Карточки к урокам по А.С.Пушкину
(материалы к урокам для подготовки учащихся к ГИА по литературе)
№1. Запишите в правильной логической последовательности сведения из биографии А.С. Пушкина, приведённые вразбивку.
Летом 1881 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург. Мальчик поступил в Лицей, учебное заведение для детей дворян, которое находилось недалеко от Петербурга, в Царском Селе.
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего в России генералом. В семье Пушкиных увлекались литературой, в доме часто бывали писатели. Маленький Александр был привязан к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, у неё учился русской грамоте, слушал её рассказы о старине. Слушая няню, Арину Родионовну, постигал красоту русских народных сказок и песен.
По окончании Лицея в 1817 году будущий поэт поселился в Петербурге, куда переехали его родители. Поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его увлекала поэзия. В это время Пушкин пишет «Песнь о Вещем Олеге» (1822), а также многие вольнолюбивые стихи, за которые император Александр I в 1824 году отправляет поэта в ссылку на юг, в Кишинёв и Одессу. Потом следует ссылка в Михайловское, родовое имение. Здесь Пушкин написал трагедию «Борис Годунов». Затем ему было разрешено жить в Москве, где на одном из балов он встретил Наталью Николаевну Гончарову и сделал ей предложение.
Осенью 1830 года перед женитьбой поехал в Болдино, село, которое выделил ему отец в качестве наследства. Там его задержала эпидемия холеры. Болдинская осень 1830 года была плодотворной. Пушкин написал в это время много стихотворений, «Повести Белкина» и другие произведения.
19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. Началась интересная лицейская жизнь.
№2. «Стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре политической, философской и любовной лирики Лермонтова. В нем – узел всех противоречий эпохи, которые проходят через творчество великого поэта, - от первых робких стихов до дивных песен последних дней. В нем чуткое ухо улавливает и стон человека «от рабства и цепей», и властный призыв к борьбе с палачами свободы, гения, славы; в нем слышится пророческое предсказание черных дней для жадной толпы, стоящей у трона, и траурные звуки последней мелодии поэта – «Выхожу один я на дорогу…», этого реквиема по самому себе…» (В.Архипов)
-
Почему В.Архипов считает, что стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре лирики Лермонтова?
-
В чем в стихотворении выражается поэтика битвы? С кем и с чем, на ваш взгляд, сражаются поэты?
-
Найдите средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выразил идею стихотворения?
№3. «Пушкин преимущественно изображает природу в её спокойные моменты. Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя.
Неоднократно приходилось указывать на замечательную простоту и безыскусственность изображения, столь характерного для творчества Пушкина вообще.
Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придает картине яркость и выразительность». (В.Ф.Саводник)
-
В чем особенность пейзажной лирики А.С.Пушкина?
-
Проиллюстрируйте «замечательную простоту и безыскусственность изображения» природы у Пушкина известными вам стихотворениями поэта.
-
С помощью каких художественных приемов поэт придает картинам природы яркость и изобразительность? Приведите примеры.
№4. «К Чаадаеву».
«Одним из наиболее популярных политических стихотворений Пушкина периода 1817 -1820 гг. является послание «К Чаадаеву»… Отсутствие дидактического (наставительного, поучительного) элемента придавало содержанию стихотворения большую емкость.В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, то есть о тех вопросах, которые могли разъединить людей. Но ярко проявилась ненависть к угнетению, желание видеть Родину свободной и счастливой». (Б.В.Томашевский)
-
Почему в стихотворении «К Чаадаеву» употребляется только местоимение Мы? О чем это говорит?
-
Вспомните стихотворения Пушкина «19 октября», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…». Какое лирическое чувство объединяет их со стихотворением «К Чаадаеву»?
-
Томашевский говорит о большой емкости стихотворения. Как вы понимаете это выражение? Почему послание актуально и сегодня?
№5. «К морю»
«В стихотворении «К морю» Пушкин прежде всего выступает как певец свободы человека… Поэтому и самый образ моря принимает в его представлении в известной мере символический характер, сохраняя при этом всю свою изобразительную конкретность…» (Н.Степанов)
-
Докажите примерами из текста, что образ моря сохраняет «свою изобразительную конкретность».
-
Какие эпитеты и сравнения говорят о том, что море – это поэтический образ, в котором для Пушкина заключен ряд ассоциаций со свободой, независимостью, неукротимостью, величием?
-
Учитывая внутренний смысловой параллелизм образа моря, объясните, почему после лирического описания моря следует размышление о судьбе Наполеона, Байрона и самого поэта?
№6. «Пророк»
«У Пушкина пророк несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта… и отстаивал общественную роль искусства». (Н.Степанов).
-
Какова, по мнению Пушкина, общественная роль искусства? Как он понимает призвание поэта?
-
Чем отличается пушкинский поэт-пророк от библейского?
-
Как вы думаете, почему Пушкин использует библейские мотивы, чтобы показать роль поэта в жизни и обществе?
№7. «Анчар»
-
Эстетическую задачу, которую А.С.Пушкин неизменно ставил перед собой, создавая величайшие образцы поэзии, сам он определил так: «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум». Как вы думаете, удалось поэту в стихотворении «Анчар» найти такой союз? Аргументируйте свой ответ, вспомнив понятие «звукопись» (аллитерация, ассонанс).
-
Почему, по-вашему, описательную и повествовательную части стихотворения поэт соединяет противительным союзом но?
№8. «Я помню чудное мгновенье»
«Пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь – образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества». (А.И.Белецкий). Какие слагаемые художественного творчества неразделимы для А.С.Пушкина? Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения – любовь или творчество? №8. «Я вас любил…» «В буквально напоенных любовью восьми строчках стихотворения заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». (Д.Д.Благой) Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил…» можно назвать высоким, самоотверженным, благородным. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихотворение? Е. Романичева: А.С. Пушкин. «Сонет»
Вам предстоит поработать со стихотворением А.С. Пушкина «Сонет». Внимательно прочитайте текст (для удобства он разбит на строфы) и сопровождающие его комментарии. Последовательно выполняя все задания и отвечая на вопросы, вы сможете сделать его письменный анализ.
1. В сонете названы поэты, творившие в этом жанре. Как связано упоминание имён поэтов с содержанием первой строфы? Какая тема заявлена в ней? Как вы думаете, почему именно в таком порядке они упомянуты? Обратившись к датам, сделайте вывод о том, когда возник сонет как жанровая форма. Подумайте, почему в первой строфе имя Шекспира заменено перифразом — “творец Макбета”?
Для справки. Перифраза — вид словесного оборота (тропа) с переносным значением, в котором происходит замена названия на указание его характерных черт или признаков.
2. Прочитайте вторую строфу: что это за “наши дни”, о которых упоминает поэт?
Для справки. Стихотворение «Сонет» написано в 1830 году.
3. Почему имя Вордсворта упомянуто в тексте дважды (в тексте и в эпиграфе)? Как эпиграф помогает понять основную мысль и/или тему стихотворения?
Для справки. Эпиграф — краткий отрывок из произведений другого автора, фраза, пословица, отрывок из песни, помещенные в начале произведения или главы. В афористически краткой форме эпиграф выражает основную тему, идею или настроение произведения, с его помощью автор выражает своё отношение к изображаемому.
4. Определите стихотворный размер, которым написан сонет, понаблюдайте за рифмовкой каждой строфы, попробуйте дать определение сонета как жанровой формы. Подумайте, к какому роду литературы он относится.
5. Какова лирическая тема сонета? Проследите, как она развивается в каждой из строф.
Для справки. “Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нём утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъёма. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка её, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности” (А.Квятковский. Школьный поэтический словарь).
6. Как вы думаете, о каких “мечтах” идёт речь в третьей строфе? Почему Пушкин вновь употребляет перифраз? Можно ли сказать, что в этой строфе начинается нисхождение темы, заявленной в «Сонете»?
7. Согласно канону сонет должен заключаться “сонетным замком”, то есть фразой, содержащей парадокс, неожиданный вывод. Как вы думаете, следует ли этой традиции Пушкин?
М.Богомолова:
К уроку в 9-м классе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника В.Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии».
Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трёх заданий гарантирует получение “5”, двух — “4”, одного задания — “3”.
Вариант I
1. В 1824 году А.С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают?
2. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» половина строк (пятнадцать) начинается с союза “и”. Как называется такой художественный приём и в чём особенность его использования в этом лирическом произведении?
3. В статье «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц (А.Д. Синявский) писал: “___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А.С. Пушкина, построенного на сопоставлении. Восстановите это слово-название и объясните, в чём художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять?
Вариант II
1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внёс А.С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?
2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А.С. Пушкина.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит _____________ головы;
Бежит он, ____________ и ____________,
И звуков и смятенья полн,
На берега _________________ волн,
В ________________________ дубровы.
Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения?
3. Известны такие высказывания А.С. Пушкина, обращённые к разным адресатам и по разным поводам: “Цель поэзии — поэзия…”; “Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чём суть полемики, отражённой в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?
Вариант III
1. Сонет — это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший) со строго определённой системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы — антитезис — вывод. Назовите стихотворение А.с. Пушкина, созданное в жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении?
2. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”, “влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении?
3. Вторая часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза “но”. Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный приём положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот приём использует автор?
Вариант IV
1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чём различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
2. Сравните два варианта строки из стихотворения А.с. Пушкина «Арион»: “Гимн избавления пою” и “Гимны прежние пою”. Какая из них и почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения?
3. В стихотворении «Поэту» есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ художник?”
-
Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин; б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте свой выбор.
-
К слову художник возможен целый ряд определений: а) увенчанный, б) разборчивый, в) взыскательный, г) божественный. Какое из них и почему выбрал А.С. Пушкин?
Достарыңызбен бөлісу: |