическая система. Я знаю что хотят наши либералы, наши журналисты и их клевреты... Но им не удастся бросить своих семян на ниву, по которой я сею, и которой я состою стра­жем - нет, не удастся!

Моё дело блюсти не только за просвещением, но и блести за духом поколения. Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьде­сят лет от того, что готовят ей теории, то исполню свой долг и умру спокойно. Вот моя теория. Я надеюсь, что это исполню. Я имею на это добрую волю и политические средства.

Я знаю, что против меня кричат! Я не слушаю этих криков. Пусть меня называют абскурантом. Государственный человек должен стоять выше толпы». (Никитенко А.В., соч. Дневник, Т. I, стр.267)

Так говорил царский министр Уваров. Это раскрывает всю су­щность мракобесия царского самодержавия, его враждебное отноше­ние к науке, культуре и народу.

Владимир Ильич Ленин, жестоко обличая вековую антинародную политику самодержавного режима, писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле обра­зования, света и знаний, такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». (Ленин В.И. ЛСС, т. 23, стр.127).

Всё это полностью относилось и к Московской губернии, хотя она и считалась одним из культурных центров Империи, а на деле здесь на десять жителей приходилось только восемь грамотных. Это относилось и к Порецкой волости, где была резиденция самого ми­нистра просвещения, а в действительности, крестьяне Порецкой волости, да как и всей Московской губернии, были почти сплошь неграмотными.

Выходящая в Москве газета, «Современная летопись», от 26 февраля 1861 года, писала: «Подмосковные крестьяне не найдут между пятидесятью своими двух грамотных. Бедные деревенские дети целые дни проводят в буйной и вредной праздности. Как же необходимо обучение грамоте детей подмосковных поселян!»

Следовательно, по свидетельству газеты, среди крестьян мо­сковской губернии на каждых сто человек девяносто шесть были неграмотными. А те крестьяне, которые знали грамоту, им, оказы­вается нечего было читать. Об этом говорит письмо крестьянина И. Ивина из деревни Старая Тяга Порецкой волости. Он в до революционное время с горечью писал: «У нас во всей округе, на пять верст кругом, ... нигде нет ни книжного склада, ни библиотеки, ни читальни и никакой вообще торговли книгами. Даже и в городах, на базарах и ярмарках не встретишь ни одной книжонки. Многие, не заглядывая по нескольку лет кряду в книжку, нередко совсем разучиваются читать и писать, чему в нашей волости име­ется ни один пример...».

Это письмо было опубликовано в журнале «Русское обозрение».

4. РЕАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ГРАФА УВАРОВА.
Поречье, как это всегда старался подтвердить Уваров, было любимым местом отдыха от государственных забот и трудов. «Прия­тные минуты», проведённые в Поречье, он считал, по его словам, «оазисом шумной жизни».

Так Поречье нравилось Уварову. От каких же государственных забот и трудов он сладко отдыхал в Поречье?

В книге «Описание имения Поречье графа Федора Алексеевича Уварова Можайского уезда, Московской губернии», её автор А.Ярцев пишет:

«Взгляды Уварова на народное просвещение проистекали из его основных взглядов на сущность государственного бытия России, а это: православие, самодержавие и народность - его триединая формула».

Когда, назначенный министром, в 1832 году, он приехал ре­визовать Московский Университет, он вступил в его стены с пре­дубеждением о том брожении и беспорядке в направлении мыслей, в которых обвиняли молодёжь. Но после многих наблюдений он отка­зался от своих воззрений. И, признав несостоятельность своих прежних заключений о господствующем в Университете духе, Уваров указывал на то, что если и были ошибки, то «нам остаются сред­ства сих ошибок не повторять. И, постепенно завладевши умами юношества, привести к разрешению одной из труднейших задач вре­мени, образование правильное, основательное, необходимое в на­шем веке с глубоким убеждением и тёплою верою в истинно русские охранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, со­ставляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия Отечества».

Во время обследования Московского Университета министр Ува­ров присутствовал на лекциях профессоров. В связи с этим А. Яр­цев приводит такое высказывание С.С. Уварова: «Весьма часто случалось мне, - говорит Уваров, прервав лекцию профессора, докончить оную собственным нравоучением, всегда приводя речь к лицу Государя, к преданности Трону и Церкви, к необходимости быть русским по духу, прежде, нежели стараться быть Европейцем по об­разованию, к возможности соединить вместе незыблемое чувство верноподданного (верность монарху - Б.А.) с познаниями высшему, с просвещением, принадлежащим всем народам и векам».

Так вся забота министра народного просвещения заключалась в том, чтобы на основе его триединой формулы сохранить и укре­пить самодержавный строй, а это значит - никакого просвещения для народа. Хотя при Уварове было положено начало реальному об­разованию в России, он стремился затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения. В целях преграж­дения доступа в учебные заведения детям, не имеющим родителей, Уваров повысил размер платы за обучение.

Народ был лишён доступа к богатствам национальной и миро­вой культуры.

На юбилейных торжествах в Москве, посвященных 60-летию Ве­ликого Октября, в докладе Л.И. Брежнева подчёркивалось:

«Один из секретов господства угнетателей всегда состоял в том, что прямое физическое насилие над классами они дополняли насилием духовным. Правящие классы всячески затрудняли трудящи­мся доступ к образованию и культуре, удерживали их в плену лож­ных идей и представлений». (Ложных - вроде уваровской «теории официальной народности» - Р.А.).

Только Великая Октябрьская социалистическая революция про­будила в народе исключительную жажду знаний, просвещения, культуры. Владимир Ильич Ленин и Коммунистическая партия с самого начала заботились о том, чтобы повышение культурного уровня трудящихся сочеталось с выработкой материалистического мировоззре­ния, с ростом их политической сознательности, творческой актив­ности в борьбе за укрепление социалистического государства, за построение коммунистического общества.

Победа Великого Октября, победа социализма и строительство коммунизма - вот в чём проявляют себя основные черты русского - советского народа, руководимого Коммунистической партией. Вот эти основные, истинно - человеческие черты, а не те, которыми на­делял народ царский министр Уваров!

Если Уваров стремился отодвинуть Россию на пятьдесят лет назад к времени ещё более мрачного прошлого, чему не суждено бы­ло сбыться, то Советский народ под руководством партии Ленина за пятьдесят лет со дня революции (к 1967 году) в неимоверно трудных условиях добился победы нового общественного строя, от­стоял его в тяжёлой борьбе с ударными силами мирового империа­лизма и сейчас строит Коммунистическое общество. Социализм в итоге этой борьбы превратился в мировую систему, решающую силу общественного развития в мире.

Крепостническо-полицейской цензурой Министр Уваров тормозил развитие прогрессивной литературы. Он был известен как органи­затор жестоких цензурных притеснений и гонитель А.С. Пушкина.

В книге «Тропа к Пушкину» (Москва, 1967 г.) говорится:

«В молодости Уваров вращался в литературных кругах, был чле­ном кружка «Арзамас». Тогда с ним и познакомился А.С. Пушкин. Отношения между ними в то время были хорошие. Но постепенно от­ношения стали холоднее. С одной стороны, потому, что Уваров, став министром народного просвещения, начал теснить Пушкина це­нзурой, а с другой - этому способствовали реакционные взгляды Уварова, которые всё больше отталкивали поэта. Пушкину было из­вестно, что творцом знаменитой формулы «православие, самодер­жавие и народность» был именно Уваров.

В феврале 1835 года, А.С. Пушкин в своём дневнике писал: «В публике очень бранят моего Грачёва (книга «История Пугачёвского бунта»), а что хуже не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении... Это бо­льшой негодяй и шарлатан».

В произведении «Былое и думы» А.И. Герцен выступает против «теории» официальной народности, основоположником которой был реакционер Уваров. Этой реакционной теории Герцен противопоста­вляет своё мировое мировоззрение с революционным пониманием ро­ли народа. В произведении «Былое и думы» Герцен пишет: «Идея на­родности - идея консервативная... Николай бежал в народность и православие от революционных идей».

Наиболее полно раскрыл в своё время реакционную сущность уваровской «теории народности» революционный демократ В.Г. Бе­линский. Он называл Уварова министром «погашения и помрачения народного образования».

Не случайно в мрачную николаевскую эпоху Сергей Семёнович Уваров оказался министром просвещения и идеологом самодержавия. Николай I, очевидно, лучшего реакционера и не желал. За особую приверженность к монархии, Николай I пожаловал своему министру в 1846 году титул графа Российской империи. Таким образом, ис­тория Поречья переплетается с историей политической и культурной жизни нашей страны.

После отставки, в 1849 году, похоронив жену и поселившись в Москве, граф Уваров ещё больше привязался к своему любимому По­речью.

4 сентября 1855 года граф Уваров скончался, прожив шестьдесят девять лет. Печальная процессия направилась в село Холм Гжатского уезда через село Поречье, где в церкви была проведена панихида, после чего мимо дома пронесли его останки.
5. МУЗЕЙ ДРЕВНОСТИ В ПОРЕЧЬЕ.

После смерти министра Сергея Семёновича Уварова Поречье на­следовал его сын Алексей Сергеевич Уваров. Он был видным русским историком и археологом, организатором Московского археологичес­кого общества и Российского исторического музея в Москве. Жена его, Прасковья Сергеевна, из рода князей Щербатовых, была тоже археологом. Супруги совершали раскопки в Европейской части Рос­сии, пополняли музей экспонатами. Музей и библиотеку создал в Поречье Сергей Семёнович Уваров и расширил их Алексей Сергеевич Уваров. Ценность собранных в музее материалов определялась тем, «что было собрано Уваровым-археологом».

Музей находился в центре второго этажа Главного дома. Му­зейный зал был построен по проекту архитектора Д. Жилярди при восстановлении дворцового комплекса в 30-е годы XIX века. Стены музея - багрово-бархатистого цвета. Умеренной белизны мраморные колонны. Над ними возвышался стройный купол с отверстием вверху. Купол, завершался световым фонарём - стеклянным бельведером, воз­вышавшимся над зданием. Дневной свет, поступавший из бельведера через огромное отверстие купола, равномерно разливался по всему залу.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет